Динамика и периодизация семейно-брачных отношений

Динамика семьи –это изменение ее структуры и функций на разных этапах ее существования. Семья не существует в неизменном виде с начала и до конца своего жизненного цикла. Ее изменчивость обусловлена, во-первых, изменениями, происходящими с ее членами как личностями и как членами социума на протяжении их жизни (в процессе онтогенеза), а во-вторых, внутренними процессами (ассимилятивным, аккомодативным и адаптивным, по В. В. Столину). Таким образом, семья постоянно развивается и преобразуется вместе со своими членами, приспосабливаясь к внешним условиям, и одновременно стремится поддерживать собственную стабильность, чтобы избежать распада.

В процессе своего развития семья проходит ряд стадий, причем исследователи, структурируя жизненный цикл семьи, по-разному подходят как к выделению в нем определенных этапов, так и к их содержательной характеристике. Так, Э. Дюваль [см.: Малкина-Пых] подразделил жизненный цикл семьи на восемь стадий. В качестве критерия разграничения стадий он предложил использовать факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку традиционно считалось, что основной социальной функцией семьи является рождение и воспитание детей.

1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: формирование брач­ных отношений, удовлетворяющих обоих супругов; урегулирование вопросов, касающихся желания стать родителями и беременности; установление отношений с родст­венниками.2. Появление детей (возраст ребенка до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к присутствию в семье ребенка, забота о правильном разви­тии младенца; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так и детей.3. Семья с детьми-дошкольниками (возраст ребенка от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: удовлетворение основных потребностей детей, содействие развитию с учетом их интересов и склонностей; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.4. Семья с детьми – младшими школьниками (возраст детей от 6 до 13 лет). Задачи стадии: организация жизни семьи с детьми школьного воз­раста; побуждение детей к достижению успехов в учебе.5. Семья с детьми-подростками (возраст детей от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление равновесия между свободой и ответственно­стью членов семьи; формирование у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, решение проблем профессионального развития и карьерного роста.6. Уход взрослых детей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента, когда самый младший покинет дом). Данная стадия получила название «пустого гнезда». Задачи стадии: освобождение молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.7. Семья, состоящая из родителей среднего возраста (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением семьи.8. Старение родителей (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к жизни на пенсии; переживание утраты супруга, приспособление к одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

Модель, предложенная Э. Дювалем, относится к категории детоцентристских. К супругоцентристским можно отнести классификацию В. А. Сысенко, в которой за основу берется продолжительность супружеской жизни [см.: Сысенко]. Он выделяет следующие периоды брака:

1. 0 – 4 лет – совсем молодые браки;

2. 5 – 9 лет – молодые браки;

3. 10 – 19 – средние браки;

4. 20 и более лет – пожилые (зрелые) браки.

Г. Навайтис [см.: Навайтис] подразделяет жизненный цикл семьи на следующие этапы:

Добрачное общение. На данном этапе приобретается опыт общения с людьми другого пола, осуществляется выбор брачного партнера, вырабатываются навыки эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак. Принятие и освоение мужем и женой новой социальной роли – супружеской.

Этап медового месяца. На этом этапе перед супругами стоит множество задач, решение которых может быть сопряжено с трудностями: установление психологической и про­странственной дистанции с родительскими семьями, приобретение опыта взаимодействия друг с другом в семье, решение вопросов организации быта, первичное согласование се­мейных ролей. Нередко представления каждого из супругов о ролях – его собственной и супруга – существенно отличаются. Несоответствие ролевых представлений в семье – основная причина большинства нерешенных семейных конфликтов, которые, в свою очередь, могут привести к разводу.

Этап молодой семьи. На этом этапе супруги принимают решение о продолжении рода. Он включает в себя рождение ребенка, уход за ним, начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения, возвращение жены к профессиональной деятельности.

Зрелая семья, т. е. семья, выполняющая все свои функции. Если на предыдущем этапе семья пополнилась новым членом – ребенком, то на пятом этапе она дополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Акцент в выполнении родительской роли смещается с удовлетворения потребностей ребенка в опе­ке и безопасности на его мотивацию к учебной деятельности, содействие развитию у ребенка природных задатков, формирование у него социально значимых интересов и т. д. Этап завершается по достижении детьми частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе акцент вновь смещается на супружеские отношения, новое содержание приобретают некоторые семейные функции (например, воспитательная функция реализуется преимущественно в общении с внуками).

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис считают важнейшими этапами развития семьи следующие [см.: Эйдемиллер, Юстицкис]:

Первый этап – зарождение семьи. Важнейшая из задач молодой семьи на данном этапе – психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни.

Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, узнавание привычек, представлений, ценностей друг друга, принятие личностных особенностей супруга, взаимная сексуальная адаптация, выстраивание отношений с родительскими семьями протекает на данном этапе интенсивно и нередко весьма напряженно. В самом начале супружеской жизни распадается немалая часть молодых семей. По данным разных исследований, на этот период приходится от одной пятой до одной трети всех разводов [см.: Андреева, 2005]. Основная причина распада таких браков – неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, вмешательство родственников во взаимоотношения супругов.

Второй этап – семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность.

В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Женщинам, матерям несовершеннолетних детей, приходится тратить большую часть своего времени и сил на совмещение домашних обязанностей с трудовой деятельностью.

На данном этапе значительные изменения претерпевают функции духовного общения и эмоциональной поддержки. Перед супругами возникает нелегкая задача – сохранить духовную и эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, при которых она создавалась. Формировались эти взаимоотношения, как правило, в сфере досуга, развлечения, и это играло немаловажную роль на первой стадии развития семьи. На втором этапе значительно возрастает загруженность обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями, что влечет за собой перенапряжение, усталость. Добавляется ответственность за воспитание ребенка, его физическое и духовное развитие – это наиболее важная задача данного периода. Духовная и эмоциональная общность теперь проявляется, прежде всего, в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке.

Однако именно для этого периода характерно снижение удовлетворенности супругов семейной жизнью. Для их отношений характерно эмоциональное «остывание», которое может сопровождаться изменами, сексуальными дисгармониями и, в конечном счете, может приводить к разводам по причине разочарования в супруге, любви к другому человеку. На смену конфликтности, проблемности эмоциональных отношений, характерных для первого этапа жизни семьи, приходит опасность их остывания.

Третий этап развития семейных отношений – завершающий. Это период, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее – создание детьми собственных семей, что обусловливает качественные изменения в жизни семьи.

Наличие проблем во взаимоотношениях членов семьи может быть связано с ее переходом на новую стадию развития и адаптацией к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются ста­дии, на которых в семье появляются одни – новые – члены семьи и уходят другие. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу, что отражается на состоянии членов семьи, их взаимоотношениях.

Несмотря на все различия, эти классификации отражают тот факт, что на разных этапах семейного цикла изменяются не только состав семьи, возраст ее членов, условия их существования в семье и в социуме, но и представления супругов о семье, значение тех или иных функций жизнедеятельности семьи, ролевое распределение, удовлетворенность браком.

В рамках системного подхода семья рассматривается как открытая, развивающая система, функционирующая благодаря действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза. Оба эти закона действуют одновременно.

Согласно закону поддержания гомеостаза, каждая система стремится сохранить существующее положение любым способом. Причем это относится как к функциональным, так и к дисфункциональным семьям. Ситуация в семье может быть сложной, но стремление к самосохранению делает ее стабильной, так как, согласно закону гомеостаза, любые перемены хуже, чем существующее положение. Это объясняет, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы, и в то же время она продолжает существовать.

В соответствии с законом отклонений от гомеостаза любая система стремится к развитию и проходит свой путь от создания до завершения ее существования. В семье закон развития проявляется в том, что она должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий. Источник творческих сил, позволяющих ей развиваться, заложен внутри семьи.

Читать статью  Габионы - мастерство и применение в строительстве и защите окружающей среды

В ходе эмпирических исследований были выделены «критические периоды» в развитии семьи. Мнения исследователей относительно времени возникновения и продолжительности семейных кризисов отличаются. Проанализировав литературу по данной проблеме, Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента [см.: Олиферович, Зинкевич-Куземкина, Велента] выделили три основных подхода к изучению семейных кризисов.

Представители первого подхода считают, что кризисы возникают вследствие наличия препятствий при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой (В. Сатир, Г. Бейтсон). Такие кризисы получили название нормативных.

Второй подход рассматривает семейные кризисы как следствие определенных событий, нарушающих стабильность семьи (девиантное поведение одного из членов семьи, тяжелая болезнь и т. д.). Они не связаны с этапами жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Третий подход связан с анализом кризисных ситуаций в рамках отдельных семейных подсистем – супружеских, детско-родительских отношений (Н. В. Самоукина).

На возникновение кризисной ситуации могут влиять самые разные факторы: сложное экономическое и бытовое положение супружеской пары, вмешательство родителей, неблагоприятные личностные особенности супругов, рождение больного ребенка и др. [см.: Олиферович, Зинкевич-Куземкина, Велента].

Наиболее сложной и напряженной становится ситуация, когда в семье одновременно происходит несколько кризисов. Такая ситуация называется множественным кризисом системы. Семья считается функциональной, если ей удается справиться с ними и развиваться, решать новые задачи.

Таким образом, семья – это динамическая система, функционирующая по определенным законам, проходящая в своем развитии ряд стадий, сопряженных с нормативными кризисами, преодоление которых становится основой для дальнейшего поступательного движения.

Вопросы для самопроверки

1. Какова цель изучения семьи в психологии?

2. Назовите и проанализируйте основные тенденции развития семьи в

3. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу и как социальный

4. Проанализируйте причины изменения содержания и значения различных

функций семьи в современном обществе.

5. Дайте характеристику каждой стадии жизненного цикла семьи.

6. Определите причины нормативных и ненормативных кризисов в семье.

На каких этапах жизненного цикла семьи их возникновение наиболее вероятно?

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1076 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.023)

Динамика и периодизация семейной жизни

Перемены — это то, что присуще каждой семье. Кроник А. и Хроник Е. называют шесть основных событий, под влиянием которых изменяется линия семейных отношений. По убыванию это рождение ребенка, начало работы, получение квартиры, вынужденная разлука, начало совместной жизни, ссора с родителями. Упрочение чувства юо супружеского Мы происходит главным образом в связи с началом совместной жизни и получением квартиры. После этих событий линия отношений всегда круто идет вверх. Рождение ребенка приводит к таким же последствиям в 58 % случаев, а в 15 % — напротив, увеличивает дистанцию между супругами. Три оставшихся события (начало работы, ссора с родителями и разлука) расшатывают семейное Мы, чаще вызывают отчуждение [1] .

Таким образом, главные события семейной жизни происходят, как правило, дома. Здесь справляют новоселья, свадьбы, дни рождения, ссорятся, прощаются, встречаются. Здесь же в четырех стенах пытается выжить своевольная стихия человеческих отношений.

Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени. Если же члены семьи не готовы к изменениям и старательно избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь [2] .

По определению В. В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

Это равновесие достигается специфическим распределением прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, постоянно и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Столина В. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, т. е. баланса между двумя первыми процессами [3] . Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте.

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть даны сразу, так как семья не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например [4] , Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. «Установлено, — пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, — что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».

С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4—6 и 17—25 годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изменения вызывают большие или меньшие трудности. П. Босс называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах — трудности организации быта и воспитания детей.

Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, 3. Розенталь пишет, что 8 % разводившихся молодых супругов (продолжительность брака 0—2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей. Среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6 %. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным

М. Джеймса, на 5—10 году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как «другая семья», возникают заметно раньше, чем юридически прекращается прежний брак).

В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются, кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

И, наконец, десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Читать статью  Как установить факт прекращения семейных отношений? | Михайлов Роман Александрович, 17 мая 2021

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, т. е. семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями (детьми). Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны быть дополненными способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается при достижении детьми частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Периодизация развития семьи может быть и иной, но предлагаемый принцип выделения этапов развития — это определение минимальных эмоциональных задач деятельности, свойственных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих. Если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна дальше полноценно существовать и развиваться. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, решаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего числа детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого этапа определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э. К. Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

  • — зарождение семьи до рождения ребенка;
  • — рождение и воспитание детей;
  • — окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • — дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • — супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

В зарубежной семейной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет: стадию монады; стадию вступления в брак; стадию рождения ребенка; стадию проживания с ребенком до подросткового возраста; стадию «вылета детей из гнезда», стадию смерти одного из супругов; вновь стадию монады.

Обнаруживается, что семьи, живущие в разных социоэкономических условиях, по некоторым параметрам своего развития схожи. Объяснением данного явления может быть влияние личности на семью и семьи на личность. На это обращают внимание Д. и Р. Беквары, по мнению которых есть некоторые общие моменты в развитии семьи и личности в семье. Они пишут, что личность в семье проходит следующие этапы развития: необрученный человек; брак; рождение; родитель дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши; человек среднего возраста; старик. А семья имеет следующие этапы развития: брак (пер- вый-второй год совместной жизни), ранний период семьи (2—10 год), средний период (10—25 лет), длительный период (25 и более лет). Первая из предлагаемых периодизаций легко переносится в любой социальный контекст, вторая не всюду будет эмпирически достаточно обоснованной. Но Д. и Р. Беквары предлагают и общий принцип периодизации развития личности в семье и развития семьи. Им можно считать эмоциональное развитие и задачи деятельности, без решения которых невозможно перейти на новый этап развития.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные черты, к которым для российской семьи можно отнести:

  • 1) отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;
  • 2) почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи; (На стадии зарождения семьи актуальны проблемы первоначального семейного обзаведения и определения членов семьи в координатах «свой — чужой». Как правило, молодая семья начинает свое существование на территории одной из родительских семей, следовательно, сопровождается приходом в родительскую семью нового члена. Для родителей один из молодой супружеской пары «свой», другой — «чужой». Проживание на «чужой» территории может сопровождаться вмешательством родителей в семейные дела молодых);
  • 3) потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный).

На наш взгляд наиболее удобной для решения прикладных задач семейной психологии является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона [5] . Согласно этой периодизации выделяются:

  • — период ухаживания;
  • — брак и его следствия (брачное поведение);
  • — рождение ребенка и взаимодействие с ним;
  • — зрелая стадия брака;
  • — отлучение детей от родителей;
  • — пенсия и старость.

Рассмотрим далее некоторые стадии жизненного цикла (формирование брачной пары, семья молодоженов, семья в пожилом возрасте) подробнее.

Динамика отношений в браке

Был холост — снились одалиски, вакханки, шлюхи, гейши, киски. Теперь со мной живет жена, а ночью снится тишина.

Начало совместного пути

Лучше медового месяца может быть только первый месяц после развода

Наиболее короткое и емкое описание эволюции отношений в браке я обнаружил у Эрика Берна. Он писал: «Брак — это шесть недель возбуждения и мировой рекорд в сексе. Еще пять недель, чтобы узнать друг друга, время ограждений, стремительных бросков и отходов назад, нахождения слабостей друг друга, и тогда начинаются игры. Через шесть месяцев каждый принимает решение. Медовый месяц кончился, начинается брак или развод — до следующего уведомления».

Билл Лоуренс писал, что медовый месяц приходит к концу, когда Он сообщает по телефону, что задержится к ужину, а Она уже оставила записку, что ужин в холодильнике. По мнению многих сексологов, брак является серьезным испытанием для любви, и тому есть несколько объективных причин.

Первой из них является «привычка». Под этим вполне бытовым термином я понимаю потерю свежести восприятия, в результате которой видение полового партнера теряет первозданную свежесть и яркость, наблюдающуюся в начальный период отношений. Как говорил французский поэт Эдмон Ростан, «жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь». Ведь когда влюбленность только разгорается, все чувства человека по отношению к любимому приобретают особую остроту и многоцветность. Он может часами любоваться лицом своей возлюбленной, бесконечно долго слушать ее голос, с восторгом изучать ее тело и т. д. Но вот проходят первые месяцы, а потом годы совместной жизни. Лицо супруги уже известно до мелочей, голос ее вгоняет тоску своей предсказуемостью, тело изучено вдоль и поперек. Ощущения тускнеют, становятся «серыми» и «одноцветными». Этому есть чисто физиологическое объяснение. В центральной нервной системе человека имеется специальный отдел мозга — таламус, который фильтрует все поступающие в сознание сигналы, пропуская в кору больших полушарий только новую или особо важную информацию. Это как одежда, которую мы ощущаем только в момент одевания, но потом перестаем чувствовать, или новые шторы в доме, на которые сперва обращаем внимание, а через несколько дней перестаем замечать. Примерно то же самое происходит и с супругом, который с годами становится лишь частью привычного фона, элементом домашней обстановки, что снижает интенсивность ощущений и приводит к нарастанию скуки и безразличия.

Вторая причина: обязанность любить, ибо, как писала Хелен Роуленд, «брак — это чудо превращения поцелуя из удовольствия в обязанность». Само словосочетание «супружеский долг „уже наводит тоску и снижает потенцию. Трудно найти столь противоположные по эмоциональному и волевому настрою слова, чем „любовь“ и «обязанность“. Как только вы пытаетесь заставить себя уснуть только потому, что вам завтра нужно рано вставать, вы обрекаете себя на длительную бессонницу. Если вы должны испытывать благодарность к какому-то человеку за добрый поступок по отношению к вам, вы рискуете возненавидеть его. Наше подсознание очень упрямо, его можно иногда обмануть, но заставить что-то делать практически невозможно. А эмоции, в том числе любви, находятся исключительно в его ведении. Поэтому попытки заставить любить своего супруга только потому, что у него есть соответствующая запись в паспорте, обречены на провал.

И. Анчуков «Век воли не видать…»

Третья причина, из-за которой может постепенно таять любовь, заключается в том, что у себя дома мы выглядим без прикрас, такими, какими являемся на самом деле. Если сфотографировать женщину перед «выходом в свет» во всем великолепии качественного макияжа и затем сравнить ее с фотографией, сделанной утром, сразу же после пробуждения, то это сравнение будет просто ошеломляющим. (Это чисто умозрительный опыт, и, ради Бога, не пытайтесь воплотить эту безумную идею в жизнь! Кроме того, это не есть камень, брошенный в женский огород, просто у «прекрасного пола» данный пример более показателен.) Но дело даже не в косметике, а в тех ролях, которые мы играем в обществе и дома. В каждом мужчине живет соблазнитель (большой или маленький, талантливый или бездарный — не важно), так же как и в каждой женщине — соблазнительница. Этот факт не требует моральных оценок — так есть и так будет, ибо определяется генетической программой, включаемой на подсознательном уровне. Эта программа требует пускать свои чары и флюиды на любого еще не завоеванного человека противоположного пола.

Читать статью  9 причин, по которым мужчина теряет интерес к жене /

Таким образом, вне дома мужчины и женщины инстинктивно стремятся произвести наилучшее впечатление на других людей; для этого они нарядно одеваются, причесываются, используют парфюмерию и косметику, принимают соблазнительные позы и делают значительные лица. Приходя же к себе домой, они сбрасывают все это, как змеиную кожу (в родных стенах завоевывать никого уже не нужно), и предстают перед женой или мужем в достаточно неприглядном фоне, особенно по сравнению с другими людьми. Поношенные спортивные брюки с пузырями на коленках, мятая старая рубаха и стоптанные тапочки у мужа и старый халат жены или ее ночная рубашка на два размера больше совершенно не похожи на вечерний костюм жениха или французское белье невесты в период их добрачных отношений. Резкое снижение планки вскоре после свадьбы может вызывать обиду у одного или обоих супругов, что постепенно может привести к охлаждению чувств.

Четвертая причина угасания любовного чувства в браке — доступность осуществления сексуальных желаний. По этому поводу вспоминается высказывание Эмиля Кроткого: «Ухаживать за собственной женой ему казалось столь же нелепым, как охотиться за жареной дичью». Закон мотивационной психологии гласит: «Когда нет препятствий, пропадает интерес». Секс в браке не должен проходить по первому требованию одного из супругов, его надо заслужить, как и при свободных отношениях. Зигмунд Фрейд писал, что чем больше интервал между возникновением желания и его удовлетворением, тем сильнее эмоциональное переживание, тем мощнее разрядка. Если же желание удовлетворяется тотчас после его возникновения, то и удовольствие от секса минимальное. В норме свободная женщина не отдается по первому требованию мужчины, а будучи замужем, она как бы обязана это делать. Особенно остро нелепость такой ситуации чувствуют женщины, примером чему является афоризм Аниты Экберг: «Мужчин не поймешь: до свадьбы они ведут себя так, будто им все позволено; после свадьбы — так, будто им ничего не позволено».

Анри Кадью. Утраченные иллюзии

Пятая причина смерти любви — ссоры из-за желания «улучшить» партнера. Как говорил Гилберт Честертон, «друзья тебя любят, каким ты есть; жена тебя любит, но хочет сделать из тебя другого человека». По этому поводу более двух веков назад Никола Шамфор писал: «Любовь, даже самая возвышенная, отдает вас во власть собственным страстишкам, а брак — во власть страстишек вашей жены: честолюбия, тщеславия и всего прочего». Судя по всему, французский мыслитель попал в точку, так как проходят столетия, а женщины не меняются. Одна моя знакомая вполне серьезно сказала своему мужу: «Я очень люблю тебя, дорогой! Но как бы сильно я ни любила, если бы у тебя была новая красивая иномарка!» У мужчины не нашлось слов, но за него уже ответил великий английский драматург Джон Пристли, когда утверждал: «Любящая жена сделает для мужа все, за одним исключением: она никогда не перестанет критиковать его и воспитывать».

Шестая причина смерти любви — ссоры из-за несовпадения стилей жизни. Как это ни странно кажется на первый взгляд, но споры из-за очередности мытья посуды или отношения к домашним животным могут разрушить чувство, которое молодоженам казалось огромным и незыблемым. При этом часто в ход идут лозунги типа «Если ты меня любишь, то должен… (можете вставить сюда что-нибудь из свого опыта, начиная от «вынести ведро» до «купить норковую шубу»). Но послушайте, господа, понятия «любовь» и «должен» нельзя ставить рядом в одном предложении, это все равно, что измерять бабочек килограммами, а время — метрами. По-настоящему любящий человек делает что-то для любимого не потому, что он должен это сделать, а потому, что хочет. Его не надо заставлять или шантажировать для этого, ему в радость сделать приятное любимому. Поэтому если в семье начинаются такие разговоры, то это является сигналом тревоги, свидетельствующим о том, что любовь начала давать трещину и ее надо спасать. К этой же категории причин, разрушающих брак, можно отнести и несбывшиеся надежды. «Женился потому, что не хотел по утрам готовить завтрак, а развелся потому, что не хотел готовить два завтрака», — писал Александр Кулич.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Романтика в браке

Романтика в браке Что происходит с романтикой, когда влюбленные вступа­ют в брак? Многие считают, что она умирает. Тайна исчезла. Когда муж видит жену в бигуди, или с трудом переносящую беременность, или сражающуюся с грязными тарелками и кастрюлями, с пылесосом и

Глава 9. Динамика просветленных отношений

Глава 9. Динамика просветленных отношений Враждующая пара и их внутренние антагонистыБольшинству из нас знакомо ощущение силы и легкости в отношении к жизни, которое мы испытываем, когда у нас с близким человеком все складывается отлично. Нам также знакомы боль и

2. Динамика семейных отношений при наркомании

2. Динамика семейных отношений при наркомании Анализ результатов наших исследований и клинической практики, а также публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактика наркомании невозможна вне

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

О ребёнке и браке

О ребёнке и браке Они говорят мне: «Мы любили детей своих!», но дети их стали убийцами, наркоманами или покончили с собой. Убил бы я, если был бы любим? Стал бы я отравлять свою жизнь ядом, если ощущал бы себя любимым? Стал бы я подвергать свою жизнь ненужному риску или

Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения

Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения Этому виду отношений А. Аугустинавичюте уделяла особое внимание. По сути, квинтэссенция ее теории интертипных отношений вполне выражена работой «О дуальной природе человека». В ней А. Аугустинавичюте

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ Широкая граница принятия и интерес к самым различным типам людей приводит к тому, что взгляд циклотимика с одинаковым удовольствием останавливается на самых различных партнерах.Циклотимик — циклотимик. Союз этот прочен, так как основан на

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ Эпилептоид — эпилептоид. Эта семейка чем–то напоминает двух пауков в банке. Постоянная борьба за власть, попытки превзойти друг друга по части интриг и манипуляции, бесконечные скандалы из–за ерунды и даже драки…Достижение равновесия возможно,

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ Шизоид — шизоид. Этот союз построен на интенсивном интеллектуальном общении, сильной сексуальности. Часто оба партнера — хорошо оплачиваемые специалисты. Дома у них неуютно, сюда никогда не приходят гости, с родителями они часто в ссоре. В квартире

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ

СОВМЕСТИМОСТЬ В БРАКЕ Астеник — астеник. Сценарий семейной жизни двух астеников зависит от уровня их психологического здоровья и степени зависимости от прародительской семьи.В счастливом варианте это два хрупких, психологически здоровых человека, необычайно

Типы отношений в браке

Типы отношений в браке Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале. Жюль Ренар Брак часто можно уподобить пожару в торфянике — снаружи все благополучно, а в глубине под поверхностью бушует пожар ссор, изредка

Глава 11. Телесные аспекты образования отношений в процессе ухаживания и в браке

Глава 11. Телесные аспекты образования отношений в процессе ухаживания и в браке Эта глава будет посвящена особенностям роли секса в период ухаживания, влюбленности, в ходе принятия решения и в момент образования брачного союза. В последующих главах мы также рассмотрим

О неравном браке

О неравном браке Ей 42, ему 29. Он ее полюбил, а она спрашивает: а потом что будет? Я стану старухой, а ты еще молодым будешь. И вообще я зажиточная дама, а ты пока что еще молодой начинающий врач.Этот парень Глеб — сейчас кандидат наук, он к нам пришел и с нашей помощью

Типы отношений в браке

Типы отношений в браке Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале. Жюль Ренар Брак часто можно уподобить пожару в торфянике – снаружи все благополучно, а в глубине под поверхностью бушует пожар ссор, изредка

Динамика отношений в браке

Динамика отношений в браке Был холост – снились одалиски, вакханки, шлюхи, гейши, киски. Теперь со мной живет жена, а ночью снится тишина. И. Губерман Начало совместного пути Лучше медового месяца может быть только первый месяц после развода Неизвестный автор Наиболее

Самоотдача в браке

Самоотдача в браке Я знаю девушку, которая отчаянно стремится выйти замуж. Она чувствует, что уже находится в том возрасте, когда женщина должна иметь семью. Она несколько раз говорила мне, что мечтает найти мужа, который полюбит ее, обеспечит ее в финансовом отношении и

Источник https://studopedia.net/5_41294_dinamika-i-periodizatsiya-semeyno-brachnih-otnosheniy.html

Источник https://studme.org/329092/psihologiya/dinamika_periodizatsiya_semeynoy_zhizni

Источник https://psy.wikireading.ru/75865

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *