Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы)

В статье представлены основные аспекты творческого саморазвития личности в рамках обучения в высшего учебного заведения. Отмечается, что творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности.

Ключевые слова

Текст научной работы

Значение саморазвития личности молодого специалиста в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. Формирование у обучаемых творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях воспитание стремления к саморазвитию — задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием.

Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие», «творческая деятельность» невозможно без уяснения понятия «творчество», его сущности. Понятие творчеству как деятельности дают многие известные ученые, такие как Б. М. Теплов, А. К. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев.

В учебном процессе ВУЗа должно быть определено место для стимулирующих условий творческого саморазвития личности студента, поэтому, проблемы его профессионального образования могут быть решены за счет «процессов самости».

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития.

Творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

В ВУЗе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Итак, проведя анализ структурных компонентов творческого саморазвития личности студента можно обозначить механизм:

  1. Осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей:
  2. Оценка результатов своей учебной деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей деятельности.
  3. Осознание и самостоятельный выбор средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями к профессии и внутренней готовностью студента к их осуществлению
  4. Осознание и самостоятельный выбор средств, необходимых для преодоления барьеров творческого развития личности студента.
  5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса.

Таким образом, обозначив механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым определили последовательность действия студента, при формировании структурных компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

Читайте также

  1. Лисицина А.С.
  1. Мальцева Е.С.
  1. Панина К.В.
  2. Куликова А.А.
  1. Барышева О.Н.
  2. Гостюшева Е.М.
  3. Якименко Л.А.
  1. Гостюшева Е.М.
  2. Якименко Л.А.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. — Книга 1. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 568 с.
  2. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Кн. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. – 188 с.
  4. Дыбина О.В. Творчество – как сущностная характеристика человеческого бытия. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96 с.
  5. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – 335 с.
  6. Попов Л.М. Концепция человека – как субъекта самовоспитания и саморазвития / В кн. Практические советы самопостижения и самопознания. — Казань: КГУ, 1993. – С. 3-5.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Читать статью  Личностный рост – список онлайн-школ и университетов

Цитировать

Гостюшева, Е.М. Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы) / Е.М. Гостюшева, Л.А. Якименко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 272-274. — URL: https://novainfo.ru/article/5765 (дата обращения: 06.07.2022).

Поделиться

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Нынешнее развитие российского образования стремится к стабилизации. Этому поспособствовало прежде всего стабильное развитие России после преобразований конца XX в. в социально-политической и экономической сферах. Именно образование определяет скорость становления России как демократического и правового государства, переход его к рыночной экономике и степень отставания его развития от остального мира в экономике и общественном развитии. Такие тренды и связанные с ними явления, отражающие реалии современной жизни тщательно исследуются учеными самых разных специальностей.

В развитых странах богатство нации составляет примерно на 70-80 процентов именно человеческий капитал, т.к. информация в современном государстве является фундаментальным социальным фактором. Наряду с этим интеллектуальный потенциал человека должен отвечать способности к непрекращающемуся обучению, где требования с каждым годом только увеличиваются. Поэтому академический рост должен дополняться развитием личности, чтобы выпускник вуза был компетентным в своей специальности и смог конкурировать на рынке труда после окончания обучения.

Радикальные изменения, высокий динамизм развития современного общества предполагают возрастание роли личности профессионала, его активности, индивидуального видения событий, способности самостоятельно находить информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях, в условиях неопределенности.

Студенческий возраст, являющийся сензитивным периодом, наиболее действенный в профессиональном и личностном развитии. Соответственно, «обучение в средне-специальном и высшем учебных учреждениях видится определенным условием в дальнейшем саморазвитии, выражающейся в стремлении к продолжению образования, освоению смежных специальностей, самосовершенствованию, профессионального развития предметной области» [3, с. 68].

Философия (Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) рассматривает саморазвитие как определение себя в бытии, процесс самопознания. Социология (В.С. Агеев, Ю.А. Левада, З.А. Ядов) связывает саморазвитие с определенными областями жизнедеятельности и отношений. В отечественной психологии саморазвитие личности рассматривали Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Зарубежные исследования процесса саморазвития представлены в трудах Э. Берна, А. Маслоу, 3. Фрейда, Э. Эриксона.

Термин «саморазвитие» ученые рассматривают с разных позиций. Большинство из них сходится во мнении, согласно которому под саморазвитием понимают эволюцию различных качеств личности, протекающую на уровне самобытности личности, где она же является инициатором [4]. Е. Б. Бабошина, Н. Р. Битянова и Л. Н. Куликова рассматривают саморазвитие студента как «сознательный процесс целенаправленного многоаспектного личностного становления и самоизменения личности с целью самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний, которое следует рассматривать через смену саморегуляции личности» [1, с. 80].

При анализе совокупности разнообразных характеристик понятия «саморазвитие» человека, имеющихся в литературе, обращают на себя внимание следующие общие признаки этих характеристик. Саморазвитие — это: 1) человеческая ценность и потребность; 2) результат сознательного целеполагания; 3) духовно-практическая деятельность личности; 4) процесс собственных изменений; 5) процесс, направленный к идеалу; 6) творческий процесс; 7) процесс, протекающий в общении личности; 8) не только единство, но и противопоставленность процессов саморазвития личности и общности; 9) процесс реализации сверхличных ценностей; 10) случайная последовательность переходов через точки бифуркации, обязанные внешним воздействиям на личность.

Читать статью  Как открыть частную школу в России: бизнес-план, необходимые разрешения, особенности оформления.

Что же необходимо для успешного саморазвития студента? Для начала, должны выполняться следующие условия: 1) преодоление и/или избавление от старых привычек; 2) выход за границу зоны комфорта студента; 3) составление стратегии, по которой студент планирует осуществлять саморазвитие; 4) движение вперед несмотря на неудачи. Процесс саморазвития не бывает планомерным, саморазвитие происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт.

Однако, самосовершенствоваться не всегда легко, и студенты могут попасть в ситуации, задерживающие их прогресс:

Слишком быстрое и объемное усваивание информации. Студенты должны быть очень внимательными и методичными в выборе стратегии, которой они планируют следовать, чтобы самосовершенствоваться.

Сравнение себя с другими. Студенты могут стать очень требовательными по отношению к себе и могут погрузиться в уныние, пытаясь быть похожими на человека, который, по их мнению, умеет что-то лучше них. Вместо этого им необходимо сосредоточиться на своем собственном прогрессе и помнить, что даже если он невелик, это все равно прогресс и он будет увеличиваться со временем.

Постановка недостижимых целей. Желание что-то изменить — замечательное качество, однако, когда студент пытается себя переделать для достижения нереальных целей, то такое изменение не является продуктивным.

Наличие фиксированного мышления. Вера студента в то, что что-то недостижимо из-за его текущего образа жизни, навыков или черт характера, может препятствовать саморазвитию. В данном случае студенту стоит попытаться изменить свое мышление, чтобы найти реальные способы решения проблемы.

Юношеское саморазвитие — это процесс самостоятельной, целостной, самонаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению нравственного опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

Ученые выделяют три вида саморазвития студента:

Интеллектуальное саморазвитие — «это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний» [2, с. 10].

Социокультурное саморазвитие – это «развитие студентом себя как субъекта социальных отношений, субъекта коммуникации, межличностного общения, участника общественной жизни, исполнителя различных социальных ролей, потребителя достижений культуры, носителя социальных и культурных ценностей; развитие способности к стабильной жизнедеятельности во благо себя и общества» [Там же].

Профессиональное саморазвитие — «это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека» [6, с. 114]. Оно состоит из внешних условий (которые создаются определенными критериями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект).

Профессиональное развитие студентов осуществляется поэтапно:

становление (формируется устойчивая мотивация к профессиональному саморазвитию);

закрепление (упрочнение склонности и способности к получению знаний и их применения в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования);

преобразование (совершенствуются навыки учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития).

Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза представляет собой «самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности» [5, с. 44].

Цели обучения и самообразования близки. С развитием информационных технологий в обществе современным студентам открываются все больше путей для саморазвития. Неограниченный доступ к общедоступным источникам информации дает возможность рассмотреть нужную информацию с разных сторон, собирать и анализировать статистические данные различных исследований. Современный студент может работать в сети Интернет с такими областями знаний как робототехника, программирование, нанотехнологии, информационные сети и др. Благодаря чему у студента формируются такие умения как конспектирование, составление тезисов, тайм-менеджмент, проведение поиска необходимых материалов исследований. При оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, а также носит избирательный характер.

Читать статью  Как заняться саморазвитием мужчине

Подводя итоги, можно сказать, что постоянное самообразование способствует непрекращающемуся развитию личности, формированию новых познавательных потребностей и интересов, побуждает к творческой работе, открывает путь к наиболее значительному повышению социальной продуктивности учебного труда студента, продвигает студентов к самостоятельному поиску путей решения задачи, к большей инициативе, включая сферу контроля. Самообразование способствует процессу познания жизни и самого себя, формированию убеждений, присвоению системы ценностей.

Маралов В.Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 320 с.

Андреева, Ю. В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2006.

Дехаль, С. Г. Обогащение опыта целеполагающей деятельности старшеклассников во временном детском коллективе: На примере Всероссийского детского центра «Океан»: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Новосибирск, 2005.

Серебрянская, О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (На примере изучения иностранного языка): дис . канд. пед. наук: 13.00.08. — Волгоград, 2002.

Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.

Студент как субъект саморазвития

Данное издание доступно Вам взамен изданию «Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности» издательства «Академический Проект, Фонд «Мир»».

Замена издания связана с окончанием срока лицензии и невозможностью продления прав, а также с появлением в базе более актуального издания по данной тематике.

В книге рассматриваются актуальные проблемы саморазвития личности современного студента и его отношения к учебно-профессиональной деятельности. Дается характеристика становления субъектной профессиональной позиции будущего специалиста, раскрываются особенности таких механизмов, как самопрогнозирование и самопринятие личности, обусловливающие своеобразие отношений студентов к учебе и достижение идентичности. Особое внимание обращается на роль жизненных принципов, которые, включаясь в структуру жизненных стратегий, детерминируют отношение к настоящему. Анализируются трудности, которые испытывают студенты в процессе обучения. Книга предназначена для преподавателей и руководства вузов, психологов, входящих в структуру психологической службы вузов, для студентов, готовящих себя к преподавательской деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях.

Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности / МараловВ.Г. [и др.].. — Москва : Академический проект, 2020. — 191 c. — ISBN 978-5-8291-2770-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110009.html (дата обращения: 06.07.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Информация о DOI

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Источник https://novainfo.ru/article/5765

Источник https://scienceforum.ru/2020/article/2018021470

Источник https://www.iprbookshop.ru/110009.html?replacement=1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *