Функциональная и дисфункциональная семья: что это значит

Есть ли критерии, которые отличают хорошие (здоровые) и плохие (нездоровые) семьи? По каким признакам можно определить, что в одной семье все ОК, а в другой что идет не так ? Как понять эти различия?

Все слышали, а многие и читали загадочную фразу Льва Толстого “Счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые — каждая по-своему”. Что то странное есть в этом высказывании, и в целом даже и сложно согласиться, что счастливые семьи одинаковые. Счастье — категория сложная и понимается каждым по своему, счастье преходяще. Одним — рай в шалаше, другим — чтобы было все Inclusive. Поэтому, чтобы его высказывание было легче понять и принять, надо понимать, что под счастьем наш великий классик мог понимать здоровую семью — вариант нормы, когда супруги любят друг друга, уважают, понимают, их ценности близки, и задачи семьи реализуются успешно.

Психологическая наука также изучает не “счастливые семьи”, а здоровые (функциональные) и, соответственно дисфункциональные. Поэтому есть смысл остановиться именно на этом термине. Читатели наших статей могли заметить, что автор хочет определить “современную семья” с разных точек зрения и дать социо-психологическое определение термину “современная семья”.

функциональная семья

Здоровая семья

Здоровая (функциональная) семья — это семья, которая признает и успешно (конструктивно) решает внешние и внутренние проблемы, то есть это семья, которая хорошо справляется с семейными функциями — от репродуктивной, хозяйственно-бытовой до социальной, духовной и т.д.

У семьи есть функции, от которых очевидно не отвертеться – надо вести совместное хозяйство, надо растить детей, надо поддерживать любовные, уважительные отношения. У здоровой семьи все это получается хорошо. Вот какими признаками наделяет психолог В. Сатир функциональную семью (“Как строить себя и свою семью” М., 1992):

каждый член воспринимается как равный другим;

доверие, честность и открытость являются существенными;

внутрисемейное общение является конгруэнтным;

члены поддерживают друг друга;

каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;

отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

существенное место занимают традиции и ритуалы;

члены принимают особенности и уникальность каждого из них;

уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);

чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

Иногда добавляются еще такие признаки:

1. Роли в такой семье выбираются, а не навязываются, семейная система гибкая и изменчивая с течением времени;

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);

3. Члены семьи знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим;

4. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;

5. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;

6. Родители делают то, что говорят;

7. Ошибки прощаются, на них учатся;

8. Гибкие семейные правила, возможность их обсуждения; отсутствие “законов”.

9. Каждый член такой семьи имеет выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, поэтому и другие могут входить на территорию другого, но каждый может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой и с другими членами семьи.

Когда семья выполняет все свои функции — она может справляться с трудностями и переживать кризисы. И только совместно обсуждая проблемы, люди более гибко могут подстраиваться под обстоятельства, учитывая интересы и особенности каждого.

Дисфункциональная семья

Для лучшего понимания приведем определение дисфункциональной семья. Это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Понятие «дисфункциональной семьи» ввели в психологию чтобы описать семьи, в которых нарушено выполнение супружеских, родительских, материальных и бытовых функций. Из-за этого возникают препятствия для личностного роста и самоактуализации каждого члена семьи. Дисфункциональная семья является фактором девиантного поведения подростков, а впоследствии и взрослых.

Дисфункциональная семья, по мнению российских психотерапевтов Марика и Эв Хазиных, характеризуется:

Отрицанием проблем и поддержанием иллюзий.Отрицание — слепота, страх посмотреть истине в глаза. Семья начинает признавать проблему спустя только много лет. Из-за стыда не признаются проблемы.

Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.

Жесткостью и косностью правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.

Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной. Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.

Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.

Конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми.

Поддержанием видимости благополучия.

Полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные».

Абсолютизирование контроля главы семьи.

Другие психологи добавляют и такие признаки:

  • Нет интимности, здоровых границ и уважения к личному пространству.
  • Чувство стыда и манипуляции используются как регуляторы поведения.
  • Строго табуируются темы секса, анатомического строения организма, отношений, рождения, смерти.
  • Личные потребности каждого приносятся в жертву потребностям семьи.
  • Контролируются и подавляются проявления индивидуальности.
  • Конфликты становятся хроническими.
  • Преобладают дуальные, полярные и оценочные суждения.
  • В такой семье мало юмора и смеха.
  • При этом отрицание часто мешает осознать эти признаки и начать что-либо делать.

Также выделяются категории (типы) семей, которые находятся в «зоне риска», чтобы быть/стать дисфункциональной. Один и тот же семейный союз может одновременно входить в несколько из этих категорий:

  • Созависимые. Любая зависимость одного из родственников влечет за собой созависимость остальных, если они остаются в близких отношениях.
  • Многопоколенные семьи, состоящие из трех поколений, живущих вместе. В таких союзах нарушаются границы между поколениями, функции родителей зачастую выполняют прародители, бабушки и дедушки, часто случаются конфликты.
  • Многодетные браки, в которых родительские обязанности возлагаются на старших детей. Когда старший ребенок воспитывает остальных – его ответственность становится непосильной. Он чувствует себя уже не в «детской системе», но и не будет полностью принят в родительскую систему.
  • Те, кто часто переезжают. Например, военнослужащие, у них наблюдается высокий уровень тревоги.
  • Семьи, в которых родитель-одиночка каждого партнера рассматривает как потенциального родителя и вступает в многочисленные, следующие одна за другой любовные связи.
  • Пережившие утрату значимого родственника, но не справившиеся с ней.
  • Браки, в которых женщины доминируют и перекладывают ответственность за неудачи на мужчин или наоборот – мужчины объединяются против женщин, соперничают с ними.
  • Семьи, которые были неполными. Приемный родитель, который адаптируется к уже сложившейся семейной структуре, не всегда гармонично взаимодействует с другими родственниками.
  • Опекунские семьи во время адаптации.
  • Психосоматические союзы. Характеризуются излишним стремлением опекать друг друга, они лучше функционируют, когда один из членов болен, отличаются неспособностью разрешать конфликты и жесткостью структуры, эмоциональной зависимостью от симптома.
  • Союзы, в которых родительские и отчасти супружеские функции выполняет ребенок, например, неполные семьи с инфантильным родителем.
  • Браки, назначающие ребенка «смыслом всей жизни».
  • Семьи, в которых один из значимых членов подолгу и часто отсутствует. Дополнительная нагрузка на супруга, который остается дома с детьми наносит ущерб партнерству, а дети могут отвергать отсутствующего родителя, чувствуя обиду и гнев.
Читать статью  Быт семьи – семейные обязанности – кто что должен

Но почему люди выбирают партнера, с которым не получается построить здоровые отношения? Каковы мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях? Согласно некоторым исследователям эти мотивы следующие:

  • Возникшие из-за давления социума «Тебе же уже 20/30/40 лет, пора и замуж/жениться/детей рожать».
  • Сформировавшиеся из чувства долга или вины, например, из-за незапланированной беременности.
  • Заключенные из расчета, когда материальные выгоды от союза стоят на первом месте.
  • Возникшие из-за сильного страха одиночества, ощущения пустоты.
  • Компенсаторные мотивы, когда после одних тяжелых отношений человек незамедлительно вступает в новые отношения, например, движимый чувством обиды на предыдущего партнера, он «мстит» — спешит создать новый брак.

В дисфункциональной семье человек не может адекватно оценивать ситуацию. Поэтому вместо развития происходит принятие «удобных» ролей в отношениях — человек принимает жесткие, негибкие роли ради своего выживания, и он настолько вцепляется в эти роли, как будто его жизнь зависит от этого, так как он верит в это. Напротив, в здоровой семье человек имеет способность реально оценивать себя, других людей, ситуацию.

Дети в дисфункциональных семьях

Непродуктивная и эмоционально нестабильная семейная система в моменты стресса привлекает в конфликт третьих участников. Например, жена может вовлекать свою мать для разрешения конфликта с мужем, или муж может втянуть ребенка в спор с женой. Такие триады создаются для снятия напряжения и чувства тревоги, но не приводят к рациональным решениям, а вызывают еще большую тревогу (в отличие от пар-диад, где ведущая роль у диады муж-жена).

Дети в дисфункциональных семьях часто становятся на сторону одного из родителей в затянувшемся конфликте, тем самым отвергая другого. Жить в таком стрессе им тяжело, семья выступает как источник травматизации личности ребенка и становится причиной его психологических проблем. Подростки из дисфункциональных семей чувствуют стыд, страх, гнев и другие негативные эмоции, которые не осознают. Они испытывают трудности с доверием, часто врут, не уверены в себе, ищут одобрения, импульсивны. Некоторые свой подавленный гнев на родителей он выражает в школе, и его способ справиться – это буллинг, агрессия.

Ребенок, вырастая, понесет с собой этот набор представлений о том, какими должны быть отношения, даже если это семья дисфункциональная. Его собственная семья может развиваться по модели родительской, с теми же травмирующими ситуациями, но может пойти и по другому сценарию, если выросший ребенок проведет «ревизию» своего опыта и осознанно перестроит шаблоны поведения.

Симпсоны как визуальный нон-фикшн дисфункциональной семьи

Симпсоны как пример дисфункциональной семьи

Вряд ли кто про себя скажет «я живу в дисфункциональной семье». Но можно представить, что кто то скажет: «да у нас как у Симпсонов!» На примере этого произведения можно наглядно увидеть, как происходит формирование, существование и выздоровление дисфункциональных союзов. Родители — Гомер (пивной алкоголик) и Мардж Симпсоны — поженились из за незапланированной беременности (но они хотя бы любили друг друга). Старший сын не успевает в школе, средняя дочь страдает от перфекционизма и не умеет дружить, а младшая выглядит совершенно заброшенной, потому что мать занята решением бесчисленных бытовых проблем. Лиза Симпсон, блюз о своей семье:

«У меня такой ужасный брат, Он бьет меня каждый день.
А сегодня утром моя мать
Отдала мой последний пирожок.
Мой отец ведет себя так,
Как будто он живет в зоопарке.
Я самый грустный ребенок
Во втором классе!»

Выздоровление: открытые коммуникации — построение семейных традиции — качественное выражение чувств

семейный тренинг - от дисфункциональной семьи к здоровой

Сделать из дисфункциональной семьи здоровую трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения — дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или «фамильный порок». Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.

Если речь идет о выздоровлении целой семьи, а не отдельного человека, то без профессионального психолога не обойтись. Обычно проработка идет в формате семейных тренингов, на которых психолог с помощью игр и упражнений учит выстраивать коммуникацию, уважать границы друг друга. Упражнения для тренинга подбираются так, чтобы проработать доверие и развить эмпатию, научить всех членов семьи высказываться «я-сообщениями», давать друг другу поддержку и обратную связь. Вот примеры задач, которые стоят перед выздоравливающими членами семьи:

1-я задача: понимать разницу между тем, между здоровой и дисфунциональной семьей. Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения. Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.

Читать статью  Заново перечитывая «Домострой» - Азбука супружества

2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.

3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими (необходимо делиться болезненными воспоминаниями с другими, это снижает стыд, вину и другие болезненные эмоции, препятствующие дальнейшему личностному росту).

4-я задача: понять связь между поведением в детстве и во взрослом возрасте (так как цель работы — изменение, это возможно только при определении паттернов поведения, возникших в детстве, которые повторяются в зрелом возрасте).

5-я задача: изменение стиля жизни. Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.

6-я задача: поиск нового поведения. Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему. Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства.

Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как «сознательная воля». Итак, путь к от дисфункциональной семьи к здоровой можно выразить триадой: открытые коммуникации — построение семейных традиции — качественное выражение чувств.

Что вызывает дисфункцию семейных отношений

На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с разнообразными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами.

Речь идет о довольно широком спектре обстоятельств, особенностях социальной среды, условиях жизнедеятельности семьи, изменениях в личности одного из супругов, которые могут усложнить функционирование семьи. Все многочисленные проблемы, которые возникают перед семьей можно условно распределить по силе и продолжительности их влияния.

Особое значение имеют при этом две группы семейных проблем. Примером первых может служить смерть одного из супругов, известие о супружеской измене, внезапные изменения в жизни и социальном статусе (например, внезапное и серьезное заболевание) [16, с.72].

Ко второй группе проблем можно отнести чрезмерные физические и психические нагрузки в быту, на производстве, сложность с решением жилищной проблемы, продолжительный и стойкий конфликт между членами семьи.

Можно привести следующую классификацию проблем, с которыми встречается семья. Выделяют два их типа: проблемы, связанные с резким изменением образа жизни семьи (жизненного стереотипа) — например, заключение брака, начало семейной жизни, рождение ребенка. И проблемы, которые связаны с кумулятивной трудностью, то есть их наложением — например, необходимость принятия решений целого ряда проблем сразу после появления в семье ребенка, а именно окончание получения образования, усвоение специальности, решение жилищной проблемы, ухода за ребенком.

Семья, которая встретилась с трудностью, в определенной мере старается противостоять ей, предупредить отрицательные следствия. Исследования свидетельствуют, что существуют довольно четкие отличия в том, как разные семьи реагируют на трудности.

В одних случаях трудности осуществляют мобилизующее, интегрирующее влияние; в других — наоборот ослабляют семью, приводят к возрастанию в ней противоречий. Причем, второе — наиболее характерно именно для молодых семей, которые являются и слабо подготовленными и не испытательными в мире семейных неурядиц [17, с.59].

Конфликты в семье — это обострения разногласий между ее членами на основе расхождения идей, взглядов, интересов, потребностей, стремлений вследствие низкого уровня этико-психологической культуры, неумения преодолевать различные трудности. Тем не менее, чаще всего конфликты в семье не имеют важных на то причин и возникают из-за мелочей.

Вот так выглядит классификация конфликтов, которые рождены неудовлетворенными потребностями:

1. конфликты, которые возникают на почве неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, беспричинная критика.

2. Конфликты, психическое напряжение на основе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих партнеров. Они могут иметь разный фундамент для возникновения: сниженная сексуальность одного из партнеров; несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; низкий уровень осведомленности и культуры партнеров по вопросам психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; разные болезни; значительное хроническое физическое или нервное перенапряжение одного из партнеров.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, которые имеют своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих партнеров в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение партнеров.

4. Конфликты, ссоры на почве влечения одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и других гипертрофированных потребностей, которые приводят к неэкономным и неэффективным затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые споры, которые возникают на основе преувеличенных одним из партнеров потребностей. Вопрос взаимного бюджета, содержания семьи, вклада партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, на почве потребности в взаимопомощи, сотрудничестве, а также связанные с распределением домашней работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

7. Конфликты, ссоры, которые рождены неудовлетворенными потребностями партнеров в питании, одежде, благоустройстве жилья, а также личными потребностями супругов.

8. Конфликты на почве различных потребностей и интересов в проведении досуга, разных хобби.

Именно из-за таких конфликтов количество разводов просто ужасает! За последние годы увеличились случаи разводов среди молодых семей, которые даже не прожили и 5 лет в супружестве.

Стабильность или нестабильность брака рассматривается, таким образом, именно через удовлетворенность потребностей молодых супругов. Считается, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Другими словами, супруги должны удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах.

Значит, брак является стабильным лишь тогда, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, если ни один из партнеров не ощущает чувства отчуждения и психологического одиночества.

Для каждого из партнеров в браке должен быть довольно оптимальный необходимый уровень удовлетворения потребностей, в противоположном случае будет возникать дискомфорт, будут возникать и укрепляться отрицательные эмоции и чувства. А на почве неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей могут возникнуть временные или хронические физиологические, психические напряжения, которые постепенно могут подточить эмоционально-психологическую стабильность брака [11, с.91].

Психологи выделяют такие типичные варианты завершения семейных конфликтов:

1. Принуждение — волевое навязывание такого результата, который устраивает лишь инициатора спора. При этом унижается достоинство другого члена семьи, ограничиваются его права, возникает кризисное состояние.

Читать статью  13 лучших фильмов о семейных ценностях, которые должен посмотреть каждый

2. Конфронтация — никто из участников спора не принимает во внимание позицию другого, и отношения между членами семьи становятся отрицательными.

3. Специальный уход от развязывания разногласий. Положительным здесь является то, что возникает время для обдумывания, разумного принятия решения.

4. Компромисс, то есть открытый поиск наиболее удобного и справедливого для участников спора его решения на основе равенства прав и обязательств, открытых требований, взаимных уступок.

В частности в Законодательстве Украины «О браке, семье и наследовании» детально расписаны пути решения семейных конфликтов.

Итак, вступая в брак нужно понимать, что совместная жизнь двух людей сложна и будничной работы в ней больше, чем праздников. Поэтому, все проблемы, которые будут возникать на пути, супругов нужно преодолевать вместе, спокойно, уважая точку зрения партнера.

Семейные дисфункции

К семейным дисфункциям можно отнести неврозы и психозы в семье.
Психоз — глубокое расстройство психики, психической деятельности. Эти расстройства проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Психозы могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и т.п.
Бред – совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, не соответствующих действительности, в которых человека не возможно разуверить.
Психоз необходимо отличать от невроза
Психоз связан с элементами человеческой личности и существования, чем невроз, и (процитирую самого себя).
Невроз — функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний и психических перенапряжений. Основные неврозы: неврастения, истерия, навязчивые состояния.
Семья — малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Брак — добровольный семейный союз порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
На формирование успешного брака влияют 8 параметров:
1. Доверительность;
2. Взаимопонимание;
3. Сходство во взглядах;
4.Легкость в общении между супругами;
5. Взаимная эмпатия;
6. Психотерапевтичность общения;
7. Удовлетворенность отношениями;
8. Позитивность отношений.
Однако, существуют семейные мифы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Это могут быть понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ «Мы».
Т.М.Мишина (1983) первой ввела понятие «образ семьи, или образ «Мы», под которым имела ввиду целостное, интегрированное образование – семейное самосознание, определяющее целостной регуляцией поведения семьи, согласование позиций отдельных её членов.
Цель такого мифа — закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге.
Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных – семейные мифы.
В дисфункциональной семье существует механизм психологической защиты – «расщепление» выступающие в двух формах.
Первая встречается когда супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обеими супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф «мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распределять эту оценку на моральные устои общества.
При второй форме расщепления речь идёт о ситуации, когда один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как символ подавленных аспектов собственной личности. Каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своём супруге проявление тех качеств, которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, частности по вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности, тревоги и вины.
По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются следующие семейные мифы: «Мы такая отличная семья, но другим не дано понять», «Он такой поганец (о своём ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, большой член семьи) и требует особого отношения; мы живём для него». Существуют дисфункциональные семьи с определенной структурой семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др.
У З.Фрейда есть отдельная статья (1909) о семейных фантазиях, где субъект в своём воображении изменяет свои связи с родителями ( воображая, к примеру, себя подкидышем). Подобные фантазии основаны на Эдиповом комплексе.
В этих фантазиях субъект придумывает себе другую семью и сочиняет по этому поводу своего рода роман. В явной форме подобное фантазирование встречается при параноидном бреде. Вскоре Фрейд обнаружил его примеры у невротиков: скажем ребенок воображает, будто его родители – люди знатные, или что его отец был знатен, или что его мать имела тайную связь со знатным человеком, или же что сам он законный сын, а его братья и сестры – незаконные дети. Это желание принизить родителей в одном смысле и возвеличить в другом, желания величия, попытка обойти барьер инцеста, соперничество с сиблингами (братьями и сестрами) [Ж. Лапланш, Ж.Б. Понталис . Словарь по психоанализу, с. 517].

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник https://nko-family.ru/articles/funkcionalnaa-i-disfunkcionalnaa-sema-cto-eto-znacit

Источник https://studbooks.net/711601/sotsiologiya/prichiny_disfunktsii_seme

Источник https://proza.ru/2018/04/13/916

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *