Содержание

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Читать статью  Трогательные цитаты про семью: 150 примеров

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Неполная семья. Проблемы неполных семей. Социальная работа с неполными семьями

По последним данным проведенной переписи населения, неполные семьи в России составляют 30% от всего количества семей, проживающих на огромной территории этой страны. Этот процент наиболее низкий по сравнению с цифрами других стран. Так, например, в США таких семей зафиксировано 33%, в Великобритании 38%, в Швеции 54%, но самое большое количество неполных семей, составляющий 64%, — в Исландии.

Если хорошенько задуматься и сравнить эти страны по общему количеству полных и неполных семей, то напрашивается вывод, что Россия, с ее огромным населением, стоит не на последнем месте, а значит, нужно двигаться в направлении по улучшению качества семейной жизни. Тем не менее, это все-таки большой процент. В среднем, каждая 5-я семья воспитывает ребенка без одного из родителей.

Что такое семья

неполная семья

Считается, что семья – это несколько людей, которые живут вместе на одной территории и стараются сделать так, чтобы интересы и жизненные позиции каждого из них были общими для всех.

Люди, с которыми находится ребенок до своего совершеннолетия, должны на протяжении достаточно долгого времени воспитать его не только как самостоятельную личность, отвечающую за свои действия и поступки, но и помочь ему разобраться со своими внутренними страхами и волнениями. Главное — постараться воспитать в будущем мужчине или женщине характер и свойственный только ему одному темперамент.

Воспитание ребенка

К сожалению, воспитание ребенка в неполной семье, где все функции выполняет только один из родителей, не всегда может быть верным. Там, где воспитание ребенка возложено на плечи только мамы или папы, на множество вещей родитель может не обращать внимания, но впоследствии окажется, что именно такие ситуации могли помочь в разрешении будущих проблем.

Отношение родителей к ребенку

Мама не может до конца рассказать сыну то, что знает отец. Это происходит в силу ее неграмотности по отношению к определенному вопросу. То же происходит и у отцов с дочерьми.

Отцу намного сложнее общаться с дочками, особенно в 13-14 лет, когда они достигают полового созревания. Хотя этот период жизни очень важен для девушки, и на некоторые моменты следует обратить пристальное внимание.

Проблемы неполной семьи

Именно тогда и возникают так называемые проблемы неполных семей. Не всегда в семье бывает один ребенок. В основном все воспитывают по несколько детей. В настоящее время неполная семья — одна из самых острых проблем нашего общества.

По статистике, именно мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Ребенок в неполной семье, как и его родитель, испытывает больше трудностей с материальной стороны. Большинство одиноких матерей не могут осуществлять одновременно функции материнства (забота о ребенке, приготовление еды и другие домашние хлопоты) и отцовские функции (стабильный денежный заработок в семье). Зачастую женщинам просто не хватает времени.

Именно поэтому воспитание в неполной семье по большей части выполняется частично. Ребенок становится предоставлен или самому себе, или на попечительство близких родственников (бабушки, дедушки, сестры и т. д.).

Причины образования неполных семей

ребенок в неполной семье

Основные причины, по которым образуется неполная семья, очень разнообразны. К главным из них относятся: смерть, развод родителей, рождение ребенка вне официального брака (в гражданском) и проживание родителей ребенка отдельно.

Дети из неполных семей больше всего подвержены проблемам, которые возникают в результате дефицита внимания, а именно педагогического характера.

Семья, где живет только мать и сын, сталкивается с проблемой относительно восприятия мальчиком роли мужчины в создании семьи, а затем в совместном проживании всем вместе. Мальчику бывает очень трудно понять те функции, о выполнении которых заботится только мужчина.

Отношения матери и сына

особенности неполной семьи

Со стороны матери к ребенку бывает или повышенное внимание, ласка, как стремление защитить, любить его за двоих, или, что бывает наиболее часто, стремление через своего ребенка отомстить мужчине (отцу) за неудавшуюся жизнь. В этом случае мать начинает вымещать зло на ребенке, заставляя его почувствовать и понять свою ненужность, отчего в дальнейшем у ребенка появляется чувство злости на весь мир. Оно не может существовать без чувства неуверенности в себе и в своем будущем.

Читать статью  Семейные отношения — Психология человека

Если в одной семье живет мать и дочь, и когда в семье нет отца, зачастую мать девочки ведет недобропорядочный образ жизни и дочка, хочет она того или нет, вынуждена наблюдать отношения матери с другими мужчинами. Может быть и наоборот, когда мать не хочет общаться с другими мужчинами из-за неудачи в браке. Тогда у ребенка складывается неправильный стереотип по отношению к будущей, уже своей семье.

Поведение ребенка

Из-за нарушения психосоциального климата в семье большинство детей склонны к противоправным действиям. У них также появляются нарушения невротического характера.

Еще один интересный факт, которому до недавнего времени не придавали большого значения, – это формирование у мальчиков некоторых женских черт, как следствие отсутствия мужчины в семье.

дети из неполных семей

Отцы и дочки

И, наоборот, у девочек формируются мужские черты не только внешне. Девочки становятся больше похожими на мужчин и в поведении. Они становятся более жестокими в поведении со сверстницами.

Девушки стараются быть более выносливыми, смелыми, сильными, мужественными, а главное – показать свое превосходство. Они не умеют показывать женскую заинтересованность в мужчине. Девочки не умеют ухаживать за собой и не всегда бывают красивы. Это происходит из-за того, что у них перед глазами нет примера поведения настоящей женщины, примера для подражания. Это входит в особенности неполной семьи.

Почему доходит до распада семьи

В большинстве случаев семьи распадаются из-за измены одного из супругов, алкоголизма, разности в возрасте, а также в том случае, когда возраст супругов едва достиг совершеннолетия. Как правило, развод в таких браках бывает в 73% из 100%. Молодые люди не осознают до конца всю ту ответственность, которая наступает после вступления в брак. Именно их неподготовленность и является причиной скорого расторжения брака.

После такого неудачного брака в основном женщина остается одна с маленьким ребенком на руках. Но в наше время неполная семья может образоваться и тогда, когда ребенка усыновляет одинокая женщина или мужчина. Также это может произойти в случае смерти родителей, тогда ребенка отдают на попечительство или его родственники оформляют на него опеку.

Основные проблемы

проблемы неполных семей

Проблемы неполных семей разнообразны. Основные из них – это проблемы материального, медицинского, педагогического и психологического характера.

Неполная семья, где главную роль родителя играет отец, в основном испытывает трудности именно педагогического и психологического характера. Из-за того что в семье нет матери, ребенок в значительной степени страдает из-за отсутствия ласки. Но это далеко не все.

Дети, которые не имеют перед собой примера отношений мужчины и женщины, не до конца понимают роль каждого в семье. Они лишены возможности идентифицировать себя со своими родителями и, как следствие, в будущем принять определенные нравственные и идеологические принципы отношений родителей и детей. Без этих навыков детям будет нелегко создать свою семью и максимально долго сохранить свой брак в будущем.

Будущее ребенка

Как правило, воспитание ребенка в неполной семье налагает определенный отпечаток на будущую его жизнь. Дети, у которых детство прошло только с одним родителем, больше подвержены острым и хроническим заболеваниям. Ребенок в неполной семье практически все время проводит один, потому что его родитель много времени тратит на работу, чтобы иметь возможность максимально обеспечить своего ребенка всем необходимым.

воспитание ребенка в неполной семье

Маленький ребенок не всегда сам сможет себя накормить, обслужить в гигиеническом плане и даже просто одеться «по погоде». Дети чаще подвержены самолечению со стороны родителей, которым некогда или которые просто не хотят отвести ребенка на прием к врачу. Отнюдь не всегда в этих семьях дети обеспечены всем необходимым для нормальной жизни.

Бывает так, что дети, оставшиеся на попечительстве одного родителя, окружены неблагоприятной средой. Мать или отец может страдать алкогольной зависимостью или, что еще хуже, наркотической. Именно поэтому со стороны социальных служб постоянно проводится работа с неполной семьей. Дети никогда не должны оставаться без присмотра органов опеки и попечительства, которые проверяют условия жизни ребенка и при необходимости принимают меры по их улучшению.

Работа с детьми и их родителями

Социальная работа с неполными семьями должна включать в себя меры по стабилизации семьи и поддержки ее со стороны социально-психологического уровня. Для того чтобы добиться положительных результатов в жизни таких семей, родители, прежде всего, должны любить своих детей.

Социальная работа с неполными семьями включает в себя проведение беседы с родителями и детьми о том, как предупредить все нежелательные последствия в жизни ребенка, которые могут возникнуть из-за отсутствия внимания со стороны одного из родителей.

Основные советы для родителей

Социальный работник обязан посоветовать в первую очередь наладить контакт со своим родным и тем более усыновленным ребенком. Необходимо постоянно разговаривать со своим чадом на разные, но интересующие вас обоих темы. Будь то погода или последние политические новости, старайтесь разговаривать со своим ребенком как со взрослым. Не отмахивайтесь от него, когда ребенок хочет вам рассказать о чем-то, даже если для вас это кажется абсолютным пустяком. Может, именно это имеет для вашего ребенка особое значение на данном этапе его жизни. Учитесь слушать, и главное — слышать свое дитя.

социальная работа с неполными семьями

Один из главных принципов, которые необходимо соблюдать, – не заставлять своего ребенка делать работу за второго родителя, который не живет с вами. Ребенок может вам помочь в чем-то, но никогда нельзя взваливать на него весь груз ответственности, за который он не вправе и не в силах ответить в данный период времени. Необходимо усвоить, что ребенок – помощник. У него должно быть детство, а не сразу взрослая жизнь.

Очень важно поддерживать своих детей в любых начинаниях. Необходимо дать понять ребенку, что для вас это так же важно, как и для него. Нужно постараться не выходить из себя по каждому поводу, хотя это и очень тяжело, и не ругать ребенка, особенно когда его проступок незначительный. Очень важно стараться соблюдать позитивное психоэмоциональное настроение. Ребенок с каждым днем будет становиться все более уверенным в себе. Он будет учиться доверять своему родителю. Здесь будет необходимо проявить терпение и как можно больше вселить уверенность и надежду на будущую совместную жизнь.

Часто, особенно в трудные жизненные моменты для вашего ребенка, он будет вспоминать о том времени, когда вы жили вместе со всей семьей. В этот момент нельзя ругать ребенка, даже если эти воспоминания не кажутся вам позитивными. Если ребенок вспоминает об этом, значит, именно это событие он запомнил наиболее остро, и именно оно играет для него важную роль в жизни.

По возможности необходимо показывать на примере или рассказывать о поведении в той или иной ситуации людей, соответствующих его полу. Только так можно научить ребенка сравнивать поведение мужчины и женщины по отношению к другим людям в разные периоды времени.

Чтобы ребенок мог общаться и с мужчинами, и с женщинами, необходимо знакомить его с лицами другого пола и не давать ему чувствовать своей ущемленности.

Ребенок и чувство вины

Неполная семья может образоваться из любой полной семьи. Если родители решили развестись, то следует заранее готовить ребенка к этому (при разводе и разъезде), но иногда бывают случаи, когда предугадать будущее нельзя (например, смерть родителя). Несмотря на то что ребенок не виноват в распаде семьи, поначалу он может винить именно себя во всем произошедшем. Он никогда не должен нести ответственность за действия других. Это самое главное, в чем необходимо убедить родителям своего ребенка.

Читать статью  Как общаться с токсичными родителями: 6 шагов к личным границам — Нож

Четыре проблемы, с которыми сталкиваются дети из неполных семей в будущем

Воспитание в неполной семье не может не сказываться на характере ребенка. Хотя мать (а в некоторых случаях и отец) стремятся заменить собой и другого родителя, существуют определенные функции, которые восполнить они никак не могут — просто по той причине, что их носителями является человек другого пола, и для полноценного развития малышу нужны двое родителей.

Однако не всегда ситуация складывается так, что семья может быть сохранена. Например, справедливым и рациональным решением жены является уход от мужа-тирана, присутствие которого вредит и ей, и ребенку. Какой бы ни была обстановка, воспитание в неполной семье всегда сказывается на психике детей определенным образом. Даже будучи взрослыми, такие люди могут все еще проявлять черты характера, которые намеренно или ненамеренно прививались им дома. Об этих личностных качествах и проблемах в поведении тех, кто рос в неполных ячейках общества, сегодня мы и поговорим.

Немного статистики (согласно данным по российским семьям)

Но для начала уделим внимание цифрам. Согласно статистике, только на территории Российской Федерации 5 из 17 млн семей являются неполными, то есть воспитываются матерями-одиночками. Именно такие данные предоставляет уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. А также в 600 тысячах семей дети воспитываются отцами-одиночками. Еще одна, не менее горькая, цифра — в домах ребенка сейчас находятся порядка 60 тыс. детей.

Как видно, количество достаточно внушительное. Но неполные семьи, дети-сироты и малыши без попечения — проблема, существовавшая на постсоветском пространстве во все времена. Учитывая этот факт, можно не удивляться, сколько уже взрослых людей вырастают с набором психологических качеств, отличающих их от тех, кто вырос в полноценных семьях.

Неполных ячеек общества становится больше не только на постсоветском пространстве, но и по всему миру. К примеру, в Великобритании 1 из 5 детей воспитывается только матерью (в редких случаях — одним отцом).

Взгляд отечественных специалистов на проблему

Однако социологи обеспокоены не только самим фактом распространенности неполных ячеек общества, но и тем, каким образом данный феномен воспринимается в социуме. Считалось, что если ребенок (в особенности мальчик) растет без отца — это крайне негативно сказывается на его воспитании, мешает его полноценной адаптации в обществе, так как у ребенка отсутствует модель мужского поведения. Если раньше феномен неполной семьи считался исключением, то теперь преобладает точка зрения, что совершенно нормально для женщины растить ребенка одной.

Сейчас ученые не столь обеспокоены количеством таких ячеек общества. Анализ данных показывает, что для малышей важно не фактическое присутствие отца, а то, каким образом родитель включен в процесс воспитания. Иными словами, отец может посещать ребенка, встречаться с ним, принимать участие в его жизни. При этом психологи подчеркивают: малыши больше страдают не в неполных семьях, а в тех, где они постоянно становятся свидетелями родительских ссор.

Теперь рассмотрим, с какими трудностями, по мнению зарубежных ученых, могут столкнуться уже взрослые дети, которые воспитывались в неполных семьях.

1. Безответственность или гиперответственность

Западные исследователи считают, что такой человек определенно имеет сложности с таким качеством характера, как ответственность. Когда ребенок воспитывается в неполной семье, он нередко сам стремится заменить отсутствующего родителя. Нередко наблюдается ситуация, когда сын пытается стать опорой для матери. Или дочь берет на себя ответственность за младших братьев и сестер.

Ситуация подобного плана только поощряется родителем. Взрослого можно понять — ведь без поддержки супруга ему необходимо зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить ребенка. Однако это не может на влиять на развитие малыша. Иногда случается так, что чадо, наоборот, своим поведением бунтует против сложившегося положения вещей, становится слишком избалованным. Особенно часто это происходит, когда мать все силы и внимание бросает на то, чтобы угодить чаду, делает его центром своей жизни.

«Ребенок-помощник» — враг самому себе

В итоге ребенок вырастает или гиперответственным человеком, или же, наоборот, совершенно халатным. Можно подумать, что высокий уровень надежности — хорошее качество. Да, но не для самого человека. Уже будучи взрослой, такая личность будет «удобной» для кого угодно — для собственной семьи, начальства, друзей. Этот человек всегда останется работать сверхурочно, посидит с ребенком подруги или заберет огромного мастифа у знакомого на время отпуска. И не беда, что четвероногий гость занимает полквартиры. Ведь ответственности у такого человека — хоть отбавляй, и поэтому никому отказать он не может.

2. Агрессивность

Многие западные психологи полагают, что еще одна из отличительных черт тех, кто вырос в неполной семье, — это повышенная конфликтность, раздражительность. Вызывается агрессия не чем иным, как недостатком любви. Особенно часто от данного качества страдают дети, воспитываемые матерью и имеющие еще нескольких братьев или сестер. В таких семьях всегда наблюдается дефицит внимания и любви. Один родитель не только не может дать им всего этого, так как малышей слишком много, а он — один. Взрослый также нередко проводит все время на работе, и поэтому уделять внимание у него не получается даже тем детям, которых в глубине души он считает своими любимчиками. Итог печален: чадо вырастает замкнутым, агрессивным.

3. Недостаток дисциплины

Нередко те дети, которые воспитываются одной лишь матерью, страдают от неумения контролировать себя, свой повседневный график. Жизнь в неполной семье часто бывает нестабильной. Мать приходит с работы поздно. Иногда вместо того, чтобы получить помощь с уроками, ребенок должен сам помогать взрослому с выполнением домашних дел. В результате, как уже говорилось, он вырастает хорошим исполнителем, гиперответственным сотрудником — однако вовсе не тем человеком, который может дисциплинировать себя самого. Как бы парадоксально это ни казалось, ребенок из неполной семьи нередко бывает крайне недисциплинированным.

У него нет внутреннего чутья, которое указывало бы ему, что необходимо делать ради личного блага в каждый отдельный момент времени. Поэтому можно только поражаться, как исполнительность на работе у таких взрослых сосуществует с полнейшим безразличием к собственной жизни. Такой человек может, к примеру, не покупать себе новых вещей или же редко посещать стоматолога. Иногда юноши и девушки из неполных семей желают начать обучение в вузе по определенной специальности. Но у них не хватает целеустремленности, чтобы достичь поставленной цели, довести задачу до ума. Получить диплом таким молодым людям нередко так и не удается.

4. Склонность к психологическим манипуляциям

Также исследователи убеждены, что дети, выросшие в неполных семьях, нередко имеют трудности с построением здоровых отношений. Они или стремятся управлять партнером, или же вступают в такие связи, где сами становятся объектами для манипуляций. Чтобы избавиться от такого деструктивного поведения, этим людям зачастую требуется длительный курс психотерапии. В противном случае личная жизнь становится для них неиссякаемым источником проблем.

А как вы считаете, действительно ли дети из неполных семей сталкиваются с такими трудностями? Что лучше — расти без отца или в полноценной ячейке общества вне зависимости от качеств родителей? Много ли вокруг вас неполных семей?

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html

Источник https://www.syl.ru/article/167120/new_nepolnaya-semya-problemyi-nepolnyih-semey-sotsialnaya-rabota-s-nepolnyimi-semyami

Источник https://fb.ru/post/parenting/2019/2/18/60375

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *