Женщина на руси отношение мужчин

Современный мир стал очень скуп на слова похвалы, подбадривания, одобрения и поддержки – их словарный запас сократился до десятка слов, большая часть которых вышла из жаргона или является англицизмами.

Ласковое обращение мужчин и женщин друг к другу и вовсе пестрят живодёрней: «зайчик», «котик/-ёночек/-чка», «медвежонок», «цыпа», «пупсик», «чебурашка» и т.п. Причем подобными прозвищами удостаиваются и женщины, и мужчины.

Хотя ещё 50 лет назад ни одна здравомыслящая девушка и женщина не позволила бы себе снисходительного и ласкательного тона по отношению к мужчине старше 7 лет. Это воспринималось как унижение мужского достоинства. Да и мужчины считали себя защитниками, кормильцами, поэтому в их ласковом обращении к девушкам и женам сквозило покровительство, а не унижение.

Кроме того, в ласковых обращениях выделялись, прежде всего, душевные качества партнёра, а не выдающиеся части тела. Сравнения всегда были образны, мифологичны, и, если уж и выбирались животные образы, то те, которые отличались особой верностью, семейностью, например: «лебедин мой» или «лебёдушка», «сокол ясный» и т.д. В общем, давайте вспомним, как наши предки в разные периоды величали друг друга для выражения симпатии, покровительства, душевного расположения и любви. Может, что-то и вы возьмёте на вооружение?

Обращение мужчин и женщин на Руси

В древней Руси и царской России с 14 лет девушки и парни начинали посещать зимой посиделки, которые помогали под присмотром старшого или ведуньи оттачивать навыки межполовой коммуникации, т.к. до этого периода общались с противоположным полом, по большей, части внутри семьи и ближнего рода. Поскольку одной из целей посиделок был «пригляд» к потенциальным женихам и вестам, то существовали разные способы обратить на себя внимание у обоих полов: тут и песни-заигрыши, и шутки, участие в мистериях и лубочном театре, хороводы и игры, и многое другое.

Естественно, что обеим сторонам хотелось словесно выразить своё отношение к понравившейся стороне, ведь объятья, поцелуи, прикосновение к телу были строго табуированы до свадьбы. Даже за попытку взять девушку за руку вне игры и хоровода, можно было получить пряслицем по лбу.

Именно поэтому в заигрышах и причетах, как и в разговорной речи, того времени встречались слова – обращения:

  • добрый молодец (парень с добрым именем);
  • красна девица;
  • милОй, милёнок, милая (сердцу моему);
  • друг разлюбезный;
  • душа, душенька;
  • баский, баская, баскоточка (красивая, только тебя вижу средь других);
  • задобный (молодец) (желанный, любимый, милый);
  • лелека (к любому полу), лелейный (-ая) (от имени Богини Лели – покровительнице влюблённых и весны); девушки часто называли своего избранника Лелем, а тот в ответ – Лелей;
  • любич (мужчину) (любимый); любава (позже это превратилось в имя), лЮба;

Обращения в просватанных и семейных парах

Просватанная и семейная пара обретала больше «вольностей» в плане обращения, в том числе и словесного:

  • сокол ясный/сокОлица ясноокая — только после свадьбы, т.к. данные птицы – символ семейного единства;
  • лебедь белая, лебедин — только для просватанных, перед свадьбой, есть в провожальных и венчальных песнях;
  • лад, ладо/лада, ладушко (от имени Богини любви и семьи Лады);
  • разласка моя(-й) милая (ласковая(-ый)) – когда уже женаты, т.к. символ телесных отношений;
  • услада сердца моего;
  • обращение жениха к весте: зазнобушка (подчёркивает, что ценит он её за игривость и весёлый нрав, умение привлечь его внимание), белушка (от белая лицом, чистая в радости, не злобливая), любушка (умеющая проявить любовь заботой), лапушка (умеющая чрез рукоделие, заботу утолить печаль), милушка (мило улыбающаяся, приветливая нравом и характером, не грустная), душенька (душевно говорящая);
  • суженый/суженая (данный судьбой) – подтверждение в верности и скорости сватовства или свадьбы;
Читать статью  Если мужчина обижает свою женщину, он может все потерять — и никакой мистики в этом нет

обращение мужчин и женщин

Также в супружестве существовало множество ласковых слов друг для друга, которые не выходили за рамки спальни или дома. Все они завуалировано или открыто выражали восхищение душевными качествами партнера, а обращенные к мужчине еще и его силой, умением защищать, заботиться, покровительствовать, направлять.

  1. Свет очей моих.
  2. Душа моя ненаглядная.
  3. Щедрота моя (щедрый)/щедрунько (к женщине).
  4. Заботушка мой(-я).
  5. Ласка чернобурчатая (к жене).
  6. Сугревушка моя теплая.

Христианская вера привнесла в семейные отношения такие обращения, как:

  • Государь мой/государыня моя.
  • Сударь/сударыня.
  • Голубка моя/голубь мой.

Если произнести все перечисленные обращения, которые приведены в нашей статье, то в каждом слове чувствуется: уважение, забота, теплота, восхищение и любовь к своему избраннику/це.

П.С. Современный человек забыл душевные обращения к противоположному полу, темп жизни заставляет общаться урывками. Если так пойдет и дальше, люди совершенно перестанут общаться, а взаимоотношения неотъемлемая часть в жизни для социального человека. Предлагаем вам изучить курс «Риторика взаимоотношений между мужчиной и женщиной». На курсе вы узнаете, как строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной и многое другое.

Об авторе

Арина Никитина

Знахарь, потомственная ведунья, преподаватель славянской культуры и носитель славянской традиции, филолог, мануальный терапевт, хирург.

«Бабы», «молодки»: почему к ним относились с уважением на Руси и что означали эти понятия

Мы привыкли употреблять слово «баба» по отношению к немолодым и часто не слишком привлекательным женщинам. Однако у наших предков это определение имело несколько иной смысл.

В Древней Руси и мужчин, и женщин разделяли согласно занимаемому ими статусу в обществе. При этом имели значение возраст, семейное положение человека, наличие или отсутствие детей.

Интересно узнать, кого на Руси могли назвать «бабой», «молодкой», «молодухой» и почему.

До и после вступления в брак

Молодых девушек, не вступивших в брак, называли «девками» или «девицами». Они могли распускать и показывать свои волосы, а также и заплетать их в косу, надевать множество украшений, покрывать голову было необязательно.

Женщина, выданная замуж, должна была прятать свои волосы под платком. Всю красоту ей следовало хранить для ее супруга. Ее общественный статус при этом повышался, ведь теперь у нее появлялись новые функции — рожать и воспитывать детей, быть хозяйкой дома. Ценность замужней женщины определялась как раз способностью быть продолжательницей рода.

Бабы и молодки

Девица на выданье на Руси была сравнима с васильком. Эти цветы прекрасны, но никакой пользы не несут.

Молодая женщина, выданная замуж, была как спелая пшеница — несла плодородие всему роду. Рождение детей поднимало женщину на самый высокий уровень в обществе. Молодых мам уважительно называли «молодками» или «бабами». Это зависело от того, ребенок какого пола родился. Если мальчика, то его мама становилась «молодкой» или «молодухой», если девочку — то «бабой».

Читать статью  Доска бесплатных объявлений: Знакомства, Мужчины ищут девушек

Семье нужны были рабочие руки, а потому молодухи пользовались уважением. Подрастая, сын помогал отцу обрабатывать землю, ухаживать за лошадьми и выполнять другую тяжелую работу.

Отношение к бабам

«Бабы», то есть матери девочек, были в еще большем почете у общества. Никакой негативной оценки слово не несло. В праславянском языке «ба» означало жизнь. Мать, родившая в этот мир дочь, становилась «вратами жизни», ведь через нее приходила в мир продолжательница рода. Так происходила преемственность поколений.

Про родившую говорили, что она «обабилась». В наши дни это слово окрашено негативно и употребляется по отношению к женщинам, которые располнели после родов и перестали за собой следить.

Но наши древние предки наоборот уважали «обабившихся» женщин, поскольку это были матери, несущие в наш мир новую жизнь. Конечно, определение «баба» косвенно указывало на возраст, ведь назвать так молодую девушку никто не мог.

Слово «ба-ба» подразумевало удвоение женского начала. Ведь мать рожала дочь, которая в будущем должна была сама принести в мир новую жизнь.

Женщину-мать в возрасте почтительно называли «бабушкой». Это слово относилось к основательнице рода, подарившей миру много детей, а через них — и внуков.

Так что и «молодки», и «бабы» на Руси были чрезвычайно уважаемы, поскольку именно они давали жизнь новым поколениям и обеспечивали продолжение рода.

К сожалению, в наши дни первоначальный смысл многих определений был утрачен. И сегодня слово «баба» употребляется скорее как оскорбление, а «молодух» и вовсе не стало, ведь людям даже не приходит в голову уважать женщину только потому, что она родила мальчика.

На каких женщинах русские мужчины никогда не женились

Невесту на Руси во все времена выбирали тщательно, придирчиво оценивая и внешний вид, и характер. Существовали критерии, которые снижали шансы девушки выйти замуж. Обнаружив изъян, мужчины таких сторонились, а если и брали в жены, то очень неохотно, в скором времени после свадьбы начинали поколачивать и превращали жизнь женщины в ад.

Худую взять – стыдно в люди показать

На протяжении столетий сложился стереотип женской красоты. «Красулей» или «красавой» называли женщин крепкого телосложения, с высокой грудью и широкими бедрами, с гладким и белым лицом, на котором играет легкий румянец, с блестящими и здоровыми волосами. Чем больше реальные данные отклонялись от идеала, тем меньше было шансов у девушки выйти замуж.

Исследовательница женского идеала красоты у крестьян в пореформенной России, С. Шаповалова, справедливо отмечает, что «дородность» (умеренная полнота) – одно из важнейших качеств, которое ценили женихи. Оно и понятно: хотелось обрести работницу, а не «жиденькую и слабенькую» нахлебницу, называемую «холерой». На плечи молодой жены взваливали не только самую черную домашнюю работу. Она была обязана наравне с другими работать в поле, рожать детей, обшивать всю семью. У субтильной «холеры» и сил-то на это не было.

Худоба часто рассматривалась как уродство, значительный изъян, признак вырождения. У худых женщин почти всегда был узкий таз. А это уже говорило о том, что она, если и забеременеет, то не доносит ребенка или родит мертвого. Оценивали будущую жену и по обхвату голени – они должны быть как «столпы», чтобы и 80-килограммовый мешок могла поднять, и пару детей на руках удержать. Неслучайно, молодухи на смотрины надевали на ноги по 2-3 пары толстых чулок – чем голени толще, тем больше шансов выйти замуж.

Читать статью  Антон Чехов о любви и браке (Юрий Язовских) /

Ялицу взять – наследников потерять

Мужчины опасались взять «ялицу», то есть девушку бесплодную. И хотя в отдельных областях России предпочитали брать в жены девиц целомудренных, в других, напротив, охотнее присматривались к тем, у кого уже были дети. Парни охотно сватались к матерям-одиночкам, которые доказали женскую состоятельность и полноценность. И были абсолютно уверены – «пустоцвет» им не попадется. Такая практика, в частности, существовала у старообрядцев Русского Севера. Там зачастую добрачных детей приживали специально, чтобы повысить шансы быть засватанной.

Умную взять – не даст слова сказать

Важным критерием при выборе невесты становилась «умнота» – и это качество не равнялось уму в сегодняшнем понимании. Умная девушка вызывала подозрение – вдруг колдунья? Да и не будет такая в рот мужу заглядывать, беспрекословно выполняя все его желания. А вот та, что обладает «умнотой» – другое дело. Значит, умеет правильно себя вести в различных бытовых ситуациях: может быть ласковой, послушной, вежливой, приветливой, доброжелательной, а если нужно – то и спуску не даст. Сегодня это качество называется женской мудростью.

А еще парни любили девушек с веселым нравом. Чтобы и плясать умела, и пела лучше всех, и светилась от счастья, даже если на душе кошки скребут. Таких называли «гульливыми» и «забавливыми», но в своей «гульливости» молодухам не следовало заходить слишком далеко. Как говорится, веселись – да меру знай.

Вместе едали – о свадьбе забывали

В книге М.Семеновой «Мы – славяне!» упоминается еще одна преграда, которая ставила крест на свадьбе. Если парень с девушкой вместе ели, не бывать им мужем и женой. На Руси в старину говорили: «С кем вместе едят, на тех не женятся». А всё потому, что совместная трапеза делала людей родными, превращала парня и девушку фактически в брата и сестру. Кто же будет преломлять хлеб с чужаком? А брак между родственниками, как известно, не поощрялся. В первую очередь – в интересах рождения здорового потомства. Неслучайно во время сенокоса и других полевых работ неженатые мужчины и незамужние женщины ели отдельно – либо в кругу своей семьи, либо в компании подружек или друзей.

Злая жена – что Сатана

В книге Н.Пушкаревой «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии» находим четкое противопоставление: «жена добрая» – «жена злая». Последние на протяжении столетий рисовались в народном сознании «пороздными» (праздными), потакающими своей лености, не умеющими «вести дом», блудливыми и неверными. Таких часто метко называли «безалаберными».

В образе «злой жены» воплотились все качества, которые были противны русским женихам – чрезмерная забота о собственной внешности, тяга к независимости или главенству в семье, самостоятельность в суждениях, склонность к «великим пакостям», злословие и лживость, «чародеинные наузы» (колдовство). Каждое из этих качеств, обнаруженное в потенциальной невесте, напрочь отворачивало женихов. Более того, свои наблюдения они пересказывали друзьям, так что девушка, попавшая в категорию «злой жены», напрочь лишалась шансов выйти замуж.

Источник https://arina-nikitina.ru/obrashchenie-muzhchin-i-zhenshchin/

Источник https://www.syl.ru/post/society/78694

Источник https://cyrillitsa.ru/past/140181-na-kakikh-zhenshhinakh-russkie-muzhchiny-nik.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *