Беременность как период психологической трансформации

Перинатология, как известно, — отдельная область медицины; к настоящему времени оформились следующие ее направления: собственно перинатальная медицина, перинатальная психология (один из ее разделов — психология беременности), перинатальная педагогика [1]. Биопсихосоциальная модель рассматривается как теоретическая основа перинатологии.

Концепция безопасного материнства сформулирована ВОЗ в 1980-х гг. как совокупность мероприятий, способствующих рождению желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщины. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. Психопрофилактические мероприятия, проводимые в нашей стране в рамках официальной медицины с 1950-х гг., в основном направлены на профилактику болей в родах; их объектами стали организм женщины и организм ее ребенка. Новый подход к пониманию здоровья (здоровье беременной женщины, предполагающее состояние ее физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие у нее физиологических отклонений в процессе протекания беременности, психических расстройств) должен стать основой для разработки программ психологического сопровождения беременности (включенных в комплексную программу ее сопровождения). Важной задачей, стоящей перед клинической психологией в рассматриваемом контексте, является формирование новых методов и форм психопрофилактики у женщин в период вынашивания и рождения ребенка. В марте 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ об открытии в каждой женской консультации психотерапевтического кабинета.

В настоящее время под перинатальной психотерапией понимается система лечебного воздействия на психику женщины, а через психику — и на организмы женщины и ребенка [8]. Однако повсеместная работа по психологическому сопровождению беременности в нашей стране пока не проводится, хотя необходимость ее очевидна. Чтобы оказывать психологическую помощь женщине, нацеленную на поддержание у нее позитивных эмоциональных переживаний, свидетельствующих о ее благополучии, необходимо выявить систему факторов, влияющих на эти переживания, а также мишени психологического воздействия.

Факторы благополучия/неблагополучия беременной женщины. В результате анализа релевантной научной литературы нами выявлены факторы, влияющие на состояние благополучия/неблагополучия беременной женщины, индикатором которого стало ее психоэмоциональное состояние. Эти факторы в соответствии с биопсихосоциальной моделью разделены на 3 группы:

1. Факторы физического здоровья (группа факторов, действующих прямо и опосредованно (в зависимости от того, как женщина к ним относится) на ее психоэмоциональное состояние):

  • уровень адаптации организма забеременевшей женщины к ее новому физиологическому состоянию;
  • естественные эндокрино-соматические и психофизиологические изменения в организме беременной женщины; изменения в функционировании эндокринной системы, ЦНС (уровень напряжения ЦНС, функциональная активность коры и др.), вегетативной нервной системы (ее тонус и др.), обменных процессов;
  • реализация общей ведущей биологической функции женского тела — воспроизведение потомства;
  • обострение чувствительного восприятия, изменение порога болевого ощущения, повышение раздражительности;
  • «первичная материнская сосредоточенность» (психологически может проявляться в затруднении понимания приходящей извне информации; может свидетельствовать и о внутренней работе, сосредоточенности на развивающейся внутри женщины новой жизни);
  • поддерживаемый женщиной уровень физической активности;
  • физическое самочувствие;
  • наличие/отсутствие девиантного материнского поведения (курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков и др.);
  • отсутствие/наличие опасности со стороны функционирования организма, психики; нарушения функционирования последних.

2. Социальные факторы (группа факторов, действующих не непосредственно на психоэмоциональное состояние, а в зависимости от того, как женщина к ним относится):

  • влияние на женщину конкретной культурной модели материнства;
  • профессиональный статус беременной женщины, уровень ее вовлеченности в профессиональную деятельность;
  • беременность как фрустратор профессионального, общественного, экономического, культурного поведения женщины;
  • изменения внутрисемейного, социального статуса беременной; подтверждает ли окружение (члены семьи, друзья, коллеги, общество) ее исключительность как женщины, взращивающей в себе новую жизнь;
  • дестабилизация структуры семейной системы, вызванная беременностью;
  • ограничение социальных контактов беременной женщины;
  • семейный кризис, связанный с закономерностями жизненного цикла семьи забеременевшей женщины;
  • возможный конфликт репродуктивных установок в семье;
  • реорганизация супружеского холона (системы «муж — жена»);
  • внутрисемейное перераспределение ролевых функций;
  • наличие/отсутствие супружеских конфликтов во время беременности;
  • наличие/отсутствие группы поддержки;
  • удовлетворение/неудовлетворение потребности женщины в заботе и опеке.

3. Психологические факторы (группа факторов, действующих прямо и опосредованно в зависимости от того, как женщина к ним относится, на ее психоэмоциональное состояние):

  • общая удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью;
  • контроль будущего; необходимость спланировать жизнь и подготовиться к рождению ребенка;
  • прогнозирование непомерной для себя нагрузки, потери сексуальной привлекательности, ухудшения здоровья и др.;
  • ценностные ориентации женщины, структура ее мотивационной сферы, репродуктивные установки;
  • способы интрапсихической защиты, характерные для беременной женщины;
  • наличие/отсутствие внутриличностного конфликта, мешающего формированию зрелой женской идентичности;
  • «война»/«мир» в отношениях со своим телом;
  • планировалась ли беременность или была случайной;
  • желанная/нежеланная беременность; «травматическое зачатие»;
  • мотивы сохранения беременности;
  • внутренняя картина беременности; когнитивная интерпретация беременности, наделение ее тем или иным смыслом;
  • психологическая готовность/неготовность к роли беременной;
  • рассматривается ли женщиной беременность как биологическое подтверждение своей сексуальной привлекательности или только как препятствие для сексуального поведения;
  • наличие или отсутствие материнского чувства, внутренняя родительская позиция; психологическая готовность/неготовность к материнству, наличие/отсутствие зрелой материнской идентичности;
  • стиль переживания беременности.

Содержательный анализ приведенных выше исследованных и описанных в психологической литературе факторов, связанных с психоэмоциональным состоянием беременной женщины, свидетельствует о том, что женщина, скорее всего, в период беременности обречена испытывать преимущественно отрицательные эмоции (т. к. в этот период ее подстерегает множество опасностей, неопределенностей, внутриличностных и межличностных конфликтов, от нее требуется перестроить многие свои динамические стереотипы — на уровне организма, психические, социальные, что сопровождается, как известно по результатам исследований, проведенных академиком И. П. Павловым, отрицательными эмоциями). Все это определило преимущественный интерес к психологическому изучению беременных именно медицинскими психологами, изучающими отклонения в психическом здоровье беременных женщин и предлагающими психологические способы предупреждения, коррекции нарушений их психического и физического здоровья. Такой подход к изучению состояния беременной женщины, в центре внимания которого — психические расстройства, возможные заболевания, является традиционным, «патоцентристским». Но возможен и «саноцентристский» подход, в центре внимания которого — здоровье, состояние благополучия беременной женщины, сопровождающееся позитивными эмоциями.

Беременность как кризис. Личность на протяжении всей жизни человека находится в процессе становления. Л. И. Анциферова [2] определяет личность как индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений, как развивающуюся системную целостность, для которой развитие — основной способ существования, способ ее бытия. Развитие может происходить как непрерывно (изменения накапливаются количественно), так и скачкообразно (развитие характеризуется стадийностью, причем каждый этап развития отражает качественное своеобразие). Переход от одной стадии развития к другой сопровождается кризисом. Кризис в психологии развития — это поворотный момент в жизни индивидуума, возникающий как следствие достижения определенного уровня психической зрелости и предъявляемых социальных требований [27]. «Критическая точка» характеризует моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений, требует от личности выбрать тот или иной способ ответа на предлагаемые жизнью проблемы. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, но в любом случае его будущее меняется. Чтобы расти, необходимо что-то менять в себе [27]. Если «критическая точка» пройдена успешно, то это гарантирует в дальнейшем возможность подойти к следующей стадии развития более зрелой личностью.

Как известно, в переводе с греческого слово «кризис» означает «резкий, крутой перелом в чем-либо»; это же слово, написанное по-китайски, состоит из 2-х иероглифов: один обозначает «опасность», другой — «благоприятная возможность». В кризис ставится под сомнение все прежнее, и в то же время открываются новые возможности. Это период стремительного развития самоидентичности, пересмотра ее границ [26]. Беременность — это, с одной стороны, нормальный кризис, который присутствует у большинства женщин и приводит к резкой потере устойчивости. В этот период в основе перестройки личности беременной женщины лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Развитие личности идет как в направлении появления новых стремлений, знаний и умений, так и в направлении появления качественных изменений в устройстве и функционировании личности. Беременность выступает как биологическая предпосылка изменения личности.

С другой стороны, беременность — это и так называемый развивающий кризис [5], движение по направлению к новой роли наивысшей важности для развития женщины; это кризис, который может способствовать созреванию не только ее организма, но и ее личности. Беременность, в особенности первая, — кризисный период в поиске своей женской идентичности; из него нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается ли выкидыш или делается аборт [26]. Центральным психологическим механизмом личностных изменений беременной женщины выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву [17]. В период беременности система ценностных ориентаций женщины изменяется; происходит ее перегруппировка, которая направлена в сторону реализации себя в новой социальной роли [20]. Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало бесповоротных отношений «мать — дитя» [27]. Напряженная внутренняя работа, сопровождающаяся примериванием на себя новой роли, может способствовать духовному взрослению. Основные направления изучения духовности:

1) духовность как принцип саморазвития и самореализации человека;

2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;

3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;

Мы в своем исследовании придерживаемся первого направления.

Саноцентристский подход к развитию личности женщины в период беременности. А. Маслоу утверждал, что особое внимание, которое психология уделяет преимущественно незрелости, нездоровью, патологии, порождает ущербную психологию. По его мнению, базисом науки должно стать изучение здоровой личности, ее роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, рисковать оказаться в неизвестном. Жизнь в направлении самоактуализации означает и сонастройку со своей собственной внутренней природой, поскольку личность на определенных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А. Г. Асмолова [4], от адаптивной модели своего развития к модели самоактуализации. Награда, которую за это личность получает, — переживание благополучия [15].

К числу задач развития личности в период беременности относится принятие аффективно-смысловых перестроек и изменения социальных ролей, достижение материнской идентичности, обретение личностного самоопределения. Анализ исследований материнской идентичности позволяет заключить, что основу ее формирования составляет система «мать — пренейт». Это позволяет рассматривать данный вид идентичности как изначально социальное образование [6, 25]. Материнская идентичность может быть осознаваема или неосознаваема, однако новый вид идентичности, будучи сформированным, важен для самопрезентации во взаимодействии с окружающими. Процесс самоопределения предполагает самостоятельный выбор направления развития на любом этапе зрелости, что означает значимые ценностно-смысловые перестройки, пересмотр жизненной перспективы, ревизию целевой иерархии. Это предполагает наличие способности занимать авторскую позицию по отношению к своей жизни, что в контексте нашего исследования означает здоровое развитие личности.

Беременность как актуализация возможностей женского организма может оказаться как конгруэнтной, так и неконгруэнтной уровню развития женской личности, что будет сказываться на психоэмоциональном состоянии как показателе уровня благополучия беременной женщины.

Удовольствия, позитивные эмоциональные состояния беременной женщины в контексте теоретической модели А. Маслоу могут порождаться как «патологическими» мотивами, удовлетворением «патологических» потребностей, так и здоровыми. Первые не являются «благими» [15], т. к. не приносят пользы ни самой женщине, ни развивающейся в ней новой жизни. С удовлетворением метапотребностей: потребности роста, бытийных потребностей (пирамида потребностей А. Маслоу [15]) связаны метаудовольствия беременной женщины (высокое качество ее эмоциональных переживаний), что в контексте гуманистической психологии рассматривается как показатель здоровой, благополучной личности. Такое состояние не тождественно тем, которые сопровождают «эйфорический тип психологической компоненты гестационной доминанты» [7], те или иные стили переживания беременности, описанные Г. Г. Филипповой [25].

Читать статью  Оплодотворение и зачатие ребенка (40 фото): что это, как происходит в организме женщины после полового акта оплодотворение яйцеклетки и имплантация эмбриона

Эмпирическое исследование имело цель изучить влияние на психоэмоциональное состояние беременной женщины уровня ее личностной зрелости. Мы исходили из предположения, что сама по себе беременность как актуализация детородного потенциала женского организма автоматически не детерминирует направление психологического развития в этот кризисный для женской личности период. Женщине приходится делать трудные для себя выборы, каждый из которых предопределит на некоторый период направление развития ее личности.

Эмпирическое исследование проведено на базе поликлинического отделения клиники акушерства и гинекологии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова. В исследовании приняли участие 86 беременных женщин в возрасте от 20 до 45 лет. Для проверки гипотезы о влиянии хронологического возраста женщины на вероятность ее самоактуализации в период беременности были сформированы 2 экспериментальные группы (по 25 человек в каждой): 1-я группа — «молодые» беременные (в возрасте от 20 до 30 лет), 2-я — «старородящие» (в возрасте 40–45 лет). Для минимизации влияния малочисленных по объему выборок на получаемые результаты и их интерпретацию обе группы «уравновешены» по показателям: численность, образование, семейное положение, первые предстоящие роды, триместр беременности, особенности протекания беременности. Все женщины по медицинским показателям отнесены к группе здоровых.

Использован комплекс исследовательских процедур и методов. Психологическое обследование начиналось с использования клинико-психологического метода, включавшего психологическую беседу (интервью) и наблюдение (во время беседы и вне нее); применялась также стандартная методика первичного интервью Н. Пезешкиана; использовались и следующие диагностические методики: а) методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН); б) опросник личностной тревожности Ж. Тейлор; в) характерологический опросник К. Леонгарда; г) опросник уровня субъективного контроля (УСК); д) опросник структуры темперамента (ОСТ); е) опросник самоактуализации личности (САМОАЛ); ж) стандартизированный опросник Э. Шостром. Шесть первых методик разбиты на 2 группы: 1) «методики психического состояния» (САН, личностной тревожности Ж. Тейлор, характерологических особенностей К. Леонгарда, ОСТ (шкалы «предметного мира»)); 2) «методики самопонимания и взаимодействия с социальным миром» (УСК, САМОАЛ, ОСТ (социальные шкалы)).

Для оценки значимости различий применялись непараметрический критерий Манна — Уитни и критерий Колмогорова — Смирнова. Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (SPSS).

В результате исследования выявлены различия между 2-мя группами беременных женщин с разным хронологическим возрастом. Качественный анализ результатов показал, что респондентки 1-й группы — в основном несамоактуализирующиеся личности (низкие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), межличностных отношений (Им), производственных отношений (Ип), в области здоровья (Из), эргичности социальной (СЭР), темпа социального (СТ), пластичности социальной (СП), высокие значения по шкале социальной эмоциональной чувствительности (СЭМ)), а респондентки 2-й группы — в основном самоактуализирующиеся личности (высокие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, Ио, Ид, Ин, Ис, Им, Ип, Из, СЭР, СТ, СП, низкие значения по шкале СЭМ). Различия обнаружены и с помощью методов математической статистики (по критерию Манна — Уитни, относящемуся к методам непараметрической статистики, не требующему проверять выборки на нормальное распределение, уровень значимости <0,05). Следовательно, выявлены значимые различия между группами по указанным выше параметрам. Таким образом, преимущественная несамоактуализированность респонденток 1-й группы и самоактуализированность респонденток 2-й группы доказаны и качественно, и статистически. Однако в 1-й группе выявлены и 4 самоактуализирующиеся женщины («почти самоактуализирующиеся»), а в группе женщин в возрасте от 40 до 44 лет выявлены 4 несамоактуализирующиеся, т. е. 1-я и 2-я группы не являются однородными.

Остановимся теперь на психических характеристиках, которые мы получили с помощью методик, условно названных нами методиками психического состояния. Несмотря на то, что плохое самочувствие отмечается у респонденток обеих групп, по критерию Манна — Уитни между 2-мя группами статистически значимое различие по этому параметру выявлено, а по критерию Колмогорова — Смирнова — нет. Полученные эмпирические данные не позволяют утверждать, что между 2-мя группами существуют надежные различия по шкале самочувствия.

Также и по шкалам активности и настроения методики САН различий между 2-мя группами беременных женщин не выявлено. Низкая активность наблюдается у респонденток обеих групп; у респонденток каждой группы может наблюдаться как плохое, так и хорошее настроение.

По шкале личностной тревожности выявлены ее высокий уровень у респонденток 1-й группы и низкий уровень у респонденток 2-й группы; различие статически значимо.

Результаты эмпирического исследования:

  • Респондентки 1-й группы (в возрасте от 20 до 30 лет) — в основном несамоактуализирующиеся личности: тревожны, не ответственны по всему многомерному профилю (даже по отношению к здоровью) локуса контроля, боятся социальных контактов, имеют узкий набор коммуникативных программ, не активны при взаимодействии с предметным миром, на момент обследования у них выявлены плохое самочувствие, низкая активность, у половины группы — хорошее настроение, у другой половины — плохое. Кроме того, в этой группе выявлены респондентки, у которых есть некоторая тенденция к самоактуализации; у них выше показатели по УСК и по шкалам ОСТ, однако уровень тревожности такой же высокий, как и у других респонденток данной группы.
  • Респондентки 2-й группы (возраст от 40 до 44 лет) — в основном (21 из обследованных 25 беременных женщин) самоактуализирующиеся личности: не тревожны, ответственны по всему многомерному профилю локуса контроля, не боятся социальных контактов, умеют в них вступать, активны при взаимодействии с предметным миром; на момент обследования у них выявлены плохое самочувствие, низкая активность, как хорошее, так и плохое настроение. 2-я группа респонденток не является однородной. Среди них выявлены 4 респондентки, которые не являются самоактуализирующимися личностями; у них низкие показатели по УСК и шкалам ОСТ; фактически их результаты совпадают с результатами респонденток 1-й группы; выявлены высокий уровень личностной тревожности и высокие показатели тревожности при взаимодействии с миром предметным и миром социальным (по шкалам ОСТ).
  • Исследуемое психическое состояние беременной женщины зависит от того, является она актуализирующейся личностью или нет.

Выводы

1. В проведенном исследовании по результатам анализа релевантной научной литературы рассмотрены следующие направления развития личности женщины в период ее беременности: 1) развитие «здоровое» (предполагает значимые перестройки ценностно-смысловых ориентаций личности, обусловленные актуализацией процессов личностного самоопределения); 2) «адаптивное» развитие (предполагает реализацию модели совладающего поведения, освобождающего женщину от трудного процесса личностной перестройки и самодетерминации); 3) выход из состояния беременности (осознанное принятие решения об аборте — женщина в ситуации кризиса своей идентичности принимает решение прервать беременность, чтобы не перестраивать кардинально свою жизнь, себя).

В адаптивном развитии выделены 3 варианта: а) успешное адаптивное развитие, заканчивающееся адаптацией (физической, психической, социальной); б) болезненно адаптивное развитие в период беременности (появление, обострение психических, физических заболеваний); в) дезадаптивное развитие, выражающееся в невынашивании беременности (спонтанный аборт).

2. В период беременности женщина имеет шанс приобрести многие черты, свойственные самоактуализирующимся личностям, что будет свидетельствовать о ее здоровом развитии в этот период. Самоактуализирующиеся беременные женщины, по результатам проведенного нами эмпирического исследования, статистически значимо отличаются от несамоактуализирующихся по показателям: а) тревожности (имеют низкий уровень личностной тревожности); б) активности (имеют высокую активность при взаимодействии с предметным и социальным миром, успешно самореализуются). При этом, как и несамоактуализирующиеся беременные, они могут иметь как плохое, так и хорошее самочувствие, а также как плохое, так и хорошее настроение (приблизительно в равных пропорциях).

Ряд беременных женщин (14 из 50), отнесенных к группе самоактуализирующихся, имели пиковые переживания, 3-е из них чувствовали себя в период беременности абсолютно счастливыми (поскольку такое эмоциональное состояние имело значительную длительность, уместнее говорить о плато-переживаниях). По результатам проведенного нами теоретического анализа, потребность в продолжении рода может быть отнесена как к базовым потребностям женщины, так и к метапотребностям (в классификации А. Маслоу); ее можно отнести и к особой форме проявления потребности в самореализации. Удовлетворение этой потребности может приводить самоактуализирующуюся беременную женщину к метаудовольствию, переживанию высшего уровня счастья.

3. Гипотеза, что самоактуализация встречается только у беременных, достигших зрелого возраста (обследованы 2 группы беременных женщин: «молодые» в возрасте от 20 до 30 лет, и «старорожающие» в возрасте от 40 до 44 лет; и тем и другим предстояли первые в их жизни роды), не подтвердилась: как в группе «молодых», так и в группе «старорожающих» встречались как самоактуализирующиеся, так и несамоактуализирующиеся личности, хотя во 2-й группе их было значительно больше. На самоактуализации в период беременности, по полученным нами данным, сказывается не столько хронологический возраст женщины, сколько ее безоговорочное принятие своей беременности, радостное ожидание материнства, безусловное принятие своего будущего ребенка.

Таким образом, психологическое сопровождение беременных женщин должно предполагать в качестве своей мишени личностный рост женщины, развитие в направлении самореализации, что будет сказываться на качестве ее жизни.

Психология беременности и материнства

Позитивный настрой и преодоление страхов во время беременности, психологическая гигиена и самочувствие женщины.

Как гормоны влияют на организм будущей мамы

Чтобы разобраться с эмоциями беременной женщины, важно понять, от чего они зависят.

  • Хорионический гонадотропин (ХГ, ХГЧ) — это гормон, который начинает вырабатываться сразу же после имплантации эмбриона, то есть на 6 – 8-й день после оплодотворения яйцеклетки. Его резкий всплеск говорит о факте зачатия, а повышение уровня со временем — о том, что беременность развивается благополучно. Этот гормон словно сообщает организму, что теперь ему нужно позаботиться о будущем малыше, и тем самым меняет работу многих его систем: прекращается ежемесячный цикл вызревания яйцеклеток, а устойчивость к стрессу повышается. И хотя механизм появления утренней тошноты точно врачам не известен, некоторые связывают ее именно с этим гормоном.
  • Второй важный гормон для беременной женщины — прогестерон. Его выработка позволяет мышцам матки оставаться в расслабленном состоянии, а телу — не отторгать ДНК нового организма. Однако этот гормон расслабляет и остальные мускулы, что приводит к понижению давления, возможным головокружениям, а также появлению изжоги, рефлюкса, повышенному газообразованию, тошноте и другим симптомам. Также прогестерон может вызвать избыточный рост волос на теле.
  • Повышается и уровень эстрогена. Он важен для развития плода и способствует тому, чтобы матка отвечала на влияние окситоцина — другого важного гормона. Возросший уровень эстрогена приводит к появлению сосудистых «звездочек» и пигментных пятен, тошноте, повышает аппетит, а еще именно он отвечает за нежную красоту беременных — когда о них говорят, что они словно светятся.
  • Окситоцин по мере развития беременности способствует выделению сосками молока и растягиванию шейки матки.
  • Пролактин помогает организму выделять молоко и оказывает успокаивающее воздействие на будущую маму.
  • Релаксин готовит организм к родам, помогая нужным тканям растягиваться, что приводит к тому, что все суставы организма во время беременности становятся более подвижными, также возможно появление болезненных ощущений, жжения, нередко женщина начинает чувствовать себя неуклюжей.

Теперь, когда вы понимаете, как сложно устроен гормональный коктейль в крови будущей мамы, легко осознать, что скачки в вашем настроении — это естественное проявление слаженной работы всех систем вашего организма. Так что ругать себя за них не стоит.

Как перестать стремиться к «идеальной» беременности

Хотим мы того или нет, но в обществе существует устойчивое представление о том, какой должна быть беременность. Согласно ему, улыбающаяся, полная энергии будущая мама тщательно следит за своим здоровьем, правильно питается, успевает ежедневно дышать свежим воздухом, ходить на курсы подготовки к родам, в бассейн и на йогу для беременных. При этом она активно работает до самого декрета, добиваясь успеха. Дома у такой мамы всегда идеальная чистота, на плите готовятся здоровые сбалансированные блюда, а в сумочке лежит план будущих родов.

Читать статью  Третье кесарево: страхи, опасения, особенности исполнения. Магазин Детка дает полезные советы мамам

Но реальность выглядит не так. Даже если все в порядке, беременную могут беспокоить газы, одышка, проблемы с кожей, ломота в суставах, боль в спине и отвращение при одной мысли о гимнастике, бассейне или прогулке в парке… И вот уже будущая мама чувствует себя «неправильной», не способной справиться с тем, что всеми вокруг считается самым естественным состоянием женщины, ее предназначением и главным смыслом жизни. Мысли о не вписывающейся в «идеал» беременности — дорога к разочарованию в себе и депрессии.

Есть и другая крайность. Игнорируя собственные желания, потребности и сигналы организма, некоторые будущие мамы стараются сделать все, чтобы их беременность казалась благополучной. В это время, когда главным ее стремлением должно стать желание расслабиться и ощутить гармонию, женщина доводит себя до стресса.

Она досконально изучает все справочные материалы, тратит много времени на поиски самого лучшего, самого современного бандажа, неустанно анализирует собственный рацион, взвешивается и контролирует питание, сдает анализы строго в срок, спорит с медиками по поводу марок разных витаминов, изучает всех акушеров города, прописывает план родов с научным обоснованием каждого этапа, посещает занятия сразу в двух школах по подготовке к родам (чтобы ничего не упустить), прослушивает классическую музыку по расписанию, заранее исследует разные методики раннего развития. Стоит ли так поступать? Рано или поздно силы кончатся, и как раз в тот самый момент, когда они будут очень нужны.

Как преодолеть завышенные требования к себе

Беременность — время разобраться с тревожностью, научиться снимать с себя груз личной ответственности.

Ищем душевное равновесие

Беременность — это сложный процесс. Основные метаморфозы скрываются в глубине и нам не видны. В попытках все контролировать женщина тратит много усилий и расходует впустую массу энергии вместо того, чтобы успокоиться, обрести равновесие и опираться на него. Сейчас вам нужно найти и сохранить состояние, в котором вы уравновешенны, спокойны, чувствуете саму себя, внимательно и дружелюбно относитесь к себе.

Не бывает эталонной беременности, но бывают разнообразные и уникальные. Каждая из них отражает ту жизненную историю, которая стоит за женщиной. Пытаться подогнать собственную, единственную в своем роде историю под навязанный кем-то образ — означает не прожить по-настоящему свою беременность, ограничить себя подделкой, имитирующей ее. Прислушайтесь к тому, как ваша личность, с накопленным опытом всего пережитого, раскрывается в новом для вас состоянии. Беременность — это в большей степени погружение в себя, чем социальная активность.

Беременность и роды, как бы тщательно вы к ним ни готовились, все равно редко складываются так, как вы запланировали. Тут все будет происходить само собой, и контролировать этот процесс невозможно. Поэтому стоит снять с себя лишнюю ответственность и просто жить, ожидая счастливого момента встречи с малышом.

Ищите во всем простые и проверенные варианты. Молочные продукты «Агуша», часть из которых будущие мамы бесплатно получают на молочных кухнях, позволят не беспокоиться о том, как обеспечить себя питанием с достаточным количеством кальция. Вы можете быть уверены в безопасности, высоком качестве и полезных свойствах молочных продуктов «Агуша».

Как создать доверительные отношения с акушером-гинекологом

Чтобы вы могли ощущать психологический комфорт, вашу беременность должен вести человек, которому вы доверяете. Если у вас есть доктор, спросите себя:

  • приятно ли вам общаться с вашим врачом? с каким настроением вы выходите из кабинета?
  • отвечает ли врач подробно и понятно на все ваши вопросы?
  • готов ли ваш доктор быть на связи с вами, дает ли он вам свой номер мобильного телефона? Конечно, он не обязан так поступать. Но ответственные врачи все же всегда заботятся о пациентах и готовы в исключительном случае коротко пообщаться даже в нерабочее время;
  • уважает ли вас врач?
  • будет ли он внимательно слушать ваши вопросы? будет ли он бережен и аккуратен с вашими чувствами?

Доверие к доктору может складываться из нескольких аспектов.

  • Пожалуй, первое и самое главное — у него за плечами должна быть профессиональная история ведения беременности и благополучных родов. Возможно, вам его кто-то порекомендовал.
  • Он не жалеет времени, чтобы ответить на все ваши вопросы.
  • Он тщательно собирает анамнез, чтобы исключить возможные осложнения.
  • Если возникают проблемы, он честно обсуждает с вами плюсы и минусы каждого способа их преодолеть, но окончательное решение принимает сам. Хороший врач не позволит себе оставить вас без анализов, если вам не хочется их сдавать, и не будет выписывать более дешевое лекарство, если оно неэффективно. И наоборот, он не будет рекламно продвигать более сложное и дорогое, если к нему у вас нет достаточных показаний.
  • Он сотрудничает с другими врачами в клинике, которые подменяют его во время выходных, отпусков и больничных. Сотрудничает — значит знает, кому и как передаст вашу карту на время своего отсутствия.
  • Он уверен в себе и в своих методах.
  • Он не обвиняет вас, если вы что-то сделали неправильно.
  • Он делает все, чтобы поддерживать в вас положительный настрой.

Доктор должен нас оберегать, утешать и поддерживать. Поскольку вы ждете от врача честности, то для построения доверительного контакта с доктором важно, чтобы со своей стороны вы тоже были максимально откровенны. Если есть что-то, что вызывает стыд и смущение, это все равно важно озвучить — перенесенные болезни, аборты и другие обстоятельства вашей жизни, которые хотелось бы забыть.

Кроме этого, важно сразу говорить, если что-то в поведении доктора вас смущает или задевает. Например: «Не могли бы вы называть меня по имени, когда даете указания медсестре?» Если вы видите, что доктор без неуместной реакции корректирует свое поведение для вас, — это хороший знак. Если же нет, то надолго в этом кабинете задерживаться не стоит.

Правила психологической гигиены

В период ожидания малыша будущая мама слышит вокруг множество советов, ей рассказывают истории о беременности и родах, зачастую навязывая свое мнение. При общении с подругами, родственниками, в очереди в консультацию, в интернете она выслушивает разные точки зрения. Это общение иногда вызывает тревогу, будущая мама думает о беременности слишком много, а количество страхов вовсе не уменьшается. Что можно сделать, чтобы с этим справиться?

  • Принять свои страхи и тревоги как данность. Любое чувство уйдет, если не бороться с ним, а просто спокойно пережить. Чем больше вы беспокоитесь, тем хуже: хронический стресс негативно влияет на ваше состояние и на самочувствие малыша.
  • Найти для себя физическую нагрузку, которая вам действительно подходит, приятна, доставляет удовольствие и отвлекает.
  • Реализовываться в творчестве и хобби. Смотрите на красивое, думайте о красивом.
  • Ограничить общение с теми, кто портит вам настроение и пугает неприятными рассказами. Пусть рядом с вами будут люди, которые вас поддерживают.
  • Познакомиться со спокойной, уверенной в себе мамой, которая с позиций личного опыта может иногда что-то подсказать, ободрить, поддержать.
  • Записаться к психологу, желательно по рекомендации человека, которому вы доверяете.

Будьте счастливы и расслаблены, радуйтесь беременности и изменениям, которые с вами происходят.

Как преодолеть страх родов

Роды — это естественная часть жизни. Через них проходит каждый, появляясь на свет. Через них проходит женщина, давая жизнь своему малышу. Почему этот природный нормальный акт вызывает страх? Потому, что у будущей мамы нет достаточного количества информации, зато много переживаний, тревоги и страха перемен. Разберем, что можно противопоставить каждому из этих состояний.

Постарайтесь узнать все, что вас интересует, из достоверных источников, к числу которых относятся проверенные сайты, качественные книги о беременности и родах, консультации специалистов, курсы подготовки к родам. Не стоит читать истории в интернете, доверять рассказам подружек.

На смену беспомощности придет готовность и спокойствие.

Учащение схваток — сигнал того, что процесс идет так, как надо. Схватка — это всего лишь напряжение мышц. Знание — сила, а во время родов силы очень и очень нужны.

Вам поможет осведомленность о современных методах анестезии. Поговорите со своим врачом, задайте ему все вопросы, поделитесь сомнениями.

Осознаем совместность усилий во время родов

Многие женщины беспокоятся о том, что сам момент родов им придется переживать без поддержки близких. Но стоит вспомнить, что в этом процессе есть еще один полноправный участник, который выполняет очень важную и сложную часть работы. Эти усилия даются ему с большим трудом, он очень устает и делает все, чтобы вам помочь. Это — ваш ребенок. Двигаясь по родовым путям, он дважды меняет положение, приспосабливаясь к особенностям своего первого маршрута. Так что этот процесс вы проходите вместе с самым близким человеком.

Берем на себя ответственность

Чтобы перестать бояться родов, нужно признать, что жизнь действительно поменяется. Это принесет вам облегчение: теперь вместо того, чтобы бояться перемен, вы признаете их данность.

Материнство — это новая жизнь, и она начинается родами. В этот момент вы становитесь мамой — ответственной и заботливой. И тогда в родах будет меньше осложнений, напряжение спадет, силы будут расходоваться не на тревоги, а на потуги и помощь малышу в родовом процессе.

Психологическое равновесие в каждом триместре

Первый триместр — это период привыкания к нарастающим внутри вас изменениям. Обычный для вас способ восприятия мира и себя в нем стремительно меняется. Вкусы, ощущения, самочувствие, настроение — кажется, что не осталось ничего привычного, и приходится заново открывать способы почувствовать себя хорошо.

  • Основная задача первого триместра — это поиск точки равновесия, исследование состояния, в котором вам будет удобно, спокойно, надежно.
  • В это время имеет смысл немного замедлить свой темп и больше вовлекаться в процессы, которые приносят вам радость.
  • А вот постоянно прислушиваться к себе, наоборот, тактика опасная, потому что в первые 3 месяца беременности тревога вспыхивает по любому поводу, а справиться со страхом на фоне гормональных скачков и дурного самочувствия может быть нелегко.

Итак, первый триместр — это поиск равновесия на фоне изменений.Второй триместр — это время, когда живот еще не сильно мешает, первые неудобства уже прошли и, в принципе, сил довольно много.

  • Можно затеять какой-нибудь небольшой проект: путешествие, перестановку мебели (руками близких, конечно) или еще что-нибудь, что вам будет интересно. В это время становится проще получать от беременности удовольствие.
  • А еще это пора ожидания радостных перемен и период, в котором наблюдать за собой может быть интереснее, чем включаться во что-то внешнее.
  • Первые шевеления малыша приносят огромную радость и открывают возможность выстраивать с ним особые отношения — поглаживать его, петь ему песни, рассказывать сказки, вместе с ним ходить на концерты симфонической музыки и дарить ему длинные прогулки.
  • Второй триместр — это время узнавания себя в новой ипостаси будущей мамы, и техника безопасности в этот период связана с заботой о том, чтобы беременность была психологически принята и поддержана вашим окружением. Если среди близких есть человек, который сомневается в вашей способности и готовности быть лучшей на свете мамой своему малышу, стоит прекратить общение с ним.

Третий триместр — это время терпения. Беременность длится уже достаточно долго, чтобы перестать удивлять и начать утомлять. Особенно это проявляется в последние 5 недель, когда становится не очень удобно сидеть, лежать, появляются серьезные ограничения в подвижности.

  • Самое время начать заботиться о своем комфорте на оставшийся период беременности и первое время после родов. Все ли удобно расположено на кухне? Так ли важно гладить одежду? Не сменить ли пылесос? Достаточно ли увлажнен воздух в комнатах? Именно сейчас нужно окончательно решить проблему с капающими кранами, криво висящими шкафчиками и т. д.
  • Кроме того, пора организовать круг поддержки и наладить гармоничное взаимодействие с теми, кто будет помогать вам с малышом после родов. Можно перераспределить обязанности по дому и сместить рабочие графики ваших «опорных» близких так, чтобы у вас была возможность просить о помощи и получать ее.
  • Третий триместр — это время окончательного гнездования, и к его концу все должно быть как по нотам. Техника безопасности на этом этапе связана с построением удобного пространства, с заботой о том, кто вот-вот придет в вашу жизнь.
Читать статью  Медикаментозное прерывание малых сроков беременности | #02/04 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.

Переводим внимание на положительные стороны беременности

Беременность ассоциируется с токсикозом, отеками, очередями в женских консультациях, мешковатой одеждой, неуместными вопросами со стороны окружающих и частыми походами в туалет. Можно ли прожить это время как-то иначе? Есть ли какие-то особенные удовольствия в том, чтобы быть беременной? Конечно!

  • Сейчас происходят грандиозные изменения в теле, и в связи с этим появляются особенные привычки и потребности. Их удовлетворение может приносить удовольствие. Например, дневной сон, просмотр романтических комедий или вдруг проснувшаяся страсть к выпеканию кексов.
  • У многих женщин появляется особенная страсть к гнездованию. И в этом направлении за девять месяцев можно столько всего успеть! Начать и закончить обучение (что в обычное время кажется фантастикой), переехать, научиться вязать, расписывать мебель, рисовать маслом, шить кукол… Беременность дает силы и вдохновение для творчества, особенно если оно носит прикладной характер и готовит ваше гнездо к появлению малыша.
  • У женщин во время беременности появляется особая плавность в движениях: будущая мама незаметно для самой себя начинает аккуратно и гладко двигаться, чтобы не потревожить драгоценность, сосудом для которой она является. Постепенно меняются центр тяжести и очертания тела, манера движения. В силу этого беременность — время, созданное для работы с телом, для танцев, для песен, для массажа, ароматерапии.

Какой настрой поможет наслаждаться изменениями на все 100 %?Можно стремиться заработать больше денег до декретного отпуска и прочитать все книжки по материнству, но труднее всего многим будущим мамам дается проявление заботы о себе и внимания к своим потребностям.

Психологические особенности беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лустин С. И., Щука Е. А.

Поведенческие эмоциональные отклонения у беременных женщин, ведущие к развитию послеродовых невротических расстройств

Индивидуально-психологические особенности женщин с различными типами нарушения репродуктивной функции

Текст научной работы на тему «Психологические особенности беременных женщин»

1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. — М., 2004.

2. Кречетников К. Г. Проектирование образовательной среды как основа информационных технологий в вузе. — М.: Госкоопцентр, 2002.

3. Инновации в образовании: журн. — 2012. — 2013.

4. Лосев К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: дис. . д-ра экон. наук. — СПб., 2013.

5. Методическое проектирование: метод. пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов. — 3-е изд., испр. и доп. — ДМУП «Информационный центр», 2012.

6. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: моногр. / под ред. М.М. Левиной. — М., 2002.

7. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: авто-реф. . д-ра пед. наук. — Ярославль, 2003.

8. Пахомова Н.Ю., Дмитриева И.В., Пухова Л.В. и др. Учебное проектирование. -СПб.; М., 2010.

9. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. — М., 2012.

10. Попов Ю.И. Управление проектами: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений. — М.: ИНФРА, 2008.

11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999.

12. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология: учеб. пособие. — М.: Пед. о-во России, 2002.

13. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. -2002. — № 6. — С. 8-14.

С. И. Лустин, Е. А. Щука Психологические особенности беременных женщин

Беременность вызывает глубокую перестройку организма женщины, затрагивающую как физиологическую, так и психологическую сферы.

Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, сензитивность, мнительность, астеничность, снижающая активность личности, неадекватная самооценка [1; 7]. В психологии беременности для прогнозирования поведения и проектирования психологического вмешательства выделяются типологические различия отношения женщин к беременности: адекватный, тревожный,

эифорическии, игнорирующие амбивалентный, отвергающий. Для адекватного типа характерно отсутствие сильных и длительных отрицательных эмоциональных переживаний. Тревожный тип связан со страхами, беспокойством, депрессивным состоянием, особенно в первые три месяца беременности. При эйфорическом типе все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, отсут-

ствие дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Игнорирующий тип проявляется в поздней идентификации беременности, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. При амбивалентном типе общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности и родов. Для отвергающего типа характерны тревоги и резкие отрицательные эмоции

Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых аспектов, связанных с беременностью, родами, развитием ребенка. Еще одной из причин возникновения тревоги может являться чувство одиночества беременной, непохожести на других женщин, субъективное отсутствие понимания. Исследованиями многих авторов показано, что частое состояние тревоги неблагоприятно сказывается на течение беременности и развитии плода.

Развитие неблагоприятных психических состояний может привести к нарушению механизмов преодоления стрессовых и вообще кризисных ситуаций. Несформированность адаптационных механизмов ведет к невротическим или психосоматическим формам реагирования, что может проявиться в нарушении репродуктивной функции. Повышенная тревожность, психическая истощенность, утомляемость и эмоциональный стресс у беременных, особенно при патологии беременности, способствуют формированию недостаточного характера вегетативного обеспечения, в стрессовых переживаниях они склонны к чрезмерным страстям и порывам, к неадекватным реакциям на действительность, что способствует неуверенности в себе и низкой самооценке. Эти женщины в меньшей степени способны вести активный поиск нового опыта, в меньшей степени терпимы к неконтролируемому и непривычному опыту.

Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние. Очень важно во время беременности выяснить вопросы, которые волнуют беременную, и ее отношение к предстоящим родам.

Беременность женщин, столкнувшихся с патологическим ее течением, включается в круг ситуаций, вызывающих сильное беспокойство, стресс. Такие женщины ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство во время вынашивания ребенка. Они считают, что состояние уверенности в себе до-

стижимо только после рождения ребенка, в отличие от беременных с нормальным протеканием беременности. В случае переживания хронического стресса, вызванного психотравмирующей ситуацией, у этих женщин формируются различные невротические расстройства, выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем, соматизация [1].

Во время беременности происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к миру, происходит трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях [2; 5].

Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие — все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического криза. Как известно, при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, оказывающего глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности. При надпорого-вом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития доминанты, что приводит к нарушению регуляции гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности. Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо рассматривать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности [8].

Важную роль в возникновении токсикозов, невротических расстройств, а также угрозы невынашивания и преждевременных родов, в период беременности играют психологические факторы. Поэтому в психологии саму ситуацию беременности и материнства рассматривают как кризисную, требующую адаптации к беременности как физиологическому и психосоматическому состоянию, и адаптации к материнству как принятию роли матери и материнской позиции, женщина учится воспринимать будущего ребенка, соотнося свои потребности с фактом его существования [3]. Адаптация может осложняться стрессовыми факторами (возникающие осложнения в течение беременности, отношения с близкими и т. п.) и фрустрирующими факторами (не оправданы ожидания, связанные с появлением ребенка, необходимость отказа от значимых целей, ущемление потребностей и т. п.).

Динамика психического здоровья женщины в период беременности отражает функционирование системы взаимодействия матери и ребенка

и опосредована способностью женщины к пересмотру и изменению своих жизненных целей в соответствии с целями будущего ребенка. Каждый раз способ переживания стрессовой ситуации и стратегия адаптации к ней будет зависеть от личностных особенностей женщины и от того, насколько фрустрирующими для нее окажутся все составляющие ситуации беременности и материнства [4].

Состояние беременности — это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности — время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Это одновременно и общность, и дифференциация собственного я и объекта «внутри меня». Прохождение процессов дифференциации необходимо для становления материнства и развития раннего диалога с ребенком. В противном случае соматическое состояние беременности будет замещать осознание себя матерью [6].

Принятие своей телесности является важной задачей психотерапии во время беременности. Иногда беременность — это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование формированием материнской сферы — это становление женской зрелости, следующим этапом которой является развитие материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком [9].

Можно сделать вывод, что беременные женщины, находящиеся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре нуждаются в специализированной психологической помощи, которая чаще всего заключается в психокоррекции и психотерапии нарушений аффективной сферы, среди которых ведущими являются невротические расстройства и тенденции к депрессивным состояниям.

1. Азарных Т.Д., Тартышников И. И. Психическое здоровье. — М., 2008. — 111 с.

2. Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности. -СПб., 2007. — 28 с.

3. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. — 2006. — Т. 2. — Вып. 4. — С. 69-70.

4. Захаров А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Перинатальная психология и родовспоможение. — СПб.: Питер, 2007. — С. 30-45 с.

5. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. — 2007. — № 3. — С. 29-33.

7. Леус Т. В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. — М., 2005. — 289 с.

8. Менделевич В.Д. Клиническая психология. — Казань, 2008. — 587 с.

9. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / пер. с англ. — СПб., 1997. — 195 с.

Источник https://www.psymama.ru/biblioteka/stati/psihologiya-beremennosti-i-rodov/beremennost-kak-period-psihologicheskoj-transformatsii

Источник https://agulife.ru/calendopedia/beremennost-i-psihologiya-budushei-mamy

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-beremennyh-zhenschin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *