Содержание

Проект Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года

Комментарии и предложения по формированию Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года можно присылать на адрес: chilikinatn@rosmintrud.ru, а также на сайт Министерства труда и соц.

I. Общие положения

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность, с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, граждан.

Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью.

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. № 1129), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Необходимость разработки и реализации концепции обусловлена стоящими перед обществом задачами социального и демографического развития, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы.

Концепция направлена на актуализацию основных направлений государственной семейной политики на современном этапе развития страны, комплексное решение задач в сфере поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, содействие совмещению функций по воспитанию детей и экономической активности родителей, создание условий для повышения качества жизни нетрудоспособных членов семьи, в том числе пожилых, развитие и популяризацию ценностей семейной жизни.

Концепция является основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации.

II. Современное положение российской семьи

Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизнедеятельности семьи.

Общее число семей, состоящих из 2-х и более человек, в Российской Федерации за период между Всероссийскими переписями населения 2002 и 2010 годов уменьшилось на 2 процента (с 41,6 млн. семей в 2002 году до 40,7 млн. семей в 2010 году). Среди семей с детьми преобладают семьи с одним ребенком (67,5процента).

Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента от общего количества семей (17,3 млн.), с двумя несовершеннолетними детьми — 11,3 процента, многодетные семьи — 2,5 процента. В структуре многодетных семей 78 процентов – это семьи с тремя детьми.

Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 процентов являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями (в 2002 году – 70 процентов).

Доля семей, не имеющих несовершеннолетних детей, за период 2002-2010 годов выросла с 21,8 до 27 процентов.

Как и в других развитых странах мира, в России число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке, остается довольно высоким. Однако, доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, постепенно снижается: если в 2006 году в общем числе рождений на них приходилось 29 процентов, то к 2012 году этот показатель снизился до 23,8 процентов.

За последние семь лет наблюдается постепенное улучшение соотношения регистрируемых браков и разводов (в 2006 году на 1000 браков приходилось 576 разводов, в 2013 году — 545 разводов).

Благодаря улучшению общей экономической ситуации, реализуемым в последние годы мерам, направленным на стимулирование рождаемости, и вхождению в репродуктивные возрасты многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы ХХ века, достигнуты позитивные изменения в демографическом положении страны. Число родившихся увеличилось в 2012 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов и составило 1896,3 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2012 году достиг 1,69. Для поддержания достигнутой позитивной динамики необходимо продолжить активную политику, направленную на всестороннюю поддержку семей с детьми.

Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан.

За последние 30 лет младенческая смертность в Российской Федерации снизилась в три раза. В 2011 году был достигнут самый низкий показатель младенческой смертности за всю историю Российской Федерации, а в 2012 году — максимальное за последние годы снижение показателя материнской смертности.

Однако, несмотря на значительные позитивные изменения, Россия занимает лишь 126 место в мире по уровню средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных (мужчины – 140 место, женщины – 103 место). Сохраняется большой разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин – 11,3 года. Более 30 процентов всех смертей приходится на трудоспособный возраст, из них примерно 80 процентов умерших – мужчины.

Основными причинами высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте являются внешние причины, такие как травмы, несчастные случаи, отравления, а также заболевания, связанные с «алкогольным фактором», табакокурением, наркоманией. Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают неправильное питание и малоподвижный образ жизни.

Предупреждение преждевременного старения и преждевременной смерти – это не столько функция системы здравоохранения, сколько задача всего общества, заинтересованного в поддержании установки на отказ от формирования вредных привычек, здоровый образ жизни. Одним из ключевых звеньев единой профилактической среды должна стать семья в партнерстве с государственными органами здравоохранения, работодателями, некоммерческими организациями и местными сообществами.

Отмечается ухудшение показателей здоровья женщин. В частности, в 2012 году возросла частота заболеваний, вызывающих женское бесплодие, сохранился рост частоты онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин.

Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, является прерывание беременности.

Несмотря на то, что в последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов (с 1,48 млн. в 2007 году до 1,06 млн. в 2012 году), их число сохраняется достаточно высоким.

Характеристика возрастной структуры абортов показывает, что большинство абортов приходится на женщин в возрасте 25-29 лет (28 процентов в 2012 году от общего числа абортов). Число абортов у девочек в возрасте до 14 лет за последние пять лет сократилось на 37,8 процентов. Также наблюдается сокращение числа абортов у первобеременных женщин.

Во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности.

Особой проблемой является рост в последнее время числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (в 2006 году – 553,9 тыс. человек, в 2013 году – 582,2 тыс. человек). При этом в структуре инвалидности, в основном, преобладают дети до трех лет (43 процента).

Ситуация в ряде случаев осложняется отсутствием доступности своевременной реабилитационной помощи детям-инвалидам. Ежегодная потребность в восстановительном лечении, реабилитации и санаторно-курортном лечении в рамках индивидуальных программ реабилитации имеется у более чем 340 тысяч детей-инвалидов. Обеспечить в полной мере реабилитацию данной категории детей в настоящий момент не представляется возможным из-за дефицита коечного фонда соответствующих учреждений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Экономический рост, активно реализуемые меры социальной и демографической политики обеспечили устойчивый рост в Российской Федерации реальных душевых располагаемых денежных доходов населения. За последние десять лет они выросли в 2,01 раза. Уровень бедности сократился с 24,6 процента до 10,9 процентов от общей численности населения.

Однако доля бедных домохозяйств с детьми среди всех бедных домохозяйств выросла. Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума выросла в 2012 году до 62,2 процента.

Снижение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье. Доля бедных домохозяйств составляет 16 процентов среди полных семей с одним ребенком, 30 процентов – среди полных семей с двумя детьми и 50 процентов среди полных семей с тремя и более детьми.

Среди основных причин бедности в семьях, в том числе с детьми, можно выделить низкий уровень зарплаты, невысокие размеры социальных пособий и других социальных выплат, не компенсирующих низкий доход, отсутствие возможности заработка, в том числе из-за отсутствия доступа к услугам детских дошкольных учреждений, особенно для детей младше трех лет, а также в связи с уходом за малолетними детьми или другими нетрудоспособными членами семьи.

Ухудшение социально-экономического положения семей требует от органов власти всех уровней усиления внимания к проблемам семьи, женщин, детей.

Основная доля нагрузки, направленная на решение данных проблем, сегодня приходится на регионы. В субъектах Российской Федерации такие проблемы, как правило, решаются путем разработки и реализации целевых программ. Их анализ показывает, что принимаемые меры в большинстве случаев направлены на поддержку социально уязвимых, остро нуждающихся категорий семей. В то же время принимаемые меры слабо ориентированы на создание условий для раскрытия социально-экономического потенциала самой семьи.

Количество различных мер социальной поддержки семей, оказываемых в регионах, достигает нескольких десятков. При этом совокупность этих мер не оказывает существенного влияния на улучшение материального положения нуждающихся семей. Кроме того, действующие механизмы оценки нуждаемости не всегда позволяют учитывать доходы граждан в полном объеме.

Сложившаяся система социальной поддержки семей с детьми, в основном, направлена на стимулирование рождаемости и не ориентирована на изменение социально-экономического положения семьи.

При этом повышение уровня жизни семей с детьми требует комплексной государственной политики, направленной на рост доходов родителей, прежде всего, от трудовой деятельности.

Наиболее актуальной проблемой, влияющей на экономическую активность родителей малолетних детей, в современной России является проблема неравномерного доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. Из-за дефицита мест в дошкольных организациях и невозможности обеспечить качественный и недорогой уход за детьми, особенно в возрасте младше трех лет, многие женщины не могут приступить к работе.

Дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу за детьми сегодня недоступны для 26 процентов семей с детьми дошкольного возраста. По данным Росстата, численность детей в возрасте до 7 лет, состоящих на учете для получения места в дошкольной образовательной организации на начало 2013 года составила 2,5 млн. человек. Около 67 процентов таких детей (1,6 млн. человек)- в возрасте от полутора до трех лет. При этом потребность семей в местах в дошкольных образовательных учреждениях для детей именно этого возраста является более актуальной и значимой, чем для детей в возрасте старше трех лет.

Ясельные группы сохранены менее чем в 50 процентах дошкольных образовательных организаций, крайне медленно развиваются альтернативные формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, семейные детские сады), обеспечивающие присмотр и уход за ребенком при невозможности предоставить ребенку место в детском саду в требуемый срок.

Существуют серьезные проблемы, в обеспечении материальной базы дошкольных образовательных учреждений. Каждое пятое здание дошкольной образовательной организации нуждается в капитальном ремонте, каждое третье не имеет водопровода, центрального отопления или канализации.

Негативное влияние на жизнеобеспечение семей оказывает высокая нуждаемость в жилье. Несмотря на принимаемые в последние годы меры, обеспечение семей жильем остается наиболее острой социальной проблемой. Только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. метров. С появлением в семье ребенка жилищный вопрос становится особенно актуальным.

На конец 2012 года на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма состоят более 1,36 млн. граждан.

Среднее время ожидания в очереди для участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» примерно 8-10 лет, в обычной очереди 15-20 лет.

В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе купить квартиру и многим из них необходима дополнительная финансовая помощь, решением проблемы может стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса, а также внедрение инновационных финансовых мер поддержки при приобретении семьями, особенно имеющими детей, жилья самостоятельно.

Проблемой остается и обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На конец 2013 года жильем обеспечены только 23,6 тыс. граждан (в 2012 году – 24,8 тыс.) из 114 тыс. человек, имеющих право на обеспечение жильем.

Значительное число семей не имеют достаточного потенциала самостоятельного преодоления трудностей, в том числе, связанных с экономическими проблемами, что зачастую приводит к невыполнению родительских обязанностей и несоблюдению прав и законных интересов детей.

Важным элементом в преодолении таких ситуаций играет социальное обслуживание семей.

Органами социальной защиты населения ежегодно предоставляются социальные услуги более 5 млн. семей. На социальном патронате, например, в 2012 году находилось 604,7 тыс. семей.

Деятельность органов системы социальной защиты населения играет значительную роль в разрешении проблем неблагополучных семей с детьми, предотвращении социального сиротства.

Благодаря принимаемым мерам, наметилась позитивная тенденция сокращения численности детей, родители которых были лишены родительских прав (74,1 тыс. в 2006 году, 46,8 тыс.- в 2013 году). Число детей-сирот, выявляемых в течение года, за последние 8 лет сократилось на 46 процентов (с 127 тыс. человек в 2006 году до 68,8 тыс.в 2013 году).

Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения существенно не снижается и остается на уровне около 1,9% детского населения, 84% из них – социальные сироты, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственную разобщенность, недостаточную распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению.

В то же время отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (в 2013 году -62,9 тыс. детей, 2012 году -61,4 тыс.).

В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце 2013 года находилось на воспитании 88,7 тыс. детей. Количество государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот сократилось за 2006 – 2013 годы на 32 процента (с 1770 до 1 197 организаций) и на 47 процентов (с 123 тыс. до 65,4 тыс. детей) – численность детей, находящихся в этих организациях.

Важную роль играют мероприятия по пропаганде семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи, проводимые в том числе на федеральном уровне.

Проводимые в регионах мероприятия по созданию в организациях для детей-сирот условий пребывания, приближенных к семейным, недостаточны для того, чтобы обеспечить защиту прав ребенка на всестороннее развитие. Фиксируются многочисленные случаи жесткого обращения с детьми в таких организациях, в том числе со стороны сотрудников. Деятельность организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также использования потенциала этих учреждений для организации подготовки и сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации детей-сирот требует совершенствования.

Читать статью  Почему опасно быть любовницей: риски и последствия

Во многом на положительные результаты в этой сфере повлияла система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание. В 2013 году средний размер ежемесячных выплат на содержание подопечного ребенка составил около 7,9 тыс. рублей (на 11,5% больше по сравнению с 2012 годом), средний размер вознаграждения приемного родителя –11,6 тыс. рублей (по сравнению с 2012 годом выше на 15,6 процентов). С 2013 года увеличен до 100 тыс. рублей размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет или детей, являющихся кровными братьями и сестрами.

Однако, все еще высокой остается численность детей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (106 тыс. на начало 2013 года). Остаются нерешенными проблемы устройства на воспитание в семьи детей-инвалидов, детей старшего возраста и детей, имеющих братьев и сестер. Требуют развития существующие семейные формы воспитания, а также меры поддержки семей, воспитывающих детей такой категории, в том числе организация предоставления семьям медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Особую проблему составляет снижение ответственности части родителей за содержание и воспитание детей, взаимоотношения отцов и детей. В ряде случаев после распада брака отдельные родители, чаще отцы, не исполняют свои обязанности по материальному обеспечению детей, их воспитанию. Если брак родителей не был зарегистрирован, заставить отцов выполнять обязанности перед детьми еще сложнее.

Сегодня 2,2 млн. детей, из них 400 тыс. из малообеспеченных семей, не получают алименты. На конец 2013 года в службе судебных приставов находилось более 1,6 млн. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. В добровольном порядке уплата алиментов производится по 140 тыс. исполнительных производств. В отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, возбуждено более 66 тыс. уголовных дел.

Сохраняется актуальность проблемы жестокого обращения с детьми. За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением возбуждено в 2012 году возбуждено 2,9 тыс. (в 2010 году 4,8 тыс. дел, в 2011 году- – 3,6 тыс. дел). Растет число родителей, состоящих на учете в органах внутренних дел, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Наблюдается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей.

Корни проблемы эскалации жестокого обращения в семье – в сохраняющейся социальной приемлемости физических методов дисциплинирования несовершеннолетних, наличии в семьях групп риска комплекса проблем, связанных с родительской некомпетентностью, отсутствием навыков преодоления социальных и психологических кризисов, зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ, низким уровнем поддержки и социальных контактов.

Наблюдается снижение ценности семейного образа жизни.

В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников.

По данным ВЦИОМ главной ценностью 97 процентов россиян, по-прежнему, является семья (опрос 2010 года), 59 процентов граждан выступают за расширение пропаганды многопоколенной семьи.

К, сожалению, далеко не все пожилые люди имеют возможность жить в семье и пользоваться заботой близких. Забота и уход за пожилыми, престарелыми и больными людьми, требует от членов семьи затрат времени, физических, моральных и прочих усилий.

Забота о пожилых членах семьи является не только обязанностью детей, но и примером морально этического и нравственного воспитания молодого поколения. Отношения между поколениями должны способствовать передаче социального опыта, которыми обладают представители старших поколений.

Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться с двумя группами проблем: с одной стороны – это проблемы, связанные с функционированием макроэкономической и макросоциальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости и другими, с другой стороны- это проблемы специфического характера, связанные с жизнедеятельностью конкретной семьи.

Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи эффективнее решаются с помощью целенаправленной государственной семейной политики. Системы такой политики, созданные во многих странах мира, играют важную роль в разработке и реализации национальных программ развития и укрепления семьи.

III. Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики

Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики соответствуют современным вызовам в этой сфере.

Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

В проведении государственной семейной политики роль самой семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.

Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.

Меры, предусмотренные концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи: репродуктивной, по воспитанию и содержанию детей, участию в экономической деятельности государства, сохранению физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовному развитию членов семьи и всего общества, сохранению и укреплению семейных ценностей.

В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:

  • самостоятельность, автономность и активность семьи в принятии решений относительно своей жизнедеятельности;
  • равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
  • ответственность каждой семьи за воспитание и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его (их) здоровья;
  • равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
  • партнерство семьи и государства, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
  • дифференцированный подход в предоставлении гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
  • единство принципов семейной политики на федеральном и региональном и муниципальных уровнях;
  • обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, равный доступ к социальным услугам для всех типов семей.

Основными задачами государственной семейной политики на период до 2025 года являются:

  • развитие экономической самостоятельности семьи, создание условий для гармоничного совмещения семейных обязанностей, профессионального обучения и экономической активности родителей;
  • развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
  • создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • развитие системы социальной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитания детей;
  • укрепление социального института семьи, повышение ценности семейного образа жизни, ответственного родительства, материнства и отцовства;
  • содействие в реализации воспитательного потенциала семьи;
  • обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
  • профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения в семье, детской безнадзорности и беспризорности;
  • повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетним детьми, вовлеченными в сферу гражданского административного и уголовного судопроизводства.

Решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи, создание условий для гармоничного совмещения семейных обязанностей, профессионального обучения и экономической активности родителей включает в себя:

  • обеспечение условий для профессиональной реадаптации, повышения конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем повышения квалификации или переобучения родителей, имеющих малолетних детей, желающих возобновить трудовую деятельность после ее прерывания в связи с рождением и воспитанием ребенка (детей);
  • обеспечение трудоустройства на условиях неполной занятости и развитие дистанционных и надомных форм занятости для одиноких, многодетных родителей, усыновителей детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или взявших их на воспитание в семью, а также для пожилых трудоспособных членов семьи;
  • содействие в развитии индивидуального предпринимательства родителей (особенно одиноких родителей), малого семейного бизнеса многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе путем привлечения кредитных организаций для доступного кредитования малого бизнеса, организуемого целевыми категориями граждан;
  • внедрение социальных технологий обучения семей основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса, в том числе в сфере социальных услуг;
  • пропаганду положительной практики работодателей по приему на работу женщин, имеющих детей, в том числе имеющих детей-инвалидов, созданию условий для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей в том числе путем организации и проведения всероссийского конкурса для работодателей, в рамках которого будут оцениваться условия и безопасность труда, уровень заработной платы, комфортность труда с точки зрения совмещения трудовых и семейных обязанностей либо путем выделения отдельной номинации в рамках действующего всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»;
  • развитие и реализация программ временного трудоустройства и занятости для подростков и учащейся молодежи в свободное от учебы время;
  • развитие практики организации оплачиваемых общественных работ для обеспечения временной занятости членов семей с детьми;
  • удовлетворение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования, в первую очередь предоставление услуг по уходу и присмотру за детьми до 3-х лет, в том числе путем установления для строящихся за счет средств федерального бюджета дошкольных образовательных организаций норматива по обеспечению местами детей до 3 лет (ясельных групп);
  • организацию креативных форм временного присмотра и ухода за детьми по типу «городская няня» с привлечением студентов, обучающихся социальным специальностям;
  • поддержку индивидуального предпринимательства и малого семейного бизнеса, в том числе за счет программ финансирования малого и среднего предпринимательства, а также имущественную поддержку, в том числе за счет передачи муниципальных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства под организацию частных детских садов, предоставления частным инвесторам земельных участков под строительство негосударственных дошкольных организаций, предоставления льгот по арендной плате, установления долгосрочных сроков аренды;
  • реализацию проектов частно-государственного партнерства, направленных на создание благоприятных условий для совмещения многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;
  • создание качественной и доступной социальной инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей, в том числе досуговых групп для временного пребывания детей при профессиональных образовательных организациях, развитие групп продленного дня в школах.

Решение задачи по развитию жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов, включает в себя:

  • совершенствование профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья среди подростков и молодежи, выявлению у детей и подростков социально значимых заболеваний, раннему выявлению болезней лиц пожилого возраста;
  • проведение мониторинга эффективности реализуемой программы «Родовые сертификаты», включая изучение отношения матерей к возможности выбора медицинских учреждений, которая предусматривается как основной механизм развития конкуренции и повышения качества услуг, анализ реальной стоимости медицинских услуг и заинтересованности медицинских организаций в привлечении финансирования по «родовым сертификатам;
  • расширение объемов лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий;
  • развитие сестринского патроната для молодых мам в начальный период ухода за младенцем после роддома;
  • пропаганду образа жизни семей, культивирующих здоровый образ жизни, через средства массовой информации;
  • разработку медицинских просветительских программ для подростков и молодежи, направленных на повышение санитарно-гигиенической культуры, борьбу с вредными привычками, выпуск соответствующей литературы, информационных листков и брошюр, создание компьютерных обучающих игр, размещение информации в интернете по вопросам здорового образа жизни;
  • расширение сети социально-психологических служб (центров, кабинетов психологов), ориентированных на профилактику абортов и сохранение беременности, при медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере акушерства и гинекологии;
  • вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие форм семейного отдыха;
  • внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций;
  • обеспечение отдыха и оздоровления детей, принятие специального федерального закона «Об отдыхе и оздоровлении детей в Российской Федерации», закрепляющего конкретные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации отдыха и оздоровления детей, определяющего полномочия федерального органа исполнительной власти по координации в сфере отдыха и оздоровления детей, а также устанавливающего единый подход к предоставлению услуг по отдыху и оздоровлению детей;
  • создание доступной инфраструктуры и условий для организации семейного отдыха и туризма, оздоровления детей и подростков;
  • внедрение новых видов отдыха и оздоровления для детей и подростков, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, исключающих употребление алкоголя и табака.

Решение задачи по созданию механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включает в себя:

  • совершенствование механизмов льготного ипотечного кредитования для молодых семей и семей с детьми, самостоятельно приобретающих жилье, введение дифференциации процентной ставки по ипотечному кредиту в зависимости от количества детей в семье;
  • развитие системы доступного наемного жилья и системы жилищных компенсаций (субсидий) по оплате стоимости найма жилья для семей, признанных органами социальной защиты нуждающимися в данного вида социальной поддержке;
  • разработку новых и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья: жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по достижению ими возраста 23 лет, жилыми помещениями, а также проведение мероприятий по обеспечению сохранности закрепленных за детьми помещений, организации принудительного обмена жилого помещения с лицами, лишенными родительских прав в отношении таких детей;
  • обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках частно -госудасртвенного партнерства;
  • совершенствование законодательства в части обеспечения прав детей на жилое помещение при расторжении брака, внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, предусматривающих привлечение в судебном порядке родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в несении им дополнительных расходов, связанных с обеспечением ребенка жилым помещением, в случае отсутствия у родителя, с которым ребенок проживает, жилого помещения либо наличия жилого помещения с недостаточным уровнем обеспеченности жилой площадью для проживания с ребенком.

Решение задачи по развитию системы социальной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитания детей, включает в себя:

  • ежегодный мониторинг качества жизни семей, включающий выявление причин бедности среди семей, в том числе семей с детьми;
  • установление единого подхода при определении адресности, необходимой для предоставления мер социальной поддержки;
  • совершенствование гарантированных государством действующих мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе замещающих семей;
  • разработка мер по доведению доходов каждой семьи до уровня, обеспечивающего среднедушевой доход в размере до прожиточного минимума в регионе, в том числе путем возможной интеграции в единую ежемесячную выплату предоставляемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки;
  • разработку и введение системы посемейного налогообложения, учитывающего в качестве объекта налогообложения доходы семьи, семейное положение и число иждивенцев;
  • развитие форм поддержки семей, предоставляемых на основе социального контракта;
  • предоставление работающему отцу права на оплачиваемый двухнедельный отпуск в связи с рождением ребенка, который он вправе использовать в любое время в течение трех месяцев со дня рождения ребенка;
  • разработка мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, включая меры по усилению ответственности должников, нормативное регулирование обязательств по уплате алиментов на совершеннолетних детей, обучающихся в учебных учреждениях по очной форме обучения до достижения ими возраста 23 лет.

Решение задачи по укреплению социального института семьи, повышение ценности семейного образа жизни, ответственного родительства, материнства, отцовства включает в себя:

  • проведение информационной кампании по формированию ценности средне и многодетной семьи, многопоколенной семьи, использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни, создание специальных теле и радио передач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми, достойного отношения к старшему поколению;
  • создание привлекательных условий для участия коммерческих структур в социальной рекламе и других информационных проектах, направленных на пропаганду семейного образа жизни;
  • пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери;
  • развитие форм межпоколенческой поддержки программ для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми;
  • разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к старшему поколению, к репродуктивному здоровью и поведению;
  • поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанных с пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением; семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
  • распространение опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности;
  • пропаганду семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; информирование граждан о механизмах государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе.
Читать статью  Дети от первого брака. Как отчиму наладить отношения с ребенком любимой женщины — forLOVE

Решение задачи по содействию в реализации воспитательного потенциала семьи включает в себя:

  • повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем создания сети родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
  • расширение сети служб социально-педагогической поддержки семьи и детства, применение инновационных технологий в работе по оздоровлению детско-родительских отношений;
  • формирование системы подготовки молодых родителей к воспитанию детей; проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации традиционных дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов путем привлечения организаций и волонтерских движений;
  • осуществление социальной, экономической и психологической поддержки несовершеннолетних родителей;
  • обеспечение преимущественно семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, обеспечения комплексной и системной поддержки замещающих семей, формирования соответствующего общественного мнения, привлечения к этой деятельности организаций для детей-сирот;
  • социально-педагогическое сопровождение семей, взявших на воспитание детей;
  • улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • распространение интернет — технологий как инструмента взаимосвязи и сотрудничества семьи и школы в воспитании детей;
  • оказание государственной поддержки развитию детских библиотек, литературы, театров, музеев, выставок с целью полноценной реализации воспитательной функции семьи.

Решение задачи по обеспечению социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, включает в себя:

  • проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;
  • предоставление социальных услуг на дому семье с ребенком-инвалидом со дня рождения (установления инвалидности) ребенка, в том числе развитие системы социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья с рождения до достижения возраста 3 лет, которым инвалидность не устанавливается;
  • создание специализированных центров дневного или временного пребывания детей-инвалидов, предоставляющих комплексные услуги таким детям и семьям;
  • обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе инклюзивному образованию;
  • развитие системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения их выпускников, а также по обеспечению правовой и финансовой грамотности воспитанников интернатных учреждений;
  • совершенствование программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончанию пребывания в данных организациях;
  • поэтапную реструктуризацию сети организаций для детей-сирот, предусматривающую их сокращение, преобразование их в службы подготовки и сопровождения замещающих семей, а также создание для детей, которых не удается устроить в семью, организаций с условиями проживания и воспитания близкими к семейным;
  • развитие досуговых центров для пожилых людей, в том числе с возможностью посещения совместно с членами семьи, в том числе с детьми;
  • развитие социальных служб, предоставляющих социальные услуги, в том числе на дому семьям, осуществляющим уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, нуждающимися в постоянном постороннем уходе;
  • развитие программ обучения членов семьи навыкам ухода за инвалидом или пожилым человеком.

Решение задачи по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения в семье, детской безнадзорности и беспризорности включает в себя:

  • совершенствование законодательства в части порядка лишения родительских прав и установления порядка проведения социальной работы по восстановлению семьи во всех случаях разделения либо угрозы разделения детей и родителей;
  • установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении, и проведения профилактической работы с такими семьями;
  • повышение профессионализма и объективности в осуществлении обследования условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разработка и внедрение современного диагностического инструментария для оценки безопасности ребенка, уровня риска нанесения вреда его жизни и здоровью, жестокого обращения с ним;
  • установление возможности направления родителей, страдающих алкогольной и (или) наркотической зависимостью и не исполняющих обязанности по воспитанию детей, на принудительное лечение по решению суда;
  • реализацию комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними;
  • введение системы оказания помощи родителю, ограниченному в родительских правах, или лишенному родительских прав;
  • развитие системы мер социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении, предоставление им права на оказание срочной социальной помощи;
  • развитие центров помощи дневного или временного пребывания родителей с детьми по месту жительства;
  • разработку мер, направленных на развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию практикоориентированной переподготовки, повышения квалификации, методической и супервизорской поддержки специалистов, участвующих в оказании помощи семьям на основе современных подходов;
  • реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия в семье, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье, продолжение общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;
  • поддержку негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям с детьми и детям;
  • создание системы статистического учета и мониторинга семей, находящихся в социально опасном положении, случаев семейного насилия и жестокого обращения в семье.

Решение задачи по повышению эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетним детьми, вовлеченными в сферу гражданского административного и уголовного судопроизводства, включает в себя:

  • проведение исследование в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
  • предоставление юридической поддержки членам семьи в период рассмотрения дела несовершеннолетнего в суде, в том числе с использованием примирительных процедур;
  • реализацию комплекса мер по восстановлению адекватного правового статуса осужденного несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания (оказание помощи в получении временной регистрации; оказание юридической помощи в получении паспорта и других документов, имеющих юридическое значение; помощь в оформлении документов; консультирование по социально-правовым вопросам; оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением; оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат; содействие в получении страхового медицинского полиса);
  • обеспечение восстановления или повышения образовательного статуса осужденного несовершеннолетнего (социально-педагогическая диагностика и обследование личности; социально-педагогическое консультирование; содействие в повышении общего образовательного уровня;
  • обучение правовым основам с целью обеспечения гражданской компетентности; содействие в получении среднего специального и высшего образования);
  • социально-бытовую и культурную адаптацию осужденного несовершеннолетнего (временное обеспечение местом проживания; предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурного и бытового обслуживания; привлечение к участию в массовых и групповых культурных мероприятиях).

IV.Реализация государственной семейной политики на региональном уровне

В целях обеспечения практической реализации семейной политики органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основе социально-экономического потенциала региона необходимо предусмотреть:

  • развитие программно-целевого подхода к формированию и осуществлению семейной политики с учетом общерегиональных интересов;
  • повышение роли органов местного самоуправления, общественных объединений в обеспечении поддержки семьи;
  • разработку в рамках регионального законодательства нормативной правовой базы семейной политики;
  • организацию подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе государственных служащих, занимающихся проблемами семьи;
  • обеспечение экспертной, консультативной и научно-методической помощи в области семейной политики соответствующим органам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, местного самоуправления;
  • привлечение внебюджетных источников финансирования региональной семейной политики;
  • разработку регионального поэтапного плана реализации государственной семейной политики — определение системы направлений, практических мер, механизмов реализации государственной семейной политики.

V. Механизмы и ресурсы реализации Концепции государственной семейной политики

Реализацию государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года предполагается осуществлять путем:

  • нормативно-правового обеспечения, включая разработку и принятие федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с целями государственной семейной политики;
  • учета задач государственной семейной политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, при подготовке государственных программ Российской Федерации;
  • создания системы статистической отчетности, отражающей основные тенденции жизнедеятельности семьи и развитие семейной политики;
  • включение функций по реализации семейной политики в деятельность органов власти, формирования органов управления реализацией государственной семейной политики, кадрового обеспечения, направленного на организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации специалистов органов управления, занимающихся вопросами семейной политики;
  • координации деятельности субъектов семейной политики;
  • информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода реализации государственной семейной политики, сбор и анализ информации по ее основным направлениям, оценку эффективности ее реализации;
  • выработки системы измеряемых и проверяемых критериев и показателей положения семьи в субъектах Российской Федерации, учитывающих территориальную дифференциацию регионов, национальные и исторические особенности населения и результаты мониторинга их изменения в ходе реализации основных направлений государственной семейной политики;
  • партнерства органов власти всех уровней и гражданского общества;
  • научно-методического обеспечения реализации семейной политики, включая развитие исследований жизнедеятельности семьи, ориентированных на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере семейной политики, распространения инновационного опыта работы с различными категориями семей, обобщение и внедрение полезных зарубежных моделей семейной политики с учетом отечественных национально-культурных особенностей и традиций;
  • информационно-пропагандистская, рекламная поддержка реализации семейной политики.

Ресурсами для успешной реализации концепции являются:

  • развитая доступная инфраструктура организаций-субъектов семейной политики;
  • материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение реализации мероприятий концепции;
  • научно-методическое обеспечение.

VI.Этапы реализации Концепции государственной семейной политики

Реализация концепции будет осуществляться в два этапа: 2015-2019 годы и 2020-2025 годы.

На первом этапе (2015-2019 годы) будет разработан федеральный план реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года на период с 2015 по 2019 годы, включающий в себя комплекс стратегических мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, созданы механизмы реализации концепции, система управления ее реализацией, механизмы финансирования, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение, система правового обеспечения государственной семейной политики.

Будет проведена работа по совершенствованию семейного законодательства Российской Федерации и созданию унифицированной системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей, в том числе семей с детьми и детей.

Будут созданы условия, позволяющие сформировать организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2020 года.

В субъектах Российской Федерации будут разработаны и усовершенствованы региональные программы, направленные на улучшение положения семей, учитывающие специфику региона (долю городского и сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции).

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается:

  • обеспечить к 2020 году детей местами в детских дошкольных организациях в полном объеме;
  • создать условия для сокращения численности малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
  • повысить доступность, адресность и профилактическую направленность социальных услуг;
  • сократить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • создать условия для развития форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, в случае невозможности их возращения кровным родителям;
  • создать условия воспитания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенные к семейным;

На втором этапе (2020-2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации ситуации семейного благополучия в соответствии с разработанным федеральным планом реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года на период с 2020 -2025 годы.

Основной акцент будет сделан на улучшение положения всех типов семей, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.

Планируется полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей в развитых европейских странах.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2025 году достижение динамики показателей, определенной в разделе VII концепции.

Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будет оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга реализации мероприятий государственной семейной политики.

VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции государственной семейной политики

Итогом реализации государственной семейно политики должна стать сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.

В соответствии с поставленными в концепции задачами вводятся целевые индикаторы эффективности реализации государственной семейной политики:

Cоциальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агеева Алена Викторовна

В статье рассматриваются вопросы социальной политики государства относительно семьи . Освещаются вопросы становления и развития семейной политики , ее связи с социальной политикой государства. Особое внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки семьи , вопросу взаимоотношений семьи и государства как равных сторон государственной семейной политики .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Агеева Алена Викторовна

Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации

Эволюция государственной политики в отношении семьи в России в XX — начале XXI века (историко-социологический анализ)

The Russian Family Policy as One of the State’s Functions

The researcher deals with the issues pertaining to family policy implemented by the state. The article describes the questions of establishing and developing family policy and its connection with the social policy of the state. The emphasis is given to the measures taken by the state to support family and the questions of interrelation between family and the state as equal stakeholders of family policy carried out by the state.

Текст научной работы на тему «Cоциальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства»

Между тем анализ результатов исследования показал, что среди курсантов, считающих, что они лишь изредка сталкиваются с предвзятым отношением, фактор «предвзятости» влияет не на эмоциональное благополучие ^=3,45, р>0,05) и социальную фрустрированность ^=3,40, р>0,05), а на согласованность ценностных ори-ентаций ^=5,14, р<0,05), при этом значимость и доступность ценностей согласована на высоком уровне у 17,0% и рассогласована у 21,0% лиц. Данные результаты позволяют сделать вывод, что, сталкиваясь с недоступностью ряда значимых ценностей, курсанты склонны винить командиров в невозможности их достижения.

Из приведенных данных следует, что межличностные отношения в воинском коллективе выступают одним из важнейших факторов субъективного благополучия курсантов. При этом наиболее значимыми выступают отношения с командирами. Данный вид отношений строго регламентирован общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и основан на принципе единоначалия. Он направлен на подготовку личности в соответствии с военно-учетной специальностью, формирование ее ценностных ориентаций, поддержание высокого морально-психологического состояния, а также сплочение воинского коллектива и многие другие аспекты прохождения личным составом военной службы 13. Учитывая данные обстоятельства, можно предположить что субъективное благополучие курсан-

тов в большей степени будет зависеть от полноты реализации командирами своих функциональных обязанностей. При этом рассогласование реализуемых отношений, очевидно, будет детерминировать эмоциональное неблагополучие и социальную фрустрированность.

1 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2. С. 3.

2 Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы : монография. Саратов, 2008. С. 296-297.

3 Идобаева О. А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррек-ционной работы школьного психолога : дис. . канд. психол. наук. М., 1998. 143 с.

4 Аргайл М. Психология счастья. М, 1990. 336 с. ; Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. СПб., 2004. 464 с. ; Шамионов Р. М. Указ. соч.

5 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 18.

Читать статью  Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении - Студенческий научный форум

6 Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. Ярославль, 1996. 17с.

7 Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки ТГУ 2011. № 4(7). С. 260-262.

8 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008. С. 31.

9 Шамионов Р. М. Указ. соч. С. 105.

10 Clark L. A., Watson D. Mood and the mundane: Relations-betweendailylifeeventsandself-reportedmood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. № 54. P. 296-308 ; Cunningham M. R. Does happiness mean friendliness? Induced mood and heterosexual self-disclosure // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. № 14 (2). P. 283-297.

11 Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

12 Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.

13 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. С. 30-35.

ООЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются вопросы социальной политики государства относительно семьи. Освещаются вопросы становления и развития семейной политики, ее связи с социальной политикой государства. Особое внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки семьи, вопросу взаимоотношений семьи и государства как равных сторон государственной семейной политики.

Ключевые слова: семья, семейная политика, социальная политика, защита семьи.

На XX Международном конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», проходившем в Москве 6-9 сентября

1999 г., была емко определена взаимосвязь семьи и государственной семейной политики: «политика семьи — политика государства» 1, что, безусловно, указывает на их тесную связь и взаимозависимость друг от друга. Ведь семья в любые периоды остается достаточно устойчивым социальным институтом, несмотря на потрясения и кризисы общества и государства.

В настоящее время учеными России построены теоретические основы семейной политики, на которых в полной мере может быть создана целостная система управления социальными процессами в семье. Социальная политика в сфере семейных отношений (семейная политика) понимается как одно из направлений социальной политики государства, которое предполагает научно обоснованное, комплексное, целенаправленное воздействие общества на семейные отношения. В зна-

чительной степени уже разработаны основы политики в отношении семьи, и об этом свидетельствует «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации», одобренная решением Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации от 12 мая 1993 г. Термин «политика» в этой сфере достаточно активно стал использоваться на федеральном уровне, в сочетании с понятием защиты семьи. Примером может послужить Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г., которым были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» («Национальный план действий в интересах детей»)2. Если говорить о женщине как члене семьи, то в данном случае политика по отношению к ней определяется как общая стратегия государства, которая должна реализо-вываться в тесном взаимодействии всех звеньев федеральной и региональной власти, неправительственных организаций и общественных объединений 3.

Государственная социальная политика по улучшению положения семьи в настоящее время должна быть в первую очередь направлена на то, чтобы семья была более самостоятельной в решении вопросов содержания и воспитания детей (вариативность и введение платных услуг в образовании и здравоохранении, коммерциализация сферы культуры, спорта и досуга, сужение системы внесемейного дошкольного и внешкольного воспитания и т. д.) и иных бытовых проблем.

Семейная политика стала предметом изучения сравнительно недавно, в 1970-е гг. В 1990-е гг. внимание политиков и ученых к проблемам семьи возросло, и здесь следует отметить работы А. И. Антонова, В. Н. Архангельского, А. Г. Вишневского, С. В. Дармоде-хина, В. В. Елизарова, Л. П. Кукса, М. С. Мацковского, В. М. Медкова, Н. М. Римашевской и др. В науке существует множество подходов как к определению семейной политики государства, так и к ее содержанию.

Существует две теории, в зависимости от того, какую роль играет семья. Если следовать теории социально-экономического развития семьи, то в соответствии с ней она меняется параллельно с экономической средой (например, развитием промышленности или урбанизацией), появляются новые потребности. Социально-экономические проблемы семьи являются движущей силой для развития государственной семейной политики. Например, демографические или гендерные проблемы заставляют государство реформировать или расширять систему поддержки семьи и ее защиту. Следующая теория предполагает, что основной движущей силой в развитии семейной политики является конфликт между участниками политического процесса. И для повышения собственного авторитета они могут обращать внимание на актуальные проблемы семьи, тем самым заставляя органы государственной власти действовать более активно в части ее поддержки.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах

имеет различные главные цели. Например, во Франции основная цель — повышение рождаемости, в странах Северной Европы — достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах — поддержка молодых семей. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. В Китае в 1979 г. провозглашена «политика однодетной семьи». Что касается России, то, учитывая катастрофическое падение численности населения в стране, главной целью государственной семейной политики, на наш взгляд, должно стать создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят пополнить семью и воспитывать детей. Мы разделяем положение, высказанное А. И. Антоновым и В. М. Медковым, что «в качестве основной модели семьи, поощряемой государством, мы видим полную семью с 3-4 детьми» 4.

По мнению ученых, «Самым мощным фактором семейной дезорганизации явилось вовлечение в производство других, помимо мужчин, членов семьи — женщин и детей — в целях понижения стоимости рабочей силы» 5. На основании этого авторами делается вывод, что «государство должно стремиться к возрождению ситуации «однодоходной семьи», когда доход одного взрослого члена семьи является достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи, включая рождение и социализацию нескольких детей» 6. Представляется, что данный вывод справедлив, но развитие ситуации по такому сценарию маловероятно.

В науке существуют различные концепции семейной политики. Выделяют семейную политику с позиции государственных интересов, где наиболее значимыми функциями семьи являются демографическая, жиз-неохранительная, воспитательная и социализация детей, а также воспроизводство трудовых ресурсов 7. Государство заинтересовано в простом или расширительном воспроизводстве населения, в улучшении состояния здоровья населения и качества трудовых ресурсов, в эффективной социализации детей, что позволяет создать фундамент для его экономической, политической, военной безопасности и дальнейшего эволюционного продвижения. В логике этой константы наиболее широко разрабатываются направления и адекватные им меры государственной семейной политики, связанные с рождением и социализацией детей.

Имеет место рассмотрение семейной политики с позиции интересов семьи и семейных ценностей, где основными в создании и сохранении семьи должен стать процесс рождения и воспитания детей, воспитание в них семейных и духовных ценностей. Семья заинтересована также в росте благосостояния, укреплении и поддержании здоровья своих членов, повышении их профессионального и социального статуса. Таким образом, интересы семьи и социального государства в контексте этих двух подходов в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства. Хотя в науке существует и иная точка зрения, где государственная семейная политика определяется как само-

стоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством 8. Такой подход дает возможность рассматривать семью как комплексный институт, имеющий собственный статус, права, гарантии, необходимые для ее достойного существования. Компетенция семейной политики включает в себя именно специфические проблемы семьи, и семейная политика, соответственно, направлена на семью как целостный объект. Таким образом, политика государства по отношению к семье обретает комплексный характер, и, самое главное, формируется ее суверенитет, создаются наиболее благоприятные условия для ее существования.

Исходя из изложенного выше, мы склонны утверждать, что интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства. Государственная семейная политика тесно связана с социальной и представляет определенную часть этого целого, но обладает и значительными особенностями.

Вместе с тем, отметим и некоторые существующие проблемы в области формирования государственной семейной политики, которые связаны в первую очередь с проблемами самого института семьи:

— отсутствие единой правовой базы государственной семейной политики;

— неопределенный правовой статус семьи во взаимоотношениях с государством;

— «пассивность» семейной политики, что характеризуется отсутствием в деятельности органов государственной власти конкретных функций, связанных с поддержкой семьи, и др.

Как видим, в настоящее время семейная политика недостаточно развита. Нарушенная система в семье породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение детской беспризорности и безнадзорности, социальное сиротство 9.

В связи с обозначенными проблемами можно определить главные направления развития семейной политики нашего государства:

— экономическая поддержка молодых семей, независимо от материального статуса семьи;

— создание на предприятиях экономических программ, стимулирующих основы семейности;

— оказание помощи в разрешении жилищных проблем;

— усиление ответственности работодателей за выполнение норм и правил охраны труда женщин, в первую очередь, беременных и женщин детородного возраста;

— оказание поддержки семьям, которые воспитывают детей; разработка комплекса мер по поддержке подрастающего поколения и организация свободного времени;

— формирование общественного мнения в поддержку семьи.

Выбранный нашим правительством курс социальной политики имеет узкую направленность — в основном на решение демографических проблем. На наш взгляд, семейная политика должна включать: оказание социальной и юридической поддержки семьям, независимо от социального статуса, материального положения; формирование уверенности в завтрашнем дне; поднятие авторитета института семьи в глазах молодежи. Следует учесть, что в условиях патерналистской системы государство стремится подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. И поэтому должна быть создана новая концепция семейной политики, основанная на принципах саморазвития, самообеспечения семьи, которые станут основополагающими в социальной политике государства.

1 XX Международный конгресс «Семья на пороге тысячелетия»: мат-лы конгресса. М., 2000. С. 174.

2 Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национального плана действий в интересах детей): указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 942 // Рос. газета. 1995. 19 сент.

3 О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6// Рос. газета. 1996. 14 февр.

4 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.,

7 Климантова Т. К. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 22.

8 Дармодехин Ю. В. Государственная семейная политика в современной России : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М.,

9 Сазонова А. В. Проблемы формирования государственной семейной политики // Власть. 2007. № 4. С. 21.

Государственная политика в сфере семьи и брака

Государственная политика в сфере семьи и брака – это направление государственной политики, призванное регулировать сферу семейных отношений, формируя в обществе ценностное осознание института семьи и брака.

Характеристика общего подхода государства к семье и браку

Государственная политика семьи и брака в Российской Федерации – это ценностная система, включающая в себя принципы, задачи, приоритетные меры, призванные поддерживать, укреплять, защищать семью и брак как фундаментальные основы российского общества.

Государственная политика в сфере семьи и брака направлена на обеспечение:

  • во-первых, сохранности семейных традиций и ценностей;
  • во-вторых, роста значения и роли брака и семьи в жизни общества;
  • в-третьих, авторитетности родительства в обществе и семье;
  • в-четвертых, профилактики и преодоления благополучия в семье и браке;
  • в-пятых, роста качества и улучшения условий жизни семей.

В формировании и реализации государственной политики в сфере семьи и брака принимает участие множество субъектов, в том числе федеральные органы государственного управления, органы государственной власти регионального уровня, органы муниципального управления, работодатели, некоммерческие организации, включая общественные объединения, профессиональные союзы, политические партии, религиозные организации, средства массовой информации, а также граждане.

Российские семьи привлекаются к активному участию в реализации государственной политики в сфере семьи и брака, выступая равными партнерами по отношению власти, бизнесу и общественности.

В настоящее время в России реализуется Концепция государственной семейной политики до 2025 года. Эта концепция призвана решить стоящие перед российским обществом задачи и обеспечить его развитие в демографическом и социально-экономическом плане.

Государственная семейная политика находится в четкой взаимосвязи с демографической политикой, национальной стратегией действий в интересах детей, политикой долгосрочного социально-экономического развития страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика современного положения российских семей

На положение российских семей в последнее время влияют изменения, которые затрагивают правовые, социальные, экономические, психологические аспекты их функционирования.

Более 40 миллионов граждан Российской Федерации проживают в семьях из двух и более человек. Количество молодых семей превышает показатель в 3 миллиона. Более 40% от общей численности семей включает в свой состав несовершеннолетних детей. Многодетные семьи преимущественно имеют трех детей.

Незначительная тенденция к снижению доли детей, рожденных вне брака, наблюдается в последние годы. Также положительную тенденцию можно отметить в отношении показателей соотношения регистрируемых браков и разводов. В среднем на 1000 браков в стране приходится более 500 разводов.

Позитивные тенденции наметились в отношении показателя родившихся детей, в том числе вторых и последующих в их общем количестве.

Улучшение демографической ситуации в стране обеспечило влияние следующих факторов:

  • достижение репродуктивного возраста многочисленным поколением женщин, рожденных в восьмидесятые годы прошлого века;
  • пандемия, существенно сплотившая многие семьи и позволившая их членам длительное время проводить друг с другом;
  • политика материнского капитала, признанная существенной мерой, способной влиять на стимулирование рождений второго и последующих детей.

Положительное влияние на демографическую ситуацию в стране также оказывают различные программы, призванные сохранить здоровье населения.

Целевая направленность государственной политики в сфере семьи и брака

Государственная политика в сфере семьи и брака в России направлена на утверждение семейного образа жизни и традиционных семейных ценностей, сохранение и возрождение традиций духовно-нравственного содержания в семье, формирование условий, обеспечивающих семейное благополучие, ответственное родительство, рост авторитета родителей в обществе и семье.

Государственная политика в сфере семьи и брака акцентирует внимание на необходимости активного участия семьи в обеспечении своего существования, воспитании и образовании детей, защите здоровья членов семьи, заботе о нетрудоспособных и пожилых членах семьи.

Государственная политика в сфере семьи и брака призвана обеспечить поддержку, защиту и укрепление семьи, семейных ценностей, формирование условий для реализации функций семьи, повышения качества ее жизни.

Государственная политика в сфере семьи и брака основана на следующих принципах:

  • во-первых, самостоятельность семьи в отношении принятия решений по своей внутренней жизни;
  • во-вторых, равные права семьи и членов семей на поддержку вне зависимости от таких показателей как национальность, социальное положение, религиозные убеждения, место жительства;
  • в-третьих, поддержка родительского авторитета и презумпция добросовестного выполнения родителями своих родительских обязанностей и прав;
  • в-четвертых, ответственность семей за детей, их воспитание, развитие, образование, сохранение здоровья;
  • в-пятых, партнерские отношения государства и семьи;
  • в-шестых, сотрудничество государства при реализации политики семьи и брака с общественными объединениями, представителями бизнеса и благотворительными организациями;
  • в-седьмых, единые цели и принципы политики семьи и брака на всех уровнях власти;
  • в-восьмых, доступность, адресность, эффективность и своевременность оказания помощи нуждающимся семьям.

Задачи современной государственной политики в сфере семьи и брака ориентированы на обеспечение развития экономической самостоятельности семей, формирование условий для реализации семейных функций, развитие системы господдержки в отношении семьи и детей, формирование возможностей для улучшения жилищных условий, роста значимости семейных ценностей и семейного воспитания, повышения культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи и так далее.

Источник https://www.old.mintrudkchr.ru/proekt-kontseptsii-gosudarstvennoj-semejnoj-politiki-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2025-goda/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/cotsialnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-v-otnoshenii-semi-kak-odna-iz-funktsiy-gosudarstva

Источник https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennaya_politika_v_sfere_semi_i_braka/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *