Как семье и школе вместе бороться с травлей

Исследования показывают, что каждого второго ребенка травили в школе другие дети или учителя. По данным агентства ЮНИСЕФ Россия находится на третьем месте среди стран Европы по количеству детей, которые сталкивались с буллингом. Не секрет, что зачастую конфликты перерастают в травлю по вине взрослых, когда учителя отрицают факт насилия, а родители его не замечают. Как избежать токсичной среды в школе? Какие отношения в семье сделают ребенка сильнее? Как семье и школе объединиться для борьбы с буллингом? Об этом рассказывает Светлана Моторина, автор первой нон-фикшн книги о травле на русском языке «Травля: со взрослыми согласовано».

Все идет из семьи

Все участники травли, и жертвы, и агрессоры — продукты нехватки любви и заботы в семье.

В агрессоров чаще всего превращаются дети, которые рано становятся самостоятельными из-за того, что родителей физически нет рядом или они всё время заняты и не дают ребенку достаточно любви и внимания. Экстремальный вариант — родители-тираны. В таких условиях ребёнок выбирает модель поведения, при которой он доминирует над другими. А так как из-за собственных травм он не умеет испытывать жалость к более слабым, он выражает свое доминирование только через агрессию.

Довольно часто в момент травли булли совершенно не думают о жертве: их ведёт животный инстинкт и абсолютное ощущение собственной правоты.

Жертвами становятся неагрессивные дети, которые привыкли быть в слабой позиции, например, из-за преобладающего дома насилия. Каким-то образом они обнаружили, что с нападками проще справляться, если казаться незаметным, подчиняться более сильному. Однако, попадая в зону внимания и влияния агрессора, жертва оказывается в ловушке. Чем более незначительной она пытается казаться, тем большего подчинения жаждет нападающий, чтобы удовлетворить свою потребность в доминировании.

Вывод напрашивается сам собой. Единственный способ профилактики буллинга со стороны семьи — любовь, безусловное принятие, уважением к границам ребёнка.

Хороший пример — история Гордона Ньюфелда, автора теории привязанности. Однажды он услышал, как его шестилетнего сына Брейдена на спортивной площадке дразнили старшие дети: «Ха-ха, хочешь в футбол играть? Глупый младенец!». Ньюфелд бросился было на защиту, но услышал, как Брейден спокойно ответил: «Нет, я не младенец. Мой папа сказал, что я футболист». Травля чужих детей не смогла уязвить мальчика, потому что ему было гораздо важнее, что о нём думает отец, авторитетный близкий.

Когда между родителями и детьми установлены доверительные отношения, они, как незримый купол, защищают ребёнка, его самооценку. И наоборот, когда близкие унижают, словами или действиями указывают на его ничтожность, ребёнок становится ещё более уязвимым. Получается замкнутый круг: в семье он подтверждает клеймо, навязанное сверстниками или учителями, а в школе убеждается в правоте родителей.

Секрет нетоксичной среды

Школа со своей стороны может прервать цепь насилия в том случае, если она изначально настроена на ребёнка, признаёт его самость, открыта к совместному решению проблем. Например, есть антибуллинговая хартия, прописаны ценности, проводятся мероприятия по их закреплению.

Когда я работала над книгой «Травля: со взрослыми согласовано», я определила два условия нетоксичной среды в школе:

  1. Есть правила поведения и взаимоотношений.
    В школе, в классе установлены четкие правила взаимодействия, которые обязательны для всех. Нарушителей ждут санкции. Пример: если ученик становится свидетелем насилия, нарушения границ, он тут же сигнализирует об этом агрессору и учителю, и такое поведение не считается «стукачеством».
  2. Учителя неравнодушны к детям.
    Педагоги живут в детях, видят их, считывают их поведение, всегда находятся рядом. Не упускают ни одного процесса в групповой динамике. С таким подходом легко вовремя заметить и предупредить травлю.

Вместе против буллинга

Бывает так, что несмотря на прекрасных педагогов, прописанные ценности и правила, травля всё равно происходит. И главное в этом случае понимать, что ни жертве, ни агрессору самостоятельно из этой ситуации не выйти, а мнение, что жертве просто следует поменять свое поведение — ошибочно.

В детском и даже подростковом возрасте это почти невозможно: уровень рефлексии и самосознания ещё слишком низок. К тому же, когда ребенок, не понимая, что именно надо делать иначе, пытается контролировать каждое свое слово и действие, он выглядит еще менее уверенно. Любая его попытка что-то сказать вызывает еще большие нападки, и образуется замкнутый круг, разомкнуть который в состоянии только взрослые — семья и школа.

Что делать семье, если ребенка травят

Быть рядом

Первый, кто способен спасти жертву — это родитель. Необходимо, чтобы в это страшное время ребёнок постоянно видел, что он не один, что близкие на его стороне. Только на вас ребёнок может опереться и хоть как-то пережить то, что с ним происходит. Поэтому будьте с ним рядом.

Доверять ребенку

Нельзя сомневаться в правдивости слов пострадавшего. Стоит один, два, три раза усомниться, и доверие ребёнка будет потеряно. То же произойдет, если говорить, что всё, что происходит в школе — его личные проблемы. Так мы наделяем ребенка доминирующей взрослой альфа-позицией и навсегда обрубаем незримую детско-родительскую связь.

Искать решения вместе со школой

Поговорите с учителем, школьным психологом, администрацией школы. Если школа открыта к признанию травли, готова её лечить, то вы придёте к единому мнению и выстроите стратегию помощи. Варианты: пригласить медиатора, с помощью психолога организовать тренинг на сплочение, обратиться, к команде «Травли.Нет».

Что делать школе, если ребенка травят

Признать проблему

Называйте вещи своими именами. Признайте, что травля имеет место, и что решение проблемы — это ваша ответственность.

Лечить группу

Травля — это болезнь группы, а не личная проблема ребёнка. Возможно, школьнику нужна помощь в коррекции его поведенческих моделей, но это вторично. Первично — прекратить издевки. Для этого примите жёсткое правило в группе: мы не травим и не издеваемся. И лечите группу.

Но не затевайте дискуссий на тему: «Зачем вы это делаете? Что он вам сделал?» и далее по списку, а расскажите детям о том, что такое травля, чем она отличается от простой ссоры или неприязни.

Покажите фильмы «Чучело», «Чудо», или ролики, где актёры в роли жертв рассказывают о своих чувствах. Дайте детям понять, что чувствует тот, кого травят. Например, вместе с психологом спроецируйте подобные ситуации на булли или наблюдателей: «А как бы ты чувствовал себя, если…» Творческая терапия — всем вместе написать пьесу о травле, а затем её поставить на сцене.

Зафиксировать правила

Зафиксируйте правила взаимоотношений в коллективе. Если они уже есть, еще раз напомните, повесьте на видном месте, и регулярно закрепляйте.

Сплотить коллектив

Вывезите детей на экскурсию, в кафе, в другой город. Так вы увидите их вне уроков, заметите изменения в групповой динамике, посмотрите, кто с кем дружит, и есть ли в классе буллинг. В неформальной обстановке проще скорректировать негативные изменения и закрепить позитивные.

Работать с агрессором и с жертвой

Максимально корректно пообщайтесь с семьями булли и жертвы. Попробуйте понять, как обстановка в семье повлияла на поведение обоих детей. Скорее всего, и булли, и жертве понадобится психологическая помощь. Законодательно ее навязать нельзя, но как минимум предложить родителям — нужно.

«Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути решения»
методическая разработка

Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру.

Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает различным:

 нормальным , когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

 ненормальным , когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растёт как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе.

Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института .

Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей . Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Главная задача , которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания . Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения .

Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей , а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями.

Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий .

Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например:

— Нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика ; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их.

А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения . Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации .

Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта . Нужно уметь слушать , уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем.

А как быть с неблагополучными семьями ? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, — меняют обстоятельства жизни в школе .

Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности .

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей , когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей .

Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта.

Во – первых , потому, что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10 – 12 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально ответить на интересующие их вопросы. Во – вторых , каждая семья воспитывает ребёнка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьёй, отвечающие потребностям родителей.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели :

 Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

 Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

 Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

 в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

 в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов , нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер .

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом :

все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.

О принятых мерах родители непременно извещаются.

Читать статью  Проблемы в семье: причины, способы решения и как сохранить семью

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей.

  1. Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании .

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

2) Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно – практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовят выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг».

3) Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

4) Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

5) Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника . Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чьё это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребёнка?».

6) Ролевые игры – это коллективная творческая деятельность по изучению сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребёнок приехал из школы» и т.д. Методика ролевой игры предусматривает следующие действия: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

7) Индивидуальные тематические консультации .

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

8) Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» — не такое уж лёгкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом или матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания. А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого – то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учёбе.

9) Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

10) Родительский комитет . Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Чтобы оценить эффективность учебно – воспитательного процесса, необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Родители глазами детей», «Режим работы школы», «Формы проведения родительских собраний».

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит специалистам реабилитации– психологу, дефектологу, врачам нашего Центра. Они обладают соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование классных руководителей и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

Необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным.

Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории.

Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

В нашем Центре система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители.

Задачи , стоящие перед Управляющим советом, серьезные.

-Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения.

— Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы.

— Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах.

— И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей.

Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум , деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

усыновите. ру

Сложности привыкания к новым взрослым и ровесникам, низкая подготовка, пробелы в социализации, неумение выстраивать отношения, внутренние страхи и травмы – все это мешает приемному ребенку спокойно войти в ритм жизни школьного коллектива. Как ему помочь, обсуждают приемные родители, педагоги и психологи.

mishanina.jpg

Наталия Мишанина, детский и семейный психолог, эксперт в сфере социального сиротства и приемного родительства.

«Действительно, школа для приемного ребенка – это очередное новое испытание, и поводов для страхов у детей много, — отмечает Наталия Мишанина, детский и семейный психолог, эксперт в сфере социального сиротства и приемного родительства. — В первую очередь, пугает все новое. Не дает идти вперед прежний опыт и травмы ребенка. Пугают и новые люди. К ним ведь тоже надо привыкать, но у ребенка просто нет для этого ресурса, ни физически, ни морально. Часто дети также боятся проявить незнание в учебе. Ведь не секрет, что у ребенка из системы слабая база, часто это объясняется элементарным равнодушием системы к детям, педагогическая запущенность. В подростковом возрасте ребенок может находиться на уровне начальной школы. Маленький словарный запас, скудный кругозор, собственные представления об окружающем мире мешают ребенку понимать то, о чем говорит учитель».

Мешает и низкая социализация, объясняет психолог. Ребенок, поживший в системе детдомов, не знает и не понимает границ и ограничений, он не знает понятий «чужое», может без спроса брать чужие вещи и нарушать чужие правила. «Этим детям не объясняли, как надо вести себя в обществе, — опять же из ненадобности, — отмечает Наталия Мишанина. – В них часто есть инфантильность, сказывается и задержка развития». Наконец, проблема и в отсутствии мотивации к учебе. Ребенок постоянно в тревоге – и испытывать интерес к учебе ему просто некогда, мозг занят другим.

kandybina.jpg

Елена Кандыбина, психолог, руководитель направления по работе с приемными родителями БФ «Здесь и сейчас»

Как отмечает Елена Кандыбина, психолог, руководитель направления по работе с приемными родителями БФ «Здесь и сейчас», ребенок, имеющий опыт жизни в системе, теряет чувство безопасности, которое помогает всем нам адаптироваться к новым условиям: «Если чувство безопасности потеряно, новое место учебы или работы выглядит не привлекательно, человек ожидает катастрофы, а не радости, ведет себя настороженно. Приемным детям труднее привыкать к новым людям и новым местам, потому что каждый раз необходимо заново убеждаться в безопасности окружающего мира». Именно на выстраивание понимающих и доброжелательных отношений в семье, на принятие ребенком правил семьи, на формирование привязанности к приемным родителям и следует обращать основное внимание в этот период. Учеба, даже если она не очень ладится, — в это время не должна выступать на первое место и загораживаться собой детско-родительские отношения, советует специалист.

«Когда она встает на уроке и ходит по классу, это не неуважение, а стресс»

kanysheva.jpg

Юлия Канышева, многодетная приемная мама

Часто, рассказывает Юлия Канышева, многодетная приемная мама (в семье 10 детей, 3 кровных, 7 приемных) приемные дети сталкиваются с оскорблениями и гонениями. «Наша Соня испытывала такие трудности. Она пошла в 1 класс, еще будучи в приюте, но много была на лечении в санатории и почти все пропустила. Когда она перешла во 2 класс, знания были нулевые – и педагог просто пересадила ее на заднюю парту: мол, что в нее вкладываться. Еще в первом классе ее обзывали безотцовщиной. Когда 9-летняя Соня пошла уже в новую школу, она очень боялась повторения всего этого. Мы объясняли Соне, что ее вины тут нет, но троллинг может зависеть и от позиции самого ребенка», — говорит Юлия. Юлия пообщалась с учителем, рассказала, что у Сони повышенная тревожность, она может встать и пройти по классу на уроке, но это не неуважение к учителю, а стресс.

Володя пришел в семью Юлии и Владимира Канышевых в 15 лет, 3,5 года назад, и очень боялся менять обстановку. «Его обзывали бесхозным ребенком, при этом у сына еще и стоял диагноз «умственная отсталость». С сентября он пошел в коррекционную школу рядом с домом. Это облегчило его вливание в коллектив», — говорит Юлия. Была неприятная история в колледже и у Димы — мальчик пришел в семью в 17 лет, постепенно оттаивал, любое замечание встречал в штыки. «Он включал «ежика», противостоял, — рассказывает Юлия. – Педагог называл его «сиротой», приходилось разговаривать со школой, чтобы учитель изменил отношение к мальчику. Видимо, еще действует предвзятое отношение к детям-сиротам и детям из системы (из серии «дети алкоголиков» и так далее). Преподаватель изменил свое поведение. Я старалась всегда вставать в учреждении на сторону ребенка, но дома объясняла Диме, что нужно держать себя в рамках и проявлять ответственность».

Юлия Канышева отмечает, что важно, когда родитель сам не несет в школу конфликт, а дает запрос – как вместе продумать образовательный маршрут ребенка в его интересах и в интересах других детей. Когда учебное заведение встает в позицию конфликта, это всегда тяжело.

lesnova.jpg

Семья Юлии Лесновой, многодетной приемной мамы

«Когда ребенок попадает в семью, у него идет двойная адаптация: он еще и к семье не привык, а если в этот момент нужно менять школу, например в середине учебного года, и нет передышки и адаптации, чтобы потом уже войти в новый коллектив, это очень сложно. А психика и так накалена, — замечает приемная мама Юлия Леснова (в семье 10 детей, 4 кровных и 6 приемных, старшая дочь Катя уже замужем).– В итоге ребенок может выбрать разные модели поведения – или заторможенность, или конфликтность, или агрессия». Часто так получается, что детей забирают в семью к весне-лету, и как раз к осени, то есть к школе, конфетно-букетный период и заканчивается.

«У нас так и было, — говорит Юлия Леснова. – Например, Леру и Марту я привезла домой 1 июня. У нас начались море, горы, отдых, прогулки, а потом раз — и школа. И всплывают сложности. Обычный ребенок, например, не боится сказать, что чего-то не знает или не понимает. Эти дети – боятся. Замирают. Ребенок из системы съеживается и перестает говорить вообще, уходит от общения. Он думает: «Я помолчу, и от меня отстанут». Не хочет даже минимально решить проблему. Важно, чтобы в этот момент родители не давили. Но мы же, конечно, тоже переживаем. Как же так, рассуждает родитель, я «спасла ребенка из системы, а тут меня вызывают в школу, и я уже не герой, мы доставляем неудобство?». Да и учителя боятся таких детей. Они понимают, что тут не только психологические травмы, а еще и завал в знаниях».

Тома пришла в семью Юлии Лесновой в 13 лет, с низкими знаниями, а смена школы была уже шестая по счету. Начались двойки и тройки. «Я вела себя истерично, была «яжемама», считая, что уже за то, что Тома пришла в школу, а не ругается и не сбежала, ей надо ставить четверки. Ведь жизнь прошлась по ней асфальтовым катком, но она не озлобилась, она ходит в школу. Но потом начала не требовать, а разбираться. Просила индивидуального внимания к Томе в школе, старалась донести мысль, что ее поступки — не со зла, — говорит Юлия. — Ее образ жизни в кровной семье привел к тому, что у нее вылетел период получения начальных знаний. Это как маленький комок снега в горах, который превращается в ком и собирает лавину, которая все погребает под собой», — рассказывает Юлия. У Томы началась психосоматика – в школе начинает болеть голова, поднимается температура. Сейчас девочку перевели на домашнее обучение.

stroganova.jpg

Светлана Строганова многодетная приемная мама, руководитель Клуба приемных семей фонда «Арифметика добра»

«Когда Полина только пришла в семью, ей тогда было 14 лет, я знала, что ее уровень не соответствует 9 классу. Меня вызывали в школу, но я говорила: «Меня не волнуют ее двойки по математике, я не буду на нее давить, мне важно, чтобы она адаптировалась к жизни в семье». Полина осталась на второй год в 9 классе, и меня это тоже не смущало. Я понимала, что догнать ей будет тяжело. А сейчас она пошла в колледж, на ту специальность, на которую хотела, в сферу туризма, и сейчас дочка очень воодушевлена. Полина стала получать пятерки по математике и другим предметам, по которым в школе были низкие оценки», — делится своим опытом Светлана Строганова многодетная приемная мама, руководитель Клуба приемных семей фонда «Арифметика добра».

Читать статью  Кризис 20 лет брака: причины сложностей совместных семейных отношений, проявления, как вести себя мужчине и женщине, сохранить супружескую жизнь?

mashkova.jpg

Диана Машкова, многодетная приемная мама

«Когда наша средняя приемная дочь Даша пошла в новую школу рядом с домом, родители ее одноклассников начали выяснять, что за детдомовский ребенок пришел в класс. Об этом они узнали от своих детей – никакой тайны в том, что Даша приемная дочь, не было, а детям было просто любопытно, — рассказывает Диана Машкова, многодетная приемная мама (в семье 1 кровный, 1 усыновленный и 3 приемных ребенка). — Родители начали звонить классному руководителю и директору школы. Это стигмы и менталитет нашего общества, когда ничего не знают о детях из детских домов, боятся их и ставят на них клеймо, считая невоспитанными или опасными. Мы наладили взаимодействие с учителем, которая поговорила с родителями других детей, и все вопросы и страхи отпали».

Иногда подросток даже просто отказывается идти в школу. Так было со старшим приемным сыном Дианы Машковой, Гошей. Весь детский дом знал, что он не ходил в школу: просто уходил утром и гулял по Москве. Такое часто случается, если ребенок злится, напуган, не может найти общий язык с учителем и классом. «К тому же по уровню знаний Гоша тянул не на 9 класс, а на 3й, и ему было тяжело. Ведь он жил в детском доме с рождения, и это не проходит бесследно. Когда он пришел к нам в семью, он повторно поступил в 9 класс – уже в другую школу, — говорит Диана Машкова. — Тут обнаружились и новые сложности: если в детском доме на многое закрывали глаза, рисовали тройки, то с требованиями обычной школы он не мог справиться. Учителя жаловались, что он и сам не занимается, и других отвлекает. Мы приняли решение перевести сына на домашнее обучение, и Гоша учился дома».

«Ты – детдомовец! Ты плохой»: травля в школе

frolova.jpg

Елена Фролова, многодетная приемная мама

Саша, приемный сын Елены Фроловой, многодетной приемной мамы (1 кровный и 2 приемных ребенка), испытал много трагедий. Елена стала уже третьей его приемной мамой! «Я взяла его быстро – Саше искали приемную маму, чтобы он снова не попал в систему, ему тогда было 9,5 лет. У мальчика СДВГ, алкогольный синдром, он тогда сидел на успокоительных препаратах, было много проблем с поведением. До детского дома он жил в очень асоциальной семье, детский дом для него оказался фактически спасением. А вот приемные семьи не справлялись. Саша нарушитель правил, испытывает терпение взрослых, истерики у него бывают до сих пор», — рассказывает Елена.

История Саши – типичная история травли приемного ребенка в школе. Мальчик пришел в семью и школу с букетом внутренних травм, напуганный, агрессивный, не умеющий контактировать со взрослыми и детьми. Страх в нем жил постоянно. Мальчика начали травить некоторые одноклассники. В начальной школе Елена перевела сына в другой класс, в четвертом классе Саша поступил в кадетский класс, чем был горд. Но и там травля продолжилась. «Детдомовец», «чмо» — каких только слов не слышал мальчик в свой адрес. Директор же вела себя жестко, постоянно вызывала Сашу, не разбираясь в сути конфликтов: его постоянно обвиняли, хотя виноват был тот мальчик, который травил Сашу. А Саша постоянно впадал в стресс. «Я работала дома с теми последствиями, которые громоздились в психике Саши после того, что происходило в школе. Но директор меня игнорировала, упрекала, что я надумываю и защищаю своего ребенка».

От скандалов, стрессов в школе у Саши стала ярко проявляться психосоматика. В школе у него поднималась температура. В полнейшем бессилии мальчик добирался до дома и фактически уходил в спячку – лежал и приходил в себя, ситуация отнимала всю энергию, а школу приходилось пропускать. Потом начиналось все сначала. Учиться Саше нравилось, а школу он боялся. А Елена постоянно сидела на телефоне и контролировала ситуацию в школе, на работе это не нравилось, но приходилось.

Однажды Сашу снова оболгали, обвинив, что он избил какого-то мальчика. «Директор кричала на Сашу : «Сейчас приедет полиция и мама тебя не спасет, поедешь туда, откуда пришел и останешься там навсегда!». Саша не рассказал мне сразу всего, я узнала позже. Он лишь позвонил мне и сказал: «Мама, меня хотят забрать в полицию, тут избили мальчика, он в реанимации, а обвиняют меня, а я этого не делал». Потом выяснился истинный виновник, но вскоре на Сашу снова возвели поклеп – на этот раз обвинили в участии в воровстве в магазине. Саше повезло: он как раз лежал дома с температурой, так что доказать непричастность было легко. В конце учебного года Саша получил воспаление лицевого нерва.

В середине 7 класса Елена забрала Сашу из школы. Три школы отказывали его брать – снова срабатывали стереотипы в отношении «детдомовского ребенка-сироты». Но с теплом приняли в четвертой. «Учитель отнеслась доброжелательно: «Не волнуйтесь, мы вам поможем справиться с ситуацией. У вас прекрасный сын». Это был совсем другой подход. За 4,5 года мытарств я впервые услышала слова поддержки», — говорит Елена.

«Приемные дети в силу раннего неблагополучия, особенностей здоровья и развития, часто отличаются от других детей в классе. Даже если такой ребенок не нарушает правила и не проявляет агрессии, то все равно обычно имеет трудности коммуникации со сверстниками, не всегда справляется с учебными заданиями и требует больше внимания учителя, — поясняет психолог Елена Кандыбина. — Он не имеет того социального опыта, которым обладают все его одноклассники, может не знать чего-то, что для всех кажется обыденным из-за чего не вписывается в детский коллектив. Оскорбления «сирота» и «детдомовец» часто возникают позднее, когда необходимо выразить уже накопившееся раздражение, которое, к сожалению, довольно легко переходит в травлю и требования убрать неудобного ребенка из класса».

Конечно, в этом случае родителям необходима помощь специалистов и готовность администрации школы менять сложившуюся ситуацию. С коллективом класса и родителями учеников должны работать специализированные психологи (например, в Москве могут помочь психологи проекта «ТравлиNET»). Самому ребенку, скорее всего, нужна поддержка тьютора, учителям – обучение дополнительным навыкам по работе с детьми со сложным поведением, рекомендует Елена Кандыбина.

Переживания ребенка: чувства как способ решения проблем

Ребенок с серьезными внутренними травмами встраивается в школьную жизнь довольно трудно. Общими являются трудности переживания сильных эмоций. «Ребенок может, когда у него что-то не получается или учитель повысил голос, разрыдаться, отказаться что-то делать, убежать из класса или повести себя агрессивно,- приводит пример Елена Кандыбина. — Но трудности могут быть не только с негативными эмоциями, но и с позитивными. После перемены ребенок может с трудом успокаиваться, продолжать бегать по классу, задирать одноклассников, провоцируя их на игру. Трудности саморегуляции, чрезмерная импульсивность – частые причины сложностей в школе».

Агрессивное поведение ребенка в школе может опять же иметь свои причины. Это может быть реакция на чувство тревоги, на ощущение небезопасности, связанное с неблагополучным ранним опытом. В этом случае стоит приучать ребенка к школьным отношениям постепенно, позволяя включаться в коллектив медленно, с той скоростью, которая будет ему доступна, рекомендует психолог. Причиной агрессивного поведения могут быть и трудности коммуникации. «Возможно, никто не учил этого ребенка разным способам общения, которые обычно знакомы детям, растущим в семье. Ему может оказаться трудно договариваться, он не имеет представления о компромиссе, он не знает, как предложить сделать что-то вместе или, наоборот, отказаться от того, что он не хочет делать, — говорит Елена Кандыбина. — Вполне может быть, что ребенок, не проявляющий агрессию, в учреждении не имел возможность завоевать свой статус в коллективе и защитить свои границы. В этом случае агрессия становится для ребенка привычным способом решения всех проблем».

Еще один аспект, который вызывает проблемы – совершенно другой социальный опыт, которые приемный ребенок приносит в класс. «Может быть, в учреждении не было ничего зазорного в том, чтобы взять чужие вещи, ударить одноклассника, ругаться матом на учителей и так далее. Нужен довольно длинный путь, когда одни социальные нормы будут постепенно меняться на другие, более приемлемые», — объясняет психолог.

«Не готова вся система»

Как отмечает Светлана Строганова, одна из основных причин вторичных возвратов детей в детский дом – как раз школьные проблемы, которые подчас неподъемны для семьи. Возвраты же часто происходят из-за плохого поведения ребенка, а провоцируют такое поведение трудности в школе. «Для приемных детей адаптация к школе это большой труд, а для подростков — еще более сложная задача, к системному решению которой по-серьезному еще никто не подходил. Семья берет ребенка школьного возраста. Он приезжает в другой мир, в другую жизнь. Даже если семья замечательная, ребенок все равно находится в стрессе. Вся привычная жизнь уходит: вокруг новые люди, новые правила, даже новый город – новое все! И тут он еще и приходит в новую школу», — описывает ситуацию Светлана Строганова.

Ну а встречают в школе нерадостно. При этом подавляющее большинство детей из детдомов имеют серьезное отставание в учебе, а значит, идет и недовольство учителей. «Педагоги требуют от ребенка знаний того уровня, на котором находится весь класс. Никто не проводит ребенку экспертизу, а ведь он может в 14 лет быть на уровне 10-летнего ребенка, — говорит Светлана Строганова. — Бывает, что подросток не знает таблицу умножения и так далее. С него требуют, но он и так в стрессе, не может учиться. У него в этот момент в принципе отсутствует способность обучаться, когнитивная активность снижена до нуля, стоит задача выжить».

В итоге ребенок испытывает сразу три огромных стрессовых фактора – новое окружение в семье, новое окружение в школе и требования к успеваемости и уровню знаний.

«И при этом нет профессиональной помощи, — отмечает Светлана Строганова. — Не всегда рядом грамотная служба сопровождения, которая может и родителей вразумить, и подготовить класс и школу. Круг замыкается: от стресса ребенок начинает отставать еще больше, учителя ставят двойки и вызывают в школу родителей, родители подчас начинают давить на ребенка, вместо того, чтобы сказать: «Отстаньте, дайте ему освоиться». Школа пишет жалобу в опеку, опека давит на родителей, те на ребенка, он прогуливает, в итоге в органах опеки вот уже собирается комиссия, все против ребенка и против родителей. Да и сам ребенок может противиться ситуации. В нем живет мысль: «Я на это не подписывался, зачем мне это надо, верните меня назад!». Не всякая семья выдержит такого давления. В итоге много таких вторичных возвратов. А это трагедия в жизни ребенка. И происходит она, в том числе, из-за сложностей адаптации к школе. Нет правильно выстроенной схемы встраивания ребенка в образовательный процесс. Не готова вся система».

Родители часто пугаются, что уровень знаний у ребенка низкий, учителя не знают, как обращаться с таким ребенком в учебном и психологическом аспекте, а чиновники опеки сами не проходили ШПР, а «реагировать на сигналы», по их мнению, — значит выразить порицание и осуждение, а не оказать помощь, говорит Светлана Строганова. В Москве опеки уже научились искать пути помощи семьям. Но в регионах проблемы еще есть.

Как считает Светлана Строганова, в конфликт нужно привлекать медиатора, в Москве есть городская служба медиации, но по всей стране – нет. НКО имеют возможности все разработать и отпилотировать на примере какого-то региона, но нет ресурсов, и мешает косная, ригидная система. «Нужны и полномочия, и политическая воля на уровне Минобразования, которые бы могло проявить интерес к проблеме и готовность вовлечь школу в адаптацию ребенка к школе. Те же проблемы, кстати, у семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. А к процессу адаптации ребенка с инвалидностью школа и вовсе не готова. Нужен грамотно подобранный образовательный маршрут».

Светлана Строганова убеждена, что первое, что нужно делать, когда ребенок приходит в семью, — провести педологическую экспертизу, и уже исходя из результатов такой маршрут выстраивать.

«С этим ребенком все было по-другому»: роль учителя

Приемный ребенок всегда очень осторожно и даже порой боязливо выстраивает отношения со взрослыми. Не сразу проявляет доверие. И вдруг в его жизни появляется учитель, важная фигура, тоже значимый взрослый, наставник. Не всегда у учителя есть силы и время соотсветствовать этой роли. А как правильно? Как же должен вести себя в этой ситуации учитель?

protsenko.jpg

Анна Проценко, учитель начальных классов «Новой школы»

О своем опыте рассказала Анна Проценко, учитель начальных классов «Новой школы», в классе которой оказался приемный ребенок. Как говорит Анна Проценко, это первый подобный опыт в ее практике – и непростой. «Мне было сложно от понимания, что с этим ребенком все по-другому. У мальчика было глобальное недоверие к взрослым. Сейчас мы уже стали ближе, появилось доверие, он перестал видеть в учителе угрозу. Но при этом и нельзя передавить, чтобы мы не стали карающим центром».

Как подчеркивает педагог, сколько ребенок был в системе, столько же ему нужно пройти, чтобы прийти к нулевой точке, с которой надо начинать. «Этого мальчика взяли в семью в 4 года, то есть только в 8 лет он пришел к тому, что он слышит и доверяет. Первый класс был очень тяжелый. Если бы не родители, мы бы не смогли поправить ситуацию, — рассказывает Анна Проценко. — Вместе решается колоссальное количество вопросов. Когда мне мама объясняет, что и как происходит у них в семье, тогда и я правильно выстраиваю свой процесс, рассказываю ей, как вел себя ребенок в школе, что происходило, и это очень здорово».

Мальчик во всем требовал иного подхода. Например, искал, как бы выгородиться на чужом фоне, рвался вперед. «Ему нужно было все время доказывать свои плюсы и вырывать победу. В нем было «Я здесь, я есть, я существую!». Расталкивание локтями, образно говоря, других. Он торопился быстро что-то схватить, взять, словно ему не достанется», — говорит учитель.

Сейчас ситуация исправляется. «Ребенок изменил свою позицию «Я». Он научился спрашивать у других ребят, «можно я пойду», интересоваться мнением других Раньше он мог куда-то побежать, растолкав других, не отслеживая этого. Сейчас он это осознает. Понимает, если кого-то обидел, — рассказывает Анна Проценко. — Пока ему еще легче что-то сделать, чем высказать это. Например, он может молча взять и помочь кому-то донести тяжелый портфель или открыть дверь, но ему трудно произнести «Тебе помочь?». Пока он еще ершистый, и еще есть немного отставание в учебе. Но из неговорящего ребенка он превратился в ребенка, который может формулировать мысли, вопросы. Он может быть рассеянным, не концентрироваться, отвлекаться, но на наших уроках много смен деятельности, нет возможности скучать или не участвовать, и мальчик привык включаться в общую работу класса. Он уже в рабочем состоянии, проявляет инициативу, желание отвечать». Кстати, этот мальчик одним из первых в классе научился красиво и быстро писать прописными буквами – и ему это нравилось.

«Когда родители идут с тобой нога в ногу, сотрудничают, это решает массу сложностей», — говорит Анна Проценко.

«Учителя сами идут навстречу, школы готовы к медиации и решению проблем»

Различные некоммерческие организации помогают взаимодействовать семье и школе в направлении помощи приемному ребенку для адаптации в школе. И главный принцип здесь – медиация, переговоры и просветительская работа.

Например, путь медиации избрал Центр поддержки семьи и детства «Красносельский». Он входит в систему семейных центров Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Специалисты семейных центров помогают семьям справиться с различными трудностями, возникающими в процессе воспитания детей, в том числе в проблемах взаимоотношений со школой. Медиатор выступает в спорах нейтральной стороной, помогая сторонам урегулировать конфликт. Медиатор может проводить процедуры примирения между ребенком и одноклассниками, ребенком и учителями, оперативно разрешая возникающие конфликты и не давая им становиться хроническими. Вот один из примеров: приемная девочка столкнулась в школе с оскорблениями и травлей одноклассников, хотя училась хорошо. Неприятие одноклассников провоцировалось конфликтом ребенка с другой девочкой в классе. Жертва гонений отвечала ответной агрессией. В итоге с помощью медиаторов Центра удалось провести искреннюю беседу детей и родителей, у девочек установился контакт, нашлись общие интересы (спорт и танцы), постепенно отношения переросли в приятельские, в классе наладилась атмосфера.

Читать статью  90 примеров, которые доказывают, что семейные фото — это кладовая неловких моментов

zaostrovtseva.jpg

Екатерина Заостровцева, социальный педагог БФ «Здесь и сейчас»

Ряд фондов, такие, как «Большая перемена» и «Вверх» помогают приемным детям восполнять проблемы образования и получать более системное представление о школьных предметах. А психологи различных НКО помогают приемным детям справляться с внутренними тревогами и травмами, что тоже сказывается на учебе. Например, до 2015 года в Ресурсном центре помощи приемным семьям с особыми детьми БФ «Здесь и сейчас» существовала программа «Хочу учиться» — помощь приемным детям с легкой умственной отсталостью перейти из коррекционной школы в общеобразовательную. «Психологи фонда общались с учителями, объясняли им специфику ранней психологической травмы, с которой сталкиваются многие приемные дети, то, как эта травма влияет на поведение и восприятие. В этой программе у нас были дети, которым удалось успешно перейти из коррекционной школы в частную школу, а к старшим классам — и в массовую школу, — рассказывает Екатерина Заостровцева, социальный педагог БФ «Здесь и сейчас». — Сейчас ребенок с особенностями развития по закону может учиться в любой школе, которую выберет родитель. Но мы часто сталкиваемся с тем, что учителям нужны дополнительные знания и объяснения — почему ребенок ведет себя так, как ему помочь лучше учиться. Психологи фонда иногда лично общаются с учителями школ, в которых учатся подопечные дети нашего фонда, и это дает результаты».

Важно также поддерживать и приемного родителя в его уверенности в своих возможностях и правах. «Одна из ценностей нашего фонда — сильный, уверенный в себе и своих силах родитель во главе семьи. Родитель-капитан, который знает, что нужно его семье, и знает, как это обеспечить. Эта уверенность часто достигается благодаря длительной работе с психологом, — замечает Екатерина Заостровцева. — Например, приемная мама признавалась, что ей страшно идти к директору и требовать то, что ей и ее семье было и так положено по закону. Через несколько месяцев работы это был уже человек, уверенный в своей правоте, готовый к конструктивному диалогу со школой. Неудивительно, что и школа во многом пошла этой семье навстречу — ребенку были организованы условия обучения (занятия с дефектологом, логопедом), обеспечено тьюторское сопровождение».

Любой родитель приемного ребенка, у которого есть проблемы со школой, может обратиться в Центры помощи приемным семьям Фонда «Найди семью», которые работают на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Екатеринбурга.

drobyshevskaya.jpg

Татьяна Дробышевская, менеджер по работе с регионами БФ «Найти семью»

«Специалист по социальной работе может помочь родителям консультацией, как именно разговаривать, какие документы нужно сделать, или выходит в школу вместе с родителями, ведет переговоры. В основном, школы идут на контакт, и обычно удается достичь компромисса», — поясняет Татьяна Дробышевская, менеджер по работе с регионами БФ «Найти семью».

bernova.jpg

Юлия Бернова, директор по развитию программ Детские деревни SOS Россия

«Если для приемных родителей существуют ШПР, службы сопровождения, то педагоги никакой помощи и поддержки в решении совершенно новой для себя профессиональной задачи, как правило, не получают. В результате педагоги чувствуют протест и нередко идут по пути наименьшего сопротивления, пытаясь так или иначе избавиться от «неудобного» ученика. В результате – конфликт с приемными родителями, еще большее недовольство, кризис в приемной семье или ускорение развала семьи группы риска, — замечает Юлия Бернова, директор по развитию программ Детские деревни SOS Россия. — Мы решили подойти к решению этих проблем системно, и в 2010 году в нашей работе появились образовательные проекты. Акцент был перенесен на сами образовательные

учреждения, где учатся дети нашей целевой группы. Такой подход также способствует большей интеграции детей Детской деревни- SOS в жизнь местного сообщества».

Фонд работает с учителями по таким темам, как психология сиротства, адаптация приемного ребенка в школе, психологическая травма и ее последствия, помогающие стратегии приемному ребенку в школе, дети с особыми потребностями, работа с негативными эмоциями и стрессом, профилактика профессионального выгорания, разбор трудных случаев. Проводятся и различные групповые занятия с детьми и родителями.

«В Детской деревне – SOS Томилино мы проводили совместный тренинг для учителей и SOS приемных мам, где в процессе работы учителя и приемные мамы менялись местами и пытались взглянуть на проблему другими глазами, встать на позицию другого. Это очень способствовало формированию взаимопонимания, общих подходов к воспитанию, обучению и поддержке детей», — приводит пример Юлия Бернова. И как отмечает координатор Образовательного проекта в Детской деревне – SOS Томилино Елена Мельникова, за последние 5 лет у детей Детской деревни не было никаких крупных проблем, связанных со школами. Для учителей и родителей важно, что в любой момент они могут обратиться в Службу сопровождения деревни, к психологу, где им помогут разрешить любую трудную ситуацию.

Проект Травли.net каждый день получает обращения с просьбой помочь юридически, оказать психологическую помощь, провести занятия и тренинги для детей. «Очевидно, что проблема буллинга имеет огромный масштаб, но не может не радовать, что и педагоги, и родители и сами дети постепенно учатся конструктивному общению, развивают эмоциональный интеллект, узнают о личных границах и перестают воспринимать инаковость как провокацию к агрессии», — подчеркивает

svir.jpg

Мария Свир, педагог-психолог, координатор программы Травли.net

Мария Свир, педагог-психолог, координатор программы Травли.net. Специалисты проекта работают напрямую с учителями, которые спрашивают что делать в той или иной ситуации, вместе разрабатывают маршрут решения. «Методики прекращения травли есть, они отлично себя зарекомендовали, но каждая ситуация уникальна, и сторонние люди оказывают куда меньший эффект, чем непосредственно учитель, работающий с классом», — поясняет Мария Свир. Также проект проводит антибуллинговые тренинги для детей, рассказывая про личные границы и безопасную дружбу, обсуждая мультфильмы и кино, играя. «Обычно нас зовут родители или педагоги. Не всегда это происходит, когда ситуация достигает критической стадии, — отмечает Мария Свир. — Очень многие действительно хотят провести профилактические мероприятия и рассказать детям про то, как выстраивать отношения и общаться друг с другом».

Как решать проблемы с освоением школьной программы?

Сложности с учебой порой становятся неожиданностью и для приемных родителей. «Говоря про знание школьных предметов, важно заранее предполагать, что проблема, скорее всего, будет не только в недостатке тех или иных конкретных знаний, но и в отсутствии системного восприятия, взаимосвязей между самими знаниями, а также между ними и личным опытом ребенка, — отмечает Елена Кандыбина. — Так, ребенок может уметь считать, но совершенно не воспринимать условия задачи, потому что не понимает того процесса, который там описан. Или, например, узнавать грибы на картинке, но совершенно не иметь представления о том, что это такое в реальности».

Ориентироваться нужно на реальные знания ребенка. «Если есть такая возможность, то, может быть, уместно будет повторно пойти в тот класс, который ребенок уже закончил, таким образом, снизив нагрузку и позволив ему в это время привыкать к коллективу класса и учителям».

Если вы понимаете, что ребенок не тянет школьную программу, лучше обсудить это заранее со специалистом-куратором в органах опеки, довести информацию до сведения, что могут быть сигналы из школы, рассказать, что в семье делается все возможное, но могут быть претензии из школы, можно сделать это даже в письменном виде, советует Диана Машкова: «В случае с Гошей мы, например, объясняли своему куратору из органов опеки, что это закономерные последствия жизни в детском доме, запущенности ребенка, депривации, в таких случаях ребенок может и остаться на второй год. Надо стараться общаться со своим специалистом, не стесняться делиться знаниями, приносить полезные книги и так далее».

Можно рассмотреть другие формы обучения, если ребенок не тянет учебу очно (проблемы со здоровьем, с психикой). Перевести ребенка на семейное обучение или очно-заочную форму. «Мы выбрали домашнее обучение для Гоши, задания мы получали по электронной почте, выполняли их дома. Есть также дистанционное обучение для ребенка – если ему не требуется общение с ровесниками, но у него уже выбран карьерный вектор и он хочет подготовиться к экзаменам и поступить в нужное образовательное заведение. Каждый раз стоит выбирать тот вариант, который психологически более комфортен для ребенка», — рекомендует Диана Машкова.

У 13-летней Маши, приемной дочери Юлии Канышевой, пограничная ситуация между нормой и коррекцией, девочка пришла в семью совсем недавно – и вот уже осень и нужно идти в школу. После психолого-педагогической комиссии, обговорив ситуацию с директором школы, Юлия оставила Машу на второй год в 5 классе, чтобы девочка лучше прошла программу, потом перешли на дистанционное обучение. «У Маши шла адаптация, была высокая тревожность, и никакой мотивации к учебе не было. Мы поняли, что Маше будет трудно наверстать учебу без ущерба для психики. И она перешла в коррекционную школу».

У приемных подростков и приемных детей с инвалидностью часто возникают особые сложности в адаптации к школе. «Приемным детям с инвалидностью или иными особенностями здоровья, развития, поведения, следует оказывать поддержку в том, что является их «слабым местом». Так, если ребенок быстро истощается, то, возможно, он не сможет сохранять учебный настрой все 45 минут урока и необходимо создать ему возможность отдыхать в середине урока, выйдя с тьютором на 5-10 минут из класса, — рекомендует Елена Кандыбина. — Детям с разными видами инвалидности могут быть необходимы специальные условия учебы, специальные технические средства или мебель, которая поможет им включаться в учебный процесс».

Таким образом, основа учебной мотивации приемного ребенка – создание понятно и безопасной атмосферы учебы, преобладание поддержки и отказ от запугивания или отвержения в качестве наказания. В этом случае ребенок использует свои интеллектуальные возможности для освоения учебного материала, а не на то, чтобы справиться со страхом или защитить себя.

Как родителю помочь своему ребенку

Приемные родители убеждены: очень важно говорить. Ситуацию нельзя замалчивать. «Все мы вокруг люди – люди-родители, люди-дети, люди-сотрудники школы. Мы не можем быть специалистом во всем. И учитель имеет право не разбираться в специфике приемных детей. Диалог и эволюция всегда лучше революции и войны», — убеждена Юлия Леснова.

Но если школа не идет навстречу, считает Юлия Леснова, не надо использовать ребенка как таран, а лучше просто менять класс, учителя, школу: «Не надо говорить «пусть ребенок социализируется», «пусть узнает, что жизнь не мармелад» – это все равно, что кидать человека, не умеющего плавать, в воду».

Наконец, убеждена Юлия Леснова, не надо требовать от ребенка больше, чем он может: «Не старайтесь объять необъятное. Для кого-то надо планку повысить, для кого-то понизить. Какому-то ребенку надо еще дорасти, додумать, кора головного мозга еще развивается. Не будем торопить события».

Психолог Наталия Мишанина согласна с тем, что школу нужно превратить в союзника: «Будет хорошо, если классный руководитель и психолог школы помогут вам. Можно встретиться и с родителями класса, при поддержке учителя. Такие беседы, судя по практике, дают хороший эффект. Удается снять стереотипное негативное отношение к ребенку, если спокойно и тепло рассказать вкратце историю семьи, объяснить нюансы поведения ребенка». Школа сама должна бороться с проблемой травли, в отношении любого ребенка. Психолог рекомендует посвящать теме буллинга и классные часы, и родительские собрания.

Стоит подготовить к школе и самого ребенка. «Он должен уметь постоять за себя. Речь не о кулаках, а о чувстве собственного достоинства. Уметь сказать «нет», знать, что не надо замалчивать ситуацию, — советует Наталия Мишанина. – Понимать, что если он расскажет о травле или оскорблениях учителю или родителям, это не ябедничество, а самозащита. Ребенку будет важно услышать ваш месседж: вы всегда поможете ему, не осудите, не раскритикуете, к вам он всегда может прийти со своей проблемой».

Принцип «сами разберутся» — из разряда запрещенных. Взрослые всегда должны прийти на помощь и разобраться в конфликте.

Такой подход может даже спасти детскую жизнь: бывают ситуации, когда ребенок доходит и до суицидальных мотивов в ситуации буллинга, отчаяния, невозможности решить сложную ситуацию.

Важно формировать доверительные отношения внутри семьи. Там, где родитель становится на сторону ребенка, поддерживает его, хвалит за успехи, ребенок испытывает меньше стресса. Не надо впадать в гнев или отчаиваться, давить своими эмоциями, скандалить. Нужно принятие. Ведь у каждого из нас что-то может не получаться, примите это и в вашем ребенке. Дом – убежище для ребенка, где он всегда может и должен найти защиту и отдых.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Марина Лепина

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой 28-29 июня в Санкт-Петербурге состоится Первый межрегиональный форум «Подростки 360». Мероприятие пройдет на площадках Санкт-Петербургского государственного университета, организовано Центром развития социальных проектов при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В этот четверг (16 июня) в 10:00 (мск) смотрите очередной вебинар в рамках Университета приемных семей «Усыновите.ру»

Саша — бывший воспитанник детского дома, чьи дневники уже появлялись на «Меле». Он рассказывал, чему учит жизнь в «баторе» («интернат» на сленге), как он привыкал к Москве и почему любит животных. Вместе с фондом «Измени одну жизнь» мы продолжаем рассказывать Сашину историю: на этот раз серия о любви и отношениях в интернате.

По данным Рособрнадзора, на участие в ЕГЭ в этом году зарегистрировалось 649 тысяч выпускников. Самым массовым остается ЕГЭ по русскому языку, второе место занимает математика. Сколько среди выпускников – детей из приемных семей и выпускников детдомов, статистика нам не ответит, но эксперты утверждают, что этим ребятам, несмотря на привилегии в поступлении, учеба дается непросто. Как мотивировать такого подростка на учебу? Какую профессию выбрать, если ты восьмиклассник-троечник? На эти вопросы «РГ» ответили авторы и участники социально-образовательного проекта «ВыборПрофи».

© 2008-2022 Автономная некоммерческая организация
Центр развития социальных проектов

Источник https://pedsovet.org/article/kak-seme-i-skole-mogut-vmeste-borotsa-s-travlej

Источник https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/08/19/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-problemy-i-puti

Источник https://www.usynovite.ru/experience/statyi/school/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *