Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1

1. Методика Льва Толстого по обучению чтению. Используя скороговорки, считалки и потешки, он учил раскладывать слова на звуки, тренируя звуковое восприятие и произношение ещё до изучения букв. Утверждал, что чтению малыша можно обучать с года через игру:

а) Для начала на стену можно повесить плакат-азбуку с яркими картинками. Задача взрослого просто назвать букву, на которую указывает ребёнок, а не стараться многократно повторять её.

б) Занятия с магнитной азбукой, кубиками с буквами, карточками с буквами. По просьбе взрослого ребёнок даёт карточку или кубик с изображением той или иной буквы.

в) Поиск знакомых букв в книжных заголовках, на уличных рекламных щитах и вывесках. Придумывайте игры с буквами.

г) Предложите ребёнку из спичек сложить букву «Н», а потом переложите спичку так, чтобы получилась буква «П» и так далее.

д) Очень полезным для запоминания букв является выкладывание их из мозаики, пуговиц, горошин, камушков, можно лепить буквы из пластилиновых колбасок. Это полезно и для развития мелкой моторики, и увлекательное занятие по изучению букв.

е) Оригинальный способ запоминания букв – сделать карточки с «тело-буквами».

ж) Как только ребёнок усвоит алфавит, приступайте к складыванию слогов. Но, для успешного освоения, обучайте ребёнка произносить звуки, а не названия букв.

з) Начинаем складывать слоги из двух букв. Лев Толстой предложил складывать слоги на каждую букву алфавита, например: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и. т. д. Четко проговаривайте слоги, медленно внятно артикулируйте, водите пальцем вдоль написанного слога.

и)Для успешного обучения играйте с ребёнком в крышечки из-под детского питания или любые другие. Изнутри присоедините буквы из магнитной азбуки или смастерите буквы из картона. Переворачиваем каждую крышку и просим ребёнка найти ту или иную букву. Ребёнок поднимает крышки и ищет заданную букву. Обязательно озвучивайте найденную ребёнком букву: «А это что за буква? Если ребёнок отвечает верно, то хвалите обязательно, но просите найти именно заданную букву. Следующим этапом игры будет составление слогов, ритмично проговаривая их вместе с ребёнком.

к) От двухбуквенных слогов переходите к трёхбуквенным. В начале процесса обучения ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также: й, ь, ъ. От слов из трёх букв переходите к четырехбуквенным словам.

л) Следующим этапом обучения будет сложение слов из слогов и разбивание слов на слоги. Здесь уже можно активно использовать азбуки, буквари для чтения по слогам. Если ребёнок уже хорошо усвоил складывание слов из слогов, то задание можно усложнить, демонстрируя ребёнку то, что при замене в слове одной буквы получается новое слово: «сто-л – стог», «майка-чайка».

м) Покажите, что, заменив в слове всего лишь одну букву, оно превращается в новое слово: «стол-стог-стоп», «майка-чайка-гайка», «мишка-миска».

2. Методика Макато Шичида- метод стимулирования врожденной гениальности, к которой способны все малыши. Предлагает родителям малышей в возрасте до 3-х лет постоянно стимулировать все чувства ребенка.

Так как в возрасте от рождения до 3-х лет правое полушарие мозга ребенка является доминирующим, очень важно в этот период обеспечить малыша всей необходимой информацией, которую важно запомнить на всю жизнь. И тогда, когда полушария мозга будут достаточно развитыми, это позволит ребенку проявить высокий уровень своего развития и интеллекта, что позволит показать самые сильные его стороны. И в будущем такие дети с легкостью смогут запоминать огромные объемы информации, а также вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно.

Правое полушарие мозга отвечает за фотографическую память, и поэтому дети, которые воспитывались по методике Макато Шичида, имеют постоянный доступ к той информации, которая хранится в памяти. Причем такие дети могут не только вспоминать информацию из прочитанной когда-то книги, а и с точностью видеть определенные страницы из нее наподобие снимка, который можно просматривать вновь и вновь.

Чтобы активировать правое полушарие мозга, нужно предлагать ребенку мигающую, либо быстро меняющуюся информацию. А для того, чтобы тренировать левое полушарие, информация должна быть многократно повторяющаяся и довольно медленна. Для маленьких детей дошкольного возраста, полезной является информация на разные темы и с различными изображениями, которую показывают быстро. Так как маленькие дети любят разнообразие, то следует показывать им постоянно какие-то новые материалы, которые имеют различные цифры, буквы, изображения, фигурки и слова. Такое разнообразие материалов нужно ребенку и для того, чтобы у него возникал интерес к занятиям обучению.

3. Методика В. Воскобовича- автор игры «Геоконт», развивающей ум и способности ребенка. Придумал самые разные конструкторы, геометрические фигуры, головоломки, их особенностью является то, что все они учат ребенка работать самостоятельно, быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков. Эти игры развивают разнообразие детского мышления и детскую речь, так как нужно сопоставлять описание рассказов по картинкам.

4. Методика Марии Гмошинской- техника грудничкового рисования, начиная с 6 месяцев. Ребенок рисует пальцами и ладошками так, как ему этого хочется, причем он может рисовать как одной, так и обеими руками, его возможности и желания не подавляются. Советует родителям начинать приобщать своего ребенка к миру прекрасного, начиная с 6-ти месяцев, но никак не раньше. Потому, что только к 6-ти месяцам ребенок начинает сидеть и у него появляется непреодолимое желания познавать мир, поэтому у него уже появляется тяга к рисованию. Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. Благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память.

5. Методика Никитиных «Лучше всегда показывать на своем примере»- основа его методики развития. Никитины разделяли всех родителей на две категории: Первая – родители, которые совсем не занимаются со своим ребенком. Это может напрямую привести к умственной отсталости ребенка, задержке в психологическом и эмоциональном развитии, так как главной проблемой является психологическое голодание- отсутствие контакта с родителями и их понимания. Вторая крайность родителей- заорганизованность. Родители очень сильно опекают своих детей заботой, совсем не оставляя ребенку свободного времени, чем и вызывают его неготовность стать самостоятельной личностью, индивидуумом.

Супруги Никитины заявляют, что главной задачей, которая лежит перед родителями- нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Для этого ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах. Нельзя опережать детей в поступках, советах и мыслях.

— бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Ведь проявляя свое неравнодушие к играм, соревнованиям, увлечениям и непосредственно участвуя в них, родители, таким образом, показывают своему ребенку насколько он дорогой им, а это способствует эмоциональному контакту между самыми родными людьми.

— предоставление ребенку свободы выбора, свободы творчества, а также занятия. Ни в коем случаи нельзя заставлять или принуждать детей делать нужные вещи. Это касается и уроков, и уборок и зарядок, ведь дети должны увлекаться тем, что больше подходит им по душе и только тогда им удастся развить свой скрытый талант и в будущем стать профессионалами своего определенного дела.

— легкость движения и спортивная обстановка в доме. Начиная с самого раннего детства детей нужно окружать спортивной обстановкой, которую они со временем начнут воспринимать за обычную и вполне естественную среду своего обитания.

Читать статью  Личностный рост: что такое, с чего начать, для чего необходим

Главной задачей всех родителей является помочь своему ребенку развиться в индивидуальную и самостоятельную личность. Обязательно нужно учитывать желание ребенка, и ни в коем случае нельзя даже пытаться осуществить в ребенке какие-либо свои несбывшиеся когда-то желания и жизненные планы.

6. Методика Масару Ибука- о развитии ребенка с младенчества до трех лет. После трех лет- уже поздно, потому, что мозг к этому времени уже сформирован на 70-80%.

Целью развития ребенка должна стать потребность в том, чтобы он в будущем имел четкий ум и здоровое тело. Совсем не важным является то, чем ребенок будет заниматься. Важным моментом является то, что новый опыт нужно вводить только вовремя.

7. Методика Сесиль Лупан-«ребенок это не сосуд, который нужно заполнять, а огонь, который нужно так зажечь, что бы он светил ярко и горел пламенно». Детям нужна не только опека со стороны родителей, а и интерес, с помощью которого можно приобрести новые знания. Поэтому нужно предлагать ребенку те знания, к которым у него проявляется интерес, обязательно нужно учитывать индивидуальность ребенка и его склонности.

Утверждает, что с ребенком ни в коем случаи нельзя заниматься по установленному графику каждый день, а проводить занятия в различных условиях и времени, чтобы ему, прежде всего, было интересно. Ведь когда ребенок получает опыт и информацию в повседневной жизни, то это гораздо эффективнее на него действует, чем спланированные, строгие занятия, а также всегда существует возможность закрепить полученные знания на практике.

Прежде чем приступить к занятиям, нужно все в подробностях расписать. Это нужно не для того, чтобы строго следовать инструкции, а для того, что если вдруг что-то упустил и не осуществил, осуществить на следующий день.

Если ребенку не интересно заниматься и он вообще перестает воспринимать информацию, то тогда следует немедленно прекращать занятия. Автор считает, что ничего плохого нет в том, чтобы на несколько месяцев перестать заниматься с ребенком вовсе, а потом вновь возобновить их. Считает, что у ребенка вновь проснется интерес к занятиям, и он начнет делать огромные успехи в учебе и познании мира.

В своей методике Сесиль Лупан не дает тщательных рекомендаций, по поводу учебы ребенка и здесь, наверное, и проявляется уникальность этой методики. Ведь если подробно разобраться, то никто не знает ребенка лучше, чем его родители и поэтому именно им нужно разрабатывать свою индивидуальную схему работы с не менее индивидуальной личностью – малышом.

Методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые смогут заставить их думать, размышлять и искать самые лучшие варианты, помогающие развить в ребенке индивидуальность.

8. Методика Глена Домана- дети Возрождения. Военный американский врач Г. Доман работал с детьми, у которых были травмы мозга. Все исследования проходили в Филадельфийском институте, позже он был назван «Институт ускоренного развития ребенка».

Глен Доман понял, что добиться резкого усиления активности мозга можно с помощью стимуляции одного из органов чувств. Врач всех своих больных детей учил читать. На карточках красными буквами были написаны слова, которые показывались детям и громко произносились вслух. Но это были не совсем обычные занятия, они длились всего 5-10 секунд, и с некоторыми промежутками повторялись до нескольких десятков раз в день.

Благодаря этой методике дети начинали читать, а со временем понемногу начинали развиваться и физически. И это все притом, что до занятий они по всем показателям очень отставали в развитии от своих сверстников как физически, так и умственно. Глен Доман смог не только вылечить больных детей, но и добился того, что после обучения по своей методике, они стали опережать своих обычных сверстников на 20%.

Глен Доман на основе этих методов разработал методику для развития обычных детей, у которых нет умственных или физических отклонений. Доказал давнюю истину, что человеческий потенциал огромен и еще не изучен до конца. Детей, которые развиваются по методу Глена Домана, ее автор называет детьми Возрождения.

Такие дети с самого раннего возраста начинают читать, это происходит в три — четыре, а иногда даже в два года. И уже с такого младенческого возраста дети становятся настоящими эрудитами, хорошо владеют знаниями по математике и прекрасно развиваются в физическом плане.

В своих работах и исследованиях военный ученый ставит для себя одну единственную цель – он дает неограниченные возможности детям. Это способствует формированию личности ребенка, и он сможет стать кем захочет, и ничто не будет его ограничивать.

Вся методика Глена Домана построена на том, что к семи с половиной годам детский мозг уже сформирован, а к трем – уже сформирована его большая часть. А учеба эффективна только в период роста мозга. Поэтому методика Глена Домана создана для детей раннего возраста.

По мнению Домана, начинать занятия по развитию своего малыша нужно с самого дня его рождения. Тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.

Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать уже в год. Именно в этом возрасте малыш наиболее восприимчив, и у него уже хорошо работает врожденная функция мозга, которая отвечает за огромные способности ребенка к различным языкам.

Кроме лингвистических врожденных способностей малыш обладает еще и математическими. Это подтверждается тем фактом, что если малыша научить простым элементарным числам, то он способен открыть для себя такие математические действия как сложение, умножение, деление и вычитание. Природа заложила в человеке огромное количество различных возможностей. Но чтобы они начали проявляться, их нужно начать развивать, дать им толчок. (См. так же Часть 2 — продолжение)

Методические рекомендации к портфолио 1. Титульный лист. Впишите фамилию, имя ребенка и дату начала ведения портфолио. Когда портфолио будет готово – проставьте здесь же дату.

Методические рекомендации «Рисуем пейзаж» Старшая группа Тема: Пейзаж Цель: Создание условий для работы с изо материалов, при изображении осеннего пейзажа. Задачи: 1. создать условия.

Методические рекомендации «Что такое готовность ребенка к школе?» ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»? Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации к логопедическому тренажеру ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «Помоги Барашу различить звуки с-ш» Цель: автоматизация умения дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах, повышение.

Методические рекомендации к лэпбуку

Методические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: — способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; — способствует приобретению.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья — микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Презентации используются.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Фото: Nicolas Picard / Unsplash

Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Вместе с Наталией Гатановой, психологом, мамой и научным руководителем фонда МиКЭБИ разбираемся, что это и как развивать их у детей младшего возраста

Что такое soft skills и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

  1. Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
  2. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Читать статью  Формирование личности: как происходит и отчего зависит

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи — «гибкие»

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи — «гибкие» (Фото: МШУ «Сколково»)

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.

В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.

Какие soft skills развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

  • Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
  • Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
  • Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Шесть основных мегатрендов, которые меняют мир. Из доклада «Навыки будущего»

Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:

  1. Управление вниманием и концентрация. Поможет справиться с информационным шумом и перегрузом, управлять процессами и решать сложные проблемы.
  2. Творческое мышление. В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.
  3. Логику. Логика развивает вычислительное мышление. Помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.
  4. Пространственное мышление и воображение. Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.
  5. Навыки работы с информацией. Цифровая грамотность и умение программировать также важно как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.
  6. Самоорганизация и тайм-менеджмент. Зумеры и миллениалы чаще выбирают свободный график и меняют работу. Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.
  7. Эмоциональный интеллект. Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг. Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии.
  8. Межкультурную коммуникацию. Глобальные изменения заставляют экономики, корпорации и сообщества объединятся для решения общих проблем. Навыки межкультурной коммуникации помогают строить отношения с людьми из других сфер и стран.
  9. Умение учиться, разучиваться и переучиваться. Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.
  10. Критическое мышление. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.

В своем выступлении на TED преподаватель Римма Раппопорт рассказывает, как на уроках русского языка можно развивать гибкие навыки у детей

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

Фото:Из личного архива

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

  1. Быть принимаемым — ребенок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным.
  2. Быть независимым — ребенок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду.
  3. Быть успешным и компетентным — ребенок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Взрослые могут не обращать на это внимания, объясняя фразой «вырастешь — поймешь», но это неверно. Нужно относиться к ребенку, как к полноценному человеку.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Как развивать «гибкие» навыки у ребенка

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

  1. Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
  2. Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
  3. Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.

Фото:Fauxels / Pexels

Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.

Психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Счастливый ребенок. Универсальные правила» пишет, что не понимая при­чин детского плача, родители демонстратив­но оставляют ребенка один на один с его бедой, допуская массу ошибок эмоционального воспитания

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Читать статью  Саморазвитие как высшая форма развития: Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном

«Развиваю как могу»: как воспитать счастливого.

Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.

Что влияет на саморазвитие личности ребенка ?

01.jpg

Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?

1. Опыт отношений

Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.

Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.

Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.

2. Преодоление трудностей

Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.

Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.

Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.

Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».

3. Семейные традиции

Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.

Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества .

Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.

4. Свобода выбора

Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.

Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.

Методы саморазвития ребенка

02.jpg

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет . Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Как развивать в ребенке самостоятельность?

03.jpg

Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.

Начальная школа

На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.

Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».

Средняя школа

Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.

Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.

Старшие классы

Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.

Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.

P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение» .

Источник https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-metody-i-tehniki-sposobstvuyuschie-samorazvitiyu-rebenka-chast-1.html

Источник https://trends.rbc.ru/trends/education/5e72915d9a79476951a62a2c

Источник https://pavelrakov.com/articles/zhenskoe-prednaznachenie/razvivayu-kak-mogu-kak-vospitat-schastlivogo-rebenka-/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *