Духовные аспекты гармоничных отношений в семье

Духовные аспекты гармоничных отношений в семье и браке
(через призму православной культуры).
Забанова Вера Александровна, психолог-аналитик.

В настоящее время, как и во все времена, гармония между мужчиной и женщиной является важным фактором семейного благополучия и счастливого брака. Что является основой гармоничных отношений в браке? Каким образом возможно сохранить, с одной стороны, столь “хрупкое” и весьма субъективное ощущение, с другой стороны, достаточно объективное, проявляющееся в реальном бытии супругов? Именно это нам предстоит выяснить в результате нашего исследования.

Исток и живительная сила русской культуры заключены в Православии. Обратим внимание на духовный смысл семейных отношений, дабы прояснить интересующие нас вопросы.
Есть один самый важный на свете вопрос о смысле человеческой жизни. Все остальные жизненные вопросы надо решать в непосредственной связи с этим, главным.
Господь Иисус Христос сказал: “Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф.6,33). То есть все остальное, все земные проблемы решатся, если человек главным усилием своей жизни сделает поиск Царствия Божия и правды Его.
Серафим Саровский говорил: “Цель жизни обыкновенных людей есть наживание денег, получение почестей. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный, вечный. Делайте добро Христа ради, единственно для стяжания Духа Святого как сокровища вечного, неоскудевающего”. На самом деле Царство Божие и есть Царство благодати Святого Духа, пребывание в благодати Святого Духа. “Царство Божие внутрь вас есть” (Лк.17,21), — говорит Господь, а Оно тогда в нас, когда в нас пребывает благодать Святого Духа.
Вот что пишет Паисий Светогорец: “Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. Люди не довольны тем, что имеют. Бог любит всех людей. Каждому Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему, если он употребит это с пользой. Смысл этой жизни в том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души”.

Есть в православном богословии такое понятие – “обожение”. Это такое соединение с Богом, когда Человек и Бог становятся единым целым – человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Прекрасно выразил суть этого состояния апостол Павел: “И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2,20). Вот та высшая цель, к которой может стремиться любой из нас.

И все-таки, как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Ин. 4,16). Поэтому обожение и есть такое состояние, когда любовь становится господствующей в человеке. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Выходит главная задача человека в земной жизни – научиться любить. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча – это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.

Истинная любовь, по словам апостола Павла, означает: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1 Кор. 13, 4-8). А ведь к такой любви мы и призваны, и полностью она может реализовать себя только в отношениях с одним человеком. Ведь самым полным выражением любви друг к другу между мужчиной и женщиной всегда было супружество.
Христианский брак есть освещаемый Церковью добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины, с целью совершенного взаимного восполнения и помощи во спасении, и имеющий своим следствием рождение и христианское воспитание детей. Бог, создав первого человека, создал затем и жену, чтобы она была ему помощницей и чтобы они, будучи двумя, составляли одну плоть. (Быт. 2,18,21-24). Семья есть тот организм, в котором две личности, два существа, бывшие изначально чужими друг другу, становятся единым целым, с единым сердцем, с едиными мыслями, с общей радостью и общей болью, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но сохраняя ее, обогащая и дополняя друг друга. Это гармоничное целое – и есть самое прекрасное, что может быть на свете. И в основе этого лежит любовь. Такое особенное отношение Бога к установленному Им браку ясно показывает не только на то, что брак был угоден Богу, но и занимал важное место в планах Божиих о судьбах мира и находится под особым промыслительным наблюдением Божиим.
“Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” (Еф. 5; 31,32).

Читать статью  Как помочь ребенку пережить развод родителей: психологическая поддержка в проживании периода во время и после распада брака, как вести себя, чтобы не травмировать?

В основе гармоничных отношений в семье лежат мотивы создания семьи и вступления в брак. Любовь мужчины и женщины, их желание быть вместе навсегда, нести ответственность друг за друга и осуществить свое единение, свою любовь в детях – такие мотивы являются фундаментом, питающим и укрепляющим союз мужчины и женщины. Если они в вере осознали всю глубину своих отношений и решили закрепить свое единение Божиим благословением, то Церковь в таинстве венчания благословляет их брак, призывает благодать Божию, возводя его на другой уровень, наполняя брак смыслом Креста и Воскресения, взаимного причастия Телу и Крови Господа Иисуса Христа. Церковь благословляет брак как духовно-душевно-телесное единство, в котором главным становятся взаимная любовь, обращенность супругов к Богу, сочувствие и сострадание.

Ни в одном другом человеческом союзе нет таких возможностей и таких препятствий для взаимного познания и любви, как в браке. Мужчина и женщина соединяются в браке, чтобы быть вместе, и это соединение, со-бытие, есть взаимное обладание и постижение друг друга, в котором раскрываются все их силы и все их немощи. Это познание и обладание дается Богом как дар, но как всякий Божий дар, как дар веры, молитвы, дар любви требует от человека усилий по его сохранению и преумножению. Иначе источник любви в наших сердцах замусоривается и иссякает.

Епископ Виссарион (Нечаев) отмечает, что супружеское счастье, как и всякое земное благо, трудом приобретается и охраняется. И этот труд супругов, прежде всего, должен быть направлен к изучению характеров и постоянному применению к характеру друг друга кроткого совета и искреннего содействия.

Для того чтобы сохранить любовь и гармонию в семье мужчине и женщине необходимо выполнять свои “обязанности” и находиться “на своем месте”. Каковы должны быть роли мужчины и женщины в семье, чтобы отношения были благоприятными и благополучными?
Семейное главенство мужчины вложено в него Господом. “Он будет господствовать над тобою” (Быт.3;16), — сказано жене. Главенство мужа – не привилегия, а обязанность. Она состоит из руководства и ответственности. Если своей заботой и трудолюбием муж старается принести достаток в семью, если его главенство проявляется в решении бытовых и материальных проблем, в попечении о духовной жизни семьи, в воспитании своих близких, то жена будет счастлива “послужить” ему, она станет прививать эту почтительность и домочадцам.

“Повинуйтесь друг другу в страхе Божием”, говорит апостол Павел. И тут же добавляет: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу”. Господь требует послушания от мужа так же, как и от жены. Но корень взаимного послушания супругов – в послушании жены. Подчиняясь мужчине, женщина подчиняется Богу, надеясь на то, что Его воля будет совершаться даже через слабости этого человека.

Повиновение и смирение тесно связаны друг с другом. Это два драгоценных убора, которыми апостол Павел советует женщине украшать себя: Также и вы, жены, повинуйтесь мужьям своим, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом (1 Петр.3;1-4).
Бог сказал: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3;16). В этом спасение женщины.

Если хотим строить взаимоотношения на постоянном понимании друг друга, нам совершенно необходимо постигнуть, что же определяет мужскую и женскую природу, разобраться в особенностях, характерных для каждого.

Митрополит Антоний Сурожский отмечал, что в центре семьи должна быть любовь, радость! Счастливая семья – убедительное доказательство того, что, приди Бог в человеческую обстановку, она может расцвести так, как никакая другая не может.
В результате нашего исследования становится очевидным, что основной смысл брака заключается в любви и вечном единении мужа и жены. Следовательно, только любовь является основой гармоничных отношений в семье, которую необходимо защищать и возделывать всю супружескую жизнь, дабы ощущать счастье в реальном бытии.

“Благодатное средоточие Божественного дара любви и созидания в семье несет брачному союзу устойчивость и крепость” (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Из предисловия к материалам XVIII Международного конгресса семьи, 1994 г.).

1. Библия или книги Священнаго Писания Ветхого и Нового Завета. Петроград, Синодальная типография, 1917.
2. Митр. Антоний (Сурожский). Таинство любви: беседа о христианском браке. — СПб., 1999.
3. Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. — М., 1998.
4. Прот. Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. — М., 2009.
5. Дар любви: свидетельство жизненного подвига прот. Феодора Соколова. — Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
6. Прот. Игорь Гагарин. Любить, а не искать любви: беседы о семье и браке. — Клин, 2006.
7. И будут двое одна плоть. Сборник статей о христианском браке. Составитель А. Баранов. — М., 2006.
8. Все, что вы хотели знать о венчании и браке. — М., 2008.
9. Прот. Иоанн (Мейендорф). Брак в Православии. – М., Путь, 1995.

Читать статью  Эссе «Проблемы современной семьи». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.

Вера в семье

Вера в семье

В наш век технологий, особенно у молодого поколения вопрос веры стоит не так остро и востребованно, как у людей более старшего поколения. В семьях довольно часто можно наблюдать противоречия поколений. Когда молодёжь захлёстывают амбиции и модные веяния, а родители, уже пережив эти этапы своей жизни, начинают ценить духовные и нравственные составляющие семьи.

О том, чем отличаются верующие семьи, какие плюсы и минусы несёт в себе вера, рассмотрим в этой статье.

Какие плюсы и минусы

Несомненно, что вера человека независимо от его вероисповедания делает его сильнее и помогает на протяжении всей жизни. Но так ли это на самом деле? Ведь существует множество примеров людей, которые являются истинными атеистами. Но в духовном плане и реальной жизни, они являются более развитыми.

Но давайте подробнее разберём, какие плюсы и минусы ждут семью, в которой есть вера в Бога.

Плюсы

Общение

Верующих людей и семей очень много, хотя многие почему-то стараются не признавать этот факт. Тем же семьям, которые посещают церковь и службы, зачастую удаётся найти пары и людей со схожими интересами. Таким образом вы можете найти интересных людей для общения, совместного отдыха и путешествий. Некоторым получается найти друга семьи, которые становится для пары надёжной опорой и хорошим советникам.

Утешение

Многие семьи находят в вере утешение, если их постигает какое-то несчастье — потеря близкого человека, любимой работы, какого-то существенного достатка или невозможность завести ребёнка.

Страх перед смертью

Когда один из членов семьи боится, что его ждёт после смерти, и страшится самого события, семья ищет ответов в вере. Так как на данный момент нет точного объяснения, что происходит с человеком после смерти, церковь и вера, в свою очередь дают подробные особенности загробной жизни.

Моральные ценности

библия розы и обручальные кольца

Посредством веры многие семьи постигают мудрость, доброту, заботу о своих близких и другие моральные ценности. Таким образом супруги становятся ближе, начинают лучше понимать друг друга и проявляют заботу.

Минусы

Некомпетентность

Библейские мудрости и высказывания очень сильно отличаются от научных фактов. Таким образом, некоторые пары могут находиться в глубоком заблуждении насчёт многих неоспоримых фактов.

Подчинение и страх

Пары, свято соблюдающие веру, часто принимают все слова за чистую монету. Они начинают бояться — совершили малейший грех, жили не по-библейски, не соблюдали заповеди — значит, их ждут вечные муки и страдания.

Несогласие

С сильно верующей семьёй невозможно даже говорить об атеизме. Пара будет доказывать, что их вера — единственно правильная, которой должны придерживаться все.

Разрушение церковных понятий

В обычном человеческом понятии церковные служители должны быть такими, по которым будут равняться многие люди. Но на деле некоторые из представителей церкви ведут не совсем честный и совсем неправедный образ жизни — присваивают себе пожертвования, прелюбодействуют с прихожанками, злоупотребляют спиртными напитками, и в пьяном состоянии садятся за руль. Конечно, сама религия тут ни причём. Но её представители определённо не должны себя так вести.

От веры до фанатизма

Служители церкви называют фанатизм духовной смертью. Также считается, что фанатики на самом деле не верят в Бога. А сами истязают себя по собственной глупости и необразованности в вопросе веры.

Считается, что такие союзы создают люди с небольшими отклонениями в психике. Таким образом два разных, но одинаково верующих человека сближаются, и настраивают на себя всех.

Верующие оба супруга или кто-то один: стоит ли насмехаться или раздражаться в случае веры кого-нибудь одного

На успешность брака в первую очередь играет не вероисповедание супругов, а совместимость их характеров. Супруги должны понимать, что вера одного из них — его личное дело, и навязывать её своему партнёру не нужно. Одни верят в Бога, другие в гороскопы и сны. Необходимо лишь спокойно принимать особенности веры друг друга, при необходимости — поддержать вторую половинку, и не агрессировать на её выбор.

Имеется множество примеров вполне успешных браков, в которых супруги имеют разное вероисповедание, или когда один из них — атеист, а другой — верующий.

Стоит ли прививать насильно веру детям

Рано или поздно перед духовно развитыми родителями встаёт вопрос — как приобщить ребёнка к вере и уберечь его от повседневных соблазнов и искушений.

Зачастую ребёнка приобщают к вере ещё на первых годах его рождения. То есть, выбор за малыша уже сделан. А чтобы ребёнок рос верующим, родители постоянно должны посещать с ним церковь и рассказывать библейские сказания.

Но когда ребёнок немного подрос, у него появляться собственное мнение. И если он не хочет вслед за вами становиться верующим — это его желание, его выбор. Не стоит насильно навязывать веру кому-либо.

Именно вера может стать для ребёнка отдушиной, поддержит его и вдохновит, оградив от дурного влияния.

Запомните — семья это маленькое государство. И от того, как будут править главы этого государства, будет зависеть их совместная жизнь, доверие и спокойствие.

Семья и вера в Бога

Семья и вера в Бога

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Предлагаем познакомиться со статьей, где священник Павел Островский пишет о некоторых семейных проблемах и способах их решения.

Вера в Бога в семье

Бывает, что людей, вступающих в брак, соединяет единомыслие, основанное на совместной работе или других интересах, но не на вере в Бога. Но спустя время одни из супругов начинает верить в Бога. Для кого-то это радость, а для кого-то – трагедия.

Читать статью  Мудрые статусы про счастливую семью |

Человек, уверовавший в Бога, себя не контролирует. Неофитство всем известно. Обычно женщины первыми вступают на путь веры. Жена уверовала, а муж нет. И он в субботу говорит ей: «ну давай сходим сегодня в театр», допустим. А она еще с маленьким осуждением, пока, говорит: «знаешь, вообще-то я на всенощную иду, а ты пока Библию почитай». Я утрирую, но это трагедия для мужа. Он не уверовал, и не может понять, что произошло?

Задумчивый мужчина у окна

Тут надо помнить, что Церковь запрещает бросать супруга или супругу, если ты уверовал. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14). В браке, когда один уверовал, а другой нет, все то же самое, только теперь надо любить и показывать всяческими примерами, что я вот изменилась. Вот смотри: я была сварлива, а теперь я добрая. Раньше я отказывала, а теперь не отказываю в близости (бывает такое, что жена соглашается, но ее вид показывает, что «это я делаю по величайшему снисхождению к тебе»). Это относится к православным тоже. Если вы уверовали во Христа, нужно показывать пример Христа.

Супруги обнимаются

Вы что думаете, что Христос не терпит, когда человек совершает страшные грехи: аборты, гадание и т. д. Все это Господь терпел. И ждал, мы же дети Его. И все мы здесь сидим живые. Не было же молний на нас летящих, пока мы в Бога не верили. Именно это нужно, терпение, если ты уверовал, а жена или муж нет.

Иерархия в семье

В основе иерархии православной семьи лежит Бог и служение Богу. Я должен понимать, если я служу жене, я служу Богу. Я закон Божий исполняю. Я не хотения жены исполняю, а закон Божий. Если я ухаживаю за супругой и т.д., то я это делаю Богу. Адам и Ева были изгнаны из рая за непослушание. И мы можем попасть в рай только за послушание. И Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:21).

Проповедь Христа

И жена должна помнить: я вот мужа терплю – это я не ему служу, это я в первую очередь Богу служу. Это сложно, я понимаю, потому что у нас не модно служить кому-то. Век гуманизма – человек сейчас в центре всего. Если меня из-за этого служения Богу будут некоторые называть подкаблучником, то мне все равно на это. Нам вообще должно быть все равно, что про нас подумают. Если мы служим Богу, то надо помнить что слову вера есть однокоренное слово верность. Моя верность Богу выражается в верности жене. Моя верность Богу выражается в верности мужу. И никогда не надо сравнивать свою супругу с кем-либо, если ты хочешь чтобы у тебя был счастливый брак. И мужа нельзя сравнивать с кем-либо, даже в мыслях. Если даже только в мыслях я сравню жену с кем-либо, это уже измена.

Муж и жена возле храма

Вот представьте, идет война и один человек только в мыслях подумал, ну чем фашисты плохи, я только посмотрю, что там. И если бы вдруг его товарищи узнали его мысли, то пристрелили прям там же, ведь он может предать всех потом. Если ты уже вступил в брак, больше ты не свободен, ты раб, это семейные узы, оковы. Все, нельзя изменять. Если я устно сравню жену, то потом вообще как можно рассчитывать на счастливую жизнь. Сам себя избил. Или представляете, жена так сделает. Женщины обычно так не поступают, если только злые жены.

И еще по поводу иерархии. Дети в этой иерархии семьи ниже жены. Жена от мужа защиту имеет. Дети должны бояться прихода отца, если хулиганят. А муж защищается от жены только Христом. Т.е. муж имеет защиту только от Бога. Если тебя жена мучает, например, то иди и молись. Больше тебя никто не спасет, только Бог.

Мужчина перед иконами

Соответственно для мужа родители жены в начале этой иерархии, а потом свои родители. И для жены так же сначала родители мужа, а потом свои родители. Это тактически верно, потому что если я в первую очередь думаю о родителях жены, то этим самым я оказываю расположение жене, которая по иерархии стоит выше родителей. Это все хорошо конечно работает, если все православные.

Жена почувствует себя за стеной, согретой только спустя какое-то время. И мы тоже так же чувствуем, что Господь нас любит, нас ждет, только спустя какое-то время. Нам очень страшно молиться словами: «Господи на все твоя воля». Если только доверяешь Богу, можешь так сказать искренне с радостью. Так же жена может сказать, что любит мужа, но это только по-настоящему спустя какое-то время.

Источник https://proza.ru/2012/08/22/106

Источник https://mojmir-online.ru/semya-i-vera/

Источник https://semyaivera.ru/2020/09/29/semya-i-vera-v-boga/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *