Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЖИТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕБРАЧНАЯ РОЖДАЕМОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / БРАЧНОСТЬ / РАЗВОДИМОСТЬ / COHABITATION / FAMILY / MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS / CIVIL MARRIAGE / UNREGISTERED MARRIAGES / ILLEGITIMATE BIRTHS / PUBLIC OPINION / MARRIAGE RATE / DIVORCE RATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миронова Юлия Германовна, Тырнова Наталья Александровна

В статье анализируется сожительство как форма семейно-брачных отношений . Рассматриваются брачно-семейная структура Астраханской области и доля сожительств в ней. Авторы представляют результаты социологического исследования, в котором анализируется отношение общественного мнения к сожительству , основные причины, по которым люди вступают в незарегистрированные брачные отношения , какие факторы способны изменить отношение, а соответственно, и тенденции роста числа незарегистрированных браков. Авторы выявляют особенности сожительств как формы семейно-брачных отношений и факторы способствующие их росту.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Миронова Юлия Германовна, Тырнова Наталья Александровна

СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ)

COHABITATION AS AN ALTERNATIVE FORM OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The article analyzes the cohabitation as a form of marriage and family relations . At the present time there are changes in family relations, the transformation of the marriage and family institution, the transition from «traditional» type to the «modern», which is also accompanied by the growth of alternative forms of family relations, including cohabitation . The authors study marriage and family structure of the Astrakhan region and the percentage of cohabitation cases in it. The authors present the results of the survey, which examines public attitudes to cohabitation , the main reasons why people engage in unregistered marriages , what factors can change the attitudes and, consequently, increasing number of unregistered marriages . The authors identify particular forms of cohabitation as marriage and family relations and the factors contributing to their growth.

Текст научной работы на тему «Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений в современном российском обществе»

УДК 316.356.2 ББК 60.561.5

СОЖИТЕЛЬСТВО КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Миронова Юлия Германовна

Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии Астраханского государственного университета lysiakova@mail. ги

ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация

Тырнова Наталья Александровна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета natalya.tymova@mail.ru

ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется сожительство как форма семейно-брачных отношений. Рассматриваются брачно-семейная структура Астраханской области и доля сожительств в ней. Авторы представляют результаты социологического исследования, в котором анализируется отношение общественного мнения к сожительству, основные причины, по которым люди вступают в незарегистрированные брачные отношения, какие факторы способны изменить отношение, а соответственно, и тенденции роста числа незарегистрированных браков. Авторы выявляют особенности сожительств как формы семейно-брачных отношений и факторы способствующие их росту.

Ключевые слова: сожительство, семья, семейно-брачные отношения, гражданский брак, незарегистрированные брачные отношения, внебрачная рождаемость, общественное мнение, брачность, разводимость.

Статистические данные по России за пос-^ леднее время свидетельствуют о снижении по-о казателей заключаемых браков и росте числа ^ разводов. Неофициальные супружеские союзы д (сожительства) становятся все более распро-Ц страненным социальным феноменом в евро-^ пейских странах и в России. Классики социо-Е^ логии семьи по-разному рассматривают дан-Ц ную проблему. Одни ученые утверждают, что 2 распространение сожительств ведет к глубо-§ кому кризису института семьи и брака ° (А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев). ^ Другие убеждены, что существование сожи-© тельства — это не что иное, как признак транс-

формации семейно-брачных отношений, поэтому необходимо рассматривать данное явление как социальный феномен, а не как проблему (А.Г. Вишневский) [5, с. 107].

В настоящее время наблюдаются изменения в сфере семейно-брачных отношений, происходит трансформация института семьи и брака, переход от «традиционного» типа к «современному», который сопровождается также ростом альтернативных форм семейно-брач-ных отношений, в число которых входит и сожительство. Незарегистрированные союзы становятся все более популярной формой се-мейно-брачных отношений в России [4].

Итоги Всероссийской переписи населения в 2010 г. показали, что число супружеских пар по сравнению с 2002 г. сократилось почти на 1 млн и составило 33 млн (в 2002 г. -34 млн). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн (13 %) состояли в незарегистрированном браке, в 2002 г. таких пар было 3,3 млн или 9,7 %, рост за восемь лет составил 3,3 %. Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек — в незарегистрированном. Таким образом, за период с 2002 по 2010 г. количество незарегистрированных браков существенно увеличилось, и в настоящее время эта тенденция прослеживается практически во всех субъектах Российской Федерации [2].

В Астраханской области брачно-семей-ная структура схожа со структурой в целом по России, так, из общего числа супружеских пар 51,5 тыс. (11,9 %) состояли в незарегистрированном браке в 2002 г. этот показатель был ниже и составлял 39,0 тыс. или 8,3 %. Кроме того, 96 человек в возрасте моложе 17 лет указали, что они состоят в браке, из них 71 человек — в незарегистрированном, в 2002 г. этот показатель составлял соответственно 184 человека и 102 человека. Брачная структура населения в Астраханской области в возрасте от 16 лет и более характеризуется следующими показателями, представленными в таблице 1.

За межпереписной период на 6 % сократилась доля лиц, состоящих в браке, на 2,2 % -доля лиц, никогда не состоявших в браке. Доля разведенных официально и разошедшихся, а также вдовых за прошедшие годы снизилась на 0,4 % и 0,5 % соответственно. По данным статистики за 2011 и 2012 гг., наблюдается снижение показателей заключения брака, так, в 2011 г. в Астраханской области было зарегистрировано 9 239, что составило 9,1 промилле, а в 2012 г. данный показатель снизился на 540 человек и составил 8 699 (8,6 промилле). В то же время было меньше разводов, в 2012 г. их число уменьшилось на 374 относительных человек и составило 4,9 промилле. Увеличению общего числа браков в настоящее время способствует сложившаяся благоприятная возрастная и половая структура населения, когда число мужчин и женщин в основных бракоспособных возрастах до 35 лет увеличивалось за счет поколений второй половины 1980-х гг. [1, с. 29].

Характерной особенностью брачно-се-мейной структуры Астраханской области является рост числа сожительств. Долю сожи-тельств в общей брачно-семейной структуре весьма тяжело оценить. Как правило, динамику сожительств оценивают по доли детей, родившихся вне зарегистрированного брака, от общего числа родившихся, в 2012 г. этот показатель составил по РФ в целом 30 %, в Астраханской области — 24,2 % [1, с. 30].

Категория населения Оба пола Мужчины Женщины

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

Население в возрасте от 16 лет и старше 806 241 (100 %) 834 033 (100 %) 370 939 (100 %) 383 024 (100 %) 435 302 (100 %) 451 009 (100 %)

В том числе: никогда не состоявшие в браке 21,59 % 19,38 % 26,38 % 24,28 % 17,50% 15,22 %

состоящие в браке (зарегистрированном и незарегистрированном) 58,26 % 51,95 % 62,79 % 56,43 % 53,93 % 48,16 %

вдовые 10,91 % 10,42 % 3,26 % 3,03 % 17,43 % 16,69 %

разведенные официально и разошедшиеся 9,24 % 8,91 % 7,32 % 6,76 % 10,86 % 10,72 %

Брачно-семейная структура населения Астраханской области

Примечание. Составлено по: [1, с. 28]. ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 3 (23) 55

Согласно данным таблицы 2, в 2012 г. в Астраханской области наблюдается рост числа детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, на 5,2 %. Наиболее высокая доля таких рождений отмечается у матерей моложе 20 лет и матерей в возрасте старше 35 лет. Причины рождения внебрачных детей разные. Одна из них связана с низкой культурой контрацепции. Внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности. В старших возрастах это может быть результатом осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак, при этом сказываются возросшие требования к брачному партнеру, экономическая независимость женщин и значительно более лояльное отношения общества к явлению внебрачной рождаемости. По уровню внебрачной рождаемости также существует дифференциация между городом и селом. Среди сельского населения рождение внебрачных детей происходит гораздо чаще в среднем на 2 %, чем среди городского, эта тенденция четко прослеживается на протяжении последних пяти лет [1, с. 34].

Актуальность социологического исследования сложившегося в настоящее время отношения в обществе к незарегистрированному браку обусловливается рядом причин. Так, брачность во многом определяет наличие и реализацию репродуктивных установок, влияет на социализацию последующих поколений. С учетом этих обстоятельств необходимо определить дальнейшую динамику распространения незарегистрированных браков. Наконец, важно выяснить, как относится об-

щественное мнение к такой форме организации брака, станет ли незарегистрированный брак альтернативой официальному браку, каковы основные причины, по которым люди вступают в незарегистрированные брачные отношения, какие факторы способны изменить отношение, а соответственно, и тенденции роста числа незарегистрированных браков.

Сегодня ответы на эти вопросы приобретают значимость, так как скорость и масштабы распространенности незарегистрированных браков, формирование позитивных взглядов и растущая популярность сожи-тельств среди населения приобретают массовый характер.

Центром социологических исследований Астраханского государственного университета было проведено социологическое исследование для выявления отношения к феномену сожительства среди населения в возрасте от 18 лет до 50 лет в городе Астрахань. Результаты анкетного опроса, проведенного в г. Астрахань, при квотной выборке N = 500 человек показали, что среди населения существует неоднозначное отношение к сожительству.

Результаты проведенного опроса говорят о том, что в общественном мнении аст-раханцев отсутствует единое понимание сущности понятия сожительство. В массовом сознании преобладает мнение, что гражданский брак и сожительство это понятия, обозначающие одно и то же явление, а именно незарегистрированный союз мужчины и женщины. Лишь небольшая часть опрошенных, только 15 %, утверждают, что гражданский брак — это брак без венчания, то есть оформленный в органах ЗАГС.

Год Внебрачная рождаемость

Все население Городское Сельское

2008 26,3 25,5 27,7

2009 26,2 25,7 27,3

2010 25,3 24,1 27,5

2011 19,0 18,0 20,6

2012 24,2 23,6 25,1

Показатели внебрачной рождаемости Астраханской области, % от общего числа родившихся

Примечание. Составлено по: [1, с. 32]. 56 Ю.Г. Миронова, Н.А. Тырнова. Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений

В ходе проведенного исследования было выявлено, что личный опыт сожительства чаще встречается среди мужчин, нежели женщин, хотя в целом доля среди опрошенных, имеющих личный опыт подобных отношений, не велик и составил только 15 %. Возможно, такие результаты были получены потому, что многие женщины воспринимают сожительство как брак и не всегда готовы признать то, что они находятся в неофициальных отношениях со своим партнером. Однако следует сказать, что большинство респондентов (57,5 %) отметили, что среди их друзей и знакомых есть пары, живущие совместно, не регистрируя свои отношения.

Исследование показало, что в целом отношение к институту семьи и брака положительное: 95 % опрошенных отметили этот вариант ответа. Однако встретились и те, кто негативно относится к институту семьи. Такое мнение чаще встречается среди мужчин, нежели среди женщин. Полученные результаты позволяют рассуждать о том, что сегодня не все стремятся создать семью, а больше тяготеют к свободным отношениям, которые не влекут за собой никаких обязательств.

Наиболее подходящий возраст для решения вступить в брак, по мнению респондентов, находится в пределах от 25 до 30 лет, этот вариант отметили 82,5 % опрошенных. Причем это мнение разделяют как мужчины, так и женщины. Исходя из этого, можно предположить, что сегодня представители обоих полов не стремятся создавать собственные семьи в раннем возрасте, для них гораздо важнее получить образование и построить карьеру, а затем думать о браке.

Основными причинами, по которым люди принимают решение жить вместе, не заключая официального брака, являются: проверка чувств (этот вариант отметили 56,3 % опрошенных), новый этап отношений и подготовка к браку (выбрали 51,3 % опрошенных) и признание сожительства как альтернативы зарегистрированному браку (назвали 50 % опрошенных). Необходимо отметить, что респонденты могли выбрать несколько вариантов среди предложенного списка, а исследователи выбрали три варианта, набравшие наибольшее число ответов. Женщины также отметили, что часто одной из причин, по которой пара решает жить вме-

Читать статью  Патриархат: Что Это Такое | Почему Он Все Еще Существует?

сте без регистрации брака, является нежелание брать на себя ответственность, а мужчины считают, что одной из причин может послужить желание удержать партнера.

Уровень образования и дохода, по мнению респондентов, не влияет на решение пары сожительствовать. Однако следует учесть, что некоторые респонденты (7,5 %) полагают, что уровень дохода имеет некоторую весомую долю в этом вопросе. Так, например, было отмечено, что низкий уровень заработка не позволит паре снимать жилье для совместного проживания, поэтому пары не вступают в законный брак. Было также высказано предположение, что на данный тип отношений будет согласен человек, материально зависящий от своего партнера.

Важным в проведенном исследовании было определить отношение респондентов к сожительствам, в которых растут дети. Так, выяснилось, что большинство респондентов (62,5 %) против подобного явления. Более отрицательно к сожительствам, в которых растут дети, настроены женщины. Это говорит о том, что женщины как матери больше обеспокоены положением детей в незарегистрированных браках. Необходимо также учесть и то, что люди, живущие или имевшие опыт неофициального брака в прошлом, считают, что растить ребенка в сожительстве вполне возможно. Но в целом респонденты (71,3 %) убеждены в том, что при рождении ребенка паре необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГС.

Результаты исследования показали, что более положительное отношение к сожительству наблюдается у респондентов в возрастных группах от 18 до 25 лет, а также с 35 до 45 лет. Это может быть связано с тем, что среди молодежи бытует мнение, «прежде чем зарегистрировать отношения, необходимо лучше узнать друга», а что касается пар среднего возраста, то для них сожительство более привлекательно, чем законный брак, так как в случае разрыва отношений будет проще разойтись, не испытывая проблем с разделом имущества. Особенно часто это мнение встречается среди разведенных или вдовых респондентов.

В ходе исследования были выявлены основные преимущества сожительства. Так, основным преимуществом, по мнению респон-

дентов, является возможность разойтись без лишних проблем, этот вариант отметили 76,3 % опрошенных. Женщины также называли преимуществом сожительств экономию денежных средств на свадьбу. Это дает возможность рассуждать о том, что проблема нехватки средств на свадебное торжество может быть также и одной из причин решения жить в неофициальном союзе.

Указывая на отрицательные стороны сожительства, респонденты отмечали вероятность того, что сожительство не приведет к законному браку (этот вариант отметили 30 % опрошенных), вероятность рождения ребенка в неофициальных отношениях (отметили 48,8 % респондентов), а также то, что никто из супругов не обладает законными правами (этот вариант выбрали 62,5 % опрошенных). Женщины больше обеспокоены тем, что сожительство не приведет к законному браку, а риском родить ребенка в официально не оформленных отношениях,чем мужчины.

Среди опрошенных преобладает мнение, что зарегистрированный брак имеет преимущества перед незарегистрированным союзом мужчины и женщины. Причем этого мнения придерживаются как женщины, так и мужчины. Так, на открытый вопрос «В чем Вы видите преимущества официального брака перед сожительством?» наиболее часто встречались следующие варианты ответов: наличие законных прав у обоих супругов, рождение детей в официально зарегистрированном союзе, обоюдные обязательства и ответственность, большая возможность сохранить семью, надежность и стабильность семейной жизни. Также было высказано мнение, что одним из преимуществ официального брака является то, что зарегистрированный брак — это общественно одобренная форма семейно-брачных отношений.

Результаты исследования четко показывают: мнения респондентов сходятся к тому, что сожительство следует заканчивать регистрацией брака в органах ЗАГС, на этом настаивают 95 % опрошенных. Это может быть связано с тем, что, по мнению большинства, сожительство — это лишь одна из ступеней, ведущей к регистрации семейно-брачных отношений. Следует отметить, что вариант «нет, необязательно заканчивать сожительство регистрацией брака» также был выбран, но чаще

этот вариант был отмечен мужчинами, нежели женщинами. Подобные результаты дают возможность полагать, что мужчины не всегда воспринимают сожительство как этап на пути к созданию официальной семьи.

В ходе исследования выявлен тот факт, что сожительство признается как одна из форм семейно-брачных отношений. Однако следует учесть, что данное мнение разделяют в большей степени мужчины (77,5 %), нежели женщины, среди которых только 22,5 % отметили этот вариант. Для женщин единственной приемлемой формой брака остается официально зарегистрированный брак.

В ходе социологического исследования было установлено, что независимо от возраста, респонденты находят преимущества официально зарегистрированного брака перед сожительством, а также полагают, что сожительство должно перейти в брак официальный.

Таким образом, согласно проведенному социологическому исследованию можно сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на появление новых типов и форм семейно-брачных отношений, в сознании населения сохраняется положительное отношение к традиционной семье и законному браку. Молодежь стремится создать семью, а старшие поколения заботятся о сохранении домашнего очага и крепких отношений.

Во-вторых, в сознании населения отсутствует четкое представление о том, чем отличаются сожительства и гражданский брак. Большинство людей отождествляют эти понятия. Этот факт в очередной раз показывает, что в обыденном сознании принято считать обыкновенное сожительство звучным названием «гражданский брак».

В-третьих, сожительства как тип семей-но-брачных отношений чаще встречается среди молодых людей, а также среди людей среднего возраста, которые уже имели опыт официального брака.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня в обществе существует неоднозначное отношение к незарегистрированным союзам. С одной стороны, это не всегда приветствуется, но, с другой стороны, является вполне приемлемой и не осуждаемой общественным мнением формой семейно-брачных отношений.

По материалам исследования можно сделать вывод, что люди, которые вступает в сожительство, не видят смысла в регистрации отношений только до тех пор, пока не появляются дети, с этого момента союз перестает быть только их личным делом, и официальное признание брака становится необходимым в глазах общественного мнения.

В целом зарегистрированный брак и сожительство следует признать двумя различными формами семейно-брачных отношений, несмотря на то что по степени социальной легитимности в общественном мнении они мало различаются.

Таким образом, рост сожительств как формы семейно-брачных отношений в современном российском обществе — это результат действия совокупности факторов, среди которых особое значение имеют следующие.

Во-первых, изменение социального положения женщин, обретение ими экономической самостоятельности, что не могло не сказаться на сфере семейно-брачных отношений.

Во-вторых, распространению сожительств может способствовать существующая система социальной защиты льгот и пособий, направленная на поддержание матерей- одиночек.

В-третьих, важной причиной распространения сожительств также является постепенное снижение негативизма в общественном отношении населения к сожительству, что и подтверждает проведенное социологическое исследование.

Распространение незарегистрированных супружеских союзов ведет к росту числа внебрачных рождений. Результаты, полученные в ходе исследования, говорят о постепенной институциализации сожительства и легитимации его в общественном мнении. Сегодня подобные семьи становятся одним из вариантов семейно-брачных отношений, они уже не являются отклонением и получают одобрение со стороны общества. Количество неофициальных союзов растет, а значит, можно предположить, что и количество детей, рожденных в подобных союзах, также будет расти.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Астраханская область : стат. ежегодник / Ас-траханьстат. — Астрахань : [б. и.], 2013. — 376 с.

2. Всероссийская перепись населения 2010 года. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. — Загл. с экрана.

3. Вовк, Е. Практика сожительств в России: распространенность, смыслы, интерпретации / Е. Вовк // Социальная реальность. — Электрон. текстовые дан. — 2006. — № 6. — Режим доступа: http://fom.ru, свободный. — Загл. с экрана.

4. Папа, О. М. Сожительства как альтернатива браку / О. М. Папа // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. -Электрон. текстовые дан. — 2012. — № 2 (10). — Режим доступа: http://sisp/nkras.ru, свободный. — Загл. с экрана.

5. Тихомиров, Д. А. Добрачные сожительства в Москве как новая составляющая матримониального поведения молодежи / Д. А. Тихомиров // Знания, понимания, умение. — 2009. — № 3. -С. 106-110.

6. Фатенкова, Т. А. Сожительства и однополые семьи: модели идентификации и самоидентификации / Т. А. Фатенкова // Вестник Нижегородского университета. Серия «Социальные науки». -2008. — Вып. 2 (10). — С. 63-65.

1. Astrakhanskaya oblast : statisticheskiy ezhegodnik [Astrakhan Region: Year Book on Statistics]. Astrakhan, 2013. 376 p.

2. Vserossiyskaya perepis naseleniya 2010 goda [All-Russian Population Census of 2010]. Available at: http://www.gks.ru.

3. Vovk E. Praktika sozhitelstv v Rossii: rasprostranennost, smysly, interpretatsii [The Practice of Cohabitations in Russia: Popularity, Sense, Interpretations]. Sotsialnaya realnost, 2006, no. 6. Available: http://fom.ru.

4. Papa O.M. Sozhitelstva kak alternative braku [Cohabitation as an Alternative of Marriage]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem, 2012, no. 2. Available at: http://sisp/nkras.ru.

5. Tikhomirov D.A. Dobrachnye sozhitelstva v Moskve kak novaya sostavlyayushchayay matrimonialnogo povedeniya molodezhi [Prenuptial Cohabitations in Moscow as a New Component of Matrimonial Behaviour of Youth]. Znaniya, ponimaniya, umenie, 2009, no. 3, pp. 106-110.

6. Fatenkova T.A. Sozhitelstvo i odnopolye semyy: modeli identifikatsii i samoidentifikatsii [Cohabitation and Monogender Families: Models of Identification and Self-Identification]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Seriya «Sotsialnye nauki», 2008, iss. 2 (10), pp. 63-65.

COHABITATION AS AN ALTERNATIVE FORM OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Mironova Yuliya Germanovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociology, Astrakhan State University lysiakova@mail. ru

Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation

Tyrnova Natalya Aleksandrovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology,

Astrakhan State University

Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the cohabitation as a form of marriage and family relations. At the present time there are changes in family relations, the transformation of the marriage and family institution, the transition from «traditional» type to the «modern», which is also accompanied by the growth of alternative forms of family relations, including cohabitation. The authors study marriage and family structure of the Astrakhan region and the percentage of cohabitation cases in it. The authors present the results of the survey, which examines public attitudes to cohabitation, the main reasons why people engage in unregistered marriages, what factors can change the attitudes and, consequently, increasing number of unregistered marriages. The authors identify particular forms of cohabitation as marriage and family relations and the factors contributing to their growth.

Key words: cohabitation, family, marriage and family relations, civil marriage, unregistered marriages, illegitimate births, public opinion, marriage rate, divorce rate.

Сожительство как форма семейно брачных отношений

Семья в социологическом смысле может основываться на фактических брачных отношениях, которые, как показал анализ литературных источников, получают в настоящее время все большее юридическое признание в различных странах. Но автор считает необходимым заметить, что не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле.

В истории России существовали разные периоды признания сожительства: от установления правовых последствий за фактическими сожительствами до полного юридического безразличия. Дореволюционное русское брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Представители юридического сообщества объясняли такую позицию тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, защищающего идеал нравственности.

С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. браки заключаются только в гражданском порядке и лишь в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не имеют никакой юридической силы и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака в органах загса. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран. Заменить государственную регистрацию брака каким-либо иным актом невозможно.

Фактические брачные отношения в настоящее время в России не влекут возникновения семейных прав и обязанностей. Хотя в действительности «незарегистрированных браков» немало, мужчины и женщины счастливы в них, воспитывают общих детей, закон эти отношения «не видит».

Семейный кодекс РФ не упоминает о фактических браках. Поэтому отношения между сожителями не регулируются его предписаниями. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. признавал юридическую силу за браками, заключенными без государственной регистрации. Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. лицам, состоящим в фактических брачных отношениях, было предписано оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической семейной жизни. После издания этого Указа незарегистрированные браки перестали признаваться государством.

Читать статью  Спальня для супругов по фен шуй: цвета, расположение мебели

Признаками фактических супружеских отношений выступают совместное проживание и ведение общего хозяйства. Наличие половых связей не является обязательным, поскольку в фактическом браке могут состоять лица, не способные к сексуальной жизни вследствие возраста или заболевания. Однако участники фактического брака должны проживать именно как муж и жена, их взаимоотношения с поведенческой стороны должны быть аналогичны отношениям супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Иначе было бы невозможно отграничить фактический брак от неполной семьи. В современном обществе все большее количество мужчин и женщин выбирают иные виды сожительства, предпочитая не оформлять свои отношения путем регистрации бракосочетания. В зарубежном семейном законодательстве наметилась тенденция на признание юридических последствий за внебрачными союзами, правовой статус которых может быть различным.

Сожительство как устойчивая связь мужчины и женщины (cohabitation) — институт, урегулированный с незначительными различиями в ряде государств. Однако большинство государств признают брачные отношения между мужчиной и женщиной, придавая им характер правовых только при соблюдении этой парой нормативно установленных правил.

Социологию же больше интересуют отношения не юридические, а фактические.

В российской социологии под сожительством понимается «незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе и состоящих в сексуальных отношениях». В западных социологических источниках сожительство — это «совместное проживание мужчины и женщины как мужа и жены, но без официального оформления брака». По сути, это одно и то же.

Сожительства, во многом схожие с зарегистрированными союзами, в большинстве случаев имеют некоторые одинаковые с ними характеристики: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов, исключительность отношений и т.д.

Наличие, распространенность и рост различных вариантов отношений сожительства (добрачное, постбрачное, сожительствующие союзы, в которых есть дети), с точки зрения ряда автора, позволяет сделать вывод об институциализации отношений сожительства в современном обществе.

Сожительство существует в нескольких формах.

Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном порядке даже при ведении общего хозяйства и наличии общих детей. Встречаются браки, где муж и жена, проживая в течение рабочей недели раздельно, проводят вместе выходные (так называемый брак выходного дня, гостевой). Такая форма сожительства возможна как для зарегистрированного, так и незарегистрированного брака (в последнем случае — при условии регулярности совместного времяпрепровождения).

Пробный брак — это временное сожительство мужчины и женщины в целях выяснения совместимости (бытовая, психологическая, сексуальная) либо с последующей официальной регистрацией брака, либо с расставанием.

Сожительство может существовать в форме послеразводного фактического брака одной или обеих сторон, продолжение фактических брачных отношений после официального расторжения брака (реального или фиктивного развода), а также после утраты супруга одной или двумя сторонами.

Современная действительность и взаимопроникновение культур породили такие явления, как бигамный и полигамный брак.

Бигамный брак имеет место при наличии зарегистрированного брака у одной или обеих сторон (при нежелании его расторжения, при невозможности расторжения предшествующего или регистрации данного брака).

Полигамный брак имеет место при наличии зарегистрированного и двух (и более) факт фактических браков у одной или обеих сторон (например, полигамия разрешена в мусульманских станах).

Среди причин, определяющих рост подобных союзов, важными являются следующие: изменение положения женщины, определенные направления социальной политики государств и отношения собственности, либерализация общественного мнения, мода на «бойфрендизм», социально-психологические причины и т.п. Распространение сожительствующих союзов, а также рождение в них детей связано с появлением новых социальных проблем, которые, безусловно, затрагивают как мужчин и женщин, вступающих в подобные отношения, так и детей, входящих в такой союз. Официальный и неофициальный брак выполняют ряд одинаковых функций: обеспечение душевной и сексуальной близости, коммуникации, экономической поддержки, эмоционально-психологической поддержки, совместного досуга, создания семьи, включающей детей и других родственников, и др. Поскольку в случае брака имеет место супружеская модель, а не детоцентристская, на первом месте оказывается метафункция стабилизации взрослых. Кроме того, фактический брак в сравнении с зарегистрированным и по отношению к нему выполняет дополнительные специфические функции.

Фактический брак, называемый «пробным»:

а) выполняет роль своего рода фильтра, способствующего оптимизации подбора брачных пар;

б) адаптирует к последующей брачной жизни, это касается и конкретного брака, и брачного состояния как такового, особенно если речь идет о младших возрастных группах и о лицах, долго не вступавших в брак;

в) способствует формированию у индивида личной семейной идеологии (представлений о желательных и нежелательных обязанностях и правах);

г) облегчает процедуру расторжения брака.

Неформальный брак может социально, психологически стабилизировать лиц, переживших неудачный брак и развод или, напротив, очень счастливое супружество.

Одновременно он может стабилизировать не только самих брачных партнеров, но их ближайших родственников, друзей, если те в силу каких-либо из отмеченных причин опасались этого брака. Различные препятствия к официальному браку (нравственного, имущественного, социального, психологического характера) преодолеваются полностью или частично благодаря возможности фактических, «свободных» отношений. Автору представляется, что не имеет значения, объективные это препятствия или мыслимые. Те и другие для индивидов реальны в равной степени.

Есть еще одна функция сожительства, которая при определенных условиях лишает его преимуществ. «Привлекательность и одновременно сложность указанных отношений заключены в идее состязательности, постоянном подтверждении своего духовного и физического потенциала», — заметил С. И. Голод. Чем моложе сожители, тем более функциональным в этом отношении является их брак. Ослабленный внешний контроль и легкость расторжения отношений требуют самоконтроля, поддержания интереса друг к другу, сохранения физической формы, заботы о психологическом комфорте партнера и т. д. Не для всех приемлемо такое постоянное напряжение.

Одна из основных функций сожительства — компенсаторная. В первую очередь это касается такой распространенной формы бигамии, при которой наряду с фактическим браком имеется официальный. Законный брак может быть дисфункционален в отношении функций: сексуальной, досуговой, эмоциональной, репродуктивной, другой, что компенсирует одновременный фактический брак. В случае последовательности официального и фактического браков немаловажной может оказаться сама «инаковость» последнего, если предыдущий, официальный, рассматривался как неудовлетворительный.

В отличие от формального брака, который не всегда легко расторгнуть и который часто воспринимается как средоточие «обязанностей», фактический брак способен стать более эффективным средством избавления от одиночества. Это в высшей степени касается пожилых одиноких людей, для которых проблемы детей (отсутствующих вообще или отделившихся), имущества, собственного отдельного жилья утратили актуальность, а вопрос о прочности, долговременности союза является не уместным.

Отечественные исследователи пока ограничиваются изучением причин, форм, функций сожительства. Зарубежные социологи уже обобщили динамику развития форм сожительства и его восприятия обществом. Так, в работе Михеевой А.Р. приводится изменение степени культурной приемлемости сожительств в обществе в интерпретации Хр. Принца. Он выделяет четыре стадии развития отношения в обществе к данному явлению:

На первой стадии сожительства существуют как девиантный феномен, наблюдаемый в небольшой группе населения. Как правило, это люди высокообразованные, раньше уже состоявшие в браке, неконформисты, горожане.

На второй стадии «врастания в культуру», по теории Хр. Принца, сожительство становится социально приемлемым в качестве «прелюдии к браку». Обычно эти отношения воспринимаются как пробный брак, и они переходят в зарегистрированный брак, как только возникает желание иметь детей.

На третьей стадии сожительство социально становится альтернативой браку. Оно выбирается в качестве постоянной альтернативы из-за таких отличий, как большая независимость и равенство между партнёрами. На этой стадии рождение ребёнка более не ограничивается браком.

На четвёртой стадии сожительство становится разновидностью брака, или, скорее, брак становится некоторой формой сожительства. Официально зарегистрированный брак исчезает; легитимность сожителей приравнивается к официально зарегистрированным брачным парам. Трансформируются гендерные отношения в сфере частной жизни: совмещаются/сближаются представления, ориентации мужчин и женщин относительно стиля жизни и распределения власти, обязанностей, прав между супругами-партнёрами.

Эти последовательные стадии «врастания» феномена сожительства в культуру того или иного общества могут сильно отличаться по продолжительности и трудно определить, в какое время и в какой степени будет достигнута конечная стадия.

По предположению Хр. Принца, общество, находящееся на определённой стадии распространённости феномена сожительства, уже не может вернуться на предыдущую. Но если определённая стадия уже достигнута, все предыдущие типы сожительства могут и действительно продолжают существовать параллельно в этой стране. Значит, Россию можно расположить между второй и третьей стадиями, возможно, ближе к третьей.

Таким образом, особенности и тенденции развития современной российской семьи являются, в основном, негативными — снижение брачности, рост разводов, снижение рождаемости, рост доли однодетных и бездетных семей, увеличение числа внебрачных рождений, рост безнадзорности детей. Кризис семьи связан с тем, что прежняя необходимость в социально-нормативной поддержке соединенности членов семьи разных поколений, отпала. Вместе с элиминированием запрета на контрацепцию и аборты исчезла необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни за счет всеобщей и ранней брачности, пожизненного брака и рождения детей. Одновременно возникла допустимость не только разводов, но и добрачных, а также внебрачных сексуальных отношений. На самом деле развитие технологии и медицины, совершенствование здравоохранения позволило контролировать смертность и освободить от этой функции рождаемость. При этом ценность наличия детей в супружеской семье не отрицается, но акцент переместился на брачно-сексуальные отношения. Указанные выше особенности нуклеаризации ведут не к детоцентризму, а к смещению семейно-детного образа жизни в сторону семейно-супружеского партнерства. Феномен распространения официально незарегистрированных супружеских союзов и внебрачной рождаемости, наряду с ростом разводимости, падением рождаемости, относится к тем изменениям в демографической сфере, на основе которых уже с начала XX века делаются выводы о наступающем кризисе, дезинтеграции семьи, брака, а затем и общества. Сожительство представляет собой сложное и неоднозначное явление социокультурной жизни, специфическая форма взаимоотношений мужчины и женщины без их официального оформления, которая нуждается в проведении дальнейшего анализа.

Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины

Хорошая, В. С. Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины / В. С. Хорошая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 651-655. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32506/ (дата обращения: 06.07.2022).

В современном мире все большее внимание со стороны ученых из различных областей знания уделяется проблеме семьи и ее модификации. К проблеме изучения семенных отношений обращаются специалисты в области социологии, психологии, философии, педагогики, антропологии и ряда других наук. Все это, таким образом, свидетельствует о междисциплинарном характере проблемы изучения.

Следует отметить, что в настоящее время, в эпоху кардинальных трансформаций общественного строя, перехода от традиционных ценностей и установок к новым, инновационным формам ценностных ориентаций, ставших более индивидуализированными, ориентированными вовнутрь личности, изменяется и отношение к семье и ее роли в жизни человека.

В связи с этим, целью настоящей статьи является изучение факторов отказа от семьи на основании глубинного интервью, направленного на выявление мотивов сознательного отказа от семьи и отношений.

Изучение института семьи и брака имеет свою историю. Этот феномен вызывал интерес среди мыслителей еще в античные времена. Так, первоначальные разработки в понимании феномена института семьи и брака были заложены, начиная от трудов Аристотеля и до Ф. Энгельса, которые рассматривали семью и брак в рамках теории патриархальной семьи, а с развитием и утверждением исторического метода — происходит осмысление и выделение различных форм семейной жизни в трудах антропологов (Леви-Стросс, М. Мид и др.), социологов (М. С. Мацковский, Т. Парсонс и др.), философов (Э. Тоффлер, М. Фуко и.др.), а также в трудах ученых ряда других наук.

Что касается современных определений семьи, то в начале ХХ века П. Сорокин заметил: «под семьей мы понимаем (применяя к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) мужчины и женщины, с одной стороны, союз родителей и детей — с другой, союз родственников и свойственников — с третьей» [1, c. 115].

Наиболее популярная в советской социологии была дефиниция А. Харчева: «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [2, с. 75].

Важным в этом определении является указание на следующие аспекты: социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; наличие специфических особенностей семей (численность семейной группы, брачные и кровнородственные связи, общность быта), которые определяют существование семьи и ее особых функций, являющихся следствием социальной необходимости, связанной с одной из важнейших форм выработки и репродукции.

Современный российский социолог семьи А. И. Антонов утверждает, что «семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами «супругов — отцовства — родства», в которой происходит процесс воспроизводства населения и реализуется преемственность семейных поколений. В ней, т. е. в семье, проходит социализация детей» [3, с. 44].

Читать статью  Курсовая работа (теория): Семейные отношения и брачные ценности

Только наличие триединой связи «супружество — отцовство — родство» позволяет говорить о конструировании семьи как системы, состоящей из подсистем. Существуют следующие первичные подсистемы, входящие в состав семьи: семейные, родительские и те, которые возникают между детьми. Если же в семье отсутствует одна из подсистем, то в таком случае речь не идет о «семейной группе».

В жизненных представлениях и специальной литературе понятие семьи часто отождествляется с понятием брак. Однако, несмотря на тесную взаимосвязь между понятием брак и семья, ученые-социологи (В. Зацепин, А. И. Антонов и ряд других исследователей) утверждают, что существуют присущие каждому из них специфические черты.

С. В. Голод дает наиболее полное определение понятию брак: «Брак, по определению, это исторически разнородные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленное на поддержание непрерывности жизни» [4, с. 86].

Итак, семья — это форма объединения людей, основанное на браке или кровнородственных отношениях, которая подлежит институализации со стороны государства и характеризуется идейной общностью и взаимной ответственностью. При этом брак выступает социально-правовой легитимацией супружеских отношений, является институциональной формой, одним из проявлений исторически разнородных механизмов социального регулирования (наряду с табу, обычаями, традициями, религией, праву, нравственности т. д.) и закрепления межличностных (частных) отношений на правовом (публичном) уровне.

В современном мире выделяют специфическую категорию брачно-семейных отношений — альтернативный брак. Альтернативные браки — такие браки, вытекающие из нескольких возможностей. Самой распространенной альтернативной формой является фактический брак, то есть сожительство мужчины и женщины, или брачные (супружеские) отношения, не оформленные в установленном законом порядке.

Альтернативные браки являются проявлением поливариантности брачно-семейных структур. С точки зрения генезиса, они всегда существовали, ведь ситуации, которые случаются с людьми в их жизни, не всегда попадают под типичные юридические или обычные устоявшиеся моральные нормы. В любом обществе существуют определенные нормы отношения к таким брачным формам: от неприятия, объявления их вне закона (юридическим, религиозным, нравственным) до полной легализации и легитимности.

К альтернативным формам семьи относят неполную семью, т. е. семью, состоящую из матери или отца и ребенка (детей). Этот тип семьи является одной из альтернатив семьи, построенной на основе брака. Различают неполную семью, возникающее вследствие развода или смерти одного из супругов, и материнскую семью, то есть такую семью, которая состоит из матери и ребенка (детей), рожденных вне брака [5, с. 12].

В отечественной научной литературе пока не выработано четкого определения феномена семьи вне брака, а также сама внебрачная семья в различных источниках может трактоваться как гражданский брак, консенсуальный брак, свободный союз, фактический брак и т. д.

При этом, в англоязычной литературе для определения формы семейных отношений вне брака существует только один термин — «cohabitation» (сожительство). Основным признаком такой формы отношений является совместное проживание, вне зависимости от его продолжительности.

Под сожительством в настоящее время понимается незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе и состоящих в сексуальных отношениях, а также, в отдельных случаях, имеющих детей [6, с. 39].

Процесс распространения семей вне брака и предпочтения рождения детей за его пределами является следствием трансформации института семейно-брачных отношений, и факторы, способствующие распространению этого вида отношений, во многом являются сходными с факторами, которые послужили причиной смены типов моногамной семьи.

Причины, приводящие к изменениям семейно-брачной сферы, разнообразны. Часть авторов выделяет внешние по отношению к институту семьи причины, сосредоточивая внимание, в первую очередь, на воздействии факторов общественного развития (собственность, социальная структура, государство, религия), связывая глобальные социальные изменения XX века (индустриализация, рост мобильности населения, урбанизация и др.) с расшатыванием традиционных семейных устоев.

Часть фокусирует свое внимание на имманентных закономерностях, ведущих к преобразованию этой интимной сферы человеческой жизни (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой системы формирования брака, эмансипация женщин, рост личностной свободы каждого из членов сообщества, т. е. развитие прав и свобод личности).

Таким образом, нельзя отрицать зависимость семьи от общества и созвучия в их изменениях, с одной стороны, но, с другой стороны, необходимо учитывать эволюцию самой семьи, обусловленную ее имманентными закономерностями [4, с. 5].

Для изучения факторов отказа от семьи, в 2016 году было проведено два глубинных интервью с парами, предпочитающими альтернативные отношения. Информанты проживают в г. Краснодаре. Опрошенным в процессе интервью задавались вопросы об их отношении к официальному браку, причинах отказа регистрации отношений и их видении дальнейшего будущего.

Интервью с первой парой, Антон (29 лет) и Мария (27 лет), находящихся во внебрачном союзе 6 лет, позволило выявить резкую негативную оценку официального брачного союза.

«А что хорошего-то? Мы вместе уже 6 лет. За все это время мы ни разу крупно не ссорились, ни разу не разъезжались, не расходились. Да что там! Даже мыслей о том, что «а может это не мое» — никогда не возникало. У нас прекрасные отношения, мир и покой в доме. Штамп в паспорте — не показатель любви».

«Показатель — это кот, одно одеяло на двоих и смех в доме, который все не стихает на протяжении вот уже 6 лет. Я смотрю на своих подруг, для которых бала цель — выйти замуж, нарожать детей, взять ипотеку… К 25, к слову, уже половина развелись, а ипотека осталась».

Таким образом, можно отметить, что на негативное отношение к официальной регистрации брака в данной паре влияют, с одной стороны, социально-психологические факторы, обусловленные отсутствием потребности в официальной регистрации брака, а, с другой стороны, негативный опыт окружающих в заключении официального брака, с которым сравнивают свои взаимоотношения опрошенные.

При этом, интервью со второй парой, Юлия (25 лет) и Альберт (32 года), находящихся во внебрачном союзе 8 лет и имеющих совместного ребенка в возрасте двух лет, выявило схожее отношение в данном вопросе.

«Мы не считаем себя ущербными без штампа в паспорте. Зачем кому-то что-то доказывать этой корочкой? Если людям хорошо вместе, то есть брак или нет — это уже не важно».

«А для себя? Не хотелось бы сыграть свадьбе для себя?».

«Мы с Юлей думали об этом еще задолго до рождения Сани [сын]. Даже насобирали денег на свадьбу. Даже пришли в ЗАГС. Пришли. Посмотрели. И ушли. Когда-нибудь случалось бывать в этом месте? Толпы сходящих с ума людей, готовых тебя съесть, если подойдешь на сантиметр ближе тех, кто раньше в очереди, необходимость дежурить по ночам, чтобы не только занять очередь, но и чтобы не украли список, куда ты уже записался. Оно того стоит разве? Помню, мы тогда молча посмотрели друг друга. И уехали. В Париж. На медовый месяц. На свадьбу-то насобирали».

Итак, можно отметить, что и в случае, когда пара имеет ребенка, среди причин отказа от заключения брака, ведущее место занимают социально-психологические причины, и причины, обусловленные негативным опытом.

Обе пары положительно относятся к рождению детей за пределами брака, не считая это неверным.

«Конечно, детей мы хотим. Но чуть попозже. В этом году сдается наша квартира, мы делаем там ремонт и въезжаем уже в свой собственный дом. Вот тогда можно и говорить о рождении, когда у нас уже точно все будет, чтоб ни в чем не ограничивать малыша».

«Вы не считаете, ребенок должен быть рожден в официальном браке? Что это может повлиять на его судьбу?».

«Как? Мы ему все объясним. Папа и мама рядом, вместе, счастливы. Опять же, рождение детей и брак — это никак не связанные между собой процессы. Можно нарожать детей и разойтись. А можно прожить всю жизнь вместе без брака, без каких-то рамок, которые навязаны обществом».

Таким образом, для сожителей, предпочитающих альтернативную форму брака, рождение детей за его пределами не является отклонением от нормы, представляясь как естественный процесс, который, в свою очередь, никоим образом не отразится на будущем ребенка.

Пара Юлии и Альберта также уверена в нормальности внебрачного рождения.

«Мы проходили процедуру установления отцовства. В этом нет ничего страшного и постыдного. Это же мой родной ребенок. Другое дело, что наш законодатель всячески усложняет жизнь в этом плане. Это ужасная бумажная волокита, чтобы записать моего ребенка к себе в паспорт! Появилось ли у нас желание расписаться для рождения второго? Нет и нет. Теперь его еще меньше».

«Вы считаете, что отсутствие официального брака не отразиться на представлении Вашего ребенка о ценности семьи и брака в будущем?».

«Мы живем в таком мире, что все, что угодно может отразиться. И уповать на то, что отсутствие штампа повлияет на отказ от официального оформления брака нашим ребенком не стоит. Это личный выбор каждого. Мы никогда не будем против, если сын захочет жениться, напротив, только рады будем. Если это, конечно, будет обдуманное и взвешенное решение».

Таким образом, здесь можно отметить, что отказ от регистрации брака в данной паре может быть охарактеризован как протест против государственной системы, которая устанавливает длительную процедуру установления отцовства над детьми, рожденными вне брака.

С другой стороны, в данной паре нет критического отношения в возможности заключения брака их ребенком, которому родители предоставляют свободу выбора в данном вопросе.

В заключение был задан блок вопросов о перспективе регистрации официального брака, в связи с чем было выявлено отсутствие видения данной перспективы для двух пар.

«Нет, нет и еще раз нет! Категорически против. Нет, наверное, ни единой причины, которая заставит меня изменить свое решение. Нам хорошо вместе. Штамп не станет доказательством нашей любви».

«Согласен. Не вижу причин, которое бы были весомее, чем отсутствие штампа: никакой траты на свадьбу, никаких нервотрепок, перед государством не надо отчитываться. Мы купили квартиру, две машины, имеем хорошую работу. И это не благодаря браку. Ничего не изменилось бы, если бы он был. Поэтому ничто не убедит меня. А обручальные кольца могу дарить хоть каждый месяц, если это так важно».

Таким образом, в данной паре отмечается резкая негативная оценка официальной регистрации брака и отсутствием причин, которые смогли бы побудить информантов к регистрации их союза.

Схожие результаты были выявлены и во второй паре.

«Мы для себя уже решили этот вопрос. Как уже говорил, в свое время были близки к этому. Но нашли больше «против», чем «за». Мы никого не заставляем нам верить. Приходите к нам в дом и посмотрите. Там живет Любовь. Что еще нужно».

Таким образом, результаты проведенного социологического интервью выявили следующую закономерность: отношение пар, предпочитающих альтернативную форму семейно-брачных отношений, носит негативный характер в связи с рядом схожих причин: социально-психологических установок партнеров, влияние негативного опыта (окружающих или собственного опыта), а также предпочтение внебрачных отношений как «протест» против общества и государства в целом.

Пары, проживающие в незарегистрированном союзе, имеют выраженную отрицательную оценку официального брака, не считая это обязательным этапом развития отношений. Выбор рождения детей и отношений за пределами брака как предпочтительной формы взаимоотношений между партнерами приводит к переоценке системы ценностей и утраты значения института семьи и брака в ценностных ориентациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном обществе существует тенденция более лояльного отношения общественности к семье и детям за пределами брака, что обусловлено тем, что функционирование семьи существенно трансформируется, происходит переоценка ценности института семьи и брака, что, в свою очередь, определяется снижением количества официально зарегистрированных браков, нарастанием союзов в форме сожительства и рождением и воспитанием детей за пределами брака как новой социально-ободряемой формы семейно-брачных отношений.

  1. Сорокин П. Система социологии. М.: Наука, 2013. 447 с.
  2. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 2011. 367 с.
  3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 2014. 304 с.
  4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 2013. 272 с.
  5. Фабрика A. A. Альтернативные формы семейной жизнедеятельности. М.: Изд-во МГУ, 2014. 125 с.
  6. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. 2013. № 7. C. 92–100.

Основные термины (генерируются автоматически): брак, отношение, семья, официальный брак, ребенок, инта, пар, предел брака, официальная регистрация брака, рождение детей.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/sozhitelstvo-kak-alternativnaya-forma-semeyno-brachnyh-otnosheniy-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

Источник https://studbooks.net/631068/sotsiologiya/sozhitelstvo_forma_semeyno_brachnyh_otnosheniy

Источник https://moluch.ru/archive/117/32506/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *