Психологиеское исследование эмоциональной привязанности в паре Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скляренко Ольга Николаевна, Екатериненко Александра Олеговна

В статье проводится теоретический анализ феномена привязанности, показано, что существует два вида привязанности: надежная и ненадежная. Указано, что привязанность формируется в раннем возрасте и в последующем влияет на характер отношений супругов в паре. Приведены данные экспериментального исследования эмоциональной привязанности супругов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скляренко Ольга Николаевна, Екатериненко Александра Олеговна

Изучение взаимосвязи ведущего типа сепарации от родителей с типом привязанности к ним в юношеском возрасте

Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии

The article analyses the attachment phenomenon. It shows that there are two types of attachment: reliable and unreliable. It is pointed out that attachment is formed at an early age and subsequently influences on the nature of the relationship of the married couple. The data of experimental research of emotional attachment are given.

Текст научной работы на тему «Психологиеское исследование эмоциональной привязанности в паре»

снижения уровня страха используются и более глубинные методы проработки — психотерапевтические методы: десенсибилизация, игровая терапия, арт-терапия и т.д.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке комплексной программы профилактики и коррекции страхов личности, находящейся в условиях военных действий.

1. Гуляихин В.Н. Страх и его социальные функции / В.Н. Гуляихин, Н.А. Тельнова // Философия социальных коммуникаций. Научно-теоретический журнал. — 2010. — № 1 (10). — С. 49-56. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://qps.ru/4Eb8q (дата обращения: 29.04.2018)

2. Ильин Е.П. Психология страха. / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 261 с.

3. Риман Ф. Основные формы страха / пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. -336 с.

4. Чернавский А.Ф. Системное исследование страха: автореф. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии / А.Ф. Чернавский. — Екатеринбург, 2008. — 14 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. — М. : Эксмо, 2005. — 512 с.

6. Эмануэль Р. Страх. / Р. Эмануэль. — М. : ООО «Издательство Проспект», 2002. — 79 с.

Скляренко Ольга Николаевна

старший преподаватель ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков

Екатериненко Александра Олеговна

студентка 4 курса ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков

ПСИХОЛОГИЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПАРЕ

THE PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF EMOTIONAL ATTACHMENT IN А COUPLE

В статье проводится теоретический анализ феномена привязанности, показано, что существует два вида привязанности: надежная и ненадежная. Указано, что привязанность формируется в раннем возрасте и в последующем влияет на характер отношений супругов в паре. Приведены данные экспериментального исследования эмоциональной привязанности супругов.

Ключевые слова: эмоциональная привязанность, надежная привязанность, ненадежная привязанность, тип привязанности.

The article analyses the attachment phenomenon. It shows that there are two types of attachment: reliable and unreliable. It is pointed out that attachment is formed at an early age and subsequently influences on the nature of the relationship of the married couple. The data of experimental research of emotional attachment are given.

Key words: emotional attachment, reliable attachment, unreliable attachment, type of attachment.

Длительные, устойчивые отношения между мужчиной и женщиной являются основой для создания крепкой, благополучной семьи. Одним из компонентов успешных отношений является эмоциональная привязанность партнеров друг к другу. Современные исследования (Цветкова Л.А., Антонова Н.А.) показывают, что молодые люди, находящиеся в длительных, отношениях, практикуют половые контакты вне зависимости от наличия между ними эмоциональной связи, привязанности друг к другу. Поэтому такого рода взаимоотношения распадаются и не могут являться основой успешного брачного союза. На формирование крепких устойчивых, гармоничных отношений в паре влияют различные факторы.

Детский опыт и уровень отношений с матерью влияет на будущий характер отношений между партнерами. Глубокая эмоциональная связь, которая возникает между ребенком и матерью в раннем возрасте, формирует в ребенке целый ряд отдельных качеств личности, которые в последующем проявляются в его эмоционально-личностной и коммуникативной сферах (Дж. Боулби, Е.О. Смирнова, М.А. Падун, Е.С. Калмыкова).

Взаимоотношения между матерью и ребенком определяют тип отношений в будущем с партнером. Устойчивые, сердечные отношения формируют надежный тип привязанности, а эмоционально неровные или даже конфликтные взаимоотношения формируют ненадежный, тревожно-избегающий или тревожно-амбивалентный тип привязанности. Потребность в безопасных эмоциональных связях с партнером, обеспечивающих надежную базу для существования, лежит в основе близких, длительных и доверительных отношений, и если эта потребность удовлетворена, это приводит к налаживанию любых отношений.

Важный вклад в изучение теории привязанности внесли такие ученые как Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Вернар, П. Кериг, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов данную тему изучали Н.Н. Авдеева, Л.С. Выготский, М. И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Д.Б. Эльконин и др. [1-3].

Первый год жизни — время самых быстрых преобразований в

психической жизни ребенка, общение с матерью является ведущей

деятельностью этого возраста. Мать для ребенка — связующее звено с окружающим миром, родившийся ребенок пока еще является несамостоятельным элементом в диаде «мать-ребенок», и на данном этапе именно она — главное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Именно она закладывает, по мнению основателя теории привязанности Дж. Боулби, ведущий тип привязанности.

В современной психологии детско-родительские отношения, а также близкие взаимоотношения в паре рассматривают через категорию привязанности. В узком смысле привязанность — это сильная взаимозависимость, эмоциональные отношения, интенсивные чувства между ребенком и близким взрослым. В широком смысле привязанность — это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, желающими поддерживать эти отношения, как близкие [2; 3].

По мнению Боулби, привязанность — это инстинктивное поведение, основой которого является сохранение единства с «объектом привязанности», то есть человеком, оказывающим помощь. Одним из важных понятий теории привязанности является «объект привязанности». Обычно это человек, к которому привязанность возникает с самого детства, и для большей части людей таким человеком является мать. Принято выделять первичные и вторичные объекты привязанности. Первичными объектами чаще всего выступают родственники, а вторичными — другие люди. В случае, если первичный объект не удовлетворяет интересы индивида, его роль перекладывается на вторичного.

Читать статью  Рекомендации психолога: как сохранить ваш брак, если отношения дали трещину

Привязанность имеет свою мотивацию, которая выражается в 2-х аспектах:

— стремлении ребенка к новому, «опасному»;

— поиску защиты, безопасности и поддержки.

Боулби отмечал, что если ребенок чувствует сильную опасность, то нуждается в немедленном контакте с объектом привязанности для защиты и чувства полной безопасности, и наоборот, при отсутствии опасности ребенок как бы отдаляется от объекта привязанности. Основная функция объекта привязанности, по Дж. Боулби, заключается в обеспечении чувства защиты и безопасности [1].

М. Эйнсворт выделила следующие типы привязанности: 1. Безопасная (надежная) привязанность. Данная привязанность выражается в том, что ребенку с матерью хорошо, так как мать реагирует на потребности ребенка и своевременно их удовлетворяет. Главным фактором в формировании надежной привязанности выступает эмоциональная

доступность мамы и ее способность правильно «расшифровать» сигналы малыша.

2. Амбивалентная (сопротивляющаяся) привязанность. Базируется на том, что даже если мама рядом, то малыш тревожен и не уверен в себе. Такой тип привязанности формируется на фоне напряженности, и амбивалентного отношения матери к ребенку.

3. Избегающая привязанность. Мамы избегающих детей, как правило, редко берут их на руки, вырастая, такие дети критичны, дают себе установку «никогда и никому не доверять».

4. Симбиотическая привязанность (смешанный тип). Дети, относящиеся к такому типу, не отпускают от себя мам ни на шаг. Постоянно пытаются привлечь внимание. Матери характеризуются высокой тревожностью. Их основной идеей и мыслью в воспитании ребенка является «только со мной моему малышу будет хорошо».

Таким образом, можно отметить, что привязанность играет важную роль на протяжении всей жизни человека. Если первичный объект привязанности дал в полной мере ребенку чувство безопасности, то это сформирует надежный тип привязанности. Ребенок без труда сможет в будущем устанавливать связь с вторичными объектами в лице сверстников, учителей, других взрослых. В случае, если сформируется ненадежный тип привязанности, ребенку будет трудно установить какой-либо контакт с вторичными объектами [1].

Эмоциональная привязанность является базисом крепких семейных отношений. Супружеские отношения относятся к наиболее интимным и личностно значимым отношениям. В случае сформированного надежного типа привязанности супруги выстраивают свои отношения с высокой степенью свободы, доверия, не причиняя друг другу душевного дискомфорта. Поддержка и чувство безопасности — залог семейного благополучия.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение уровня привязанности в супружеских парах. С этой целью была выбрана методика «Опыт близких отношений», авторами которой являются К. Бреннар и Р.К. Фрейли, целью которой является оценка типа привязанности, измерение уровня тревожности и избегания в близких отношениях с партнером. Русскоязычная методика является переработанной версией одноименной методики К. Бреннан и Ф. Шейвера (Experiences in Close Relationships (ECR) Brennan, Clark, and Shaver, 1998). Тест содержит 27 вопросов и 2 шкалы: шкалу тревожности в отношениях с партнером и шкалу избегания близости с

супругом. Разработчики методики изначально предполагали на основании значений, полученных по каждой шкале, классифицировать испытуемых по одному из четырех типов привязанности. В соответствии с этим высокие оценки по обеим шкалам дают основание отнести исследуемое отношение к надежному типу привязанности, низкие — к ненадежному типу; высокие оценки по шкале тревожности и одновременно низкие по шкале избегания близости описывают зависимый тип; высокие оценки по шкале избегания и одновременно низкие по шкале тревожности описывают тип избегающей привязанности. Впоследствии авторы перешли от деления на категории к континуальному измерению двух факторов, обосновывая это решение более высокой прогностической точностью извлекаемых данных. Методика рассчитана на супружеские пары различных возрастов.

Исследование проводилось с супружескими парами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, супружеских парах с детьми от 3-х до 13 лет и парах с детьми от 14 до 20 лет. Выборка составляла 30 пар — 30 женщин и 30 мужчин. Социальные статусы каждой семьи были разными, как и продолжительность пребывания в браке. Каждый из партнеров отвечал отдельно друг от друга.

Количественный и качественный анализ. Шкала тревожности включает в себя утверждения по таким вопросам за каждый положительный ответ из которых испытуемому начисляется 1 балл, максимальное количество полученных баллов по этой шкале может составлять 12. Шкала тревожности измеряет склонность человека к тому, чтобы испытывать в разных жизненных ситуациях тревогу. Сама по себе тревожность не является болезнью, но при ее повышении может повлечь за собой сопутствующие психосоматические заболевания. Тревожность является составляющей ненадежного типа привязанности, что может свидетельствовать о том, что у большинства испытуемых сформирован ненадежный тип привязанности, который влияет на отношения с партнером. Шкала избегания исследует механизм, в основе которого положено либо отклонение, либо уход от ситуации, вызывающей неприятные эмоции.

Подсчитав полученные результаты по двум шкалам в процентном соотношении, можно сделать следующие выводы: 67% опрошенных испытывают в отношениях чувство тревожности, а 33% — избегание. Данная методика позволила определить, что у большинства партнеров в паре сформирован ненадежный, избегающий тип привязанности.

В результате теоретического анализа и данных эксперимантального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Привязанность играет важную роль на протяжении всей жизни человека. Если первичный объект привязанности дал в полной мере ребенку чувство безопасности, то это сформирует надежный тип привязанности. Ребенок без труда сможет в будущем устанавливать связь с вторичными объектами в лице сверстников, учителей, других взрослых. В случае, если сформируется ненадежный тип привязанности, ребенку будет трудно установить какой-либо контакт с вторичными объектами.

2. Эмоциональная привязанность является базисом крепких семейных отношений. В случае сформированного надежного типа привязанности супруги выстраивают свои отношения с высокой степенью свободы, доверия.

3. При изучении уровня эмоциональной привязанности в паре было выявлено, что 67% опрошенных испытывают в отношениях чувство тревожности, а 33% — избегание. Данная методика позволила определить, что у большинства партнеров в паре сформирован ненадежный, избегающий тип привязанности.

1. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — Москва : Гардарики, 2003. — 477 с.

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. — Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 264 с.

3. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / М.И. Лисина // Вопросы психологии. — 1961. — № 3. — С. 117-124.

Привязанность как эмоциональная основа в жизни

Теории привязанности была разработана Д. Боулби и основывается на концепции, что ребенку для оптимального развития необходима надежная привязанность со значимым взрослым. Как правило в этой роли выступает мать ребенка.

Привязанность – это эмоциональная основа контакта, которая дает ребенку ощущение безопасности и доверия к окружающему миру, формируется в детстве и распространяется на все этапы жизни и взаимоотношения. У ребенка в раннем возрасте происходит запечатление того, как его воспринимал значимый взрослый, какой эмоциональный контакт он строил с ним и именно это запечатление ребенок переносит в свою взрослую жизнь. Сформированная в раннем возрасте привязанность представляет собой эмоциональную основу всей жизни человека.

Читать статью  Типология измен: причины, цели, чувства | PSYCHOLOGIES

Выделяются 3 основные типа привязанности:

Надежная привязанность — взрослый чутко реагирует на эмоциональное состояние ребенка и у него удовлетворены его основанные потребности в близости, принятии и безопасности.

Избегающая привязанность — взрослый отвергает потребности ребенка в близком контакте и поддержке, различными способами игнорирует взаимодействия с ним.

Неуверенная и амбивалентная привязанность — взрослый демонстрирует противоречивое и непоследовательное поведение в отношении ребенка: иногда проявляет отзывчивость и принятие, а иногда холодность и отвержение. В результате ребенок не знает, что ожидать в следующий момент от взрослого и от чего будет зависеть его поведение.

Какие особенности во взаимодействии дает нам каждый тип привязанности?

Надежная привязанность дает возможность устанавливать во взрослой жизни близкие, доверительные и открытие контакты. Люди с надежной привязанностью устанавливают близкие взаимоотношения, оставаясь при этом самостоятельным и независимыми, они более уверены в себе, эмоционально устойчивы, доверяют окружающим, реже изменяют партнеру и реже ревнуют. Чаще испытывают позитивные эмоции и яркие оргазмы. Более стрессоустойчивы.

Избегающая привязанность проявляется как холодные и дистантные взаимоотношения. Такие контакты могут быть функционально хорошо организованные, но не иметь эмоционального контекста. Яркий пример – идеальные семьи, в которых четко распределены роли, они прекрасно функционируют, у них есть идеал семьи, к которому они стремятся, дети хорошо учатся, а родители успешны на работе. При этом дома за одним столом они чужие люди, которые в лучшем случае могут обсудить политические новости и план закупки продуктов на завтра. Избегающая привязанность может привести к отсутствию близких и теплых взаимоотношений, невозможностью построить семью.

Люди с амбивалентной привязанностью часто проявляют противоречивые и тревожные чувства в отношении партнера. Такие взаимоотношения могут носить созависимый характер, в котором есть потребность в близком контакте с партнером, доходящая до настойчивого требования внимания, желания обладания партнером, вплоть до тотального контроля жизни партнера. Такие взаимоотношения могут сопровождать сильным чувством ревности, перепадами настроения, обидами на партнера и «молчаливой дистанцией». Люди с амбивалентной привязанностью чаще меняют сексуальных партнеров, могут быть неразборчивы в сексуальных контактах.

Возможно ли становление и формирование надежной привязанности во взрослом возрасте у людей, у которых в детстве сформировалась избегающая и амбивалентная привязанности? Это одна из задач терапии помочь осознать клиенту, что та модель взаимоотношений, которая была заложена в детстве не является единственной. Создав в терапии с психотерапевтом надежную привязанность, клиент может перенести эту модель в свою жизнь и получать удовольствие от общения с теми людьми, с которыми нам действительно хотел бы общаться.

Семейная ссора. Изучаем поведение – свое и партнера

Как знание 4 типов привязанности помогает решать семейные конфликты

Конфликты случаются в каждой семье. Иногда они, как заезженная пластинка, проходят по одному и тому же сценарию. Супруги, попавшие в такой цикл ссор, даже не догадываются, что причина может скрываться в детстве. О том, как привязанность ребенка к матери может повлиять на будущий брак, рассказывает психолог и автор книг для родителей Ирина Чеснова.

Как решать семейные конфликты

— Что определяет поведение супругов в семейных конфликтах?

— В момент ссоры мы проваливаемся в свои детские травмы. Именно в конфликте проявляются «тонкие» места человека. Стремясь подавить, спрятать свою боль, мы включаем защитное поведение: у кого-то это отстранение, у кого-то, напротив, стремление приблизиться к партнеру, выяснить все, не потеряв контакта.

В случае если у пары нарастает какой-то негативный цикл и все ссоры происходят по одному и тому же сценарию, имеет смысл рассмотреть это поведение с точки зрения теории привязанности.

— В чем заключается эта теория?

— Каждый человек рождается уже «каким-то»: у него свой тип нервной системы, своя сила биологических потребностей, своя степень чувствительности, свой темперамент. Он может быть активным, требовательным, озорным или созерцательным, спокойным, послушным. Во многом от взаимодействия мамы и ребенка зависит, будут в нем эти врожденные свойства проявляться сильнее или, наоборот, сглаживаться. И от этого же взаимодействия зависит, будет ли ребенок доверять миру или, напротив, чувствовать, что мир опасен, в нем ни на кого и ни на что невозможно опереться. Именно в отношениях с матерью (или фигурой, ее замещающей) в психике ребенка формируется конструкт, который мы называем привязанностью.

— Как привязанность, сформировавшаяся в детстве, может повлиять на отношения в браке?

— Существует четыре типа привязанности. Самый благополучный тип — безопасная (надежная) привязанность. Ребенок растет открытым, доброжелательным, уверенным в себе, а если у него что-то не получается, он всегда знает, что ему не дадут пропасть, всегда есть возможность попросить о помощи. Ребенку с мамой безопасно, и эти чувства он потом переносит на весь окружающий мир.

Хочется обратить внимание на главное, что влияет на формирование этого типа привязанности: мама должна быть чуткой, отзывчивой и эмоционально доступной. То есть она откликается на зов ребенка, улавливает и удовлетворяет его потребности, синхронизирует свою жизнь с ним, слушает и слышит его, устанавливает с ним зрительный контакт. И здесь особенно важны личностные качества мамы — насколько она сама ресурсна, уверена в себе, может ли занять позицию действительно «большой и сильной мамы».

Это очень важная позиция. Потому что рядом с «большой и сильной мамой» ничего не страшно. Можно быть ребенком, можно расслабиться и исследовать мир. Если же «большая и сильная мама» (а для каждого малыша мама по определению — большая и сильная) мечется по любому поводу, не зная, как поступить, выливая на близких тонны тревоги, что же делать мне, маленькому и много чего еще не умеющему ребенку, в этом огромном небезопасном мире?

— Как ведут себя люди с надежным типом привязанности уже во взрослых отношениях?

— Они открыты партнеру, чувствуют себя достойными любви и равными друг другу, а потому проявляют взаимоуважение и готовность договариваться. В детстве они получили опыт эмоциональной доступности мамы, поэтому у них минимум страхов, они ощущают свою ценность и умеют быть и близкими, и отдельными. Ведь потребности в близости и автономности равноценные: нам так же необходимо иногда побыть наедине с собой, в своем укромном личном пространстве, как и находиться с кем-то вместе.

Люди с надежным типом привязанности спокойно переносят периоды отдаления своего партнера, оставаясь по-прежнему в контакте с ним. Когда у них много внутренних ресурсов, они могут быть опорой для других, а когда ресурсы заканчиваются, они могут попросить о помощи своих близких. Такие люди знают, что просить — безопасно, быть рядом — не страшно, и нет ничего унизительного в том, чтобы быть слабым в какой-то момент. При возникновении конфликта такие люди могут спокойно сесть и поговорить. Оба партнера эмоционально доступны и вовлечены друг в друга, как прежде были в них вовлечены их матери. Они шлют друг другу сигналы: «ты для меня имеешь значение».

Читать статью  Как выбрать искусственную елку на Новый Год

— Что происходит, когда человек в детстве не получает опыта безопасных отношений?

— Небезопасных типов привязанности три.

Амбивалентная — формируется, когда мама непоследовательна и непредсказуема. То она откликается на зов, то нет. То она к ребенку, то от него, то она разрешает, то запрещает. Так в малыше растет тревога и непонимание, чего ждать от самого важного объекта в мире: он правда будет рядом, когда больно и страшно, или все-таки нет? Ребенок начинает за маму цепляться.

В браке люди с таким типом привязанности проявляют себя очень зависимыми от отношений. Поскольку во время ссор актуализируются все детские страхи, им кажется, что объект любви ускользает, за ним надо бежать, цепляться за него, стремиться все выяснить, как будто силой вырвать отклик и реакцию — ну правда же я для тебя что-то значу?

Следующий тип — избегающая привязанность. Она формируется, когда мама нечувствительна к сигналам и потребностям ребенка, холодна, может, даже депрессивна, неотзывчива, то есть эмоционально не вовлечена в ребенка. Она может не брать его на руки, быть очень скупой на проявления любви. Ребенок испытывает сильную душевную боль, внутренне отгораживается от матери и, вырастая, решает избегать привязанностей, потому что любая привязанность — это боль.

Такими чаще бывают подчеркнуто самодостаточные и независимые мужчины, стремящиеся держать чувства под контролем. В браке в моменты конфликтов они рвут контакт, становятся холодными и недоступными, могут быть очень жестокими — например, не разговаривать в течение долгого времени. Они не могут быть близкими, это больно. Они боятся стать чрезмерно зависимыми от отношений и собственных чувств, поэтому держат дистанцию.

Дезорганизованная привязанность встречается не более чем у 5% людей. Ее еще называют «выжженная душа», когда предсказать поведение человека практически невозможно. Такая привязанность часто формируется в семьях, где ребенок подвергается физическому насилию. У таких людей невероятная амплитуда эмоциональных колебаний, поведенческие реакции сильно выражены, противоречивы и сменяются с большой частотой. Они могут долго добиваться отношений с человеком, но, едва добившись, немедленно порвать все контакты.

Хочу особо отметить, что все, о чем мы говорим, лишь шаблон. В чистом виде все эти типы привязанности встречаются редко. Более того, последующая жизнь может изменить тип привязанности, заложенный в детстве.

Что такое привязанность

— А супругов мы тоже выбираем по типу привязанности?

— Как мы выбираем людей, мы все-таки не можем объяснить до конца. В нашем выборе много безотчетного, бессознательного. В каждом из нас, где-то глубоко внутри, хранятся образы людей, принимавших участие в нашем взрослении. Именно эти образы ассоциируются у нас с любовью — такой, какой мы ее понимали и какую получали (или не получали) в детстве. И если повстречавшийся человек неуловимо «попадает» в этот образ, скорее всего, мы будем искать с ним отношений. А в них, в этих отношениях, искать то, чего нам не хватало в детстве: защиты, признания, может быть, восхищения — чего угодно.

Я это сравниваю с театральной пьесой: мы выбираем тех, кто может сыграть с нами в нашем спектакле, с кем мы чувствуем резонанс, кто знает текст роли, дополняющей нашу.

Привязанность же — это способ контакта с другим человеком, который мы, став взрослыми, используем с разными людьми.

— Что делать, если мы обнаруживаем в себе или в партнере одну из перечисленных моделей привязанностей?

— Надо мыслить категориями своих и чужих страхов, своей и чужой боли. Если вы, к примеру, находите, что в конфликтной ситуации тревога толкает вас к партнеру, а у него, предположим, есть желание отстраниться, это поможет вам понять, что движет вами и вашим супругом.

Когда происходит конфликт, яркие негативные эмоции выходят наружу. Но за ними всегда стоит много боли и страха. У человека, который привык цепляться за партнера, есть страх быть покинутым, страх одиночества, ненужности. У того, кто отстраняется, другие страхи: показаться некомпетентным, быть поглощенным отношениями. В моменты ссор эти страхи актуализируются и нами руководят. Если вы поймете, какие страхи движут каждым из вас, если вы увидите свою и чужую боль, вам будет легче примириться и утешить друг друга.

Конфликты, если убрать эмоции, — это просто столкновение интересов, а их цель — решить проблему. В этом нет ничего плохого. Однако, прежде чем обвинять другого, надо понять себя: какой ты человек, что вызывает твои эмоции.

Бывают чисто ситуационные конфликты: одна измучена ребенком, другой — работой, на этой почве вспыхивает ссора. Иногда конфликт дополнительно нагружается болью и эмоциями от того, что супруги в браке не получают желаемого, их потребности не удовлетворяются: «я чувствую себя незначимой», «мне не хватает признания».

Случается, что в семье идет борьба за власть. Когда муж, приходя с работы, указывает на то, что дома что-то не сделано, это проблема не только неудовлетворенных потребностей, но и попытка показать, кто здесь главный. А жена не хочет чувствовать себя униженной, она будет сопротивляться.

«Раны» привязанности возникли в отношениях, и «лечить» их нужно тоже в отношениях. Первый шаг — это исследовать в первую очередь себя: какой я, как реагирую на какие-то ситуации, как веду себя в моменты ссор, кто для меня другой человек, чего я от него хочу, чего жду от отношений с ним, может ли он дать мне необходимое?

Это все про себя, не про партнера. Необходимо понять, видим ли мы другого человека отдельным — со своими потребностями, чувствами, ценностями, своим опытом и своей картиной мира. Или это некий объект, с помощью которого мы хотим решить свои проблемы.

Прежде всего, надо искать контакт с собой. И если вас что-то не устраивает в отношениях — говорить об этом спокойно, открыто и прямо, без обвинений, предлагать свой способ решения проблем. Ведь если два человека хотят быть вместе, они все преодолеют.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/psihologieskoe-issledovanie-emotsionalnoy-privyazannosti-v-pare

Источник https://psynavigator.ru/publikacii/privyazannost-kak-emocionalnaya-osnova-v-zhizni

Источник https://www.7ya.ru/article/Semejnaya-ssora-Izuchaem-povedenie-svoe-i-partnera/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *