Воспитание как путь к личностному самоопределению. Методы воспитания

Воспитание является составляющей частью образования и рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; культуры безопасности жизнедеятельности;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

  • создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

Формирование личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение, т.е. происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Рассмотрим функции воспитательного процесса:

  • охрана физического и психического здоровья воспитанников;
  • организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
  • использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;
  • специально организованное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;
  • осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в формировании личности. В содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный и поведенческий акценты. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления. Воспитание воздействует, прежде всего, на область чувств, эмоций и переживаний.

Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Много значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» (К. Д. Ушинский). Результатом воспитания должна стать воспитанность личности. Воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

Для того чтобы подготовить учащего к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, чтобы сформировать личность, способную создавать и корректировать свои профессиональные планы и интересы, необходимо обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение со стороны всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии включает разнообразные формы и методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

  • подбор форм и методов должен осуществляться с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • формы и методы должны быть простыми и доступными в применении;
  • применяемые формы и методы должны носить воспитывающий и развивающий характер.

Методы воспитания

К методам воспитания относятся:

Педагогическое требование

Педагогическое требование относится к основным классическим методам воспитания. Это один из главных методов, позволяющих включить учащегося в деятельность.

Педагогическое требование подразделяется на две группы:

  • индивидуальное педагогическое требование — требование к учащимся, которое предъявляется определенным педагогом;
  • коллективное педагогическое требование — требование к учащимся, которое предъявляет сообщество (например, коллектив учреждения образования, воспитательного учреждения и т.д.).

Индивидуальное педагогическое требование может быть:

По форме предъявления индивидуальные педагогические требования подразделяются на следующие типы:

К слабой форме педагогических требований относятся:

  • совет;
  • напоминание;
  • намек;
  • замечание;
  • просьба.

Средняя форма педагогических требований характеризуется жесткостью и категоричностью, но не предполагает принятия репрессивных мер. К средней форме:

  • предостережение;
  • установка;
  • распоряжение

Сильная форма педагогических требований характеризуется высокой степенью категоричности и может сопровождаться принятием жестких санкций. К сильной форме педагогических требований относятся:

  • приказ,
  • угроза;
  • запугивание.

К формам коллективного педагогического требования относятся:

  • устав;
  • закон;
  • клятва;
  • девиз;
  • заповедь;
  • памятка.

Необходимым условием для выполнения коллективных требований, является вовлечение учащихся в процесс составления данных требований. В этом случае коллективные требования будут выполняться учащимися безоговорочно.

Важно отметить, что использование сильных форм требований не будет иметь практического результата в случае, если педагог не обладает достаточным авторитетом. Речь здесь идет не об авторитете власти — авторитете учителя, родителя, завуча, директора и т.д. — а о фактическом авторитете. Обладать таким авторитетом учитель может лишь в том случае, если учащиеся по-настоящему его уважают.

Если педагог не пользуется уважением учащихся, а лишь использует авторитет силы, то его требования выполняются только из чувства страха или не выполняются совсем. Фактический реальный авторитет учителя или воспитателя обладает огромной силой и часто отбрасывает необходимость применения сильных форм педагогических требований. Уважаемому и авторитетному учителю достаточно сделать намек, выказать просьбу, дать совет, чтобы учащиеся выполнили необходимое педагогическое требование.

Предъявление косвенных форм педагогических требований позволяет добиться наиболее значимых педагогических результатов, так как дают учащимся возможность выбора действий, не требуя от них быстрого и беспрекословного выполнения.

Выбор метода предъявления педагогического требования зависит от конкретной ситуации и условий. Для педагога является недопустимым предъявление требований, руководствуясь ощущением беспомощности, пребывая в состоянии злости и раздражения. В педагогической практике количество требований, влекущих немедленное послушание, необходимо сводить к минимуму. Педагогическое требование должно исходить от силы, уверенности и знаний педагога.

Если у педагога нет возможности проконтролировать и оценить выполнение требования, то лучше отказаться от его предъявления, т.к. без оценки действие или поступок учащегося теряет для него свою значимость. В таком случае учащийся может совсем отказаться выполнять требования.

Формы предъявления педагогического требования следует периодически менять в зависимости от ситуации.

Педагогу важно помнить, что применение власти авторитета и постоянное давление на учащихся, приводит к формированию законопослушной, но закомплексованной и безвольной личности. Такая личность не способна действовать осознанно в соответствии со своими убеждениями, а лишь является исполнителем чужой воли.

Педагогическое требование должно быть рациональным, необходимым и приносить пользу учащимся.

Упражнение

Педагогическое требование помогает включить учащегося в определенную деятельность, а удержать его в данной деятельности позволяет упражнение. Благодаря упражнениям формируются устойчивые качества личности, приобретаются навыки и развиваются привычки.

Упражнения подразделяются на следующие типы:

Прямое упражнение — это действие, которое педагог открыто демонстрирует учащемуся, а учащийся это действие повторяет в определенной поведенческой ситуации. Посредством многократного повторения действий осуществляется тренировка.

По мере взросления учащихся прямое упражнение в воспитательном процессе теряет свою значимость. В подростковом возрасте учащиеся воспринимают такое упражнение как дрессировку и ограничение их свободы и независимости. Если учащиеся будут нацелены на достижение своих результатов, то выполнять упражнения они будут без непосредственного контроля со стороны педагога. Например, желание войти в состав сборной школы или приобрести необходимые навыки в игре является для подростков сильным стимулом, чтобы тренироваться, повышать выносливость и упражнять силу воли.

Косвенные упражнения зарекомендовали себя как наиболее эффективные в процессе воспитания. Их главное преимущество заключается в том, что учащиеся не чувствуют, что их воспитывают. Создавая среду, в которой невозможно проявление асоциального поведения, педагог обеспечивает учащимся возможность получать радость и удовлетворение от выполняемых упражнений, что исключает необходимость применения сильных педагогических требований. Когда учащиеся получают удовольствие и положительные эмоции от выполняемых действий, они не замечают, что педагог их воспитывает и формирует привычки этического проведения, и спокойно принимают требования традиций и правила нравственности.

Бесполезно упражнять учащихся в аккуратности и поддержании чистоты, если занятия проходят в грязном, неэстетического вида классе. Но если учащиеся внесут свой вклад в оформление класса, помогут отремонтировать его, то им уже не захочется мусорить в классе и рисовать на партах. Условия, в которых находятся учащиеся, сами по себе воспитывают и косвенно упражняют их, и у педагога не возникает необходимости повышать голос и угрожать учащимся. Учтивое и приветливое поведение педагога является косвенным упражнением для воспитания вежливости и взаимопонимания учащихся.

Чтобы обеспечить эффективность метода упражнения нужно обеспечить соблюдение следующих условий:

  • упражнение должно быть выполнимо. Например, бессмысленно требовать от медлительного флегматика высокой скорости выполнения действий, так как это противоречит его психическим особенностям; использовать дрессуру и метод многократного повторения действия, чтобы преодолеть рассеянность и несобранность, не представляется возможным, особенно за короткий промежуток времени.
  • в процессе воспитания нужно обеспечить необходимую долю механических упражнений. При этом важно, чтобы учащийся осознавал и понимал, для чего ему необходимо приобрести этот навык, зачем ему нужно получить эти знания и выработать такую привычку, т.е. следует придерживаться мотивированного подхода.

Метод упражнения требует точности и последовательности выполнения правильных действий учащимся вместе с педагогом и сверстниками, особенно на начальном этапе.

По утверждению Л. С. Выготского, каждая психическая функция проявляется у ребенка дважды: первый раз — как деятельность коллективная, второй раз — как деятельность индивидуальная. Поэтому коллективный способ использования метода упражнений имеет под собой психологическое обоснование и соответствует принципу природосообразности.

Читать статью  4 недели, которые полностью изменят вашу жизнь

Упражнения учащихся должны осуществляться под контролем педагога, а со стороны учащихся должен осуществляться коллективный взаимоконтроль за выполнением действия. Для обеспечения успешности выполнения упражнения учащимся необходимо ощущать помощь и поддержку. Чтобы закрепить желание учащихся выполнять это упражнение необходимо использовать поощрение.

Поручение

Поручение является одним из самых эффективных методов организации деятельности учащихся. В основе классификации поручений лежит педагогическая цель, содержание поручения и его характер деятельности. Выделяют следующие типы поручений:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • постоянные;
  • временные.

Выполняя поручение, данное учителем, учащийся начальной школы испытывает огромную радость от осознания своей значимости. Учеба — это основной вид деятельности человека в этот период его жизни. Для учащихся начальной школы учитель является первым социальным лицом и самым важным «другим», более значимым, чем родители или сверстники. Быть учеником — это первая осознаваемая социально-значимая роль и статус человека. Успех в выполнении поручения учителя способствует самопознанию учащимися своих возможностей и дает им возможность презентовать себя перед сверстниками.

А.С. Макаренко точно описывал действие метода поручения следующим образом: «Каждый воспитанник может стать личностью, если научиться жить в системе коллективных зависимостей».

Поручение определяется мерой зависимости и мерой полномочий. Учащийся осознает, что ему доверили выполнить что-то важное, что он несет ответственность за достижение успеха в общем деле, за благополучие близкого для него человека и т.д. Но для того, чтобы эффект от выполнения поручения был максимален, необходимо методически грамотно его организовать. В противном случае поручение не возымеет эффекта и даже может спровоцировать протест и раздражение учащихся.

Наибольший педагогический эффект от поручения достигается в том случае, когда оно реализуется в форме ролевой игры и подкреплено соответствующей атрибутикой. Принимая на себя различные роли, учащиеся получают ценный опыт деятельности и общественных отношений.

Смысл каждого поручения должен быть понятен для учащихся. Они должны точно представлять, на пользу кому они выполняют это поручение, кому оно принесет радость. Очень важен первичный успех в выполнении поручения, поэтому педагогу необходимо оказывать помощь учащимся при выполнении поручения и обеспечить сменяемость поручений. Учащиеся быстро теряют интерес к одинаковым периодически повторяющимся поручениям. К тому же не сменяемые поручения лишают их возможности приобрести новый опыт при выполнении новых поручений. Профессиональный педагог отличается тем, что он сможет организовать поручения для всех учащихся. По окончании деятельности следует организовывать самоотчеты учащихся о выполнении поручений, обсудить итоги и дать оценку их деятельности.

Пример

Пример представляет собой образец деятельности, поступков и образа жизни. В основе этого метода лежат психологические механизмы — идентификация и интроекция. В раннем детском возрасте подражание дает человеку возможность приобрести большой объем обобщенного социального опыта. Если бы человек в процессе своего развития делал все открытия самостоятельно, а не подражал взрослым, то процесс взросления происходил бы медленно, болезненно и не достигал бы высоких результатов.

Чем младше ребенок, тем менее осознано и избирательно он подражает взрослому. Пример взрослого (воспитателя, учителя, родителя) играет важнейшую роль в процессе воспитания. Метод положительного примера заключается в том, что педагог обращается к определенному образу, с целью развить у учащегося желание иметь сходные с ним черты характера и совершать такие же поступки. Выбирая для себя пример в лице определенного человека, учащийся во многом определяет свое будущее.

Выделяют следующие типы примеров:

  • — Пример великого человека. Такой пример представляет собой высокую форму идеала. Он описывает путь великого человека к своим достижениям, его детство, мечты, увлечения. Используя такой пример, важно обращать внимание учащихся на то, как великий человек преодолевал жизненные трудности и боролся с недостатками своего характера. Только при такой подаче пример великого человека будет иметь необходимый эффект.
  • — Пример взрослого, который находящегося рядом с учащимся. Таким примером может быть учитель, воспитатель, родитель и т.д. Пример для учащегося невозможно создать искусственно, примером для него можно быть только по-настоящему. Взрослый, которого не любит и не уважает учащийся, никогда не сможет стать для него примером для подражания. В то же время, взрослый, обладающий отрицательными качествами, но обладающий авторитетом у ребенка, будет являться для него примером. С такой ситуацией часто приходится сталкиваться в жизни и педагогической практике.
  • — Пример сверстника. Проблемы, поступки и мотивы сверстников понятны и близки ребенку. Часто педагоги и родители допускают ошибку, когда ставят в пример учащимся их сверстников. Сравнение себя с примером сверстника оказывается очень болезненным даже для взрослого человека, а тем более для ребенка. Такое сравнение может развивать страх быть хуже других, негативно сказываться на активности учащегося и сформировать комплекс неполноценности в последующем. Педагогу важно учитывать, что для успешного развития и взросления учащегося ему необходимо хотя бы однажды оказаться в ситуации, когда он стал примером для других.
  • Плохой пример. Часто примером для учащихся служит «плохой пример». Роль педагога в этом случае заключается в том, чтобы привести учащегося к осознанию, что это отрицательный пример, которым нельзя руководствоваться при выборе модели поведения. Задача учителя заключается не в том, чтобы ограждать учащихся от негативного влияния, а в том, чтобы научить их противостоять ему.

Ситуация свободного выбора

В жизни каждый человек оказывается в ситуации, когда необходимо делать выбор: как поступить в той или иной ситуации, рассказать о чем-либо или нет, совершить поступок или нет.

Для успешной социализации личности необходимо, чтобы ребенок умел принимать решения и действовать самостоятельно, руководствуясь своими чувствами и личностными ценностями, без прямого указания и требований со стороны взрослых.

Ситуации свободного выбора подразделяются на следующие группы:

  • естественные;
  • искусственные;
  • реальные;
  • вербальные.

Естественная ситуация свободного выбора возникает в случае, когда нужно принимать решение ввиду сложившихся естественным образом обстоятельств. Педагог использует эти обстоятельства, но сам не моделирует их.

Искусственная ситуация свободного выбора создается педагогом, исходя из соответствующей педагогической задачи.

Вербальная ситуация свободного выбора предполагает выбор учащимся того или иного решения в ситуации, описанной в литературном источнике. Например, как бы он поступил на месте того или иного героя произведения.

Реальная ситуация свободного выбора предлагает учащемуся порассуждать и предположить свой вариант действий в ситуации, которую он мог наблюдать в реальной жизни или слышать о ней.

Оказываясь в ситуации свободного выбора, учащийся анализирует ситуацию на основе своего предыдущего опыта, продумывает различные варианты последствий того или иного принятого им решения. Он обращается к своему прошлому опыту и одновременно прогнозирует свое будущее. Принятие учащимся самостоятельного решения сопряжено с сильным эмоциональным переживанием, так он осознает свою ответственность за сделанный выбор.

Ситуации свободного выбора демонстрируют высокую результативность в процессе воспитания, так как оказывают устойчивое влияние на определение нравственной направленности личности.

Методы осмысления учащимися своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

К методам этой группы относятся:

  • беседа;
  • рассказ;
  • лекция;
  • дискуссия.

Все методы данной группы относятся к вербальным методам. Слово учителя, обращенное к учащимся, является эффективным воспитательным средством, так как посредством слова можно обратиться к сознанию учащихся, сподвигнуть их на размышления и вызвать их переживания. Словом можно описать события и явления, которые еще не знакомы учащимся, ввести новые понятия и представления. Словесные методы помогают формировать собственное мнение учащихся и их умение давать оценку происходящим событиям. Слово дает импульс к осмыслению приобретенного жизненного опыта, своих поступков и мотивов.

По мнению ряда педагогов-теоретиков, словесные методы относятся к методам убеждения. Однако данная точка зрения подвергается критике, так как словесное воздействие, не подкрепленное другими методами воспитания, не способно сформировать у учащихся устойчивых убеждений.

Рассказ

Рассказ широко применяется педагогами при работе с учащимися среднего и младшего школьного возраста. Методическая сущность рассказа заключается в том, что педагог (воспитатель, учитель) ведет монолог в форме повествования, описания или разъяснения. Посредством данного метода можно рассказать учащимся сказку, притчу, историю из жизни и т.д. Для педагога важно не выводить нравоучение из рассказа самому, а как говорил В.Г. Белинский, «спрятаться за сюжет». Педагогического эффекта от рассказа можно достичь в том случае, если предоставить учащимся самим сделать выводы и дать оценку услышанному.

Лекция

Лекция близка по своей методической сути к рассказу, но содержание лекции характеризуется высоким уровнем теоретического обобщения, и объем содержания лекции намного превосходит объем содержания рассказа. Лекции характеризуются высокой продолжительностью по времени (более часа). В силу указанных причин лекции не целесообразно применять при работе с учащимися младшего школьного и дошкольного возраста.

При работе с учащимися старших классов, напротив, лекции будут иметь педагогический эффект, так как старшеклассники уже способны к глубокому научному анализу предлагаемых проблем и событий.

Лекции также целесообразно использовать при работе педагога с родителями учащихся.

Содержание лекции, как правило, включает изучение нескольких вопросов, при последовательном рассмотрении которых у учащихся формируется представление об изучаемой проблеме.

При подборе лекционного материала учителю следует выбирать информацию из разных источников и избегать прямого копирования информации из первоисточника, так как конструкции письменной речи очень сложны для восприятия, материалы учебников часто перегружены теоретическими понятиями и написаны излишне сложным научным языком. Комментарии и выказывание личной точки зрения учителя на изучаемую проблему при чтении лекции приветствуются, так как делают его выступление более живым и убедительным.

Беседа

Беседа представляет собой диалог педагога и учащихся (или одного учащегося при индивидуальной беседе). В ходе беседы с учителем или воспитателем учащиеся узнают о нормах и правилах поведения, у них формируется представление о настоящих жизненных ценностях. Но главная ценность беседы, как педагогического метода, заключается в том, что она способствует формированию собственных взглядов и суждений учащихся, их собственной оценки происходящих событий.

Беседа по своей сути является диалогом и основана на системе вопросов и ответов и имеет следующую логическую структуру:

  1. Педагог вводит учащихся в беседу, давая им краткую и понятную информацию о теме или предмете беседы, после чего задает вопрос и предлагает его обсудить;
  2. Учащиеся вступают в диалог, приводя собственные доводы и убеждения, основанные на примерах из реальной жизни, из прочитанных книг или просмотренных фильмов, на мнениях значимых для них взрослых.
  3. Педагог обобщает все высказывания учащихся, обращает внимание на доказательства основных положений и помогает учащимся сделать собственные убедительные выводы.
Читать статью  Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя математики и физики

Подготовка к беседе требует от педагога определенных усилий. Первым пунктом в подготовке к беседе является выбор темы, который нужно осуществлять исходя из результатов наблюдения за учащимися, изучая их интересы, увлечения, межличностные отношения, планы и мечты. Ни одно методическое издание не даст верной информации о вопросах, которые актуальны для учащихся данного конкретного класса или группы учащихся. Воспитательный эффект от беседы можно получить только в том случае, если тема беседы будет интересна учащимся и они будут полностью вовлечены в обсуждение данного вопроса или проблемы. Также важно, чтобы тема беседа имела название, побуждающее учащихся к активному участию в диалоге. Например, «Для чего нужна дружба?», «Зачем человеку дают имя?» и т.д.

Уже сам процесс подготовки к беседе оказывает на учащихся воспитательное воздействие. При подготовке к беседе учащиеся получают психологический настрой на обсуждение важных для них вопросов, актуализируют свой жизненный опыт, вспоминают и анализируют поступки героев из прочитанной книги, задают родителям вопросы на заданную тему.

Как и любой словесный метод, беседа должна четко вписываться в отведенные временные рамки. При слишком долгом разговоре учащиеся теряют интерес к предмету обсуждения, их внимание рассеивается и пропадает желание высказываться и участвовать в беседе. При работе с учащимися начальных классов оптимальная продолжительность беседы составляет 15-20 минут, V-VIII классов — 25-30 минут, ІХ-ХІ классов — 35-40 минут.

Педагог должен выстроить логику беседу и подобрать слова так, чтобы за отведенное время учащиеся смогли осмыслить определенную область их социального опыта.

Помимо запланированной беседы педагог может столкнуться с ситуацией, когда необходимо провести незапланированную беседу с учащимися, например, если в классе или группе произошло какое-либо происшествие или событие, которое нельзя оставить без внимания и необходимо обсудить с учащимися. В этой ситуации нужно провести беседу без предварительной подготовки, руководствуясь собственными убеждениями и исходя из собственного педагогического опыта.

Дискуссия (диспут)

Дискуссия, или диспут, предполагает столкновение взглядов, мнений и персональных точек зрения при обсуждении определенного вопроса или проблемы и отстаивание своих убеждений каждым из участников.

Для проведения дискуссии педагогу необходимо провести соответствующую подготовку:

  • выбрать тему, которая является интересной и актуальной в данный момент (или той, которая является предметом постоянных споров или вечным вопросом);
  • определить ведущего дискуссии, обладающего соответствующим уровнем интеллекта и эрудированности для ведения дискуссии;
  • разработать перечень вопросов, обсуждение которых способно вовлечь учащихся в активное обсуждение;
  • до начала дискуссии поместить вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы в общий доступ, чтобы участники дискуссии смогли подготовиться к ней.

Организовывать дискуссии целесообразно при работе с учащимися старших классов. Дискуссия продолжается в течение нескольких часов и требует большой интеллектуальной и эмоциональной отдачи от участников. Поэтому для учащихся младшей возрастной категории участие в дискуссии не приемлемо. В то же время при работе с дошкольниками и младшими школьниками можно и даже необходимо применять элементы дискуссии. Это относится, в первую очередь, к проведению бесед, так как в основе беседы всегда лежит актуальная проблема или вопрос, обсуждение которых сопровождается наличием разных точек зрения. Грамотный подход педагога позволит побудить к высказыванию собственного мнения даже учащегося младшего школьного или дошкольного возраста. Например, можно задать вопросы: «Согласен ли ты с мнением этого мальчика?», «А как, по-твоему, было бы правильно сделать?», «А как бы ты это назвал?» и т.д. Небольшой дискуссионный опыт чрезвычайно важен для учащихся и воспитуемых, так как он способствует приобретению ими опыта оценки и анализа происходящих событий, чужих и собственных поступков, различных мнений и точек зрения, что благотворно сказывается на их «образовании себя».

Методы самоопределения личности ребенка

Главная задача личностно-ориентированной педагогики — помочь учащемуся стать субъектом деятельности, общения и жизнетворчества. На общий результат воспитания в значительной мере оказывают влияние действия и усилия учащегося, которые он сам прилагает в процессе своего развития и воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приёмы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

Одним из главных вопросов в педагогике, как для воспитателей-практиков, так и для теоретиков, является вопрос: с какого момента действие ребенка можно расценивать как действие субъекта собственного развития?

На протяжении долгого периода времени разные народы и разные религии сходились во мнении о том, что возраст, когда ребенок начинает являться субъектом собственной деятельности, приходится на окончание семилетнего возраста. Достижение ребенком этого возраста сопровождалось проведением различных церемоний, инициаций, сменой табу, которые демонстрировали переход ребенка из детской невинности в начало социальной взрослости и ответственности.

В 6 — 7-летнем возрасте у ребенка формируется способность к рефлексии. У учащихся появляется потребность в знаниях о себе, о своей внешности, характере, возможностях. В этом возрасте они еще пока не владеют способами, которые помогли бы им самоопределиться (разобраться в себе) и этой помощи они ожидают от учителя.

По этой причине методы самопознания занимают первое по значимости место в группе методов самоопределения.

Игра-метафора

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить нарисовать несколько вариантов своего «Я» в виде разноцветных человечков, а потом спросить у них, что они могут рассказать про этих человечков. Такая игра-метафора помогает учащемуся осмыслить свои действия, причину этих действий, свое отношение к окружающим и отношение окружающих к нему.

Учащиеся начальной школы уже задумываются о своих качествах, задаются вопросом, что есть хорошо и что есть плохо в работе, которую они выполнили, в их поведении и отношениях со сверстниками. Оценка учителя в данном процессе играет важную роль. Для самопознания учащихся важны в первую очередь качественные оценки учащихся: что получается хорошо и что получается плохо, почему так происходит, как этому научиться, что нужно для этого предпринять и т.д. Бальное оценивание по учебным предметам и очки, полученные в соревнованиях, по значимости отходят на второй план.

«Шаг вперед»

Каждый день учащийся ставить себе цель: выполнить какое-нибудь доброе дело, которое будет полезным и ему самому, и окружающим его людям, а вечером подводит итог в виде записи в дневник, обсуждения с родителями, оценки в школьный дневник и т.д.

Данный метод позволяет обеспечить внимание родителей и других членов семьи на работу ребенка над собой. Взрослые подсказывают ему, какие полезные дела стоит совершить, выбирая при этом задания, требующие от учащегося проявления силы воли и характера, например, прибраться в комнате, помочь маме приготовить обед, написать поздравительную открытку бабушке, погулять с собакой и т.д. Если учащийся окажется без внимания со стороны взрослых, то он не будет осознавать значимость своей работы и может переориентироваться на выполнение только самой легкой, не требующей усилий работы, стремясь только к получению оценки. Правильно воспитать характер учащегося невозможно без его заботы об окружающих людях.

Метод «Шаг вперед» также позволяет выработать у учащихся привычку заранее планировать свой день, управлять своим временем, которая лежит в основе организации трудовой деятельности во взрослой жизни.

«Задание самому себе»

В течение определенного периода времени (недели, месяца, года) будет выполнять определенные действия, которые помогут ему стать лучше, приобрести какое-либо полезное или недостающее качество. Задача взрослых (учителя и родителей) — помочь учащемуся выбрать относительно постоянное дело. Это может быть регулярная зарядка по утрам, ежедневное получасовое чтение книг, игра с младшим братом и т.д. Учащийся может фиксировать свои ежедневные достижения в «дневнике добрых дел», а итоги можно подвести дома в присутствии всей семьи или при общем сборе всего класса.

«Мой секрет»

Данный метод представляет собой модификацию описанного выше «задания самому себе». Учащийся ставит перед собой цель совершить какое-либо доброе дело, не делая его предметом предварительного обсуждения с одноклассниками — «по секрету». Такие «секретные» задания учащиеся записывают на листе бумаги и вкладывают в конверт, который нельзя вскрывать до определенного времени. Все конверты в «секретами» складываются в общую коробку и хранятся там до определенной даты, например, до какого-либо праздника или до окончания четверти. Когда назначенная дата наступает, конверты вскрываются и учащиеся делятся своими достижениями.

Все описанные методы самоопределения способствуют реализации таких важнейших средств воспитания, как труд, игра, режим, которые в последующем переносятся в сферу самоуправления личности.

Условия для саморазвития и самореализации личности
статья

Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_usloviy_dlya_samorazvitiya_i_samorealizatsii_lichnosti.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для саморазвития и самореализации личности.

Вахнин Алексей Александрович,

МКОУ «Каменная СОШ»

В Законе «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся.

Читать статью  Как повысить планку своего саморазвития | Блог 4brain

Образование — важнейшая социальная деятельность общества, направленная на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть образовательного процесса, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Меняется организация учебной и внеурочной деятельности,

возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого. Уделяется значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков, подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья.

Исследования в этой области (К. А.Абульханова-Славская, А. Г.Асмолов, И. С.Кон и др.) подтверждают наличие потребностей у детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.

Создавая педагогические условия, мы даем возможность ребенку стать тем, кем он хочет быть, почувствовать свободу творческой самореализации.

Усилия должны быть направлены на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка, организацию творческого созидательного пространства для саморазвития личности ребенка. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России. Степень новизны педагогического опыта заключается в интеграции основного и дополнительного образования для расширения социокультурного поля личностного роста и самореализация ребенка, в практическом использовании авторских способов и приемов саморазвития личности. Педагогические условия выступают регулятором потенциалов саморазвития, стимулируют творческую самореализацию и самоопределение ребенка, если она являются для него средством обеспечения позиции субъекта познания, деятельности, творчества, общения и обогащают его жизненный опыт..

«Деятельность должна быть моя, исходить из души моей» К.Д. Ушинский

«Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения»

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов.

Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов)

Ценностные ориентиры внеурочной деятельности:

— идеалы ценностей гражданского общества

Создание рациональных педагогических условий для личностного саморазвития невозможно без опоры на его механизмы: самопринятие, самопрогнозирование.

Самопринятие — безусловное позитивное отношение субъекта к собственным личностным ценностям независимо от их оценки окружающими людьми. Такое понимание самопринятия не отрицает факт функционирования негативных образований и их негативного эмоционального оценивания. Это эмоциональное явление в значительной мере стимулирует личностное саморазвитие, направляя и его в общественно значимом направление. В обеспечении методического сопровождения процесса самопринятия педагогу важно знать, что воспитанник безусловно принимает в себя, к чему положительно относится; что сеет в себе как негативное, которое порождает есть неприятные переживания (неприятие определенных качеств предопределяет их искоренения или блокирования) что отрицательное он в себе не осознает, поскольку оно было вытеснено в подсознание. Особенно опасны для самопринятия негативные оценки себя, которые могут осложняться обобщением своей самооценки («Я плохой»), распространением ее на всех людей («Все плохие») Такая позиция может реализовываться по двум сценариям: 1) пессимистического мировосприятия, 2) манипулирования другими с целью достижения утилитарных целей.

Самопрогнозирование — механизм, с помощью которого личность определяет возможности своего развития, выделяет требования, на которые необходимо ориентироваться. Содержание и направленность самопрогнозирование личности определяют: ориентация на свои поступки, ситуации внутренней жизни и среда, которая окружает; направленность на предсказания собственных действий в контексте динамики внешней ситуации; рассмотрение себя на разных временных этапах личностного онтогенеза.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. привлечение ребят к выполнению исследовательских

проектов ,творческих занятиях, спортивным мероприятиям.

  1. ребята научатся: изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Подходы организации внеурочной деятельности:

  1. Системно-деятельностный подход: Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
  2. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о Человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса.

Принципы внеурочной деятельности:

  1. Принцип гуманистической направленности
  2. Принцип успешности и социальной значимости
  3. Принцип вариативности.
  4. Принцип креативности
  5. Принцип успешности и социальной значимости

Способы реализации внеурочной деятельности:

Событие. Это может быть праздник по случаю…, любое состязание, соревнование (интеллектуального, художественного, спортивного и др. содержания), дискуссия, обсуждение возникшей проблемы, требующей достаточно быстрого решения или выяснения точек зрения.

Путешествие. Это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира.

Образовательная встреча – это достаточно широкая по сути и комплексная по содержанию форма внеурочной деятельности, означающая встречу с новым жизненным опытом, с искусством, с другим человеком. Это движение навстречу друг другу, стремление к совместному сопереживанию, к «со-действию»; пространство общения, диалога, когда, с одной стороны, участники могут высказать свои мысли и чувства, а с другой – научиться слушать и слышать. Это возможность развития толерантности, уважительности, культуры общения.

Погружение. Занятие, направленное на освоение разнообразных форм внеурочной и урочной работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа, организации деятельности детей имеющей определенную временную протяженность и некую «глубину» образовательного пространства.

Направления развития личности : В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей:

Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.

Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:

1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.

2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.

4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.

5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.

6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.

7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.

8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

· воспитание детерминировано культурой общества;

· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;

· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:

· организации жизни и деятельности.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.

Источник https://znanio.ru/pub/1137

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/01/14/usloviya-dlya-samorazvitiya-i

Источник https://studopedia.ru/20_36826_formirovanie-vospitanie-razvitie-i-samorazvitie-lichnosti.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *