Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
- Вариант для подростков и их родителей;
- Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.
Описание шкал теста диагностики взаимодействия родителя и ребенка И.М.Марковской
Шкалы опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР)
В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: «тревожность за ребенка»
9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М.Марковской. Подростковый вариант
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
- Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
- Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
- Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
- Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
- Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
- Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
- Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
- Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).
- Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
- Он(а) меня редко ругает.
- Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
- Считает, что главное — это слушаться его (ее).
- Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
- Он(а) не разделяет моих увлечений.
- Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
- Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
- Он(а) часто идет у меня на поводу.
- Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
- Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
- Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
- Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
- Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
- Он(а) всегда мне сочувствует.
- Мне кажется он(а) меня понимает.
- Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
- При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
- Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
- Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
- Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
- Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
- Он(а) предъявляет ко мне много требований.
- По характеру он(а) мягкий человек.
- Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
- Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
- Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
- Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
- Он(а) часто критикует меня по мелочам.
- Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
- Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
- Прощает мне то, за что другие наказали бы.
- Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
- Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
- Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
- Он(а) все время высказывает недовольство мной.
- Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
- Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
- Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
- Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
- Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М.Марковской. Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
- Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
- Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
- Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
- Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) повеление.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Опросник И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей гак же, как я его (ее).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки
- Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, лаже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
- Считаю, что в целом, правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) гулять одному (одной) во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Дума, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка, и т.п.) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Регистрационный бланк теста отношений родителя и ребенка И.М.Марковской
Обработка результатов методики диагностики отношений родителя и ребенка И.М.Марковской
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:
ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.
Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей
1. Нетребовательность — требовательность
2. Мягкость — строгость
3. Автономность — контроль
4. Эмоциональная дистанция — близость
5. Отвержение — принятие
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество
7. Несогласие — согласие
8. Непоследовательность — последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)
«Тест-опросник» родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
тест
С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_oprosnik_dlya_roditeley.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
« Тест-опросник» родительского отношения
А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
С помощью этого теста родитель может определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитает в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Инструкция: «Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку в бланке ответов.»
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку расположение.
- Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносят ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку липнет все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу со своим ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Не возможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я не высокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Авторы теста выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества полученных ответов, данных родителем на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из типов отношения.
- Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60;
- Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
- Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58;
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
- Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Характеристики типов родительского отношения по количеству набранных баллов соответствуют следующему описанию:
- Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Если родитель получил высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что его ребенок нравится ему таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы.
Если родитель получил низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не большого ума, дурных наклонностей. Часто испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяет ему и не уважает его.
- Кооперация. Шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Если родитель получил высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить его заинтересованность делами и планами ребенка. Родитель старается во всем помогать ему, проявляет сочувствие. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что он ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за ребенка. Он кажется ему маленьким и беззащитным. По своей воле родитель никогда не позволяет ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю, говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
- Авторитарная гиперсоциализация. Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю, в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка послушания и дисциплины, они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник. Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается не приспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-опросник родительского отношения
Вашему вниманию представлен тест-опросник родительского отношения.( авторы А.Я. Варга, В.В. Столик). Данный тест помогает выявить стиль отношения родителя (законного представителя) к ребенку и в случа.
Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин
Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно».
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН).
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психол.
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:
Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Вопросы теста.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
- Я уважаю своего ребенка.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто мне неприятен.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
- По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
- Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
- Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
- При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
- Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
- К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
- Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
- Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
- Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
- Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
- Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
- При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
- Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
- Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
- Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
- Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения моего ребенка.
- Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
- Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
- Мой ребенок часто меня раздражает.
- Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка.
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
- Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
- Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
- Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
- Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Интерпретация.
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;
Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.
Источник http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-vzaimodejstvie-roditel-rebenok-i-m-markovskaya
Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/11/07/test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v
Источник https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro