Содержание

Проблемное обучение как один из методов формирования духовных качеств личности обучающихся на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

МЕТОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС / ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / METHOD / ACTIVE TEACHING METHODS / PROBLEM-BASED TRAINING / INSTRUCTIONAL STRATEGY / PROBLEMATIC SITUATION / PROBLEM / PROBLEMATIC ISSUE / SPIRITUAL QUALITIES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струнина Оксана Александровна

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы применению активных методов обучения в педагогической практике преподавателя. Каждому преподавателю важно сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно, самостоятельно и творчески работать. Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения. Наиболее эффективным, с точки зрения автора, является метод проблемного обучения . Цель данной статьи показать эффективность метода проблемного обучения в преподавании литературы. В статье обосновывается идея о том, что проблемное обучение на уроках литературы способствует формированию духовных качеств личности обучающихся. Автор статьи на своих уроках стремится показать обучающимся, что художественная литература это не чужой, отвлеченный мир с вымышленными человеческими проблемами и переживаниями. Многие проблемы , содержащиеся в художественных произведениях, являются для читателей личностно значимыми, актуальными. Приблизиться к решению этих проблем позволяет метод проблемного обучения . Решая нравственные проблемы , обучающиеся приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о необходимости духовного самосовершенствования, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Струнина Оксана Александровна

Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности на уроке литературы

Достижение метапредметных результатов на уроках английского языка с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

Приемы формирования критического мышления обучающихся на уроках мировой художественной культуры: опытно-экспериментальная часть

THE PROBLEM-BASED TRAINING AS ONE OF THE METHODS FOR FORMING SPIRITUAL QUALITIES OF PERSONALITY STUDENTS IN LEARNING LESSONS

This article is devoted to one of the urgent problems of modern pedagogy and methods of teaching literature the use of active teaching methods in the pedagogical practice. It is important for each teacher to make their lessons interesting and vivid, to captivate students with their subject, to make them actively, independently and creatively work. Building a lesson today requires the use of modern teaching methods. The most effective, from the author’s point of view, is the method of problem-based training . The purpose of this article is to show the effectiveness of the problem-based training method in teaching literature. The article substantiates the idea that problem-based training in literature lessons contributes to the formation of the spiritual qualities of the personality of students. The author seeks to show students in lessons, that literature is not a foreign, abstract world with fi ctional human problems and experiences. Many problems contained in artistic literary are personally signifi cant and relevant for readers. Approaching the solution of these problems allows the method of problem-based training . Solving moral problems, students come to the idea of a high sense of human being, the need for spiritual self-improvement, and the fact that the priority in the life of every person should be not material, but spiritual values.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение как один из методов формирования духовных качеств личности обучающихся на уроках литературы»

Сведения для цитирования: Струнина, О. А. Проблемное обучение как один из методов формирования духовных качеств личности обучающихся на уроках литературы / О. А. Струнина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 36-40.

УДК 372.016:82 ББК 74.268.3

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы — применению активных методов обучения в педагогической практике преподавателя. Каждому преподавателю важно сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно, самостоятельно и творчески работать. Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения. Наиболее эффективным, с точки зрения автора, является метод проблемного обучения. Цель данной статьи — показать эффективность метода проблемного обучения в преподавании литературы.

В статье обосновывается идея о том, что проблемное обучение на уроках литературы способствует формированию духовных качеств личности обучающихся. Автор статьи на своих уроках стремится показать обучающимся, что художественная литература — это не чужой, отвлеченный мир с вымышленными человеческими проблемами и переживаниями. Многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, являются для читателей личностно значимыми, актуальными. Приблизиться к решению этих проблем позволяет метод проблемного обучения. Решая нравственные проблемы, обучающиеся приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о необходимости духовного самосовершенствования, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.

Ключевые слова: метод, активные методы обучения, проблемное обучение, стратегия обучения, проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос, духовные качества личности.

Каждый преподаватель в настоящее время стремится сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно и творчески работать. И это не случайно. Главная цель современного образования — не только получение обучающимися определенных знаний, умений и навыков, но и воспитание активной, духовно развитой, творческой личности, способной учиться самостоятельно. У современных учеников часто отсутствует мотивация, интерес к учебе, к познавательной деятельности, к творчеству, но большее беспокойство вызывает отсутствие у обучающихся представлений о духовных ценностях, лежащих в основе мировой культуры. Поэтому в XXI веке перед нами, преподавателями, встают вопросы не только образовательного, но и воспитательного характера. Образование, на наш взгляд, является основой духовности. Но чтобы стать таким, оно должно ориентироваться на мировую и национальную духовную культуру, на общечеловеческие ценности. Од-

новременно необходимо научить обучающихся решать самые разные жизненные проблемы: и личные, и глобальные.

Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является метод проблемного обучения. Безусловно, идея проблемного обучения не является новой. Величайшие педагоги прошлого (Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ский и др.) всегда искали пути превращения процесса обучения в радостный процесс познания мира, самостоятельного получения новых знаний. В настоящее время метод проблемного обучения получает широкое распространение, особенно в практике преподавателей гуманитарных дисциплин, так как этот метод стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию их критического, логического и творческого мышления, формирует навыки исследовательской деятельности [1].

Как известно, проблемное обучение предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению определенной проблемы, в ходе этой деятельности обучаемые получают новые знания.

Построение урока с применением проблемного обучения включает в себя следующие этапы:

— актуализация полученных ранее знаний;

— сообщение новых знаний (предлагается определить, верно ли то или иное высказывание, либо дается ряд высказываний, среди которых необходимо найти верное);

— осмысление информации (например, предлагается составить таблицу);

— рефлексия (что было самым интересным на занятии, о чем хотелось бы сказать в заключение) [2].

Проблемное обучение строится по разнообразным стратегиям. В своей педагогической практике мы определили для себя следующую стратегию.

— У — укажите, в чем заключается проблема;

— Д — давайте найдем решение;

— А — а что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?

— Ч — что из предложенного вами можно осуществить на практике?

— А — а теперь необходимо сделать выбор.

Для реализации проблемного обучения необходимо отобрать самые актуальные, сущностные задачи, позволяющие привлечь внимание обучающихся к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес [3]. По словам известного психолога и философа С. Л. Рубинштейна, «мышление начинается с проблемной ситуации» [4, с. 47]. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, так называемое противоречие между знанием и незнанием. Эта ситуация вызывает у обучающихся интерес к учебному материалу, пробуждает желание решить проблему, способствует формированию умений формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора художественного произведения.

Рассмотрим суть проблемного обучения на конкретных примерах. На уроках литературы мы часто обсуждаем проблемы взаимоотношений мужчин и женщин. Например, на уроке по изучению рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» студенты исследуют самую главную духовную ценность в жизни человека — любовь. Обучающиеся выделя-

ют различные типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-приключение, любовь-дружба, любовь-зависимость, любовь-подчинение, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование. Студенты анализируют текст произведения, определяют авторскую позицию, раскрывают роль художественных деталей в произведении, выявляют образы-символы. Решая проблемный вопрос «Любовь обогащает или обедняет жизнь главного героя?», обучающиеся приходят к выводу, что подлинная любовь духовно возвышает, преображает душу, делает человека великим. Такая любовь нравственно изменяет и окружающих людей, позволяя им постичь истинный смысл человеческой жизни.

На уроке по изучению поэзии футуристов также возникает проблемная ситуация: нужны ли языковые эксперименты, что дали поэтические и языковые эксперименты футуристов русской литературе и культуре ХХ века. В конце урока студенты делают вывод: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли огромный вклад в развитие русского языка и искусства в целом.

Изучая пьесу М. Горького «На дне», обучающиеся решают проблему правды и лжи в жизни человека: что лучше, горькая правда или сладкая ложь? Студенты по-разному отвечают на этот вопрос. Кто-то считает, что ложь в определенной ситуации лучше правды, кто-то придерживается противоположной точки зрения. Но сам автор пьесы утверждает, что, какой бы горькой ни была правда, она всегда лучше лжи. Его герой, беспаспортный бродяга Лука, внушает ночлежникам надежду на лучшую жизнь. Но после его исчезновения обитатели ночлежки понимают, что их мечтам не суждено сбыться. И это осознание приводит к трагическим последствиям. Автор призывает читателя отказаться от лжи и иллюзий, потому что только правда способна изменить жизнь.

Читать статью  Как заняться саморазвитием мужчине

При изучении творчества М. Цветаевой студенты формулируют ряд волновавших поэтессу проблем, отразившихся в ее стихотворениях: проблема внутренней свободы художника, судьба поэта и поэзии в России, проблема духовного родства людей, любовь.

При знакомстве с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» студенты не только изучают текст произведения, но и знакомятся с понятиями «демонизм», «демоническая личность» в произведениях мировой литературы [5]. Это образы Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», Люцифера в драме Дж. Байрона «Каин»,

Сатаны в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай», Мефистофеля в трагедии И. В. Гёте «Фауст» и, наконец, Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Исследуя эволюцию этого образа в произведениях мировой литературы, студенты выявляют художественное своеобразие Воланда М. Булгакова, при этом рассуждают о проблеме добра и зла, притягательности и губительности зла для человека.

На уроке мы также обсуждаем влияние образа Демона на русскую живопись, говорим о трагической роли этого образа в жизни и творчестве русского художника М. Врубеля. Таким образом, студенты учатся воспринимать и интерпретировать произведения не только литературы, но и живописи.

Решая нравственную проблему добра и зла, обучающиеся в конце урока делают вывод о том, что зло всегда привлекательно для людей. Демоническая личность притягивает своей силой, свободой, бунтарством. Однако не стоит забывать, что силы зла губительны для человеческой души. Это можно проследить на судьбах как литературных героев, так и реальных людей.

Или возьмем, к примеру, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема урока—«Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». В начале урока перед студентами ставится проблемный вопрос: «В чем смысл жизни?» Рассматривая жизненный путь главного героя романа Андрея Болконского, эволюцию его духовных исканий, студенты приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о нравственном самосовершенствовании, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.

Основной элемент проблемного обучения — это правильно сформулированный проблемный вопрос, который интересен и актуален для обучающихся [6].

Например, при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» звучат следующие проблемные вопросы:

— кто из героев, Базаров или П. П. Кирсанов, прав в споре?

— актуальна ли в наше время проблема взаимоотношений отцов и детей?

На уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» задаем вопрос, касающийся образа главного героя:

— можно ли добиться всеобщего счастья путем лжи и преступления?

Изучая пьесу М. Горького «На дне», мы обращаем внимание на спорный образ Луки, связанный с проблемой гуманизма:

— чем привлекателен этот образ?

— Лука — это самый человечный образ в пьесе или просто лжец?

— его позиция имеет право на существование?

Следует отметить, что проблемные вопросы, поставленные на уроках литературы, касаются современного бытия человека, а потому они так или иначе затрагивают душу каждого, например:

— встречаются ли в современной жизни Об-ломовы? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»);

— кто такой «футлярный» человек? Насколько он опасен для окружающих? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»);

— согласны ли вы с позицией А. С. Пушкина, что «война — это величайшее кощунство над человеком и природой»? (по произведениям ХХ века, посвященным Великой Отечественной войне);

— актуальна ли в современном обществе проблема утраты духовных ценностей? (по произведениям В. П. Астафьева);

— вы согласны с тем, что главным хранилищем нравственности является семья? (по произведениям Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова);

— что такое «нравственный выбор» человека? (по повести В. Быкова «Сотников» и рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).

На своих уроках мы стремимся показать студентам, что русская классика — это не чуждый нам, отвлеченный мир. Своеобразие литературы заключается в ее универсальности: каждая человеческая судьба находит здесь свое отражение. Поэтому многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, становятся личностно значимыми.

Главная цель, которую мы, преподаватели литературы, ставим перед собой сегодня, — это воспитание читателя, способного глубоко мыслить и чувствовать, для которого художественная литература является способом постижения мира и самого себя.

Таким образом, проблемное обучение развивает способность творчески, критически осваивать материал, учит студентов мыслить, самостоятельно делать важнейшие выводы, которые становятся глубокими жизненными убеждениями, а не заученными цитатами. И неважно, что не всегда студенты приходят к единому мнению, главное, что они размышляют, переживают, учатся отстаивать собственную точку зрения. Именно такие уроки для обучающихся становятся незабываемыми.

На них студенты не только приобретают новые знания, но и раскрывают собственное «Я». Таким образом, проблемное обучение способствует формированию свободной, духовно разви-

той личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, к самореализации и творчеству, к ответственности и отстаиванию своей независимости.

1. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. — 2000. — № 1. — С. 19-25.

2. Айзерман, Л. С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л. С. Айзерман // Литература в школе. — 2002. — № 4. — С. 24-28.

3. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлин-ский. — Москва : Знание, 1983. — 96 с.

4. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее : монография : в 3 кн. Кн. 1 / под ред. Е. В. Ковалевской. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — 298 с. — ISBN 978-5-89988-729-Х.

5. Маранцман, В. Г. Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. — 2002. — № 7. — С. 23-27.

6. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии / М. В. Буланова-Топоркова и др. — Москва : ИКЦ «МарТ» ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2010. — 336 с. — 978-5-222-16549-2.

For citation: Strunina, O. A. The problem-based training as one of the methods for forming spiritual qualities of personality students in learning lessons / O. A. Strunina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 36-40.

THE PROBLEM-BASED TRAINING AS ONE OF THE METHODS FOR FORMING SPIRITUAL QUALITIES OF PERSONALITY STUDENTS IN LEARNING LESSONS

This article is devoted to one of the urgent problems of modern pedagogy and methods of teaching literature — the use of active teaching methods in the pedagogical practice.

It is important for each teacher to make their lessons interesting and vivid, to captivate students with their subject, to make them actively, independently and creatively work. Building a lesson today requires the use of modern teaching methods. The most effective, from the author’s point of view, is the method of problem-based training. The purpose of this article is to show the effectiveness of the problem-based training method in teaching literature.

The article substantiates the idea that problem-based training in literature lessons contributes to the formation of the spiritual qualities of the personality of students. The author seeks to show students in lessons, that literature is not a foreign, abstract world with Actional human problems and experiences. Many problems contained in artistic literary are personally significant and relevant for readers. Approaching the solution of these problems allows the method of problem-based training. Solving moral problems, students come to the idea of a high sense of human being, the need for spiritual self-improvement, and the fact that the priority in the life of every person should be not material, but spiritual values.

Key words: method, active teaching methods, problem-based training, instructional strategy, problematic situation, problem, problematic issue, spiritual qualities of a person.

1. Baksanskij O. E., Chistova M. V. Problemnoe obuchenie: obosnovanie i realizacija [Problem-based learning: rationale and implementation], Nauka i shkola [Science and school], 2000, no. 1, pp. 19-25. (In Russian)

2. Ajzerman L. S. Posev i zhatva. Chto proishodit s urokami literatury [Sowing and reaping. What happens with literature lessons], Literatura v shkole [Literature in school], 2002, no. 4, pp. 24-28. (In Russian)

3. Brushlinskij A. V. Psihologija myshlenija i problemnoe obuchenie [Psychology of thinking and problem-based learning]. Moscow. Znanie, 1983, 96 p. (In Russian)

4. Kovalevskaja E. V. (ed.) Problemnoe obuchenie: proshloe, nastojashhee, budushhee : mono-grafija : v 3 kn. Kn. 1 [Problematic education: past, present, future: monograph: in 3 books. book one]. Nizhnevartovsk, Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2010, 298 p, ISBN 978-5-89988-729-H. (In Russian)

5. Marancman V. G. Problemnyj analiz romana M. Bulgakova «Master i Margarita» [Problematic analysis of the novel by M. Bulgakov «The Master and Margarita»], Literatura v shkole [Literature in school], 2002, no. 7, pp. 23-27. (In Russian)

6. Bulanova-Toporkova M. V. (ed.) Pedagogicheskie tehnologii [Educational technologies]. Moscow, Rostov-na-Donu, IKC «MarT» , MarT, 2010, 336 p, 978-5-222-16549-2. (In Russian)

Струнина Оксана Александровна, преподаватель Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: oksana.demina.73@mail.ru

Strunina Oksana Aleksandrovna, lecturer at the Multidisciplinary College, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: oksana.de-mina.73@mail.ru

Сведения для цитирования: Тимофеева, Е. Ю. Электронный образовательный курс «Русский язык и культура речи» как форма интерактивного обучения: структура и содержание / Е. Ю. Тимофеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 40-44.

УДК 372.016:81 ББК 74.268.1

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В статье рассматриваются особенности композиции и содержания электронного курса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», реализуемой в системе сПо, приводятся практические примеры заданий, в которых сочетаются методы и приемы современных образовательных технологий, таких как развитие критического мышления, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, образовательная среда Moodle, электронный курс, современные педагогические технологии, интерактивность.

Современное образование особое внимание уделяет интерактивности обучения. Под интерактивностью исследователи в области педагогики Ю. С. Арутюнов, О. С. Анисимов, Л. Н. Вавилова, О. А. Голубкова, Е. С. Заир-Бек, А. Ю. Прилепо, Н. И. Суворова понимают специальную форму организации познавательной деятельности. При этом в учебный познавательный процесс с равной степенью активности вовлечены до 90 % обучающихся. Они не просто знакомятся с необходимым материалом и транслируют информацию, но и погружаются в на-

стоящее общение, для осуществления которого необходимо иметь собственную точку зрения и понимать и принимать мнение собеседника, вести рефлексивную деятельность. Как отмечает Ю. Гавронская, интерактивность связана не только с межсубъектным взаимодействием, но и с различными способами и средствами «взаимодействия человека с информационной средой» [1, с. 101]. В качестве основных условий реализации интерактивности в образовательной среде Н. И. Суворова выделяет такие: 1) комфортные условия обучения, в которых

Читать статью  Профессиональное самосовершенствование педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности
презентация по химии по теме

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно спорить. С дру­гой стороны, в теории деятельности это совсем не так. Чтобы сделать яснее все дальнейшие рассуждения и более точно описать проектную деятельность, надо сопо­ставить учебную и проектную деятельность: является ли проектная разновидностью учебной, или это разные дея­тельности? Данный вопрос кажется теоретическим и отстраненным, но его прояснение необходимо для пони­мания всей дальнейшей информации.

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty_problemnoe_obuchenie_kak_sredstvo.ppt 883.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности Доводы, до которых человек Додумывается сам, Обычно убеждают его больше, Нежели те, которые пришли В голову к другим. Б.Паскаль

Экспериментальное исследование эффективности разработанных методических подходов к проблемному обучению химии Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №16, всего экспериментом было охвачено 80 школьников

Цель эксперимента: проверка верности выдвинутой гипотезы исследования Особенности эксперимента Необходимость исследования эффективности разработанных методических подходов через призму её влияния на развитие личности школьников Задачи эксперимента: -определение путей выявления изменений в структуре личности школьника; -поиск соответствующих методов обработки экспериментальных данных.

Анализ устных, письменных и творческих работ учащихся Мониторинг Анкетирование Психологическое тестирование Целенаправленное наблюдение на уроках Методы сбора данных

Результаты диагностики (сентя брь 2005-2006 уч год)

Развивающее обучение Проблемное обучение Активная самостоятельная деятельность учащихся Проблемные ситуации Творческое владение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Он намечает несколько способов разделения проблемных ситуаций 1) При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; 2) При организации практической деятельности учащихся; 3) При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях; 4) При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлениям; 5) При исследовательских занятиях; 6) При выдвижении гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка; 7) Организация межпредметных связей; часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемных ситуаций ( при обработке навыков, повторении пройденного и т. д); в этом случае следует использовать факты и данные наук ( учебных предметов), имеющие связь с изучаемым материалом; 8) Варьирование задачи, переформулировка. Классификация М.И.Махмутова

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Выявить уровень знаний и представлений учащихся по теме Новые сведения для разрешения системы проблемных ситуаций Выявление интеллектуальных возможностей учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения Изложение материала учителем Самостоятельная работа с учебником Другой источник Практическая работа

При изучении нового материала Метод выдвижения гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка При проведении практических занятий Метод проблемного эксперимента При закреплении знаний Использование проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях

Самостоятельная работа «Электролитическая диссоциация» Формула соли Лакмус Фенолфталеин Реакция Какие ионы AlCl 3 красный — кислая H + Na 2 CO 3 синий малиновый щелочная OH — NaCl фиолетовый — нейтральная H + =OH —

Результаты опроса учащихся по теме «Углерод»

Простая дифференциация O 2 , HCl, H 2 SO 4 , CO, NaCl, K, CH 4 , H 2 O, CO 2 , NH 3 , F 2 , Ca, N 2 , CuSO4, CaCO 3 , O 3 , Fe, Ca 3 (PO 4 ) 2 , CH 3 COOH, B, HNO 3 , MgO. Вещества Простые Сложные

Сложная дифференциация Cr 2 O 3 , Fe 2 O 3 , H 2 CO 3 , Cr 2 O 3 , SO 3 , BeO, HCl, Na 2 O, H 2 SiO 3 , NaHCO 3 , Ca(OH) 2 , Al 2 O 3 , Al(OH) 2 Cl, Al 2 (SO 4 ) 3 , Na 2 HPO 4 , Be(OH) 2 , Zn(OH) 2 , Cu(NO 3 ) 2 , NaCl, H 3 PO 4 , HNO 3 , CH 3 COOH, Cu(OH)Cl, H 2 SO 4 , P 2 O 5 , NH 4 OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Na 2 KPO 4 , Zn(OH)NO 3 Вещества Кислоты Соли Основания Оксиды

Cr 2 O 3 , Fe 2 O 3 , H 2 CO 3 , Cr 2 O 3 , SO 3 , BeO, HCl, Na 2 O, H 2 SiO 3 , NaHCO 3 , Ca(OH) 2 , Al 2 O 3 , Al 2 (SO 4 ) 3 , Na 2 HPO 4 , Be(OH) 2 , Zn(OH) 2 , Cu(NO 3)2 , NaCl, H 3 PO 4 , HNO 3 , CH 3 COOH, Cu(OH)Cl, H 2 SO 4 , P 2 O 5 , NH 4 OH, CaO, ZnO, FeO, CuO, BaO, Zn(OH)NO 3 . Сложнейшая дифференциация

Результаты диагностики (январь 2006-2007 уч год)

Результаты качества знаний и обученности учащихся Проблемное обучение способствует активизации обучения и освоению нового содержания образования, повышению успеваемости школьников. Применение в учебном процессе систем проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы,- формировать у учащихся самостоятельное, творческое мышление.

Внеурочная деятельность по химии Кол-во учащихся посещающих факультативы по химии (по выбору) Кол-во учащихся участвующих в конференции «Юность. Наука. Культура» Кол-во учащихся сдающих экзамен по химии 9 класс 11класс 9класс 11класс 9класс 11класс 2005-2006 уч.год 18 12 1 1 4 8 2006-2007уч год 25 11 2 1 12 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самоопределение, саморазвитие и самореализация личности как цель и результат гуманистического воспитания

Презентация к педсовету.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся.

Воспитание Оренбуржца 21 века «Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения»

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа .

Условия для саморазвития и самореализации личности

Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части .

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять.

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников

Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 290-294. — URL: https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 06.07.2022).

В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения.

Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все большее внимание уделяют проблемам развивающего обучения. В то же время нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.

Подготовка творческой личности во все времена была задачей государственного значения. Если проанализировать современный учебный процесс и ныне сформированные цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка. Так, в Законе Российской федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «. выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…». [1]

Работа над развитием учащихся имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления личности школьника. Все, что закладывается учащимся, определяет на многие годы вперед успешность и уровень процесса формирования личности человека, его мировоззрения, его развития. Приобретенные в школе качества, знания, умения и навыки обеспечивают не только основу дальнейшего образования и воспитания подростка или юноши в школе или в другом учебном заведении, но и во многом определяют качества практической, общественной и профессиональной деятельности взрослого человека.

Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы школьников является феномен проблемного обучения .

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала;

методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею;

усвоение учителем содержания и сущности теории организации процесса проблемного обучения;

структуру урока и формы контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся;

овладение учителем формами, методами и техническими средствами обучения;

Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников, является проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952) [2], который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В последнее время его труды пересматриваются [3], выходят публикации о нем. [4]

Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах. [5]

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемно-развивающего обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами. [6]

Существует несколько подходов к трактовке концепции проблемного обучения .

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

Читать статью  Проблема саморазвития личности педагога – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Рассмотрим особенности методики проблемного обучения .

Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности — это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, они ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;

осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;

должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень становился выше, и в настоящее время высокому уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.

усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов (овладение способами познания);

формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника;

высокая самостоятельность учащихся;

формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

В проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение — это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. «Проблемным» оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. [7]

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием, когда требуется найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

В связи с проблемным обучением, как мы уже отметили, употребляют понятия «учебная проблема» или «проблемная задача». Вообще проблема — теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное.

Основными элементами учебной проблемы для ученика являются «известное» и «неизвестное».

Суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новое для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.

Важнейшей составляющей педагогического процесса при этом становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное. В связи с этим в исследовании интеллектуального развития школьника особое внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения. [8]

В педагогической науке существуют методы обучения , представляющие интерес в плане интенсификации интеллектуальной деятельности школьников. Выделяются три группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию, но в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами остальных групп, т.е. в единстве рассматриваются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля в обучении.

информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный (знания даются учителем в готовом виде, а именно: формулируются правила, иллюстрируются примерами; дети воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель);

частично-поисковый или эвристический метод (учитель, формулируя проблему, путем постановки вопросов вовлекает учащихся в процесс ее доказательного решения; оказанная со стороны учителя помощь делает поиск детей частичным, зато создает условия для осуществления ими поисковой деятельности);

репродуктивный метод (школьники выполняют работу по образцу, данному учителем);

проблемное изложение (педагог формирует проблему и раскрывает перед школьниками пути ее доказательного решения, учит самостоятельно, критически анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации);

системно-целостный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям действительности, позволяющий объяснить частное с позиции общего, социально и личностно значимого;

инновационно-перспективный подход, предусматривающий проблемно-поисковую деятельность обучаемых по освоению перспективных инноваций во множестве предметов в программе обучения, направленных на выработку глобально-гуманистического мировоззрения, созидающих умений и развитие творческого потенциала личности;

гностический — умения, обеспечивающие изучение содержания, способов воздействия и анализа реакций школьников, их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, особенностей процесса и результатов своей деятельности;

проектировочный – связан со стратегическими задачами, включает умения в области формирования системы целей и задач, позволяющие видеть конечный продукт своей педагогической деятельности;

конструктивный — содержит умения в области формирования тактических задач; отбора и композиции содержания учебного материала для интеллектуальной загруженности с учетом уровня обученности и развития детей, который должен стать достоянием учащихся; проектирование их деятельности с целью усвоения сообщаемого учителем и интеллектуального развития;

организационный — включает в себя умения эффективного решения задач, связанных с организацией сообщения изучаемого, интенсификации деятельности учащихся и учителя;

гуманизации — предполагает такую организацию учебного процесса, при котором знания имели бы для ученика личностный смысл; сам ученик не терялся бы в процессе обучения, важные условия гуманизации образования – усиление мотивации и дифференциации обучения;

гуманитаризации — приобщения школьника к духовной культуре, творческой деятельности, к открытию нового;

Отметим еще принцип ведущей роли учителя в специальной организации познавательной деятельности школьников по интеллектуальному развитию. В этом процессе учителю нужно самостоятельно планировать, как перевести интеллектуальные умения, навыки, способности из одного состояния в другое (не знал – узнал, не умел – умеет, и т.д.).

Итак, анализ основных направлений интеллектуального развития школьника позволил обнаружить у интеллектуальных структур не только содержательно-операциональные, но и потребностно-мотивационные, а также эмоциональные компоненты.

Таким образом, проблемное обучение, в отличие от традиционного, представляет собой сложную разновидность системы взаимодействия, в которой важную роль играет управление учащимися своей деятельностью.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Более того, переоткрытие всего программного содержания в процессе обучения привело бы к обеднению этого процесса (например, в выработке навыков самостоятельной работы с книгой, усвоения материала, и др.).

Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе. Да и изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения.

Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития школьника, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. — 1996. — № 2. — С.2-60.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского; Под ред. Н.Д. Виноградова. — Москва: Мир, 1919. — 112 с.; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. — Москва, 1921. — 122 с.

Дьюи Дж . Демократия и образование / Пер. с англ. — Москва: Педагогика-пресс, 2000. – 200 c.; Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). — М.: Карапуз, 2009. — 352 с.

Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. — Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005. — 234 с.; Шарвадзе Б.А. Жизнь и философия Джона Дьюи. — Тбилиси, 1995. — 255 с.; Шарвадзе Б.А. Философия Джона Дьюи. — Тбилиси: Центр культурных связей Грузии «Кавказский дом», 1998. — 312 с.

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону,1970. — 300 с.; Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.; Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.; Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. — Л., 1973. — 234 с.; Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск . — М.: «Просвещение», 1968. — С. 186-203; Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 198 с.; Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.; Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск . — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.; Поспелов Д.А., Пушкин В Н., Садовский В.Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969. — С. 34-42; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980. — 214 с., и др.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.; Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1995. — 230 с., и др.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. — 290 с.; Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с., и др.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, развивающее обучение, знание, учебная проблема, принцип проблемности, проблемная ситуация, проблемно-развивающее обучение, процесс обучения, учащийся, учебный процесс.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odin-iz-metodov-formirovaniya-duhovnyh-kachestv-lichnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-literatury

Источник https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/03/25/problemnoe-obuchenie-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii

Источник https://moluch.ru/archive/43/4806/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *