Содержание

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной

Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многоженство.

Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Считается, что исторически первым вариантом сексуальных отношений людей был промискуитет — стадия ничем не ограниченных половых отношений. Вот как представлял себе это время римский поэт Лукреций, живший почти две тысячи лет до нас и, возможно, поэтому, имевший более точные сведения о древних временах:

Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры,

Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;

В рощах, лесах или в горных они обитали пещерах

И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,

Ежели их застигали дожди или ветра порывы.

Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных

Были обычаи им и законы совсем неизвестны.

Всякий, добыча кому попадалась, ее произвольно

Брал себе сам, о себе лишь одном постоянно заботясь.

И сочетала в лесах тела влюбленных Венера.

Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо

Грубая сила мужчин и ничем неуемная похоть,

Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши.

Итак, согласно предположению поэта, в древности существовало три основных причины сексуальных отношений: половой акт мог произойти благодаря взаимному сексуальному желанию мужчины и женщины, вследствие грубого насилия или же за плату, которую за неимением денег женщины брали натуральными продуктами. И лишь позднее отношения полов стали регулироваться с помощью социальных норм и установок.

Древнейшей формой брака, по-видимому, являлся групповой брак, при котором свободные половые отношения допускались внутри определенной группы или рода. В этой форме брака еще не было места для ревности, так как любой мужчина мог быть мужем любой женщины данного рода. Как считал Ф. Энгельс, при таком способе организации человеческого общества не было ни господства, ни подчинения мужчиной женщины, или наоборот, а между полами существовало естественное разделение труда: мужчины охотились или воевали, а женщины вели хозяйство. При групповом браке не отдельные люди, а целые группы состояли в браке друг с другом. Нравственные законы древних людей не запрещали им иметь половые связи с любым количеством половых партнеров, но только в пределах данной родовой общины. Половые связи с представителями других родов строго запрещались.

Изначальная половая свобода не знала ограничений. Любой мужчина мог выбрать любую женщину, причем достаточно часто половые связи осуществлялись между ближайшими родственниками: между братьями и сестрами, между матерью и сыном, между отцом и дочерью. Со временем люди увидели негативные последствия кровосмешения (повышалась вероятность рождения детей с генетически обусловленными уродствами и болезнями), и в примитивных племенах стали формироваться запреты (табу) на близкородственные половые связи. Мужчине было все труднее найти себе женщину — ведь искать ее приходилось за пределами своего рода, поэтому пары стали образовываться на длительный период. Так возникла и закрепилась, как форма отношения людей, парная семья. Однако пережитки группового брака еще длительное время сохранялись в разных культурах. Так, в некоторых примитивных сообществах Полинезии еще в XIX веке существовал обычай, согласно которому все гости на свадьбе имели право на ночь с невестой, причем последним, кто вступал с ней в половую связь, был жених. К пережиткам группового брака можно отнести и так называемое «право первой брачной ночи», которым пользовались князья в феодальной Европе еще несколько столетий назад.

Следует отметить, что закономерные изменения половой морали и социальных установок по отношению к браку время от времени подвергались пересмотру в связи с чрезвычайными событиями типа эпидемий и войн. Вильгейм Райх в своей книге «Сексуальная революция» пишет, что после того, как численность европейцев резко сократилась в результате Тридцатилетней войны, крайстаг (окружное собрание) Нюрнберга издал 14 февраля 1650 г. указ, отменявший требование моногамии. Этот знаменательный декрет гласил «Вследствие того, что насущные нужды Священной Римской империи требуют замены населения, резко уменьшившегося за время этой войны, павшего от меча, болезней и голода, на протяжении следующих десяти лет каждому мужчине должно быть позволено взять в жены двух женщин».

Немецкий ученый прошлого века И. Блох в своей книге «История проституции» пишет, что на островах Палау (Полинезия) в XIX веке не только девушки, но и замужние женщины отправлялись в общежития холостяков (так называемые «баи»), чтобы пожить там некоторое время. «Когда жена рассердится у нас на своего мужа, — рассказывала одна островитянка, — она убегает в ближайшие баи. Тогда муж должен, если он желает снова помириться с ней, выкупить ее за деньги у союза холостых мужчин, которому принадлежит баи и все, в нем находящиеся. Если он не может заплатить, то не имеет больше никаких прав на нее. В таком случае она останется у мужчин до тех пор, пока другой муж, более могущественный, чем прежний, не выкупит ее. Я уже раз убежала от своего мужа и очень хорошо провела время в баи. Сестра из Инарратбака также недавно ушла в баи за то, что муж изменил ей. Теперь она останется там как армунгул (проститутка) три месяца».

Этнографы расценивают такой побег жен как отзвук свободной любви, полный расцвет которой уже в прошлом. На островах Палау не считается позором для девушки то, что она жила в баи в качестве армунгул. Напротив, ее тогда охотно берут в жены, как весьма опытную в любовных делах женщину.

Изучая строение зародыша человека, немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель в XIX веке обнаружили, что по мере своего развития человек как бы заново проходит основные этапы эволюции, последовательно превращаясь из рыбы в земноводное животное, потом в рептилию, затем в обезьянку и только в конце своего развития становясь человеком. Сексолог Сергей Тихонов считает, что, взрослея и проходя через детство, отрочество и юность, сексуальные установки человека также повторяют исторический путь человечества. По его мнению, маленькие дети находятся как бы на стадии первичного промискуитета. Он проявляется, конечно, не в плане беспорядочных сексуальных отношений, а в том, что мальчику нравятся вообще все девочки как таковые. Затем моделируется этап полигамных отношений, группового брака: когда, например, все мальчики класса влюбляются в одну девочку, а все девочки вздыхают по молодому и красивому учителю… Следующий этап, напоминающий другую форму раннего группового брака: мальчик влюблен сразу в двух девочек, а девочке нравятся сразу два мальчика. И, наконец, человек дозревает до моногамного союза. С. Тихонов считает, что социально зрелый человек должен отдавать предпочтение одному партнеру, а любое изменение в количественном отношении партнеров в семье (например, двоеженство или так называемый «шведский брак») свидетельствует о социальной незрелости человека и неспособности людей перейти к следующему этапу социокультурного развития.

Писатель и философ Михаил Веллер считает, что потребность в любви возникла и закрепилась естественным отбором, так как повышала шансы человека к размножению в суровых условиях первобытной жизни. «Все мы — потомки тех, кто умел любить великой любовью, — пишет он. — Потому и выжили. И способность к этому чувству сидит в наших генах». Его концепция построена на предположении, что при равной силе и при равном уме мог вступить в сексуальные отношения и оставить потомство тот, чье желание, чья страсть (любовь) была сильнее, так как такой человек получал доступ к мощным глубинным ресурсам своего организма. Можно обратиться к сказкам и мифам или вспомнить реальные случаи из жизни — влюбленные способны на многое такое, что не под силу другим. Завоевать царство, достать с неба звезду, вызвать и победить сильнейшего соперника — на это способны только те, кто любит до самозабвения.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной в различных странах и эпохах менялись так часто и порой приобретали такой причудливый характер, что одно описание различных форм сексуально-общественных отношений, существовавших на протяжении человеческой цивилизации, заняло бы многие тома. Поэтому есть смысл ограничиться только основными вехами на этом пути, причем в рамках западной цивилизации, продуктом которой мы во многом являемся.

Читать статью  Почему любовь втроём? Как Блок и Белый чуть не сошлись на дуэли | Персона | Культура | Аргументы и Факты

В Древней Греции различали три вида любви: «дружескую» любовь между супругами и друзьями; чувственную любовь, которая связывала любовников, и любовь возвышенную. В. М. Розин в книге «Любовь и сексуальность» отмечает, что любовь чувственная («эрос») подразумевала отношения всегда за пределами семьи — с чужой женой, наложницей, проституткой. Возвышенной любви брак был противопоказан. Она преследовала важнейшую цель — нравственное совершенствование любовников, которое приводит их души к бессмертию. Высшим сортом любви, по мнению древнегреческих философов, являлась возвышенная любовь («агапэ»), вдохновляемая не чувствами, а идеями: красоты, блага, бессмертия. Интересно, что древние греки гомосексуальные отношения ставили выше более естественных — гетеросексуальных. Считалось, что наиболее совершенна любовь мужчины к мужчине (чаще — к прекрасному юноше) или женщины к женщине (прекрасной девушке).

Хотя такая точка зрения была, по-видимому, преобладающей, часть древнегреческих мыслителей допускала возможность любви между супругами. Так, Плутарх в трактате «Об Эроте» писал: «Таково то соединение, которое поистине можно назвать соединением в целом, соединением супругов, объединенных Эротом, тогда как соединение людей, только живущих вместе, можно уподобить соприкосновениям и переплетениям эпикуровских атомов, не создающих никакого единства, какое создает Эрот, присутствующий в брачном общении. Нет никакой большей радости, более постоянной привязанности, столь светлой и завидной дружбы, как там, где единодушно живут, охраняя домашний порядок, муж и жена . Но любовь к благородной женщине не только не знает осени и процветает при седине и морщинах, но и остается в силе до могильного памятника. Трудно найти примеры длительной любви мальчиков, но нет числа примеров женской любви».

И. Блох отмечает, что у древних греков любовь с оттенком романтизма отмечалась крайне редко, а если иногда и наблюдалась, то ее чаще отвергали или смотрели на нее, как на нечто болезненное. Замечательно, что античный человек считал самые бурные вспышки элементарной чувственности гораздо менее опасными по их влиянию на способности и человеческое достоинство, чем глубокие душевные переживания любовной страсти. Этим объясняется, почему более древняя эпическая поэзия греков, как и их трагедия, никогда не делала любовь предметом своего творчества. Ни у Гомера, ни у Гесиода, ни у Эсхила мы не находим любовных сцен романтической любви в нашем понимании.

Бернини. Экстаз святой Терезы

Христианство, как мы уже говорили, имело свое понимание любви. Подобно тому, как в Советском Союзе высшей формой любви считалась «любовь» к Коммунистической партии, так и в Средневековье наивысшей формой добродетели была признана любовь к Богу, а все остальные формы глубокой привязанности подчинялись этой священной страсти. Христианство не смогло внести гармонию в отношения между духовными и плотскими потребностями человека, а только усугубило их. Запретами и обращением к страху перед наказанием свыше оно безуспешно пыталось изменить природу человека, однако лишь «загоняло» сексуальные желания в глубь психики и этими запретами разжигало их еще больше. С другой стороны, объект любви не столь уж принципиален — гораздо важнее само чувство, которое испытывает человек, его душевный подъем, эйфория, экстаз. Внимательно посмотрите на лицо святой Терезы на скульптуре Бернини, и вы поймете, что подобные переживания женщина может испытывать в момент близости с земным человеком.

Разделение высокого Духа и греховной, низменной Плоти, провозглашенное первыми апостолами, нашло отражение и в любви мужчины к женщине во времена Средневековья. Вполне земные и плотские отношения средневековых рыцарей к своим крестьянкам или женщинам легкого поведения стали противопоставляться возвышенной любви к Прекрасной Даме, где не было места сексу, но зато присутствовало почти религиозное преклонение. Уолтрауд Айерлэнд в книге «Куртуазная любовь» писал следующее о подобных отношениях: «Новое понимание выразилось в появлении куртуазной любви, или амор. Ее расцвет приходится на XI век с его крестовыми походами, организованными папством против ислама в Испании и на Среднем Востоке. Вслед за установлением связей с исламскими государствами в Южной Франции, а затем и Западной Европе возникла поэзия, прославляющая страстную любовь к женщине. Из королевства в королевство ее несли трубадуры и поэты.

В центре этого культа оказалась конкретная женщина, а предмет любви всегда тщательно выбирался влюбленным и не мог быть заменен никем другим. Чтобы стать достойной поклонения, женщине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой. Куртуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской измены и неуважение к браку. Однако супружеская измена вовсе не являлась целью куртуазной любви, ее сущность составляла свободно избранная и свободно дарованная любовь. В Средние века считалось, что такая любовь не доступна супругам, руководствовавшимся в своем поведении интересами продолжения рода и собственности, а также политическими амбициями.

Правила амор строятся на том, что рыцарь тайно поступает на службу к своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его: служа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Он должен был вынести любые испытания, изобретенные его дамой. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя добивающийся расположения дамы рыцарь, зачастую приближались к самоистязанию кающегося грешника. Считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных».

Следующий этап развития отношений между мужчиной и женщиной — галантная эпоха, которую лучше всего описал Мариан Филяр в книге с аналогичным названием: «Эта тенденция заметнее всего в XVIII веке, когда можно говорить о господстве эротизма в определенных кругах общества. Эротическая любовь составляла основное содержание жизни. Этот взгляд на мир, как проявление своеобразного упадка, должен был принести с собой эротоманию. Сто пятьдесят лет — между Тридцатилетней войной и Французской революцией — были «золотым веком» аристократической дворцовой галантности и великих королевских любовниц. Не существовало никаких ограничений полигамии и полиандрии при королевском дворе и во дворцах аристократов, а те, кто не предавался порокам, слыли чудаками и дикарями. Супружеская верность сделалась смешным пережитком, ее никто ни от кого не ждал. Это привело к небывалому возрастанию сексуальной свободы мужчин, а в отношении свободы женщин — просто к революции.

Считалось, что женщина создана действительно для любви, а не для того, чтобы доставлять удовольствие мужчине. У нее была собственная сексуальная жизнь, она имела право на активную роль, а не только на подчинение мужчине. Культ эротизма поставил ее в самый центр жизни, все вращалось вокруг нее. Но это не имело ничего общего со средневековым культом женщины, было гораздо естественнее, никто не стремился превращать любовные дела в драму. Не устраивал драм даже Петр I, застав очередных любовников в спальне своей жены Марты Скавронской (ее возведение на трон под именем Екатерины I вызвало небывалый скандал во всей Европе). Достойными продолжательницами той же традиции стали три следующие властительницы России: Анна, Елизавета и Екатерина II, — через спальни которых прошли целые полчища мужчин, и ни один из них не был оставлен без награды. Единственное, что не допускалось в этот галантный век — это гомосексуализм. Так, Людовик вмешался самым радикальным образом в известный версальский скандал с гомосексуальным «Клубом содомистов»…, а Фридриху Великому приходилось вообще скрывать свою извращенную склонность.

Однако не стоит забывать, что мир галантности, в сущности, был миром немногих. Большинство не могло себе позволить такого образа жизни, полигамия обходилась слишком дорого, социально-экономические условия не способствовали всеобщему промискуитету. Аристократию не беспокоила собственная нравственность, но она и не стремилась навязать ее другим классам, в частности буржуазии, которая по упомянутым выше причинам не хотела и не могла принять этой морали, позволяя себе только с завистью поглядывать на аристократические утехи. Аристократическому символу — Казанове, буржуазия противопоставила символ «падшей женщины», соблазненной искусителем-аристократом, порядочной женщины, которая тяжко расплачивается за совершенный грех, — символ, ставший ведущим мотивом нравоучительной буржуазной литературы этого периода.

Современное представление о любви получило название романтической концепции любви. Считается, что первые «принципы» романтической любви разработали американские пуритане в XVII веке. Неотъемлемыми ее характеристиками являются: идеализация любимого человека, равенство партнеров, значимость человеческих взаимоотношений, сильные эмоциональные переживания. Романтическая любовь рождает чувство личной уникальности и индивидуальности, закладывает основы для равных и не авторитарных отношений. Один из американских психотерапевтов, Н. Бренден, считает, что романтическая любовь удовлетворяет необходимые психологические потребности человека: любовь, взаимность, общение, сексуальность, самореализация. М. Розин отмечает еще две особенности романтической любви: во-первых, это любовь к человеку противоположного пола, во-вторых, она не противоречит и естественным образом приводит к браку.[1]

Следует отметить, что столь индивидуальное чувство, как любовь, каждым из нас воспринимаемое как уникальное и неповторимое, неизбежно несет на себе «печать социума»: мы любим так, как принято, как «модно» любить в наше время, не говоря уж о воздействии на наши чувства семейных традиций, средств массовой информации и т. п. И возможно, в будущем какой-нибудь из новых авторов, затронув тему любви, в главе «эволюция человеческих взаимоотношений» опишет и нашу эпоху в форме более или менее удачных клише, «кирпичиками» которых будут ваши чувства…

Читать статью  Мужской опрос: что в женщине вас привлекает больше всего

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной

Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной Когда мы уже не зависим от наших родителей и самостоятельно устанавливаем взаимоотношения, то для нас почти неизбежен выбор между позициями равенства, доминирования и подчинения. Зачастую мы включены в бесконечную

Отношения между мужчиной и мужчиной или женщиной и женщиной: слабая полярность

Отношения между мужчиной и мужчиной или женщиной и женщиной: слабая полярность До сих пор мы говорили об отношениях между людьми противоположного пола. Что же касается гомосексуальных отношений, то здесь ситуация несколько иная. В таких отношениях нет напряжения между

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять минут Вновь становятся теоремами И опять доказательств

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия, дополняемая

Дружба между мужчиной и женщиной – существует?

Дружба между мужчиной и женщиной – существует? Есть, как видно, три вещи, которым никто не верит. Не верят в правду, не верят в то, что вполне возможно, и в то, что вполне логично. Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей Еще пару столетий назад дружба мужчины и женщины была

Глава 1 «НА ЭТОМ МЫСЛЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ…» В чем разница между «мужчиной» и «женщиной»

Глава 1 «НА ЭТОМ МЫСЛЬ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ…» В чем разница между «мужчиной» и «женщиной» Масяня: Мы с Хрюнделем, т. е. я с Хрюнделем – разные, это понятно. Но в чем разница? Голова у обоих есть (хотя временами кажется, что только у меня), те же руки, те же ноги. Некоторая разница

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят,

6.12 Возможна ли настоящая дружба между мужчиной и женщиной

6.12 Возможна ли настоящая дружба между мужчиной и женщиной Если женщина предложила вам дружбу, не отказывайтесь. Предложите ей повозиться в субботу с тормозной системой вашей машины, а затем выпить пивка и вскладчину заказать девок по вызову. Из инструкции по

6.12 Возможна ли настоящая дружба между мужчиной и женщиной

6.12 Возможна ли настоящая дружба между мужчиной и женщиной Если женщина предложила вам дружбу, не отказывайтесь. Предложите ей повозиться в субботу с тормозной системой вашей машины, а затем выпить пивка и вскладчину заказать девок по вызову. Из инструкции по

Со-творение сознания мужчиной и женщиной

Со-творение сознания мужчиной и женщиной Основной стимул развития сознания у человека – это постоянный поиск лучших ответов на вызовы и вопросы жизни. Самые непосредственные из них связаны с ежедневным выживанием – поиском еды, убежища и безопасности. Мы развили

Будете ли вы для Бога послушной женщиной или послушным мужчиной?

Будете ли вы для Бога послушной женщиной или послушным мужчиной? Если вы говорите «да» Божественному предназначению, то обязательно последует (причем самым удивительным образом) щедрое вознаграждение в виде благоприятных возможностей, продвижения по работе или

Отношения мужчины и женщины в cредние века

Говорим «средневековье» и мысленно прибавляем «мрачное». Действительно, инквизиция, охота на ведьм и разнообразные эпидемии составляли не самую радостную реальность.

А как на этом фоне разворачивалась история отношений между мужчиной и женщиной?

Брак заключали очень рано: девушек выдавали замуж с двенадцати лет, юноше должно было исполниться четырнадцать. Конечно, о чувствах тут речи не шло. Подбором партнера занимались родители, причем преследовали они имущественный или политический интересы.

Дохристианская эпоха

В то время в Европе были популярны формы сожительства, не имевшие ничего общего с церковным браком. Мужчины и женщины просто «заключали» более или менее длительный половой союз, а в «семью», кроме самой пары и их общих детей, входили также временные сожительницы мужа. Женщины при этом не имели почти никаких прав и считались собственностью.

Раннее средневековье

В VII–XII веках модель семьи начала меняться. Идеалом, конечно, служила Церковь, распространившая свое влияние на отношения мужчины и женщины.

Христос — глава Церкви; муж — глава семьи. Секс греховен априори, но в браке это прегрешение становилось «простительным», ибо служило для рождения детей. Разумеется, половая связь ради удовольствия считалась отвратительным блудом.

Женщина, в общем-то, оставалась в прежнем положении: практически бесправное создание, греховное по своей природе. Единственный способ изжить этот грех — прилежно рожать детей, слушаться мужа, быть покорной и молчаливой. Как хвастливо писал один вельможа, «если муж учит [читай: поколачивает] жену, то она должна принимать это смиренно, как собака, в которую хозяин бросает камни, а она виляет хвостом и бежит за ним».

Кстати, читать книги и вообще самообразовываться для женщин считалось делом небогоугодным. Получить более-менее сносное образование могли лишь монахини или относительно независимые знатные дамы.

Позднее средневековье

В XII–XIV веках институт брака развивался и регламентировался Церковью до малейших нюансов. Он стал одним из Таинств и был объявлен священным.

Это время парадоксов. При том что супружеская измена считалась тяжким грехом и каралась церковным судом (в том числе смертной казнью), наказанию подвергались исключительно женщины.

А мужья? А вот среди мужей каждый третий имел любовниц и бастардов (внебрачных детей. — Примеч. ред.). В городах и больших деревнях совершенно легально существовали публичные дома. Причем их собственниками вполне могли быть важные дворяне и духовенство.

Посещение проституток никем не порицалось. Наоборот, если молодой мужчина не захаживал в бордель, о нем сплетничали и подозревали в половом бессилии.

Культ Прекрасной Дамы

О, этому идеалу поклонялся каждый уважающий себя рыцарь! Но даму обычно выбирали из замужних, чтобы она была как прекрасна, так и недоступна. Ей действительно посвящали канцоны и альбы, в ее честь сражались на турнирах и отправлялись в крестовый поход и т. д. Что совершенно не мешало благородному рыцарю поднимать руку на законную жену или сослать ее в монастырь.

В общем, можно только посочувствовать женщинам, жившим в те времена, и порадоваться нынешней свободе и пусть не абсолютному, но все же равноправию полов.

Отношение мужчин и женщин в Викторианскую эпоху

Самые яркие года в истории Великобритании по праву принадлежат королеве Виктории.
Александрина Виктория (24.05.1819 — 22.01.1901) королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии (1837 — 1901), императрица Индии (1876 — 1901) последняя представительница Ганноверской династии на британском престоле. Виктория унаследовала престол 20.06.1837 после смерти своего дяди Вильгельма IV.
В 1840 году сочеталась браком с немецким принцем Альбертом, представителем дома Саксен — Кобург — Гота, получившего титул принца — консотра. От него родила 9 детей, которые со временем породнились с древнейшими королевскими семьями Европы.
На протяжении всего правления Виктория являлась символом надёжности и стабильности всей нации. Несмотря на то, что она не отличалась высокими энциклопедическими знаниями, Виктория смогла показать и доказать всем, что женщина может управлять страной. Записав в дневнике, что её неопытность в государственных делах, не помешает ей проявлять твердость в принятии решений, за 64 года правления, она ни разу не изменила обещанию, данному самой себе.
Но ознакомившись с историей Викторианской эпохи, становится не понятно, почему в стране, которой правит женщина, у остальных женщин нет практически никаких прав. Они выступают лишь в роли придатка своего мужа, у которых было 2 обязанности – обязанность жены и матери их семейства. А если и находились такие женщины, которые пытались идти против этой устоявшейся системы, то общество их раз и навсегда отвергало.
В этой связи парадоксально мышление самой королевы Виктории, отражающее общую тенденцию эпохи: активно участвуя в чисто мужской сфере деятельности— управлении государством, она всячески противится женскому движению, которое появилось и развивалось во время её правления. По её мнению, как писал Л.Стрэчи в своей книге «Королева Виктория», требование женских прав являлось «преступным безрассудством; более того, она советовала “сечь” женщин, которые добивались равноправия, ибо Бог создал мужчину и женщину различными, и каждый из них должен оставаться в собственном положении».
Традиционная концепция женственности, разработанная во второй половине XIX в., подразумевала, что женщина должна быть своего рода собственностью мужчины, служить украшением его дома, быть «ангелом в доме» — эта метафора из стихотворения Ф.Патмора была широко распространена в Викторианскую эпоху.
Примечательно, что у замужних женщин не было юридических прав ни на наследство родителей, ни даже на собственных детей в случае расставания с мужем.
В глазах закона женщина была всего-навсего придатком своего мужа. Она не имела права заключать контракт от своего лица, распоряжаться имуществом или представлять себя в суде.
Поход в суд зачастую был тяжким испытанием для женщин. За правонарушения представительниц слабого пола нередко наказывали строже, чем мужчин. Взять к примеру такое преступление, как брак мужчины с двумя женщинами или женщины с двумя мужчинами. Это было противозаконным, но встречалось достаточно часто. Например, в 1845 году рабочего Томаса Холла привлекли в суд по этому обвинению. Т.к. процедура развода была дорогостоящей, а у господина Холла не было денег, чтобы оплатить развод он женился вторично. В наказание, его приговорили к аресту на одни сутки. При совершении такого поступка женщиной, она была бы приговорена, как минимум, к нескольким месяцам тюремного режима.
Как упоминалось выше, бесправность женщины проявлялась еще и в том, что она не могла распоряжаться собственными заработками. Казалось бы, что тут ужасного, складывать деньги в общий бюджет. Но реальность была куда мрачнее. К примеру, после того, как муж обанкротился, жена решает открыть свой магазин, который будет приносить неплохие доходы для их жизни. В скоре муж умирает и жену ожидает большой сюрприз. Оказывается, ее муж завещал всю ее собственность своим незаконнорожденным детям, оставив, тем самым, свою жену жить в нищете.
Благодаря стараниям как женщин, так и мужчин, в 1870м году парламент принял «Акт об Имуществе Замужних Женщин» позволивший женам распоряжаться своими заработками, а так же имуществом, полученным в качестве наследства. Все остальное имущество принадлежало мужу.
Помимо финансовой, существовала и еще более мучительная зависимость – отсутствие прав на детей. Рожденный в браке ребенок фактически принадлежал своему отцу (в то время как за незаконнорожденного несла ответственность мать). При разводе или раздельном проживании ребенок оставался с отцом или с опекуном, опять же назначенным отцом. Матери разрешались редкие свидания с ребенком.
Чтобы защитить своего ребенка, женщина могла пройти через множество судебных заседаний или же просто выкрасть его и пуститься в бега, что было намного проще, но и в разы опасней.. В частности, так поступила главная героиня романа Анны Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». В молодости, Элен Грэхам, главная героиня, вышла замуж за очаровательного Артура Хантингтона, который в результате оказался не просто человеком, склонным к алкоголю, но и аморальной личностью. После рождения их сына, Хантингтон начинает необоснованно ревновать свою жену к сыну. И если его любовные интрижки Элен еще переносила, то его отношение к сыну стало последней каплей ее терпения. Когда Элен заметила, что муж учит ребенка ругательствам и спаивает его, она решила бежать. В этом ей помог её брат и побег удался, но она по-прежнему была вынуждена скрываться от своего мужа. В конце романа муж Элен умирает, получив ее прощение, а сама женщина обретает любовь и семейное счастье. Она его заслужила.
Увы, в жизни все не так романтично. Реальным примером битвы за своих детей является случай с Каролиной Нортон, которая в 18 лет вышла замуж за аристократа Джорджа Нортона, отличавшимся невыносимым характером. По специальности он был юристом, так что прерасно разбирался в своих правах. В течение 9 лет он избивал ее, причем в некоторых случаях Каролина убегала в отчий дом. Тогда Нортон умолял ее о прощении и ей не оставалось ничего иного, как вновь с ним воссоединиться. Ведь на карте было благополучие ее сыновей, которые по закону должны были оставаться с отцом. Мужу постоянно не хватало денег, так что миссис Нортон стала зарабатывать значительные суммы литературной деятельностью – редактировала модные дамские журналы, писала стихи, пьесы и романы. Все заработки она тратила на домашние нужды. В конце 1835 года, когда вновь избитая Каролина гостила у родственников, Нортон отослал сыновей к своей двоюродной сестре и запретил жене с ними видеться. Затем он подал иск против премьер министра, лорда Мельбурна, обвиняя его в любовной связи с Каролиной. Тем самым он надеялся отсудить хоть сколько-нибудь денег, но ввиду отсутствия доказательств, дело было закрыто. Супруги разъехались, но Джордж отказался сообщить жене, где находятся их дети. Он уклонился от английских законов, разрешавших матери хоть изредка навещать детей, уехав в Шотладнию, где не подпадал под юрисдикцию английского суда. Каролина не сдавалась. Она начала кампанию с целью изменить правила опеки над несовершеннолетними. Отчасти благодаря ее усилиям, в 1839м году парламент принял акт, разрешавший женщинам опеку над детьми до семи лет. По крайней мере, теперь матерям стало легче добиваться свиданий со своими детьми. К сожалению, когда закон все же был принят, один из сыновей Каролины Нортон уже умер от столбняка. Мальчик проболел целую неделю, прежде чем Джордж удосужился сообщить своей жене. Когда она приехала, то нашла сына в гробу. На этом ее беды не кончились. Коварный муж не только присвоил все наследство Каролины, но еще и конфисковал у издателей ее гонорары.
Помимо психологического и экономического насилия, мужья не брезговали и насилием физическим. Причем колотили своих жен представители разных сословий. Избиение жены считалось делом заурядным, чем-то вроде шутки. В 1782 году Фрэнсис Буллер постановил, что муж имеет право бить жену палкой, если она не толще его большого пальца. Острые языки тут же окрестили Буллера «Судья Большой Палец.»
Частым поводом для побоев была слишком тесная дружба с соседками. Ведь если женщины собираются вместе, то жди беды. Наверняка начнут перемывать кости мужьям да отлынивать от работы. Мужья часто объясняли в суде, что были вынуждены колотить жен, чтобы удержать их от общения с другими женщинами, в частности, с их сестрами и матерями. Но хотя викторианские законы были неласковы к прекрасному полу, кое-какую защиту женщины все же получали. Так, в 1854 годы был принят Акт по Предотвращению Нападений на Женщин и Детей, благодаря которому мировые судьи могли сами разрешать дела, связанные с членовредительством. Прежде подобные дела направлялись в вышестоящий суд. Но помня что «милые бранятся – только тешатся», судьи со снисходительной улыбкой выслушивали избитых жен. Один судья посоветовал жертве нападения больше не раздражать мужа. Другой отказался выносить приговор пока не удостоверится, заслужила ли женщина побоев потому что изводила своего мужа, или же вина лежит только на нем.
Жизнь женщины ценилась невысоко. В 1862 году богатого фермера из Кента, мэра Муртона, обвинили в том, что он до смерти забил жену, когда она не позволила ему привести в дом двух проституток. Приговаривая Муртона к 3м годам тюремного заключения, судья сказал «Я знаю что это будет суровым наказанием, потому что прежде вы занимали уважаемое положение в обществе.» Муртон был потрясен бесчеловечным приговором. «Но я всегда был так щедр с ней!» воскликнул он. В 1877 году Томас Харлоу убил жену одним ударом за то, что она отказалась давать ему на выпивку деньги, заработанные уличной торговлей. Судья признал его виновным, но смягчил приговор в силу того, что Харлоу был спровоцирован. С другой стороны, когда на скамье подсудимых оказывалась мужеубийца, на милость она могла не рассчитывать. В 1869 году Сьюзанна Палмер зарезала своего мужа, который избивал ее на протяжении 10 лет. Отчаявшись, женщина забрала детей и сбежала в надежде начать жизнь заново. Но Палмер отыскал беглянку, отнял и продал все ее имущество. Тогда она набросилась на него с ножом. Женщину приговорили к длительному тюремному заключению и никому не пришло в голову, что ее тоже спровоцировали.
Как можно заметить, жизнь женщин 19го века была далеко не так безоблачна, как можно судить по картинам салонных художников. Быть может, роскошные шелковые платья скрывают следы синяков, а нежные матери, трогательно обнимающие своих детей, через несколько лет будут рыдать в зале суда. Тем не менее, они не сдавались, но продолжали бороться за свои права – те права, которыми мы пользуемся сейчас.

Читать статью  Библия о любви между мужчиной и женщиной — Философия

Источник https://psy.wikireading.ru/75742

Источник https://para-portal.ru/article/istoricheskie-traditsii-otnosheniy/otnosheniya-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-crednie-veka/

Источник https://proza.ru/2013/12/11/68

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *