Содержание

Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В современном Российском образовании возрастает роль инновационных средств мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. В статье раскрываются основные подходы и принципы построения портфолио современного педагога

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Е.Н.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио

Текст научной работы на тему «Портфолио как фактор личностно-профессионального роста современного педагога»

Шестой признак состоит в наличии в технологии принципиального механизма, определяемого подходом. На наш взгляд, этот признак соотносится с признаком законосообразности [2]. Ведь механизм возникает не сам по себе, а строится с учетом различных процессов и их закономерностей, имеющих место в технологии. Технология есть не просто какая-то произвольная сумма компонентов, а их совокупность, выстроенная по определенному принципу или механизму изменения предмета. Соответственно для любого явления, называемого технологией, мы должны иметь определенный состав, упорядоченность, последовательность процессуальных моментов, ведущих к достижению цели. Каждый процессуальный момент технологии вносит свой «вклад» в достижение цели. Принципиальный механизм формирует системную, целостную и особенную интеграцию компонентов технологии.

Подход соответствует признаку концептуальности. Концептуальность трактуется как опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Подход: а) определяет общие ценностно-педагогические ориентации технологии — педагогические идеи и взгляды, которые реализует технология; б) формирует представления об объекте технологии; принципы, которые лежат в основе его структуры и функционирования; в) выделяет процессы, которые «задействованы» в данной технологии; задает контуры общего механизма технологии; формирует принципы, на которых механизм строится.

Наличие всех этих существенных признаков педагогической технологии в тех технологиях, которые осознаются и проектируются педагогами, характеризует об их технологическом (педагогическом) мастерстве.

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.

2. Сластенин В. Доминанта деятельности // Нар. образование. — 1997. -№ 9. — С. 41-42.

ПОРТФОЛИО КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Лицей № 3, г. Оренбург

В современном Российском образовании возрастает роль инновационных средств мониторинга уровня сформированности компетентно-

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

стей и конкурентоспособности педагога. С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. В статье раскрываются основные подходы и принципы построения портфолио современного педагога

Ключевые слова портфолио, веб-портфолио, электронное портфолио.

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя невозможно оценивать по формуле «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. Изменяются и средства мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. Актуальным на современном этапе образования становится использование портфолио как технологии, позволяющей объективно оценивать профессиональный и творческий рост учителя. С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя.

Как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале XXI веков эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России.

В переводе с французского это слово означает «излагать», «сформулировать», «нести», а также «лист», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского — «папка с документами», «папка специалиста» (словарь иностранных языков).

Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют порт-фолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

Внедрение школьного портфолио в России началось с приказа Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 № 4509/49 в котором была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. В этом документе содержались «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио, учащихся основной и полной средней школы».

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений, учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века — это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Внешнее портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен» [14, с. 15].

С введением нового стандарта педагога портфолио становится действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя.

Существуют различные подходы к определению понятия педагогического «портфолио».

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Портфолио — это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио (в широком смысле слова) — это способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения за определенный период времени [12, с. 93].

Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.

Рассматривая возможности расширения использования портфолио, можно отметить, что портфолио — инструмент, объединяющий различные направления экспериментальной работы:

— портфолио — наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору;

— портфолио отражает самооценку, самоанализ учителя, перспективы его дальнейшей деятельности, социальную практику;

— портфолио объединяет учащихся, педагогов и родителей, так как каждый из них заинтересован в том, чтобы показать рост ученика, его активность, его возможности и особенности;

— особая роль портфолио в его воспитательной функции в целом и в воспитании культуры предъявления себя, своих достижений в частности.

Отметим большой интерес к портфолио и признание его значимости, начиная с небольшой сельской школы и заканчивая лицеем в крупном городе. Также отмечается, что портфолио позволяет более эффективно строить работу с родителями, привлекая их в школу.

Цель Портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя [7, с. 5].

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.

2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.

Читать статью  Программа саморазвития - Моя волшебная трансформация

3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.

4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.

5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.

6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в

коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений учителя. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

— проследить индивидуальный прогресс учителя

— оценить его достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля [13, с. 201].

Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т.д.

В основе портфолио представляется тремя основными типами:

— Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

— Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

— Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и вне-учебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).

В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.

В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, про-

граммный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).

Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д. Учителя сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. В работе с портфолио учитель сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.

Актуальность проблемы применения портфолио обусловлена задачами улучшения качества подготовки и переподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной. На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.

Проблема заключается в том, что, несмотря на признание роли портфо-лио в оказании помощи учителям активизировать свою работу, недостаточно методических разработок по созданию портфолио.

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности, при сформированных профессиональных компетентностях.

К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ. Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, в которых очевидно, как измеряются, оцениваются результаты.

В связи с массовым внедрением новых информационных технологий появляется возможность создания не только обычного традиционного порт-фолио-папки, но и веб-портфолио (электронного портфолио).

Веб-портфолио учителя — это веб-страница или веб-сайт, на котором отражаются результаты педагогической деятельности учителя, рост его профессиональных достижений. Гипертекстовая технология построения веб-ресурса позволяет легко и быстро перемещаться по портфолио. Коммуника-

тивная направленность веб-ресурсов позволяет осуществлять информационное взаимодействие с коллегами на базе своих учительских портфолио.

Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов.

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т.д.

Электронный портфолио — это ресурс, аккумулирующий образовательную продукцию учителя и отражающий рост его личных достижений.

Электронный портфолио учителя — это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т.д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.

Структура портфолио учителя.

1. Общие сведения об учителе:

— ФИО. Фамилия Имя и Отчество.

— Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

— Трудовой и педагогический стаж работы.

— Награды, грамоты, благодарственные письма.

2. Результаты педагогической деятельности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя.

3. Научно-методическая деятельность.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

4. Внеурочная деятельность по предмету:

— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

— список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

— сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т.п.);

— программы работы кружков и факультативов;

5. Учебно-материальная база.

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

— список словарей и другой справочной литературы по предмету;

— список наглядных пособий;

— наличие технических средств обучения;

— аудио- и видеопособия;

— наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;

— измерители качества обученности учащихся;

— другие документы по желанию учителя.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от особенностей педагога. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Современный учитель должен владеть информационной компетентностью, а, следовательно, навыками информационных технологий. Поэтому разработка электронного портфолио, позволяет не только наглядно отразить динамику профессионального развития, но и совершенствовать информационную компетентность педагога в процессе его создании средствами различных компьютерных программ.

Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т.д.

Электронное портфолио это, и технология управления качеством образовательного процесса, а также технологии развития профессиональной компетентности педагогов школы, решающая определённые задачи:

— создание особого образовательного ресурса для формирования свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;

— обеспечение организационной и информационно-методической поддержки учителя;

— реализация индивидуальной траектории профессионального развития учителя;

— демонстрация и распространение инновационного педагогического опыта;

— совершенствование профессионального мастерства учителя;

— непрерывное повышение квалификации учителя;

— расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности учителя.

С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой электронные портфолио позволят сформировать школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности, об уровне профессиональных компетентностей педагогов, а также скорректировать мероприятия научно-методического сопровождения процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения, развития и саморазвития профессионального мастерства учителей с учетом изменений и особенностей образовательного пространства. Роль современных технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие развития профессиональных компетентностей педагога.

1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 72-75.

2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками / В.Н. Белкина — Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2000. — 160 с.

3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. — Псков: III ПИ им. С.М. Кирова, 2004. — 216 с.

4. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко // Педагогика. — 1998. — № 4. — 24 с.

5. Васильева Н.А. Роль электронного портфолио педагога в оценке и развитии профессиональной компетентности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://galinayurchenko.narod.ru/portfol.htm.

6. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. — 111 с.

Читать статью  40 советов о том, как стать успешнее в жизни

7. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты / В.К. Загваздкин // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 4. — С. 5.

8. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова // Образование в современной школе. -2002. — № 5. — С. 23-27.

9. Кирьякова А.В. Технология «портфолио» в компетентностно-ориен-тированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова. — Оренбург: ОГУ, 2011. -112 с.

10. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания / Е.А. Коновалова // Практика административной работы в школе. -2005. — № 5. — С. 20-22.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

12. Новикова Т.Г. Портфолио в российской школе / Т.Г. Новикова, А.К. Прутченков, М.С. Пинская // Народное образование. — 2005. — № 1. -С. 15.

13. Перминова Л.М. Содержание образования с позиции самоидентификации личности / Л.М. Перминова // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 36-39.

14. Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций / Т.В. Разина // Ярославский психологический вестник. — 2001. — № 5.

15. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера / П.Е. Решетников. — М.: Владос, 2000. -301 с.

16. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 3-18.

17. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» / М.П. Черемных // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С. 25-27.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»

» Портфолио педагога как показатель его компетентности».

Цели: познакомить педагогов с правилами принципами создания портфолио; подробно разобрать структуру портфолио педагога; создать благоприятный психологический настрой у молодых специалистов в вопросе создания их профессионального портфолио.

Рассматриваемые вопросы в ходе семинара :

1. Погружение в проблему.

2. Определение понятия «портфолио».

3. Цели создания портфолио.

4. Виды портфолио.

5. Структура портфолио педагога.

6. Перечень нормативных документов.

7. Принципы создания электронного портфолио педагога.

1. Прежде чем приступать к составлению портфолио, педагог должен определить свое педагогическое кредо, которое «красной нитью» будет проходить в его профессиональной деятельности. Фото1

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»

2. Определение понятия «портфолио».

Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.

Профессиональное портфолио воспитателя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма воспитателя. Этот документпоказывает уровень подготовленности педагога.

Портфолио воспитателя – это :

• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;

средство самопрезентации и карьерного роста;

• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя;

средство мониторинга и индивидуального прогресса;фото2

3. Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт : основание для аттестации педагогического работника. Фото3

.Виды портфолио :

Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе)

Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы)

Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады)

Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу)

Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные)Фото4

5. Структура Портфолио :фото5,6,7

6. Перечень нормативных документов, которые входят в состав портфолио педагога :

• Семейный кодекс РФ

• Конвенция о правах ребёнка

• Закон об образовании (ТО)

• Федеральный компонент государственного стандарта

• Федеральный компонент государственного стандарта

• Должностные инструкции воспитателя (от 01.09.20__г.)

• Программы (примерные, авторские). Фото8

7. Портфолио педагога в наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими. Фото9

Консультация для педагогов «Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога» Одним из способов саморазвития педагога является — портфолио. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что.

Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО». В соответствии с концепцией.

Портфолио педагога ГАФУРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА Дата рождения: 16.10.1981 Телефон: сотовый 89135335679 Образование: Средняя школа №44, г. Красноярск, 1999год.

Портфолио педагога Портфолио воспитателя МБДОУ КУрагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида — Захаровой Татьяны Валерьевны. В портфолио представлен.

Портфолио педагога Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№93 Портфолио профессиональной деятельности.

Портфолио педагога Много разных профессий на свете, Ну, а мне полюбилась одна – Воспитатель детей, воспитатель! Моя жизнь интересна, полна. Много трудностей.

Портфолио педагога ДОУ Портфолио воспитателя дошкольной образовательной организации:Коваленко Татьяна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Портфолио педагога Общие сведения: Дата рождения 25.01.1976 Сведения об образовании: Свердловский областной педагогический колледж г. Екатеринбурга, 2012 год.

Приказ, порядок проведения профессионального конкурса в ДОУ на лучшее портфолио педагога МДОУ детский сад «___» ___ ПРИКАЗ от___201_ года №___ О подготовке и проведении конкурса на лучшее портфолио педагога.

Электронное портфолио педагога Аналитическая записка участника конкурса. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда.

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Читать статью  Саморазвитие: путь к саморазрушению — Involta на vc. ru

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.

Основание для назначения стимулирующих выплат

Основание для назначения денежного вознаграждения

Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.

  1. Структура портфолио.

Раздел 1. «Общие сведения об учителе».

В этом разделе фиксируются:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению аттестуемого.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»

В этот раздел помещаются :

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  2. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
  1. контрольных срезов знаний;
  2. участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
  3. результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  4. наличия медалистов;
  5. поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

В этот раздел входят:

  1. материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  5. методические технологии обучения детей с проблемами развития;
  6. материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  7. отчетные материалы по:
  1. участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  2. участию в методических и предметных неделях;
  3. организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  4. проведению научных исследований;
  5. разработке авторских программ;
  6. написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  7. подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  4. программы кружков и факультативов;
  5. другие документы.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  1. наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  3. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  4. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  5. аудио и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  7. измерители качества обученности учащихся;
  8. другие документы по желанию учителя.

Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

6. Выполнение функции классного руговодителя.

  1. Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
  2. Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
  3. Достижения классного коллектива
  4. Личный план профессионального самообразования
  5. Отзыв педагогического коллектива о работе учителя

1. Подготовка портфолио

При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

  1. цели и задачи своего профессионального роста,
  2. умения, которые ему необходимо приобрести,
  3. тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:

  1. профессиональными стандартами преподавания предмета
  2. успеваемостью учеников
  3. стратегическим планом школы

3. Оценка портфолио

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели :

  1. Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
  2. Достижения учащихся – как правило
  3. Общие результаты школы при аттестации – возможно

Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.

В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:

  1. педагогическая концепция;
  2. награды и сертификаты;
  3. тренинги и курсы;
  4. публикации;
  5. авторские либо коллективные программы;
  6. проекты и исследования;
  7. планы уроков;
  8. примеры заданий;
  9. достижения учеников;
  10. отзывы и оценки учеников, коллег, администрации

Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.

Критерии оценки составляющих портфолио учителя:

  1. позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  2. позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
  3. позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
  4. использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  5. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
  6. участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
  7. повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

4. Представление информации в портфолио

Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:

  1. Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
  2. Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
  3. Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
  4. Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

Примерный перечень документов для включения в портфолио:

  1. Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
  2. Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
  3. Авторская дидактическая система.
  4. Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
  5. Программа экспериментальной работы.
  6. План реализации эксперимента (по годам или этапам).
  7. Краткое описание используемых методов исследования.
  8. Методические разработки тем.
  9. Планы уроков (выборочно)
  10. Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
  11. Тематика творческих работ для выбора учащихся
  12. Тематика проектов
  13. Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
  14. Инновационные проекты (с указанием соавторов)
  15. Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
  16. Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
  17. Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
  18. Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
  19. Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
  20. Творческие отчёты. Доклады. Статьи
  21. Рекомендации учащимся и родителям
  22. Анкеты и их анализ
  23. Аннотированный список прочитанной литературы
  24. План самообразования
  25. Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро.

ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования

Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО — определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр.

Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.

В статье проанализирована деятельность по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении. Материал может быть интересен начинающим упра.

Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности

Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с.

Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития.

В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени.

Презентация «Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции»

Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-kak-faktor-lichnostno-professionalnogo-rosta-sovremennogo-pedagoga

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-portfolio-pedagoga-kak-sredstvo-samorealizaci.html

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/09/portfolio-pedagoga-kak-sredstvo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *