Этика взаимоотношений в семье
статья по психологии на тему

Для начала давайте определимся с тем, что же такое семья, чтобы далее было проще понять психологию семейной жизни. Семьей называют социальный союз, созданный на кровном родстве или супружеском браке, в котором каждый выполняет свою функцию. А еще семья – это объединение людей, которые имеют общий быт, расходы, переживания, цели. Семья и семейные отношения являются предметом психологии брака и семьи, принципы которой до сих пор обсуждаются людьми разного возраста, статуса и т.д. Тем не менее, существуют определенные устоявшиеся формы психологии отношений в семье.

Психология семейных отношений: функции семьи

Как ячейка общества, семья имеет свои определенные функции и основные из тех, что выделяют психологи – это:

  • • Репродуктивная функция. Любая семья самостоятельно решает вопрос о продолжении рода.
  • • Воспитательная функция. Каждая семья обязана воспитывать своих детей. В этом помогают родителям государственные учебные заведения, но основную роль в развитии детей играют сами родители.
  • • Экономическая функция. Речь идет о совместном ведении домашнего хозяйства, общем решении о доходах и расходах, уходе за детьми и т.д.
  • • Коммуникативная функция, которая удовлетворяет потребность всех членов семьи в общении, взаимодоверии, моральной взаимной поддержке. Психологию семьи и семейных отношений трудно представить без этой функции, т.к. именно от социальной атмосферы во многом зависит благополучие семьи.

Психология семейной жизни: от чего зависит прочность семьи

В первую очередь она зависит от личности каждого члена семьи. Чувство ответственности, умение держать слово и выполнять обещанное, осознание своей нужности, ну и, конечно же, любовь – все это должно относиться к каждому члену семью. Психология брака и семьи концентрирует свое внимание на каждой взрослой личности, т.к. от их отношения к семье зависит ее благосостояние. Прочность семьи зависит от следующих факторов.

  • • Любовь.
  • • Привязанность.
  • • Совместное решение семейных проблем – в обустройстве быта, распределении финансовых средств, воспитании детей и пр.
  • • Совместное проведение времени в свободное от работы и других дел время.
  • • Взаимодоверие.
  • • Взаимная поддержка.
  • • Дружба.

Психология отношений в семье: супружеская дисциплина

О том, что семья будет держаться только благодаря вышеперечисленным факторам, понятно каждому. Ведь эти не писаные законы известны нам с детства. Но не менее значимую роль в благополучии семьи играет так называемая супружеская дисциплина, от которой зависят не только взаимоотношения супругов, но и психологический комфорт остальных членов семьи – детей, родителей и т.д.

Прежде всего, в каждой семье должна быть финансовая дисциплина. Правильное планирование бюджета – это еще далеко не все, хотя и в этом супруги часто не могут договориться. Частые конфликты в семьях бывают из-за того, что супруги зарабатывают по-разному. И тот, кто приносит больше, хочет быть главнее, причем не только в финансовой сфере, но и во всех остальных аспектах семейной жизни. Это вносит свои коррективы во взаимоотношения всех членов семьи, и, как правило, негативные. Если супруги не сумеют разрешить данный конфликт и прийти к согласию, то разлада в семье им не избежать.

Еще одна составляющая семейных отношений – дисциплина общения. На эту тему говорить можно долго, но главное важно отметить, что в каждой семье должны быть некоторые ограничения как в манере общения, так и в тематике. Речь идет о запретных темах для разговора, общении жаргоном или матом и т.п. То есть коммуникативная сторона семейной жизни имеет также свои законы, соблюдать которые должны все члены семьи.

Этика и психология семейной жизни: воспитание детей и отношения с ними

Дети – это скрепляющий элемент семьи, который нуждается в родительской любви, опеке и воспитании. Все силы старших членов семьи должны быть направлены на развитие и формирование личности каждого ребенка. Для этого родители обязаны самосовершенствоваться из года в год, т.к. к сожалению или к радости, законов и уставов в отношении к детям в семье единых нет.

Дети часто воспитываются только одним родителем, и чаще всего, мамой. А этого происходить не должно, и обязанности по воспитанию детей в семье должны делиться между обоими родителями. Во-первых, от этого зависит развитие ребенка, а во-вторых, взаимоотношения супругов. Если воспитание младших членов семьи зависит от одного родителя, то только с него будет спрос – это раз. Обиды за то, что все тяготы воспитания ребенка легли на одни плечи – это два. Кроме того, сами дети прекрасно осознают, что ими занимается только один человек, которого они и будут уважать больше. А это, в свою очередь, будет обижать второго родителя, который работал ради семьи, ради детей, и, по его мнению, не заслужил такого отношения. Чтобы избежать таких проблем, необходимо воспитывать детей вместе, четко распределяя свои обязанности.

Об отношении родителей к детям написано немало книг, но до сих пор тема остается открытой. Во-первых, меняются времена, а вместе с ним и люди. Во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему необходим такой же подход. То, что к детям нужно относиться с любовью, известно каждому родителю, но не все понимают значение этого правила. Родители, обращающиеся с детьми жестоко, уверенно заявляют, что любят их. И в этом никто не сомневается. Но психология отношений в семье такова, что ни один член семьи не должен проявлять жестокость к любому другому.

Одним из главных факторов в отношениях с детьми является общение. Дети нуждаются в нем дальше больше, чем взрослые, однако, к сожалению, многие родители так не думают, считая, что с детьми говорить не о чем, и что они итак много делают для их развития. Однако общение родителей с детьми является одним из основных элементов воспитания, и от него во многом зависит развитие новой личности. Поэтому общение с детьми в зависимости от их возраста должно быть в каждой семье.

Семейные отношения всегда складываются по-разному, но главное, к чему должен стремиться каждый член семьи, это благосостояние и комфорт, и достичь этого можно только общими усилиями.

Скачать:

Вложение Размер
Этика взаимоотношений в семье 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этика взаимоотношений в семье

Что такое семья

Для начала давайте определимся с тем, что же такое семья, чтобы далее было проще понять психологию семейной жизни. Семьей называют социальный союз, созданный на кровном родстве или супружеском браке, в котором каждый выполняет свою функцию. А еще семья – это объединение людей, которые имеют общий быт, расходы, переживания, цели. Семья и семейные отношения являются предметом психологии брака и семьи, принципы которой до сих пор обсуждаются людьми разного возраста, статуса и т.д. Тем не менее, существуют определенные устоявшиеся формы психологии отношений в семье.

Психология семейных отношений: функции семьи

Как ячейка общества, семья имеет свои определенные функции и основные из тех, что выделяют психологи – это:

  • • Репродуктивная функция. Любая семья самостоятельно решает вопрос о продолжении рода.
  • • Воспитательная функция. Каждая семья обязана воспитывать своих детей. В этом помогают родителям государственные учебные заведения, но основную роль в развитии детей играют сами родители.
  • • Экономическая функция. Речь идет о совместном ведении домашнего хозяйства , общем решении о доходах и расходах, уходе за детьми и т.д.
  • • Коммуникативная функция, которая удовлетворяет потребность всех членов семьи в общении, взаимодоверии, моральной взаимной поддержке. Психологию семьи и семейных отношений трудно представить без этой функции, т.к. именно от социальной атмосферы во многом зависит благополучие семьи.

Психология семейной жизни: от чего зависит прочность семьи

В первую очередь она зависит от личности каждого члена семьи. Чувство ответственности, умение держать слово и выполнять обещанное, осознание своей нужности, ну и, конечно же, любовь – все это должно относиться к каждому члену семью. Психология брака и семьи концентрирует свое внимание на каждой взрослой личности, т.к. от их отношения к семье зависит ее благосостояние. Прочность семьи зависит от следующих факторов.

  • • Любовь.
  • • Привязанность.
  • • Совместное решение семейных проблем – в обустройстве быта, распределении финансовых средств , воспитании детей и пр.
  • • Совместное проведение времени в свободное от работы и других дел время.
  • • Взаимодоверие.
  • • Взаимная поддержка.
  • • Дружба.

Психология отношений в семье: супружеская дисциплина

О том, что семья будет держаться только благодаря вышеперечисленным факторам, понятно каждому. Ведь эти не писаные законы известны нам с детства. Но не менее значимую роль в благополучии семьи играет так называемая супружеская дисциплина, от которой зависят не только взаимоотношения супругов, но и психологический комфорт остальных членов семьи – детей, родителей и т.д.

Прежде всего, в каждой семье должна быть финансовая дисциплина. Правильное планирование бюджета – это еще далеко не все, хотя и в этом супруги часто не могут договориться. Частые конфликты в семьях бывают из-за того, что супруги зарабатывают по-разному. И тот, кто приносит больше, хочет быть главнее, причем не только в финансовой сфере, но и во всех остальных аспектах семейной жизни. Это вносит свои коррективы во взаимоотношения всех членов семьи, и, как правило, негативные. Если супруги не сумеют разрешить данный конфликт и прийти к согласию, то разлада в семье им не избежать.

Читать статью  Значение сайта-визитки для малого предприятия: Мощный инструмент привлечения клиентов и укрепления имиджа

Еще одна составляющая семейных отношений – дисциплина общения. На эту тему говорить можно долго, но главное важно отметить, что в каждой семье должны быть некоторые ограничения как в манере общения, так и в тематике. Речь идет о запретных темах для разговора, общении жаргоном или матом и т.п. То есть коммуникативная сторона семейной жизни имеет также свои законы, соблюдать которые должны все члены семьи.

Этика и психология семейной жизни: воспитание детей и отношения с ними

Дети – это скрепляющий элемент семьи, который нуждается в родительской любви, опеке и воспитании. Все силы старших членов семьи должны быть направлены на развитие и формирование личности каждого ребенка. Для этого родители обязаны самосовершенствоваться из года в год, т.к. к сожалению или к радости, законов и уставов в отношении к детям в семье единых нет.

Дети часто воспитываются только одним родителем, и чаще всего, мамой. А этого происходить не должно, и обязанности по воспитанию детей в семье должны делиться между обоими родителями. Во-первых, от этого зависит развитие ребенка , а во-вторых, взаимоотношения супругов. Если воспитание младших членов семьи зависит от одного родителя, то только с него будет спрос – это раз. Обиды за то, что все тяготы воспитания ребенка легли на одни плечи – это два. Кроме того, сами дети прекрасно осознают, что ими занимается только один человек, которого они и будут уважать больше. А это, в свою очередь, будет обижать второго родителя, который работал ради семьи, ради детей, и, по его мнению, не заслужил такого отношения. Чтобы избежать таких проблем, необходимо воспитывать детей вместе, четко распределяя свои обязанности.

Об отношении родителей к детям написано немало книг, но до сих пор тема остается открытой. Во-первых, меняются времена, а вместе с ним и люди. Во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему необходим такой же подход. То, что к детям нужно относиться с любовью, известно каждому родителю, но не все понимают значение этого правила. Родители, обращающиеся с детьми жестоко, уверенно заявляют, что любят их. И в этом никто не сомневается. Но психология отношений в семье такова, что ни один член семьи не должен проявлять жестокость к любому другому.

Одним из главных факторов в отношениях с детьми является общение. Дети нуждаются в нем дальше больше, чем взрослые, однако, к сожалению, многие родители так не думают, считая, что с детьми говорить не о чем, и что они итак много делают для их развития. Однако общение родителей с детьми является одним из основных элементов воспитания, и от него во многом зависит развитие новой личности. Поэтому общение с детьми в зависимости от их возраста должно быть в каждой семье.

Семейные отношения всегда складываются по-разному, но главное, к чему должен стремиться каждый член семьи, это благосостояние и комфорт, и достичь этого можно только общими усилиями.

Этика и психология семейной жизни

Этика и психология семейной жизни изучает семью не только как ячейку общесва, но и как социальную организацию с взаимоотношениями всех ее членов, их задач и реализацией в обществе. Этика семейных отношений уделяет основное внимание воспитанию личности, которая формируется в семье, в бытовых условиях. В семейной жизни всякое бывает, поэтому, прежде чем решиться вступить в брак, желательно изучить правила и нормы отношений супругов внутри брачного союза, попытаться понять законы функционирования нормальной семьи. Любые взаимоотношения, прежде всего, требуют напряженной работы над собой.

Этика семьи

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Родители должны уделять большое внимание воспитанию своих детей.

Воспитание детей в семье

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми.

Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Этика семейных отношений в воспитании детей

Дети являются связывающим элементом семьи. Им постоянно нужна родительская любовь, забота и понимание. Усилия старших членов семьи должны направляться на достойное развитие личности ребенка. Для решения этой задачи родители должны заниматься саморазвитием, чтобы всегда быть интересными для своих детей.

Необходимость общения с ребенком

Обязанности по воспитанию детей должны четко распределяться между отцом и матерью. Если один из родителей принимает меньшее участие в воспитании своего чада, то и уважать его ребенок будет меньше. Это приведет к проблемам во взаимоотношениях супругов.

Общение со своими детьми является основным фактором в воспитании. Многие родители совершают ошибку, полагая, что разговаривать с ними незачем, они и так достаточно времени уделяют своему ребенку. Однако именно под влиянием общения с папой и мамой формируется новая личность.

При любом споре необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Они учатся у отца и матери, пытаются им подражать. Недопустимо в присутствии детей оскорбительно относиться друг к другу, подавая тем самым дурной пример. Именно из-за плохих отношений между родителями у ребенка начинают формироваться комплексы в отношениях с противоположным полом. Отец должен показать сыну пример уважительного отношения к женщинам при общении с его матерью, научить относиться к женскому полу бережно и обходительно. Мать должна научить детей уважать главу семейства и не позволять себе в их присутствии унижать отца. В воспитании детей необходимо отличать боязнь от уважения. Отношения, основанные на страхе, неэффективны.

Как формируется прочная семья

Спорные ситуации в семье

Прочность семьи зависит от всех ее членов. Умение выполнять свои обещания, чувство ответственности за близких людей, любовь и забота присутствуют в каждой счастливой семье.

Для любых отношений главным является умение слышать партнера. Во время спорных ситуаций нужно ставить себя на место своего собеседника, контролировать свои эмоции, тогда исход спора будет иметь положительный результат. Конфликтная ситуация в семье — это не соревнование, в котором необходимо одержать победу. Это проблема, которую нужно решить, сохранив теплоту и уважение друг к другу. Находясь в обществе знакомых, необходимо нести ответственность и за себя, и за свою половину. Рассказывая совместную историю, нельзя перебивать друг друга. Если один из супругов начинает вести себя недостойно, не стоит пытаться выяснить отношения при всех. Необходимо смягчить ситуацию, а дома попытаться разобраться в проблеме.

Финансовая дисциплина должна присутствовать в каждом семейном союзе. Рациональное распределение бюджета — это не самое основное, хотя и в этом вопросе мужу и жене зачастую не получается договориться. Часто ссоры бывают в тех семьях, где у супругов различные заработки. Тот, кто получает больше, очень часто хочет контролировать различные области семейной жизни. Это отрицательно влияет на отношения между всеми членами семьи. Если супругам не удастся достигнуть согласия в этом вопросе, то раздоров в семье избежать не получится.

Отношения в семье у всех складываются по-разному. Благополучные семейные отношения формируются в том случае, если каждый член семьи стремится обеспечить своим близким благосостояние и комфорт.

ЭТИКА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нравственная проблематика семьи и брака во все времена была одной из важнейших и самых сложных для научного объяснения. В семье в единый клубок сплетены иррациональные и рациональные планы, устойчивые и неустойчивые состояния; здесь наиболее сложно представлена система поколений и много другого тайного и неосознаваемого, что требует своего уточнения и прояснения.

Семья как основа общества

На протяжении всей истории человечества именно семья являлась настоящим фундаментом социума, она была ответственна за стабильность общественных отношений, нормальное функционирование быта, за рождение и формирование полноценного, нравственно развитого и социально активного члена общества. Семья является одним из наиболее значимых хранителей духовности общества, транслятором его традиций, ценностей, норм, моральных и нравственных установок и в конечном итоге формирует духовные основы цивилизации.

Читать статью  7 проверенных правил, как построить крепкую и счастливую семью

Семья (др.-рус. сЬмия — «мое семя», «мой род», «те, кто живет рядом») — это форма совместного проживания людей, предоставляющая наиболее полные возможности удовлетворения их физиологических, материальных и духовных потребностей, создающая в своем лоне новые поколения людей и транслирующая им традиции, ценности, мировоззренческие основания, формируя в них социальные качества, необходимые для жизни в социуме.

Семья как важный социальный институт является связующим звеном между ребенком, школой, вузом, государством, обществом. Отсюда и возникает важность формирования готовности и способности к общественной жизни. Семья полифункциональна в смысложизненном понимании индивидом окружающего мира. Она является и «родовым гнездом», и местом проживания человека, и духовным источником его существования. Семья — это среда, в которой развертываются потенциальные сущностные силы человека, где моделируется и формируется его характер как личности. Именно здесь он учится любить, верить, приходить на помощь, сопереживать близким. Полученные в семье знания, умения человек переносит на общественную и государственную жизнь. Семья как священный союз, строящийся на любви, вере и свободе, является важнейшей ступенькой на пути к духовному единению человека с окружающим миром. И следует заметить, что истинного человека, гражданина можно воспитать только в здоровой семье.

Современная семья как социальное явление состоит из трех взаимосвязанных элементов: а) организационного, который представляет собой совокупность различных семейных институтов: брачного, супружеского, репродукционного и др.; б) деятельностного, включающего в себя функциональные основания семейной жизни, то есть набор функций и их иерархию; в) духовно-нравственного, содержащего в себе нравственные нормы, духовные ценности и принципы, на которых базируются семейные отношения.

Основой семейных отношений является любовь. Любовь — основа и необходимое условие создания семьи, одно из фундаментальных свойств человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода. Она есть способ человеческого существования, результирующая сила особой энергии чувств человека, направленная на продолжение рода и творчество человеческого духа. Любовь есть величайшее чувство, ценность души и особая деятельность человека, в которой утверждаются соответствующие отношения общности и близости между людьми, основанные на их взаимной чувственности и склонности к взаимослия- нию. При такой степени общности каждая сторона сохраняет свою индивидуальность.

Именно любовь способна противостоять своему довольно упрощенному и примитивному пониманию — сексу, постоянному поиску плотских утех, что является частью навязываемой российской семье идеологии. Любовь — это прежде всего дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Например, Э. Фромм рассматривал любовь как активную силу, характеризующуюся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить, исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь прежде всего должна быть волевым актом. Любовь — не только чувство, это и решение, и суд, и обет.

Любовь может выражать несколько духовно-эмоциональных явлений: любовь к матери, любовь к детям, любовь к Родине, любовь как предпочтение, эротическую любовь и др. Особое место в этом ряду занимает любовь между противоположными полами как высочайшее чувство человеческой души, без которого человек существовать не может. Любовь между мужчиной и женщиной всегда индивидуальна. Она основана на индивидуальном биологическом влечении, но не сводится к нему. Любовь индивидуальна потому, что утверждает другого человека как уникальное существо и означает принятие любимого таким, каким он есть, как абсолютную ценность. Любовь открывает личность другого — его лучшие, еще не реализованные возможности.

Закон любви предполагает не только доставлять удовольствие тому, кого мы любим. Любовь в семье — это забота, ответственность, уважение и терпение. Об этом хорошо сказал С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого. Любовь есть счастие служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение» [1] .

Любовь стоит у самых истоков существования человека: его духовная, физическая, социальная, психическая защищенность и уравновешенность, его способности и таланты закладываются любовью в семье. Лишенному этой любви, выросшему в равнодушной и отчужденной атмосфере, всю жизнь плохо — он чувствует себя одиноким, даже если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает неуютность и неустроенность своего бытия, опасную хрупкость окружающего мира. Состояние любви сродни гениальности. Гениальной, по мнению Н. Бердяева, может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть внутренняя интуиция, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни.

Семья как основная социальная ячейка продолжения человеческого рода реализуется в полном смысле лишь в триединстве любви: а) как любовная связь мужчины и женщины; б) как любовь к родителям; в) как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носят характера всей полноты любви. Тем не менее это не просто чувства симпатии, приязни, противоположные ненависти. Вместе с любовной связью они являются выражениями могучего инстинкта продолжения рода.

Любовь требует и разнообразия, так как однообразие «убивает» любовь. После начального периода сильных любовных переживаний может наступить спад, и если партнеры сами не являются творцами нового, то постепенно их любовь сходит на нет, превращается в привычку.

Следующей нравственной ценностью семьи следует считать брачный союз. Любовь мужчины и женщины первична для создания семьи. Собственно, семья тогда и возникает, когда мужчина и женщина объединяют свои судьбы, чтобы жить вместе и продолжать род. Создание новой семьи у всех народов отмечается как сакральное событие и как праздник. Свадебный обряд связан с религиозными представлениями и имел магический смысл — защитить молодых от злых духов, порчи и т.д. В христианстве считается, что Господь объединяет души на небесах для совместной жизни, а церковь освящает узы брака. Свадьбы играются в любых культурах, потому что заключение брака — важный переломный момент жизненного пути. Во многих обрядах жених и невеста, стоящие под венцом, дают клятву, что всегда будут друг друга любить, заботиться друг о друге, никогда не покинут свою половину ни в беде, ни в болезни и вместе будут нести все испытания и тяготы, какие бы ни послала им судьба, т.е. они дают поистине нравственный обет. Другой вопрос, насколько в реальной жизни этот обет может быть выполнен и какие моральные послабления возможны и допустимы в ходе долгой и непростой семейной жизни.

В любви мужчина и женщина выступают как гармонические противоположности: только благодаря своим противоположным половым качествам они любят друг друга. Их любовные взаимоотношения (как духовные, так и физические) весьма сложны. Если они ведут к рождению и воспитанию детей, то это проявление новой грани любви. Настоящая любовь становится основой брака, развивается в браке и расцветает в рождении новой жизни. Брак — это определенные регулируемые обществом отношения между мужчиной и женщиной. Он должен быть закреплен юридически и предполагает права и обязанности супругов друг перед другом и перед детьми.

По процедуре брачной церемонии браки разделяются на а) гражданский и б) церковный. Иногда к браку относят так называемый фактический (гражданский) брак, или сожительство, т.е. супружеские отношения, не оформленные в установленном законом порядке. В христианстве браки могут освящаться церковью, но они юридической силы не имеют.

В разных культурах в различные исторические периоды брак имеет разную форму, свои принципы построения, порой различную мораль, но практически всегда он выступает как нравственная ценность. В первобытном обществе с появлением рода формируется группа как семья, в которой происходит воспроизводство представителей данного рода. Собственно здесь и появились одни из первых моральных запретов, к которым следует отнести запрет на половые отношения внутри своего рода, как табу. Для ранней стадии характерен дуальнородовой брак. Эта форма брака была экзогамией — абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода. К браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство, при котором мужчина состоит одновременно в брачном союзе с несколькими женщинами) и полиандрию (многомужество — женщина состоит одновременно в брачном союзе с разными мужчинами). Многоженство сохранилось в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.).

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки становились невозможными, они заменялись парным браком. Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. С момента превращения семьи в экономическую ячейку, где жену и детей кормит не род, а муж, меняется и характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей, регуляция наследственных отношений. Отметим, что современный брак отличается от того, который был еще несколько десятков лет назад. Особенно это заметно в больших городах. Появился пробный брак (когда муж и жена небольшое время совместно живут без оформления брачных отношений). Широкое распространение получил гражданский брак (когда мужчина и женщина живут длительное время как сожители без юридического оформления своих отношений). Становится нормой череда-цепь браков в течение жизни (брак — развод — брак). Все это говорит о либерализации правил жизни, когда расширяется сфера свободы мужчины и женщины, в том числе и в области любовных отношений.

Читать статью  Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства

Для брака нужны еще и условия морально-психологической совместимости: верность отношениям, единый подход в воспитании детей, взаимопонимание, взаимодоверительность, уважение к друг другу и др. Единство любви и долга составляет нравственную основу брака. Брак выступает оформлением чувственного, духовного, социального союза между мужчиной и женщиной, в котором проявляется общность целей, интересов, стремлений и др.

Другими бесспорными нравственными ценностями в семье являются верность, целомудрие, чистота в отношениях, авторитет и почитание старших в лице отца и матери.

В разные исторические эпохи и в различных культурах вкладывался свой смысл и содержание в эти нравственные ценности. Например, в христианской культуре требования верности в семейных отношениях, целомудрия и чистоты любовных отношений скорее относились к женщине и не предъявлялись так жестко и строго в отношении к мужчинам. Мужская неверность часто оценивалась как небольшой грех, в то время как женская неверность влекла за собой страшные кары: от молчаливого общественного презрения до откровенной травли (мазали дегтем ворота, побивали камнями, закапывали в землю, доводили до самоубийства). Двойная мораль диктовалась подчиненным положением женщины в патриархальной семье, где муж являлся экономической основой дома, добытчиком, господином, которого нельзя ослушаться. Жена в этом случае являлась существом второго сорта и не имела права на собственные желания, на свободу поведения.

В прошлые времена особенно остро ставился вопрос о супружеской верности. Она считалась ярким проявлением любви к семье и порядочности человека. В индустриальном обществе семья изменилась, и супружеская неверность перестала считаться страшным моральным преступлением. Тем не менее, перестав быть грехом, неверность отнюдь не сделалась добродетелью. Несомненно, лучше и с точки зрения нравственности, когда супруги и через десять, и через двадцать лет относятся друг к другу с любовью, нежностью и страстью. Тогда их союз нравственно совершенен и составляет основу, костяк семьи, не страдает, не нарушается, не дает трещин, способных разрушить все семейное здание.

Современные материальные и социальные условия в обществе изменили положение женщины в экономическом и юридическом отношении. Но это не означает, что в отношении мужчины и женщины наступили времена отречения от верности. В языческой культуре закрепилось поверье, что женщина — хранительница очага. Сегодня этот смысл изменился, но не утратил своей актуальности. В христианской культуре традиционным остается культ настоящего любовного единства, когда два человека доверяют друг другу телесно и духовно. Такая гармония не всегда возможна, и молодые люди нередко идут на компромиссы, считая себя полностью свободными до заключения брака. В теории целомудрие понимается как нравственная чистота, непорочность. В сознании молодых людей чаще всего эта ценность воспринимается как рудимент, от которого следует быстрей избавиться. Такое понимание внедряется под влиянием «сексуальной революции», где принцип чистоты любовных отношений рассматривается как своего рода социально-нравственный предрассудок, поскольку он утратил свою общеобязательность. В современных культурах Запада это явление давно переосмыслено, и как и прежде воссоздается культура целомудрия.

Важным показателем крепости семьи выступает нравственно- психологический климат. Нравственно-психологический климат семьи — это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроения ее членов, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Семья — это сфера саморазвития и самоутверждения. Любовь, дружба, привязанность, взаимопонимание между супругами, детьми и родителями, старшими и младшими поколениями — залог радостной и продуктивной человеческой жизни. Семья строится не только на принципе долга, который, конечно, присутствует в ее бытии, но и на любви — живом, постоянно воспроизводящемся чувстве. Любовь к семье, семейность — не только экзистенциальное состояние, но и нравственная добродетель. И если любовь, ставшая главной причиной семейного союза, уходит, то это не требует немедленного разрыва брака. Следует совместно прояснить основные причины столь сложного и трудного решения. Жизнь, социальные и психологические наблюдения свидетельствуют, что семья держится не только на ведении общего хозяйства и воспитании детей, но и на любви, ибо сохранение взаимных симпатий и уважение неизбежны в тех семьях, где люди действительно любят друг друга.

Единство и сплоченность семьи зависят от совместимости, которая возникает на основе сходных или дополняющих друг друга качеств, благодаря стремлению супругов к уступкам, взаимопониманию, активному поиску гармоничных отношений. Есть и другое понимание совместимости, где главными элементами являются: полное совпадение, сходство, подобие социальных позиций, психологических и антропологических процессов и свойств, созвучность ценностных ориентаций, интересов, установок, взглядов на жизнь и др. Такая полная совместимость — скорее потенциальная возможность счастливых семейных отношений. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является большей гарантией успешного брака. Супружеская совместимость многопланова, в ней выделяют следующие виды:

  • 1) духовная совместимость, которая обеспечивается общностью мировоззрений, важнейших ценностных ориентиров (устремлений, убеждений, интересов); созвучным пониманием смысла жизни, отношением к обществу, к другим людям; совпадением нравственной зрелости, образовательного уровня, структурой потребностей и др.;
  • 2) психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, темпераментов, личностно-волевых особенностей супругов. Она обеспечивает общий эмоциональный фон семьи. Условия психологической совместимости наиболее полно представлены в психологии;
  • 3) семейно-бытовая совместимость, которая означает совпадение взглядов на предназначение семьи, стиль ее жизни, на семейные роли. Взаимоотношения в семье — форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции: воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов.

Супружеская совместимость предполагает семейно-бытовую мораль — совокупность норм и правил, регулирующих взаимоотношения в семье, а также в сфере досуга и свободного общения. Она исторична, причем нормативные предписания и реальное поведение людей зачастую не совпадают. Архаические и раннеклассовые общества стремились особенно жестко регламентировать брачно-семейные отношения. Жестко исполнялись правила вступления в брак, права и обязанности супругов, отношения детей и родителей.

Общественное развитие с неизбежностью ведет к разрушению прежних запретов и формированию нового отношения к браку. Средневековье считало, что индивидуальная половая любовь есть сила, разрушающая брак. Новое время объявляет нравственным только брак, основанный на любви. Индустриализация обращает внимание на усиление чувственности брачно-семейных отношений, что ведет к разрушению традиции. Это проявляется в уменьшении количества создаваемых семейных пар, увеличивающемся числе разводов, ослаблении родственных и соседских связей, и, как следствие этого, в обществе усиливается чувство социального и психологического отчуждения личности, чаще звучат жалобы на одиночество, скуку и т.д. Многие социальные беды, такие как наркомания, беспризорность, детская преступность и т.п., возникают, как правило, в тех обществах, где мораль семьи деградирует.

В таких обстоятельствах требуются серьезные усилия практически всех социальных институтов, чтобы традиционная установка морального сознания — ценности семьи — была сохранена в новых исторических условиях. Для этого в практической жизни обязательно необходимо повышение значимости института брака и семьи, усиление требовательности к формированию ответственности семьи за воспитание детей.

Семейно-бытовая мораль тесно связана с социальными и материальными условиями жизни людей. Поэтому совершенствование семейно-бытовой морали неотделимо от перестройки социально-экономической и духовной жизни общества.

По форме семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (к супружеской паре с детьми добавляется кто-либо из родственников). По структуре распределения власти между супругами можно выделить семью эгалитарную (в ней решения принимаются совместно) и семью традиционную (основные решения принимает муж). По числу детей — семьи многодетные, среднедетные, малодетные и бездетные. По характеру отношений с окружающими людьми — семьи открытые (ориентированные на общение и восприятие культуры других) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный быт).

Семья в нравственном отношении выполняет ряд функций. Исследователи едины в том, что эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах [2] . Современная семья утратила многие функции, укреплявшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций остаются неизменными, и в этом смысле их можно назвать традиционными, меняются лишь средства их реализации. К основным функциям семьи относят следующие: репродуктивную (продолжение рода), воспитательную, хозяйственно-экономическую, регенеративную (наследование статуса фамилии, имущества, социального положения), рекреативную (обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи) и др.

Таким образом, духовно-нравственный фундамент современной семьи составляют любовь, чувство долга и верности, ответственность за членов своей семьи. Семейные отношения подразумевают: великодушие и снисхождение, самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи. В результате слияния всех этих нравственных качеств каждая семья уникальна, имеет свои особенности, в которых выражается индивидуальное своеобразие составляющих его людей, неповторимость их характеров, вкусов, увлечений.

Источник https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/10/14/etika-vzaimootnosheniy-v-seme

Источник https://inha.ru/article/etika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/

Источник https://bstudy.net/760766/pedagogika/etika_semeyno_brachnyh_otnosheniy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *