Эта странная любовь иностранная

О непонятных нам отношениях между мужчиной и женщиной рассказывают россиянки, уехавшие за границу.

Анастасия Швецова автор Анастасия Швецова/иллюстрации Ирина Андрющенко.

Южная Корея

Рассказывает Наталия Землянова,

14 февраля в Корее день мужчин — это как наше 23-е. Девочки дарят мальчикам целые корзины конфет. Мой корейский профессор расстроился, что я его не поздравила. Он потом велел девочкам из нашей группы рассказать мне, что это мужской праздник и надо дарить сладкое.

Южнокорейское общество очень консервативное, как и Северное, в общем. Мальчики с девочками на улице не целуются, открыто о своих отношениях никто не распространяется. Нет привычных для России пристальных взглядов, выкриков, попыток познакомиться. Корейцы — очень стеснительная нация.

В браке бытует обычный домострой, патриархат. Если к мужу в гости пришел начальник, жена должна буквально по полу перед ним ползать, раньше даже было принято, чтобы она мыла ноги начальнику. Но зато жены как за каменной стеной, никто никому не изменяет, мужчина пашет, как конь. Но чаще всего лет до 30 не женятся, ибо много работают и делают карьеру.

Женщины до сих пор на самой последней ступеньке иерархии, пока не станут бабушками, вот тогда их все вокруг начинают уважать. Быть женщиной в Корее реально тяжело: сложнее устроиться не только на работу, но даже в университет. Везде берут в основном мужчин, хоть и говорят, что у них глобализация и западный вектор развития, но старые традиции топором не вырубишь. И юбки выше колена там все еще нельзя носить. Еще одна странная традиция — после свадьбы в медовый месяц носить одинаковую одежду. Эта традиция перекочевала и в повседневную жизнь. В стране есть целые магазины с одеждой унисекс, любого размера. Я когда попала в такой, даже не поняла, где женский отдел.

Корейцы балдеют от европеек с голубыми глазами, светлыми или рыжими волосами, белой кожей. Русские девушки там популярны, многие корейцы и кореянки изучают русскую культуру и язык. На улице, где я жила, у меня был свой собственный корейский фан-клуб, и самый смелый из всех (наверное, очень долго готовился) помахал мне однажды рукой и сказал слабым голосом: «Хаааааай».

Все корейские фильмы и песни про любовь очень трагичные. В клипах всегда кто-то умирает, а сериалы это вообще отдельная тема. Корейцы много пьют. У молодежи считается круто, если на свидании герлфренд напилась, и ей стало в прямом смысле плохо прямо на улице. Парень потом будет всем друзьям хвастаться, как ее тошнило возле бара.

Нормально, когда первокурсники напиваются в первый день занятий и лежат потом штабелями в коридорах универа. Я такого одного у себя под дверью лаборатории нашла, думала, что он умирает, испугалась. Позвала других студентов, а они только посмеялись, сказали, что ему, наоборот, хорошо, порадовались за него.

Германия

Эта странная любовь иностранная

Рассказывает Татьяна Фролова,

В окне напротив стояла толстушка в кружевном корсете. Обычно она ходила по дому в черной майке и джинсах, и вот те на — секс-бомба! Ее друг, молодой упитанный студент, застыл на месте и делал вид, что не понимает, чего от него хотят. Девушка загородила собой компьютер и красовалась. Не дождавшись реакции, она повалила парня на кровать и выключила свет.

Современные немки активны и независимы. Ни от одной я не слышала фразу типа «Удачно выйти замуж» или «Найти обеспеченного мужчину». Во всем, что касается денег, они привыкли полагаться только на себя.

— Когда мы переедем в Берлин, ты останешься дома с детьми, а я пойду зарабатывать, — заявляет своему мужу моя родственница Кэти. — И не жди, что я буду, как твоя мама, часами стоять у плиты. Это несправедливо: бедные женщины все время готовят, а мужчины развлекаются.

— Да, поэтому у вас дома нечего есть, и вы ходите питаться к каким-нибудь итальянцам, — огрызается ее муж.

Немецкие мужчины консервативны и в душе уважают свои традиции. Женщинам — дети, кухня, церковь. Мужчинам — пиво, телевизор, колбаса. К финансовой несостоятельности своих жен они относятся нормально, главное, чтобы дома был мир, а у них — свобода.

Женщины, наоборот, стремятся поскорее выйти на работу, чтобы разделять с мужем домашние обязанности и иметь право на отдых. Несоответствие взглядов часто приводит к конфликтам: «Я должна заработать деньги. Просто обязана!» — жалуется мне одна из подруг. Больше восьми лет она живет гражданским браком со своим другом Ричардом и уже ни на что не надеется.

— Он приходит домой только спать, и то с кошкой, не со мной. От него никакого толку — все время работает и все деньги тратит на какой-то хлам: то лодку купит, то пылесос для машины. Я столько неуважения вытерпела, даже простила ему любовницу. Но он совсем распоясался — стал без спроса мои вещи выбрасывать. Больше нет сил, как только найду работу и жилье, возьму ребенка и уйду!

По статистике, каждый третий ребенок в Германии сейчас рождается вне брака. Мода на сожительство растет. В ЗАГС немцы не хотят идти по тем же причинам, что и везде, хотя государство старается это исправить. Законные муж и жена могут не платить налоги, автоматически получать медицинскую страховку и прочее. Если, к примеру, муж хорошо зарабатывает, но у него жена и много маленьких детей, доход поделят на всех поровну, и окажется, что государство им еще и должно.

Друг друга немцы ласково называют «шац» (золотце) или «хази» (зая). В обществе отношения не выясняют, и сильные эмоции проявляют только на футболе. Для немецких мужчин это главная страсть. Свистеть и кричать вслед незнакомкам, приставать к ним на улице или в кафе они стесняются. В клубах и на вечеринках — другое дело. Здесь больше шансов на успех. Немцы любят быть победителями и любые поражения переживают особенно болезненно.

Женщины тоже стараются держать чувства под контролем. Они не устраивают скандалы, истерики и сцены ревности. Не бьют посуду. Не требуют сыграть свадьбу на Мальдивах. Не просят купить колечко-браслетик-машинку. Сами расплачиваются за себя в кино или кафе, а иногда и за партнера. Одеваются, чтобы было удобно, а не чтобы нравиться. Мало красятся и ничего себе не выщипывают. После свадьбы оставляют свою фамилию и передают ее детям, если, конечно, успеют их родить. Средний возраст немецких мам приближается к 30 годам и продолжает расти.

Португалия

Эта странная любовь иностранная

Рассказывает Екатерина Жилина,

владелица креативного агентства Matrioshkasailing

Если бы меня спросили, чем отличаются отношения с иностранными мужчинами, когда я только переехала в Европу, то я бы, пожалуй, привела тысячу примеров. А теперь все кажется нормальным.

Я уже 4 года как уехала из России в Португалию со шведским мужем, моя работа в парусном спорте связана с постоянными путешествиями, поэтому я могу сказать, что любовь с каждым днем становится все более и более интернациональной. Если раньше выходили замуж за «первого парня на деревне», то сейчас преград между странами и континентами нет. Но разница в менталитете есть однозначно. Сейчас я больше удивляюсь, когда возвращаюсь на родину. Недавно передо мной в Таганроге открыли дверь, а потом еще за кофе с чизкейком заплатили, так я чуть сознание не потеряла.

Если европейский мужчина приглашает на обед, оплатит он ваш «суп дня», только если вы деловые партнеры. В противном случае, выбирая в меню перепелку с трюфелями и бутылочку бордо, убедитесь, что на вашей карточке достаточно средств. Наши в этом плане сговорчивее: стиснув зубы, заплатят и внесут вас в черный список бесстыдниц. То, что в России принято платить за женщин, останавливает многих мужчин от налаживания отношений. Не можешь себе позволить даму гулять, сиди холостой. Вечно голодным как я, полезно знать, что европейские мужчины любят готовить и делают это виртуозно! В то время как большинство наших считают, что место у плиты для бабы.

Когда мне мой Патрик приготовил тайский суп «Том ям кум», я была поражена до глубины души. И это было сделано не для того, чтобы я сказала «да». Мы вместе уже больше 5 лет, а ужины он готовит регулярно. Вообще считается, что скандинавы — самые хорошие мужья, и я с этим согласна!

Мне очень нравится, что русские мужчины часто дарят цветы, просто так. Я мужа приучала-приучала и все никак. Подруги в Португалии жалуются, что местные горячие парни дарят цветы только в том случае, если рассчитывают на интим. Забавно.

Европейские мужчины в основном подтянутые, интересные, а вот женщины нашим конкуренцию не составят. Если в аэропорту видишь сногсшибательную девушку почти в вечернем наряде и полного мужчину в трико, смело можно говорить по-русски «привет!».

Думаю, самое необычное в отношениях интернациональной пары, что общение зачастую происходит на разных языках. Мне повезло, мой муж неплохо говорит по-русски. Иногда он веселит меня фразами типа «Хорошо, что у меня тебя». Я хохочу, а он заявляет: «В последнинький раз говорил по-русски!»

Мама говорит: «Самое замечательное в Европе, что здесь нет анекдотов про тещу». Здесь тещу любят!

Швейцария

Эта странная любовь иностранная

Рассказывает Юлия Миронова,

Здесь господствует равноправие, и мужчины всячески это поддерживают, ни в какую не идут на уступки. На первом месте — работа и никакие отношения с женщиной не заставят их не поспать ночью. Так и говорят: «Мне завтра на работу вставать!» Швейцарские мужчины сюрпризов не любят, у них все по расписанию. Даже выходные распланированы с точностью до минуты. Никакой импровизации и спонтанности. Упаси боже, если захотелось по ходу изменить маршрут, это вызовет бурю негодования.

Неожиданные гости в Швейцарии тоже немыслимы. Договариваться надо заблаговременно и обо всем. Как-то у меня была смешная ситуация: мы с моим швейцарским женихом собирались встретиться с его друзьями, тоже семейной парой. Но я не успевала, и жених предупредил об этом друзей. А когда я все же к нему присоединилась, да еще и вовремя, он смутился: «Ладно, пойдем, хоть теперь это выглядит странно, я ведь сказал, что ты не придешь». После ужина он объявил мне, что ситуация была крайне некрасивая: «Ты сказала, что не пойдешь, а потом пришла. У нас так не поступают».

Подарками и цветами девушек, особенно в начале отношений, не одаривают. Швейцарские мужчины думают, что девушки из России возомнили себя бог весть кем, поэтому они с удовольствием напомнят: «Дорогая, ты не принцесса, а как все».

В ресторане дорогие напитки заказывают редко, чаще всего каждый платит сам за себя, но если в конце скажут: «Ты приглашена», это означает «я плачу за тебя». Зато всегда открывают двери в ресторан и автомобиль. Дома мужчины довольно самостоятельны: всегда моют за собой посуду, убирают, стирают, покупают продукты. Но впрок холодильник никогда не забивают. Еда берется из расчета на два раза, например, для завтрака и ужина.

К вопросу о женитьбе относятся очень серьезно. У швейцарского правительства очень строгие санкции при разводе, особенно если в браке есть дети. Государство обязывает мужчин выплачивать большие алименты на содержание ребенка и жены, накладывают обязательство оставить квартиру. Если в семье есть ребенок, то у него должна быть отдельная большая комната. Да и у самих родителей часто встречаются раздельные спальни.

Эта странная любовь иностранная

Рассказывает Оксана Носова,

Сколько общаюсь с американцами, все равно до конца их понять не могу! Например, к друзьям в гости можно попасть только по предварительной записи. Зная это, я как-то «записалась» за неделю, еду к ним в соседний город, пишу смс, что немного задерживаюсь, а они мне в ответ: «Мы забыли, что ты к нам едешь и уже поужинали!» Думаю, ничего страшного, хоть бутерброд там на месте сообразят. Наивная. Даже чаю не предложили, пока я не попросила. И это не потому, что они жадные или негостеприимные, а потому что другие: мы же предупредили, что еды нет, извинились, все.

Как-то пригласил меня американский приятель пойти с ним потанцевать, но цитирую: «Не просто так!» Я немного напряглась, оказалось, я должна пойти с ним и изобразить его девушку, чтобы от него отстала шоколадная мадам, которая его на танцах преследует. При этом я, как в Штатах принято, должна сама себя туда доставить, заплатить за вход и еще с ней поговорить, чтобы она оставила бедного парня в покое. На танцы я пошла, но по дороге в клуб заблудилась, позвонила в надежде, что он меня встретит. Он отказался. Ладно, с помощью навигатора добралась. Народу полно, мест нет, товарищ мой сидит за стойкой. Подхожу, он продолжает сидеть, а я стоять. Заказал пиво, минут через пять очнулся, спрашивает: «Может, ты тоже хочешь чего-нибудь?» Американская щедрость мне уже известна, думаю: грубить не буду, говорю: «Воды хочу». Он проявил чудеса галантности, позвал официантку, говорит: «Ну вот, заказывай». Сначала меня эта ситуация взбесила, но тут главное вовремя вспомнить, что ты в феминистском раю. Меня начали приглашать танцевать, друг сидит. Подошла к нему его шоколадная поклонница. Уж не знаю, что он ей успел сказать за три минуты, пока я танцевала, но когда я подошла к ним, негритянка испуганно взглянула на меня, пробормотала «сорри» и исчезла из вида и вообще из клуба. Я танцую, он все так же сидит. Устала, села рядом, спрашиваю из вежливости: «Ну, а ты чего не танцуешь-то?». Ответ меня озадачил — человек радостно воскликнул: «Ну, наконец-то!». Я уточняю: «“Наконец-то” что?» Цитирую ответ: «Наконец-то, ты пригласила меня танцевать!». Я посмеялась и говорю: «У нас не принято джентльменов приглашать, моветон». Цитата номер два: «Так это же олдскул!»

Новая Зеландия, Австралия

Эта странная любовь иностранная

рассказывает Анастасия Кулажникова,

Местные женщины стремятся к самостоятельности и независимости, чтобы не просить у мужа деньги на колготки и не терпеть его похождений налево. Домашние дела распределяются поровну, оба вносят вклад в семейный бюджет. Конечно, женщина может оплатить счет в ресторане, но это не доходит до абсурда. В период ухаживаний мужчина остается мужчиной: инициирует знакомство, приглашает на свидание, угощает в ресторане (по крайней мере мне попадались именно такие).

Да, новозеландских и австралийских женщин можно часто увидеть у барной стойки с пивом и наравне с мужчинами болеющих за какую-нибудь регбистскую команду. И отношение к ним как к своим дружкам. Но я не могу сказать, что мужчины забиты или подавлены женской эмансипацией. Они скромнее и застенчивее российских мужчин, и более уважительны к женщинам, по сравнению с нашими, но среди них очень много успешных и красивых мужчин.

Женщина с детьми здесь не боится остаться одна. В России, если тебе 25 и ты не замужем, то уже в списках старых дев, а если еще и с детьми, то зачастую на личной жизни можно ставить жирный крест. В Австралии и Новой Зеландии у одиноких молодых мам с 2-3 детками от мужчин отбоя нет. Браки в 20 лет встречаются редко. Молодежь отдает предпочтение учебе, путешествиям. Пара старается обзавестись собственным жильем еще до создания семьи. Как правило, зараба-тывают на него сами. Меня просто поражает отношение мужчин к детям: они принимают не меньшее, а может, и большее участие в их воспитании. На мой взгляд, это не из-за стремления женщин к равноправию, а как следствие создания семьи в более зрелом возрасте. При разводе в Новой Зеландии все имущество, даже нажитое вне брака, делится поровну. Государство помогает родителям одиночкам, как женщинам, так и мужчинам.

Читать статью  Как получить быстрый займ на карту

Знаю, что в Австралии эта помощь более существенна и быть одинокой мамой-студенткой с тремя детьми намного выгоднее, чем замужней домохозяйкой с теми же тремя детьми. Ты получаешь огромные субсидии на жилье и уход за детьми. Одна моя замужняя знакомая вынуждена платить 40 долларов в день за детский сад, поэтому они могут себе позволить отправлять туда ребенка только дважды в неделю. Теперь она подумывает от мужа съехать, чтобы платить по 4 доллара в день, отдавать детей в садик на 5 дней и беспрепятственно учиться.

Юные девочки здесь очень красивые: у них шикарные волосы, хорошая кожа, не хватает только грации и женственности. После рождения детей многие перестают за собой ухаживать. Вообще у них в моде «естественность», при этом они открыто восхищаются красивыми вещами и ухоженными женщинами: я постоянно получаю комплименты даже от совершенно незнакомых женщин.

Япония

Эта странная любовь иностранная

Рассказывает Алексей Васютинский,

директор по продажам

В Японии очень развита индустрия подарков, поэтому любые виды отношений от дружбы до любви сопрягаются с огромным количеством «сюрпризов», начиная с цветов, шоколада и безделушек и заканчивая дорогими ювелирными изделиями, которые, кстати, часто преподносятся без повода. Большинство японских парней пытается походить на английских джентльменов, поэтому, если намерения серьезные, конфетно-букетный период будет сопровождаться походами в рестораны, театр и так далее. Причем парень всегда платит за свою спутницу.

Но такие отношения начинаются обычно после 23-25 лет, до этого возраста они совсем еще дети. На людях ведут себя очень сдержанно. В публичных местах практически не целуются, крайне редко могут взяться за руки. С родителями подруг и друзей знакомят, только если собираются жениться. Мой друг Сасаи познакомил будущую жену с родителями лишь через месяц после того, как сделал предложение. Часто парень с девушкой могут расписаться, только чтобы родители дали согласие на совместное проживание, а саму свадьбу — сыграть через полгода-год совместной жизни. Свадьбы у них часто бывают в лучших традициях американского кино.

Европа

Вопрос о том, следует или не следует жениться, долгое время оставался одним из [постоянных] предметов дискуссий и рассуждений о [надлежащем] образе жизни. Преимущества и недостатки брака, выгоды, проистекающие от наличия законной супруги, благодаря чему появляется возможность обзавестись достойным потомством, и в то же время заботы и хлопоты, связанные с необходимостью содержать жену, воспитывать детей, удовлетворять их потребности, а порой даже переживать их болезнь или смерть, — темы эти служили неистощимым источником споров, иногда серьезных, иногда иронических, всегда повторяющихся и несколько однообразных. Отголоски такого рода рассуждений не стихали на протяжении всей античности. Но брак также входит в качестве составного элемента в совокупность задач и обязательств, от исполнения которых человек не вправе уклоняться с того момента, как признает себя членом общества и частью рода людского: супружеский долг — одна из тех обязанностей, благодаря которым частное существование приобретает всеобщее значение.

Мишель Фуко. Забота о себе

Европейская культура имеет в своей основе античную. Поэтому взгляды на любовь и брак европейцев опираются во многом на представления мудрецов античности. Классические тексты великих античных авторов — «Домострой» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля — интересны тем, что практически все наставления супругам, содержащиеся в размышлениях о брачных отношениях, были направлены на достижение идеальных отношений в браке. Брак и семья были значимы не только сами по себе, но и в контексте отношений внутри общества.

Как писал М. Фуко, «привилегии, положенные супруге, справедливость, которую следовало к ней проявлять, забота о ее воспитании и обучении — все это предполагало тип отношений, определенно не исчерпывающихся одной только функцией воспроизводства. Но брак порождал совершенно особый стиль поведения в первую очередь еще и потому, что женатый мужчина, будучи главой семьи и уважаемым гражданином, мог претендовать на политическую и моральную власть над другими, и именно вследствие этого искусство супружества, или необходимость владеть собой, приобретало специфическую форму мудрого, умеренного и справедливого поведения».

Аристотель придавал большое значение отношениям между супругами, но не признавал равенства мужчины и женщины на том основании, что мужское и женское начало принципиально различны по своему предназначению. Женское отождествляется с телесным, с бесформенной материей, мужское — с духовным, с идеей.

В трактате «О рождении животных» Аристотель приходит к выводу: женский организм холоднее мужского, поскольку женщины имеют меньше души и живут гораздо меньше, чем мужчины, поэтому в момент зачатия мужское духовное начало придает форму женскому материальному, вносит в него душу. Так что мужское начало играет главную роль в создании новой жизни, а женщина по сравнению с мужчиной — незавершенное творение.

По Аристотелю, «природа мужчины отличается большей завершенностью, поэтому все качества в нем совершеннее. Женщины менее духовны, чем мужчины, менее простодушны, но более мстительны, злонамеренны, несдержанны. Женщина легче подвергается слезам, ревности, ворчливости, более склонна к брани и дракам, к потере присутствия духа, в ней меньше стыда, она больше обманывает».

В многочисленных рассуждениях о браке античных авторов можно найти объяснение того, как на протяжении времени вырабатывалась определенная модель супружеских отношений. В одном латинском тексте, который считается третьей книгой «Экономики» Аристотеля, говорится о том, что муж должен относиться к жене «с уважением», «с большой воздержанностью и скромностью», обращаться к ней «с дружественными словами, свойственными благорасположенному человеку, держащемуся в пределах дозволенного и почтительного», выказывая «сдержанность и доверчивость».

Кстати, следует заметить, что представления мудрецов Востока о браке, идеальной жене не особо отличались от взглядов их европейских коллег. Фарид Алекперли в книге «Тысяча и один секрет Востока» приводит изречение, которое приписывается пророку Мухаммеду: «Сказать вам, каково самое большое счастье, которое мужчина должен беречь, как сокровище? Это хорошая жена, на которую приятно было бы смотреть, которая ждала бы мужчину в его отсутствие и подчинялась бы его распоряжениям». Средневековый Восток предписывал идеальной жене быть матерью, другом и служанкой своему мужу.

Фарид Алекперли цитирует азербайджанского ученого Насиреддина Туси, который в книге «Мораль Насира» писал следующее:

Жена-мать. Достойную супругу уподобляли матери потому, что она желает, чтобы муж был рядом с ней, скучает, когда его нет поблизости, готова переносить все трудности и мучения, выполняя его просьбы и пожелания: точно так же мать относится к своему ребенку.

Жена-друг. Ее уподобляли другу потому, что она довольна всем, чем наделит ее муж, а если чего-то не получит, то посчитает это простительным. Такая жена не пожалеет для мужа своего добра и ни при каких обстоятельствах не будет действовать против него.

Жена-служанка. Служанке ее уподобляли потому, что, заботясь о своем муже, ухаживая за ним, она не поступится ничем — будет выслушивать наказы мужа, всячески покрывать его недостатки, хвалить его, знать цену хлебу, который ест, не будет совершать дел, которые мужу не по нраву.

«Жена должна быть целомудренной, честной, верующей, хозяйственной, любящей мужа, совестливой, чистоплотной, скромной, сговорчивой, умножающей богатство семьи. Сказано, что хорошая жена является украшением жизни», — резюмирует ученый все вышесказанное. Причем такие качества невесты, как красота, благородное происхождение и богатство ее семьи уступали по значимости целомудрию, уму и честности будущей жены.

Насиреддин Туси предлагал «удовлетвориться женой средней красоты», так как «красивая женщина обращает на себя излишнее внимание и, по причине слабости разума, часто сходит с праведной стези. Красота и рассудок редко следуют рука об руку. Жениться на красивой, но глупой и непутевой женщине — значит жить в бесчестии и умереть в позоре, служа посмешищем для окружающих».

Богатство семьи невесты тоже считалось нежелательным мотивом для вступления в брак, потому что являлось «причиной ее высокомерия, чувства собственного превосходства, притязания на главенство в семье. Снабжая деньгами своего мужа, она будет смотреть на него как на раба, прислугу, подчиненного и не будет с ним считаться».

В своих взглядах на отношения мужчины и женщины в браке средневековые ученые равнялись на античных авторов. Древнегреческий историк Плутарх рассказывал о законе, изданном афинским законодателем Солоном, согласно которому приданое невесты состояло из трех платьев и дешевой мебели. По мнению Солона, отношения должны строиться на любви и наслаждении, а не на материальной выгоде, превращающей брак в торговую сделку. Женитьба на девственнице была предпочтительнее, так как считалось, что невинная девушка «лучше поддается воспитанию со стороны мужа, привыкает к его характеру, принимает семейные традиции». Семья, из которой на Востоке брали невесту, должна была быть «с благородными традициями», чтобы девушка имела представление о разумном ведении хозяйства.

Существовало мнение, что строгость в супружеских отношениях оправдана двумя великими и естественными целями, стоящими перед браком. «Прежде всего, это, разумеется, продолжение рода. Нельзя удовольствие почитать конечной целью акта, который самой природой предназначен в основном для произведения потомства, — подчеркивает Сенека (и в этом с ним соглашаются многие врачи), — и если природа наделила людей любовным влечением, то вовсе не затем, чтоб они предавались сладострастным наслаждениям блуда, но дабы продолжали свой род… Плотская связь и законна и справедлива в том и только том случае, если она направлена на продолжение рода; если же ее цель — одно лишь удовольствие, то она нечестива и противна закону, пусть даже и осуществляется в браке».

«Вторая важнейшая цель брака — обустройство совместной жизни — составляет еще один принцип, требующий строгости в супружеских отношениях», — пишет М. Фуко. Еще одно наставление супругам применено для различения трех типов брака, потому что брак подобно слиянию вина и воды, образующих при смешивании новую жидкость, каждый раз образует один из трех союзов. Это понятие встречается у Плутарха в тридцать четвертом Наставлении супругам: «Супружеские союзы, в которые вступают затем лишь, чтобы „вместе спать“, соотносятся с категорией смесей, составленных из „частей обособленных“, сохраняющих свою „индивидуальность“. Браки по расчету, заключенные „ради приданого или продолжения рода“, подобны сочетаниям „сопряженных частей“, элементы которых образуют прочную общность, но всегда могут быть разобраны вновь, как „дом или корабль“, сработанные плотником. Что же касается полного „растворения друг в друге без остатка“, — „красиса“, создающего „единое, сросшееся целое“, которое уже ничто не в силах разъединить, — то оно свойственно только бракам, основанным на взаимной любви».

Античные авторы считали супружеские узы наиболее важными из всех возможных человеческих отношений. Супружеская жизнь характеризовалась распределением обязанностей и единством в достижении цели: мужчина должен делать то, что не может исполнить женщина, она берет на себя дела, находящиеся вне сферы компетенции мужа, но процветание дома объединяет в одно целое различные по определению деятельность и образ жизни каждого из них. Супруги объединены общей целью, при этом каждый из супругов свою жизнь проживает как жизнь вдвоем. Такое единение супругов и является искусством состоять в браке.

Распад Римской империи продолжался довольно длительное время, в течение которого лик Европы постоянно изменялся из-за значительной миграции населения. Христианская церковь, выжившая в этот трудный для Европы период, нашла возможность объединить «наследие вавилонского реализма, иудейского абсолютизма, греческого платонизма и римского материализма» и стала преемницей Римской империи, что продемонстрировали походы крестоносцев.

Поскольку церковь была очень заинтересована в социальной стабильности, обеспечивающей ей постоянный доход, недостатки в светском законодательстве были заменены христианскими предписаниями. Всего за несколько столетий в европейском обществе христианская мораль слилась с социальной, а религиозная власть — со светской. Положение папства еще более усилилось, когда папа Григорий VII установил принцип целибата (безбрачия) для священников. Церковь вплотную подошла к своей подлинной цели — целомудрию, которое являлось главным идеалом христианской морали. Раньше, до провозглашения целибата, многие мужчины становились священниками только потому, что это был единственный путь к построению профессиональной карьеры в юридической, административной и научной областях, а с XIII века священник мог сделать карьеру, лишь продвинувшись по церковной иерархической лестнице.

Говоря о целомудрии вступающих в брак, социолог Энтони Гидденс сообщает:

«Сексуальные отношения до и вне брака в средневековой Европе были весьма распространенным явлением как среди бедных, так и среди зажиточных слоев населения. В некоторых районах мужчине считалось позволительным до женитьбы проверить способность своей будущей жены к деторождению. Если беременность наступала, браку ничто не препятствовало, в противном случае невеста могла так и не выйти замуж. Количество незаконнорожденных детей во многих частях Европы (особенно в Центральной) было, по современным нормам, исключительно большим. Законности появления ребенка на свет придавалось сравнительно малое значение, и дети от внебрачных союзов часто принимались в семью и воспитывались наравне с законным потомством».

В целом христианская церковь рассматривала брак как ряд уступок человеческим слабостям, утверждая, что первый брак обеспечивает мужчине все необходимое; второй брак является супружеской изменой, третий — просто «свинство».

Если в эпоху античности брак был практически обязательным, то в Средние века брак был отмечен печатью греха, хотя и воспринимался как меньшее зло: в отличие от прелюбодеяния и распутства грех этот был простительный.

Появление потомства церковь рассматривала как порождение верующих, что, безусловно, является полезным для распространения христианской веры, однако церковь не считала бездетность основанием для развода, хотя это было социальной практикой всех древних сообществ.

«При наличии достаточно широкого спектра брачных моделей и обычаев в Европе, повсюду неизменным оставался ряд ключевых характеристик брака: во все времена большинство мужчин и женщин вступали в брак хотя бы однажды и само общество понималось как совокупность домохозяйств, которые преимущественно формировались вокруг брачной пары или же вокруг ее овдовевшей половины. Сами же западноевропейские брачные модели варьировались в зависимости от региона (северо-западная и южная модели), социального слоя („аристократическая“ модель брака отличалась от „простонародной“) и, в меньшей степени, от конфессиональной принадлежности», — пишет Л. П. Репина в книге «Женщина и мужчина в истории: новая картина европейского прошлого».

Добиваясь идеального целомудрия в браке, в XIII веке христианская церковь объявила брак таинством, в результате чего он не мог быть расторгнут ни при каких обстоятельствах. При этом официальный и социальный статус женщины в браке практически не изменился, ранняя христианская церковь взяла за основу гражданские законы и обычаи Древнего Рима, итогом чего явилось заявление Климента Александрийского, что женщина равна мужчине во всем, но мужчины всегда и во всем были лучше женщин.

Кстати, церковь нередко посылала христианок-аристократок в варварские страны — для вступления в брак с вождями франков или саксонцев. Часто жены обращали варваров в свою веру. А поскольку папа Григорий VII запретил браки до седьмой степени родства, это привело к тому, что принцессы крови, особенно принадлежавшие к династиям Меровингов и Каролингов, расширили «брачную географию» от Ирландии до Иерусалима и от Кастилии до Новгорода.

Читать статью  Чем полезны молчание и одиночество?

Период с начала XII века до конца XVI века был весьма примечательным для истории Европы, поскольку отношение к женщине в это время поразительно быстро сменилось в сторону уважения и даже обожания. Возникла концепция куртуазной любви (от франц. amour courtois; courtois — «учтивый, рыцарский»), при которой отношения между влюбленным и его Дамой сердца были подобны отношениям между вассалом и его господином.

«По существу, мужчина сделал такую же ошибку, какую некогда совершила женщина эпохи неолита, забыв установить контроль над ростом самоуважения мужчины. На этот раз мужчина, сосредоточившись на своем духовном восхождении, снисходительно отнесся к росту самоуважения женщины, поскольку считал, что это совершенно неважно. По неким весьма специфическим причинам он превратил Даму в символ добродетели, не задумываясь о том, что может прийти время, когда этот новый статус придется рассматривать в весьма практическом смысле», — считают специалисты по гендерным исследованиям.

Главным фактором, который способствовал превращению женщины в Даму, явились, по мнению многих ученых, походы крестоносцев, главной «добычей» которых стало расширение кругозора и восприятие нового образа жизни.

Этого было вполне достаточно, чтобы активизировать процессы изменений, уже начавшихся в европейском мире. Многие из достижений античности прошли через фильтр мусульманства, что и стало одной из главных причин возникновения той формы литературы, которая непосредственно повлияла на положение европейской женщины.

Временное отсутствие в обществе наиболее нетерпимых его представителей и присутствие множества других, которые открывали для себя новое мировоззрение, предоставили уникальный шанс женщинам высших классов.

Почти до конца XI века европейские женщины полностью зависели от своих отцов, мужей и сыновей. Но в период Крестовых походов многие жены столкнулись с необходимостью самостоятельно управлять собственностью своих мужей и даже использовали свой шанс в борьбе за источники власти — герцогские или королевские дворы. Христианская церковь тоже помогла стабилизации положения женщин, запретив разводы.

Еще одной причиной превращения женщины в Даму можно считать поклонение Деве Марии, культ которой принесли в Европу в начале XII века пилигримы, купцы и крестоносцы. Ростом своей популярности культ Девы Марии обязан Бернарду Клервосскому, под руководством которого по всей Европе были основаны сотни новых цистерцианских аббатств, в которых монахи носили белую одежду в честь чистоты Девы Марии и строили специальные женские часовни для поклонения ей.

Средневековый стиль мышления предполагал, чтобы каждую добродетель олицетворяла определенная святая. Дева Мария была идеалом женщины, обладающей всеми добродетелями, имена которых были Умеренность, Замкнутость, Стыдливость, Внимание, Благоразумие, Робость, Честь, Усердие, Целомудрие, Послушание, Смирение, Вера. Таковы были требования, предъявлявшиеся средневековым обществом женщине.

Традиция более благосклонного отношения к женщине была тесно связана с распространением культа Девы Марии. С XI века культ распространяется параллельно с ростом рыцарства и получает в рыцарской среде свое подобие в форме поклонения Прекрасной Даме. Этот широко известный атрибут рыцарства имел два противоречивых источника: христианскую доктрину любви возвышенной, духовной, отрицающей сексуальность, и идущий от античности идеал эротической любви, причем эротический элемент постепенно отходит на второй план. Об этом пишет Т. Б. Рябова в книге «Женщина в истории западноевропейского Средневековья».

При многих блестящих дворах Западной Европы культивировалось поклонение Даме: в Бургундии, Бретани, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII век), при дворе французского короля Людовика VII (XII век). Куртуазная любовь представляла собой идеальную связь между высокородной дамой и романтичным кавалером, ее рыцарем. Героиней любовной лирики трубадуров была некая дама-аристократка, вышедшая замуж за могущественного сеньора, и именно ее высокое социальное положение (а не статус замужней женщины) беспокоило влюбленного в Даму рыцаря. То, что ради сохранения репутации дамы влюбленные держали свои чувства в тайне, делало их отношения возвышенными. Рыцарь стремился стать достойным своей Дамы, терпеть лишения, побеждать в битвах в ее честь и не ждать от нее большей награды, чем слово похвалы.

Любовный роман наделил Даму рядом достоинств, которые раньше приписывались только мужчине. Мы читаем у Т. Б. Рябовой, что куртуазная любовь строилась на следующих принципах (далее цитата):

1 Первое правило — «в браке нет любви». Куртуазная любовь была своего рода реакцией на сложившуюся форму брака без любви, брака по расчету.

2 Женщина была поставлена на пьедестал. Рыцарь воспевает ее, восхищается ею и должен смиренно и терпеливо сносить ее капризы; она же подчиняет его. Любовь к госпоже воспринималась по привычной схеме — как отношение служения сеньору или Богу. Об этом свидетельствует и мотив признания заслуг «вассала» и поощрения его наградой: улыбкой или поцелуем, кольцом или перчаткой Дамы, красивым платьем, добрым конем — или удовлетворением его страсти.

3 Идеал рыцаря и идеал поклонника Прекрасной Дамы отождествлялись. Если поклонник Прекрасной Дамы должен был культивировать в себе рыцарские добродетели, то настоящим рыцарем, добродетельным и благородным, можно было стать только с помощью куртуазной любви, поскольку любовь считалась источником бесконечных духовных возможностей для человека. Куртуазная любовь — это и основание литературного совершенства: рыцарю рекомендовалось слагать и посвящать любимой сонеты. Условия рыцарского кодекса чести: молчание и терпение, подавление в себе вспышек гордыни, благоговение перед своей Дамой и верность ей, куртуазность.

4 Любовь должна быть платонической. Ее реальное содержание, смысл были не столько в самом любовном романе, сколько в тех душевных переживаниях, которые преображают влюбленного, делают его совершенным, щедрым, благородным. Она — источник вдохновения и военных подвигов. Слияние образов Прекрасной Дамы и Девы Марии позволяет говорить даже об эротическом отношении к Мадонне в куртуазной культуре; любовь земная — преддверие любви небесной. Главное в куртуазной поэзии есть именно преображающая сила любви — но не женщина. Смысл любви здесь не в отношении к неповторимой индивидуальности Прекрасной Дамы, не столько в объекте любви, сколько в переживаниях ее субъекта. Не случайно в лирике трубадуров героиня лишена индивидуальных черт.

С начала рыцарских времен возникла мода на «куртуазные книги», обучавшие грубых рыцарей приличным манерам. Наиболее обстоятельно куртуазная теория представлена в сочинении «О любви», принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля. Любовь, по словам Капеллана, преображает человека: даже грубого и невежественного заставляет блистать красотой, низкородного одаряет благородством нрава, надменного благодетельствует смирением. Андрей Капеллан выделяет три пути достижения любви: красота облика, доброта нрава и красноречие.

В системе правил для любящих, представленной Капелланом, — 31 правило. Вот некоторые из них:

супружество не причина к отказу от любви;

кто не ревнует, тот не любит;

любовь разглашенная недолговечна;

легким достижением обесценена бывает любовь;

кого безмерное томит сладострастье, тот не умеет любить.

Благодаря теории «куртуазной любви» отношение мужчины к женщине изменилось сильнее, чем за три тысячелетия предшествующей истории. Т. Б. Рябова считает, что «кодекс рыцарской любви долго существовал и после того, как рыцарский дух его покинул. Безусловно, культ Прекрасной Дамы, созданный в рамках куртуазной культуры, оказал сильное влияние на преодоление женоненавистничества и подготовил почву для рождения одухотворенной индивидуальной любви. Однако об этом благотворном влиянии можно говорить скорее применительно к последующим эпохам, чем собственно к Средневековью».

XIV–XV века исторически считаются переходной эпохой от Средневековья к Возрождению (Ренессансу), это было время переосмысления традиционных ценностей и изменения отношений между различными социальными слоями населения. Большой переоценке были подвержены отношения между мужчиной и женщиной.

Новое время требовало другого взгляда на женщину, появились первые произведения феминистского характера, среди которых знаменитый трактат Кристины Пизанской «О Граде женском». В противовес этим произведениям возникло множество произведений антифеминистского толка. Широкую известность приобрели «Роман о Розе» Жана де Мена и «Зеркало брака» Эсташа Дешана (в 97 главах Дешан стремился рассмотреть особенности брачной жизни с ее достоинствами и недостатками). Но особенно ценным стал для публики перевод малоизвестного произведения «Пятнадцать радостей брака», которое служит ярким примером сложившегося в обществе отношения к браку.

По одной из версий, это произведение было написано между 1380 и 1410 годами и его название — пародия на широко распространенные молитвы «пятнадцать радостей Богоматери». Автор произведения неизвестен, но ученые склоняются к мысли, что он был духовным лицом, потому что в тексте есть слова «сладость брака мне познать не суждено, ибо Господу было угодно ввергнуть меня в иную Юдоль, даром что и там лишен я вольной воли».

В «Пятнадцати радостях брака» доминируют два мотива:

«рыболовной сети» (то есть брака), в которую попадает сознательно и добровольно незадачливый муж;

женщина склонна к прелюбодеянию по своей природе, и ничего с этим не поделаешь.

«Брак, — считает автор, — заключает в себе пятнадцать состояний, которые женатыми людьми почитаются за великое блаженство и сладчайшее утешение, мною же, из ума еще не выжившим, сочтены горчайшими и жестокими муками, тяжелее коих не видано на земле, ежели не помнить о четвертовании и пыточном колесе». Каждая «радость» брака — по мысли автора — это новая беда, напасть для бедного мужа, которую он почитает за счастье. Женщина обвиняется во всех грехах, прежде всего в коварстве, любострастии и сварливости.

Автор «Пятнадцати радостей брака» пишет: «Какого бы характера ни была жена, покладистого или вздорного, она, как и все женщины на свете, держится одного главного и непреложного правила в браке, а именно: что муж ее самый слабый и немощный из всех мужчин и что нет никого ничтожнее его в тайных супружеских делах. И бывает так, что резвый и пылкий молодой человек женится на достойной и благонравной девушке, и они вдвоем услаждают себя чем только возможно и год, и два, и более, пока не охладеет в них молодой задор; но женщина стареет не так быстро, как мужчина, каков бы он ни был, ибо на ее долю не выпадает столько забот, да трудов, да маяты, сколько мужу ее: не будь у него услад да забав, он, глядишь, еще скорее в дряхлость бы впал. Правда и то, что женщине, когда она носит да рожает детей, также тяжко приходится, ибо беременность и роды, что и говорить, тяжелый труд, но разве мыслимо сравнить его с теми заботами, да тяготами, да глубокими раздумьями, в которые ввергает мужчину любое важное дело. А кончается это тем, что бедолага наш худеет да хиреет, задавленный трудами, заботами и неотвязными мыслями; теперь он для супружеского дела вовсе не годен или же так мало годен, что жене не угоден; не под силу ему обходиться с нею так, как хотелось бы, и от этого он приходит в полное расстройство. Чего не скажешь о его половине: она-то теперь в самом соку, как и была вначале. И поскольку рацион ее с каждым днем все убывает, то вместо любовных услад, да забав, да приятностей, коими тешили себя супруги во время оно, когда муж был еще в полной силе, начинаются у них свары да дрязги».

Во времена Средневековья брак как социальный институт регламентировал отношения между полами в соответствии с принципами христианской морали. «Бог и природный разум противятся греху, ибо, как говорят проповедники, Бог, сотворив мир, соединил в браке мужчину и женщину и приказал им жить в браке. И после, когда Христос сошел к людям, он возвестил в своих проповедях, что супружество угодно Богу, что супруги — единая плоть, что они должны любить друг друга, оставляя даже мать и отца своего и любое другое существо. И поскольку Бог их соединил, никакой смертный человек не может разъединить их, то есть отнимать любовь одного из супругов. Так молвил Господь своими святыми устами, и так перед вратами церкви велят молодоженам любить и беречь друг друга в радости и в горе, и в болезни и здоровье и не покидать друг друга никогда», — поучает своих юных дочерей автор знаменитой «Книги рыцаря» Делатур Ландри.

Идеальная женщина должна соблюдать традиционные каноны поведения: быть благочестивой, скромной, не выставлять напоказ свои чувства, не ввязываться в спор, не пользоваться косметикой, не предаваться излишествам в еде и туалетах, хранить честь семьи.

«Всякая добропорядочная женщина, повинуясь Господу и Святому Писанию, должна любить мужа своего пуще всех других, оставляя всякую другую любовь ради этой, ибо изрек Господь своими собственными устами, что должно бросить отца и мать, сестру и брата, пожертвовать всем ради любви своего господина и что это не две плоти, но одна. Бог соединил их в одну, и никто из людей не может их разъединить, то есть никакой человек не может и не должен оскорблять любовь одного из них, поскольку соединили их Бог и Церковь».

В «Пятнадцати радостях брака» женщина далека от идеала. Вот «радости», которые она может иметь благодаря браку:

Женщина любой ценой стремится получить от мужа новые наряды и украшения, в результате чего их дом и хозяйство приходят в упадок.

Вместо того, чтобы сидеть дома и следить за хозяйством, жена посещает разные веселые празднества и собрания.

Жена заводит себе любовника. Муж попадает под каблук жены и поет с ее голоса.

Еще одно подтверждение недостойного поведения женщины дано в средневековом сочинении «Зерцало мирян»:

«Женщина есть смущение мужчины, ненасытное животное, постоянное беспокойство, непрерывная борьба, повседневный ущерб, буря в доме, препятствие к исполнению обязанностей. Нужно избегать женщину, во-первых, потому, что она запутывает мужчину, во-вторых, потому, что она оскверняет его, в-третьих, потому, что она лишает его имущества».

Таковы типичные мужские представления о женщинах в эпоху Средневековья. Тем не менее, изучив тексты многочисленных народных баллад, а также сборников пословиц и поговорок, британский историк Дж. Шарп сделал вывод, что, несмотря на строгое разграничение функций жены и мужа, главным были любовные отношения между ними. Более того, только браки по любви считались естественными, браки же по расчету — «предосудительными и заведомо несчастливыми».

«Тот, кто видит, как мужчина (каким бы добродетельным он ни был) изнывает в своем доме без ласкового общества жены, которая бережно распределяет его добро, заботится об удовольствии мужа, потихоньку держит его в узде, из боязни, чтобы он не слишком повредил своему здоровью, избавляет его от неприятностей или предотвращает их, успокаивает его, смягчает его нрав, ухаживает за ним во время болезни, составляет с ним два тела, четыре руки, две души… И он припишет это счастье не столько браку, сколько любви, поддерживающей брак. Если же ее нет, мужчина впадает в неистовство, он бежит и покидает свой дом. Если женщина не живет со своим мужем в любви, она никогда не смеется. Нет им покоя. Он хочет отдохнуть — она кричит. Их добро расточается, все идет прахом. И это — верное доказательство того, что только дружба в браке приносит удовлетворение, которое в нем ищут», — пишет в своем «Споре Безумия и Амура» лионская поэтесса Луиза Лабе.

Т. Б. Рябова подчеркивает:

«Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно Средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине».

Читать статью  Женская хитрость: 7 проверенных способов управлять мужчиной

«Пятнадцать радостей брака» написаны в переходную эпоху, которая постепенно уходит в прошлое, уступая дорогу новому взгляду на женщину: хоть и не равная мужчине, она уже становится существом, за которым признается право мыслить и распоряжаться своим имуществом. Это говорит о возможности нового направления в истории под знаменем нового отношения к женщине.

Историк Лоуренс Стоун, на которого ссылается известный социолог Энтони Гидденс, различал три основные фазы в изменении семьи с XVI по XIX век от средневековых форм семейной жизни до современных. Господствующей формой семьи на протяжении многих лет являлась открытая родовая семья, которая представляла собой нуклеарную семью, имеющую собственное домашнее хозяйство сравнительно малых размеров и тесно связанную родственными связями.

«Согласно Стоуну (хотя другие историки оспаривают его утверждения), в это время семья не являлась для своих членов центром, в котором сосредоточены доверие или привязанность. Люди не достигали и не пытались достичь той степени эмоциональной близости, которую мы связываем с современной семейной жизнью. Секс рассматривался не как источник удовольствия, но как необходимость для получения потомства. Индивидуальная свобода выбора при заключении брака и другие аспекты семейной жизни были подчинены интересам родителей, родственников или общины. За пределами аристократических кругов чувственная, или романтическая, любовь рассматривалась моралистами и богословами как нечто отвратительное», — пишет Э. Гидденс.

На смену открытой родовой семье пришел тип семьи, названный Л. Стоуном изолированной патриархальной. Этот тип просуществовал до начала XVII века, и его появление ознаменовало распространение нового вида отношений. Нуклеарная семья, утратив свою связь с другими родственниками и местной общиной, стала более обособленной, вырос авторитет отца в семье. «Согласно Стоуну, изолированные патриархальные семьи были постепенно вытеснены замкнутыми, привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип организации семьи сохранился до XX века. Появление замкнутых, привязанных к дому нуклеарных семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, то есть заключением брака на основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви. Чувственная любовь заняла должное место не только во внебрачных отношениях, но и в браке», — пишет Э. Гидденс в работе «Социальные институты. Родство, брак и семья».

Возможность романтической любви возникла тогда, когда брак перестал заключаться только из практических соображений. И все же, несмотря на новые идеалы семейной любви, семейный долг какое-то время был предпочтительнее романтической привязанности. Распространившийся в Европе «эмоциональный индивидуализм» подготовил новую основу для брака и изменил взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

К концу XX века семья стала закрытым для посторонних сообществом, в котором первостепенное значение приобрели эмоциональная и сексуальная близость между супругами. Гидденс считает, что, «возникнув среди более обеспеченных слоев населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней».

В XIX веке многочисленные энтузиасты семейного дела утверждали, что семейная жизнь вполне возможна на коллективной основе. Лучшим практическим примером стала община Онейда из Новой Англии, США. Существовавшая в середине XIX века коммуна, основанная на свободных сексуальных отношениях и коллективной ответственности за воспитание детей, просуществовала около 30 лет и достигла численности 300 человек.

В 60-х годах ХХ века в Великобритании и других западных странах возникло множество коммун. Наиболее важным примером современного коммунального устройства домашней жизни является израильский киббуц. Через киббуц — коллективное хозяйство — проходит множество эмигрантов. Каждый киббуц действует как общий дом, забота о детях воспринимается как дело всей общины. С течением времени большинство киббуцев стало склоняться в пользу более традиционных форм жизнеустройства.

Интересен и опыт Швеции, которая стимулировала возвращение традиционной формы брака довольно нестандартным способом. «Шведские семьи», которые были распространены в 60–70-х годах прошлого столетия по всей Западной Европе, представляли собой коммуны, живущие на социальные пособия, в том числе — по уходу за ребенком. Повернуть к традиционной семье шведам помогли льготы, введенные в середине 1980-х годов: три месяца оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком для отца. После этого женщины и мужчины смогли наравне работать, отдыхать и уделять внимание детям.

«В развитых странах Запада с середины 1960-х годов, а в других странах Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи — такие, как уменьшение численности браков, их „старение“, увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее „старение“ (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности», — пишет А. Митрикас в статье «Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы».

В настоящее время чрезвычайно широкое распространение в большинстве западных обществ получило сожительство, то есть проживание вместе людей, имеющих сексуальные отношения, но не состоящих в браке. Согласно проведенным исследованиям, в столицах Европы, не регистрируя свои отношения, живут более 70 % пар. В Швеции, Восточной Германии и некоторых других европейских странах молодые люди считают нормой пожить вместе до вступления в брак, присмотреться к будущему супругу. Статистика утверждает, что каждый третий мужчина, официально оформляя отношения, лишь уступает своей избраннице, каждый четвертый — женится по традиции и лишь каждый десятый — по любви.

Гражданский брак (как понятие) появился в Нидерландах в XVI веке. Союз людей разных вероисповеданий не мог быть освящен церковью, и такие браки узаконивала власть. Сегодня все изменилось: в большинстве стран (кроме мусульманских и Израиля) неоформленный властями брак, даже после венчания, считается гражданским. На Западе (в отличие от нашей страны) гражданский брак имеет правовую защиту; например, во Франции сожители могут заключить пакт гражданской солидарности, в котором оговариваются имущественные отношения.

Л. Гидденс сообщает:

«До недавнего времени в Британии сожительство считалось чем-то скандальным. Тем не менее на протяжении 70-х годов число мужчин и женщин, не состоящих в браке, но живущих вместе, возросло почти на 300 %. Сожительство получило широкое распространение в среде студентов колледжей и университетов. В Соединенном Королевстве подобные исследования фактически не проводились, но американские обзоры показывают, что каждый четвертый студент во время пребывания в колледже имеет партнера, с которым сожительствует. В сегодняшней Британии сожительство является по большей части экспериментальной стадией перед вступлением в брак. Молодые люди приходят к совместной жизни естественным путем. Пара, связанная сексуальными отношениями, начинает проводить вместе все больше и больше времени, и один из партнеров отказывается, в конце концов, от собственного дома. Молодые люди, живущие совместно, почти всегда собираются вступить в брак, но необязательно с нынешним партнером».

Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что меньше других стремятся жениться или выйти замуж жители европейских государств, идею гражданского брака поддерживают 77 % всех участников исследования в Европе. Каждый третий ребенок Евросоюза рождается вне брака. Самую высокую строку в этом рейтинге занимает Эстония, где в 2003 году 58 % из всех родившихся детей были рождены вне брака. За ней следуют Швеция, Дания, Латвия и Франция.

Самый низкий уровень разводов зарегистрирован в Ирландии, Италии и Греции. Наименьшие показатели рожденных вне брака детей имеют Кипр, Греция и Италия. За 2005 год также зарегистрировано рождение 4,8 миллиона младенцев, что составляет 10,5 человек на 1000 жителей. Наиболее высокий показатель рождаемости в Ирландии, Франции, Дании, Люксембурге и Великобритании. Самый низкий уровень рождаемости — в Германии (8,6 детей на 1000 жителей) и Латвии (8,8). Еще одной неутешительной характеристикой состояния брака на сегодня является рост числа одиноких людей. Гидденс считает, что «увеличение числа одиноких людей на Западе вызвано несколькими факторами. Один из них — тенденция к более поздним бракам. Сегодня люди женятся в среднем на три года позже, чем это было в 1960 году. Другой фактор — рост числа разводов. Третий — увеличение в составе населения доли пожилых людей, чьи партнеры умерли. Быть холостым в разных периодах жизненного цикла означает разные вещи. Число людей от 20 до 30 лет, не состоящих в браке, значительно больше, чем раньше. Однако к 35 годам лишь незначительное меньшинство мужчин и женщин не имеют брачного опыта. Большинство одиноких людей в возрасте от 30 до 50 лет находятся в состоянии развода „между“ браками. Большая часть одиноких людей старше 50 лет — вдовцы».

Одинокие люди оценивают свое состояние неоднозначно. Не обремененные семьей люди имеют большие перспективы в отношении карьеры, возможность путешествовать и отдавать всего себя работе; одиночество дает свободу и независимость и делает возможным разнообразие сексуального опыта. Но по оценке психологов, в целом мотивы вступления в брак у одиночек выражены довольно сильно и почти все оценивают свое одиночество как состояние временное.

Специалисты в области семьи и брака считают, что в Восточной Европе в общих чертах намечаются те же тенденции, которые характеризуют положение семьи в экономически развитых странах: увеличение количества гражданских браков, более поздний возраст вступления в первый брак, увеличение числа разводов, снижение рождаемости, позднее рождение детей, стремление семьи жить отдельно от старшего поколения. В Европе сейчас очень распространены так называемые уикенд-браки, когда супруги проживают на разных квартирах, и шаттл-браки, когда партнеры проживают в разных городах или даже странах. Эта тенденция является выражением стремления личности к уединению для восстановления собственных сил.

Светлана Долгополова в статье «Cемья. Может ли она стать анахронизмом?» пишет о «новом и поразительном явлении» в области семейных отношений:

«И у нас, и в Европе, и в Америке женщины часто готовы рожать детей в гражданском браке, но не готовы заключать официальный брак с мужчиной. Наметилась даже очень интересная тенденция — мужчины хотят жениться, а женщины замуж идти не хотят. Они стали более динамичными, оказались более приспособленными к новым условиям жизни. Женщина готова прокормить ребенка и поставить его на ноги, но ей совершенно не хочется нести какие-то экономические обязательства по отношению к мужчине. Это кардинально меняет все представления о распределении мужских и женских ролей в семье и обществе. Все эти факты говорят о размывании традиционной единообразной нормы семейной жизни. Важно еще то, что реальное поведение людей меняется быстрее, чем происходит само осознание этих перемен».

Интересно, что на Западе изменилось отношение к браку в первую очередь именно у женщин. По данным социологов, только 47 % немок связывают представление о счастливой жизни с браком, в то время как 57 % немецких мужчин стремятся к брачным узам и объединяют эти понятия.

Переход к современной семье в Европе западные исследователи называют «вторым демографическим переходом». Брак «стареет», что является одним из существенных признаков начала трансформации семьи. Однако, как показало исследование, чаще всего создание семьи откладывают на более поздний срок те, кто ориентируется на традиционную официальную регистрацию брака. Другой важнейший признак трансформации семьи — увеличение числа гражданских союзов. Все чаще создание семьи начинается с сожительства — без заключения брака. Но все-таки до сих пор большинство европейцев считают, что семья должна оформлять свои отношения, иначе довольно скоро незарегистрированная семья станет не только прелюдией к браку, но и единственной альтернативой ему.

Чем любовь на Западе отличается от любви в России

Приехав в США, я увидела новую модель отношений. Нет нашей страсти и пылкости, но есть кое-что другое. Я долго анализировала, какие же отношения лучше — русские или западные. И пришла к выводу, что и те, и другие.

Вот бы взять только лучшее из каждой модели поведения. Ну а чем же отличается наша любовь от западной, расскажу прямо сейчас!

Отличие от Запада

Главной отличительной чертой русской любви от западной являются чувства. У русских отношения происходят, как вспышка. Встретились, влюбились, поженились. Нам главное, чтобы была та самая сильная эмоция, без которой любовь — не любовь.

В западных странах чувство само собою должно быть, но почвой становится выбор. Девушки и парни выбирают партнёра, чтобы подходил эмоционально, дал то недостающее, что нужно тебе.

Исходя из этого, теперь понятно, почему на западе меньше разводов. В России вспышка прошла, а брак остался. И что делать, если жить с пассией становится невыносимо? Конечно, после всех ссор и скандалов следует развод.

Запад отличается большей прагматичностью в выборе партнёра. Главным постулатом является не любовь, а то, что партнёр может дать взамен. Такие отношения можно назвать партнёрскими. Что в этом плохого? Да в принципе, ничего. Пара практично и продуманно подходит к выбору. В результате в семье меньше скандалов, непонимания и ссор.

Единственной негативной стороной в западной паре может стать отсутствие искры в отношениях. Но это можно решить. Такая пара базирует взаимоотношения больше на уважении, нежели на таком зябком слове «любовь».

Всё чаще в России последнее время мы наблюдаем модель европейских отношений. Например, «бьёт — значит любит» уже не котируется, как норма. В семьях, где муж бьёт, жена уже не терпит, а уходит. То же связано не только с насилием, но и другим антисоциальным поведением. Женщине стало легче собрать вещи и уйти из семьи, чего не скажешь о прошлых временах.

Спроси у любого россиянина «Что такое любовь?» и ты услышишь миллионы разных ответов. Для каждого она своя. Вот и получается, что мы влюбляемся как-будто нами овладевает какая-то непреодолимая сила, а в западных странах человеку свойственно выбирать. Грубо говоря, он выбирает, в кого влюбиться.

Не просто так существует в народе шутка, что любовь придумали русские, чтобы не платить женщинам за секс. Это ещё раз доказывает, что русскому народу свойственно это чувство в большей мере, чем кому-либо другому.

На Западе нет любви?

Но значит ли это, что западные люди не склонны любить? Конечно, нет! Западный человек не склонен к браку по расчёту или по другой причине. Психолог Роберт Ливайн провёл исследование, которое подтвердило это мнение. Людям из разных стран был задан вопрос о том, стали бы они жениться, не испытывая любовных чувств? Подавляющее большинство ответили: «Нет».

То есть, мы чётко видим, что на западе люди вовсе не сухари, для них любовь существует и важна не меньше нашего, но выбор они осуществляют более рациональный, нежели в нашем обществе.

Вот ещё одна разница между культурами. Европеец задаст себе вопрос при выборе партнёра: «Какое чувство я испытываю?» Азиат в свою очередь склонен размышлять: «Что скажут другие, если я выберу её (его)?» Для нас также важно мнение окружающих.

Но с каждым десятилетием рамки запада и востока стираются. В наши жизни приходит всё больше западных норм отношений не только между мужчиной и женщиной, но и между деловыми людьми.

Источник https://nationmagazine.ru/people/eta-strannaya-lyubov-inostrannaya/

Источник https://sex.wikireading.ru/5841

Источник https://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/ljubov-na-zapade-i-rossii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *