Содержание

Инструкция: как развить свой кругозор

Мыслить свободно — высшее достижение и высшее наслаждение из всех возможных. К этой способности человек может прийти только самостоятельно, приложив определённые усилия. Наградой станет очищение от всевозможных клише, от авторитетов, от общепринятых заблуждений и навязанных стереотипов. Обретя свободомыслие, твоё сознание перестанет урезать реальность, какой бы она ни была. Место глухого отрицания «непонятного» займёт осмысление природы этого «непонятного», после чего оно трансформируется в «очевидное».

Современная жизнь диктует свои правила и стремится навязать свой темп, не оставляя времени на все эти размышления и осмысления. Но природа человека такова, что он всё равно всегда стремится к развитию. Простой пример: вряд ли есть человек, который откажется от кругосветного путешествия или просто поездки в страну, где он никогда не бывал прежде. Ведь в таких поездках можно узнать много нового, расширить кругозор. К сожалению, далеко не все могут позволить себе жизнь в путешествиях, но все могут позволить себе личностное развитие.

Задумываясь о том, что ты знаешь и как много не знаешь, ты, возможно, ощутишь некую бессмысленность познания как такового. Ведь бездна незнания так широка и глубока, что её и за век не заполнить. Существует великое множество наук, и решительно непонятно, с чего начать вить собственную паутину знаний. К счастью, здесь работает эффект снежного кома. Собрав первый «снежок» из правильных материалов, дальше его нужно просто катить в любом направлении. Из чего именно собирать этот снежок, ты узнаешь сейчас.

1. История и география

Без истории и географии невозможно создать «каркас» кругозора. История знакомит тебя с выдающимися людьми, с вечными идеями и важнейшими событиями. География объясняет, как огромна и разнообразна наша планета, знакомит со странами, народами, языками и культурами. То, как эти науки преподаются в школах, вызывает массу вопросов. Всевозможные контурные карты с месторождениями угля или никеля — вот кому это нужно и кому это может быть интересно? Никому. Или заучивание параграфов из учебника отечественной истории, где веками происходит практически одно и то же, только имена меняются.

Эти науки помещены в один пункт потому, что их удобно и интересно изучать именно вместе, ведь они переплетаются друг с другом. Хотя скорее не изучать в привычном понимании, а наблюдать. Вот кругосветное путешествие Фернана Магеллана — это история или география? Вроде бы и то, и другое. Просто читать об этом событии может быть скучно, но что если совершить такое путешествие вместе со знаменитым португальцем? Это вполне возможно. Всё, что тебе понадобится: «Гугл земля», лекция или документальный фильм на Youtube и немного воображения. То есть включаешь лекцию и параллельно отслеживаешь перемещение Магеллана по карте, разглядываешь места, где он останавливался, порты, в которые заходил, острова, где принял смерть. Получается «история в 3D». При таком методе наблюдения информация запоминается в 100 раз лучше, ведь ты путешествуешь вместе с Фернаном, к тому же это очень интересно. Точно так же можно «принять участие» в любом другом событии: от какой-либо войны до миграции человека из Африки.

2. Астрономия

Начиная катать снежный ком из истории и географии, рано или поздно ты обязательно дойдешь до астрономии. Где-то «всплывёт» Галилей, где-то Южный Крест или спасительная для моряков Полярная звезда. Спроси у себя или у любых знакомых: что такое мир? Скорее всего, тебе ответят, что это вся наша планета Земля. Астрономия объясняет, что мир куда больше, мир — это Вселенная. Эта наука показывает истинный масштаб вещей, многие из которых впоследствии переосмысляются. Невозможно наблюдать Вселенную и не прикоснуться к философии, к физике с химией. Не останутся в стороне и новейшие технологии; робототехника, системы связи, компьютеры. Всё это как минимум в виде поверхностных знаний налипнет на ком в комплекте с астрономией.

Огромным плюсом астрономии является её «неточность», то есть после многих наблюдений, высказываний, гипотез и теорий можно добавить: «Но это не точно». Остаётся пространство для полёта собственных мыслей и личного понимания. Почти все любят хорошие фантастически фильмы с полётами в космос, со всевозможными инопланетянами и дальними мирами. Астрономия и пытается создать или найти всё это по-настоящему, и реальность часто оказывается смелей и невероятней любой фантастики.

Не знать порядок планет в своей звездной системе такой же позор, как не знать свой алфавит.

3. Квантовая физика

Квант — это наименьшая частица чего-либо, которая уже не может быть поделена на другие частицы. Например, свет состоит из фотонов, гравитация — из гравитонов, время — из хрононов (но это не точно). Квантовая физика изучает природу этих частиц, законы их движения и существования.

Стоять! Это только звучит страшно, на самом деле всё проще и безумно интересно. Необязательно углубляться в квантовую физику до уровня нобелевских лауреатов — это и невозможно без высочайшего знания классической физики. Этот подраздел сам «налипнет» на ком после слоя астрономии. Можно сказать, что квантовая физика изучает магию, то есть явления и процессы, механизмы, природа которых человеку сейчас непонятна. Как нечто может быть одновременно в нескольких местах, как нечто может проявлять себя и как частица, и как волна, как нечто может мгновенно передавать информацию на расстояния в триллионы километров. Если несколько упростить, то квантовая физика — это астрономия наоборот: она показывает масштабы микромира, и он не менее поразителен, чем более привычный нам макромир. Начать можно со статьи или документалки о Большом адронном коллайдере — это самое технологически продвинутое творение человека за всю историю.

Представь ситуацию: стучится тебе кто-то в личку со своим «Привет, чем занят?». «Читаю статью по квантовой физике», отвечаешь ты.

4. Палеонтология и археология

Запоминай: Индиана Джонс был археологом, а доктор Грант — палеонтологом. Вообще-то, Инди больше походит на мародёра, но смысл в том, что археология ищет следы древних народов, изучает их быт и культуру, а палеонтология изучает окаменелые останки животных и растений. Для поверхностного изучения и наращивания нашего снежного кома лучше брать их в комплекте. Они дополняют друг друга и вносят разнообразие в общий предмет изучения. Вместе с ними постепенно к кому прилипнет ещё с десяток наук и направлений: биология, геология, картография, климатология, тектоника и прочие. Зачастую ты и сам не будешь замечать, как перешёл к освоению другой науки.

Палеонтология и археология могут казаться скучными или неважными, но без них невозможно выстроить целостную картину мира, без них нет «точки отсчёта». Они расскажут, что значит «древняя высокоразвитая цивилизация»: выяснится, что речь не о древних «летающих тарелках», но о реальных вещах, причём не менее удивительных. Ещё они расскажут о великом разнообразии созданий, живших некогда на нашей планете, и динозавры — это далеко не самое удивительное из того, что обитало на Земле. Возможно, прозвучит неожиданно, но ты уже изучил палеонтологию и археологию лучше, чем все выше перечисленные науки. Наверняка что-то знаешь о пирамидах, о динозаврах, что-то слышал о майя и ацтеках. Остаётся, как говорил Михаил Сергеевич, «расширить и углубить».

5. Социология и философия

Обе науки «прилипнут» сами, когда накопится достаточный слой истории, но можно добавить их и самостоятельно в любой момент. Социология расскажет о формах устройства общества, о механизмах взаимодействия между людьми и государственными институтами. Расскажет о том, как и где эти механизмы менялись, какой ценой и с каким конечным результатом. Азбука социологии, с которой следует начать, — это изучение форм государственного устройства, видов политических режимов и систем.

Читать статью  Статья на тему " Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности&quot. | Статья: | Образовательная социальная сеть

Философия — самая простая и самая недопонятая наука. Её простота в том, что нет никаких конкретных задач, нет условий, она ни на чём не настаивает и ничего не утверждает. Полностью свободный полёт. Недопонятость заключается в том, что она стремится (сюрприз-сюрприз!) сделать философом тебя. То есть, чтобы стать физиком, например, нужно заучить кучу формул и законов, чтобы стать химиком, нужно заучить таблицу, запомнить кучу значений, запомнить, как взаимодействуют элементы. Чтобы стать философом, не обязательно запоминать сотни цитат, не обязательно читать чьи-то биографии (хотя желательно), всё, что нужно, — это научиться задавать серьёзные вопросы. Себе. И искать на них ответы. Самому.

10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

Умение мыслить и много знать — высшие достижения человека. Образованность избавляет от стереотипного мышления, общепринятых заблуждений и мнений, дарит внутреннюю свободу. Задумывались ли вы о том, какими знаниями владеете и насколько хорошо разбираетесь в природе вещей? Если понимаете, что не всегда можете поддержать разговор и часто «плаваете» в актуальных темах, займитесь самообразованием. Может ли обычный человек стать полиматом, что для нужно делать сориентируют эксперты expertology.

10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

Что понимают под расширением кругозора?

Под ним подразумевают любознательность и реализацию природной потребности в познании окружающего мира. В буквальном смысле кругозор означает – увеличение видимости. Чем глубже человек понимает суть вещей и явлений, тем лучше логически мыслит. Если имеете диплом с технической специальностью, никто не запрещает изучать гуманитарные или естественные дисциплины и наоборот. Если считаете себя профессионалом, постоянно развивайтесь, применяйте теоретический опыт на практике.

Ради чего стараться?

Быть эрудированным полезно из рациональных соображений. Стандартизированное образование в учебных заведениях, просмотр трендовых фильмов, навязывание социальных установок формирует у людей схожее мировоззрение и ограничивает ум. Широкий кругозор развивает нешаблонное мышление, помогает выстраивать логические цепочки, просчитывать события. Это избавляет от неприятностей, которые часто случаются с недальновидными людьми.

Обучение – катализатор для положительных изменений в жизни. Человек, имеющий личную точку зрения, всегда остается в выигрыше, никогда не утрачивает профессиональной значимости.

В 21 веке в приоритете новая система ценностей. Люди стремятся не столько к обогащению, как к оригинальным идеям. Они рождаются исключительной в эрудированных головах. Интеллектуалы имеют все шансы на успех. Умники, «гики, «ботаники» становятся лидерами успешных бизнесов.

Кто такие современные эрудиты?

Это люди, обладающие глубокими познаниями минимум в 3-х разных сферах, владеющие профессиональными навыками. Многие комбинируют знания и генерирует прорывные идеи. Это доказывают выдающиеся личности: Аристотель, Гюйгенс, Бенджамин Франклин, Томас Эдисон вошедшие в историю, и современники-эрудиты. Всем известны имена Илона Маска, Стива Джобса, Марка Цукерберга, Ларри Пейдж, Джефа Безоса.

Например, до Эдвара Уилсона отдельно изучали биологию исоциологию, пока он не создал социобиологию. Джобс интегрировал программирование с дизайном и предложил «Макбук». Маск, благодаря знаниям по физике, программированию, экономике организовал миллиардные компании и успешно осваивает космос.

Сочетание навыков сделают из вас профессионала в узкой области. Скотт Адамс, создатель комиксов «Дилберт», не всегда был юмористом и аниматором. В момент создания офисных зарисовок ему было за двадцать. Он объединил юмор, умение рисовать, критический взгляд на бизнес-культуру – и стал успешным в своей области. Парень считает, что достижения и сочетание разных навыков творят чудеса: «Мой опыт позволяет отображать темы, которые другие иллюстраторы не смогут воспроизводить».

Для решения личных и общих проблем знаний в одной сфере мало. Для примера возьмем ожирение, которое часто приводит к смерти. Диетологи советуют меньше есть и больше двигаться. Это правда, но не вся. Скотт Пейдж в книге Diversity Bonus показал, что проблема требует комплексного подхода: знаний из физиологии, генетики, психологии, других смежных областей. Вывод один: развивайтесь в разных направлениях, тренируйтесь в способности сочетать навыки для карьерных и творческих прорывов.

Как стать эрудированнее?

Чтобы стать умнее, необязательно сутками читать научные статьи и энциклопедии. Существуют простые способы для повышения IQ.Хотите развить новый ценный навык? Да запросто! В сети выложены материалы от ведущих экспертов в любой области. Сейчас золотой век для тех, кто, готов инвестировать в себя и будущее. Например, 13-летний подростокМайкл Сэйман с помощью Google освоил кодинг. Мобильная игра юного гения вошла в сотню мировых приложений. С увеличением новых компетенций пропорционально увеличивается и количество комбинаций навыков, создающих потенциал для новых прорывов.

Как находить время?

https://medium.com/the-innovation/the-7-principles-of-chunking-time-and-scheduling-c34285e1f7f2

В книге «Гении и аутсайдеры» М. Гладуэлл невропатолог Левитин пишет, что после исследований стало понятно, что для достижения мастерства, соизмеримого со статусом эксперта, нужно 10 000 часов практики. Это эквивалентно трем часам работы в течение десяти лет.

Как организовать день подскажут Илон Маск и Билл Гейтс. Продуктивности их можно позавидовать. Они используют метод time chunking. Смысл в том, что они выделяют конкретное время на решение поставленных задач. Суть способа – целиком сконцентрироваться на проблеме, не отвлекаясь на другие факторы, до результата. Принцип особенно эффективен при выполнении схожих проблем, так как экономит время и энергию.

Используйте свободные минуты правильно

Чем вы занимаетесь, если выдались на работе свободные 5 минут или ждете заказ в кафе? «Убиваете» время за просмотром ленты в Instagram или пишите посты? Проведите время с пользой для себя.

Обратите внимание на образовательные ресурсы, умные сообщества, языковые игры. Это намного полезнее, чем просмотр однотипных селфи.

Скачайте полезные программы на телефон. Речь идет о международных новостных приложениях и не только. Изучайте иностранные языки на популярных ресурсах как Livemocha, Busuu, English as 2nd Language.

Если знаете английский, установите программу, которая находит интересные для вас сайты по заявленным критериям. Чем активнее станете пользоваться, тем точнее она будет отображать интересы.

Возьмите за правило чаще обращаться к Википедии. Переходя по ссылкам, вы легко получите дополнительные сведения по смежным темам.

Изучайте интересные темы

Если в детстве рисовали, но потом переключились на изучение юриспруденции или экономики, ничто не мешает пойти на курсы. Они помогут освоить художественные техники, окончить кулинарные или курсы по дизайну, флористики, прокачать навыки лидера на тренинге. Стив Джобс посещал уроки каллиграфии. Кто мог предположить, что предпринимателю пригодится изящное написание букв спустя 10 лет при разработке Macintosh? Каллиграфические навыки помогли в создании шрифтов и пропорциональном масштабировании.

Больше читайте

Автор «Интеллектики», бестселлера «Совершенный мозг» и других книг о мышлении К. Шереметьев пишет: «Если в школе хорошо решали задачи, это ничего не значит. Остаться навсегда умным без развития невозможно. Это сравнимо с накачкой мышц в молодости. Если о них забыть, результат исчезает. Если не поставлять мозгу информацию, происходит быстрая деградация».

Выбирайте для ума научно-популярную литературу и доносите новую информацию другим. Чтобы она отложить на подкорке, нужно понять и проговорить. Советы читающим:

Водите карандашом под строкой. Зрачок двигается за указкой, сканируя информацию. Постепенно ускоряйте движение — и скорость чтения увеличится в разы.

Около 80% читающих про себя проговаривают слова. От вредной привычки пора избавляться. Читая текст, считайте или мысленно напевайте. Первую неделю будете плохо понимать смысл, но затем многократно возрастет скорость чтения.

Учредитель Общества Ки-айкидо Коити Тохэй утверждает, что «чтение — основа интеллекта. Оно повышает нейропластичность ума и скорость обработки информации». А. Вассерман советует искать связи между разными знаниями. Он уверяет, что при таком подходе скоро станет ясно, какие образовательные пробелы нужно заполнить, чтобы вникать в суть. «По опыту знаю, что интересные вещи запоминаются на ходу», — пишет Вассерман. Нейрофизиологии объясняют, что так происходит при сравнении новой и обработанной информации. У заинтригованного человека непроизвольно расширяются зрачки. Сетчатка улавливает больше света, и это позволяет охватывать больший объем информации.

Читать статью  Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Слушайте классику

10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

30 лет назад психолог Френсис Раушер провела эксперимент. Она заперла в комнате 30 крыс и 2 месяца включала Моцарта. По сравнению с грызунами, жившими в тишине и покое в соседнем помещении, они лучше ориентировались и быстрее бегали по лабиринту.

Тренируйте память

Мозг активен в 16–25 лет, затем когнитивные функции постепенно угасают. Чтобы держать всегда в тонусе, нужны тренировки. Чем больше информации в голове, тем быстрее формируются нейронных связей, мозг активнее архивирует данные.

Развивайте воображение и визуализацию:

запоминайте фигуры, выложенные из спичек;

выполнять действия вслепую;

постройте «Дворец Памяти» по методу Д. О’Брайена, описанного в книге «Как развить абсолютную память».

Играйте в настольные игры. Шахматы и покер тренируют логику и мышление. Эйнштейн писал: «Разум, расширивший границы, не возвращается в прежние рамки. Интеллект человека формируются трудом и результатами».

Делайте все иначе

Профессор Лоуренс Катц советует тренировать мозг нейробикой. Нехитрые методы повышают способность обрабатывать информацию, не позволяют отросткам (дендритам) атрофироваться. Суть техники состоит в изменении привычных действий, доведенных до автоматизма, адаптации мозга к новым обстоятельствам:

чаще меняйте маршруты;

принимайте душ в темноте, тренируя осязание;

ходите в слепой» ресторан;

меняйте руки и действия.

Потренировавшись, вы на ходу станете придумывать развивающие упражнения.

Не пугайтесь стрессов

Н.П. Бехтерева, изучавшая мозг и возможности человека, приводила доказательства, что интеллектуальные и творческие прорывы и озарения случаются при решении сверхзадач. Академик пришла к выводу, что стрессы при поиске вариантов часто приводят к озарениям. Если откройте свое дело, предпринимательство вынудит выйти из зоны комфорта, начать штудировать литературу о финансах, маркетинге, документопроизводстве.

Путешествуйте

10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

Увлекательный и приятный способ для расширения кругозора – поездки. Виртуальные путешествия по Лувру и Эрмитажу – занятие интересное, но смотреть фотографии древнегреческих портиков и картины лучше вживую. Сегодня не сложно найти выгодный тур, составить интересный маршруты, отправиться в поездку по стране или за рубеж.

Высшая точка интеллекта – способность делать правильные выводы и предвосхищать события. К таким результатам люди идут годами, но это интересный путь познании и развития. Если хотите стать эрудитом, учитесь извлекать информацию из разных источников, обращайте внимание на мелочи, сопоставляйте причины, следствия, связи, опыт. Не бойтесь совершать ошибки. Новые знания помогут исправить.

Откуда берется любознательность и как ее развить: советы и упражнения для взрослых и детей

Как развить любознательность

Писатель по профессии, в душе – философ. Исследую тему психологии, эзотерики, являюсь консультантом по архетипам личности. Почти 10 лет на фрилансе.

Всем доброго дня!

Двигателем прогресса принято считать лень. Но человек, стремящийся к развитию, точно знает, что прогрессом управляет любопытство. Даже Альберт Эйнштейн говорил: “У меня нет особых талантов. Я всего лишь чрезвычайно любопытен”. Но что делать, если этой самой любознательности не хватает? Сегодня я расскажу, как развить любознательность у ребенка, а также как вернуть интерес к жизни самому себе.

Но сперва поговорим о самом понятии и узнаем, как формируется любопытство и какую роль оно играет в нашей жизни.

Как рождается интерес

В 2005 году психолог Джордан Литман сформулировал концепцию о двух противоположных гранях любознательности. Первую он назвал Д-любопытством (от англ. слова deprivation – лишний), вторую – И-любопытством (от слова interest – интерес).

Д-любопытство

Д-любопытство, или лишняя любознательность, формируется тогда, когда мы чувствуем пробел в информации, что заставляет нас нервничать. К примеру, если начальник неожиданно вызывает нас на ковер, мы будем тревожиться, нам будет сложно сфокусироваться на работе до тех пор, пока не станет ясна тема разговора.

То же самое происходит, когда мы смотрим фильм и краем глаза замечаем, как на телефон приходит оповещение. Появляется нестерпимое желание посмотреть, кто написал. Фильм при этом уходит на второй план в нашей голове.

Наверняка вы замечали, что стоять на светофоре, который отсчитывает секунды, гораздо комфортнее, чем у прибора без отсчета времени. Мы скорее выберем простоять три минуты у первого светофора, чем одну минуту у второго.

И-любопытство

И-любопытство, или интересная любознательность, рождается тогда, когда мы уже что-то знаем о предмете и нам хочется узнать о нем еще больше. Это позитивный интерес, он появляется не от дефицита. При такой форме любопытства нам хочется не заполнить пробел, а расширить границы знания.

Такое чувство очень приятно, оно окрыляет, запускает в нас творческое мышление, раскрывает внутреннего исследователя и, как следствие, позволяет максимально продуктивно изучать желаемое.

Система вознаграждения

Первый и второй тип любопытства связаны с выработкой гормона радости дофамина, но принципы отличаются. Для удовлетворения “лишнего” любопытства нужно от него избавиться через внешнюю награду: посмотреть сообщение в телефоне, узнать тему беседы с начальником, увидеть, сколько секунд осталось до зеленого сигнала светофора. Только после этого мы получим порцию дофамина.

Позитивный интерес удовлетворяет себя сам. Гормон радости в этом случае вырабатывается от внутренней награды, т. е. от самого процесса познания. И-любознательность помогает нам не зависеть от внешних факторов и самостоятельно обеспечивать себя положительными эмоциями.

Любознательность и осознанность

Выступая на конференции TED Talks, психиатр Джадсон Брюер объяснил, что при помощи позитивного любопытства можно прокачивать осознанность и избавлять себя от вредных привычек.

Вот как это работает: вы хотите съесть пирожное, съедаете его и ощущаете удовлетворение. Это простая цепочка “стимул – реакция – вознаграждение”. Мозг запоминает такую последовательность. Если повторять ее много раз, это превратится в привычку. А как вы знаете, бороться с привычками бывает непросто.

Брюер предложил заменять внешнее вознаграждение внутренним, т. е. не физическим пирожным, а процессом познания себя. По какой причине возникло желание съесть пирожное? Какие чувства сейчас внутри вас? Насколько сильно вы тревожитесь или испытываете что-то иное, когда оттягиваете момент употребления сладости? И так далее.

Согласно исследованиям, в вопросе борьбы с курением такая практика осознанности дает в два раза больше положительных результатов, чем традиционные методы. Итак, искренний интерес помогает улучшать жизнь, делает ее более осознанной и наполненной.

Как развивать любознательность у ребенка

Дети любознательны от природы. В возрасте от двух до пяти лет ребенку интересно абсолютно все. Именно поэтому родители малышей постоянно слышат вопросы вроде почему, зачем, как устроено. И если сначала такой интерес может напрягать, то к моменту школы родители начинают стремиться развивать в ребенке это качество, чтобы направить его на учебу.

Как помочь ребенку не растерять любопытство и культивировать это качество для созидания? Узнаем, что говорят на этот счет психологи, а затем рассмотрим полезные упражнения.

Советы родителям

Одной из главных причин так называемой интеллектуальной пассивности психологи называют несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Какие ошибки допускают родители на данном этапе:

  1. Пренебрегают ответами на детские вопросы.Когда чадо заваливает вопросами-почемучками, гораздо проще сослаться на занятость и отмахнуться, чем начать вдумываться, анализировать, при необходимости искать нужную информацию и пытаться доступным для ребенка языком донести ответ. Если ребенка постоянно одергивать, отвечать, мол, ты еще слишком мал или потому что потому, со временем он просто перестанет спрашивать. Разумеется, давать ответы необходимо с учетом возраста, коротко и просто.
  2. Препятствуют исследовательской деятельности. Например: “Не трогай лужу – будешь весь грязный”, “Не бери муку – рассыплешь”, “Не кидай машинку – сломаешь” и т. п. Исследования окружающего мира для ребенка крайне важны. И когда родители постоянно пресекают познавательную деятельность, малыш теряет интерес к ее продолжению или становится менее настойчивым в своих исследованиях. Ратуя за соблюдение чистоты и порядка, вы можете помешать приобретению необходимого опыта. Если какие-то действия вам кажутся опасными или разрушительными, остановите малыша, но предупредите, что вам не нравится именно результат, а не сам процесс.
  3. Поощряют просмотр телевизора и гаджетов. Самый простой способ отключить мозг – это включить экран смартфона или ТВ. Даже самые полезные детские передачи будут всего лишь пассивным обучением. Они не способны заменить практический опыт, который ребенок может получить только в процессе контактного взаимодействия с окружающим миром.

По большому счету развитие любознательности у ребенка сводится к одному правилу – не навреди. Дети интересуются миром по умолчанию, нужно только поощрять и поддерживать этот интерес.

Читать статью  Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Запишите себе три этих правила и используйте их как памятку.

А вот еще некоторые рекомендации:

  • Если ребенок тяготеет к экспериментам, проводите их вместе: разложите на полотенце разные крупы и дайте ребенку их трогать и пересыпать, разведите в воде пищевые краски, рвите цветные салфетки, ломайте домики из кубиков, сдувайте пух с одуванчиков. Пусть чадо возится в луже! Наденьте одежду, которую не жалко. Зато сколько будет эмоций!
  • Чаще ходите с детьми на экскурсии, в зоопарк, музей, на выставки или просто гуляйте в парках, рассматривайте разные деревья, трогайте растения, собирайте необычные камушки, показывайте, какими разнообразными могут быть здания.
  • Помимо практической деятельности инициируйте работу воображения и фантазии. Ребенок учится не только в реальном мире, но и в вымышленном. Попросите его представить себя каким-нибудь сказочным героем или домашним животным, придумайте вместе сюжет сказки или рассказ. Читайте познавательные книги.
  • Если ребенок задает вопрос, ответ на который в силу возраста он понять не сможет, не отвечайте что-то вроде “Не знаю” или “Вырастешь, поймешь”. Скажите так: “Пока ты слишком мал, но очень скоро пойдешь в школу, научишься читать, будешь узнавать много нового и сможешь сам ответить на свой вопрос”. Отвечая на вопрос чада, полезно задавать ему встречный: “А как думаешь ты сам?” Это будет поощрять его мыслительную деятельность.
  • Обучаться можно также во время любой бытовой деятельности. К примеру, покажите, какое влияние оказывают дрожжи на тесто, как быстро растет на подоконнике рассада, как кипит вода в кастрюле и т. д.

И самое главное! Показывайте на собственном примере, что познавать окружающий мир – это радость и забава, а не тяжкая ноша или то, чего нужно стыдиться. Если ребенка все время заставлять учиться, ругать и высмеивать за ошибки, ставить слишком трудные для его возраста и развития задачи, он будет бояться учебы. Любовь к знаниям нужно прививать любовью.

Игры и упражнения

Повысить уровень любознательности у ребенка помогут такие игры и упражнения.

Эта игра отлично тренирует любопытство, внимательность и усидчивость. Картинки для сравнения можно купить в отделах с канцелярией, в книжных магазинах, просто скачать в интернете.

Кроме того, искать отличия можно абсолютно везде. Например, прогуливаясь по улице, спрашивайте ребенка, чем отличается вон то дерево от этого, чем похожи два этих здания, какие различия или сходства он замечает между двумя детскими игровыми площадками и т. п.

В эту игру можно играть с детьми младшего и среднего школьного возраста. Дайте ребенку лист бумаги и попросите нарисовать три больших зеркала, а внутри каждого изобразить себя. В первом зеркале пусть нарисует себя в прошлом, во втором – себя настоящего, а в третьем – будущего. Пусть он пофантазирует, каким видит себя в будущем, как хочет выглядеть, чем заниматься, где жить и т. д.

В магазинах можно встретить наборы-сюрпризы по типу Киндера, только без шоколада. К примеру, в одних нужно из гипсового яйца достать дракона, в других из пластикового контейнера добыть машинку и т. п. Каждый раз попадаются разные игрушки, внешний вид которых заранее узнать нельзя.

Можно поступить более бюджетно и устраивать домашние квесты с поиском “сюрпризов”. Например, нарисовать карту, где будет указано место хранения конфеты. “Сокровища” могут быть самыми разными: новая раскраска, красивый ластик, заколка и др.

Дарите ненужным вещам новую жизнь, вовлекая ребенка в интересный творческий процесс. Например, сделайте из коробки для обуви домик для игрушек, обклейте упаковку из-под лекарства яркой цветной бумагой, так получится шкатулка. А пластиковую бутылку можно разрезать пополам, намазать клеем и обвалять в крупе в качестве декора. Позволяйте маленькому творцу проявлять фантазию и самостоятельно придумывать новые идеи.

Игру The Marshmallow Challenge придумали дизайнеры компании Microsoft, а позже ее стали использовать для тренингов по креативности и инновациям. Суть следующая: нужно взять спагетти и зефир по типу маршмэллоу, а далее с помощью этих материалов выстроить как можно более высокую башню. Предложите ребенку посоревноваться: кто быстрее выполнит задание, тот и выиграл.

Как пробудить интерес к жизни у взрослого

Любознательность взрослого человека напрямую зависит от уровня его знаний. Когда мы пребываем в привычной нам рутине, где все знакомо и приелось, это навевает скуку. А полная неизвестность, наоборот, вызывает тревогу. И-любопытство находится где-то посередине этой воображаемой шкалы.

Трудно интересоваться каким-то предметом, ничего о нем не зная. Как и аппетит приходит во время еды, любопытство рождается в процессе изучения. Первое правило – учиться, и желательно самому разному.

Вот хорошие советы на тему того, как развить в себе любопытство к чему-либо.

Пусть это будет что-то такое, о чем вы вообще никогда не слышали или слышали только краем уха. Научитесь танцевать бачату, начните изучать богов Древней Греции, узнайте, как выращивать бабочек, займитесь прохождением городских квестов, освойте японский язык.

Кстати, на нашем блоге есть публикации со списками женских хобби и мужских увлечений. Возможно, среди них вы найдете то, что вас вдохновит и привнесет в вашу жизнь новые краски.

Пусть это будут совершенно необычные для вас жанры. К примеру, если вы всю жизнь читаете только детективы, возьмите для разнообразия фэнтези, почитайте про историю моды или культуры, купите журнал о садоводстве. То же и с фильмами. Скачайте себе авторское кино. Пусть это будет какой-нибудь артхаус, который вы совершенно не поймете, но зато это будет нечто совершенно необычное, новый опыт.

  • Ищите то, что вас вдохновляет и мотивирует

Если раньше вы никогда не задавались таким вопросом, самое время начать. Что вам интересно? Или что было интересно в детстве? Может быть, вы всегда мечтали о телескопе, но по мере взросления отодвинули эту “блажь” подальше. А может, вы хотели стать ветеринаром, так как любите животных. Сейчас можно заняться волонтерством в приюте для собак. Порефлексируйте на эту тему.

А чтобы слова и желания легче было воплотить в жизнь, прочитайте нашу статью о том, где найти мотивацию.

Речь не об иностранном языке, а о родном. Считается, что в повседневном обиходе мы используем всего 2 тысячи слов, а то и меньше. А ведь наш могучий русский содержит около 500 тысяч! Отыщите непривычные или сложные для вас слова, запишите их в блокнот, узнайте о значении, происхождении и используйте в своей речи. Ну или хотя бы начните думать с их употреблением.

Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, если вам что-то непонятно. Не бойтесь показаться недостаточно умным. Помните: самый глупый вопрос тот, что не был задан. Испытывая страх, вы закрываете возможности для развития. Любой искренний вопрос – это возможность узнать новое и внести положительные изменения в свое мышление.

Узнайте, как правильно задавать вопросы, чтобы побудить мозг к познанию и пробудить интерес к новому.

Ходите на выставки и в музеи, посещайте театры, путешествуйте, знакомьтесь с людьми. А еще очень полезная практика – совершать походы в книжные магазины. Расхаживая мимо разных тематических стеллажей, вы можете наткнуться на нечто такое, что вас неожиданно заинтересует. Именно так активируется И-любознательность.

По той же самой причине стоит хотя бы иногда устраивать выходные от лент в соцсетях, поскольку рекомендации там даются только по вашим имеющимся интересам. Попробуйте по старинке заходить на сайты. Так у вас будет больше выбора, что можно почитать.

Психологи называют это явление негативными установками. Вешая ярлыки на те или иные события, предметы или людей, мы только укрепляем свои убеждения в скучности и однообразности. Исправить это можно следующей техникой: попробуйте внести в свой лексикон противоположные слова и выражения. Например: “А это интересно”, “Очень любопытно”, “Довольно занятно” и т. п. Вскоре мозг начнет вырабатывать новые нейронные связи и буквально думать по-другому.

Заключение

Друзья, мы с вами рассмотрели понятие любопытства, узнали, что оно тоже бывает со знаком плюс и минус, а также выяснили, как развить интерес к окружающему миру у ребенка и взрослого.

Жизнь любознательного человека определенно более наполненная, в ней есть место новым возможностям и открытиям. Интерес дает пищу для размышлений и почву для идей, вдохновляет и мотивирует.

А как у вас обстоят дела с любознательностью? Возьмете какие-то рекомендации на вооружение?

Источник https://brodude.ru/instruktsiya-kak-razvit-svoj-krugozor/

Источник https://expertology.ru/10-sposobov-stat-erudirovannym-ili-kak-rasshirit-krugozor/

Источник https://iklife.ru/samorazvitie/kak-razvit-lyuboznatelnost.html