Беременным канон не писан

На нашем сайте мы уже говорили о том, что каждая десятая беременность в России – «несовершеннолетняя». В трудном положении оказывается не только сама забеременевшая девочка-подросток, но и вся ее семья. Как принять то, что уже случилось, и не потонуть во взаимных обвинениях? Комментирует священник Максим Первозванский:

– В Православной церкви есть традиция: когда женщина беременеет, то на время, пока она носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, как бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие. Если женщина живет в блуде, во время беременности ей позволено причащаться. Она выполняет свое главное женское предназначение, она вынашивает ребенка. После родов, если выяснится, что она так замуж и не выходит и продолжает жить в грехе блуда, ее снова отлучат от Причастия. Но во время беременности она – как бы вне канона.

Такова общепринятая церковная практика. Так Церковь проявляет свое отношение к человеку, хотя и согрешившему, но нуждающемуся в помощи, заботе и поддержке. А в нашем-то случае человек совсем юный, неразумный, он не в наказании нуждается, а во вразумлении.

Рождение ребенка – это всегда чудо и всегда подарок. Поэтому беременной девочке-подростку, пришедшей ко мне на разговор, я бы в первую очередь сказал: ты беременна? Поздравляю! А дальше стал бы с ней беседовать, разбираться с обстоятельствами. Что с ее душой, ее жизнью, как у нее в семье, что думают родители, что за парень – отец будущего ребенка, как он настроен и т.д. Понятно, что беседовать с такой девочкой нужно много, это не просто одноразовая духовная помощь, а длительное сопровождение, цель которого – пробуждение самосознания человека, его адекватного отношения к тому, что с ним случилось, личной ответственности.

И здесь священнику важно быть знакомым с возрастной психологией, особенностями психологии подростка, потому что в 13-15 лет человек ни физиологически, ни психологически еще не взрослый. Он многого может не постигать, не чувствовать просто в силу возраста, поэтому обращение, например, в формате долженствования – «понимаешь, ты должен», может быть безуспешным. Здесь нужны свои психологические ключи и подходы.

Необходимо учитывать и медицинскую составляющую. У беременной женщины в естественном детородном возрасте резко меняется гормональный фон, идет мощная перестройка организма. Она более психически уязвима, хрупка, ее реакции – физические, психические, ментальные, могут быть замедленны, просто перейти в другой, свой ритм. А тем более, если все это происходит с 13-летней девочкой, организм которой пусть биологически и способен, но все же в полноте не адаптирован к беременности.

Если ребенок пришел к священнику, значит, он хоть в какой-то степени, даже неосознанно, но верует. Ну или не убежденный атеист. И тогда, конечно, надо молиться, молиться вместе с ним, молиться за него, его самого расположить к молитве. Ведь доводы разума в стрессовой ситуации могут просто не доходить, и тогда молитва может стать единственной спасительной возможностью просветить ум и сердце, согреть душу, дать ей надежду.

Конечно, важно, как сама девушка настроена и что она чувствует. Бывает, что забеременевшую девочку-подростка просто-таки распирает от ее нового взрослого состояния, она в восторге и гордится тем, что с ней происходит. В таком случае надо слегка остудить горячую голову.

Если же она в унынии, отчаянии и растерянности, то ее нужно поддержать. И предложить разные варианты помощи, решения ее ситуации.

Если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, значит, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт

Все беременные женщины, вне зависимости от возраста, особенно если беременность «кризисная», больше всего нуждаются в максимальном дружелюбии и солидарности. Иначе они легко впадают в отчаяние, или же у них возникают защитные реакции вроде агрессии. Очень важно создать атмосферу общего решения общей проблемы.

Идет на аборт? Не запрещать

Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение – ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.

Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.

В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.

В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.

Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.

Как родителям сменить гнев на милость?

Разгневанным и расстроенным родителям, для которых беременность дочери – удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12-13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсолютно ничего «невозможного» с их дочерью не произошло.

Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока юная мама не вырастет и не встанет на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 лет назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.

В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых двух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социально и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от них зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных детей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденьких мам.

Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не станут досаждать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.

Говоря об усыновлении, я имею в виду именно юридическую сторону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя юная мама. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать мамой – бабушку. А если юная родительница сама хочет быть мамой и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители вполне могут предоставить ей такую возможность, помогая и поддерживая.

Загубленная жизнь или шанс на воскресение?

Когда я слышу причитания на тему: вот, жизнь загубила, теперь ни института, ни мужа, ни работы приличной, мне так и хочется сказать: поаккуратнее с прогнозами! Может быть, для этой девочки такой поворот событий будет только полезен. Убережет от чего-то, научит жить по-взрослому, серьезнее, ответственней.

Но не только для девочки, а и для всей семьи это может быть шансом увидеть: а насколько мы – семья? Насколько мы близки? Знаем ли о том, что друг с другом происходит, жалеем ли друг друга, понимаем ли друг друга? Любим ли мы друг друга? Или жизнь каждого из нас идет сама по себе, хоть мы и живем в одной квартире? Я сейчас не говорю о так называемой неблагополучной семье, где дети очевидно заброшены. Я говорю о вполне, на вид, «благополучной» семье, где видимым образом все «в порядке», но что на самом дела – большой вопрос.

Конечно, по-человечески понятно, что вначале самое страшно лезет в голову, но не поддавайтесь! Бывает, что ребенок, даже нежданный, во всех пробуждает только лучшее, сплачивает, примиряет. Это может произойти не сразу, а со временем. А если помогать с новорожденным согласятся бабушка и дедушка, братья и сестры, то дочь, если захочет, сможет и школу закончить, и колледж, даже вуз.

А что касается замужества – это вообще не зависит от того, есть ребенок или нет ребенка. Отсутствие малыша – не гарантия, что девушка выйдет замуж. Сколько мы видим прекрасных девочек, умниц-красавиц, с квартирами и машинами, которые рвутся в брак, но у них не получается. И наоборот: женщины выходят замуж с двумя, даже тремя детьми, вовсе не обладая при этом ни выдающейся внешностью, ни какими-то серьезными материальными активами. Поэтому в корне неверно становится на роль провидца и ставить крест на будущей личной жизни юной мамы, стращая ее одиночеством.

Мнение психолога о подростковой беременности читайте здесь

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Точка зрения православного врача акушера-гинеколога

Что такое беременность? Казалось бы, странный вопрос, на который можно дать вполне определенный ответ, говоря о физическом аспекте. А говоря о нравственном? Что вкладывает в это понятие каждый конкретный человек? Здесь возникают варианты… Желанное состояние, которое предшествует материнству; обыденность, привычный жизненный этап; нежелательное последствие интимной близости или — более того — ужас, которого лучше избежать. Согласитесь, немногие думают, что беременность — чудо, послание, дар свыше, драгоценность, которую и ценить надо соответственно.

Как ни удивительно, но среди тех, кто разделяет последнее мнение, есть и врачи. Но что такое чудо? — как мы привыкли понимать, — то, чему нельзя найти рационального объяснения. Что же чудесного в беременности? И почему вообще в последнее время медики так много внимания стали уделять вопросам, касающимся родов? О какой тайне идет речь, когда говорят об обычном, казалось бы, биологическом процессе? Почему так важно каждой женщине сознавать, что происходит с ней в этот период? На эти и другие вопросы отвечает Роман Николаевич ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома Спасо-Петровского госпиталя мира и милосердия (прежде Городская больница №70).

Читать статью  Календарь беременности

Роман Николаевич Гетманов закончил 2-й Московский Медицинский институт, имеет диплом врача-педиатра (педиатром проработал 5 лет). Закончил ординатуру по специальности акушер-гинеколог. Опыт работы в акушерстве — 12 лет. Имеет два медицинских образования: педиатр и акушер-гинеколог. Православный. Отец восьмерых детей.

— Прежде всего, как чудесное, уникальное состояние. Знаете, ведь до сих пор так и не удалось объяснить, как женщина носит в себе ребенка — т.е. некий совершенно новый организм — в течение девяти месяцев.

— Неужели? Но ведь даже в школьных учебниках по биологии про это написано.

— К сожалению, в учебнике биологии не сделано ударение на то, что женщина — лишь временное пристанище для нового человека. Так вот, каким образом это возможно и почему возможно именно так — медикам пока неизвестно.

— А разве не очевидно, что беременность — это некий естественный процесс, в ходе которого в организме мамы развивается новый маленький человек?

— В этом-то и есть загадка. Подумайте: девять месяцев женщина носит внутри себя совершенно новый организм. Новый не только духовно, но и с чисто биологической точки зрения — ведь ни один ребенок не является копией своих родителей. Хотя бы потому, что нельзя взять палец ребенка и пришить его папе или маме, равно как и наоборот. И, тем не менее, этот новый и совершенно самостоятельный организм не отторгается материнским организмом. Каким образом это возможно — с точки зрения современной медицины необъяснимо. Зато медицина знает множество примеров того, как происходит отторжение пересаженного органа. Пока еще не удалось изобрести какого-то уникального способа, чтобы этого избежать. Ведь даже если все условия операции будут идеально соблюдены, если орган донора будет соответствовать всем показателям, то отторжение все равно будет происходить, только медленнее. И человек вынужден будет до конца жизни применять препараты, которые замедлят этот процесс.

— Получается, что беременность необъяснима. Но тогда и само зачатие — это тоже чудо, а не случайность, как мы привыкли думать?

— С этим вопросом я сам обращался на конференциях ко многим ученым-специалистам — цитологам, эмбриологам. Я спрашивал, неужели всякий раз, когда в подходящий момент встречаются две зрелые клетки, происходит зачатие? Они отвечали, что нет, далеко не всегда. Не все так просто и примитивно, как нам может показаться на первый взгляд. Есть какие-то другие факторы, подчас более важные и значимые, о которых нам ничего не известно в силу простой ограниченности нашего знания. И беременность — это удачное стечение множества обстоятельств, это, может быть, один удачный исход из ста возможных. Другими словами, речь идет не о случайности, а о том, что именно этой женщине дается «дар» выносить и родить ребенка.

— В последнее время этому вопросу уделяется много внимания. С чем это связано?

— Нам, современным людям, кажется очевидным, что мы идем по пути все более прогрессивного развития. В пользу этого говорят и последние достижения в области медицины, которые позволяют врачам подчас творить чудеса. Нам кажется, мы уже почти все о себе знаем, и все в нашей жизни можем отрегулировать. Тем не менее, статистика свидетельствует, что в 90-е годы число бесплодных браков в Европе возросло до 20%. И здесь медицина бессильна. Как справиться с этим, как преодолеть тенденцию сокращения рождаемости — на сегодня этот вопрос остается одним из главных для медиков.

— Почему же столько бесплодных браков в странах, где уровень медицинского обслуживания очень высок?

— Потому что дело не только, вернее, даже не столько в медицинском обслуживании. Мы же говорим с вами о том, что медицине пока недоступно до конца объяснить весь процесс беременности, чтобы, так сказать, регулировать ход событий. Несомненно одно — что бы ни происходило, ответственность за это лежит, прежде всего, на самом человеке, в данном случае — на маме в наибольшей степени. С этим и связано наше беспокойство. Довольно долго проработав в этой области, я понял, что многие люди не знают самых азов, то есть того, что такое здоровье и как к нему надо относиться. Прежде всего, это касается молодых женщин, будущих мам. Вся информация по этому поводу, которую можно найти в любом учебнике по гинекологии, либо вообще остается без внимания, либо ей не придают должного значения. Полагают, что «все эти правила» — относительно числа половых партнеров — только лишняя предосторожность, совершенно не обязательная для исполнения. Многие молодые женщины очень легкомысленно относятся к таким правилам, а это большая ошибка. Даже не с религиозной точки зрения (всем нам известно, что Церковь осуждает блуд). Давайте посмотрим с точки зрения медицины. Что является причиной бесплодия? — Примерно в половине случаев это непроходимость маточных труб. В другой половине случаев это следствия патологий, связанных с хроническими заболеваниями.

— Чем вызваны эти заболевания?

— Как правило, женщине, у которой было более семи половых партнеров, можно практически сразу ставить диагноз хронического воспаления придатков. Это, в свою очередь, становится причиной внематочной беременности, бесплодия, многих других хронических заболеваний. Конечно, эта планка не для всех женщин — у кого-то организм крепче, у кого-то — слабее, но в среднем, как свидетельствует статистика, это так.

— А почему именно семь половых партнеров? Думаю, что для большинства женщин это в самом деле не более чем нравственное предписание, т.е. желательное, но вовсе не обязательное для исполнения.

— Конечно, нравственные законы каждый вправе определять для себя сам, и обязательность нравственных предписаний, как принято считать, — удел верующих людей. Причем и те зачастую вправе сами все решать. Но в данном случае речь идет не только о духовной, но и о медицинской стороне вопроса, которая кому-то может показаться более объективной. Суть в том, что у человека во всех областях и участках тела живет масса микроорганизмов. В кишечнике, например, живут бактерии, помогающие переваривать пищу. И в половых путях человека также содержится масса микроорганизмов. У женщин примерно на 80% это молочнокислые бактерии, а остальные 20-30% — это индивидуальный фон. Индивидуальный настолько, что каждую женщину можно унифицировать по ее флоре примерно так же, как и по отпечаткам пальцев. То же самое можно сказать и о мужчинах. Поэтому к чему может привести частая смена половых партнеров? — Это всегда очень сильное изменение индивидуальной женской флоры. Бактериям женского организма приходится привыкать, перестраиваться, приспосабливаться к новым условиям. Но постепенно их способность к адаптации иссякает, утрачивается, вследствие чего в половых путях уже размножаются и живут чужие микроорганизмы. Это приводит к хроническим инфекциям.

— Я слышала, что к патологиям, т.е. осложнениям в период беременности и во время родов, может привести даже обычный вирус, инфекционное заболевание, которое женщина перенесла во время беременности.

— Верно, есть множество таких вирусов, например, герпес. Если этот вирус попадает в материнский организм во время беременности, то возможно развитие патологии. Есть и другой вариант — женщина до беременности уже была носителем этого вируса. Организм привык, адаптировался к нему, поэтому и вреда ребенку он причинить не может. Но инфицирование во время беременности — это совсем другое. К сожалению, застраховаться от этого нельзя. При этом совсем не обязательно, что он себя сразу проявит. Единственный совет, который можно дать женщине — это максимум осторожности и внимания к себе и своему здоровью.

— А если попробовать сделать прививку? Например, прививки против краснухи сейчас очень распространены.

— Знаете, прививка — это, конечно, хорошо, с той точки зрения, что вы сделаете все возможное, чтобы не заболеть. Но это опять же не гарантия. Вы можете уберечь себя от краснухи, но если в организм попадет, скажем, вирус гриппа, то он может принести те же беды, что и вирус краснухи. Что касается именно краснухи, то, строго говоря, детскими инфекциями лучше болеть в детстве. Раньше вообще знаете, как делали? — Если родители в семье, где есть девочки, узнавали, что кто-то из родственников болен краснухой, они просто привозили в этот дом сразу всех своих дочерей — чтобы переболели в безопасном возрасте. С другой стороны, инфицирование вирусом краснухи — это еще не стопроцентная гарантия патологии. Примерно 80% детей рождаются здоровыми, несмотря на все опасения. Ко мне за десять лет работы обращалось много православных женщин, которые во время беременности имели контакты с краснухой. Врачи, зная о пороках развития плода, которые формирует этот вирус, направляли их на аборты. Они приезжали ко мне, мы вместе все обсуждали, женщины соглашались рожать, и знаете, за все это время еще ни разу у нас не родилось ребенка с каким-либо пороком. А ведь официально медицина заранее выносит таким детям приговор.

— Допустим, что ребенок все же родился с каким-либо пороком. Как тогда быть родителям?

— Конечно, это тяжкие испытания. Всем нам хочется, чтобы наши дети были здоровы. Но если по какой-то причине так не получилось, нужно понять одну вещь: во всем, что происходит в этом мире, есть четкая духовная закономерность. Человек, в силу ограниченности своего знания, зачастую не может обнаружить эту связь. Но она всегда есть, и с годами это становится очевидно. Ребенок всегда появляется именно в той семье, в которой он нужен, и именно таким, каким он нужен.

— Что Вы имеете в виду?

— Ну, например, был такой случай. В семье моих друзей родился ребенок с синдромом Дауна. Это трагедия для родителей, это их крест на всю жизнь. Но именно через этого ребенка родители пришли в Церковь. Он буквально спас семью.

— До его рождения родители вели весьма вольный образ жизни, думали, что, пока молодые, им все дозволено. Но вот появился этот малыш. Появились и новые заботы: нужно было уделять ему больше внимания, больше времени проводить в семье, вместе. Муж стал чаще помогать жене, раньше возвращаться домой. В результате этот ребенок просто возродил семью. Родители спустя пять лет крестились сами и крестили детей. Их старшая дочь, у которой тоже уже есть семья, помогает родителям — заботится о брате, проводит с ним время. Сейчас мальчику около 16 лет, и это полноценная семья.

— А каково самому ребенку? Знаете, многие женщины, думая о том, что ребенок родится больным, соглашаются на аборт, дабы избавить его — и в первую очередь его, а потом уже себя — от страданий. Как можно расценить такое решение?

— Для православных людей я вообще не вижу смысла поднимать вопрос об абортах. Что касается других людей, то еще раз хочу напомнить: с тем же вирусом краснухи лишь 20% детей действительно рождаются больными. И сегодня есть множество способов проверить, насколько вирус опасен для ребенка (я имею в виду различные тестирования и т.д.). Но даже если и опасен, это вовсе не повод для аборта. Нужно бороться за собственных детей: какими бы они ни были, это наши дети, и мы не должны от них отказываться. Решать, убить или не убить, пусть даже малыш может родиться не вполне здоровым, — значит жить по принципу человек человеку волк. В бизнесе или где-то еще это, возможно, как-то и объясняется. Но только не в семье. Если Господь дает этому ребенку жизнь, значит, это для чего-то нужно. Любой врач, который видел эмбрион, знает, что это такой же ребенок, с ручками, ножками, пальчиками и чертами лица, только крошечный совсем. И этот ребенок отличается от того, который ест кашу из тарелки, только тем, что питается через пуповину, а не ложкой. Конечно, он очень зависим от мамы, но только в физическом смысле. И если эта зависимость — критерий жизнеспособности, то мы с вами — не люди.

Читать статью  Смешные картинки про беременность (60 картинок)

— А есть ли вообще такой чисто биологический критерий жизнеспособности?

— Если и есть, то обозначить его невозможно в силу его подвижности во времени. Здесь как раз уместно говорить о прогрессе медицинских технологий: если раньше ребенок весом меньше килограмма считался выкидышем, то теперь таких детей можно выходить и создать им условия для дальнейшего развития без всяких последствий. В нашем роддоме, например, за одно лето появилось на свет несколько девятисотграммовых детей, и все они живы и здоровы. Поэтому говорить о каких-либо критериях нельзя. И уж тем более, родители никак не вправе лишать жизни собственных детей.

— А если женщине противопоказано рожать? Если она пошла на аборт, чтобы спасти свою жизнь?

— С такими вопросами лучше обращаться к духовнику. Чаще всего в таких ситуациях речь идет о том, что человек не хочет отказываться от радостей жизни, но при этом не хочет брать на себя и тяготы, которые неизбежно за этими радостями последуют. В ситуации, когда роды противопоказаны, женщине вполне логично было бы отказаться от половой жизни. Делать выбор в пользу одних удовольствий — это значит совершать насилие над собой. Прежде всего насилие духовное. Ведь совершая аборт, женщина вредит не только ребенку, но и в равной степени себе самой, своему физическому и духовному здоровью. Потому что аборт — это тяжесть, это смертный грех, который придется потом нести на себе всю жизнь.

— А если женщина все-таки забеременела? Что же ей, отваживаться и рожать, рискуя жизнью?

— Во-первых, совсем не обязательно, что это какая-то безвыходная ситуация. Очень часто показания для аборта бывают просто недостаточно обоснованными. Но если это и не так, то женщина, опять же, должна хорошо подумать, прежде чем принять решение. Знаете, я одно время работал в роддоме, где рожали женщины с тяжелым сахарным диабетом. Это сложное заболевание, которое поражает все сосуды. Беременность в данном случае нежелательна, потому что сахарный диабет сразу резко прогрессирует, и через четыре-пять лет после родов мама может умереть. И, тем не менее, женщины соглашались рожать. Это был их собственный выбор, их осознанный шаг. Они делали это не вслепую, знали, на что шли, и все же предпочитали дать жизнь ребенку и пожертвовать при этом своей.

— Вы считаете, это правильно?

— Я замечу, прежде всего, что выбор всегда должен быть осмысленным и духовно полезным. И советчиком в этом может быть только духовник. Что касается меня, то я считаю, что самоубийство вообще, в любой форме, — это проявление гордости, борьба с Богом. Но если есть беременность, то показаний к аборту я не знаю никаких.

— Но ведь многие вообще поступают иначе — предпочитают, так сказать, «перестраховаться» и прибегают к различным средствам контрацепции. Может ли в этом быть какой-то выход?

— Если женщина действительно серьезно больна, т.е. у нее, скажем, сердечно-сосудистая или гормональная патология, или заболевание почек — то, что действительно ставит под угрозу ее жизнь и беременность, то противозачаточные средства ей тем более противопоказаны. Если же контрацептивы применяет здоровая женщина — чтобы просто избежать нежелательной для нее ответственности, — то ей необходимо помнить, что от ответственности ей все равно никуда не уйти. Ведь применение контрацептивов никогда не проходит бесследно. Оно приводит к гормональным изменениям.

— Но ведь многие просто не знают, насколько серьезны могут быть «побочные эффекты» контрацептивов.

— К сожалению, это так. Или же знают, но закрывают на это глаза. Гормональные контрацептивы вовсе не кажутся современному человеку опасными для здоровья. Кроме того, они прекрасно разрекламированы. С какой целью это делается — вполне понятно. Это бизнес, и бизнес очень крупный. По данным, которыми мы сегодня располагаем, доходы фармацевтической промышленности сравнимы разве что с доходами от наркотиков и оружия. Представьте себе, что каждая женщина в течение многих лет постоянно пользуется каким-то препаратом — и сразу ясно, о каких суммах идет речь.

— По-моему, не так уж и часто по телевизору можно увидеть рекламу контрацептивов.

— Зато часто можно увидеть рекламу другой фармацевтической продукции и средств гигиены тех же фирм. По телевизору нас ведь учат «доверять качеству мирового лидера-производителя», и многие на это клюют. «Не-гормональная» продукция этих фирм действительно высокого качества, и она используется как «прикрытие» для основной деятельности. Приобретая контрацептивы, женщины зачастую покупаются на известное имя фирмы, продукцией которой они привыкли пользоваться. Многие даже не понимают, какой вред наносят себе и своим будущим детям. Ведь контрацепция, предохранение — это только временное и мнимое «решение проблемы». Поймите, все, что мы делаем против «природы», не замедлит сказаться. По сути, разврат и блуд сегодня в мире стимулируются именно распространением контрацептивов.

— А обезболивание родов — это тоже против природы? В последнее время это стало очень модным. Причем диапазон средств самый широкий — от родов в воде до кесарева сечения. Что Вы об этом думаете?

— Роды в воде — это не медицинский подход. Это действительно было одно время очень модно, и в Москве даже открывались специальные клубы. Насколько мне известно, очень трудно было найти женщин, которые действительно согласились бы так рожать без предварительной психологической подготовки. Суть в том, что женщин учили представлять себя, например, плавающими в Черном море, рядом с дельфином, который приходит им на помощь. Эти способы к медицине не имеют никакого отношения. Это, скорее, медитация. Что же касается воды вообще, то она обладает целым рядом полезных свойств — тонизирует, улучшает разные процессы в организме. Поэтому во многих хороших родильных домах Европы в первый период родов женщине могут предложить ванну. Ничего плохого в этом нет.

— А другие способы обезболивания?

— Во многих европейских странах законодательно закреплено, что каждая женщина имеет право на обезболивание во время родов. Однако к этому нельзя относиться совсем уж потребительски. Нужно помнить, что все виды обезболивания меняют, прежде всего, родовую деятельность. Ведь если в природе так устроено, что женщина испытывает боль во время родов, значит, так нужно. С другой стороны, в странах, где широко применяют обезболивание, увеличивается количество детей, извлеченных при помощи медицинских инструментов или операций.

— Но ведь бывают случаи, когда без обезболивания никак не обойтись.

— Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Свою жену я ни разу не обезболивал и вообще, честно признаться, в своей практике не очень склонен на это идти. Женщина так устроена, что очень скоро забывает родовую боль. Чаще всего, она проходит через это с пользой для себя и ребенка. Но вы правы, что иногда обезболивание необходимо. Однако в таких ситуациях оно должно делаться строго по показаниям, а не «по желанию клиента» или врача.

— Наиболее часто при осложнениях применяется кесарево сечение. Как оно сказывается на ребенке?

— Его тоже необходимо применять строго по показаниям. Конечно, кесарево сечение более щадяще для ребенка. Но всегда ли это лучше? По данным современной науки, ребенок, проходя по родовым путям, не испытывает никакой боли. Т.е. это совсем не то, что было бы со взрослым человеком, если бы ему обручем сдавили череп. К тому же, за время родов у ребенка проходят важные адаптационные процессы, которых лишаются «кесарята». Раньше считалось, что из «кесарят» потом вырастает много гениев. Но есть, например, статистика школьной успеваемости, которая свидетельствует, что такие дети хуже учатся.

— Почему же тогда растет число детей, рожденных с помощью кесарева сечения? Увеличивается число патологий?

— В последнее время врачи очень легко стали к этому относиться. Чаще всего, показания недостаточно обоснованы. Это не так сложно сделать — врачи якобы исходят из интересов ребенка. На самом же деле врачи просто не хотят сталкиваться с лишними трудностями. Они идут по пути наименьшего сопротивления, и это свидетельствует, скорее, о вырождении профессии. Женщины, в свою очередь, тоже очень легко соглашаются на кесарево сечение. Они думают, проще заснуть — и проснуться уже мамой, чем рожать самой. Это не всегда правильно. Если женщина здорова и может рожать сама — пусть рожает. Есть очень показательная статистика ВОЗа: в США примерно 25% родов проходят с кесаревым сечением, из них примерно 10% — по безусловным медицинским показаниям. Т.е. более чем в половине случаев показания либо условны, либо кесарево сечение производится по желанию мамы. С другой стороны, в Великобритании, например, путем кесарева сечения рожают не более 5% женщин.

— А какие могут быть безусловные показания к кесареву сечению?

— Бывают ситуации, когда мама в таком состоянии, что ребенка нужно как можно быстрее извлечь. Или, например, у женщины узкий таз или травма таза. В такой ситуации роды естественным путем невозможны, и это стопроцентное показание к кесареву сечению. Но чаще всего мы все же оперируем по показаниям, связанным с самим ребенком.

— А что Вы думаете по поводу родов дома? Для многих женщин психологически очень сложно приехать рожать в совершенно незнакомое место. И они предпочитают рожать в домашних условиях, среди родных людей.

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Я могу привести в пример несколько женщин, которые только так и рожают и очень этим довольны. Но у своей жены я родов дома никогда не принимал и, Бог даст, не буду. Потому что я боюсь. Это неоправданный риск. Вы знаете, что такое акушерское кровотечение? Это вот откройте кран с водой — и точно так же льется кровь из матки. Остановить такое кровотечение в домашних условиях практически невозможно. Не дай Бог такое случится. Я понимаю, если женщина рожает в какой-то глухой деревне, где добраться до роддома практически невозможно. Но если это город, то есть ли смысл так рисковать? Ведь можно потерять и маму, и ребенка. Поэтому я предлагаю всем рожать в роддоме.

— В таком случае, как же раньше рожали — и в поле, и в лесу, вообще без какой бы то ни было медицинской помощи?

— Вы коснулись одной важной особенности — очень многое зависит от психологического настроя. Если женщина настроена родить, она всегда родит. Роды в экстремальных условиях могут пройти лучше и быстрее, чем даже в роддоме. По собственному опыту знаю: если женщину прихватит на троллейбусной остановке, то она прекрасно родит. Потому что она полагается только на себя, и организм ее не подводит. И все-таки, если есть возможность рожать в роддоме — то лучше не рисковать. А что касается примеров из прошлого, то не стоит забывать, как высока была смертность при родах — и детская, и материнская.

Читать статью  Беременность после 30 лет

— А как Вы относитесь к присутствию мужа при родах?

— Раньше я относился к этому негативно. Но теперь, понаблюдав это на практике, я понял одно неоспоримое преимущество. Ведь чаще всего женщина приезжает в роддом, вообще впервые видя это здание. Она попадает в совершенно незнакомую обстановку, а ведь ей предстоит тяжелая и ответственная работа. Прежде всего, работа физическая — по потере калорий роды сравнимы с работой грузчика. И вот представьте: женщина приезжает к чужим людям, чтобы родить там своего ребенка. Любое лишнее волнение и суета могут ей только навредить. А если она с ужасом смотрит по сторонам, да еще видит, как рядом рожает кто-то другой, — это всегда плохо сказывается на течении родов.

— Чем же здесь может помочь муж?

— За спиной мужа женщина чувствует себя защищенной. Она знает: что бы ни происходило — муж рядом, он ее не оставит и не даст в обиду. Поэтому кора мозга, отвечающая за эмоции, у нее спокойна. Проходит недоверие к врачам и персоналу. Конечно, бывают случаи, когда и муж начинает себя неправильно вести. Ему кажется, врачи что-то делают не так, а ему, конечно, лучше знать, как должно быть. Это может очень помешать работе. Но это, в любом случае, скорее исключение.

— А что нужно знать жене и мужу перед тем, как женщина попадет в роддом?

— Во многих роддомах, и в нашем в том числе, есть специальные курсы. Муж и жена посещают их вместе. На этих курсах будущих родителей специально готовят к родам: объясняют, как нужно себя вести в экстремальной ситуации, как готовиться, как женщине правильно дышать, как тужиться и расслабляться. Женщина должна настроиться на предстоящую ей работу, должна знать какие-то азы.

— Вы можете посоветовать какие-то роддома?

— Единственное, что я здесь могу сказать — то, что рожать лучше в новых роддомах. Они лучше оснащены, там есть все необходимые условия, да и атмосфера вообще благоприятнее. Для родов это очень важно.

— Роман Николаевич, читателей «Фомы» интересует также вопрос, как соблюдать пост во время беременности. Что Вы можете посоветовать?

— Вообще, с такими вопросами православная женщина должна обращаться к духовнику. Многие священники очень хорошо владеют этой информацией и могут дать исчерпывающие ответы. Как врач я могу сказать только одно — многорожающей женщине нужно правильно питаться. Я сталкиваюсь с ситуациями, когда беременная матушка вместе с мужем не ест мяса. Кончается это тем, что после родов она еще месяц лежит в постели и не может заниматься ни ребенком, ни собой. За ней самой уход нужен. А причина такой физической слабости в том, что в организме многорожающей женщины истощены резервы, необходимые для развития ребенка. Это микроэлементы, ферменты, белки и т.д., которые она может получить только из пищи. Собственных запасов организма хватает лишь на первого-второго ребенка. Поэтому маме необходимы многие продукты животного происхождения, которых не заменят ни курага, ни таблетки железа.

— Скажите, какой совет Вы в первую очередь дали бы будущим мамам, может быть, даже мамам в далеком будущем?

— Конечно, бережно относиться к своему здоровью, причем в любом возрасте. Я имею в виду не только, и даже не столько здоровье физическое, о котором мы уже много говорили, сколько духовное. Здоровый дух может быть даже у калеки, который ходит на костылях. И в то же время у крепкого атлета душа может быть черна от болезней. Именно духовное здоровье мамы в первую очередь сказывается на здоровье ребенка. В связи с этим я еще раз хочу напомнить, что за все поступки, совершенные нами, мы обязательно понесем ответственность. Ведь, например, аборт — это смертный грех. Он остается за человеком на всю жизнь. Поэтому, прежде чем сделать важный в жизни шаг, нужно очень хорошо подумать, взвесить «за» и «против» — а не навредим ли мы самим себе и нашим будущим детям? Я никогда не поверю, что семья, где мать регулярно делает аборты, может быть по-настоящему счастливой и полноценной. Поэтому я призываю беречь свое здоровье, духовное и физическое, в течение жизни — ради себя и ради ребенка.

Беседовала Алла Митрофанова

ВАЖНО: Все авторские материалы, размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.

Непраздная: будущая мама в храме

Как будущей маме, с точки зрения Православной Церкви, наиболее благоприятно проводить время в храме.

В церковном обществе статус беременной женщины всегда был неизменно высоким, на нее смотрели как на хранительницу новой жизни, новой богоподобной личности, ее окружали особой заботой и попечением. Традиции помогали будущей матери вынашивать духовно и физически здоровых наследников.

На Руси женщину, носящую под сердцем своим ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. Уже сам термин этот свидетельствует о том, что беременность рассматривалась социумом как дело или, более того, служение обществу и Церкви. Святая Библия также говорит об этом:

«Женщина. спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»
(1 Тим. 2, 15).

Умение приходит от опыта и учебы. Кажется, чему учиться беременной? Мудрый Господь так создал наше тело, что все биологические процессы развития и роста плода происходят без участия ума и воли,так сказать, автоматически. Биологические – да, но человек – это не только тело, но и душа. И если вы хотите родить доброе, любящее чадо, без труда не обойтись. Об этом свидетельствует и наука. Пренатальная психология, изучающая психику еще не родившихся детей, доказывает, что основные личностные характеристики формируются именно в период внутриутробного развития человека.

Еще древнеримские патриции стремились окружить своих плодоносящих супружниц роскошью и покоем, огородить их от всевозможных волнений и неприятных видов. Христианство глубже взглянуло на проблему – отсутствие негативных впечатлений у будущей матери еще не гарантирует духовного здоровья для потомства. Необходимо еще до рождения привить младенцу благодатный опыт жизни. Церковь дает мудрые советы для непраздных христианок.

Прежде всего будущим мамам нужно получить особую божественную силу, иначе называемую благодатью, преображающую и очищающую наши души. Не откладывайте свой поход в церковь. После рождения малыша времени для себя у вас уже не будет, вы станете приходить в храм крестить и причащать кроху, но причаститься самой будет очень проблематично. Так что, пока есть время – сходите на исповедь. Особенно это рекомендуется тем, кто еще никогда не очищал свою душу от груза грехов и суеты – сейчас самое время. Думается, вы вряд ли хотите, чтобы ваши личные ошибки и несовершенства сказались на характере малыша? Лучше поскорее избавиться от них. Что для этого надо? Окинуть критическим взглядом свою жизнь. Результаты такого непредвзятого самоанализа можно конспективно изложить на клочке бумаги и поспешить в любое утро в ближайший храм на исповедь. Таинство покаяния помогает нам избавиться от греховных привычек и зависимостей, а также ограждает наше будущее поколение от их передачи по наследству.

Другим важным и необходимым таинством является причастие. Обычно люди готовятся к нему трехдневным постом. Но теперь это не для вас. С того момента, как вы поняли, что в вашем теле живет две души, пост, как воздержание в пище, для вас полностью отменяется. Теперь рекомендации по питанию вы будет получать только от доктора. И в период беременности, и до тех пор, пока не перестанете кормить кроху грудью.

Помните, у вас теперь важная служба – забота о подрастающем поколении. Находясь на ней, вы так же, как и военнослужащие, полностью освобождаетесь от гастрономического поста. Достаточным будет, если вы придете к таинству причастия натощак. Но не забывайте о духовной подготовке, надо постараться почитать молитвы ко святому причастию. Найти их вы можете в Молитвослове, который приобретете в любой церкви.

Эта книга принесет вам много пользы, если постараться вникнуть в смысл молитв. Только помните, что это не чтение непонятных слов, а живое общение одной личности с Другой – высшей Личностью. Если вы научитесь хоть немного такому общению тогда, когда под вашим сердцем бьется другое маленькое сердечко, у вас никогда не возникнет в будущем принципиальных разногласий с детьми. Ведь у вас будут одинаковые и непреходящие на все времена интересы и устремления. А главное – у вас будет Один любящий и заботливый Отец – Бог, детьми которого все мы являемся. Жаль, что не все это понимают.

Молитва во время беременности

О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какой радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостым взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не вогнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою переполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.
(Из Православного молитвослова)

Источник https://www.miloserdie.ru/article/beremennaya-devochka-podrostok-snachala-pomoch-potom-vospityvat/

Источник https://www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/95514302/

Источник https://www.u-mama.ru/read/waiting/pregnancy/2554-neprazdnaya-budushchaya-mama-v-hrame.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *