Содержание

Характерологические особенности и типы отношения к беременностиу молодых женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ОТНОШЕНИЕ К БЕРЕМЕННОСТИ / ATTITUDE TOWARDS PREGNANCY / МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ / YOUNG WOMEN / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / CHARACTEROLOGICAL PECULIARITIES / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / PERSONALITY ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кедярова Елена Александровна, Рысятова Мария Сергеевна, Уварова Маргарита Юрьевна

Выявлены характерологические особенности и типы отношения к беременности у молодых женщин . Было установлено, что существует связь между эйфорическим типом отношения к беременности и такими акцентуированными чертами ( характерологическими особенностями ) характера, как демонстративность, эмотивность и экзальтированность; между тревожным типом отношения к беременности и такими характерологическими особенностями , как застреваемость и тревожность. Полученные результаты позволили заключить, что выделенные типы отношения к беременности в большей степени обусловлены характером беременной, а не средовыми воздействиями. Обнаруженные связи позволяют определить цели и задачи психологического консультирования женщин с тревожным и эйфорическим типами отношения к беременности . Результаты могут быть также использованы с целью профилактики возникновения нарушений детско-родительских отношений в консультировании беременных женщин.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кедярова Елена Александровна, Рысятова Мария Сергеевна, Уварова Маргарита Юрьевна

Характеристика личностно-психологических особенностей и психического состояния беременных с ранним токсикозом

Characterological Peculiarities and Types of Attitude Towards Pregnancy of Young Women

The paper deals with characterological peculiarities and types of attitude towards pregnancy of young women . There is relation between a euphoric type of attitude towards pregnancy and such accentuated personality traits ( characterological peculiarities ) as ostentation, affectability, and exaltation; between anxious type of attitude towards pregnancy and such characterological peculiarities as stuck personality and anxiety. The results obtained lead to a conclusion that the types of attitude towards pregnancy highlighted are due to pregnant woman personality rather than environment influence. Taking into account the relation revealed it is possible to define goals and tasks of psychological counseling of pregnant women with anxious and euphoric types of attitude towards pregnancy . The results can also be used to prevent parent-child relationship problems when counseling pregnant women.

Текст научной работы на тему «Характерологические особенности и типы отношения к беременностиу молодых женщин»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru/index.html

2018. Т. 24. С. 45-57

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Характерологические особенности и типы отношения к беременности у молодых женщин

Е. А. Кедярова, М. С. Рысятова, М. Ю. Уварова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Выявлены характерологические особенности и типы отношения к беременности у молодых женщин. Было установлено, что существует связь между эйфориче-ским типом отношения к беременности и такими акцентуированными чертами (характерологическими особенностями) характера, как демонстративность, эмотивность и экзальтированность; между тревожным типом отношения к беременности и такими характерологическими особенностями, как застреваемость и тревожность. Полученные результаты позволили заключить, что выделенные типы отношения к беременности в большей степени обусловлены характером беременной, а не средовыми воздействиями. Обнаруженные связи позволяют определить цели и задачи психологического консультирования женщин с тревожным и эйфорическим типами отношения к беременности. Результаты могут быть также использованы с целью профилактики возникновения нарушений детско-родительских отношений в консультировании беременных женщин.

Ключевые слова: отношение к беременности, молодые женщины, характерологические особенности, акцентуации характера.

Для цитирования: Кедярова Е. А., Рысятова М. С., Уварова М. Ю. Характерологические особенности и типы отношения к беременности у молодых женщин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С. 45-57. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.24.45

Исследования по поводу беременности, материнства и родительства ведутся во многих отраслях науки, и психология не является исключением. Однако стоит заметить, что психология материнства является одной из ма-лоразработанных областей в нашей стране. В разработку психологии материнства большой вклад внесли такие психологи и психиатры, как В. И. Брутман [Брутман, 2002], Д. А. Медведев [Медведев, 2017], И. В. Добряков, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова и др. Одним из актуальных направлений в этой области выступают исследования психологических особенностей беременных женщин.

Беременность может быть рассмотрена как один из периодов, значительно влияющих на жизнь женщины, своеобразный критический момент. Женщина встречается с серьезными изменениями в своем биологическом, социальном и психологическом статусе. Ожидание ребенка сопровождается глубинными внутренними психологическими перестройками. В этот период у многих женщин происходит переоценка ценностей, трансформируется образ мира и самой себя. Однако стоит заметить, что и беременность жен-

щины переносят по-разному, каждая особенно и неповторимо, что, возможно, во многом зависит от характерологических особенностей женщины, ожидающей ребенка.

В представленном исследовании мы вслед за К. Леонгардом понимаем характерологические особенности (акцентуации) как крайний вариант нормы, заостренные черты личности. К. Леонгард, описав свою типологию характера в работе «Акцентуированные личности», полагал, что акцентуированные люди не являются ненормальными. Более того, отмечал он, человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении [Леонгард, 2000]. Как мы знаем, К. Леонгард выделил двенадцать наиболее часто встречающихся типов акцентуированных характеров: интровертированный, экстравертиро-ванный, гипертимный, циклоидный, возбудимый, дистимный, застревающий, педантичный, эмотивный, тревожный, демонстративный, экзальтированный. Выделяя характерологические особенности, А. Е. Личко отмечал, что они, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда, а скорее обнаруживаться только в определенных условиях [Савенышева, 2013].

Анализ психологической литературы показал, что в настоящее время представлены исследования, посвященные связи типа отношения к беременности с личностными характеристиками беременных [Кедярова, 2013; Шиманская, 2008].

Так, И. Л. Шелехов, изучая характерологические особенности беременных женщин, выявил, что реализация их материнской функции обусловлена типом акцентуации личностных черт. Полученные им данные свидетельствуют о том, что нормативные формы материнского отношения отмечались при тревожно-боязливом и эмотивном типе акцентуации. Девиантные формы поведения чаще диагностировались у женщин с демонстративной и возбудимой акцентуацией характера [Шелехов, 2006].

Изучение С. С. Савенышевой влияния акцентуаций характера на формирование того или иного типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГТ) также подтверждает результаты предыдущих исследований. Ею было выявлено, что негативно на материнскую функцию влияют возбудимый, циклотимный и тревожный типы акцентуаций. Они приводят к формированию девиантных вариантов ПКГД, таких как тревожный, депрессивный и гипогестогнозический [Савенышева, 2013].

Отечественными исследователями наиболее подробно (Г. Н. Варакси-на, Е. А. Грон, С. Н. Ениколопов, К. Д. Хломов, и др.) были изучены характерологические особенности женщин с осложненной беременностью. Так, в исследовании Е. А. Грон отмечается, что у женщин с гипертимным и демонстративным типом акцентуации повышается вероятность невынашивания беременности, а с застревающим и педантичным типами акцентуации, наоборот, риск потери беременности снижается [Грон, 2004].

В исследовании Г. Н. Вараксиной показано, что женщины с осложненной беременностью чаще всего характеризуются проявлением высокого уровня таких типов акцентуаций, как тревожный, эмотивный, возбудимый и

циклотимный [Вараксина, 2002]. К. Д. Хломовым и С. Н. Ениколоповым, изучающими женщин с угрозой прерывания беременности, было обнаружено, что у этой категории женщин чаще наблюдается экзальтированный тип акцентуации [Ениколопов, Хломов, 2007].

Анализ исследований, посвященных изучению акцентуаций характера у женщин с угрозой прерывания и невынашивания беременности, выявил некоторые противоречия. Однако это говорит лишь о том, что есть необходимость продолжать исследования в данном направлении.

Обобщая данные приведенных исследований, можно отметить, что, с одной стороны, имеются достаточно однозначные результаты о связи характерологических особенностей и типа отношения к беременности, а с другой стороны, обнаруживаются некоторые противоречия в том, какие именно характерологические особенности могут предопределить формирование того или иного варианта ПКГД. В представленных исследованиях показано только влияние характера на тип отношения к беременности, однако не представлены связи между этими показателями.

Все вышеизложенное дает нам основание говорить о том, что предмет нашей работы — связь характерологических особенностей и типа отношения к беременности у женщин — на данном этапе развития психологической науки эмпирически недостаточно изучен, что и обусловило выбор темы исследования.

Исследование проводилось на базе консультативно-диагностического отделения ОГАУЗ «Иркутский городской перинатальный центр». В исследовании приняло участие 20 беременных девушек в возрасте от 23 до 27 лет. Беременность всех испытуемых проходит без серьезных клинических осложнений, все женщины находились на сроке от 18 до 27 недель, что соответствует второму триместру беременности. Выбор для исследования этого триместра обусловлен тем, что именно на этом этапе, при нормальном течении беременности, эмоциональный фон женщины стабилизируется. Чаще всего это наступает после первого шевеления плода [Вараксина, 2002; Филиппова, 2013].

В ходе исследования были использованы такие психологические методы, как беседа и тестирование. Для изучения характерологических особенностей нами был выбран опросник Шмишека — Мюллера в модификации М. И. Вигдорчика «Акцент 2-90», который, помимо изучения акцентуаций характера, т. е. преувеличения проявления отдельных черт характера, может применяться для изучения характерологических особенностей личности. В методику заложены 11 шкал: «циклотимность», «эмотивность», «демонстративность», «экзальтированность», «тревожность», «дистимность», «педантичность», «гипертимность», «застревание», «возбудимость», «интро-версия».

Для исследования типа отношения к беременности было решено привлечь авторскую методику И. В. Добрякова «Тест отношений беременной» (ТОБ-б), которая позволяет выявить и оценить отношение женщины к беременности и образу ребенка, а также определить, к какому из пяти вариантов

психологического компонента гестационной доминанты — оптимальному, эйфорическому, тревожному, гипогестогнозическому или депрессивному -она принадлежит. Данная методика создавалась и апробировалась в течение ряда лет [Добряков, 2015]. В настоящее время тест получил широкое распространение, он применяется как в учреждениях практического здравоохранения, так и при проведении научно-исследовательских работ [Рабова-люк, 2012; Савенышева, 2013].

В качестве дополнительного метода диагностики варианта ПКГД нами был использован метод полуструктурированного интервью. Во время беседы с испытуемыми мы задавали вопросы, касавшиеся их отношения к беременности, того, какие чувства они испытывали, поняв, что беременны, как эти чувства менялись со временем. По ходу интервью перед нами стояла задача выяснить отношение женщины к себе беременной, к тем переменам, которые происходят с ее телом. Далее изучались сведения о том, как, с точки зрения женщины, беременность изменила и продолжает менять отношение к ней окружающих (мужа, близких родственников, друзей, посторонних людей) и какие эмоции эти перемены у нее вызывают.

Для выявления связи между характерологическими особенностями и типами отношения к беременности у испытуемых мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Мы предположили, что существует связь между такими характерологическими особенностями, как демонстративность, эмотивность, экзальтированность, и эйфорическим типом отношения к беременности; между такими характерологическими особенностями, как тревожность, застреваемость, и тревожным типом отношения к беременности.

Результаты исследования характерологических особенностей у беременных женщин показали наибольшую выраженность эмотивного, экзальтированного, гипертимного типов. Показатели по остальным акцентуациям характера попали в зону средних значений (табл. 1).

Показатели выраженности акцентуаций характера испытуемых женщин по методике «Акцент 2-90»

Акцентуация характера Среднее значение Среднее квадратичное отклонение

Гипертимный тип 14,25 5,10

Демонстративный тип 12,60 3,70

Застревающий тип 10,60 3,66

Педантичный тип 10,20 3,62

Возбудимый тип 11,80 3,66

Дистимный тип 10,60 3,80

Тревожный тип 12,30 3,63

Экзальтированный 15,90 5,91

Эмотивный тип 19,65 2,85

Циклотимный тип 10,40 3,82

Из таблицы 1 видно, что наибольшую выраженность в исследуемой группе имеют эмотивный, экзальтированный, гипертимный типы акцентуации характера. Исследование показало, что для абсолютного большинства беременных женщин нашей выборки характерны эмоциональность, чувствительность, гуманность, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность. Следует отметить, что данные показатели по шкале «эмотивность» являются нормой для пола наших испытуемых.

Высокие значения в среднем по выборке имеет и экзальтированный тип акцентуации. Это свидетельствует о том, что для большинства наших испытуемых характерна высокая контактность, частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Высокие значения по гипертимному типу акцентуации показывают, что большинству испытуемых свойственны такие черты, как подвижность, общительность, повышенный фон настроения, высокий жизненный тонус.

Исследование типа отношения к беременности продемонстрировало, что у данной выборки наиболее выражен оптимальный тип, тогда как депрессивный и гипогестогнозический типы практически не представлены (табл. 2).

Показатели выраженности типов ПКГД (по методике «Тест отношений беременной»)

Тип ПКГД Среднее значение Среднее квадратичное отклонение

Оптимальный 3,35 1,96

Гипогестогнозический 0,30 0,45

Эйфорический 2,30 1,57

Тревожный 1,80 1,41

Депрессивный 0,35 0,56

Оптимальный вариант ПКГД, который является самым выраженным типом в данной выборке (3,35), характеризуется прежде всего тем, что женщины ответственно относятся к своей беременности. Автор методики И. В. Добряков связывает показатели данного типа отношения к беременности с высокой социальной адаптированностью женщин [Добряков, 2015]. А мы, в свою очередь, хотим к этому добавить, что у женщин с данным вариантом ПКГД, помимо внешнего благополучия, отчетливо прослеживается гармонизация личности.

Читать статью  Беременность при онкологии - как болезнь влияет на здоровье плода.

На втором месте по выраженности находится эйфорический тип отношения к беременности (2,30), этот тип характеризуется преобладанием повышенного настроения и некритическим отношением к возможным проблемам. При данном варианте ПКГД женщина показывает внешнее благополучие, однако при этом может игнорировать советы врачей и психологов, полагая, что разберется со всем сама. Женщинам с этим типом приятно внимание к их беременности, они могут использовать свое положение как средство манипуляции окружающими.

Следующий тип по выраженности в данной выборке — тревожный (1,80). Автор методики отмечает, что у женщин с тревожным вариантом ПКГД довольно часто отмечается сочетание изначально высокого уровня тревожности (как устойчивой личностной характеристики) и реакций на актуальные проблемы, т. е. возникновение эмоции тревоги [Добряков, 2015]. Женщины с данным типом ПКГД могут стесняться беременности, тревожиться о реакции близких на данное состояние.

Наименее в данной выборке беременных женщин выражены гипогесто-гнозический тип (0,30), который, как правило, встречается при нежеланной беременности, и депрессивный тип (0,35), характеризующийся резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщины с данным вариантом ПКГД часто плачут, в тяжелых случаях обнаруживаются суицидальные тенденции.

Выше мы упоминали о том, что в нашем исследовании, помимо диагностической методики ТОБ-б, также был использован метод интервью. Мы проводили с каждой беременной полуструктурированное интервью. В ходе беседы уточняли как формальную информацию о женщине: возраст, семейное положение, социальное благополучие, так и необходимые для нашего исследования данные (отношение женщины к себе беременной и к тем переменам, которые происходят с ее телом).

Данные, полученные с помощью интервью, мы дополнили числовыми показателями ТОБ-б, что позволило нам составить показательные портреты по самым выраженным вариантам ПКГД в данной выборке.

Так, например, результаты диагностики испытуемой Ольги Б. (24 года, замужем, срок 20 недель) являются наиболее ярким показателем оптимального варианта ПКГД. По методике ТОБ-б женщина получила 8 баллов по шкале оптимального типа и 1 балл по шкале тревожного. Можно отметить, что испытуемая в целом ответственно и серьезно подошла к исследованию, во время интервью фон настроения был стабилен. Женщина отметила, что беременность планируемая и она в целом была готова к изменениям, которые происходят с её организмом. Муж испытуемой, по ее словам, разделяет ее эмоции по отношению к беременности. Ольга отметила, что роды не вызывают у нее страха, хотя у ее близких есть опасения, поэтому женщина собирается ходить на курсы дородовой подготовки. Когда интервью дошло до вопроса о первом шевелении ребенка, испытуемая крайне эмоционально описала этот момент, который произошел у нее довольно рано, на 17-й неделе.

Таким образом, тип отношения к беременности испытуемой Ольги Б. полностью соответствует формальным характеристикам оптимального варианта ПКГД.

Ярким примером для иллюстрации эйфорического варианта ПКГД является результат испытуемой Марины В. (26 лет, не замужем, совместно проживает с отцом будущего ребенка, срок 23 недели). По методике ТОБ-б женщина получила 7 баллов по шкале эйфорического типа и 1 балл по шкале оптимального. Перед началом интервью фон настроения был снижен, однако ближе к середине существенно повысился, испытуемая прокомментировала данное изменение таким образом: «Я становлюсь счастливее, го-

воря о моем малыше». Во всех высказываниях женщина была крайне эмоциональна, она пожаловалась на соматовегетативные реакции организма на беременность, отмечая, что без них беременность была бы «просто раем». Она не планирует ходить на курсы по дородовой подготовке, так как считает, что справится сама, и роды не вызывают у нее опасений. Родные поддерживают эйфорию по отношению к беременности у испытуемой. Муж испытуемой сделал ей предложение о замужестве, когда узнал о ее беременности, но женщина откладывает свадьбу, так как не хочет выходить замуж «с животом». Очень эмоционально женщина описывала шевеления ребенка, с уверенностью говоря, что знает уже более шести вариантов того, как он шевелится, и что это может означать.

Можно сказать, что испытуемая Марина В. является женщиной с эйфо-рическим вариантом ПКГД. Женщина беспечна, ждет только положительных эмоций от беременности, уверена, что станет прекрасной матерью.

Показательным портретом типа отношения к беременности стал анализ результатов испытуемой Людмилы П. (25 лет, замужем, срок 23 недели). По методике ТОБ-б женщина получила 6 баллов по шкале тревожного и 3 балла по шкале оптимального типа. Фон настроения по мере развития интервью снижался, женщина производила впечатление уставшей от своего положения. Она поделилась, что постоянно испытывает болезненные ощущения, хотя клинических нарушений врачи у нее не выявляют. Она в скором времени собирается на курсы дородовой подготовки, отмечает, что очень боится родов. Беременность была запланирована, так как муж испытуемой, по ее словам, несколько месяцев уговаривал женщину. Она отметила, что муж «больше меня ждет этого ребенка». Шевеления ребенка испытуемая восприняла с тревогой, она посчитала, что с ней что-то не так, и реагировала так на каждое последующее шевеление, опасаясь возможных нарушений здоровья ребенка.

Таким образом, испытуемая Людмила П. демонстрирует тревожный вариант ПКГД. С момента осознания испытуемой своей беременности она находится во власти отрицательных переживаний, в постоянном нервном напряжении.

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к расчету корреляции между числовыми показателями по методике «Акцент 2-90» и числовыми показателями по тесту ТОБ-б, необходимой нам для выявления связи между характерологическими особенностями и типом отношения к беременности.

В результате корреляционного анализа нам удалось установить, как прямые, так и обратные связи между акцентуациями характера и типами отношения к беременности. Для наглядного показа связей нами была составлена корреляционная плеяда (рис. 1).

Рассмотрим наиболее подробно полученные связи между показателями. В частности, были установлены прямые и сильные связи между оптимальным вариантом ПКГД и такой акцентуацией (характерологической особенностью), как гипертимность (rs = 0,67 при р = 0,01), прямые и умеренные

связи с демонстративностью (ги = 0,46 при р = 0,05) и эмотивностью Г = 0,47 при р = 0,05), обратные и сильные связи с тревожностью Г = -0,58 при р = 0,01) и дистимностью (ги = -0,63 при р = 0,01).

Анализируя данные связи, можно прийти к выводу, что женщины, отличающиеся жизнерадостностью, активностью, уверенностью в себе и в целом повышенным фоном настроения, адекватно воспринимают ситуацию материнства и беременности, в отличие от тревожных, боязливых и склонных к пониженному фону настроения девушек. Беременные, у которых диагностируется оптимальный вариант ПКГД, склонны демонстрировать такие характеристики, как контактность, высокий жизненный тонус, эмоциональность. В свою очередь, такие характеристики, как замкнутость, немногословность, робость не присущи женщинам с данным вариантом ПКГД.

Рис. 1. Плеяда связи акцентуаций характера и типов отношения к беременности

у испытуемых женщин

-Сильная прямая связь (р = 0,01)

————Прямая связь (р = 0,05)

— . . _ . . ^Сильная обратная связь (р = 0,01)

Показатели методики «Акцент 2-90»: Ц — циклотимность, Эм — эмотивность, Дем -демонстративность, Экз — экзальтированность, Т — тревожность, Дис — дистимность, П -педантичность, Г — гипертимность, З — застревание, В — возбудимость.

Показатели методики «Тест отношений беременной»: 1 — оптимальный вариант ПКГД, 2 — эйфорический вариант ПКГД, 3 — гипогестогнозический вариант ПКГД, 4 -тревожный вариант ПКГД, 5 — депрессивный вариант ПКГД.

Также нами были выявлены сильные и прямые связи между эйфориче-ским типом отношения к беременности и демонстративными (^ = 0,60 при р = 0,01), эмотивными (^ = 0,59 при р = 0,01) и циклотимными = 0,61 при р = 0,01) акцентуациями, а умеренная и прямая связь установлена с экзальтированностью (rs = 0,48 при р = 0,05).

На наш взгляд, полученные результаты свидетельствуют о том, что беременные, которым присущи высокая эмоциональность, колебания в настроении, несдержанность в желаниях и поступках, демонстрируют преувеличенную значимость своего положения и состояния. Беременность у таких женщин может выступать как средство манипуляции окружающими. У беременных с данным вариантом ПКГД могут «заостряться» такие характеристики, как склонность к драматизму, стремление быть в центре внимания, непредсказуемость в действиях и поступках.

Полученные нами данные частично совпали с результатами исследования И. Л. Шелехова, в частности о деструктивном влиянии демонстративного и циклотимного типов акцентуации характера на формирование варианта ПКГД. Однако нами не подтверждено влияние тревожного типа акцентуации на формирование оптимального варианта ПКГД.

Наибольшее влияние характерологических особенностей на формирование типа отношения к беременности наблюдается у тревожного варианта ПКГД. С данным вариантом связано наибольшее количество акцентуаций характера. Самыми показательными связями, выявленными в данном исследовании, на наш взгляд, стали сильные и прямые связи между тревожным типом отношения к беременности и тревожной акцентуацией характера (^ = 0,84 при р = 0,01), такого же рода связи были найдены с застревающим (^ = 0,58 при р = 0,01) и педантичным (^ = 0,57 при р = 0,01) типами акцентуации. Менее сильная прямая связь с экзальтированной акцентуацией (^ = 0,46 при р = 0,05), обратная и сильная связь была обнаружена с гипер-тимностью (^ = -0,59 при р = 0,01).

Исходя из результатов исследования, можно предположить, что беременным с высокой личностной тревожностью присуща тревога по отношению к беременности и будущему ребенку. Также склонные к панике женщины демонстрируют переоценку трудностей, что и характеризует тревожный тип отношения к беременности. Напротив, жизнерадостность и уверенность в себе — это те характеристики, с которыми, вероятнее всего, не проявится тревожность по отношению к беременности.

Можно предположить, что женщины, у которых диагностируется тревожный вариант ПКГД, во время беременности чаще демонстрируют боязливость и стремление неукоснительно действовать по правилам. Также женщины с тревожным вариантом ПКГД могут демонстрировать повышенное внимание к мелочам и паниковать без видимой на то причины.

Связь тревожного варианта ПКГД и характерологических особенностей позволяют сделать вывод о том, что данный тип противоположен оптимальному варианту ПКГД, так как последний наиболее связан с гипертимностью и обратно связан с тревожной акцентуацией характера, тогда как тревожный

вариант ПКГД обнаруживает противоположные связи — сильные прямые с тревожностью и обратные сильные с гипертимной акцентуацией характера.

Результаты исследования типа отношения к беременности и будущему ребенку показывают, что адекватное отношение к беременности представлено у 40 % испытуемых. В остальных случаях мы наблюдаем эйфориче-ский (20 %) и тревожный (15 %) варианты ПКГД, которые являются признаками девиантного отношения к беременности. Данные результаты говорят о необходимости психокоррекционной и психопрофилактической работы с женщинами на этапе беременности для того, чтобы в дальнейшем избежать трудностей отношений в диаде мать — дитя [Филиппова, 2002].

Анализ полученных результатов исследования характерологических особенностей беременных позволяет нам сделать вывод о том, что в течение беременности у женщин происходит заострение определенных черт характера, в первую очередь это касается эмоциональных и коммуникативных показателей.

Значимая связь характерологических особенностей была установлена с тремя из пяти вариантов ПКГД, что позволяет нам предположить, что данные типы отношения к беременности в большей степени обусловлены характером беременной, а не средовыми воздействиями. Эти данные для нас представляются важными, так как позволяют более четко определиться с целью и задачами психологического консультирования женщин с тревожным и эйфорическим типами отношения к беременности.

Мы предполагаем, что гипогестогнозический и депрессивный варианты ПКГД более зависимы от внешних воздействий на жизнь беременной, таких как социальное положение и статус, чем от ее личности и особенностей характера.

Анализируя результаты исследования, мы можем сказать, что характерологические особенности могут определять то, как будущая мать будет воспринимать и относиться к беременности и в целом ситуации материнства. В свою очередь, тип отношения к беременности влияет на характерологические особенности и их проявления и может выступать фактором формирования тех или иных акцентуаций характера женщин в возрасте от 23 до 27 лет. Данный факт объясняется этапом становления характера в период ранней взрослости, а также сильным влиянием такого периода, как беременность, на жизнь женщины, так как при прохождении данного этапа жизни женщина встречается с серьезными изменениями в своем биологическом, социальном и психологическом статусе. По результатам исследования нами были разработаны рекомендации по психокоррекционной работе с женщинами с тревожным и эйфорическим вариантами ПКГД, которые включают в себя диагностический, информационный и практический этапы.

Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 110-118.

Вараксина Г. Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических и психосоциальных факторов : дис. . канд. псих. наук. Казань, 2002. 194 с.

Грон Е. А. Генетические и психологические аспекты невынашивания беременности : дис. . канд. мед. наук. М., 2004. 155 с.

Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2015. 272 с. Ениколопов С. Н., Хломов К. Д. Исследование психоэмоциональных и индивиду -ально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перина-тал. психология и психология родительства. 2007. № 3. С. 38-49.

Психологическая готовность беременных женщин молодого репродуктивного возраста / Е. А. Кедярова, А. А. Максутова, Н. И. Русских, М. Ю. Уварова // Европ. журн. соц. наук. 2013. Т. 1, № 10 (37). С. 293-297.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д : Феник, 2000. 392 с. Медведев Д. А., Малышева Д. С. Внутренний мир беременной женщины в возрасте ранней взрослости // Изв. ИГУ. Сер. Психология. 2017. Т. 22. С. 30-41.

Рабовалюк Л. Н. Выделение подтипов ПКГД на основе теста отношений беременной И. В. Добрякова // Сб. конф. НИЦ «Социосфера». 2012. № 18. С. 124-136.

Читать статью  20 неделя беременности: развитие плода, что происходит с малышом и мамой, ощущения в животе — Медицинский женский центр в Москве

Савенышева С. С., Агалакова Е. Г., Артемьева А. С. Личностные характеристики беременных женщин как фактор отношения к беременности и будущему ребенку // International Journal of Developmental and Educational Psychology: INFAD. Revista de Psicología. 2013. Т. 1, № 1. С. 191-202.

Филиппова Г. Г. Психология материнства М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

Шелехов И. Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Томск, 2006. 28 с.

Шиманская Т. Л. Аутопсихологическая компетентность беременных женщин как фактор эффективных отношений «мать — дитя» : дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 199 с.

Characterological Peculiarities and Types of Attitude Towards Pregnancy of Young Women

Y. A. Kedyarova, M. S. Rysyatova, M. Y. Uvarova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The paper deals with characterological peculiarities and types of attitude towards pregnancy of young women. There is relation between a euphoric type of attitude towards pregnancy and such accentuated personality traits (characterological peculiarities) as ostentation, affectability, and exaltation; between anxious type of attitude towards pregnancy and such characterological peculiarities as stuck personality and anxiety. The results obtained lead to a conclusion that the types of attitude towards pregnancy highlighted are due to pregnant woman personality rather than environment influence. Taking into account the relation revealed it is possible to define goals and tasks of psychological counseling of pregnant women with anxious and euphoric types of attitude towards pregnancy. The results can also be used to prevent parent-child relationship problems when counseling pregnant women.

Keywords: attitude towards pregnancy, young women, characterological peculiarities, personality accentuation.

For citation: Kedyarova Y.A., Rysyatova M.S., Uvarova M.Y. Characterological Peculiarities and Types of Attitude towards Pregnancy of Young Women. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2018, vol. 24, pp. 45-57. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.24.45 (in Russian)

Brutman V.I., Filippova G.G., Khamitova I.Yu. Metodiki izucheniya psikholog-icheskogo sostoyaniya zhenshchin vo vremya beremennosti i posle rodov [Methods of studying the psychological state of women during pregnancy and after childbirth]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2002, no. 3, pp. 110-118. (in Russian)

Varaksina G.N. Osobennosti techeniya beremennosti i razvitiya simptomov ugrozhay-ushchego aborta u zhenshchin pod vliyaniem kharakterologicheskikh i psikhosotsial’nykh faktorov. Dis. . kand. psikhol. nauk [Features of the course of pregnancy and the development of symptoms of threatening abortion in women under the influence of characterological and psychosocial factors. Cand. sci. diss.]. Kazan, 2002, 194 p. (in Russian)

Gron E.A. Geneticheskie i psikhologicheskie aspekty nevynashivaniya beremennosti. Dis. . kand. med. nauk [Genetic and psychological aspects of miscarriage. Cand. sci. diss.]. Moscow, 2004, 155 p. (in Russian)

Dobryakov I.V. Perinatal’naya psikhologiya [Perinatal psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2015, 272 p. (in Russian)

Enikolopov S.N., Khlomov K.D. Issledovanie psikhoemotsional’nykh i individual’no-kharakterologicheskikh osobennostei beremennykh s ugrozoi preryvaniya [Study of psy-choemotional and individual-characterological features of pregnant women with the threat of interruption]. Perinatal’naya psikhologiya i psikhologiya roditel’stva [Perinatal psychology and psychology of parenthood], 2007, no. 3, pp. 38-49. (in Russian)

Kedyarova E.A., Maksutova A.A., Russkikh. N.I., Uvarova M.Yu. Psikhologicheskaya gotovnost’ beremennykh zhenshchin molodogo reproduktivnogo vozrasta [Psychological readiness of pregnant women of young reproductive age]. Evropeiskii zhurnal sotsial’nykh nauk [European Social Science Journal], 2013, vol. 1, no. 10 (37), pp. 293-297. (in Russian)

Leongard K. Aktsuentuirovannye lichnosti [Accentuated persons]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2000, 392 p. (in Russian)

Medvedev D.A., Malysheva D.S. Vnutrennii mir beremennoi zhenshchiny v vozraste rannei vzroslosti [Inner world of a young adulthood pregnant woman]. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2017, vol. 22, pp. 30-41. (in Russian)

Rabovalyuk L.N. Vydelenie podtipov PKGD na osnove testa otnoshenii beremennoi i. V. Dobryakova [Isolation of subtypes of PKGD on the basis of the pregnancy and. V. Dobry-akova]. Cborniki konferentsii NITs Sotsiosfera [Collected conferences SIC Sociosphere], 2012, no 18, pp. 124-136. (in Russian)

Savenysheva S.S., Agalakova E.G., Artem’eva A.S. Lichnostnye kharakteristiki beremennykh zhenshchin kak faktor otnosheniya k beremennosti i budushchemu rebenku [Personality characteristics of pregnant women as a factor in relation to pregnancy and the future child]. International Journal of Developmental and Educational Psychology: INFAD. Revista de Psicología, 2013, vol. 1, no 1, pp. 191-202. (in Russian)

Filippova G. G. Psikhologiya materinstva [Maternity Psychology]. Moscow, Institut Psi-hoterapii Publ., 2002, 240 p. (in Russian)

Shelekhov I.L. Vliyanie tipa aktsentuatsii lichnosti i struktury tsennostei na formirovanie materinskoi funktsii beremennykh zhenshchin avtoref. Dis. . kand. psikh. nauk [Influence of the type of personality accentuation and the structure of values on the formation of the maternal function of pregnant women. Cand. sci. diss.]. Tomsk, 2006, 28 p. (in Russian)

Shimanskaya T.L. Autopsikhologicheskaya kompetentnost’ beremennykh zhenshchin kak faktor effektivnykh otnoshenii «mat’- ditya». Dis. . kand. psikh. nauk [Autopsychological competence of pregnant women as a factor of effective mother-child relationships. Cand. sci. diss.]. Moscow, 2008, 199 p. (in Russian)

Кедярова Елена Александровна

кандидат психологических наук, доцент заведующая, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: kedu_72@mail.ru

Рысятова Мария Сергеевна

магистрант факультет психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: mary.ry2010@yandex.ru

Уварова Маргарита Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: uv-marg@mail.ru

Kedyarova Yelena Aleksandrovna

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor, Head, Basic Department

of Еducational and Age Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Rysyatova Maria Sergeevna

Undergraduate, Faculty of Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Uvarova Margarita Yurevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Basic Department of Еducational and Age Psychology Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation e-mail: uv-marg@mail.ru

Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена

Маслова, В. Э. Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена / В. Э. Маслова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13541/ (дата обращения: 06.07.2022).

Беременность вызывает сильные изменения в организме женщины, которые затрагивают физиологическую, социальную и психологическую сферы. Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, повышенная чувствительность, мнительность, слабость, снижающая активность личности, неадекватная самооценка.

И. В. Добряков отмечает, что «в начале беременности важными изменениями функционирования центральной нервной системы женщины являются понижение возбудимости коры головного мозга и относительное повышение возбудимости подкорковых образований» [1, с. 70]. Изменяется тонус вегетативной нервной системы, в результате чего у беременных нередко наблюдаются сонливость, плаксивость, сильная раздражительность, иногда головокружения и другие расстройства. Эти нарушения обычно присущи раннему периоду беременности и затем постепенно исчезают. Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к нужному снижению активности женщины (социальной и сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой. Женщине нужно время, чтобы привыкнуть к некоторым изменениям, а именно к новой форме тела, к встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам и пр.

Как известно, при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, которое оказывает глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности. При надпороговом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития доминанты, что приводит к нарушению регуляции гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности. Специфика нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо расценивать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности [4].

Физиологические изменения, связанные с беременностью, сильно влияют на эмоциональный фон женщины и в то же время частично обусловлены переменами в аффективной сфере. Психологические особенности периода беременности связаны с неустойчивостью и нередко противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает счастье и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой — страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины проявляются в различной степени, выраженные амбивалентные представления о беременности. Они обусловлены наличием противоречий, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда даже случаются приступы паники. Может возникать неуверенность в своих собственных силах родить и стать полноценной матерью. Возможны страхи за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личного времени и свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности. Особенности данных представлений о беременности обусловливают изменения, происходящие не эмоциональном уровне [2].

Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние женщины. Во время беременности очень важно поговорить с женщиной и выяснить вопросы, которые ее волнуют, узнать об отношении к предстоящим родам, самочувствии, страхах и сомнениях. Беременность женщин, столкнувшихся с патологическим ее течением, вызывает сильное беспокойство, стресс. Такие женщины ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство во время вынашивания ребенка. Они считают, что быть уверенными в себе возможно только после рождения ребенка, в отличие от беременных с нормальным протеканием беременности. В случае переживания хронического стресса, вызванного психотравмирующей ситуацией, у этих женщин формируются различные невротические расстройства, выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем, соматизация [3].

Беременность будет протекать более спокойно, если женщина планировала ребенка и готова стать в скором времени матерью. Готовность к материнству формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется воздействием благоприятных и неблагоприятных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.

А. И. Захаров выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению готовности к материнству:

  1. Прообраз материнства. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка готовность к материнству может не проявиться.
  2. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный отклик.
  3. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть с ребенком.
  4. Чувство жалости и сострадания к ребенку.
  5. Чувство близости с ребенком.
  6. Эмоциональная отзывчивость матери [5].

При изучении особенностей психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка, исследуются:

– наличие стрессовых, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности;

– материнские ожидания, установки, воспитательные стратегии, удовлетворенность материнской ролью, компетентность матери с целью прогноза стиля отношения матери к ребенку и особенностей материнско-детского взаимодействия в постнатальном периоде [6].

В психологии выделяются типологические различия отношения женщин к своей беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Адекватному типу свойственно наличие положительных эмоциональных переживаний. Тревожный тип связан со страхами, беспокойством, депрессивным состоянием, особенно в первые три месяца беременности. При эйфорическом типе все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, замечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Игнорирующий тип проявляется в поздней идентификации беременности, сопровождается недовольства, неудовлетворенности или неприятного удивления. Динамика эмоционального состояния либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса.

При амбивалентном типе общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих негативных эмоций выражена как страх за ребенка или результат беременности и родов. Для отвергающего типа характерны тревоги, страхи и резкие отрицательные эмоции.

Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых моментов, связанных с беременностью, родами, развитием и воспитанием ребенка. Также к возможным причинам возникновения тревоги можно отнести чувство одиночества беременной, отсутствие поддержки со стороны близких людей, непохожесть на других женщин, субъективное отсутствие понимания.

Во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим людям и к миру в целом, происходит трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях.

Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие — все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического кризиса. Женщине гораздо легче справляться с трудностями и проблемами, связанными с беременностью, если она готова к материнству, имеет поддержку со стороны близких людей, чувствует опору и уверенность в себе и своих силах.

Таким образом, биологические, социальные и психологические преобразования подчеркивают важность периода беременности в жизни женщины и являются необходимыми условиями для удовлетворения потребностей будущего ребенка. Будущая мать должна подготовиться к беременности, как морально, так и физически, выяснить все интересующие ее вопросы, проверить свое здоровье, иметь поддержку от окружающих ее людей. Насколько будет внимательно относиться женщина к вынашиванию, соблюдать советы врача, правильно питаться, принимать себя со своими изменениями, настолько будет зависеть благополучие и здоровье будущего ребёнка.

  1. Добряков И. В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2015. — 234 с.
  2. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  3. Лустин С. И. Психологические особенности беременных женщин. // Царскосельские чтения. — 2016. — № 3. — С. 241–244.
  4. Менделевич В. Д. Клиническая психология. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 587 с.
  5. Захарова, Г. А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. — 2007. — № 3. — С. 19–29.
  6. Баженова О. Б. Готовность к материнству // Синапс. — 1993. — № 4. — С. 10–12.
  7. Герасимова Т. Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения. Автореферат дис. на соиск. уч. степени пс. наук. Иркутск, 2003. — 18 с.
  8. Крикуненко Л. Ю., Куташов В. А., Хабарова Т. Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в женской районной консультации // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 698–701.
  9. Королева Н. Н. Беременность и материнство как ситуация адаптации// Молодой ученый. — 2010. — № 9. — С. 254–257.
Читать статью  Пренатальный стресс - причины, симптомы, диагностика и лечение

Основные термины (генерируются автоматически): беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, высокий уровень, изменение, материнство, ребенок, сторона близких людей, тревожный тип.

Похожие статьи

Психологическое здоровье во время беременности

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип.

Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания.

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период.

Влияние внутриличностного конфликта матери во время.

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип.

Беременность и материнство как ситуация адаптации

Огромное влияние взаимодействия с матерью на развитие базовых личностных структур и психосоматическое состояние ребенка указывают многие исследования психологического состояния женщины во время беременности, в родах и послеродовом периоде.

Отношение к беременности женщин, прибегнувших.

Психологические особенности беременности как. Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, повышенная.

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период.

Отношение к изменениям в своем состоянии и претензии к другим людям, в том числе к отцу ребенка, близким родственникам, медицинскому персоналу, отражают неудовлетворенность ситуацией материнствабеременностью).

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин.

психологическая готовность, ребенок, материнство, роль матери, рождение ребенка, мать, беременная женщина, женская консультация, девиантное материнство, высокий уровень. Особенности психологического сопровождения семей.

Психологическое состояние женщины в период беременности

Ключевые слова: беременность, психологическое состояние женщины, ребенок, роды, развитие ребенка.

Практически для каждой женщины беременность и материнство — являются неотъемлемыми составляющими жизни.

Эмоциональные состояния женщин, прервавших беременность.

личностная тревожность, III, ситуативная тревожность, женщина, триместр беременности, умеренный уровень, уровень тревожности, повторнородящая женщин, высокий уровень тревожности, уровень тревоги. Механизмы психологической защиты женщин во время.

Беременность — личностный кризис

Личностный кризис — столкновение двух реальностей: субъективной реальности человека, имеющего собственное мировоззрение, поведение и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Во время беременности с женщиной происходят важные события:

  • женщина бессознательно решает, вынашивать ли ребенка;
  • изменяется самоотношение;
  • изменяется тело;
  • изменяется стиль жизни и отношение окружающих;
  • актуализируются ранние детские переживания, происходит временный регресс;
  • усиливаются эмоции;
  • изменяются отношения с матерью;
  • изменяется сексуальная жизнь;
  • претерпевают ряд изменений отношения с мужем;
  • изменяется ее социальная роль;
  • изменяются ценности и приоритеты.

Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивы женщины и мужчины оказываются различными. При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам.

Мотивы беременности

  • стремление дать жизнь другому человеку, со своей индивидуальностью;
  • беременность как способ принадлежать семейной системе («…в нашей семье все женщины рожали первенца до 25 лет…»);
  • беременность как совместное решение партнеров о продолжении в ребенке своей любви друг к другу;
  • готовность к материнству.
  • способ избежания одиночества;
  • стремление иметь ребенка для воплощения своих нереализованных мечтаний;
  • способ восполнения дефицита любви к самой себе;
  • желание соответствовать социальным ожиданиям;
  • способ сохранения отношений и удержания супруга;
  • способ легализации (закрепления) брака;
  • способ опробовать возможности организма забеременеть;
  • способ омоложения организма;
  • символ новой жизни, отказ от «бурного» прошлого;
  • другие подобные мотивы.

Обращение на сайт. Здравствуйте! Сразу вопрос: как отговорить мужа заводить детей? Дело в том, что я детей, мягко скажем, не выношу, они мне неприятны и вызывают только отвращение; муж об этом знает, но все равно настаивает на этом. Никакие отговорки на подобие: «я ещё слишком молода (мне 29)», или » у нас недостаточно средств на это (хотя на самом деле очень даже достаточно)», — не действуют. И даже на мои слова о том, что я ненавижу детей, он говорит, что это всё глупости и что я обязательно должна родить, тогда и полюблю, но этот вариант не рассматривается, т.к. мне от одной мысли о ребёнке и беременности противно. Так вот, как мне его отговорить от этой ошибки жизни? Расставаться с ним из-за такой глупости не хочется, но другого выхода, по-моему, нет.

Изменения, происходящие с женщиной в связи с беременностью, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психоэмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает влияние на развитие плода.

Кроме этого оказывает влияние на течение беременности:

  • физиологические особенности беременной,
  • ее психическое состояние,
  • личностная зрелость,
  • предыстория беременности, например, бесплодие,
  • история беременности,
  • семейные сценарии материнства,
  • особенности собственного перинатального периода и раннего детства,
  • отношения со своей матерью в детстве и в настоящий момент,
  • отец ребенка,
  • ближайшее окружение беременной,
  • социальная и финансовая ситуация,
  • предыдущий опыт беременности, родов и материнства.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно первая, — это кризисный момент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.

Сама беременность может переживаться по-разному – в разных стилях. Вот такие стили переживания беременности выделяет доктор психологических наук, профессор Филиппова Г.Г.: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий.

Рассмотрим некоторые факторы, влияющие на течение беременности и возникающие на их фоне стили проживания беременности.

Адекватный стиль проживания беременности формируется при общей личной зрелости, которой соответствуют следующие признаки:

  1. Не нужна излишняя поддержка со стороны.
  2. Развито умение отделиться от объекта привязанности.
  3. Присутствует зрелая система мотивов.
  4. Есть готовность отдавать, а не брать.

Если есть какие-то формы несогласия с беременностью. Чаще возникает либо амбивалентный, либо игнорирующий стили.

Отвергающий стиль возникает, если беременность сильно нарушает планы беременной.

Наличие серьезных соматических расстройств, не предполагающих хорошее вынашивание, и отрицательный резус фактор отражаются в тревожном стиле переживания беременности.

Вынужденная беременность. Отвергающий стиль.

Пример. Звонок от девушки 28 лет. Лежала в больнице на обследовании. Познакомилась с молодым человеком, который проявил очень сильную заинтересованность абоненткой. Здесь же в отделении на 8 марта преподнес ей букет цветов и предложил выпить шампанское. После выпитого бокала девушка ничего не помнит, по-видимому, было подсыпано лекарственное средство. Утром проснулась и поняла, что была ночью изнасилована. Испугалась. Убежала из больницы, под расписку. Через 2 месяца поняла, что беременна. Ребенка не хочет. Весь разговор о том, как засудить насильника. Разговор о ребенке идет только как о материале для суда.

Длительное бесплодие. Сильная угроза выкидыша. Тревожный стиль.

Возраст приблизительно 30 лет — нужно рожать. Или амбивалентный, или отвергающий стиль.

Предыдущий отрицательный опыт родов. Тревожный стиль.

Пример. Звонок от женщины 38 лет. Первому ребенку 9 лет. Опыт первых родов травматичный. Долго не решалась на второго. Хорошие поддерживающие отношения с мужем. Беременность 37 недель. Сейчас – очень сильный страх смерти. Абонентка говорит, что постоянно плачет, прощается с родными. Написала завещание.

Крайние границы репродуктивного возраста (ранняя и поздняя беременность). Амбивалентный или эйфорический стили.

В норме динамика эмоционального отношения женщины к беременности и материнству, развиваясь, переходит от тревожности и амбивалентности к принятию.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизненных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Если женщина не принимает свое новое состояние, это может вызвать у нее ряд болезненных переживаний (появление страхов, тревог и опасений).

Наиболее оптимальным вариантом является принятие факта беременности на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Понимание факта своей беременности не всегда сопровождается эмоциональным принятием данного события и изменениями в поведении. Это может выражаться в негативном отношении к беременности (эмоциональный уровень), сокрытии факта беременности, а также поддержании прежнего образа жизни (поведенческий уровень). Беременная женщина может игнорировать происходящие с ней изменения и продолжать взаимодействовать с окружающей действительностью так же, как до беременности (носить узкую стесняющую одежду, не изменять режим работы, отдыха, питания, не отказываться от вредных привычек и т. д.). В этом случае она не успевает подготовиться к изменениям и принять факт своей беременности.

Восприятие себя в новом образе, статусе и роли опосредуется для будущей матери постоянно существующим в этот период знанием о своей беременности и ощущением ребенка внутри себя. С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины обнаруживается в различной степени выраженное амбивалентное отношение к беременности. Оно проявляется в наличии противоречивых аффектов, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда доходящих до паники. Может возникать неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью. Возможны страхи за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личной свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности.

К данной группе переживаний можно также отнести симптом эмоциональной нестабильности, который в той или иной мере присущ всему периоду беременности. Он характеризуется эмоциональной дезадаптивностью, проявляющейся в колебаниях фона настроения — от ощущения скуки, медлительности, заторможенности до угнетенности и возрастающего недовольства собой. У одних женщин может возникать ощущение высшей удовлетворенности, у других, наоборот, возрастает пассивность, отмечается легкая депрессия.

Ощущения внутренних движений ребенка позволяют беременной женщине окончательно принять факт ее материнства. В этот период у нее формируется отношение к ребенку как к отдельному существу, возникает внутренний диалог с ним, начинает складываться его образ. В норме этот период окрашен в теплые эмоциональные тона.

Непринятие новой жизни в себе сопровождается негативным отношением к движениям ребенка, раздражением, желанием, чтобы «все это поскорее закончилось», отсутствием внутреннего диалога с ребенком либо его наполненностью агрессивными посланиями.

Фантазии и ожидания матери во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к родившемуся ребенку. Ощущения и настроения, сопровождающие телесные изменения при беременности, способствуют регрессии и дают беременной женщине шанс разрешить прежние и текущие конфликты между ней и ее матерью, а также интегрировать свои фантазии в оформленное представление о ребенке.

Беременность представляет собой кульминацию желаний, зародившихся еще в раннем детстве, а также подтверждает идентификацию с матерью. Возрождаются амбивалентность и конфликты ранних этапов собственного развития будущей матери. То, в какой степени женщина способна разрешить конфликты периода детства и интегрировать ранние желания и фантазии, оказывает большое влияние на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку и ее обращение с ним.

В период беременности женщины отличаются повышенным вниманием к своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям. Параллельно с этим снижается значимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинутости, одиночества, недоверие к окружающим людям.

Связь беременной женщины с ребенком часто обусловливает ее регрессию. Будущая мама может стать капризной, требовательной, чрезмерно сентиментальной, ранимой в отношениях с мужем и другими членами семьи. В связи с этим возникает необходимость особого внимания и заботы со стороны супруга и родственников.

Рождение нового члена семьи является кризисным событием, которое дестабилизирует семейную систему и может привести к ряду трудностей. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущем уровне развития семьи. Изменяется состав семейных подсистем, возникают новые аспекты отношений с родственниками. Все это для некоторых членов семьи выступает источником болезненных переживаний. Рождение ребенка знаменует появление в семье новой упорядочивающей структуры. Это неизменно приводит к переструктурированию супружеской подсистемы и нередко ставит под угрозу существование всей семьи.

В норме беременность и деторождение ведут женщину к зрелости и повышению самооценки.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/harakterologicheskie-osobennosti-i-tipy-otnosheniya-k-beremennostiu-molodyh-zhenschin

Источник https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13541/

Источник https://psi.mchs.gov.ru/psihologicheskaya-sluzhba/stati/beremennost-lichnostnyy-krizis

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *