Содержание
Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
В современном Российском образовании возрастает роль инновационных средств мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. В статье раскрываются основные подходы и принципы построения портфолио современного педагога
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Е.Н.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио
Текст научной работы на тему «Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного педагога»
Шестой признак состоит в наличии в технологии принципиального механизма, определяемого подходом. На наш взгляд, этот признак соотносится с признаком законосообразности [2]. Ведь механизм возникает не сам по себе, а строится с учетом различных процессов и их закономерностей, имеющих место в технологии. Технология есть не просто какая-то произвольная сумма компонентов, а их совокупность, выстроенная по определенному принципу или механизму изменения предмета. Соответственно для любого явления, называемого технологией, мы должны иметь определенный состав, упорядоченность, последовательность процессуальных моментов, ведущих к достижению цели. Каждый процессуальный момент технологии вносит свой «вклад» в достижение цели. Принципиальный механизм формирует системную, целостную и особенную интеграцию компонентов технологии.
Подход соответствует признаку концептуальности. Концептуальность трактуется как опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Подход: а) определяет общие ценностно-педагогические ориентации технологии — педагогические идеи и взгляды, которые реализует технология; б) формирует представления об объекте технологии; принципы, которые лежат в основе его структуры и функционирования; в) выделяет процессы, которые «задействованы» в данной технологии; задает контуры общего механизма технологии; формирует принципы, на которых механизм строится.
Наличие всех этих существенных признаков педагогической технологии в тех технологиях, которые осознаются и проектируются педагогами, характеризует об их технологическом (педагогическом) мастерстве.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
2. Сластенин В. Доминанта деятельности // Нар. образование. — 1997. -№ 9. — С. 41-42.
ПОРТФОЛИО КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Лицей № 3, г. Оренбург
В современном Российском образовании возрастает роль инновационных средств мониторинга уровня сформированности компетентно-
* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
стей и конкурентоспособности педагога. С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. В статье раскрываются основные подходы и принципы построения портфолио современного педагога
Ключевые слова портфолио, веб-портфолио, электронное портфолио.
Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя невозможно оценивать по формуле «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. Изменяются и средства мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. Актуальным на современном этапе образования становится использование портфолио как технологии, позволяющей объективно оценивать профессиональный и творческий рост учителя. С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя.
Как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале XXI веков эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России.
В переводе с французского это слово означает «излагать», «сформулировать», «нести», а также «лист», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского — «папка с документами», «папка специалиста» (словарь иностранных языков).
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.
Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют порт-фолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.
Внедрение школьного портфолио в России началось с приказа Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 № 4509/49 в котором была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. В этом документе содержались «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио, учащихся основной и полной средней школы».
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений, учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века — это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Внешнее портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен» [14, с. 15].
С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя.
Существуют различные подходы к определению понятия педагогического «портфолио».
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио — это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио (в широком смысле слова) — это способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения за определенный период времени [12, с. 93].
Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.
Рассматривая возможности расширения использования портфолио, можно отметить, что портфолио — инструмент, объединяющий различные направления экспериментальной работы:
— портфолио — наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору;
— портфолио отражает самооценку, самоанализ учителя, перспективы его дальнейшей деятельности, социальную практику;
— портфолио объединяет учащихся, педагогов и родителей, так как каждый из них заинтересован в том, чтобы показать рост ученика, его активность, его возможности и особенности;
— особая роль портфолио в его воспитательной функции в целом и в воспитании культуры предъявления себя, своих достижений в частности.
Отметим большой интерес к портфолио и признание его значимости, начиная с небольшой сельской школы и заканчивая лицеем в крупном городе. Также отмечается, что портфолио позволяет более эффективно строить работу с родителями, привлекая их в школу.
Цель Портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя [7, с. 5].
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.
В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в
коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений учителя. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
— проследить индивидуальный прогресс учителя
— оценить его достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля [13, с. 201].
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т.д.
В основе портфолио представляется тремя основными типами:
— Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
— Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
— Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и вне-учебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.
В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, про-
граммный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).
Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д. Учителя сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. В работе с портфолио учитель сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.
Актуальность проблемы применения портфолио обусловлена задачами улучшения качества подготовки и переподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной. На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.
Проблема заключается в том, что, несмотря на признание роли портфо-лио в оказании помощи учителям активизировать свою работу, недостаточно методических разработок по созданию портфолио.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности, при сформированных профессиональных компетентностях.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ. Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, в которых очевидно, как измеряются, оцениваются результаты.
В связи с массовым внедрением новых информационных технологий появляется возможность создания не только обычного традиционного порт-фолио-папки, но и веб-портфолио (электронного портфолио).
Веб-портфолио учителя — это веб-страница или веб-сайт, на котором отражаются результаты педагогической деятельности учителя, рост его профессиональных достижений. Гипертекстовая технология построения веб-ресурса позволяет легко и быстро перемещаться по портфолио. Коммуника-
тивная направленность веб-ресурсов позволяет осуществлять информационное взаимодействие с коллегами на базе своих учительских портфолио.
Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов.
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т.д.
Электронный портфолио — это ресурс, аккумулирующий образовательную продукцию учителя и отражающий рост его личных достижений.
Электронный портфолио учителя — это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т.д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.
Структура портфолио учителя.
1. Общие сведения об учителе:
— ФИО. Фамилия Имя и Отчество.
— Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.
— Трудовой и педагогический стаж работы.
— Награды, грамоты, благодарственные письма.
2. Результаты педагогической деятельности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя.
3. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
4. Внеурочная деятельность по предмету:
— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
— список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
— сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т.п.);
— программы работы кружков и факультативов;
5. Учебно-материальная база.
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
— список словарей и другой справочной литературы по предмету;
— список наглядных пособий;
— наличие технических средств обучения;
— аудио- и видеопособия;
— наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
— измерители качества обученности учащихся;
— другие документы по желанию учителя.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от особенностей педагога. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Современный учитель должен владеть информационной компетентностью, а, следовательно, навыками информационных технологий. Поэтому разработка электронного портфолио, позволяет не только наглядно отразить динамику профессионального развития, но и совершенствовать информационную компетентность педагога в процессе его создании средствами различных компьютерных программ.
Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т.д.
Электронное портфолио это, и технология управления качеством образовательного процесса, а также технологии развития профессиональной компетентности педагогов школы, решающая определённые задачи:
— создание особого образовательного ресурса для формирования свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;
— обеспечение организационной и информационно-методической поддержки учителя;
— реализация индивидуальной траектории профессионального развития учителя;
— демонстрация и распространение инновационного педагогического опыта;
— совершенствование профессионального мастерства учителя;
— непрерывное повышение квалификации учителя;
— расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности учителя.
С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой электронные портфолио позволят сформировать школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности, об уровне профессиональных компетентностей педагогов, а также скорректировать мероприятия научно-методического сопровождения процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения, развития и саморазвития профессионального мастерства учителей с учетом изменений и особенностей образовательного пространства. Роль современных технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие развития профессиональных компетентностей педагога.
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 72-75.
2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками / В.Н. Белкина — Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2000. — 160 с.
3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. — Псков: III ПИ им. С.М. Кирова, 2004. — 216 с.
4. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко // Педагогика. — 1998. — № 4. — 24 с.
5. Васильева Н.А. Роль электронного портфолио педагога в оценке и развитии профессиональной компетентности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://galinayurchenko.narod.ru/portfol.htm.
6. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. — 111 с.
7. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты / В.К. Загваздкин // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 4. — С. 5.
8. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова // Образование в современной школе. -2002. — № 5. — С. 23-27.
9. Кирьякова А.В. Технология «портфолио» в компетентностно-ориен-тированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова. — Оренбург: ОГУ, 2011. -112 с.
10. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания / Е.А. Коновалова // Практика административной работы в школе. -2005. — № 5. — С. 20-22.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
12. Новикова Т.Г. Портфолио в российской школе / Т.Г. Новикова, А.К. Прутченков, М.С. Пинская // Народное образование. — 2005. — № 1. -С. 15.
13. Перминова Л.М. Содержание образования с позиции самоидентификации личности / Л.М. Перминова // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 36-39.
14. Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций / Т.В. Разина // Ярославский психологический вестник. — 2001. — № 5.
15. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера / П.Е. Решетников. — М.: Владос, 2000. -301 с.
16. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 3-18.
17. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» / М.П. Черемных // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С. 25-27.
Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»
» Портфолио педагога как показатель его компетентности».
Цели: познакомить педагогов с правилами принципами создания портфолио; подробно разобрать структуру портфолио педагога; создать благоприятный психологический настрой у молодых специалистов в вопросе создания их профессионального портфолио.
Рассматриваемые вопросы в ходе семинара :
1. Погружение в проблему.
2. Определение понятия «портфолио».
3. Цели создания портфолио.
4. Виды портфолио.
5. Структура портфолио педагога.
6. Перечень нормативных документов.
7. Принципы создания электронного портфолио педагога.
1. Прежде чем приступать к составлению портфолио, педагог должен определить свое педагогическое кредо, которое «красной нитью» будет проходить в его профессиональной деятельности. Фото1
2. Определение понятия «портфолио».
Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.
Профессиональное портфолио воспитателя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма воспитателя. Этот документпоказывает уровень подготовленности педагога.
Портфолио воспитателя – это :
• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• средство самопрезентации и карьерного роста;
• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя;
• средство мониторинга и индивидуального прогресса;фото2
3. Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт : основание для аттестации педагогического работника. Фото3
.Виды портфолио :
Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)
Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)
Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)
Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)
Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)Фото4
5. Структура Портфолио :фото5,6,7
6. Перечень нормативных документов, которые входят в состав портфолио педагога :
• Семейный кодекс РФ
• Конвенция о правах ребёнка
• Закон об образовании (ТО)
• Федеральный компонент государственного стандарта
• Федеральный компонент государственного стандарта
• Должностные инструкции воспитателя (от 01.09.20__г.)
• Программы (примерные, авторские). Фото8
7. Портфолио педагога в наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими. Фото9
Консультация для педагогов «Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога» Одним из способов саморазвития педагога является — портфолио. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что.
Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО». В соответствии с концепцией.
Портфолио педагога ГАФУРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Дата рождения: 16.10.1981 Телефон: сотовый 89135335679 Образование: Средняя школа №44, г. Красноярск, 1999год.
Портфолио педагога Портфолио воспитателя МБДОУ КУрагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида — Захаровой Татьяны Валерьевны. В портфолио представлен.
Портфолио педагога Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№93 Портфолио профессиональной деятельности.
Портфолио педагога Много разных профессий на свете, Ну, а мне полюбилась одна – Воспитатель детей, воспитатель! Моя жизнь интересна, полна. Много трудностей.
Портфолио педагога ДОУ Портфолио воспитателя дошкольной образовательной организации:Коваленко Татьяна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Портфолио педагога Общие сведения: Дата рождения 25.01.1976 Сведения об образовании: Свердловский областной педагогический колледж г. Екатеринбурга, 2012 год.
Приказ, порядок проведения профессионального конкурса в ДОУ на лучшее портфолио педагога МДОУ детский сад «___» ___ ПРИКАЗ от___201_ года №___ О подготовке и проведении конкурса на лучшее портфолио педагога.
Электронное портфолио педагога Аналитическая записка участника конкурса. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда.
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.
Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;
Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.
Основание для назначения стимулирующих выплат
Основание для назначения денежного вознаграждения
Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.
- Структура портфолио.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе».
В этом разделе фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
В этот раздел помещаются :
- материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов;
- поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
В этот раздел входят:
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- методические технологии обучения детей с проблемами развития;
- материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
- отчетные материалы по:
- участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участию в методических и предметных неделях;
- организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
- проведению научных исследований;
- разработке авторских программ;
- написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
- подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов;
- другие документы.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию учителя.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
6. Выполнение функции классного руговодителя.
- Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
- Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
- Достижения классного коллектива
- Личный план профессионального самообразования
- Отзыв педагогического коллектива о работе учителя
1. Подготовка портфолио
При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
- цели и задачи своего профессионального роста,
- умения, которые ему необходимо приобрести,
- тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:
- профессиональными стандартами преподавания предмета
- успеваемостью учеников
- стратегическим планом школы
3. Оценка портфолио
При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели :
- Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
- Достижения учащихся – как правило
- Общие результаты школы при аттестации – возможно
Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.
В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:
- педагогическая концепция;
- награды и сертификаты;
- тренинги и курсы;
- публикации;
- авторские либо коллективные программы;
- проекты и исследования;
- планы уроков;
- примеры заданий;
- достижения учеников;
- отзывы и оценки учеников, коллег, администрации
Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.
Критерии оценки составляющих портфолио учителя:
- позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
- позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
- позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
4. Представление информации в портфолио
Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:
- Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
- Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
- Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
- Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Примерный перечень документов для включения в портфолио:
- Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
- Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
- Авторская дидактическая система.
- Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
- Программа экспериментальной работы.
- План реализации эксперимента (по годам или этапам).
- Краткое описание используемых методов исследования.
- Методические разработки тем.
- Планы уроков (выборочно)
- Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
- Тематика творческих работ для выбора учащихся
- Тематика проектов
- Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
- Инновационные проекты (с указанием соавторов)
- Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
- Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
- Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
- Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
- Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
- Творческие отчёты. Доклады. Статьи
- Рекомендации учащимся и родителям
- Анкеты и их анализ
- Аннотированный список прочитанной литературы
- План самообразования
- Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро.
ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования
Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО — определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр.
Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.
В статье проанализирована деятельность по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении. Материал может быть интересен начинающим упра.
Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности
Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с.
Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.
В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени.
Презентация «Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции»
Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-kak-faktor-lichnostno-professionalnogo-rosta-sovremennogo-pedagoga
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-portfolio-pedagoga-kak-sredstvo-samorealizaci.html
Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/09/portfolio-pedagoga-kak-sredstvo