Содержание

Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников профессионального училища.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения училища к обучению и воспитанию учащихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих, а, следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации педагогических работников — составная часть государственной кадровой политики. Часто уровень образования педагогических работников в системе профобразования в настоящее время не соответствует общественной потребности. Большинство мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания своего предмета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал работника училища включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины.

Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби…

Список можно продолжать, исходя из интересов педагога.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
  • участие во всех формах методической работы училища;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя или мастера к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников обеспечивать:

  • успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
  • организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
  • разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
  • активное участие всех педагогических работников училища в методической работе;
  • совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;
  • установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и внеклассной воспитательной работой.

Организация процесса самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога на определённом этапе могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Читать статью  Недетский бизнес: как создать успешный образовательный проект | Forbes Woman

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, — начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Приложение 1

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) училища; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога. Приложение 2

Большое значение в организации работы по самообразованию имеет методический кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в методическом кабинете училища. Приложение 3

«Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности».
методическая разработка

«Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности».

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

— развивающиеся потребности личности, общества, государства;

— расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно — экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

— одна из годовых задач ДОО;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Читать статью  Студент как субъект саморазвития - Студенческий научный форум

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Самообразование как важнейший фактор личностного и профессионального роста современного вузовского преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова О. А., Образцова Л. В.

В статье рассмотрены особенности профессионального самообразования современного преподавателя вуза, средства и способы самообразования , обеспечивающие достижение личностного и профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства высшего уровня педагогической культуры педагога..

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова О. А., Образцова Л. В.

Проблемы самообразования педагогов дошкольного образования в процессе совершенствования педагогического мастерства

Самосовершенствование как один из путей повышения педагогического мастерства преподавателя военной образовательной организации высшего образования

SELF-EDUCATION AS A KEY FACTOR IN INDIVIDUAL AND PROFFESIONAL ADVANCEMENT OF THE PRESENT-DAY UNIVERSITY TEACHER

The article considers the peculiarities of the contemporary university teacher’s self-education and outlines methods of and guidelines for individual and professional advancement as well as mastering the art of teaching the highest achievement in the sphere of pedagogical culture .

Текст научной работы на тему «Самообразование как важнейший фактор личностного и профессионального роста современного вузовского преподавателя»

5. Открытости системы непрерывного образования, которая требует от учебных и прочих заведений и структур расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию.

Таким образом, для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного образования в Забайкальском крае создана и развивается система непрерывного географического образования. ФГОС является нормативной базой и движущей силой процессов совершенствования регионального образовательного пространства.

1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов //Педагогическое образование и наука. 2010. №6. С.12.

2. Пасечник В.В. Основы методической системы подготовки учителя в условиях новой образовательной парадигмы /Сборник научных трудов «Совершенствование школьной и вузовской методики преподавания биологии, географии, экологии». -М.: Изд-во МГОУ, 2012. С.7.

Тарасова О.А.1, Образцова Л.В.2

‘Профессор, канд.пед.наук; 2Профессор, доктор пед.наук, Пятигорский государственный лингвистический университет

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

СОВРЕМЕННОГО ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье рассмотрены особенности профессионального самообразования современного преподавателя вуза, средства и способы самообразования, обеспечивающие достижение личностного и профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства — высшего уровня педагогической культуры педагога..

Ключевые слова: самообразование, профессиональное самовоспитание, педагогическое мастерство, педагогическая культура.

Tarasova О.А.1, Obraztsova L.V.2

‘Ph.D., Professor; 2Doctor of Sc., Professor , Pyatigorsk State Linguistic University

SELF-EDUCATION AS A KEY FACTOR IN INDIVIDUAL AND PROFFESIONAL ADVANCEMENT OF THE PRESENT-

DAY UNIVERSITY TEACHER

The article considers the peculiarities of the contemporary university teacher’s self-education and outlines methods of and guidelines for individual and professional advancement as well as mastering the art of teaching — the highest achievement in the sphere ofpedagogical culture.

Keywords: self-education, professional advancement, art of teaching, pedagogical culture.

Постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию современного вузовского преподавателя приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение компетентности, когда жизненный успех все больше зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства, умения плодотворно трудиться, использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способность к творчеству. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Исключительно актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного самосовершенствования преподавателя путем неустанной работы над собой. Властным требованием времени становится необходимость непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, 74].

Педагогическое мастерство начинает формироваться уже на адаптивном уровне освоения педагогической культуры. Однако мастером профессиональной деятельности педагог становится, лишь достигнув системно-творческого уровня освоения педагогической культуры, поскольку мастерство предполагает высокий уровень владения профессией, трудовыми навыками, увлеченность своим делом. Педагогическое мастерство выражается в продуктивном решении образовательных задач. Источником педагогического мастерства являются «профессиональные знания, педагогические способности, такие личностные качества педагога, как высокий уровень нравственности, духовное богатство, любовь педагога к делу и детям, а также владение педагогической техникой» [2,192].

В целом, компетентному преподавателю вуза, мастеру педагогического труда присущи такие качества творческой личности, как стремление к самореализации, т.е. наиболее полному развитию своих индивидуальных и профессиональных возможностей; увлеченность своей работой, отношение к профессиональной деятельности как к жизненно важной задаче, постоянная готовность к ее совершенствованию; готовность к решению жизненных и профессиональных проблем, поиску неординарных путей реализации педагогических задач.

Читать статью  10 лучших книг по саморазвитию, которые стоит прочитать |

Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез знаний, умений, навыков и личностнопрофессиональных качеств педагога и свидетельствует о профессиональной компетентности учителя и преподавателя.

Современный преподаватель вуза должен постоянно стремиться к совершенствованию педагогического мастерства, постоянно пополнять свой собственный образовательный арсенал, ведь от его деятельности зависит качество образования. Естественно, что уровень его развития напрямую зависит от способности к саморазвитию, самообразованию. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека [3,73].

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптацию своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

В основе самообразования — личностный подход. В связи с этим, самообразование представляются как процесс, который регулируется личными мотивами педагога. Как правило, необходимость в самообразовании возникает тогда, когда у преподавателя вырабатывается способность анализировать свою деятельность критически, ставить перед собой профессионально значимые цели. Направленность саморазвития и его успех обусловлены способностью преподавателя к активной и целеустремленной деятельности. Самообразование также связано с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по

собственной инициативе, независимо от общепризнанных (авторитетных) взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.

Особенности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют деятельности профессионала. Они обозначают направленность и степень необходимости преподавателя в совершенствовании определенных видов образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня профессиональной квалификации, а также духовно-нравственного развития педагога. Она расширяется по мере достижения успеха в самообразовательной деятельности, основывается на наличие у педагога самообразовательных умений и навыков.

Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога [4, 139].

Профессиональное самообразование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самообразования педагога может стать потребность разрешить противоречие между тем, что предъявляют общество, современная высшая школа к преподавателю, и уровнем его профессионализма. Профессионально-педагогическая направленность деятельности современного вузовского преподавателя — это система доминирующих мотивов, интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Устойчивая педагогическая направленность обеспечивает стремление быть хорошим педагогом, помогает преподавателю преодолевать препятствия и трудности в своей деятельности, заставляет их снова и снова изыскивать резервы повышения уровня педагогической культуры. Педагогическая направленность выражается как в отдельных педагогических ситуациях, так и во всей жизнедеятельности педагога. Она определяет восприятие действительности и логику поведения, весь облик педагога [5, 14].

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах преподавателя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

Кроме того, целью самовоспитания могут стать такие важные, профессионально значимые качества личности педагога, как деловитость, организованность, толерантность, настойчивость в достижении цели, принципиальность, самокритичность и др., теоретическая и методическая готовность к профессиональной деятельности, достижение более высокого уровень развития эстетической культуры, расширение духовного кругозора.

«Самообразование «через всю жизнь» — постоянная работа над самосовершенствованием, приобщением к культуре общечеловеческих ценностей, придания самому себе такого уровня образованности, когда «знаешь все о немногом и немного обо всем». Нельзя стать высоким профессионалом, не работая неустанно над расширением духовного кругозора.

Самообразование предполагает не только чтение профессиональной литературы. Важно быть в курсе новинок литературы, искусства, музыки, кино, знать современные подходы к развитию науки и общества. Особо значимыми при этом становятся умения самоорганизации, умения рационально распределять время. Для многих преподавателей Пятигорского государственного лингвистического университета в течение многих лет примером неустанного, «мудрого» самообразования была деятельность профессора кафедры педагогики нашего вуза Вячеслава Владимировича Макаева. Его отличали высокий профессионализм, широкая эрудиция, яркая, выразительная речь, необыкновенная память. Он подготовил свыше ста кандидатов и докторов наук, высококомпетентных специалистов в области образования не только в России, но и за рубежом. Своим ученикам, молодым преподавателям он неоднократно повторял, что каждый стремящийся к самосовершенствованию педагог должен не только регулярно изучать новинки научной литературы, но хотя бы несколько минут в день посвящать чтению хорошей поэзии, которая необыкновенно обогащает человека, открывает перед ним необозримую красочность бытия, творит симфонию разума, служит фактором его профессионального и общекультурного роста. Многим памятны его потрясающие лекции, в том числе та, которую 83-летний профессор Макаев провел однажды накануне 8 марта, когда он прочел наизусть более двадцати пяти стихотворений и по одному поэтическому произведению посвятил каждой студентке, присутствовавшей на занятии.

Профессиональная деятельность педагога требует постоянной работы над голосом — совершенствованием своего «рабочего инструмента», над развитием умений видеть аудиторию, владеть умением свободно излагать материал без опоры на конспект, передавать свое отношение к излагаемому [6, 227].

Результатом работы по самообразованию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности, тем сильнее потребность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека.

Итак, самообразование — это сознательная, целенаправленная планомерная работа над собой с целью улучшения своей личности. Самообразование, как правило, — длительный и сложный процесс, требующий усилий воли и характера. Обычно в процессе самообразования бывают спады из-за отсутствия привычки к систематическому труду, из-за неумения организовать себя. Высокие требования личности к себе на любом этапе профессиональной подготовки, преподавательской деятельности — залог осознанного стремления к самосовершенствованию. Профессиональное самообразование и самовоспитание вузовского преподавателя «через всю жизнь» можно определить как постоянное самосовершенствование путем неустанной работы над собой. Овладение основными способами и приемами профессионального саморазвития поможет педагогу продуктивно повышать свое педагогическое мастерство.

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 74.

2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. — С. 192.

3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. — 2-е изд. — М., 2009. — С.73.

4. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2006. — С. 139.

5. Образцова Л.В., Супрунова Л.Л., Тарасова О.А. Педагогические технологии в инновационном образовании: учебное пособие; под ред. Л.Л.Супруновой. — Пятигорск: ПГЛУ, 2011. — 319 с.

6. Супрунова Л.Л., Лидак Л.В., Тарасова О.А. Основы педагогического мастерства: уч. пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2009. -С.227.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/617521

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/03/samoobrazovanie-pedagogov-kak-faktor-povysheniya-professionalnoy

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovanie-kak-vazhneyshiy-faktor-lichnostnogo-i-professionalnogo-rosta-sovremennogo-vuzovskogo-prepodavatelya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *