Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности

Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям отношения к своему будущему у беременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. Всего в исследовании приняли участие 180 человек, разделенных на две группы: 1. Условно-здоровые беременные женщины (УЗБЖ) – 90 человек; 2. Условно-здоровые небеременные женщины (УЗНБЖ) – 90 челочек. В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. Были получены данные о том, что для УЗБЖ характерные такие аспекты-признаки как «ощущение самопожертвования», «неудовлетворенность ролью хозяйки», «зависимость от семьи», «развитие активности ребенка», «уклонение от конфликта» и т.д.

Ключевые слова: беременность, материнство, ребенок, отношение, тревога, депрессия, эмоции, семья, мать, тест PARI

Abstract: This article is devoted to psychological features of the relation to the future at pregnant women aged from 18 till 40 years. Pregnancy represents difficult and psychologically very various state. The physical, hormonal and social changes happening to the woman during this period, change her emotional state, and also the attitude towards, towards future child and the world as a whole. For the pregnant woman the mood swing, updating of alarms, the internal conflicts and not resolved psychological problems is characteristic. For studying of parental installations by the American psychologists E.S. Schaefer and R. K. Bell the technique of PARI (parental attitude research instrument) was offered. In Russia this technique was adapted by the psychologist T.V. Neshcheret. The technique includes 23 aspects signs. 8 scales characterize the relation to a family role: limitation of interests of the woman a family framework, cares exclusively about a family; feeling of self-sacrifice as mother; family conflicts; superauthority of parents; dissatisfaction with a role of the hostess of the house; «indifference» of the husband and his not inclusiveness in family affairs; domination of mother; dependence and dependence of mother. In total in research took part 180 people divided into two groups: 1 . The Conditional and Healthy Pregnant Women (CHPW) – 90 people; 2 . Conditional and healthy not pregnant women (CHNPW) – 90 people. Now in Russia studying of individual and psychological features of pregnant women is very actual. One of the most important aspects of this problem is the attitude of pregnant women towards the future child and a family, especially considering a disturbing and depressive background of mood throughout the pregnancy period. Data that for CHNPW characteristic such aspects signs as «feeling of self-sacrifice», «a dissatisfaction with a role of the hostess», «dependence on a family», «development of activity of the child», «evasion from the conflict», etc. were obtained.

pregnancy, maternity, child, attitude, anxiety, depression, emotions, family, mother, PARI test

В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. [2,3]

По мнению профессора В.В. Абрамченко основной особенностью беременных женщин является возбужденное и тревожное нервно-психическое состояние.

В начале и в конце беременности женщинам присуще чувство тревоги, однако, следует отметить, что уровень тревоги завить во многом от личностных особенностей женщины и внешних факторов в виде течения беременности, семейной обстановки и т.д. [6,7,8]

Известно, что к 12-16 неделям эмоциональное состояние женщины при нормально протекающей беременности стабилизируется и уровень тревоги становится адекватным ее физиологическому состоянию и личностным особенностям. И в таком состоянии женщина находится до 34-36 недели. Это связано с тем, что в первые месяцы беременности под воздействием определенных гормонов организм адаптируется к состоянию беременности и «настраивается» на ее вынашивание. В конце беременности снова происходит «перестройка» организма, «настраивающая» его роды. Данный механизм являет собой физиологическую основу тревоги. В центральную нервную систему поступает сигнал о том, что текущее состояние организма не соответствует его обычным нуждам и потребностям, что на эмоциональном уровне проявляется в виде тревоги. Здесь можно говорить о том, что уровень тревоги является своеобразным индикатором проявления адаптивных возможностей организма как в физиологическом, так и в эмоциональном плане, а адаптивные возможности организма и психики сугубо индивидуальны у каждой отдельно взятой беременной женщины. Часто наступление беременности сильно невротизирует женщину, вызывает множество беспокойств, зачастую весьма необоснованных, что приводит к усилению и развитию стрессовой ситуации, на которую организм обычно реагирует следующими способами: учащением сердечного ритма, повышенным потоотделением, повышением уровнем сахара и артериального давления. Выделительная и пищеварительная системы замедляют свою работу, что приводит к появлению запоров и отеков. Если стрессовая для женщины ситуация не разрешается, то возникает чувство раздражительности, волнения или возбуждения, нарушается сон и чрезмерно возрастает уровень тревоги. И основная разница состоит в том, что у каждой женщины свои индивидуально-психологические особенности и адаптационные возможности. [4-7]

Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. [1,4]

В психологической науке беременность рассматривается преимущественно как этап в развитии материнской сферы, который готовит женщину к выполнению к выполнению материнских функции в постнатальном периоде. Таким образом, беременность является психологической подготовкой к будущему материнству. [6,7]

На течение физиологической беременности оказывают влияние различные факторы. Наиболее часто указываются личностные и эмоциональные особенности, ее совладающее поведение, а также нарушение материнско-детских отношений, в частности родительские, а именно, материнские установки. [3,6]

Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Воздействие беременности на психику женщин порою столь значительно, что такие авторы как N. Uddenberg и M. Ringler рассматривают это явление как кризисную ситуацию.

Беременность, в особенности первая, — «кризисная точка в поиске своей женской идентичности, так как это точка, из которой нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается выкидыш или делают аборт»,- считает Д. Пайнз. Беременность, с ее точки зрения, подразумевает конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя. [8]

Н.П. Коваленко в своей диссертационной работе «Психологические особенности и коррекция эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов» основной упор делает на эмоциональное состояние беременных женщин. По мнению автора, именно эмоциональная сфера женщины претерпевает наибольшие изменения, и основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья матери и плода является эмоциональный стресс.

Н.П. Коваленко отмечает, что беременность представляет собой острый переходный период, который довольно часто сопровождается кризисными переживаниями. В период беременности происходят существенные изменения в сознании женщины и ее взаимоотношениях с миром. Для многих женщин результат беременности является шагом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения, а для других, наоборот, может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнско-детских отношений».

Ряд других авторов рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которую связывают с появлением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. [9-11]

По мнению В.И. Брутмана основным в формировании привязанности к ребенку является возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, которое обычно совпадает с моментом начала шевеления плода, после которого у матери появляется чувство «сродненности» со своим ребенком. С момента первого шевеления у большинства беременных начинается «прислушивание» к своему телу, фиксация на своих ощущениях.

Если в первой половине беременности большинство женщин беспокоятся о своем здоровье и благополучии, то во второй половине беременности, начиная с начала шевеления плода, все мысли и заботы направляются на благополучие плода, который уже начинает восприниматься как отдельно существующие лицо.

В начале и в конце беременности женщинам присуще чувство тревоги, однако, следует отметить, что уровень тревоги завить во многом от личностных особенностей женщины и внешних факторов в виде течения беременности, семейной обстановки и т. д. Поэтому изучение родительских и семейных установок является одним из самых актуальных, поскольку является одним из важных факторов, влияющих на протекание физиологической беременности у условно-здоровых женщин. [8]

В психологической науке беременность рассматривается преимущественно как этап в развитии материнской сферы, который готовит женщину к выполнению к выполнению материнских функции в постнатальном периоде. Таким образом, беременность является психологической подготовкой к будущему материнству. [7]

По мнению С.Ю. Мещеряковой, психологическая готовность к материнству представляет собой специфическое личностное образование, основой которого выступает субъект-объектная ориентация в отношении к будущему ребенку. В своей работе автором были выделены три уровня психологической готовности к материнству:

  1. Низкий уровень – для него характерно наличие колебаний при принятии решения иметь ребенка, негативные ощущения и колебания на протяжении периода беременности. При обследовании таких матерей было выявлено, чт о в детстве у них отсутствовала привязанность к собственной матери и в семье царила весьма строгое отношение родителей.
  2. Средний уровень – характеризуется наличием противоречий в содержании переживаний женщиной своей беременности, что находит свое отражение в амбивалентных установках к материнству и отношением к ребенку.
  3. Высокий уровень готовности к материнству – для данного уровня присуще отсутствие колебаний в принятии решений иметь ребенка, позитивные эмоциональные реакции на факт беременности и позитивный эмоциональный фон во время всего периода беременности. [12]

Психологическая готовность к материнству состоит из 6 основных компонентов:

  1. Эмоциональный компонент: самосознание личности, ее способность к поддержанию оптимального уровня эмоционального возбуждения, стрессоустойчивость;
  2. Ориентационный компонент: знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности;
  3. Оценочный компонент: самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальным образцам;
  4. Интеллектуальный компонент (когнитивный): необходимые для деятельности знания и и значимые особенности мышления;
  5. Волевой компонент: способность к преодолению возможных трудностей, включающая самоконтроль, ряд умений управлять действиями, из которых формируется выполнение обязанностей;
  6. Мотивационный компонент: отношение к деятельности, стремление к совершенствованию.

В отечественной литературе представление понятия психологической готовности при изучении феномена материнства впервые было представлено в работе О.А. Копыл. Также психологическая готовность уже непосредственно к материнству была исследована в работах Е.Ю. Шулаковой и рассмотрена на примере формирования психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству. [12]

В работе Т.А. Гурьяновой психологическая готовность к материнству рассмотрена в виде системного конструкта, первично объективируемого в сознании будущей матери как реакция на противоречие между сложившимся образом жизни и возникающими после рождения ребенка изменениями; здесь же автором выделяется и ряд компонентов, присущих психологической готовности к материнству:

  1. Ценностно-смысловой – содержание данного компонента представлено в виде следующих аспектов:

— мотивационный аспект — мотив рождения ребенка, ответственность за него, чувство долга;

— оценочный аспект – рефлексия своей подготовленности и соответствия себя в роли матери оптимальному материнскому образцу (механизм идентификации);

— эмоциональный аспект – эмоциональное восприятие ситуации материнства( состояние комфорта или дискомфорта, доминирующий фон настроения, сопровождавший беременность и процесс взаимодействия с ребенком, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности ролью матери.

2. деятельностный компонент – раскрывается в следующих аспектах:

— операционный аспект — компетентность матери, заключающаяся во владении приемами, способами, навыками и знаниями необходимыми для ухода и взаимодействия с ребенком, способность к построению собственной модели деятельности;

— регуляционный аспект – саморегуляции женщины на протяжении всего периода беременности и после рождения ребенка, проявляющаяся во взаимодействии со своим ребенком при помощи следующих факторов:

А).факторы, обуславливающие динамические характеристики трансформации привычного образа жизни (гибкость,ригидность);

Б). факторы, обуславливающие рефлексивные возможности человека, которые определяют участие самосознания в трансформации образа жизни (локус контроля: внутренний и внешний). [6-12]

Е.Ю. Шулакова в своем исследовании описывает компоненты психологической готовности к материнству:

1. когнитивный компонент — принятие общепринятой системы знаний и представлений о женском предназначении, о способах естественного продолжения жизни, знания о детях, о процессе развития ребенка и факторах, которые обуславливают данный процесс;

2.мотивационный компонент – вырабатывание новых, соответствующих ситуации мотивов и установок, сознание и принятие их в качестве новых жизненных ценностей и стимулов поведения и деятельности

3. рефлексивный компонент – дает женщине осознание себя как уникального и неповторимого человека в качестве матери

4. операциональный компонент – помогает в приобретнии практических умений и навыков, связанных с ролью матери;

5. духовный компонент — обуславливает ориентацию на высокие духовные ценности семейной и жизни и, в частности, материнства: доброта, любовь, прощение других, преданность и т.д. [6-11]

В работах зарубежных ученых психологическая готовность к материнству рассматривается в основном в рамках теории привязанности М. Айнсворт, Дж. Боулби, Д. Винникота. Согласно данной теории основой материнского поведения является материнский инстинкт, который «запускатся» в сам момент рождения ребенка, а источник материнской любви носит природный, инстинктивный характер. Исследования М. Айнсворт доказали, что уровень и качество привязанности ребенка к своей матери обусловлено поведением самой матери во время взаимодействия со своим ребенком.

Читать статью  Трихомониаз при беременности — откуда берется? Какие могут быть последствия для ребенка?

На базе этих исследований появилось понятие «материнской привязанности к ребенку», возникающей задолго до рождения ребенка и объясняющей такие различные виды поведения матерей по отношению к своим детям.

Также зарубежными авторами было предположено, что осознание существования и бытия своего ребенка появляется у женщины не просто в какой-то момент беременности, а существует уже с момента зачатия. Ощущение плода играет одну из важных ролей для установления привязанности матери к своему ребенку уже после его рождения и описаны в научной литературе как пренатальная привязанность. К примеру, одним из проявлений пренатальной привязанности можно назвать беседу с плодом, подталкивание плода таким образом, чтобы мать и отец могла бы наблюдать движения плода, употребление уменьшительно-ласкательный слов при разговорах с плодом и привлечение отца ребенка к этим разговорам.

Однако, В. Hagglof and M. Eisemann пишут, что пренатальная привязанность представляет собой многомерное образование и состоит из 5 позиций:

  1. Фантазии матери по поводу внешности ее ребенка, планы и мечты;
  2. Взаимодействие с плодом – понимание моментов сна и бодрствования ее ребенка, умения и навыки вызывать его движения;
  3. Любовь в виде позитивно окрашенных чувств по отношению к ребенку;
  4. Дифференцирование от плода в виде его персонификации: называние по имени;
  5. Разделение своих чувств к ребенку со своими родными и близкими и привлечение их к взаимодействию с ним. [5-7]

В структуре пренатальной привязанности также выделяют когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты. В рамках пренатальной привязанности обращается внимание и на пренатальные ожидания как мысленное прогнозирование и предвосхищение тех моментов, которые будут иметь место в первые недели и месяцы после родов. К данному компоненту относятся и ожидания, касающиеся разнообразных сторон развития ребенка, объем энергии и времени, затрачивающихся на заботу о нем, ожидания относительно своей собственной привязанности к ребенку и чувство ответственности за его физическое и психическое здоровье, и ожидаемые изменения в плане взаимоотношений с окружающими значимыми людьми.

Н.В. Боровикова в своих работах, исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, рассматривает беременность как акме женщины. Проявляющиеся в период беременности новые психологические особенности автор рассматривает в рамках синдрома беременности, в котором выделяет характерные симптомы, носящие универсальный характер. К данным симптомам относят следующее:

  • аффект осознания себя беременной,
  • симптом принятия решения,
  • симптом нового «Я»,
  • симптом эмоциональной лабильности,
  • симптом противоречивого отношения к беременности (В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности),
  • симптом принятия новой жизни в себе,
  • симптом перинатальной дисморфофобии,

симптом завышенных притязаний по отношению к другим

Г. Г. Филиппова считает, что беременность является критическим периодом в жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. В этот период актуализируются непереработанные детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости и уровня тревожности. [5-7]

Особое место в психологии беременности занимает возможность прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения, т.е. определения стиля отношения женщины к своей беременности.

Стиль переживания беременности включает в себя:

• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности,

• переживание симптоматики беременности,

• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;

• преимущественный фон настроения в эти периоды;

• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности;

• содержание активности женщины в третий триместр беременности.

В своих работах Г.Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности:

  1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; соматические ощущения отличны от состояния небеременности и характеризуются положительными эмоциональными переживаниями.
  2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхами, беспокойством, которые периодически возобновляются; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.
  3. Эйфорический. Некритичное отношение к возможным проблемам беременности и материнства.
  4. Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности, сопровождающаяся чувством досады, соматический компонент либо не выражен вовсе, либо состояние даже лучше, чем до беременности.
  5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются противоположные переживания соматического и эмоционального состояния.

6.Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями, соматическая симптоматика резко выражена и негативно эмоционально окрашена.

Стили переживания беременности имеют устойчивую связь с типом переживания шевеления плода, а также связан с эмоциональным сопровождением женщиной процесса взаимодействия с ребенком.. для более подробного рассмотрения данной проблемы необходимо обратить внимание на динамику состояний ребенка в процессе удовлетворения матерью ео потребностей. Для этого обратимся к выделенным Г.Г. Филипповой и перечисленным выше трем компонентам эмоционального сопровождения матерью этого взаимодействия:

  1. Эмоциональная реакция матерью на выражение ее ребенком отрицательных эмоций, которые выражают его дискомфорт и неудовлетворенность. В данном случае главной функцией материнских эмоций заключается в устранении негативных эмоций ребенка и его дискомфортного состояния для реализации данной функции матери необходимы такие качесвта как уверенность в себе, жалость, сострадание и т.д., но должны быть исключены страх, боль и глен, которые переживаются ребенком. Главным принципом данного компонента являетя тот факт, что во время взаимодействия с ребенком мать не должна выражать отрицательных эмоций, сходных с состоянием и эмоциями ребенка.
  2. Реакция матери на выражение ребенком положительных эмоций. К третьему месяцу жизни у ребенка уже существует устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослых. Следовательно для матери наиболее адекватным будет являться переживаний таких же положительных эмоций, которые выражает ее ребенок. Главным средством общения ребенка в этом возрасте является комплекс оживления, который является для матери своеобразным индикатором для обмена положительными эмоциями. Однако, следует отметить, что в дальнейшем включение матери в в эмоциональный контроль результатов деятельности ребенка в их совместном взаимодействии юудет требовать от нее очень тонкого и продуманного ограничения соих реакций на положительные эмоции ребенка.
  3. Эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка, которое возникает при физическом и/или эмоциональном дискомфорте. Основной смысл этого компонента заключается помощи матери в обучении и освоении ее ребенком способности переживать состояние дискомфорта с верой и уверенностью в том, что данное состояние будет устранено, а мать будет принимать в этом непосредственное участие. [5-7]

По мнению Р.В. Овчаровой, беременность, роды и материнство — это определенные ступени формирования зрелой женской идентичности. По её мнению, эти этапы связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего

Одним из факторов, влияющих на течение беременности и отношение женщины к себе и будущему ребенку, является мотивация. Здесь особый интерес представляет позиция О.Г. Исуповой, которая выделяет три группы мотивов репродуктивной активности: «ради мужчины», «ради ребенка», «ради себя», — каждый из которых может выполнять как терминальную, так и инструментальную функцию. [5-7]

Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами.

1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.

2. Беременность от любимого человека (3%) способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) — этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (то есть они рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины

4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.

5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.

6. Беременность как отказ от прошлого (8%) — в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.

7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь его жизнью.

8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения в будущем.

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. [6-9]

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. Были выделены три таких фона:

1.Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности материнства, что обусловливается прежде всего незрелостью и несформированностью личности. При условии благоприятной в целом атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов поведения.

2.Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со своим новым положением.

3.Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса прививаемых ей с детства психологических установок.

Выделяют четыре основных типа индивидуальных стилей эмоционального сопровождения процесса взаимодействия матери со своим ребенком, которые были кратко перечислены выше:

  1. Адекватная реакция матери – при возникновении отрицательных эмоций у ребенка у матери появляется чувство жалости и тревоги, которое постепенно преобразовывается в фазу «делового сосредоточения и уверенности». По своей силе положительные эмоции матери должны соответствовать ситуации взаимодействия. Для устранения негативных эмоций и дискомфорта матери необходимо восстанавливать контакт с ребенком: для этого чаще всего используются обещающие и ободряющие фразы и интонации, комментарии своих действий и объяснение дальнейших манипуляций успокаивающие слова.
  2. Усиление эмоций ребенка (как положительных, так и отрицательных) — усиление положительных эмоций ребенка носит эйфорический характер переживаний, что не соответствует контексту взаимодействия.
  3. Игнорирование эмоций ребенка — чаще всего выражается в виде «формального общения» и может сопровождать как положительные, так и отрицательные эмоции ребенка, а также и весь процесс взаимодействия. В данном случае мать использует сосредоточенно-деловой стиль поведения, обращаясь со своим ребенком не как с субъектом переживаний, а только как с объектом ухода.
  4. Осуждение эмоций ребенка – при данном стиле эмоционального сопровождения спектр материнских эмоций колеблется от осуждения до агрессии и может сопровождать как положительные, так и отрицательные эмоции ребенка, и весь процесс взаимодействия в целом. При использовании матерью этого стиля отрицательные эмоции ребенка оцениваются как чрезвычайно сильные и к ребенку начинают предъявляться требования, которые совешенно не соответствуют его возрасту (например, «усидчивости», «терпеливости»). Действия ребенка мать воспринимает как неуместные и мешающие ей. Положительные эмоции ребенка мать расценивает как неуместные, слишком интенсивные и т.д. [5-7]

В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

  1. Фаза преднастройки. До беременности — формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я – концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».
  2. Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку,и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым.

Если изучать психологический феномен беременности в рамках кросскультурной психологии, то необходимо обратить внимание на работы И.Л. Стальковой, в которых беременность и репродуктивное поведение, в целом, рассматривается как социальное явление. Автор пишет, что репродуктивное поведение и установки каждой беременной женщины производны от соционормативной культуры общества и зависят от социальной культуры и образа жизни, что репродуктивная культура зависит от культуры разных человеческих ценностей, является весьма разнообразной и исторически изменчивой.

Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. 15 описывают родительско-детские отношения. 15 признаков, описывающие родительско-детские отношения делятся на 3 группы: 1-я группа – оптимальный эмоциональный контакт: побуждение словесных проявлений, вербализация; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком; 2-я группа – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: раздражительность, вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком; 3-я группа – излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка. Каждые признак измеряется при помощи 5 суждений, которые уравновешены между собой по смысловому содержанию и измеряющей способности.

Читать статью  Микоплазмоз у женщин - причины, симптомы, диагностика и лечение

В настоящем исследовании принимали участие 180 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Все пациенты были разделены на две группы: 1-я группа – условно-здоровые беременные женщины в количестве 90 человек; 2-я группа – условно-здоровые небеременные женщины в количестве 90 человек. По возрастному и образовательному составу между группами статистических значимых различий выявлено не было. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова».

В результате проведенного исследования из 23 аспектов-признаков были выявлены 12 доминирующих аспектов-признаков. У УЗБЖ такими доминирующими аспектами стали следующие признаки: зависимость от семьи 56% (t=2,3, р≤0,01); ощущение самопожертвования 42% (t=2,8, р≤0,01); неудовлетворенность ролью хозяйки 47% (t=4,2, р≤0,01); несамостоятельность матери 56% (t=3,8, р≤0,01) ; развитие активности ребенка 44% (t=2,8, р≤0,01); вербализация 49% (t=3,2, р≤0,01); партнерские отношения 48% (t=3, р≤0,01); раздражительность 49% (t=2,7, р≤0,01); излишняя строгость 56% (t=3,7, р≤0,01); уклонение от конфликта 53% (t=3,4, р≤0,01); чрезмерная забота о ребенке 58% (t=2,8, р≤0,01); стремление ускорить развитие ребенка 54% (t=3,6, р≤0,01).

Результаты проведенного исследованию дают понять, что УЗБЖ нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на формирование оптимального эмоционального контакта с ребенком и нормализацию внутрисемейных отношений.

Айвазян Е.Б. Развития телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности. Дисс. . канд. психол. наук. М., 2005.

Боровикова Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. СПб., 1999.

Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987.

Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.

Гарданова Ж.Р. Проявления тревожно-депрессивных расстройств у женщин в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 12. С. 171-177.

Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства – новая область исследования психологии // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5.

Aivazyan E.B. Razvitiya telesnogo i emotsional’nogo opyta zhenshchiny v period beremennosti. Diss. . kand. psikhol. nauk. M., 2005.

Borovikova N.V. Psikhologicheskie aspekty transformatsii Ya-kontseptsii beremennoi zhenshchiny // Perinatal’naya psikhologiya i nervno-psikhicheskoe razvitie detei. SPb., 1999.

Borovikova N.V. Usloviya i faktory produktivnogo razvitiya Ya-kontseptsii beremennoi zhenshchiny. Avtoref. diss. … kand. psikhol. nauk. M., 1987.

Brutman V.I., Filippova G.G., Khamitova I.Yu. Dinamika psikhologicheskogo sostoyaniya zhenshchin vo vremya beremennosti i posle rodov // Voprosy psikhologii. 2002. № 1. S. 59-68.

Varga A.Ya. Struktury i tipy roditel’skogo otnosheniya. Avtoref. . kand. psikhol. nauk. M., 1987. 21 s.

Gardanova Zh.R. Proyavleniya trevozhno-depressivnykh rasstroistv u zhenshchin v programme ekstrakorporal’nogo oplodotvoreniya (EKO) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 12. S. 171-177.

Filippova G.G. Perinatal’naya psikhologiya i psikhologiya roditel’stva – novaya oblast’ issledovaniya psikhologii // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 2003. № 4-5.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Психология беременных женщин

Первые месяцы беременности – это время революционных перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии. Во внутреннем, сокровенном пространстве ее «Я», появилось пространство другого человека, с существованием которого надо не просто считаться, а возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы. Не все могут безоговорочно принять эти перемены. Даже если ребенок желанный и долгожданный – грандиозность свершившегося события захватывает все помышления женщины, заставляя ее волноваться: «Как будет складываться дальше моя жизнь? Как будет протекать беременность? Что будет с моей карьерой? Смогу ли я обеспечить своему малышу достойное будущее? Буду ли я хорошей матерью?» Знакомые вопросы, не правда ли? Подобные душевные терзанья могут вызвать не только чувство усталости и раздражительности, но даже стать причиной токсикоза или угрозы прерывания беременности.

Ответ психолога

Во-первых, не пытайтесь решить все проблемы сразу. Отложите их на неопределенное время, и возможно какая-то их часть разрешиться без Вашего участия. И вообще беременность – уникальное время, когда можно с полным правом позволить себе не реагировать на жизненные проблемы. И не ощущать при этом вины за такое безответственное поведение. Помните, что больше всех материальных благ на свете, ребенок нуждается в Вашем внимании, понимании и любви.

Во-вторых, самое важное теперь осознать и принять свое новое состояние. Разрешите себе быть беременной. Принять свое новое состояние означает принять появление в Вашей жизни ребенка, научиться понимать его потребности. Потакайте своим маленьким слабостям – будь то желание прилечь в середине дня или купить себе какой-нибудь деликатес. Пусть беременность войдет в Вашу жизнь не как время запретов, а как время новых возможностей. Утверждение вроде «Я не смогу надеть свои любимые узкие джинсы», можно заменить: «Наконец-то, я обновлю свой гардероб!». Достаточно изменить точку зрения, чтобы почувствовать вкус к переменам.

Раздражительность.

Беременность делает женщину эмоционально ранимой, склонной к беспокойству, более чувствительной к негативным переживаниям. Вроде бы и повод для расстройства ничтожный, а глаза на «мокром месте», и ничто не радует. Многих женщин преследует ощущение, будто ты «в ловушке» непрекращающейся тошноты, откуда-то навалившейся усталости, постоянной раздражительности. Врачи объясняют такое неустойчивое эмоциональное состояние бурными гормональными изменениями, происходящими в организме. Только понимание того, что такое состояние естественно и вполне физиологично не облегчает женщине этот сложный период.

Ответ психолога

Повышенная раздражительность – это сигнал будущей маме, что нужно научиться расслабляться. Это ценное умение придет на помощь не только в период беременности или в момент родов, но и в целом благоприятно скажется на Вашей жизни. Самый простой способ расслабиться – это включить спокойную музыку, прилечь, расположившись поудобнее, и сосредоточиться на своем дыхании. Делайте глубокий спокойный вдох и медленный расслабленный выдох. Представляйте, что с каждым выдохом приходит расслабление и покой. Кстати умеренная физическая активность отличное средство от хандры.

Впечатлительность.

Даже, если до беременности женщина отличалась невозмутимым нравом, то теперь может легко впадать в панику от абстрактных рассуждений своего врача об осложнениях протекания беременности или от рассказа эксцентричной подруги о своих родах. Сцены из некоторых фильмов или телевизионных новостей, резкое замечание начальника или попутчика в общественном транспорте могут довести Вас до слез. Не бойтесь дать выход своим эмоциям – поплачьте, пожалуйтесь кому-нибудь, главное не загоняйте мрачные мысли и обиду в глубину души. Такая повышенная впечатлительность просто напоминание о том, что пора сменить впечатления.

Ответ психолога

Помните, что у Вашей впечатлительности есть другая сторона – это возможность по-новому взглянуть на мир. Словно во время беременности женщина становиться немного ребенком, который с интересом и удивлением смотрит на мир. Воспользуйтесь этой возможностью наслаждаться прекрасными сторонами жизни. Посредством своих впечатлений Вы передаете малышу информацию об окружающем мире. Ваши впечатления рассказывают ему о том добрый мир или злой, красочный или унылый, веселый или грустный. Так что постарайтесь чаще выбираться на природу, посещать концертные залы или музеи.

Одиночество.

В душе беременной женщины происходит так много перемен, что она может начать чувствовать себя очень одиноко в водовороте нахлынувших новых переживаний. Все окружающие ее люди остались прежними, лишь Вы одна во власти «беременных чувств». Но в тоже время переживание одиночества позволяет глубже заглянуть в собственную душу, разобраться в самой себе, проанализировать свой жизненный опыт, а возможно переоценить свои жизненные ценности.

Ответ психолога

Используйте одиночество для самопознания, но не слишком замыкайтесь в себе, поделитесь своими переживаниями с близкими людьми, посоветуйтесь с психологом, поговорите с другими беременными женщинами. Запишитесь на курсы психологической подготовки к родам, и специальные группы беременных в бассейне или спорткомплексе, сейчас даже специализированные магазины устраивают лекции для беременных. А самое главное, начните общаться с ребенком, ведь он самый близкий для Вас человек.

Непонимание.

Период беременности может придать новый положительный импульс отношениям в семье, а может породить непонимание. А ведь женщине важнее всего получить поддержку именно от любимого человека. Однако мужчине гораздо сложнее включиться в процесс беременности жены и стать «беременным» папой. Он с трудом представляет, что внутри Вашего живота растет человечек (между прочим, ему не чужой). Мужчину скорее обеспокоят Ваши новые причуды, чем особенности протекания беременности. Редкий представитель сильного пола вдохновенно беседует с «животиком» или умиляется толчкам из его глубины. Но это не значит, что мужчины совершенно равнодушны к предстоящим переменам. Просто они переживают «беременность» по-своему.

Ответ психолога

Возьмите на себя труд ненавязчиво просветить Вашего любимого в вопросах беременности. Ему нужна простая, конкретная информация о том, что происходит в данный момент. Попросите его сходить вместе с Вами на УЗИ. Некоторые мужчины, увидев воочию своего ребенка внутри животика, полностью меняют отношение к беременности жены, словно убедившись в реальном существовании малыша. Употребляйте чаще местоимение «мы», это будет еще одним знаком того, что Вы уже не одна. Ненавязчиво рассказывайте мужу о том, как малыш себя вел на протяжении дня. Если на первых порах не будет ожидаемой реакции, не огорчайтесь и не упрекайте мужа в непонимании. Просто многие мужчины не выражают свои эмоции открыто.

Тревога за здоровье малыша.

Порой беременная женщина со страхом начинает перебирать все факторы риска, которым она подвергалась с начала беременности и думать, как же они скажутся на ребенке. В ход идут воспоминания о выпитом бокале вина или принятом аспирине, когда еще не было известно о беременности, размышления о загрязненном воздухе родного города или облучении от монитора компьютера на Вашем рабочем столе. Да мало ли что еще может повлиять на здоровье малыша. Опасности там и тут.

Ответ психолога

Не стоит преувеличивать степень риска. Врожденные пороки встречаются очень редко. Подумайте, что напрасная тревога гораздо вреднее Вашему ребенку, чем те погрешности, которые Вы совершили. Не предавайтесь чувству вины, лучше найдите способ, который может компенсировать Ваши «промахи» – будь то активные прогулки в парке или сбалансированное питание или прослушивание классической музыки. А еще старайтесь чаще представлять какой здоровый, сильный и красивый родиться у Вас малыш. Такие фантазии очень благотворно сказываются на развитии малыша.

Страх перед родами

Роды действительно являются таким мощным физическим и психологическим переживанием, что их ожидание связано с целой серией страхов. Кроме вполне понятного страха перед родовой болью, женщину могут начать мучить не вполне осознанные страхи, связанные с всплывшими из глубины подсознания детскими травмами собственного появления на свет. Такие «воспоминания» остаются с человеком на всю жизнь, исподволь оказывая сильное влияние на его поведение.

Ответ психолога

Исследования показали, что роды протекают легче у женщин, прошедших специальную подготовку, хорошо представляющих как проходят роды, активно участвующих в процессе рождения собственного ребенка и осознающих, что в родах у малыша ощущения на порядок сильнее, чем у матери. Больше всего в жизни нас пугает неизвестность. К сожалению, в современном обществе люди слишком мало знают о природе родов. Не поленитесь поискать полезную для себя информацию. Это могут быть специальные книжные издания, учебные фильмы о родах или курсы психологической подготовки. Большинство страхов уходит, если заранее позаботиться об организации родов, заблаговременно познакомиться с врачом и акушеркой, которые будут принимать у Вас роды.

В ОБУЗ «Курском городском клиническом родильном доме» Вы встретитесь с акушерами-гинекологами, обладающими высокими профессиональными и личностными качествами, которые, несомненно, вызовут у Вас чувство доверия и простую человеческую симпатию. Чувство доверия к людям, которые будут в этот ответственный момент рядом с Вами, способствует лучшему течению родов.

Помните, что природа наделила женщину всеми необходимыми для рождения ребенка качествами – терпением, мудростью, интуицией. Поверьте в собственные силы!

Психология беременности и материнства

Позитивный настрой и преодоление страхов во время беременности, психологическая гигиена и самочувствие женщины.

Как гормоны влияют на организм будущей мамы

Чтобы разобраться с эмоциями беременной женщины, важно понять, от чего они зависят.

  • Хорионический гонадотропин (ХГ, ХГЧ) — это гормон, который начинает вырабатываться сразу же после имплантации эмбриона, то есть на 6 – 8-й день после оплодотворения яйцеклетки. Его резкий всплеск говорит о факте зачатия, а повышение уровня со временем — о том, что беременность развивается благополучно. Этот гормон словно сообщает организму, что теперь ему нужно позаботиться о будущем малыше, и тем самым меняет работу многих его систем: прекращается ежемесячный цикл вызревания яйцеклеток, а устойчивость к стрессу повышается. И хотя механизм появления утренней тошноты точно врачам не известен, некоторые связывают ее именно с этим гормоном.
  • Второй важный гормон для беременной женщины — прогестерон. Его выработка позволяет мышцам матки оставаться в расслабленном состоянии, а телу — не отторгать ДНК нового организма. Однако этот гормон расслабляет и остальные мускулы, что приводит к понижению давления, возможным головокружениям, а также появлению изжоги, рефлюкса, повышенному газообразованию, тошноте и другим симптомам. Также прогестерон может вызвать избыточный рост волос на теле.
  • Повышается и уровень эстрогена. Он важен для развития плода и способствует тому, чтобы матка отвечала на влияние окситоцина — другого важного гормона. Возросший уровень эстрогена приводит к появлению сосудистых «звездочек» и пигментных пятен, тошноте, повышает аппетит, а еще именно он отвечает за нежную красоту беременных — когда о них говорят, что они словно светятся.
  • Окситоцин по мере развития беременности способствует выделению сосками молока и растягиванию шейки матки.
  • Пролактин помогает организму выделять молоко и оказывает успокаивающее воздействие на будущую маму.
  • Релаксин готовит организм к родам, помогая нужным тканям растягиваться, что приводит к тому, что все суставы организма во время беременности становятся более подвижными, также возможно появление болезненных ощущений, жжения, нередко женщина начинает чувствовать себя неуклюжей.

Теперь, когда вы понимаете, как сложно устроен гормональный коктейль в крови будущей мамы, легко осознать, что скачки в вашем настроении — это естественное проявление слаженной работы всех систем вашего организма. Так что ругать себя за них не стоит.

Как перестать стремиться к «идеальной» беременности

Хотим мы того или нет, но в обществе существует устойчивое представление о том, какой должна быть беременность. Согласно ему, улыбающаяся, полная энергии будущая мама тщательно следит за своим здоровьем, правильно питается, успевает ежедневно дышать свежим воздухом, ходить на курсы подготовки к родам, в бассейн и на йогу для беременных. При этом она активно работает до самого декрета, добиваясь успеха. Дома у такой мамы всегда идеальная чистота, на плите готовятся здоровые сбалансированные блюда, а в сумочке лежит план будущих родов.

Читать статью  Современные средства контрацепции - какие из них лучше?

Но реальность выглядит не так. Даже если все в порядке, беременную могут беспокоить газы, одышка, проблемы с кожей, ломота в суставах, боль в спине и отвращение при одной мысли о гимнастике, бассейне или прогулке в парке… И вот уже будущая мама чувствует себя «неправильной», не способной справиться с тем, что всеми вокруг считается самым естественным состоянием женщины, ее предназначением и главным смыслом жизни. Мысли о не вписывающейся в «идеал» беременности — дорога к разочарованию в себе и депрессии.

Есть и другая крайность. Игнорируя собственные желания, потребности и сигналы организма, некоторые будущие мамы стараются сделать все, чтобы их беременность казалась благополучной. В это время, когда главным ее стремлением должно стать желание расслабиться и ощутить гармонию, женщина доводит себя до стресса.

Она досконально изучает все справочные материалы, тратит много времени на поиски самого лучшего, самого современного бандажа, неустанно анализирует собственный рацион, взвешивается и контролирует питание, сдает анализы строго в срок, спорит с медиками по поводу марок разных витаминов, изучает всех акушеров города, прописывает план родов с научным обоснованием каждого этапа, посещает занятия сразу в двух школах по подготовке к родам (чтобы ничего не упустить), прослушивает классическую музыку по расписанию, заранее исследует разные методики раннего развития. Стоит ли так поступать? Рано или поздно силы кончатся, и как раз в тот самый момент, когда они будут очень нужны.

Как преодолеть завышенные требования к себе

Беременность — время разобраться с тревожностью, научиться снимать с себя груз личной ответственности.

Ищем душевное равновесие

Беременность — это сложный процесс. Основные метаморфозы скрываются в глубине и нам не видны. В попытках все контролировать женщина тратит много усилий и расходует впустую массу энергии вместо того, чтобы успокоиться, обрести равновесие и опираться на него. Сейчас вам нужно найти и сохранить состояние, в котором вы уравновешенны, спокойны, чувствуете саму себя, внимательно и дружелюбно относитесь к себе.

Не бывает эталонной беременности, но бывают разнообразные и уникальные. Каждая из них отражает ту жизненную историю, которая стоит за женщиной. Пытаться подогнать собственную, единственную в своем роде историю под навязанный кем-то образ — означает не прожить по-настоящему свою беременность, ограничить себя подделкой, имитирующей ее. Прислушайтесь к тому, как ваша личность, с накопленным опытом всего пережитого, раскрывается в новом для вас состоянии. Беременность — это в большей степени погружение в себя, чем социальная активность.

Беременность и роды, как бы тщательно вы к ним ни готовились, все равно редко складываются так, как вы запланировали. Тут все будет происходить само собой, и контролировать этот процесс невозможно. Поэтому стоит снять с себя лишнюю ответственность и просто жить, ожидая счастливого момента встречи с малышом.

Ищите во всем простые и проверенные варианты. Молочные продукты «Агуша», часть из которых будущие мамы бесплатно получают на молочных кухнях, позволят не беспокоиться о том, как обеспечить себя питанием с достаточным количеством кальция. Вы можете быть уверены в безопасности, высоком качестве и полезных свойствах молочных продуктов «Агуша».

Как создать доверительные отношения с акушером-гинекологом

Чтобы вы могли ощущать психологический комфорт, вашу беременность должен вести человек, которому вы доверяете. Если у вас есть доктор, спросите себя:

  • приятно ли вам общаться с вашим врачом? с каким настроением вы выходите из кабинета?
  • отвечает ли врач подробно и понятно на все ваши вопросы?
  • готов ли ваш доктор быть на связи с вами, дает ли он вам свой номер мобильного телефона? Конечно, он не обязан так поступать. Но ответственные врачи все же всегда заботятся о пациентах и готовы в исключительном случае коротко пообщаться даже в нерабочее время;
  • уважает ли вас врач?
  • будет ли он внимательно слушать ваши вопросы? будет ли он бережен и аккуратен с вашими чувствами?

Доверие к доктору может складываться из нескольких аспектов.

  • Пожалуй, первое и самое главное — у него за плечами должна быть профессиональная история ведения беременности и благополучных родов. Возможно, вам его кто-то порекомендовал.
  • Он не жалеет времени, чтобы ответить на все ваши вопросы.
  • Он тщательно собирает анамнез, чтобы исключить возможные осложнения.
  • Если возникают проблемы, он честно обсуждает с вами плюсы и минусы каждого способа их преодолеть, но окончательное решение принимает сам. Хороший врач не позволит себе оставить вас без анализов, если вам не хочется их сдавать, и не будет выписывать более дешевое лекарство, если оно неэффективно. И наоборот, он не будет рекламно продвигать более сложное и дорогое, если к нему у вас нет достаточных показаний.
  • Он сотрудничает с другими врачами в клинике, которые подменяют его во время выходных, отпусков и больничных. Сотрудничает — значит знает, кому и как передаст вашу карту на время своего отсутствия.
  • Он уверен в себе и в своих методах.
  • Он не обвиняет вас, если вы что-то сделали неправильно.
  • Он делает все, чтобы поддерживать в вас положительный настрой.

Доктор должен нас оберегать, утешать и поддерживать. Поскольку вы ждете от врача честности, то для построения доверительного контакта с доктором важно, чтобы со своей стороны вы тоже были максимально откровенны. Если есть что-то, что вызывает стыд и смущение, это все равно важно озвучить — перенесенные болезни, аборты и другие обстоятельства вашей жизни, которые хотелось бы забыть.

Кроме этого, важно сразу говорить, если что-то в поведении доктора вас смущает или задевает. Например: «Не могли бы вы называть меня по имени, когда даете указания медсестре?» Если вы видите, что доктор без неуместной реакции корректирует свое поведение для вас, — это хороший знак. Если же нет, то надолго в этом кабинете задерживаться не стоит.

Правила психологической гигиены

В период ожидания малыша будущая мама слышит вокруг множество советов, ей рассказывают истории о беременности и родах, зачастую навязывая свое мнение. При общении с подругами, родственниками, в очереди в консультацию, в интернете она выслушивает разные точки зрения. Это общение иногда вызывает тревогу, будущая мама думает о беременности слишком много, а количество страхов вовсе не уменьшается. Что можно сделать, чтобы с этим справиться?

  • Принять свои страхи и тревоги как данность. Любое чувство уйдет, если не бороться с ним, а просто спокойно пережить. Чем больше вы беспокоитесь, тем хуже: хронический стресс негативно влияет на ваше состояние и на самочувствие малыша.
  • Найти для себя физическую нагрузку, которая вам действительно подходит, приятна, доставляет удовольствие и отвлекает.
  • Реализовываться в творчестве и хобби. Смотрите на красивое, думайте о красивом.
  • Ограничить общение с теми, кто портит вам настроение и пугает неприятными рассказами. Пусть рядом с вами будут люди, которые вас поддерживают.
  • Познакомиться со спокойной, уверенной в себе мамой, которая с позиций личного опыта может иногда что-то подсказать, ободрить, поддержать.
  • Записаться к психологу, желательно по рекомендации человека, которому вы доверяете.

Будьте счастливы и расслаблены, радуйтесь беременности и изменениям, которые с вами происходят.

Как преодолеть страх родов

Роды — это естественная часть жизни. Через них проходит каждый, появляясь на свет. Через них проходит женщина, давая жизнь своему малышу. Почему этот природный нормальный акт вызывает страх? Потому, что у будущей мамы нет достаточного количества информации, зато много переживаний, тревоги и страха перемен. Разберем, что можно противопоставить каждому из этих состояний.

Постарайтесь узнать все, что вас интересует, из достоверных источников, к числу которых относятся проверенные сайты, качественные книги о беременности и родах, консультации специалистов, курсы подготовки к родам. Не стоит читать истории в интернете, доверять рассказам подружек.

На смену беспомощности придет готовность и спокойствие.

Учащение схваток — сигнал того, что процесс идет так, как надо. Схватка — это всего лишь напряжение мышц. Знание — сила, а во время родов силы очень и очень нужны.

Вам поможет осведомленность о современных методах анестезии. Поговорите со своим врачом, задайте ему все вопросы, поделитесь сомнениями.

Осознаем совместность усилий во время родов

Многие женщины беспокоятся о том, что сам момент родов им придется переживать без поддержки близких. Но стоит вспомнить, что в этом процессе есть еще один полноправный участник, который выполняет очень важную и сложную часть работы. Эти усилия даются ему с большим трудом, он очень устает и делает все, чтобы вам помочь. Это — ваш ребенок. Двигаясь по родовым путям, он дважды меняет положение, приспосабливаясь к особенностям своего первого маршрута. Так что этот процесс вы проходите вместе с самым близким человеком.

Берем на себя ответственность

Чтобы перестать бояться родов, нужно признать, что жизнь действительно поменяется. Это принесет вам облегчение: теперь вместо того, чтобы бояться перемен, вы признаете их данность.

Материнство — это новая жизнь, и она начинается родами. В этот момент вы становитесь мамой — ответственной и заботливой. И тогда в родах будет меньше осложнений, напряжение спадет, силы будут расходоваться не на тревоги, а на потуги и помощь малышу в родовом процессе.

Психологическое равновесие в каждом триместре

Первый триместр — это период привыкания к нарастающим внутри вас изменениям. Обычный для вас способ восприятия мира и себя в нем стремительно меняется. Вкусы, ощущения, самочувствие, настроение — кажется, что не осталось ничего привычного, и приходится заново открывать способы почувствовать себя хорошо.

  • Основная задача первого триместра — это поиск точки равновесия, исследование состояния, в котором вам будет удобно, спокойно, надежно.
  • В это время имеет смысл немного замедлить свой темп и больше вовлекаться в процессы, которые приносят вам радость.
  • А вот постоянно прислушиваться к себе, наоборот, тактика опасная, потому что в первые 3 месяца беременности тревога вспыхивает по любому поводу, а справиться со страхом на фоне гормональных скачков и дурного самочувствия может быть нелегко.

Итак, первый триместр — это поиск равновесия на фоне изменений.Второй триместр — это время, когда живот еще не сильно мешает, первые неудобства уже прошли и, в принципе, сил довольно много.

  • Можно затеять какой-нибудь небольшой проект: путешествие, перестановку мебели (руками близких, конечно) или еще что-нибудь, что вам будет интересно. В это время становится проще получать от беременности удовольствие.
  • А еще это пора ожидания радостных перемен и период, в котором наблюдать за собой может быть интереснее, чем включаться во что-то внешнее.
  • Первые шевеления малыша приносят огромную радость и открывают возможность выстраивать с ним особые отношения — поглаживать его, петь ему песни, рассказывать сказки, вместе с ним ходить на концерты симфонической музыки и дарить ему длинные прогулки.
  • Второй триместр — это время узнавания себя в новой ипостаси будущей мамы, и техника безопасности в этот период связана с заботой о том, чтобы беременность была психологически принята и поддержана вашим окружением. Если среди близких есть человек, который сомневается в вашей способности и готовности быть лучшей на свете мамой своему малышу, стоит прекратить общение с ним.

Третий триместр — это время терпения. Беременность длится уже достаточно долго, чтобы перестать удивлять и начать утомлять. Особенно это проявляется в последние 5 недель, когда становится не очень удобно сидеть, лежать, появляются серьезные ограничения в подвижности.

  • Самое время начать заботиться о своем комфорте на оставшийся период беременности и первое время после родов. Все ли удобно расположено на кухне? Так ли важно гладить одежду? Не сменить ли пылесос? Достаточно ли увлажнен воздух в комнатах? Именно сейчас нужно окончательно решить проблему с капающими кранами, криво висящими шкафчиками и т. д.
  • Кроме того, пора организовать круг поддержки и наладить гармоничное взаимодействие с теми, кто будет помогать вам с малышом после родов. Можно перераспределить обязанности по дому и сместить рабочие графики ваших «опорных» близких так, чтобы у вас была возможность просить о помощи и получать ее.
  • Третий триместр — это время окончательного гнездования, и к его концу все должно быть как по нотам. Техника безопасности на этом этапе связана с построением удобного пространства, с заботой о том, кто вот-вот придет в вашу жизнь.

Переводим внимание на положительные стороны беременности

Беременность ассоциируется с токсикозом, отеками, очередями в женских консультациях, мешковатой одеждой, неуместными вопросами со стороны окружающих и частыми походами в туалет. Можно ли прожить это время как-то иначе? Есть ли какие-то особенные удовольствия в том, чтобы быть беременной? Конечно!

  • Сейчас происходят грандиозные изменения в теле, и в связи с этим появляются особенные привычки и потребности. Их удовлетворение может приносить удовольствие. Например, дневной сон, просмотр романтических комедий или вдруг проснувшаяся страсть к выпеканию кексов.
  • У многих женщин появляется особенная страсть к гнездованию. И в этом направлении за девять месяцев можно столько всего успеть! Начать и закончить обучение (что в обычное время кажется фантастикой), переехать, научиться вязать, расписывать мебель, рисовать маслом, шить кукол… Беременность дает силы и вдохновение для творчества, особенно если оно носит прикладной характер и готовит ваше гнездо к появлению малыша.
  • У женщин во время беременности появляется особая плавность в движениях: будущая мама незаметно для самой себя начинает аккуратно и гладко двигаться, чтобы не потревожить драгоценность, сосудом для которой она является. Постепенно меняются центр тяжести и очертания тела, манера движения. В силу этого беременность — время, созданное для работы с телом, для танцев, для песен, для массажа, ароматерапии.

Какой настрой поможет наслаждаться изменениями на все 100 %?Можно стремиться заработать больше денег до декретного отпуска и прочитать все книжки по материнству, но труднее всего многим будущим мамам дается проявление заботы о себе и внимания к своим потребностям.

Источник https://e-notabene.ru/psp/article_11689.html

Источник https://bsmp-kursk.ru/psihologiya-beremennyh-zhenshhin

Источник https://agulife.ru/calendopedia/beremennost-i-psihologiya-budushei-mamy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *