Рефлексия как условие саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОАНАЛИЗ / САМООЦЕНКА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / REFLECTION ACTIVITIES / SELF-AWARENESS / SELF-KNOWLEDGE / SELF-ANALYSIS / SELF-ESTEEM / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Ольга Викторовна, Эннс Елена Александровна

В статье рассмотрена рефлексивная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки как одно из условий их личностного и профессионального саморазвития.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Ольга Викторовна, Эннс Елена Александровна

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности

Reflection as a condition of personal self-development

The article considers the reflection activities of students in the process of vocational training as a condition of their personal and professional self-development.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как условие саморазвития личности»

Бережнова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Железноводске

Эннс Елена Александровна

старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии Пятигорского государственного университета

РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Berezhnova Olga Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Preschool and Primary Education Department, Zheleznovodsk branch of Stavropol State Teachers’ Training Institute

Enns Elena Aleksandrovna

General and Educational Psychology Department, Pyatigorsk State University.

REFLECTION AS A CONDITION OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

В статье рассмотрена рефлексивная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки как одно из условий их личностного и профессионального саморазвития.

рефлексивная деятельность, самосознание, самопознание, самоанализ, самооценка, саморазвитие личности.

The article considers the reflection activities of students in the process of vocational training as a condition of their personal and professional self-development.

reflection activities, self-awareness, self-knowledge, self-analysis, self-esteem, personal self-development.

В современных психологических научных исследованиях рефлексия рассматривается как качество личности, представления личности о себе, способ присвоения общественно значимых ценностей, самосознание — как ядро личности. Рефлексия всегда имеет синтезирующую роль и позволяет расширить границы личности. Среди выдвигаемых идей гуманитаризации, фундаментализа-ции, регионализации образования, педагогической деятельности как взаимодействия субъектов педагогического процесса наиболее значимой представляется идея, ориентированная на личностное саморазвитие обучающихся и обучающих на основе их рефлексивной деятельности.

Понятие «рефлексия» означает обращение назад к основанию, отражение; существенное и принципиальное действие разума по возвращению к себе самому благодаря отражению от границы, полагаемой между ним и миром в процессе познания. По мнению Ю.М. Романенко, рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей. Рефлексируя условия и результаты познания внешнего мира, человек приходит к внутреннему самопознанию. Начальный момент действия рефлексии становится возможным при достижении такого предела измененных состояний (флексий) ума, когда он стремится возвратить и возобновить свою самотождественность и целостность в ситуациях изумления (удивления) перед вновь возникшими вещами. Благодаря рефлексии у человека возникает новый образ познанной вещи и в связи с этим появляется мысленный образ, или идея. Рефлексия является принципом внутреннего самодвижения в познавательной деятельности. Процесс рефлексии являет собой взаимоотражение познающего и познаваемого друг в друге, что приводит к творческому саморазвитию личности [1].

В отечественной науке истоки развития проблемы рефлексии отмечаются ссылкой на работы М.И. Сеченова, связанные с изучением рефлекторного принципа, где автор устанавливал главным признаком «я» самосознание. Он писал, что у человека с детства развиваются две формы «я»: «я»-чувствую и «я»-действую, которые образуют специфические «ряды личности».

Понятие рефлексии в широком смысле применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки — того, что можно назвать «мышлением о мышлении». Под рефлексивностью научного знания понимается его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования.

Вхождение рефлексии в научно-понятийный аппарат исследований обусловлено потребностями понимания роли и статуса данного образования, на которое обращалось внимание ученых (К.А. Абдульханова-Славская, Б.С. Братусь, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина,

А.В. Петровский, В.Н. Харькин и др.). А.Н. Леонтьев рассматривал рефлексию как качество, которое возникает в процессе самодвижения и самопознания личности. Он пытался проникнуть в таинственный центр личности «я», который осознается благодаря самопознанию самого себя в процессе деятельности и отношений. А.В. Петровский, изучая личность как субъект активности в жизнедеятельности других людей — «бытие-для-других», утверждал, что представление личности о себе рождается в процессе самоутверждения, социального признания, персонализации, в стремлении личности привнести свое «я» в сознание, чувства и волю других людей. Ученый утверждал, что в процессе акта персонализации личность открывает и утверждает «я», выявляет свои склонности, особенности, возможности. Данное положение доказывает возможность изучения рефлексивной деятельности как условия для саморазвития.

В смысловой концепции личности Б.С. Братуся, где рассматривались вопросы саморазвития, самоосуществления, отношения к другому как к самоценности и возможность самопроектирования будущего, утверждалась позиция о том, что представления личности о себе, ее способности оценивать нравственные поступки возможны лишь на фоне «разыгрывания репертуарных человеческих судеб». Эти позиции выступили в качестве теоретического положения о том, что деятельность преподавателя в процессе подготовки специалистов должна быть спроектирована как особый репертуар действий, событий, взаимоотношений в будущей деятельности специалиста, где каждый будет способен рефлексировать свое «я». В работе В.С. Мухиной развитие личности изучалось через присвоение общественно значимых ценностей. Она устанавливает зависимость между внутренней сущностью человека, его активностью, самоосуществлением и самоопределением [2].

Самоопределение личности связано с пересмотром концепции своего «я», изучением своего нового личностного образа. Развитие самости связано с глубинными структурами самосознания (я-концепция) как наше второе «я». Второе «я» постоянно сравнивает наше поведение с неким внутренним эталоном, образом и стремится, толкает первое «я» к нему, направляя поступки, анализируя последствия, регулируя дальнейшее поведение, руководствуясь той или иной установкой многоаспектного образа «я». Самосознание — ядро личности, поддерживающее равновесие, согласующее два «я», благодаря чему обеспечивается равновесие между индивидом и обществом. Путь к личности лежит через ее самосознание, а цель ее жизни связана с самоосуществлением, саморазвитием, самопознанием, самоопределением, которые базируются на ее внутренней активности — потребностях. Природа вложила в человека целостный механизм самостроительства и самоосуществления: цели развития — самоуважение, самоутверждение, самореализация и др.; средства развития — деятельность, врожденную активность; условия — социальную защищенность, любовь, уважение, признание, принятие; внутренние силы — удовольствие, радость и счастье. Развитие самосознания личности в контексте личностно ориентированного образования становится особым предметом изучения психологов и педагогов, так как выступает условием успешного обучения личности на различных ступенях образования, залогом ее счастливой жизни [3, p. 140].

Самосознание, по утверждению В.И. Слободчикова, является первым этапом становления рефлексивного сознания: «Рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности» [4]. Результатом самосознания и самопознания является выработка системы представлений о самом себе или об образе «я». Изучая особенности рефлексии в человеческой жизни, В.И. Слободчиков рассматривает феномен рефлексии как направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты. Автор утверждает, что рефлексия помогает человеку найти свой способ жизни. Определяя внешнюю и внутреннюю рефлексию, он говорит, что первая связана с продуктами коллективного сознания, а вторая — с ценностным осмыслением жизни. Для выпускника высшей школы весьма важно приобрести опыт осознания содержания своего «я» в коллективных взаимоотношениях, в сообществе студентов как будущих коллег и найти ценностное осмысление своей личной и профессиональной жизни. В своих работах В.И. Слободчиков выделяет синтезирующую рефлексию как самоопределяющую личность среди многих других, позволяющую снять противостояние субъекта и объекта, расширяющую сознание, обеспечивающую собственное личностное развитие.

В.П. Зинченко, изучая бытийный и рефлексивный слои сознания, пишет о том, что рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, в нем всегда определяются значения и смыслы чего-то: образа, действия, жизни. Мы можем констатировать, что в процессе профессиональной подготовки все возможности рефлексии в развитии и саморазвитии личности используются в меньшей степени, основное внимание направлено на расширение объемов памяти по усвоению содержания образовательной программы. Преподаватель высшей школы в процессе учебной деятельности должен создавать ситуацию поиска студентами смысла своей будущей деятельности. И.В. Абакумова справедливо замечает, что цели обучения должны содержать

смысловую сущность, помогать личности «входить в образ «я»», «выходить за пределы собственного «я»», «обретать себя». Смысловое развитие личности должно выступать, по мнению автора, смысловой глобальной целью образования, ориентировать личность на смысловое развитие и саморазвитие, а содержание образования должно содержать смысловой компонент. Современная дидактика ориентирована на ценностно-смысловое образование и определяет образовательный процесс как смысловую деятельность сознания, взаимно диалогизирующих смыслов, саморефлексии — рефлексии на собственные действия, на сверх «я», на «вхождение человека в «образ «я» через интеграцию смыслов культуры и идентификацию с ее ценностями. » [5]. Смысл, по мнению автора, выводит человека за пределы собственного «я», а образование обеспечивает вхождение в образ «я», т. е. обеспечивает саморазвитие личности к творчеству.

Читать статью  20 понятных книг по научной психологии для саморазвития — Что почитать на vc. ru

А.Г. Асмолов утверждает, что тенденцией современного образования является становление смысловой педагогики, которая организует процесс на основе понимания психологических механизмов, преобразования культуры в мир личности. Смысловая педагогика и психология являются весьма актуальными для подготовки бакалавров. Будущий специалист должен научиться рефлексировать свою деятельность, находить ее смысл и смысл собственного существования, которые позволят ему преобразовывать свой собственный внутренний мир, обретать свою неповторимость.

Понятие «рефлексия» на современном этапе развития науки, принявшей черты демократичности и гуманизма, начинает входить в круг философских, психологических и педагогических исследований как путь проблематизации, прояснения и нахождения нового знания. По своей сути рефлексия конституирует такую сферу познавательной деятельности субъекта, в которой все эпистемические феномены (абстракции, модели, теории и т. п.), обычно выступающие в четких выкристаллизовавшихся формах в качестве орудий познания, как бы подвергаются «размягчению», критическому разъятию на составляющие элементы.

Рефлексивная деятельность студентов может выступать условием саморазвития личности, показателем личностных и профессиональных ценностей и смыслов, определяющих культуру деятельности. Именно она побуждает студента самостоятельно творить, искать, изобретать, создавать или конструировать новый продукт, строить индивидуальный опыт, экспериментально проверять результаты, преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны в деятельности, прогнозировать саморазвитие. В этом процессе студент получает новый материал, на основе которого создаются оригинальные замыслы, идеи. На наш взгляд, рефлексивную деятельность можно рассматривать как один из путей модернизации образования. В процессе такой деятельности разворачиваются личностные смыслы получаемого образования, потребности саморазвития.

Рефлексивная деятельность, основанная на принципе сотрудничества, придает взаимодействию между преподавателями и студентами демократичность, открытость, гласность в принятии решений и оценке качества их совместной творческой работы.

С научной точки зрения сущность гуманистической модели образования проявляется в способности педагога оказывать педагогическую поддержку, которая невозможна без рефлексивной деятельности, в которой «.могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения» [6, с. 284]. На наш взгляд, именно рефлексивная деятельность в процессе подготовки будущего специалиста, целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста осуществляется в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты овладевают не только теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и постигают «азы научного творчества», осваивают приемы самообразования и самосовершенствования. Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач способствует активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению их профессиональной компетентности [7].

Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям. Они должны демонстрировать высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов. Именно педагог может обеспечить студентам путь к саморазвитию.

В системе профессиональной подготовки благодаря рефлексивной деятельности создаются условия для сближения «я»-реального, «я»-идеального, «я»-профессионального, тем самым обеспечивается целостное развитие и саморазвитие будущего специалиста. Рефлексивная деятельность является одним из путей осознания жизни и себя в ней, побуждающей человека к саморазвитию, утверждению своего «я» в жизнедеятельности и социуме.

Саморазвитие личности является мощным механизмом самодвижения, которое обеспечит специалисту конкурентоспособность на рынке труда и сделает его востребованным. Система высшего профессионального образования ориентирована на создание условий для развития рефлексии студентов как одного из путей саморазвития личности и модернизации образования в целом.

1. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1997.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006. 608 с.

3. РПуидта E.I., Taranenko O.N. Formation of psychological culture of the professional as criterion and level of its development // European Science Review. 2016. No. 1. P. 138-141.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2013. 360 с.

5. Абакумова И.В., Фоменко В.Т., Тельнова О.В. «Личность — образование — культура» как концептуальная триада современной педагогики. К методологии новодидактики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11, т. 2. С. 289-297.

6. Пилюгина Е.И., Тараненко О.Н. Прозорова С.А. Специфика диагностического исследования самооценки как механизма социально-психологической адаптации студента-мигранта в поликультурной среде вуза // Мир науки, культуры и образования. 2016. № 2 (57). С. 282-287.

7. Steier F. Research as self-reflexivity, self-reflexivity as social process // Research and Reflexivity / ed. by F. Steier. London, 1991.

Рефлексия как механизм самопознания

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)

Рефлексия— размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то

таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами

невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства

объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и

обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы

решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это

организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания

в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих

характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает

Читать статью  Студент как субъект саморазвития - Студенческий научный форум

смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты

самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает данное качество как свою сильную сторону;

-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости

от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,

определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более

целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания.

Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Рефлексия как механизм саморазвития

Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты

самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает данное качество как свою сильную сторону;

-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ

Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности?

Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой.

Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

К первой группе можно отнести барьеры:

-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;

-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;

-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе,

заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;

-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения.

Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.

Читать статью  Человечность как фактор саморазвития личности | Дефектология Проф

Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим собственным трудом их достигает.

Понятие о развитии

Понятие «развитие» является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как:

-фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений;

-объективно существующий факт;

-естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.;

-физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку);

-некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности

(применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.);

-ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития.

Рассмотрим подробнее проблему психического развития как объективный процесс.

Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Неслучайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок — как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных изменений психических свойств, процессов, состояний во времени, выражающихся в современных преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий и версий психического развития: натурализм, социоморфизм, куль-турализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм.

Относительно факторов психического развития существует несколько подходов.

Согласно биологизаторским представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными факторами, которые задают программу и вектор психическому развитию.

Социологизаторское направление акцент делает на социальной обусловленности развития человека (организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества).

В теории конвергенции (схождение двух факторов) развитие ребенка представляется как результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные, выполняют роль задатков. Необходимо отметить, что одни теории в большей степени, а другие — в меньшей игнорируют факт внутренней детерминации развития, хотя в отечественной психологии постоянно обращалось внимание на этот момент. Но внутренняя активность может быть только тогда понята в полном объеме, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса мы добавим саморазвитие, которое по определению не может осуществляться без субъекта жизнедеятельности.

Другой проблемой, обсуждаемой в психологии, стала проблема движущих сил психического развития и поиска его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия: между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка и др. В качестве закономерностей психического развития выступают: его неравномерность, пластичность, преемственность и др.

Особое внимание в самых различных школах и направлениях психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации. Согласно представителям отечественной психологии, каждый возрастной период может быть охарактеризован посредством понятий:

«социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологические новообразования».

Понятие социальная ситуация развития, согласно классику отечественной психологии Л. С. Выготскому, определяется как специфическая для каждого возраста система отношений субъекта с социальной действительностью, сочетания внешних и внутренних условий, отраженная в его переживаниях и реализуемая в деятельности совместно с другими людьми.

Она обусловливает образ жизни ребенка, социальное бытие, в обстановке которого Приобретаются новые свойства и качества, возникают психические новообразования.

Понятие ведущая деятельность было вьщвинуто А. Н.Леонтьевым и означает, что на каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность, в рамках которой формируются психика, основные новообразования. Смена ведущей деятельности — это переход от одного возрастного периода к другому.

Психологические новообразования это такие психологические особенности личности, которые приобретаются в данном возрасте и отличают его от других возрастных этапов. Например, наиболее важным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов, младшего школьного возраста — произвольность поведения, подросткового — чувство взрослости и т. п.

На основе использования этих понятий Д. Б. Элькониным была разработана самая популярная в отечественной психологии периодизация психического развития. Д.Б.Эльконин делит все детство на три большие эпохи: раннее детство, детстве и позднее детство. В каждой эпохе выделяются по два периода, а в каждом периоде — по две фазы. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность: младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно- эмоциональное общение; раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3 — 7 лет) — сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность; подростковый возраст (10— 15 лет) — общение; ранняя юность (15— 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность. Кроме того, все типы ведущих деятельностей были поделены на две большие группы по принципу: «ребенок —общественный взрослый» (непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра, общение) и «ребенок—общественный предмет» (предметно-манипулятивная деятельность, учебная и учебно-профессиональная). Развитие в рамках каждого периода характеризуется как стабильное, переходы же от периода к периоду и от эпохи к эпохе — как кризисные, переходные.

Из зарубежных периодизаций широкую известность получила периодизация Э.Эриксона (американского психолога). С точки зрения рассматриваемой нами проблемы саморазвития она представляет особый интерес, так как здесь внимание фиксируется в большей степени уже не на внешних, а на внутренних факторах, и вырисовывается не одна, а две линии развития — позитивная и негативная. Кроме того, предпринимается попытка дать периодизацию не только детского, но и всего развития человека. Основанием для выделения статей (их всего 8) является развитие идентичности, о которой мы говорили в предыдущем разделе, на каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти — по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери.

Интересен тот факт, что Э. Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому «начало возраста» — понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии.

Первая стадия — младенчество (0—1 —1,5 года). В этот период при благоприятном

исходе достигается базовое доверие к окружающему миру, надежда; при неблагоприятном исходе — недоверие, уход от общения и деятельности.

Вторая стадия — ранний возраст (1,5 — 4 года). Ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Рождаются либо автономия, воля, либо сомнение, стыд.

Третья стадия — детство (4 — 6 лет). Развивается способность к инициативе или чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность.

Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет). У ребенка наблюдается формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, в противном случае развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности.

Пятая стадия — отрочество (11 — 20 лет) .Перед человеком встает задача осознания себя и своего места в жизни, развивается чувство идентичности, либо идет процесс ее смещения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм.

Шестая стадия — молодость (21 — 25 лет). Переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшейся или несформировавшейся идентичности, как следствие этого — выбор между интимностью и изоляцией.

Седьмая стадия — зрелость (25 —50 —60 лет). Цель — решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством. Результат — преодоление противоречия между производительностью и застоем, поглощенностью собой; позитивными новообразованиями являются забота, милосердие, негативным — отверженность.

Восьмая стадия — старость (свыше 60 лет). Характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения. Позитивным достижением является мудрость, негативным — презрение, в том числе и к себе.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kak-uslovie-samorazvitiya-lichnosti

Источник https://studopedia.ru/11_214847_refleksiya-kak-mehanizm-samopoznaniya.html

Источник https://infopedia.su/15xf52.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *