Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»
материал (11 класс) по теме

Определить пути,средства и приёмы формирование семейных отношений с детьми старшего школьного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobrani1.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»

Выявить представление родителей о психологических особенностях подросткового возраста.

Охарактеризовать стили семейных взаимоотношений.

Определить пути, средства и приемы формирования семейных отношений с детьми старшего школьного возраста.

Учитель (вступительная беседа).

Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагоги ческих ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.

Взаимоотношения взрослых и детей в каждой семье носят специфический характер. Условно можно выделить несколько видов семейных отношений.

  1. Диктат — это тип семейных отношений, где одни ее члены подавляют само стоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства других. Конечно, родители могут и должны предъявлять требования к ребенку, исходя из целей вос питания, норм нашей морали, конкретных ситуаций. Но максимальная требова тельность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к младшим. В противном случае требовательность оборачивается грубым давлени ем, принуждением.

Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принужде ние, угрозы и другие жестокие меры своими контрмерами, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже, если сопротивление слом лено, вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанны ми многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя, в свои возможности. Безоглядная авто ритарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, как правило, ни к чему хорошему не приводить. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавше го жертвой подобной воспитательной системы. Может вырасти приспособленец, трус, циник, хам, деспот.

Нельзя не сказать и о том, что ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры.

Возможные причины диктатуры ребенка:

  1. ребенок долго болеет, и родители готовы сделать все, чтобы «компенсировать):
    то, чего лишила его болезнь;
  2. «поздний ребёнок» у весьма немолодых родителей, потерявших надежду на то.
    что у них будет ребенок. Дети часто в этом случае не знают отказа и их любые
    требования выполняются безоговорочно.

Маленький «деспот», привыкший не встречать сопротивления своему дикта ту в семье, за ее пределами, как правило, никаких привилегий не имеет и должен приспосабливаться и ловчить. Это ведет к своеобразному раздвоению личности. В ребенке уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость, зазнайство и униженность. Как легко становится такой человек лицеме ром и предателем — он жалеет только себя и любит только себя.

По сути, диктат родителей и опека — явления одного порядка. Различия в форме, а не в сущности. Да, разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жес токий авторитаризм, а опека — заботу, ограждение от трудностей, ласковое уча стие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятель ность, инициативность, они отстранены от решения вопросов, касающихся их лич но, общих проблем семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти ин стинкт «я сам» уступает место безразличию «пусть мама, пусть папа сделают, ре шат, помогут».

«Диктат снизу» — деспотизм ребенка, о котором было только что сказано, -нередко оборотная сторона чрезмерной опеки, утверждающей ребенка в позиции маленького божка. Однако не всегда опека порождает деспотическое поведение. Этого может и не быть, если родители не теряют чувства собственного достоинст ва и умеют вызвать к себе уважение ребенка. Опека как воспитательная тактика — откровенный враг, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от трудовых усилий и ответственности. Погубить человека с помощью чрезмерной опеки, в общем — то легче, чем осчастливить его.

Ситуация для обсуждения:

  1. Директор продовольственного магазина сообщил в школу, что задержан ученик Валерий Чернов, укравший сто граммов конфет. Если бы классному руко водителю сказали, что задержан Ваня, Олег, Вадим, Володя, он бы возмущенно воскликнул: «Это невозможно!». Но Валерий Чернов. О нем классный руководи тель не решался сказать вполне твердо: «Чернов не может украсть». Директор школы позвонил родителям Чернова. К телефону подошел сам Валерий. Он сооб щил, что из дома не выходил. Снова позвонили в магазин. «А мы его уже отпусти ли, — сказали там, — чего держать, фамилия, школа известны, да и всего 100 граммов конфет. »

На завтра «делом Чернова» в школе занялся суд чести и совести, созданный при школе. Спустя несколько дней ребята установили, что конфеты украл ученик 8 класса Аркадий Гречкин. Валерий Чернов как-то дал ему свою тетрадь по матема тике и Гречкин показал эту тетрадь в магазине, назвал вместо своей фамилии, фа милию Чернова и подписал его фамилией акт о краже.

Аркадий категорически отрицал свою вину. Исключить его из школы на ме сяц до экзаменов, оставить в школе, простить? Педсовет решил предоставить судьбу Гречкина на рассмотрение суда чести и совести школы. Вопросы:

Как бы вы поступили в этом случае?

Какие черты характера в этой истории проявились?

Как вы относитесь к общественным разбирательствам «суда чести и со
вести»?

(Комментарий: «суд» одинаково рассматривал и Чернова, и Гречкина).

2. — Двойку получил? Это все из-за твоего товарища, вчера с ним весь вечер потра тил на модель и уроки не выучил.

-Папа я двойку за контрольную получил. Мы ее на той неделе писали. Помнишь
я после гриппа в школу пошел. А модель мы только вчера начали делать.

-Все равно, больше ты к этой модели не притронешься. Делом занимайся! И
чтобы Вадика ноги не было в доме!

-Чем тебе не нравится он? Учится хорошо, не ругается, не дерется. — мальчик
бросает взгляд в сторону матери и тихо добавляет:

-Пьяным не приходил, водку никогда ни с кем не пьет.

-Этого еще не доставало. — начинает отец и вдруг до него доходит смысл
сказанного.

-Ты на что намекаешь? Ты что себе позволяешь?

1. Имеет ли право сын (дочь) обсуждать поступки родителей?

(Необходимо прокомментировать: почему в данной ситуации сын позволил себе подобный диалог с отцом).

2.Правильно ли родители поступают, запрещая общаться с друзьями, с их точки зрения, виновными в недостатках детей?

В семьях, где родители считают себя всегда правыми, постепенно растут взаимные обиды, постоянные конфликты заставляют обе стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, ко торые выпадают на долю другого. Пример:

— Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой, фигурой. Шить лучше научись, — с нескрываемым удовольствием выговаривает мать дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии.

Можете не сомневаться, что когда у матери случится неприятность на работе, она не найдет сочувствия у дочери, счет будет оплачен той же монетой.

Читать статью  Совместный бизнес: организация, договор, оформление

3. Разговор классного руководителя с мамой:

Сеня живет своей жизнью, я своей (она в разводе с мужем).

-Когда вчера Семен пришел домой?

-Ну, вот видите, а из школы он ушел в два. Где Семен был, чем занимался пять
часов?

-А я не знаю, что он делал. Нужно будет — сам расскажет. Учится он не плохо,
учителя не жалуются. Спрашивает ли он о моих делах, о моей жизни? Пожалуй,
нет. А зачем ему это? У меня своя, а у него своя жизнь.

  1. При каких семейных отношениях может возникнуть такой диалог с родителя
    ми?
  2. К каким последствиям может привести безразличие к интересам детей?

Это еще один тип семейных отношений — мирное сосуществование с пози цией невмешательства. В такой семье все выглядит вполне благополучно. Родите ли работают, дети учатся, у каждого своя сфера деятельности, свои проблемы, свои трудности и успехи и, казалось бы, такой тип отношений надо только приветствовать. Бывает, что родители даже испытывают гордость, поддерживая подоб ный нейтралитет, называя такие отношения сотрудничеством.

Но можно ли говорить о сотрудничестве отца или матери, к примеру, в воз расте 33-36 лет и их двенадцатилетней дочери? Думается, что здесь нет противо речия.

Но, не вникая в дела детей на том уровне, когда, кроме материального обес печения, все остальное — «их личное дело», можно не сомневаться, родители не найдут сочувствия у своих детей в трудных жизненных ситуациях.

Если родители хотят, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждать их от своих радостей и горестей.

-Вы знаете, муж ложиться на серьезную операцию, а сердце у него неваж ное. Что вы мне посоветуете? Сказать о предстоящей операции отца Леше (сы ну) или нет? Муж: говорит — не надо. Скажи, мол, в командировку уехал, не надо ему волноваться, мал еще. Как быть?

Обязательно сказать! Найти необходимые слова, не сгущать, конечно, крас ки, поделиться своими надеждами на благополучный исход. Сын будет волновать ся, может быть плакать. Ну что же. Он член семьи со всеми правами и обязанно стями. Совместные переживания, надежды, мечты сплачивают семью, укрепляют ее основы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Родителям предлагают две ситуации (можно по группам).

. Восьмое марта. Отец и дочь, подвязав фартуки, совместными усилиями гото вят ужин, советуясь по поводу каждой щепотки перца, каждой ложки майонеза, -сказывается отсутствие опыта. Наконец все готово, все сели за стол, Увы, мясо пересолено, компот чересчур сладкий. Обидная неудача!

-Виноват! — кается отец, — моя вина, и только моя! Наташа говорила, что сковородку уже надо снимать, а я твердил: пусть мясо подрумянится. Вот и подру мянилось. И салат второй посолили опять я.

Папа, ты брось это, — отзывается дочь, — Не кляни себя. Мамочка, это мой грех, я сделала компот слишком сладким. Ты же знаешь, какая я сладкоежка, -сколько сахару ни сыплю, все мало. И про соль меня папа из кухни спрашивал, а я с Витей по телефону говорила и ему не ответила. И за мясом я должна была следить, нет, я виновата. Ситуация 2 (ситуация успеха).

— Давай дневник, посмотрим твои четвертные оценки. Так, — «пять», «пять», «пять». И по физике «пять»? Вот этого не ожидал! И по химии? Ну, молодец! Мать благодари! Мама училась на одни пятерки, вот и помогла тебе. Мало того, что на ноги поставила после тяжелой болезни, так еще и занималась с тобой каждый день после работы. Оба вы молодцами себя показали.

Что ты, Николай, как на гражданской панихиде мои заслуги перечисляешь. А кто Саше физику объяснял? Я физику и прежде не очень понимала, а нынешняя мне вообще не по зубам. А ты и шофер, и механик, и электрик, тебе все нипочем. Что ты даром, например, вечерами сидел с ним над учебниками? Вот и сказалось. Родителям предлагается выступить, обсудив предварительно в группах вопросы:

Насколько и в чем схожи эти ситуации?

Надо ли устанавливать долю ответственности каждого и устанавливать, чьи дей ствия привели к неудаче или успеху?

Проанализируйте и, возможно, приведите примеры возможных конфликтов, когда люди не способны справедливо оценить степени своего участия в успехе или про ступке в служебных ситуациях (не дома). Предположите причины.

Учитель. Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отноше ний на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать?

Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потвор ствовать? Что считать личным делом, а что — общим?

«Если бы меня спросили, какое воспитание хуже — авторитарное или попусти тельское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже — непоследовательное вос питание». (А. Петровский, академик, доктор психологических наук.)

Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона.

Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:

* активно слушать, то есть умение слышать, что ребе
нок хочет сказать родителям;

* довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами — это умение выразить собственные чувства;

* использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, то есть умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его уча стник.

Семейное воспитание

В статье рассмотрен вопрос о воспитании детей в семье. Статья включает в себя: методы семейного воспитания, цели и задачи. Также затронут вопрос о различных семьях детей.

Ключевые слова

Текст научной работы

Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1, с. 85]. В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» [6, с. 97].

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [2, с. 25]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Читать статью  Гадание на любовь и отношения онлайн 2022

Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [5, с. 9].

Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет);
  2. личный пример (родителя, старшего поколения);
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  4. наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей [3, с. 70].

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.

Семейная педагогика

Кузибекова, С. Т. Семейная педагогика / С. Т. Кузибекова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9088/ (дата обращения: 06.07.2022).

Семейная педагогика

Кузибекова Севара Толибжон кизи, студент

Гулистанский государственный университет (Узбекистан)

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их прежде всего предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т. д.).

Две ветви воспитания — в семье и в общественных учреждениях — сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят имплицитный (не сформулированный) характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентации; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; сплоченности семейного коллектива и т. д.).

Читать статью  Психотерапия семейных проблем при зависимости и созависимости

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А. В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы — это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог дети», «педагог коллеги, администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них:

  1. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.
  2. Семейная жизнь и домашнее воспитание — сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.
  3. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет изучения — сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Исстари воспитание в семье определяется как домашнее (иногда — домашнее семейное) воспитание. При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

  1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. — СПб.: Вектор, 2011. — 400 с.
  2. Беленьнкая, А. С. Слагаемые авторитета / А. С. Беленьнкая. — М.: Просвещение, 1983. — 119 с.
  3. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста М: Просвещение,2000. — 30–43 с.
  4. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. — М.: Сфера, 2009. — 256 с.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное воспитание, семейное воспитание, домашнее воспитание, семья, семейная педагогика, дошкольное учреждение, ребенок, детский сад, воспитательный процесс, образовательное учреждение.

Источник https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2011/11/29/roditelskoe-sobranie-pedagogika-semeynykh-otnosheniy

Источник https://novainfo.ru/article/13026

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9088/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *