Внутренний педагогический процесс, внешний педагогический процесс.
5. Диагностика и выявление индивидуальности объекта, социально-педагогическое прогнозирование, социально-педагогическое моделирование.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образова- тельных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор- мирования личности последнего (Т.А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым
(1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде
«Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовер- шенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, пред- ставляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свой- ствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимос- тью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе- дагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной груп- пе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением млад- шему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобрете- ния человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней сто- роны может быть понят как передатчик культуры от старшего поко- ления к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живуще- му». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической за- дачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с оп- ределенной категорией людей, например с детьми, имеющими откло- нения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной дея- тельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определен- ной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспи- тательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, ка- сающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимо- обусловленность, представляющие целостный характер педагогичес- кого процесса.
Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социаль- ного работника и клиента, направленное на решение социальной про- блемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побужде- ние, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою соци- альную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимоо- бусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внеш- ний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможнос- тями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль — наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутренне- го педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею со- ответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.
Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со- стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак- тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест- венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече- ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер- ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития че- ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека — ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со- циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи- ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен- тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес- кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали- зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи- вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз- ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо- го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про- цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес- сиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический про- цесс — это целенаправленная последовательность действий социаль- ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече- ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес- кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста. При рассмотрении содержания социально-педагогического про- цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре- деленной цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по- дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса — это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея- тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогичес- кого процесса ориентируются на определенный объект социальной работы — людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, соци- ально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения. Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес- кого процесса. Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста — как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным.
Реальная цель определяется объектом социальной работы. Внешний социально-педагогический процесс также включает оп- ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую- щие (структурный подход):
— 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации вы- бранной педагогической технологии);
В литературе чаще встречается функциональный подход при вы- делении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора тех- нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно- результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен- него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги- ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти- рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про- блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор- ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес- ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред- метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации; в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имею- щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе- дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
• предостережения, главное назначение которых — «не навреди»;
• советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че- ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле- дующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело- века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка- честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут- реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа- ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль- но-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:
• направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
• возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:
• способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
• способность социального работника обеспечить достижение про- гнозируемой цели;
• соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста- точно полной информации о личности клиента, необходимой соци- альному работнику, с другой — на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (со- циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо- биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно- зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре- тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро- вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального пред- назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен- ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра- ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Цель социально-педагогического процесса — это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом.
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи- мо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализа- ции внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает:
Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм- пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель- ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости- жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част- ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав- ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра- ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии — следующий подэтап социально-педагогичес- кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не- обходимо знать:
— социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
— индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
— цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за- дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
— условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);
— формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до- машних условиях; в центре социального обслуживания);
— свои возможности в применении той или иной технологии;
— временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не- сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ- ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю- чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по
ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к лич- ности, профессиональной подготовке и деятельности социального работника. В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления — множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти- мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности — следующий подэтап подгото- вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа- ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком- плексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определен- ное методическое обеспечение — материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея- тельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль- ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела- ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест- ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап — основной — непосредственной деятельности по ре- ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето- дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче- ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта- пов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставлен- ной цели.
Третий этап — результативный — оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще- ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи- более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже- ние рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социально- го работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле- дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со- вершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации; г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутреннего социально-педагогического процесса клиента.
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности — повышение действенности каждого этапа, в том числе:
— повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
— качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- рактеристика клиента;
— умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов- ленных внешним социально-педагогическим процессом;
— достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) — це- левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада- чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
• умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно- логии;
• выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа- ции;
• обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально- педагогического процесса);
• обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги- ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
• обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион-
ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст- вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».
2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- ческого процесса.
3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- цесса.
4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.
5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?
6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.
7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.
2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.
1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.
3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
4. Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.
Самосовершенствование личности в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
В статье рассматривается самосовершенствование личности студентов как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации, скоординированный с направляемым извне педагогическим процессом .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левшин С. В.
Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников
The article is devoted to students’ personality self-perfection as a multifold process which is managed by the subject of learning and coordinated with the educational process directed from outside.
Текст научной работы на тему «Самосовершенствование личности в педагогическом процессе»
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. И. Горовая
В статье рассматривается самосовершенствование личности студентов как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации, скоординированный с направляемым извне педагогическим процессом.
Ключевые слова: личность, саморазвитие, самосовершенствование, педагогический процесс.
The article is devoted to students’ personality self-perfection as a multifold process which is managed by the subject of learning and coordinated with the educational process directed from outside.
Key words: personality, self-development, self-perfection, educational process.
Педагогический процесс как передачу личности и усвоение ею общественного опыта можно представить в виде двух последовательных частей — внешней и внутренней. Внешняя часть являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, действие с субъектом учения как с объектом. Вторая, внутренняя, часть процесса — это психическая деятельность субъекта учения; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. Это и есть процессы самоизменения, самоуправления, самовоспитания, самообучения, объединяющиеся в одном понятии -саморазвитие личности.
Саморазвитие как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоционально регулируемом уровне.
Педагогическая задача при этом состоит в том, чтобы помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития, вызвать их мотивацию, ставить цели своего развития, научить осознанно управлять ими. Все эти действия принято называть самосовершенствованием.
Таким образом, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Самосовершенствование — процесс интеллектуальный, ибо он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в мире. Одновременно это и волевой процесс, охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека. Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоизменения личности. Таким образом, в процессе самосовершенствования проявляется духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции.
Самосовершенствование как управляемый личностью процесс должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом. Студент, как любой обучающийся, должен быть не только развиваемым, совершенствуемым извне, но и обучающим и развивающим себя, самосовершенствующимся изнутри. Этого можно достичь с помощью технологии саморазвития личности — адекватной организации внешней части педагогического процесса, включения в него специальных целей, содержания, методов и средств.
Общеизвестно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности. Особо значимы высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения и совершенствования личностью самой себя.
Познавательные потребности имеют своими истоками ориентировочный рефлекс. По И. П. Павлову1, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции в процессе развития вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, духовных исканий. Он стремится не только воспринять ситуацию, но и понять причинные связи явлений, узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства. Он стремится исследовать связи явлений и фактов, проникнуть в микро- и макрокосм, наконец, познать себя и свой внутренний духовный мир.
В условиях цивилизованного общества познавательные потребности трансформируются в потребности обучения, самообразования и проходят стадии любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска. На использовании познавательных потребностей (познавательного интереса) строятся современные обра-
зовательные технологии проблемного и развивающего обучения.
Из первичных потребностей синтезируются потребности в самоутверждении, которые выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими. Потребность в самоутверждении имеет относительный характер: соотносятся место, роль и значение собственной личности по сравнению с другими (стремление достичь успеха, одобрения, признания, уважения, авторитета и т. п.). У духовно развитой личности самоутверждение происходит на уровне самооценки и самоопределения -стремление быть лучше, уважать самого себя, быть уверенным в себе, своих силах и способностях. Но лишь на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию.
Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в самовыражении. Это чисто духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей. Самоопределение личности включает:
• процесс познания, направленный внутрь себя (самодиагностика: кто я? что я?);
• выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности;
• прогнозирование, планирование себя, своего места в окружающем мире;
• изменение, формирование себя для достижения своих притязаний.
Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребность в самореализации, т. е. потребность реализовать свой личностный потенциал, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации выявляются новые способности.
Частным проявлением таких потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. А. Маслоу2 трактует потреб-
ность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен.
Механизмом самоактуализации потребностей является познание, испытание и реализация своих личностных возможностей. Он играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Чтобы личность могла са-моактуализироваться, необходимо создать соответствующие условия: свободу воле-проявления, пространства творчества, социальный комфорт.
Итак, все высшие духовные потребности личности — в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации — это стремления к саморазвитию, направленные на улучшение личностью самой себя, т. е. самосовершенствование.
Важнейшая педагогическая задача учебно-воспитательного процесса состоит в использовании потребности самосовершенствования в саморазвитии личности студента. При этом следует иметь в виду, что мотивация учения значительно обогащается, если в ее основу положить не только и не столько познавательные потребности, а потребности нравственного характера (стать лучше, утвердиться, выразить себя и т. п.), подкрепленные сознательными усилиями воли.
Таким образом, в образовательном процессе ведущей мотивацией становится не познавательная и внешне сознательная, а внутренняя нравственно-волевая мотивация.
В свое время А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирова-ния и развития человеческой личности.
Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению субъекта определенную направленность и активность в данной сфере.
Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта способна стягивать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.
Психологическая доминанта представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А. А. Ухтомского, доминанта — это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека »3.
Доминанты могут различаться и по условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, которые они приносят, тоже могут отличаться по своей ценности и богатству результатов: это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея.
Вся жизнедеятельность человека представляет собой цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты — один из важнейших механизмов самоуправления и «самопсихического» развития личности.
Возникает вопрос: можно ли извне влиять на этот механизм, задавая ему необходимую направленность и силу?
А. А. Ухтомский не только считал, что возможно и необходимо создавать и управ -лять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомен-
дации по воспитанию и коррекции доминантного поведения. «Если вы хотите поддерживать определенный вектор поведения или определенную деятельность на данной высоте, нужно все время воспитывать данную доминанту», — писал ученый4.
По А. А. Ухтомскому, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, — это доми-
нанта постоянного нравственного совершенствования, доминанта на лицо другого человека и доминанта творчества, искания истины.
Для педагогического процесса одной из главных задач является создание и поддержание у студентов доминанты на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
1 Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. М.-Л., 1949.
2Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности: Тексты). М., 1982. С. 10-17.
3 Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения // Собр. соч. в 5 т. М.: МГУ, 1950-1954. Т. 1. С. 296.
Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств
Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике. Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие обучающихся. Но полноценно развивать обучающегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.
Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности педагога — обязательной составляющей современного образования. Саморазвитие педагога — непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений. Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. Что же такое профессионализм? Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и в трудных ситуациях деятельности. Любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К. Д. Ушинский, «учитель живёт до тех пор, пока учится». Давайте разберёмся, что же это такое – самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Педагог готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей и быстрому моральному износу полученных преподавателем знаний. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. На занятиях всё чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний преподаватель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Саморазвитие педагога – важный процесс становления его профессиональных качеств. Как происходит саморазвитие педагога? Это: анализ собственных знаний, составление плана повышения уровня знаний, контроль изучения материала, выбор практических методик работы с обучающимися, разработка плана внедрения практических методик в свою работу, анализ применения новых методик в работе с обучающимися. Поэтому, саморазвитие и самообразование педагога – важный аспект, который в настоящий момент считается необходимым. Каждый педагог непременно должен заниматься вопросом изучения новых методик и повышения своих профессиональных качеств, как в области педагогики, так и в области возрастной психологии. При этом можно использовать как готовые планы саморазвития, так и создавать свои собственные. Анализ работ К. А. Абульхановой — Славской, В. В. Анисимовой, Н. М. Борытко, Н. К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог — специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально — педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога. Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально — личностного саморазвития. Сегодня активно развивается аспект повышения квалификации педагогов. Государство в полной мере осознало, что есть необходимость в правильной подготовке обучающихся к активизации их внутренних талантов и творческих данных. Очевидно, что самое значительное воздействие на подрастающее поколение имеют именно педагоги. Соответственно, в своей деятельности преподаватели непременно должны использовать проработанные методики, а также постепенно внедрять новые методики и анализировать их результаты. Участие педагогов в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в образовательном учреждении позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива техникума, так и для педагогического сообщества в целом. Важную роль в повышении научно – методического уровня педагогической деятельности каждого педагога играет методический совет. В методический совет входят наиболее опытные преподаватели, представляющие различные ступени образования, различные профили преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации педагога. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, разрабатывает программу методической работы. Таким образом, методический совет – это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально – педагогической культуры каждого педагога. К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в образовательном учреждении относятся: предметные методические объединения, проблемные семинары, школа молодого педагога, индивидуальная работа с преподавателями, проведение открытых уроков, научно – педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно – деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты педагогов и другое. Хочется отметить отдельно роль школы молодого педагога. Начинающие преподаватели объединяются под руководством одного опытного педагога. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение целей, содержания, средств, методов, деятельности по организации и управлению и все дидактические элементы занятия и многое другое. Занятия в школе молодого педагога предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт занятий с использованием различных инновационных технологий обучения. Общение молодых преподавателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. Для каждого педагога необходимы курсы повышения квалификации, позволяющие получить те знания, которые сразу же можно использовать на практике, постепенно внедряя их в свою систему образования, общения и воспитания обучающихся. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски. Именно такой подход позволит выбрать систему образования, которая смогла бы обеспечить предоставление обучающемуся всестороннего образования с индивидуальным подходом к личностным творческим аспектам.
Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.
Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.
Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.
Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.
Примерный перечень приложений-подтверждений к портфолио профессиональных достижений воспитателя Аттестация педагогов снова начнется с начала нового учебного года, и чтобы достойно пройти ее, нужно подготовиться заранее! Впереди лето.
Программа саморазвития. Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста Принципы моей работы: — Любить ребенка таким, какой он есть! — Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.
Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
Источник https://infopedia.su/23x46d0.html
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/samosovershenstvovanie-lichnosti-v-pedagogicheskom-protsesse
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/rol-samorazvitija-i-samobrazovanija-pedagoga-v-stanovleni-ego-profesionalnyh-kachestv.html