Лекция по курсу «Психология семьи»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основные понятия психологии семьи.

1. Функции семьи

2. Структура семьи

3. Динамика семьи

Определение семьи. Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственны связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Функции семьи. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Классификация потребностей по Маслоу — 6 уровней. Более простая — потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной — от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно — бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать — это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья — это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидности (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны).

6. Сексуально — эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Нарушение функции семьи — это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник — родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений — родители и дети. Существует 2 разновидности — полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма — расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант — семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант — большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант — семья — клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример — сицилийская мафия.

5-й вариант — семья — двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной. Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

· Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).

· психологическая линия — позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

2. Смерть одного из членов семьи

В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия — этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии — проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают — пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

· неподготовленность к супружеству

· плохие бытовые условия

· отсутствие жилой площади

· вмешательство родственников во взаимоотношения молодых

2-я стадия — семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет. Воспитательная функция — основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема — что сохранять — себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

1. Семья с младенцем

2. Семья с дошкольником

3. Семья с школьником до 12 лет

4. Семья с подростком — юношей (12-21год)

Затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя — начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой — это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей — кризис эго идентичности — поиск себя; папе с мамой под 40 — у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

Читать статью  Фильмы про разводы супругов – список лучших по версии Планеты Закона

3-й этап — завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность — кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста — удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Проблемы семьи в современном обществе

Семья – ячейка общества, решающая его фундаментальные задачи. На современном этапе она переживает серьёзный кризис, который в первую очередь связан с обесцениванием моральных установок. Усугубляют ситуацию ухудшение экономической ситуации, увеличение стоимости жизни, неэффективные меры социальной поддержки. В этой статье мы поговорим о наиболее уязвимом институте брака – молодой семье, а также о таких бедах, как алкоголизм и насилие в семье. Кроме этого, уделим внимание проблемам, с которыми сталкиваются приёмные родители и дети.

Основные проблемы современной семьи

Близкие люди дают ощущение поддержки, тепла, значимости собственной жизни. Каждому человеку важно знать, что он не одинок, нужен, что он любит и любим. Хорошо, когда отношения в семье складываются на основе доверия, уважения и взаимопонимания. Однако гармония царит далеко не во всех ячейках общества. Рассмотрим основные факторы, являющиеся угрозой для брачных уз:

  • Пагубные пристрастия и зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают личность человека, превращают его в животное, для которого не существует нравственных ориентиров. Не менее страшна игромания. Вырваться из её цепких лап очень сложно.
  • Отсутствие общей жизненной цели. Семья – это команда, и поэтому у неё должна быть совместная задача, объединяющая всех членов. Когда семейный корабль неспешно дрейфует в пучине волн, подчиняясь ветру и течению, а не отважным мореплавателям, жизнь команды становится пресной и унылой.
  • Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Потребительское отношение к жизни формирует стереотипное мышление. Так, в погоне за материальными благами семья уходит на второй или даже третий план. На первом месте может оказаться карьера, на втором – увлечения, желание получать от жизни удовольствия. В такой ситуации в первую очередь страдают дети.
  • Отсутствие любви и уважения вызывает эгоистичное поведение супругов, концентрацию на собственной личности, что влечёт взаимные обиды, непонимание, претензии, скандалы.

Проблемы молодой семьи

В конфетно-букетный период супругам может показаться, что в их молодой семье, где нет разлада, ссор и скандалов, проблемы отсутствуют. Они уверенны в том, что им повезло встретить свою идеальную вторую половинку. Адекватно воспринимать ситуацию они смогут лишь спустя некоторое время, когда розовая дымка рассеется, жизнь внесёт свои коррективы в их мировосприятие и расставит всё по своим местам.

Основные проблемы современной семьи можно разделить на два блока: социально-психологический и социально-экономический.

  • Бич нашего времени жилищная проблема. Лишь некоторые молодожёны могут рассчитывать на помощь родителей в этом вопросе. К сожалению, далеко не все получают такой шикарный подарок к свадьбе. Основная часть останавливается на съёмном варианте жилья или приобретении его в кредит. Безденежье заставляет молодых жить под одной крышей с родителями.

Около 40% молодожёнов планируют жить после свадьбы с родителями, что говорит об их социальной незрелости и экономической зависимости.

  • Низкая заработная плата и безработица вызывают проблемы с трудоустройством. Молодые относится к наиболее уязвимой группе в силу отсутствия профессионального и социального опыта, что делает их менее конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов. Неудовлетворение заработком вынуждает искать лучшей доли в других городах, что негативно отражается на стабильности брака.
    Женщинам, имеющим маленьких детей, довольно трудно устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Если это и случается, то работодатель, опасаясь выплат по больничным листам или декретному отпуску, использует различные внеправовые меры воздействия. Такое положение вещей ставит под угрозу существование молодой семьи.
  • Психологическая адаптация в молодой семье проходит без опоры на какие-либо законы и знания. Отсутствие опыта осложняет формирование стереотипов общения, типа взаимоотношений, который удовлетворил бы обоих. Порядка 20% молодых семей нуждаются в помощи психологов. Обращаются к ней лишь единицы.
  • Ранние браки бывают хрупкими в силу незрелости молодых людей. Поспешность их решения проявляется в неготовности брать на себя ответственность за членов семьи, принятии на себя новых обязанностей. Психологические проблемы появляются там, где нет стремления и умения преодолевать препятствия, искать выход из сложных жизненных ситуаций, обеспечивать комфортную атмосферу.
  • Большинство молодых семей сталкиваются с материально-бытовыми проблемами. Именно они нередко становятся сдерживающим фактором в вопросе деторождения и пусковым механизмом в бракоразводных процессах.

Более 90% молодых семей в нашей стране отмечают рост материальных проблем после появления ребёнка. Половина из них относится к категории нуждающихся и лишь порядка 10% не испытывают материальных затруднений.

Возникающие конфликты

В силу своей неопытности супруги в молодой семье могут не совсем понимать, что такое брак, поэтому этап «притирки» иногда проходит довольно непросто. Умение находить выход из конфликтных ситуаций является показателем готовности молодожёнов к семейной жизни.

Выделяют следующие причины конфликтов в молодой семье:

  • Распределение бытовых обязанностей между супругами, которые до свадьбы не вели совместного хозяйства. Девушке, едва знакомой с домашними хлопотами, нелегко эффективно организовать решение бытовых вопросов, как и парню, ничего не делавшему до этого по дому, включиться в работу. Нежелание брать на себя ответственность за бытовые задачи провоцирует ссоры и скандалы.
  • Очень важным моментом является вопрос финансов и управления ими. Зачастую молодожёны испытывают материальные затруднения в силу своей финансовой несостоятельности. Студентам, молодым специалистам приходится уповать на поддержку родителей. Средства, которые поступают в семейную корзину, необходимо грамотно распределять: оплата за жильё, покупка продуктов питания, бытовой химии, необходимых вещей. При ограниченном бюджете это довольно непростая задача, которая нередко становится поводом для выяснения отношений.
  • Нарушение границ семьи ближайшими родственниками – родителями – ещё один распространённый повод для конфликтов. Старшее поколение всегда знает, как лучше поступить молодым супругам. Зачастую они не хотят понимать, что дети выросли и не обязаны принимать их ценные указания по поводу воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, обязательств в семье как руководство к действию. Если родители не согласны с выбором своего ребёнка, то отношения усложняются личной неприязнью.
  • Рождение малыша становится испытанием молодой семьи на прочность. Появляются новые обязательства, увеличиваются финансовые затраты, у молодых возникают определённые ограничения. В первые месяцы после рождения ребёнка постоянное недосыпание, детский плач, болезни усложняют жизнь молодой пары. Если все обязанности возлагаются на хрупкие плечи женщины, она рискует с ними не справиться, что инициирует бурные конфликты.
  • В случае, если решение о браке было незрелым, разрушить семейную идиллию могут различия в мировосприятии, системе ценностей, взглядах на жизнь. Сохранить ячейку общества здесь помогут уважение и желание найти компромисс.

Решение конфликтных ситуаций в молодой семье

Проблемы семьи в современном обществе

Изречение «С милым рай в шалаше» давно утратило свою актуальность в нашем потребительском обществе. Безденежье способно разрушить самую крепкую семью. Поэтому, вступая в брак, стоит объективно оценивать свои возможности. Необходимо выяснить потребности, стремления каждого из супругов. Если девушка считает, что молодой человек обязан обеспечить ей достойную жизнь в особняке, глупо ожидать такого уровня доходов от обычного работяги. Конечно, случается так, что желания супруги становятся для мужчины сильнейшей мотивацией. Но большого успеха достигают лишь единицы. Чтобы получить результат, нужен трамплин в виде хорошего образования и невероятного желания стать успешным. Поэтому молодым нужно обговорить, что каждый из них ожидает от брака, каким видит будущее семьи через несколько лет и что готов сделать для того, чтобы оно было радостным и счастливым.

Разумеется, такие меры не могут гарантировать полное отсутствие конфликтов. Столкновения интересов, мнений, различных позиций неизбежны в любой семье. Но одним супругам хватает мудрости для их разрешения путём совместного поиска компромиссов, а у других для этого нет ни терпения, ни желания.

Нерешённые внутрисемейные проблемы разъедают брак. Взаимные невысказанные обиды заставляют сохранять дистанцию, держат членов семьи в эмоциональном напряжении. Психологи советуют не замалчивать обиды. Высказывать претензии следует в форме доверительной беседы. Разговор на повышенных тонах не поможет найти выход из ситуации. Следует проявлять корректность, терпимость: обидные слова могут нанести тяжёлые раны, которые станут трещиной в семейных отношениях.

Отличной профилактикой конфликтов являются уважение, сдерживание гнева, злости, плохого настроения.

Остановимся подробнее на нескольких методах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации в семье.

  • Метод смены векторов. Он заключается в переключении с деструктивного стиля поведения (криков, брани, игнорирования) на позитивный. Если причина для размолвки является несущественной, снять накал страстей можно шуткой или, переведя разговор в другое русло.
  • Выясняя отношения, соблюдай последовательность – тема обсуждения должна быть одна. Иначе банальная ссора может превратиться в ураган.
  • Выяснять отношения следует в приватной обстановке, без присутствия посторонних, чтобы не задеть чувство самолюбия супруга. Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго.
  • Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи.

Чтобы обозначить проблемы в семье и найти пути их решения, нужно объединить усилия, а не требовать друг от друга слишком многого. Крепкий союз основан на сотрудничестве, поиске компромисса.

Алкоголизм в семье

Злоупотребление алкоголем мешает построению здоровых отношений в семье. Непьющие родные алкоголика часто пребывают в состоянии депрессии, проявлениями которой являются подавленное состояние, чувство тревоги, плаксивость, апатия, головные боли.

Пьяные дебоши, их постоянное ожидание и повторение держат семью в эмоциональном напряжении. Страх, ненависть, низкая самооценка, ощущение вины рождают новую модель поведения и новый уклад семейной жизни.

Реакция непьющей жены или мужа на алкоголизм партнёра будет различной в силу психофизиологической и половой дифференциации. Жена алкоголика начинает действовать на ранних стадиях зависимости. Ежедневные разговоры и убеждения постепенно перерастают в ссоры и скандалы, что вызывает демонстративное поведение мужа и провоцирует его на новые «подвиги». Если жене удаётся убедить супруга, дело доходит до госпитализации.

Непьющий муж заметит проблему гораздо позже. В первое время он будет занимать выжидательную позицию. Для устранения проблемы, он примет одну из радикальных мер – развод, госпитализация в клинику, обращение за помощью к родственникам.

Самая опасная ситуация, когда алкоголизму подвержены муж и жена вместе. Спасти их может только участие третьих лиц.

Когда муж – алкоголик

Пьянство главы семьи – большая беда для всех её членов. Его можно сравнить с бомбой замедленного действия: сложно предугадать, каким будет его поведение через несколько минут.

Непьющая жена алкоголика является созависимой. Она не в состоянии адекватно оценить обстановку и считает себя причастной к тому, что происходит с мужем. Нередко женщина, пытаясь спасти супруга, забывает о своих потребностях и желаниях, растворяясь в его проблемах.

Психологию мужа-алкоголика определяет поведение женщины. От её поступков и отношения к нему зависит его желание возвращаться домой, степень его агрессии, согласие на прохождение лечения.

Самые распространённые ошибки созависимых жён:

  • Выяснение отношений с пьяным мужем. Это опасно для жизни и здоровья женщины. Провокация гневными замечаниями, поучения и наставления могут вызвать вспышку агрессии.
  • Выставление супруга за дверь может привести к травматизму или летальному исходу. Лучше уложить его спать.
  • В доме не должно быть толерантности к спиртному, включая праздничные даты.
  • Нельзя быть его нянькой. Мужчинам это очень нравится, поэтому он будет продолжать пить, желая остаться в центре внимания.
Читать статью  Психология отношений матери и дочери.

Если муж оступился, не игнорируйте его проблему, не оставляйте наедине с болезнью. Протяните ему руку помощи.

Когда жена – алкоголик

Существует стереотип, что женский алкоголизм встречается лишь в неблагополучных семьях. Статистика свидетельствует о том, что часто спиваются успешные и состоятельные дамы. Обычно всё начинается с дружеских застолий и посиделок. Алкогольная зависимость у женщин развивается довольно стремительно, гораздо быстрее, чем у мужчин. Это объясняется их физиологическими особенностями. Вскоре женщине уже не нужна компания для распития спиртных напитков – она делает это в одиночку и ежедневно. Чаще всего супруг понимает, что у жены проблема, когда она серьёзно больна. О том, что следует бить тревогу, говорят следующие факты:

  • Женщина перестаёт за собой ухаживать, не следит за своим внешним видом.
  • Не заботится о членах своей семьи, игнорирует домашние обязанности.
  • В трезвом состоянии она пребывает в плохом расположении духа: проявляет раздражительность, агрессию.
  • Чтобы поправить настроение, ей необходима доза спиртного.
  • Плохой аппетит ведёт к резкому снижению массы тела.
  • Из-за разрушительного влияния алкоголя страдают все системы организма, угасают когнитивные функции, что выражается в снижении умственной работоспособности, проблемах с памятью и интеллектом.

Причины алкогольной зависимости зачастую кроются в психологических проблемах:

  • Отсутствие поддержки и взаимопонимания в семье, близости на эмоциональном и духовном уровне. Женщина испытывает одиночество.
  • Ссоры и конфликты стали нормой для членов семьи. Никто не стремиться к её сохранению.
  • Проблемы в рабочей сфере. Нет возможности для профессиональной самореализации. В силу объективных причин женщина вынуждена работать не по профессии, а занимать низшую должность, что ущемляет её самолюбие.
  • Стрессовая ситуация, например, связанная со смертью близкого родственника, разводом или увольнением.
  • Алкоголизмом страдали родители, на девочку повлияло их деструктивное поведение и наследственность.
  • Зависимость сформировалась из-за слабого характера. Она подвержена влиянию пьющего окружения – подруг, мужа.

Пути решения проблемы алкоголизма в семье

Проблемы семьи в современном обществе

Победить алкоголизм в семье удастся лишь в одном случае – если зависимый сам захочет этого. Без помощи специалистов – нарколога и психолога – в таком сложном деле не обойтись. Но вот беда, зачастую одурманенный алкоголем больной отказывается от лечения. Самый распространённый ответ: «Я смогу бросить сам, когда посчитаю нужным».

Нередко меры, к которым прибегают члены семьи пьющего человека, оказываются ошибочными. В их числе – угроза принудительного лечения. На практике она бессчётное количество раз подтвердила свою неэффективность. Попытка оградить алкоголика от спиртного путём лишения денег также безрезультатна. Зависимые обязательно найдут способ, чтобы удовлетворить свою потребность. Скандалить, кричать, обвинять плохая идея. Это вызовет лишь ответную агрессию.

Как жить с алкоголиком в семье, что делать? Вот несколько рекомендаций:

  • Первым делом следует постараться определить, что стало причиной алкоголизма. Доверительная беседа и терпение помогут понять, какие страхи, переживания и обиды человек прячет за рюмкой.
  • Если зависимый отказывается идти на приём к врачу, начать процесс рекомендуется с посещения кабинета психолога. Истинную причину визита можно скрыть, сославшись на желание решить проблемы в семье.

Если визит к психологу невозможен, попробуйте «подсунуть» вашей второй половинке полезное чтиво. Не об алкоголизме, а о том, как обрести себя. Проработать внутренние травмы можно и самостоятельно, это даст шанс иначе взглянуть на мир.

  • Любой человек должен ощущать, что он нужен. Не лишайте пьющего члена семьи общения с детьми, разумеется, в моменты, когда он пребывает в здравом уме и свежей памяти. Не упрекайте, не вините, а говорите о том, какую важную роль он играет в их жизни.
  • Поддерживайте атмосферу доброжелательности, демонстрируйте, что вы уважаете близкого вам человека, несмотря на пьянство.
  • Постарайтесь заполнить его свободное время интересным занятием, хобби, спортом.
  • Ежедневно в мягкой форме общайтесь о необходимости лечения. Убеждайте его в том, что болезнь можно победить. Избегайте импульсивных действий по отношению к нему, которые могут привести к тому, что он замкнётся в себе и не будет идти на контакт.

Больной алкоголизмом нуждается в комплексном лечении – психологическом и медицинском. При правильном подходе и грамотно подобранном лечении и реабилитации возможно достижение положительного результата.

Насилие в семье

Домашнее или бытовое насилие – это акты агрессии, направленные на одного или нескольких членов семьи, которые осуществляются регулярно на протяжении определённого времени.

Причиной насилия являются внутренние проблемы агрессивного человека, его непроработанные обиды, чувство вины.

Тиранство

Проявления тирании в семье могут быть различными. Для того чтобы получить контроль, подчинить жертву своей воле, используют физическое, сексуальное, экономическое и эмоциональное насилие.

Чтобы оградить себя от тирании в семье, следует с особой тщательностью подходить к выбору избранника. Распознать угнетателя и мучителя можно по следующим признакам:

  • Тотальный контроль каждого шага женщины, ревность к любому, даже абсолютно незнакомому представителю противоположного пола.
  • Психологическое давление, занижение самооценки женщины. Тиран самоутверждается за счёт более слабых людей, находящихся в его зависимости. Это выражается в колких высказываниях, насмешках, оскорблениях, зачастую в присутствии других. Он не связывается с теми, кто сильнее его.
  • Абсолютная власть в семье, непринятие мнения других её членов. Смысл имеет только то, что думает и говорит он. Убедить его считаться с высказываниями других членов семьи невозможно.
  • Физическое насилие – главный признак тирании. Если мужчина однажды позволил себе поднять руку на женщину, это обязательно повторится вновь.

Деспот может прикрываться благими намерениями, говорить своей жертве о том, что на самом деле он её очень сильно любит, именно поэтому не смог сдержаться. Не стоит идти у него на поводу. Семейная тирания направлена на уничтожение личности человека. Если не выйти из этой ситуации вовремя, деструктивные изменения могут стать необратимыми.

Сексуальное домогательство к ребёнку

Насилию в семье могут быть подвергнуты дети любого возраста и пола. Однако специалисты выделяют несколько групп риска: дети от года до трёх лет, с особенностями психического развития, врождёнными дефектами, неродные дети.

Сексуальное насилие заключается в склонении ребёнка к половому сношению генитального, орального или анального характера.

Чаще всего половое насилие над детьми совершают близкие родственники: родные отцы, братья, дяди, дедушки, отчимы. Чувство стыда, вины, страхи заставляют детей никому не рассказывать о случившемся. Дети молчат и потому, что не чувствуют тесного контакта с родными, которым могли бы поведать о своей беде. Иногда они жалеют мать, видя, что её жизнь и без того тяжела. Если же дети и решаются предать огласке произошедшее, им не всегда верят.

Молчание «запечатывает» боль в душе человека на долгие годы. До судебных разбирательств дело доводят относительно нечасто. Хотя специалистами установлено, что там, где насильник был осуждён, жертвам удаётся лучше восстановиться после полученной травмы. Ощущение большей защищённости даёт им возможность быть уверенными, вернуть самоуважение и чувство собственного достоинства.

Решение проблемы насилия в семье

Насилие в семье происходит не потому, что в этом виновата жертва, которая позволила издевательства над собой, а потому, что у тирана есть психотравмирующий опыт, наследственная предрасположенность или психические заболевания, ставшие причиной его жестокого поведения.

Первое, что нужно сделать, обратиться к психологу или психиатру. Возможно, ваш мужчина болен и нуждается в лечении. Не осознавая своей проблемы, тиран не способен обратиться за помощью.

Не оставайся один на один со своей бедой. Интернет-ресурсы помогут тебе найти группу поддержки, состоящую из тех, кто испытывал подобное. Поинтересуйся, какой выход нашли другие люди из этой ситуации.

Если решилась уйти, ни за что не возвращайся. Насильник относится к жертве как к своей собственности и готов пообещать всё, что угодно, лишь бы удержать её. Твоё возвращение может закончиться для тебя довольно трагично. Ты обязательно будешь подвергнута наказанию. Согласно статистике, его следствием могут быть не только тяжёлые травмы, но и летальный исход.

Не молчи о проблеме, существующей в твоей семье. Обратись к юристу, в правоохранительные органы. Физическое насилие пресекается законом, за него несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Также могут помочь специализированные организации – кризисные центры, учреждения медико-социального восстановления, социальные службы.

Проблемы приёмных семей

Прежде чем взять в семью приёмного ребёнка, надо подумать о путях решения проблем, которые могут возникнуть с его приходом. Брошенные дети в подавляющем большинстве имеют психотравмирующий опыт, который в недостаточной степени осознаётся приёмными родителями.

При всём своём желании приёмный ребёнок не может принять на себя роль биологического. Это может привести к конфликту между родителями, кровными и приёмными детьми, что вызывает кризис, которому на начальной стадии совместного проживания будут подвержены все члены замещающей семьи.

Психологические проблемы приёмного родителя, например, такие как контролирующий стиль поведения, гиперопека, неприятие ошибок ребёнка ведут к отсутствию эмоционального контакта с ним.

Для приёмного, как и для биологического ребёнка, должны быть чётко установлены границы дозволенного. Их отсутствие провоцирует у ребёнка неадекватно растущие потребности, неумение брать в расчёт желания близких людей.

Проблемы, возникающие в приёмных семьях, обусловлены поведенческими реакциями ребёнка.

  • Несмотря на то, что ребёнок искренне радуется обретению семьи, трудности адаптации, с которыми он сталкивается, могут вызвать его агрессию. Он будет сбрасывать её в виде негативных эмоций на всех окружающих, в том числе и на своих приёмных родителей.
  • Дети с травмированной психикой зачастую гипреактивны: неусидчивы, слишком подвижны, им трудно сконцентрировать внимание на долгое время. Школьные уроки, где нужно сидеть полдня на одном месте, для них пытка. Такое поведение сложно контролировать, но всё же оно поддаётся коррекции.
  • Брошенные дети нередко бывают инертными и небережливыми. В детском доме у них не было личной собственности. Им трудно понять, что такое «моё», ведь до этого они знали только «наше». Они не умеют ценить то, что у них есть, не готовы к проявлению инициативы, ведь раньше все вопросы за них решали взрослые.
  • Зачастую у них слабое интеллектуальное развитие, и они отстают от возрастной нормы, что не всегда имеет под собой органическую основу. В большинстве случаев это результат социально-педагогической запущенности.

Адаптация детей в замещающей семье, как хрупкий осенний лёд, который может пострадать от одного неверного шага. Лишь терпение приёмных родителей способно помочь им преодолеть эту жизненно важную для них высоту.

Спектр проблем, которые могут возникнуть в семье, достаточно широк. Но некоторых из них можно избежать, если провести предварительную диагностику. Принимая то или иное решение, не следует спешить. Хорошенько подумай, осмотрись, постарайся взвесить все «за» и «против». Помни, что человек, руководствующийся чувствами и эмоциями и редко включающий разум, сам создаёт себе проблемы.

Лекция для родителей: «Что такое семья?»

–Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал: – Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

–Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

–Что же она сказала тебе? – спросил мудрец.

–Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?».

Просмотр презентации «Трещина в кувшине».

Жила-была женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время, как другой был безупречным и вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому женщины, кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь на половину. В течение двух лет это происходило каждый день: женщина всегда приносила домой только полтора кувшина воды.

Читать статью  10 методик для диагностики супружеских отношений. Психология счастливой жизни

Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые казалось, убедили его в бесконечной непригодности, кувшин обратился к женщине: — М не стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода. Женщина усмехнулась: — Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на другой стороне — нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.

Педагог-психолог: — «У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее!

Итак, все мои друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей
стороне тропинки!»

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка.

Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

Л. С. Выготский доказал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье. Большинство обращений к психологу связано с проблемами, возникающими в процессе воспитания детей. Конечно, не всегда эти вербально предъявляемые проблемы отражают истинное положение ребенка в семье и даже смысл обращения к психологу. Зачастую родителю проще обратиться к профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем.

С каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к полной инвалидности. Проблема интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов остается актуальной. Важную роль в адаптации детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями играет семья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях»–путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолеть трудности. Именно семья и ее члены являются той движущей силой, которая приводит к созданию условий для интеграции ребенка в общество. Для нормального психического развития ребенка необходима любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. От действий и отношений членов семьи к ребенку зависит успешность его развития.

Зачастую родителям недостает физических и моральных сил, они нуждаются в психологической поддержке и потребности поделиться своими переживаниями и трудностями. В гармонично развивающейся семье ее члены не замыкаются на проблеме и отношениях только между собой, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи являются источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. К сожалению, не все семьи, столкнувшись с такой проблемой, могут справиться с ситуацией. Пытаясь решить многочисленные проблемы, родители вынужденно ограничивают круг общения, сокращают время своего досуга, оставляют работу, так как ребенок требует их постоянного присутствия и присмотра. Столкнувшись с трудностями, семьи нередко распадаются, возникают предпосылки для социального сиротства такого ребенка.

Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейных взаимоотношений видоизменяются с течением времени. Семьи, воспитывающие детей с отклонением в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений.

Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, с эмоциональным привыканием, информирование других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование. Депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.

Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребенка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них, могу иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребенку, осознанием того, что интересы нашего общества часто расходятся с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Третий период связан с поступлением ребенка в школу, уточнение форм обучения, переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности.

Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости детей. Если подростку в этот период не удается завершить переход в следующий этап жизненного цикла, – он остается зависимым от своих родителей. Семья может стать и причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствующих его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Неблагоприятное влияние на развитие ребёнка может оказывать так называемая «семейная тревога» у обоих или у одного из членов семьи. В основе «семейной тревоги» лежит неуверенность, чувство беспомощности.

В данном случае работа с семьей проводится с целью создания благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.

Приоритетными выступают следующие задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полному самовыражению;
  • формирование позитивных установок в сознании родителей;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • гармонизация супружеских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Необходимо, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с нарушениями, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезны специалисты по социальной реабилитации. Все вышеперечисленные проблемы показывают необходимость совместной деятельности специалистов и семьи с «опорой на ресурсы» семьи. Семья перестраивается под нужды ребенка и становится реабилитационным пространством для ребенка с его нарушениями.

«Ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках»

  • ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе. Следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений: «Ты плохо сделал», а НЕ «Ты плохой». В противном случае у ребенка формируется комплекс неполноценности. Невротизация ребенка как раз и начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых;
  • родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказываний;
  • недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой, формируют негативизм, эгоизм, зависть;
  • родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно, лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки;
  • взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует оставлять за ребенком свободу решения;
  • родители должны общаться с ребенком с позиции равенства. Разговор «сверху вниз» с детьми приводит к тому, что дети в свою очередь также «сверху вниз» говорят с родителями;
  • среди дисциплинарных мер похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения;
  • основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства;
  • внимательно слушайте ребенка, таким образом, родители показывают, что к мнению ребенка прислушиваются, его ценят, укрепляя чувство уважения к самому себе;
  • родители должны проявлять собственные чувства без агрессивности. Честно говорите о том, что испытываете сами, уважая при этом чувства ребенка. Дети учатся жить у жизни.

Знаете ли Вы, что, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.

Общайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца!

1. О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005.

3. Сборник информационно-методических материалов для специалистов ОПСН государственных учреждений социального обслуживания

Краснодарского края, 2003 г.

4. Сборник информационно-методических материалов для специалистов, Краснодар, 2013 г.

Источник https://infourok.ru/lekciya-po-kursu-psihologiya-semi-405316.html

Источник https://lovetrue.ru/sovety/problemy-semi-v-sovremennom-obschestve.html

Источник https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/12/22/lektsiya-dlya-roditeley-chto-takoe-semya