Содержание

Саморегуляция личности

Самооценка непосредственно связана с самоуправлением, саморегуляцией личности. «Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими», — сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: «Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

Действительно, вряд ли можно считать умным того, кто в чужом глазу замечает соринки, а в своем и бревна не видит. Человек, ставящий перед собой чрезвычайно сложную задачу собственной перестройки, должен осознать, что у него имеется лишь два пути: либо изменить ситуацию, вызвавшую мотив перестройки, либо изменить себя в процессе преодоления трудной ситуации.

Саморегуляция (лат. regulare — приводить в па-рядок, налаживать) — это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:
— непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);
— установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);
— произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Отмечая тесную внутреннюю связь всех уровней, реализуемых в едином для них объекте — человеке, остановимся на последнем. С позиций рассматриваемой проблемы самосознания наибольший интерес представляет именно уровень произвольной регуляции. При этом следует учесть, что саморегуляция требует обязательного учета индивидуальных особенностей человека, его личностных характеристик и конкретных ситуативных аспектов. Включенность в процесс саморегуляции столь многочисленных взаимосвязанных факторов различной природы требует специального изучения. В рамках данного пункта представляется целесообразным ограничиться общими положениями о механизмах саморегуляции и иллюстративными примерами их действенности.

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:
— активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;
— управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;
— структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;
— единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;
— функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов.

Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия — своеобразного пароля для входа в себя. Именно такие противоречия являются движущей силой, стимулирующей перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей. При выделении ведущих противоречий следует учитывать возможность непосредственного воздействия на управляющий фактор с нравственной, материальной и временной точек зрения.

Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования (НЛП) и др.. Рассмотрим примеры.

Самый ранний опыт самопознания и, следовательно, саморегулирования связан с телесными ощущениями. Этот опыт практически на протяжении всей жизни человека помогает ему формировать свой образ «Я» и совершенствовать личность. Мудрец Мишель Монтень в своих «Опытах» рассказал, что по мере многократного снятия с себя слепков у него росло ощущение «усовершенствованности» образца — оригинала. Не секрет, что поза, мимика, выражение лица, положение туловища, походка, осанка головы влияют на настроение человека. С тем же успехом настроение влияет на позу, походку, выражение лица. Известная киноактриса Софи Лорен не ошибалась, говоря, что ничто так не красит женщину, как убежденность в своей красоте.

Единство тела и внутреннего мира личности позволяет понять состояние и чувства собеседника. Вряд ли девушка поверит тому, кто произносит вечные слона «Я тебя люблю», сложив руки в «позу Наполеона». Кстати, эта поза на уровне подсознания практически исключает пылкость, чувственность признания в любви.

Язык — не просто оболочка мысли. В филогенезе человечества язык превратился в самый мощный фактор формирования, программирования внутреннего мира личности. Примитивность речи индивида свидетельствует об убожестве его духовного состояния. В языке отражается даже душа целого народа. В японском языке заложены вежливость, недопустимость прямого противостояния с собеседником, готовность соглашения с его возможными возражениями. Английский язык призван маскировать эмоциональность и восприимчивость натуры британцев, хотя, как и для любой нации, им эти черты характера далеко не чужды. В четкости, отрывистости звучания немецкого языка всплывают черты точности, аккуратности и порядка. По всей вероятности, процессы формирования, развития языка и личности в филогенезе протекали навстречу друг другу.

Усваивая язык, люди усваивают вместе с ним то, что в него заложено, и тем самым программируют свое повседневное поведение. Подсчитано, что в русском языке более 70 % слов общего лексикона, обозначающего характеристики человека, имеют негативное значение. В этой связи русской интеллигенции приписывается склонность к излившей самокритичности, недовольству собой, «самоедству» и, как результат, потребность все изменять, революционизировать: В книге «1984» Дж. Оруэлл пофантазировал о том, что происходит с людьми, если принудить их разговаривать на языке, из которого полностью иск п.. ясны слова, обозначающие желаемые для них состояния. Эти слова заменялись словами, отрицающими не желательные состояния (например, вместо «здоровье следовало говорить «не боль», вместо «радость» — «не горе» и т.п.). В результате люди думали не о желаемом, а о том, как бы избежать нежелательных состояний.

Авторы нейролингвистического программирования (НЛП) дают ряд рекомендаций, касающихся влияния языка на психику человека. В частности, они предлагают:
— обозначать в общении с другими людьми (и мысленно для себя) свои желаемые (приятные) чувства, действия и состояния с помощью имен существительных. Например, «у меня большая радость», но не «у меня депрессия». Это объясняется тем, что употребление имен существительных для передачи своих переживаний и состоянии приводит к усилению этих со стояний;
— избегать формулировок своих желаний, целей, намерений, опасений в грамматической форме отрицания. Когда человек говорит собеседнику: «Не переживай!», мозг последнего автоматически игнорирует частицу «не» и воспринимает фразу как команду на начало переживания.

Существенные ресурсы перемен в себе заложены в психических познавательных процессах: фантазии, воображении, памяти, представлении. Но все эти возможности имеют оговорку, начинающуюся с частицы «не». Несколько иллюстративных примеров.

В соответствии с законом «самореализующегося пророчества» представление индивида о своем будущем оказывает существенное влияние на его жизнь. Включаясь в реальную повседневную жизнь индивида, оно программирует ее, заставляет активнее искать то, что непосредственно касается имеющегося представления. Происходит своеобразное кодирование психики индивида знанием своего будущего. Среди популярных тестов имеется самооценочный тест под названием «Доживешь ли ты до 70 лет». Как правило, журналисты помещают его в многотиражных изданиях для развлечения читателей. Ответив на вопросы и получив отрицательный ответ, человек, у которого еще нет беспокойств по поводу своего здоровья, снисходительно улыбнется и забудет сей инцидент. Но как только появится повод (даже не причина) для беспокойства о своем состоянии, немедленно из памяти всплывает информация о результатах того самого теста и уже на протяжении последующей жизни будет корректировать поведение индивида.

Вопросы саморегуляции связаны и с ответом на вопрос «Жить прошлым, настоящим или будущим?», не имеющим однозначной трактовки. Ясно только одно: взгляды, ценности и поведение различных людей зависят в сильной степени от преимущественной ориентации на время, которым они доролеат. Те, у которых главные ценности остались в прошлом, консервативны в своих взглядах, побуждениях, поступках. Те, кто живет сегодня «светлым завтра», в ущерб своему будущему игнорируют прошлый и даже настоящий опыт. Тем, кто живет по принципу «здесь и сейчас», ситуативная суета закрывает опыт прошлого и видение будущего. Объединить в себе все времена — задача психологически сложная и практически всегда требует от человека больше того, на что он способен. Переносясь во времени в те счастливые моменты, когда проявлялись лучшие стороны личности, индивид закрепляет в себе эти стороны. Проектируя образ своего будущего, индивид, избежав опасности превращения в маниловского мечтателя, становится более целеустремленным. Живя настоящим, Индивид получает возможность наслаждаться ежедневными мелкими радостями, но затруднит себе ответ на вон рос «Зачем я жил?», который рано или поздно приходит к каждому живущему на земле.

На основе принципов саморегуляции психология предлагает множество эффективных тренингов по развитию самосознания. Вместе с тем следует прислушаться к такому совету: всякий тренинг — это лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя. И это нужное будет вам к лицу, если во время шитья это лицо не упускалось ни на миг.

В результате продолжительных соматических болезней, эмоциональных перегрузок, депрессии или нахождения в пограничных состояниях, вызванных травмами физической или социальной природы, у человека могут наблюдаться нарушения сферы сознания. При этом они в первую очередь касаются способности человека осознавать себя, т.е. самосознания, и лишь затем возможна потеря способности к отражению объектов внешнего мира.

К нарушениям самосознания относят деперсонализацию, дереализацию, депривацию телесной идентификации, помрачнение и выключение сознания, отсутствие саморегуляции. Деперсонализация характеризуется чувством потери себя или личностной идентификации. Человек становится незнакомцем по отношению к себе, к своей личности, теряет представление о своем образе «Я», столь долго формировавшемся в течение всей его жизни. Он ощущает себя лишним человеком в обществе, «пятым колесом в телеге», до которого нет никому дела. Собственно, аналогичные чувства он испытывает и по отношению к близким, родственникам, друзьям и знакомым.

Дереализация сопровождается потерей чувства существования окружающего мира и, конечно, собственного нахождения в этом мире. Депривация телесной идентификации характерна для состояний, когда человек не может «собрать» мысленно воедино отдельные органы своего тела, а иногда ощущает их существующими автономно от своего организма.

Помрачнение сознания проявляется в потере чувства времени, способности оценивать текущую ситуацию, в «кусочном» восприятии происходящих событий. Иногда при этом наблюдается эффект раздвоения личности: человек живет как бы в двух измерениях, противостоящих друг другу, в двух борющихся друг с другом личностях. Выключение сознания имеет широкий спектр проявлений: затруднение ощущения И восприятия внешних раздражителей из-за понижения порогов чувствительности, вялость мышления, примитивность речи, рассеянность внимания, застывшая мимика.

Читать статью  Как повысить планку своего саморазвития | Блог 4brain

Нарушение саморегуляции имеет место чаще всего при испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и сосредоточивается исключительно на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / FUTURE PROFESSIONALS / SELF-CONTROL / REFLECTION / SELF-EFFICACY / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Мальцева Ольга Евгеньевна

Введение: в статье рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов на этапе профессионального обучения в вузе и роль саморегуляции в данном процессе. Анализируются особенности и стадии процесса саморегуляции , среди которых выделяются этапы осознания значимости процесса саморазвития, формирования личностных и профессиональных целей, оценки возможных условий ее достижения, этапы самопрограммирования исполнительских действий, контроля и оценки результатов достижения поставленных целей саморазвития. Материалы и методы: в исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление личностных и профессиональных особенностей студентов. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный и кластерный анализ. Результаты исследования: в результате экспериментального исследования личностно-профессио-нального саморазвития студентов-психологов были выявлены факторы, влияющие на успешность достижения целей саморазвития в процессе профессионального обучения, среди которых значительное место занимают регулятивные, рефлексивные и мотивационные компоненты. В результате кластерного анализа определены три группы студентов, отличающихся уровнем развития саморегуляции , готовностью к самопознанию и саморазвитию, а также уровнем самоконтроля и самоэффективности . Обсуждение и заключения: саморегуляция студентов взаимосвязана с такими характеристиками, как готовность к саморазвитию, самоотношение , самоэффективность и рефлексия . На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что профессиональное и личностное саморазвитие студентов-психологов является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от осознания своих профессиональных и личностных целей, а также от уровня сформированности регулятивных и рефлексивных качеств, влияющих на целенаправленность и систематичность процесса личностно-профессионального самосовершенствования в процессе получения профессионального образования.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Мальцева Ольга Евгеньевна

Self-Regulation as a Factor in Personal-Professional Self-Development of Future Specialists

Introduction: the article considers the problem of personal and professional self-development of future specialists at the stage of higher education and the role of self-regulation in this process. The specifics and the stage of self-regulation process, among which are stages of awareness of the importance of selfdevelopment process, the formation of personal and professional goals, assessment of possible conditions of its achievement, self-programming stages of performing activities, monitoring and evaluation of the achievement of self-development purposes. Materials and Methods: the author used psychodiagnostic methods aimed at identifying the personal and professional characteristics of students. The correlation and cluster analysis was used for statistical treatment of results. Results: As a result of experimental research on personal and professional self-development of psychology students the factors were identified, which play an important role in achieving self-development purposes in the course of training. Cluster analysis revealed three groups of students with different levels of development of self-regulation, willingness to self-knowledge and self-development, and the level of self-control and self-efficacy . Discussion and Conclusions: the results show that self-regulation of students is related to such characteristics as commitment to self-development, self-attitude , self-efficacy and reflection . Professional and personal self-development of psychology students is quite a meaningful life value, which depends on the awareness of their professional and personal goals as well as on the level of formation of regulatory and reflective qualities that affect the focus and systematic process of personality.

Текст научной работы на тему «Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов»

http://edumag.mrsu.ru ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION

УДК 37.015.3 DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381

САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ

Ж. Г. Гаранина1′, О. Е. Мальцева2

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия, *garanina23@mail ги 2УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно, Республика Беларусь

Введение: в статье рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов на этапе профессионального обучения в вузе и роль саморегуляции в данном процессе. Анализируются особенности и стадии процесса саморегуляции, среди которых выделяются этапы осознания значимости процесса саморазвития, формирования личностных и профессиональных целей, оценки возможных условий ее достижения, этапы самопрограммирования исполнительских действий, контроля и оценки результатов достижения поставленных целей саморазвития. Материалы и методы: в исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление личностных и профессиональных особенностей студентов. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный и кластерный анализ. Результаты исследования: в результате экспериментального исследования личностно-профессио-нального саморазвития студентов-психологов были выявлены факторы, влияющие на успешность достижения целей саморазвития в процессе профессионального обучения, среди которых значительное место занимают регулятивные, рефлексивные и мотивационные компоненты. В результате кластерного анализа определены три группы студентов, отличающихся уровнем развития саморегуляции, готовностью к самопознанию и саморазвитию, а также уровнем самоконтроля и самоэффективности. Обсуждение и заключения: саморегуляция студентов взаимосвязана с такими характеристиками, как готовность к саморазвитию, самоотношение, самоэффективность и рефлексия. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что профессиональное и личностное саморазвитие студентов-психологов является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от осознания своих профессиональных и личностных целей, а также от уровня сформированности регулятивных и рефлексивных качеств, влияющих на целенаправленность и систематичность процесса личностно-профессионального самосовершенствования в процессе получения профессионального образования.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие; будущие специалисты; саморегуляция; рефлексия; самоэффективность; самоотношение; самоконтроль

Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессио-нального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, N° 3. С. 374-381. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381

SELF-REGULATION AS A FACTOR IN PERSONALPROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE

Zh. G. Garanina»*, O. E. Maltsevab

aNational Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,

*garanina23@mail.ru bYanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus

Introduction: the article considers the problem of personal and professional self-development of future specialists at the stage of higher education and the role of self-regulation in this process. The specifics and the stage of self-regulation process, among which are stages of awareness of the importance of self-

© Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е., 2016

development process, the formation of personal and professional goals, assessment of possible conditions of its achievement, self-programming stages of performing activities, monitoring and evaluation of the achievement of self-development purposes.

Materials and Methods: the author used psychodiagnostic methods aimed at identifying the personal and professional characteristics of students. The correlation and cluster analysis was used for statistical treatment of results. Results: As a result of experimental research on personal and professional self-development of psychology students the factors were identified, which play an important role in achieving self-development purposes in the course of training. Cluster analysis revealed three groups of students with different levels of development of self-regulation, willingness to self-knowledge and self-development, and the level of self-control and self-efficacy. Discussion and Conclusions: the results show that self-regulation of students is related to such characteristics as commitment to self-development, self-attitude, self-efficacy and reflection. Professional and personal self-development of psychology students is quite a meaningful life value, which depends on the awareness of their professional and personal goals as well as on the level of formation of regulatory and reflective qualities that affect the focus and systematic process of personality.

Keywords: personal and professional self-development; future professionals; self-control; reflection; self-efficacy; self-attitude; self-control

For citation: Garanina ZhG, Maltseva OE. Self-regulation as a factor in personal-professional self-development of future specialists. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 3(20):374-381. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381

Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современной системы высшего образования является изучение факторов и условий, влияющих на процесс профессионального становления и саморазвития будущих специалистов. Саморазвитие рассматривается нами как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [1]. Среди особенностей и форм саморазвития В. Г. Маралов выделяет самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию [2]. На успешность процесса профессионального саморазвития влияют разнообразные факторы, среди которых можно выделить регулятивные, направленные на поиск и мобилизацию внутренних ресурсов, создающих возможности для целенаправленного самоизменения и самосовершенствования. Практическая реализация процесса саморазвития невозможна без участия механизмов саморегуляции, обеспечивающих повышение уровня самоконтроля и самоорганизации личности, самомобилизацию внутренних усилий, направленных на личностный и профессиональный рост.

Проблема волевой саморегуляции является одной из актуальных в отечественной психологии. Еще И. П. Павлов отмечал, что «человек есть система. единственная по высочайшему регулированию. сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» [3, с. 394]. Он считал, что если создать людям все необходимые условия для саморазвития, то каждый «человек может стать тем, кем он может и должен стать».

К. А. Абульханова-Славская, рассматривая проблему личностной саморегуляции, считает, что она раскрывается в способе преодоления препятствий, в умении не щадить сил, распределять их на всем протяжении деятельности. Наряду с проблемой саморегуляции она анализирует проблемы самоуправления, самовоспитания, направленного на формирование своих способностей и личностных качеств. Вопрос о самоуправлении она связывает с саморегуляцией не только текущей деятельности и отношений с людьми, но и с построением личностью собственных коренных отношений с жизнедеятельностью [4].

Осознанная саморегуляция рассматривается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей [5; 6].

Осознанная саморегуляция деятельности А. С. Чурсиной трактуется как основа готовности к профессиональному саморазвитию, как способность человека реализовать на практике свой субъектный опыт в области профессионального самоопределения и самореализации [7].

О. А. Конопкиным была разработана концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека, в которой обобщены данные исследований саморегуляции осознаваемой активности субъекта в достижении поставленных целей в разных видах деятельности [8]. Для высокой эффективности деятельности необходимо наличие развитой и совершенной системы регуляции достижения внешних практических и внутренних (направленных на себя и на решение своих проблем саморазвития) целей. В соответствии с разработанной О. А. Ко-нопкиным структурно-функциональной моделью осознанного саморегулирования деятельности человека можно проанализировать наиболее общие структурно-функциональные моменты строения процессов саморегуляции в процессе осуществления саморазвития.

На этапе принятия субъектом цели деятельности происходит осознание значимости процесса саморазвития, формируются актуальные личностные и профессиональные цели. Цель при этом можно рассматривать в качестве главного звена психической саморегуляции, которое определяет общую осознаваемую направленность деятельности, а также многие особенности функционирования процесса саморегуляции. На данном этапе большую роль играют ценностно-смысловые компоненты саморазвития, определяющие уровень значимости поставленных целей. При постановке целей субъект оценивает возможные условия ее достижения, учет которых считает необходимым для успешной деятельности. На основании оценки данных условий человек осуществляет самопрограммирование исполнительских действий, направленных на реализацию процесса саморазвития.

Следующим функциональным звеном в системе саморегуляции является систе-

Читать статью  4 недели, которые полностью изменят вашу жизнь

ма субъективных критериев достижения цели. Она имеет функцию уточнения формы и содержания цели. На данном этапе происходит сопоставление представлений о желательных целях саморазвития с имеющимися у субъекта ресурсами, определяющими уровень достижения поставленных целей.

На этапе контроля и оценки реальных результатов происходит осознание уровня достижения поставленных целей. В процессе выполнения субъектом какой-либо деятельности представления об условиях и программа действий корректируются с учетом внешних и внутренних факторов. На данном этапе большую роль играют контролирующие компоненты процесса саморазвития, позволяющие соотносить и оценивать имеющиеся личные и профессиональные достижения с поставленными целями, устанавливая степень соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Последним этапом в процессе саморегуляции является принятие решения о коррекции полученных результатов, позволяющее оценивать достигнутые результаты и в случае их несоответствия с поставленными целями осуществлять коррекцию исполнительских действий (либо модели значимых условий), уточнение критериев успешности и др. Все звенья регуляторного процесса системно взаимосвязаны и реализуются в целостном процессе саморегуляции [8].

В процессе волевой саморегуляции необходимым и важным звеном, обеспечивающим реализацию выбранных вариантов действия, является самоконтроль, который, по мнению Е. П. Ильина, является дополнительным волевым процессом контроля за действием, когда имеются конкурирующие мотивы [9]. Самоконтроль связан с осознанием и контролированием своих поступков, со сдерживанием желаний, умением управлять собственными действиями.

С точки зрения авторов статьи, самоконтроль является одним из значимых компонентов сознательной саморегуля-

ции своего поведения, направленного на самоизменение, а также личностный и профессиональный рост. Самоконтроль сопровождает протекание процесса саморазвития, помогая личности в осознании и осуществлении практических действий, направленных на достижении поставленных целей. При этом на высшем уровне саморазвития самоконтроль осуществляется целенаправленно и систематически, обеспечивая максимально возможный уровень самореализации. В процессе самоконтроля происходит самонаблюдение, осознание и самоанализ своих действий, сопровождающихся самооценкой и коррекцией результатов. Личность постоянно анализирует и оценивает достигнутые результаты, соотнося их с поставленными целями, а также планирует пути дальнейшего саморазвития.

Материалы и методы

Для изучения особенностей личност-но-профессионального саморазвития и роли саморегуляции в его осуществлении было проведено экспериментальное исследование среди студентов отделения «Психология» МГУ им. Н. П. Огарева в возрасте 18-21 год в количестве 120 чел.

Нами использовались следующие методы: для исследования факторов личностного и профессионального саморазвития разрабатывалась авторская анкета, а также применялись опросники И. В. Зверевой «Способность к саморазвитию» и Т. М. Шамовой «Готовность к самопознанию и саморазвитию». Изучение регулятивных факторов саморазвития проводилось с помощью теста М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», опросника В. И. Мороса-новой «Стиль саморегуляции поведения студентов», опросника А. В. Карпова «Уровень развития рефлексивности», тест-опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, методики исследования самооценки С. А. Будасси, методики Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ро-мека «Шкала общей самоэффективности».

Полученные результаты по всей выборке студентов-психологов позволили

выявить уровень саморазвития и моти-вационной готовности к нему, а также уровень развития личностных и профессиональных свойств, определяющих содержание мотивационных, рефлексивных и регулятивных факторов саморазвития.

По результатам исследования уровня саморазвития с помощью опросника И. В. Зверевой было установлено, что средний показатель саморазвития у студентов данной выборки соответствует неопределенному уровню, т. е. у большинства студентов не выработалась упорядоченная система саморазвития. Средние уровни готовности к самопознанию и саморазвитию, выявленные по тесту Т. М. Шамовой, соответствуют высокому уровню сформированности данных моти-вационных качеств.

Показатели саморегуляции и самоконтроля, выявленные с помощью опросника

B. И. Моросановой и теста М. Снайдера, соответствуют среднестатистическим нормам для данной возрастной категории испытуемых. Средние показатели самоотношения по тесту В. В. Столина и С. Р. Пантелеева соответствуют высокому уровню, а результаты самооценки, полученные с помощью опросника

C. А. Будасси, — среднему адекватному. В целом по выборке испытуемых можно сделать вывод о том, что сформированные регулятивные качества студентов составляют конативную основу для формирования стремления к саморазвитию.

Исследование рефлексивных особенностей испытуемых с помощью опросника А. В. Карпова показало, что средний уровень сформированности рефлексии в целом по выборке ниже средней нормы, т. е. у большинства испытуемых уровень осознания себя выражен недостаточно, что может препятствовать процессам самопознания и саморазвития.

Анкетирование позволило исследовать способы саморазвития, используемые студентами в процессе обучения. Анализ полученных результатов показал, что большинство испытуемых используют такие способы саморазвития, как чтение научной и художественной литературы (92 %), просмотр научно-по-

пулярных фильмов (27 %). Это способствует получению новых знаний, расширению кругозора. К этой же категории относится получение второго высшего образования (8 %), способствующего профессиональному саморазвитию будущих специалистов. 25 % опрошенных студентов-психологов отмечают такой способ саморазвития, как общение с окружающими людьми, что позволяет развивать практические навыки взаимодействия, необходимые в жизни и в будущей профессии. Можно выделить также регулятивные способы саморазвития, используемые студентами, среди которых наиболее часто упоминаются физические упражнения (16 %), эмоциональный самоконтроль (10 %) и самоанализ (9 %), что позволяет им развиваться на основе саморегуляции своего поведения.

Для определения взаимосвязей между выявленными структурными компонентами личностно-профессионального саморазвития и определения факторов влияющих на процесс саморазвития, использовался корреляционный анализ. Результаты анализа показали, что саморегуляция на высоком уровне значимости связана с самоотношением (г = 0,782), самоэффективностью (г = 0,765), готовностью к саморазвитию (г = 0,418). Выявленные взаимосвязи можно объединить в регулятивный компонент, определяющий успешность осуществления профессиональных коммуникативных задач и уровень саморегуляции студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что саморегуляция является значимым фактором, определяющим готовность к саморазвитию, которая формируется на основе устойчивого положительного самоотношения, мотивации к саморазвитию и уверенности в своей профессиональной компетентности.

Уровень коммуникативного самоконтроля значимо взаимосвязан с самоэффективностью (г = 0,452) и рефлексией (г = 0,432), что доказывает сильное влияние самоконтроля на рефлексивные и профессиональные способности будущих специалистов. Готовность к самопознанию значимо (на 1 % уровне) корре-

лирует с таким качеством, как рефлексия (г = 0,715). Это указывает на влияние рефлексивных качеств студентов, на их моти-вационную готовность к самопознанию.

Таким образом, готовность к саморазвитию воздействует на рефлексивные и регулятивные особенности будущих психологов, а также на их уверенность в своей профессиональной компетентности.

В результате проведенного исследования установлены прямые статистически значимые взаимосвязи между ценностью саморазвития и уровнем саморазвития (г = 0,62), а также готовностью к саморазвитию (г = 0,337). Данные взаимосвязи можно объединить в единый ценност-но-мотивационный компонент саморазвития, в котором уровень саморазвития определяется мотивационной готовностью к нему и осуществляется на основе имеющихся ценностей личностного и профессионального саморазвития.

Для определения уровней саморазвития студентов-психологов нами был проведен кластерный анализ [10], в результате которого были сформированы три кластера, позволяющие разделить обследуемых студентов на группы в соответствии с уровнями личностного и профессионального саморазвития.

В первую группу вошли студенты, саморазвитие которых можно охарактеризовать как активное и упорядоченное (48 %). В данной группе одной из важнейших ценностей является саморазвитие. Учащиеся характеризуются высокими показателями уровня саморазвития, высокой готовностью к саморазвитию и самопознанию, высоким уровнем саморегуляции, рефлексии и самоэффективности. Будущие специалисты, находящиеся на данном уровне саморазвития, стремятся к самосовершенствованию, обладают высокой мотивацией к саморазвитию и развитой системой саморегуляции. Они осознают необходимость самоизменения, целенаправленно и систематически развивают свои профессиональные качества, активно познают себя.

Вторую группу составили студенты, имеющие средний уровень саморазвития, который можно назвать неустойчивым

(44 %). В данной группе выявлены высокий уровень ценностей саморазвития, средний уровень мотивацион-ной готовности к саморазвитию и самопознанию. Уровень саморегуляции достаточно высок, однако рефлексивные способности развиты в средней степени. У студентов данной группы отсутствует систематическое саморазвитие в силу недостаточной сформиро-ванности регулятивных, рефлексивных и профессиональных качеств. Личностное и профессиональное саморазвитие является неупорядоченным и стихийным, происходит под влиянием сложившихся внешних обстоятельств.

Третья группа студентов (8 % от числа испытуемых) находится на низком (стаг-нирующем) уровне саморазвития. Здесь выявлены более низкие показатели ценности саморазвития, уровень саморазвития и мотивационная готовность к нему, средний уровень саморегуляции, рефлексии и самоэффективности. Студенты данной группы не рассматривают саморазвитие как важную ценность своей жизни и не стремятся к нему. Уровень сформированности их рефлексивных, регулятивных качеств недостаточно высок. Это не позволяет им осуществлять целенаправленный процесс самосовершенстовования и саморазвития. Развитие у таких лиц происходит низкими темпами либо вообще не наблюдается. Для субъектов данного уровня характерно отсутствие или слабая степень самоконтроля, что проявляется в неспособности к целенаправленному и осознанному осуществления практических действий, связанных с самоизменением.

Обсуждение и заключения

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что профессиональное и личностное саморазвитие студентов-психологов протекает на всем протяжении процесса обучения в высшей школе и является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от осознания как своих профессиональных и личностных качеств, так и от уровня сформированности психологической компетентности. Регулятивные и рефлексивные качества будущих специалистов являются одними из важнейших факторов саморазвития, обусловливающие целенаправленность и систематичность процесса личностно-профессионального самосовершенствования, стремление к самопознанию и самоизменению в процессе получения профессионального образования.

Личностно-профессиональное саморазвитие студентов-психологов включает в себя несколько уровней, каждый из которых характеризуется высоким, средним или низким уровнем саморегуляции, ценностей и мотивации к саморазвитию, а также различными уровнями сформи-рованности рефлексивных составляющих саморазвития.

Дальнейшие исследования данной проблемы позволят разработать пути формирования регулятивных и рефлексивных качеств студентов, способствующих повышению осознания необходимости профессионального саморазвития и осуществлению целенаправленной деятельности по самосовершенствованию в процессе профессионального обучения в вузе.

1. Гаранина Ж. Г. Детерминанты профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 2 (75). С. 25-31. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21616154 (дата обращения: 31.03.2016).

2. Маралов В. Г. Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2. С. 117-125. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25015020 (дата обращения: 31.03.2016).

3. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М. : Наука, 1973. 661 с. URL: http://maxima-library.org/avtory/ translator/b/347216 (дата обращения: 31.03.2016).

4. Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 5-18. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21560866 (дата обращения: 31.03.2016).

5. Жигимонт С. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личностном самоопределении юношей и девушек // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № S30. С. 11-15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22585236 (дата обращения: 31.03.2016).

6. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Роль осознанной саморегуляции в организации внешних и внутренних ресурсов достижения учебных целей // Мир образования — образование в мире. 2014. № 2. С. 182-193. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21958333 (дата обращения: 31.03.2016).

7. Чурсина А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию как приоритетеное направление развития вуза // Современная высшая школа. 2014. № 1. С. 18-21. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id =21402543 (дата обращения: 31.03.2016).

8. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15318369 (дата обращения: 31.03.2016).

9. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 560 с. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20098949 (дата обращения: 31.03.2016).

10. Гаранина Ж. Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (Ч. 1). С. 179-183. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=18929979 (дата обращения: 31.03.2016).

Поступила 01.04.16; принята к публикации 25.04.16; опубликована онлайн 30.09.16.

Гаранина Жанна Григорьевна, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-5827-3269, garanina23@mail.ru

Читать статью  Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя математики и физики

Мальцева Ольга Евгеньевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7564-4025, malcevao@tut.by

Все авторы прочитали и добрили окончательный вариант рукописи.

1. Garanina ZhG. Determinanty professionalnogo samorazvitiya budushchikh spetsialistov [The determinants of professional self-development of future professionals]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 2(18):25-31. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21616154 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

2. Maralov VG. Dialekticheskaya vzaimosvyaz form samorazvitiya v kontekste resheniya problem psihologicheskogo soprovozhdeniya lichnosti [The dialectical relationship of forms of self-development in the context of solving the problems of individual psychological support]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015; 2(19):117-125. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=25015020 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

3. Pavlov IP. Dvadtsatiletniy opyt izucheniya vysshey nervnoy deyatelnosti (povedeniya) zhivotnykh [Twenty years of experience in studying higher nervous activity (behaviour) of animals]. Moscow: Science; 1973. Available from: http://maxima-library. org/avtory/translator/b/347216 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

4. Abulkhanova-Slavskaya KA. Metodologicheskiy printsip subyekta: isslelovaniye zhiznennogo puti lichnosti [Methodological principle of a subject: study of person’s life course]. Psihologicheskiy zhur-nal = Psychological journal. 2014; 2(35):5-18. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=21560866 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

5. Zhigimont SN. Rol sovershenstvovaniya mekhanizmov samoupravleniya (samoregulyatsii) v profes-sionalnom i lichnostnom samoopredelenii yunoshey i devushek [The role of self-improvement mechanisms (self-regulation) in professional and personal self-determination of young men and women]. Nauchno-

metodicheskiy elektronnyiy zhurnal Kontsept = Scientific and methodical electronic journal Concept. 2014; S30:11-15. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=22585236 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

6. Morosanova VI, Bondarenko IN. Rol osoznannoy samoregulyatsii v organizatsii vneshnikh i vnu-trennikh resursov dostizheniya uchebnykh tseley [The role of conscious self-regulation in the organisation of internal and external resources to achieve learning goals]. Mir obrazovaniya — obrazovaniye v mire = The World of Education — Education in the World. 2014; 2:182-193. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=21958333 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

7. Chursina AS. Formirovaniye gotovnosti k professionalnomu samorazvitiyu kak prioritetnoye naprav-leniye razvitiya vuza [Furthering readiness for professional self-development as a priority direction in the university development]. Sovremennaya vyisshaya shkola = Modern Higher School. 2014; 1:18-21. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id =21402543 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

8. Konopkin OA. Osoznannaya samoregulyatsiya kak kriteriy subyektnosti [Conscious self-control as a criterion of subjectivity]. Voprosy psikhologii = Problems of Psychology. 2008; 3:22-34. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=15318369 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

9. Ilin EP. Psihologiya voli [Psychology of will]. St. Petersburg: Piter; 2009. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=20098949 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

10. Garanina ZhG. Struktura i urovni lichnostno-professionalnogo samorazvitiya buduschikh spetsi-alistov [The structure and levels of personal and professional self-development of future professionals]. Fundamentalnyie issledovaniya = Fundamental Research. 2013; 6:179-183. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=18929979 (accessed 31.03.2016). (In Russ.)

Submitted 01.04.16; accepted for publication 25.04.16; published online 30.09.16.

Саморегуляция — её виды и функции, эффективные методы

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?

Саморегуляция

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

  • внешние условия среды;
  • особенности личности;
  • особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
  • цели деятельности.

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

  • научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);
  • визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);
  • периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

  • Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка.
  • Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание.
  • Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
  • Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Теории

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

самовоспитание с помощью определенных упражнений;

биологическая обратная связь;

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

  • В 3-4 года преобладающими являются непроизвольные двигательные и речевые способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока лишь одна произвольная.
  • Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроизвольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
  • К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и теперь дети активно пользуются воображением, памятью, мышлением и речью.
  • С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самокоррекции и самоконтроле. Пропорции резко изменились: на 3-4 произвольных метода саморегуляции выпадает лишь один непроизвольный.
  • С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимая их от окружающих.
  • В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека. В основном применяются сознательные волевые методы.
  • Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, однако постепенно они вытесняются пассивным отдыхом, библиотерапией.
  • После 60 лет преобладающей является пассивная разрядка, общение, размышление-осмысление.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

Функции

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

  • Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше.
  • Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса. Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения.
  • Накапливание сил. Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим.
  • Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Методы

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Источник https://studopedia.ru/17_26412_samoregulyatsiya-lichnosti.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-kak-faktor-lichnostno-professionalnogo-samorazvitiya-buduschih-spetsialistov

Источник https://psylogik.ru/90-samoreguljacija.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *