Конспект лекции для родителей «Экология семьи»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Экология семьи и формирование здорового образа жизни.

Проблемой воспитания здорового образа жизни интересовались еще с давних времен. Такие философы, как Дж. Локк А. Смит, К. Гельвеций и др., говорили о решающей роли воспитания здорового образа жизни в развитии человека и считали, что последнее практически невозможно без первого.

Воспитание здорового образа жизни детей — одна из актуальных проблем в нашем обществе.

Важную роль в формировании здорового образа жизни ребенка играет семья. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

Семья — это самое главное и важное что есть в жизни каждого ребёнка. Она играет самую важную роль в его жизни и определяет его будущее. Каждый член семьи должен создать в ней условия и уют необходимые для формирования здорового образа жизни и тем самым формировать его и у будущего поколения. Здоровье — это неотъемлемая часть существования каждого из нас и только от нас зависит каким оно будет. Родители обязаны приучить детей к здоровому образу жизни, закладывать задатки с раннего детства, приучать его к хорошему, и подавать хороший пример для подражания и лишь только тогда будет у нас здоровый народ и здоровая нация.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.)

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни — главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

2. Общее проживание.

3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей мужа и жены.

Типы семей:

В зависимости от структуры родственных связей семья может быть:

1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников (три и больше поколений).

3. Неполная – в которой отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых «мало детей» с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределения власти различают:

1. патриархальные семьи, где отец является «главой семейного государства».

2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

В зависимости от возраста супругов различают:

1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

Функции семьи:

1. Репродуктивная функция — воспроизводство себе подобных. Чтобы человечество не прекратило свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо что бы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

2. Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.

Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни.

3. Регулятивная функция и функция первичного социального контроля включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами.
4.Обучающая функция
— в семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать.

5. Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.

6. Эмоциональная функция — удовлетворения ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, психологической защите. Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья

7. Экономическая функция — ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Ведение членами семьи общего хозяйства. формирования крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.

8. Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.

9. Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения. 10 . Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирования и расходование домашнего бюджета.

11. Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

12. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

В последние годы семья является объектом все большого числа социологических и социально-психологических работ, осуществляемых российскими и зарубежными исследователями.

Семья представляет собой часть социальной среды человека. В социальной среде выделяют два уровня: макросреду и микросреду. Социальная макросреда — это совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно, положительно и отрицательно воздействующих на личность и изменяющихся в процессе практической деятельности людей (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания).

Социальная микросреда — это часть среды, непосредственно действующая на личность и включающая такие элементы, как «. трудовой, учебный или другой первичный коллектив, семья, школа, близкие друзья, интересующие человека информационные источники и другие явления личной жизни». Семья представляет часть социальной микросреды, в которой человек проводит около трети своей жизни.

Читать статью  13 лучших фильмов о семейных ценностях, которые должен посмотреть каждый

Социологи рассматривают экологию семьи как «область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т. д.».

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Каждый из родителей желает, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровой, без вредных привычек. Во многом формирование здорового образа жизни зависит от традиционной составляющей этого влияния: стиля жизни семьи, способа организации жизни, характера взаимоотношений между супругами, участия обоих родителей в воспитании, правильной организации свободного времени семьи, отношение самих родителей к употреблению алкоголя, курение, применение наркотических веществ.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

первое условие создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;

второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;

третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Психолог В. Каримова, высоко оценивая роль семьи в формировании здорового образа жизни, считает необходимым обратить особое внимание на следующие аспекты:

1. Укрепление всестороннего здоровья народа, нации следует начинать прежде всего с семьи. Для реализации воспитательно-просветительской программы «Здоровая семья» следует привлечь махаллинских советников по вопросам религиозно-просветительного и духовно-нравственного воспитания, женские комиссии, активистов махалли, проводить учебно-методические семинары.

2. К просветительско-пропагандисткой работе по подготовке молодежи к семейной жизни, ее освоению философии здорового образа жизни следует привлекать не только ученых и соответствующих специалистов, но и махаллинских старейшин с богатым жизненным опытом, педагогов и наставников.

Исходя из непосредственной взаимосвязи проблем семейного благополучия и воспитанности детей, следует постоянно обеспечивать надзор общественности за такими важными факторами, как возраст вступающих в жизнь, беременных молодых женщин, их здоровье, семейные условия, отношение к спорту, физическая закалка и др.

Таким образом, из приведенных определений видно, что единой точки зрения, что считать здоровьем человека нет. Но мы можем сделать вывод о том, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья.

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило — «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Формы воспитательной деятельности бывают различного характера:

1. По направленности содержания

2. По характеру взаимодействия и совместной деятельности

— состязательные формы (конкурсы, соревнования);

— зрелищные (спектакли, просмотры кинофильмов);

— продуктивно- созидательные (защита проектов, выставки);

— коммуникативные формы (круглые столы, вечера встреч);

— индивидуальное самовыражение (портфолио и т.д.).

Понятие «здоровье» не имеет четкого определения в научной литературе. Кто — то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это, считая, что если ребенок не болеет, значит он здоров. Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни, поэтому многие дети не используют элементарных правил «чистых рук» и т.д.

Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни. К нему относится — работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья, сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью. Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.

Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности.
Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных соревнованиях.

Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:

— будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи;

— родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни;

— будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни.

— в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семье.

Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка — это та среда, где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Экология отношений: 7 правил

Все мы жаждем любви, но, несмотря на это, не всегда получается построить здоровые и крепкие отношения. Чтобы изменить это, нужно начать с себя. Какие навыки помогут в создании экологичных отношений? Объясняет психотерапевт.

Любить и быть любимым — базовая потребность человека. Мы нуждаемся в этом чувстве до тех пор, пока живы. В отсутствие любви мы можем хвататься за достижение внешних целей, будь то карьера, спасение больных, детей-сирот или животных. Но все это будет только временной компенсацией. Мы все равно остаемся несчастными.

Хронический дефицит любви приводит к депрессии. Лечить ее антидепрессантами — задача отчасти бесперспективная, а в некоторых случаях даже бессмысленная. Почему в современном обществе так много людей страдает от одиночества или нездоровых отношений? Проблема одинаково свойственна женщинам и мужчинам. Просто женщины ее ощущают быстрее и острее.

В чем же причина? В отсутствии «здоровых» мужчин, «нормальных» женщин? В тотальном невезении, в наших недостатках? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберемся, что же такое любовь.

Здоровая привязанность дает ощущение тепла, близости, поддержки. Это постоянный источник уверенности в себе, вдохновения и силы. Если мы страдаем в отношениях, но боимся или не можем расстаться, то эта любовь нездоровая, невротическая. Она разрушает нас, лишает сил и надежды.

Важно понять, что здоровая любовь — это не только яркие эмоции, чувства и физическое влечение. Не нужно ее путать с влюбленностью. Здоровая любовь — это осознанные действия, серьезная работа над собой, развитие определенных способностей. За многие годы психотерапевтической практики я выделила семь необходимых навыков, которые позволяют человеку получать удовлетворение и удовольствие в близких отношениях.

1. Любить себя, заботиться о себе и поддерживать чувство собственного достоинства без всяких условий. Конечно, мы все иногда допускаем ошибки, без этого невозможно прожить жизнь. Но из-за них мы не становимся автоматически «плохими людьми». Мы не должны сами себя унижать и наказывать, не должны позволять никому унижать нас за наше несовершенство.

Читать статью  Постоянное недовольство одного из супругов: разберем причины вместе с семейным психологом

2. Понимать и обозначать свои личностные границы. Какие бы сильные чувства мы ни испытывали к любимому человеку, мы не должны с ним сливаться. Если мы не считаем нужным или не хотим выполнять просьбу, то должны уметь сказать «нет». Если что-то в поведении партнера ранит нас, мы должны уметь уважительно, но открыто выразить свое возмущение и несогласие.

3. Уважать личностные границы партнера. Любимый человек — не наша собственность. Мы должны быть в состоянии услышать и спокойно принять его отказ. Не стоит давить, требовать, вымогать желаемое. Не надо пытаться подчинить партнера, изображая обиду или шантажируя его.

4. Сострадать. Речь не просто о выражении сочувствия близкому человеку. Важно искренне желать и стараться сделать что-то для уменьшения его боли и страдания. Быть включенным в жизнь партнера, заботливо и тактично помогать ему справляться с жизненными испытаниями.

5. Искренне проживать моменты своей ранимости. Не надо прятать свою боль и страх. Учитесь доверять партнеру, открывайтесь ему. Не отказывайтесь от помощи, когда вы болеете, переживаете кризис или потерю.

6. Самостоятельно поддерживать свое эмоциональное равновесие и благополучие. Независимо от того, рядом ли в данный момент любимый человек или нет, и в каком настроении сейчас ваши близкие.

7. Оставаться социально самостоятельным человеком. Развиваться в личностном и профессиональном плане, достигать материальной независимости. Если партнер поведет себя неадекватно, вам не придется подстраиваться под него. Вы будете в состоянии расстаться с человеком, который не уважает вас или причиняет боль.

Потребность в любви и умение любить и принимать любовь — это совершенно разные вещи. Если вы одиноки или страдаете от нездоровых отношений, это не приговор на всю оставшуюся жизнь. Хотите любви — действуйте. Обучайтесь эмоциональной грамотности, развивайте себя, осваивайте экологию любви. Научиться этому не поздно никогда.

Экология семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья для всех её членов является определённым жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто малая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи.

Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из её членов за счёт другого (до определённого времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определённую «экологическую» нишу, т.е. выполняет определённую функцию для поддержания системы.

Часто, ребёнок выполняет функцию связующего звена. Он – или «козёл отпущения», или «непослушный» мальчик, причиняющий массу неприятностей родителям. Он их соединяет – «включает» в работу по его перевоспитанию, или стремиться быть болезненным, слабым, чтобы объединить родителей в заботе о нём.

Таким образом, развитие личности ребёнка в конкретной семье зависит от межличностных отношений в ней, — с одной стороны; а с другой стороны – он сам делает собственный неосознанный выбор, какие и как ему выполнять функции, необходимые для данной семьи.

Очень рано дети начинают воспринимать мир людей вокруг себя и строить свой образ, своё мышление об окружающих их людях и о собственном месте рядом с ними. Однако не всегда поведение детей разумно, с нашей – взрослой точки зрения.

Иногда, из-за неполного понимания окружающего мира, дети выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на окружающих, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.

Единственный ребёнок. Быть одному, маленькому в стране «великанов» не так легко и просто. Нет брата или сестры, они видят перед собой лишь недосягаемых всё умеющих и могущих взрослых, ребёнок остро ощущает свою слабость и несовершенство. Ребёнок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребёнок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему трудно и сразу спешат на помощь. Если в другой семье только на 10-ый «крик» о помощи он её получает, то в такой семье – он и делает первую попытку уже в полсилы. Он себя чувствует «постоянно» нуждающимся в помощи.

Другая их характерная особенность – не имеют const общения с другими детьми, что часто приводит к неверной самооценке. Они склонны считать себя уникальными, ценными, ставят себя выше других. Часто им труднее из-за этого общаться со сверстниками, так как не имеют опыта, как приспосабливаться к характеру других детей, не учитывают их интересов.

Почему в одной семье дети разные по характеру? Каждый ребёнок развивается в несколько различающихся условиях. Со временем мы меняемся; встречается и общается не только со взрослыми, но и с братьями и сёстрами.

Младший ребёнок – ориентируется на родителей, но и на старших брата или сестру.

Средний ребёнок – в более сложном мире – «сверху» ограничены старшими, «снизу» — младшим ребёнком.

Старший ребёнок – общался только со взрослыми, но затем был «свергнут» следующим ребёнком.

Поэтому, все эти обстоятельства способствуют развитию такой личности, которая отличается от других; вынуждают детей искать своё место под солнцем; вынуждают искать свой способ приспособления. Главное, чтобы ребёнок сам выбрал такой свой путь, который был бы полезен с точки зрения развития личности; полезен для приспособления к более широкой социальной среде; который бы повышал веру в свои силы.

Как могут им помочь родители?

Во-первых: понимая сложности, которые возникают перед детьми, тактично направлять их на более правильный путь.

Во-вторых: более терпимо относиться к индивидуальным проявлениям их личности; к их проблемам и ошибкам.

В-третьих: поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Ребёнок осмысляет отношение родителей к себе

Удивительно часто мы, взрослые, уходим от ответственности и понимания психического состояния детей. Часто, находя аргументы, типа: «плачет в саду? – но ведь, сколько игрушек, общения …»; «что он хочет? – и так отгородили от всех забот, от неприятных сторон жизни»; «…… — мы его и так любим». Эти аргументы нам удобны. При их помощи мы избавляемся от нужды глубже разобраться в переживаниях ребёнка, в его горечах и заботах. «…У меня проблема о-го-го. А у него? Какие заботы могут быть у него?» Удобная позиция, не правда ли? Не верьте иллюстрациям со смеющимися детьми. «Никогда в жизни человек не проливает столько слёз, как в детстве, и они не менее характерны для жизни детей, чем широкая улыбка или смех!

  1. Дети интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций.
  2. Понять своих детей можно, только с уважением и объективно относясь к их переживаниям.

Ребёнок приходит к 4-м условным позициям на основе своего жизненного опыта и его общения — по отношению к родителям и к самому себе.

  1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
  2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.
  3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
  4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое!

1-я позиция – способствует положительному опыту общения с людьми, особенно с отцом и матерью. Она формируется в семье, в которой ребёнок чувствует собственную близость к родителям; родители и дети включены в общую деятельность. Внешние отношения родителей и детей выглядят так: положительный эмоциональный фон взаимодействия; признаётся автономность, своеобразность личности ребёнка, его право на выбор; признавая права ребёнка, родители не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать свои собственные планы.

Дети с этой позицией имеют смелость пробовать, рисковать, склонны целеустремлённо чему-то учиться.

Они выражают первичные, основные установки на жизнь; результат сложной эмоционально-познавательной деятельности ребёнка.

Это огромные точки, дающие ребёнку смелость и ориентирующие его в сложном мире человеческих отношений.

2-я позиция — в семьях с преобладающим культом ребёнка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. Ребёнок рано понимает, как он значим для родителей, но уже в дошкольном возрасте не считается с окружающими, действует наперекор их требованиям. Ребёнка ругают, а он даже не понимает, что существуют интересы других людей; что они не менее ценны, чем он. Но родители бояться истерики ребёнка, и их отступление идёт часто с привкусом самоунижения, невольно сами возвышают отрицательные черты поведения своего ребёнка. «Какой он всё-таки сильный, незаурядный мальчик. Он всегда добьётся своего!» но для этого его должны окружать такие же «служители», какими были его родители. А так как это маловероятно, в реальности такой ребёнок сталкивается с большими проблемами в отношениях со сверстниками, с другими взрослыми людьми.

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека и, в конечном счёте, привести к трагическому концу одинокого, озлобленного на всех человека.

Необходима коррекция такой — возвышающей только себя – позиции ребёнка. Но корректировать необходимо не высокую самооценку ребёнка (как можно ошибочно подумать), а не соответствующее реальности понимание других людей как менее ценных, как существующих ради него. В какой-то момент необходимо его оставить 1 на 1 с противоречиями, которые возникли из-за неправильного понимания Мира межличностных отношений. Чем это раньше произойдёт, тем лучше! Больше шансов на успех.

Как и в каких семьях это происходит?

  1. Из-за возникшего чувства неполноценности своей (ничего им, простым людям, жизнь не сулит), родители себя считают неудачниками. Это приводит к замыканию в себе или в кругу семьи. Ребёнок становится средством общения с миром; средством, с помощью которого они смогут реализовать свои надежды, мечты. Ребёнок рассматривается ими как более сильный, чем они. Но с 1-ой стороны – они восхищаются его силой, нахальством, хитростью. А с другой – их начинает не удовлетворять его пренебрежительное отношение к ним. Они решают это изменить, но делают это нерешительно, непоследовательно, что существо отношений не меняет.
  2. В других семьях – где долго не могли родить ребёнка, при всём их желании. Такого ребёнка воспитывают в «тепличных условиях». Родители сами позволяют «захватить власть» в семье ребёнку.
  3. В неполных семьях, где мать намерена посвятить себя воспитанию единственного ребёнка.

Во всех этих случаях родители так и не понимают, или слишком поздно понимают нюансы, позволившие ребёнку занять данную позицию. (На рисунке дети себя рисуют ярко, а фон серый – всё остальное).

3- я позиция – Почему она возникает?

Ребёнок не запланирован, мать обманута или ребёнок рушит её далеко направленные планы. Пока она раздумывает (оставить беременность или нет) уже есть первый конфликт (мать/дитя). Родившись (по воле мужа, его родни, или по вероубеждениям) ребёнок «не видит» радости на лице матери от своего рождения. Он остаётся препятствием для выполнения её планов.

  • Оно (отчуждение) исчезает, если пробуждается или побеждает материнский инстинкт (ведь в недрах каждой женщины чувство материнства запрограммировано).
  • Чувство материнства подавлено чувством ностальгии по несбывшимся девическим грёзам или жизненным устремлениям.

Эти отрицательные эмоции периодически всплывают в разных формах: чрезмерной требовательности, или чрезмерным желанием const вмешиваться в мир личных переживаний ребёнка, или в виде отчуждения, отгорожения от ребёнка.

Недовольство ребёнком таким, каков он есть

Родители любят фактически не конкретного ребёнка, а ими вымышленный образ. Родители const чувствуют раздражение – из-за подвижности, активности ребёнка; медлительности (флегматичности) ребёнка «быстрей-быстрей!»; или хотят и относятся к ребёнку, как к куску глины. У ребёнка возникает мысль: «Я недостоин любви родителей. Я никуда не гожусь!»

Хорошо, если родители знают, какого и каким человеком они хотят вырастить своего ребёнка. Однако, недовольство им – каков он есть – вызывает ощущение: «не долюбим, не ценён…». Придти к такому выводу – что ты нелюбим — значит испытывать на себе тяжёлый груз горьких разочарований. Они разнообразны, накапливаются в душе ребёнка незаметно как бы, понемножку. Но какой-то факт вызывает вдруг сильную, не соответствующую данной ситуации эмоциональную реакцию ребёнка (рождение второго ребёнка, оставление на выходных у бабушки, рядовые – несправедливое наказание). Тяжесть переживания ребёнка выдаёт глубокое уныние, неутешный, ни к кому не обращённый плач. Это первое осмысление себя как ненужного, нелюбимого.

Читать статью  Что такое патриархат в современном понимании?

Как переубедить ребёнка? Объяснить по-взрослому необходимость принятия этого решения (в детский сад, интернат – надо маме выходить на работу; далеко расположена школа и плохо ходит транспорт). В душе ребёнка «бурлит океан чувств». Тот период происходит интенсивная внутренняя работа по обдумыванию собственного отношения к родителям и их – к себе.

Ребёнок должен преодолеть мысль, он – лишний, он оставлен всеми – он один на всём свете. Может возникнуть недоверие – «Все они такие. Они могут обмануть тебя в любой момент». Если родные когда-то пугали ребёнка: «отдадим в интернат, в больницу…» вдруг попав туда по какой-то причине, ребёнок а) «соглашается» как бы с родителями да, я плохой; я делаю-совершаю плохие поступки; поэтому я здесь…

Но – это тяжёлое чувство, ведущее к потере самоуважения, к признанию своей грешности. Он за «избавление» семьи от него.

Но есть и второй путь объяснения ребёнком поступка родителей. Забывается положительные моменты в семье. Он признаёт «плохость» семьи, родителей. Ребёнок злиться на себя! На свою привязанность к родителям! Что он мечтает восстановить былые отношения с родителями. Если бы «увидеть» его внутреннее состояние – это смесь злости, обиды, любви к родителям. Он делает всё назло: «Вы со мной так, и я с вами так». Ребёнок психологически защищается – от закипающих эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи: «Если родители плохие, для семьи я не нужен, то зачем я переживаю».

Оба случая тяжёлые. В первом ребёнок идёт на самобичевание, а в другом – на разрыв с семьёй. Вот почему своевременное и честное объяснение причин необходимы!

Что мы достигаем этим?

  1. Ребёнок видит и ему помогают увидеть истинные причины предстоящей разлуки.
  2. Ребёнок имеет время на уточнение своих подозрений не у чужих людей, а у родителей.
  3. Он осмысливает предстоящее событие не в уже чужой обстановке, а в спокойной атмосфере своей семьи.
  4. Ребёнок понимает: «Я любим, я люблю вас, но так сложились обстоятельства, что мы на время вынуждены расстаться».

Но как разлука с семьёй – воспринимается и недостаток внимания, любви, заботы!

Но иногда дети считают, что они только тогда значимы, если родители всё внимание отдают только ему. На что ухитряются дети? Это – «постоянные хныканья», назойливость и приставания, вплоть до «дёрганья» родителей – фантазия детей не имеет границ. Использование физической силы – «шлепка» — показание слабости родителей, их беспомощности. Этот шлепок – их последний и единственный «аргумент». Отношения родители-дети переходят в стадию «борьбы за власть» или «силовой борьбы». Эта война вредна и тем, и другим: ребёнок укореняет своё ошибочное отношение к семье, неправильно самоутверждается. Родители вообще изматываются в борьбе с «невыносимым» сыном или дочерью.

Чем дальше, тем сильнее слабеют положительные эмоциональные связи. Установлено, что дети ведут эту войну с наименьшими душевными затратами, чем их родители.

«Силовая» борьба указывает на уже серьёзные нарушения внутрисемейных отношений. Большую ошибку сделают родители, если усилят наказания или ограничения к ребёнку. Отношения внешне могут наладиться. Но «проиграв» вам битву ребёнок сделает вывод: «Вы мне доказали, что я слабый и плохой. Вы сделали мне плохо, и я отомщу вам за это».

Часто дети затем мстят, но их поступки вызваны импульсами, источник которых – неосознанное желание досадить родителям. Поступая так, ребёнок ещё больше отвергается родителями. Но на самом деле, выбранный ребёнком путь лишь «кричит» о том, как ему плохо, как одиноко он себя чувствует, как ему не хватает понимания и эмоционального тепла! Иногда кажется, что он сам ведёт себя в «пропасть» (он всё более теряет доверие и родительскую теплоту. На него начинают смотреть как на «зверёныша». Поведение его приобретает смысл: «Я нехорош, но и вы тоже плохие. Вы поступаете со мной жестоко, и я с вами буду себя так вести. Все ведут себя так, чтобы причинить боль другому!»

Эта позиция ошибочна, но она спасает самоуважение ребёнка. Позиция «вы хорошие, я – плохой» значительно мучительнее, чем позиция «вы – плохие, я – тоже плохой».

4-я позиция. Когда ребёнок «мстит» взрослым, родители ещё что-то значат для него. Он в глубине души старается и надеется, что вот вдруг они его услышат, увидят бурлящий «котёл» его чувств и начнут любить его, заботиться о нём. Детская мысль имеет подтекст: «посмотрите, как мне плохо…». Это крик о помощи.

Полное безразличие к родителям, отгороженность от них указывает на ещё большее психологическое расстояние между родителями и ребёнком.

Дети теряют веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам что-то стоит. Он стремится отгородиться от всех; не прилагает никаких усилий, чтобы изменить отношение к себе. Его поведение, его взгляд, мимика лица говорит: «Оставьте меня в покое…». Ребёнок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки – всё ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя.

Почему он так себя ведёт? Ведь ему не хватает понимающего, заботящегося о нём взрослого человека? Но помните, надежду на это ребёнок уже давно потерял. Что он ожида6ет от взрослого? Наказаний, поучений, унижения чувства собственного достоинства. Этот опыт побуждает его быстрее и навсегда избавиться от внимания взрослого.

Особенности взаимоотношений растущего человека и взрослого имеют огромное – громадное значение в социализации ребёнка. Отрицательное отношение ребёнка, его отгороженность от взрослого ведёт его вниз по ступеням социального развития. Часто можно встретить во вспомогательных школах детей с нормальным интеллектом. Почему? Дети на раннем этапе своего развития оказались обескураженными, а их стремление отгородиться посредством показной глупости, было принято окружающими за умственную отсталость. Что сделать? Возвратите ребёнку веру в себя и в безопасность в окружении взрослых – и они будут учиться в обычной школе не хуже других.

Встречаются даже случаи, когда за интеллектуально неполноценных принимаются одарённые дети, но их отношения со взрослыми сложились крайне неблагоприятно. Интеллект становится малополезным, когда ребёнок не знает, для чего его использовать или не видит в этом смысла.

Все эти изменения происходят не автоматически, а через осмысление происходящего ребёнком. Они имеют свою логику, и помочь ребёнку можно лишь разобравшись, поняв, что происходит в чуткой детской душе, а не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.

Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает

Забота о ребёнке: «но забота заботе рознь».

  1. Забота как «толкач». Ребёнок должен сам увлечься музыкой или спортом, видеть смысл – что они дадут впоследствии.
  2. Забота как охрана или опека. «Маменькин сыночек» — пример чрезмерной заботы (не сын, а бабушка звонит и узнаёт домашнее задание, проверяют сами его портфель)

Ребёнок должен сам найти свой путь и сам преодолеть – научиться — любые трудности. Ведь это его проблемы, а не родителей. Помощь родителей необходима, но не путём их устранения, а подсказать возможные варианты их решения. Взваливая все трудности ребёнка на свои плечи, родители делают ему «медвежью» услугу. Должен существовать демократический принцип: признание, что помимо наших взглядов, мнений, вкусов, мыслей имеют право на существование мнения, взгляды другого человека. Позиция родителей:

    • хотя мне нравиться это, я рад, что ты выбрал то, что нравится тебе,что ты поступаешь так, как сам считаешь правильным;
    • я знаю, что ты встретишься с трудностями, но ты сам должен их предвидеть, справиться с ними. Если ты захочешь, я помогу тебе.

    Каждый человек, а особенно ребёнок имеет колоссальные возможности развития. Он склонен совершенствовать себя, своё отношение к миру. Самый лёгкий способ помешать ему в этом – не верить в его силу и мудрость.

    1. Сколько времени уделять ребёнку? Ребёнку важно не количество проведённого с ним времени, а качество (как провели, чем занимались).

    До 3-х лет – присутствие родителей создаёт ему чувство безопасности.

    До 7-и лет – ребёнок, будучи в гостях, делает «вылеты с авианосца-матери», постоянно возвращаясь. И лишь спустя время осваивается.

    Более старшего возраста – необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителями как личности с личностью. Он тоже стремится к тому, чтобы с ним считались, его уважали.

    Пример: 10 минут по дороге в детский сад. Отец/мать и ребёнок многое успевают друг другу сказать; обдумать план на день или вечер. Или: 10 минут дороги – но они её проходят молча! Они не общаются, они просто рядом.

    Совет: Есть моменты и у взрослых, и у детей, когда никого не хотят видеть. Что проку от такого общения? Общайтесь только тогда, когда действительно вы на общение настроены.

    Игра – детский способ познания окружающего мира. Совместная игра – лучший способ узнать, что волнует ребёнка, как он воспринимает вас и других окружающих людей.

    Пример: «Семья» — поменяйтесь ролями. «Столовая» — оставьте место для его инициативы, творчества, возможности ошибаться. «Любая игра, предложенная ребёнком» — не давите своим авторитетом; вы – равноправный участник игры. Ведь игра – важный фактор психического развития ребёнка.

    Три варианта общения и их положительные стороны

    1. Включая ребёнка в свою деятельность (уборка, приготовление ужина) – он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость; учится определённым нормам поведения.
    2. Когда сообща что-то решаете – ребёнок учиться выбирать то, что нравиться не ему одному, а всем. Он учиться общаться на равных.
    3. Когда вы включаетесь в игровую деятельность – вы сами учитесь понимать ребёнка. А у ребёнка возникает чувство партнёрства с родителями.

    А самое главное – во всех случаях общения, если ребёнок получает удовольствие от общения, он чувствует, что вы его любите и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.

    Любящий родитель должен выражать нежные чувства, так как чувство «безоговорочной любви» создаёт у человека чувство, что он принимается другим человеком таким, какой он есть, со всеми чудачествами, недостатками, достоинствами. Это чувство – ценнейшее достояние, основа для самого человека – уважение самого себя и, кроме того, фундамент для роста человека.

    Оценка самого поступка, а не личности, должна быть и может быть критичной. Нужно признавать право ребёнка на ошибку. Часто взрослые делают ошибку: оценивая поступок – дают оценку личности.

    Если ребёнок спрашивает: «Любишь ли ты меня?», это означает: 1) сомнения, смятения ребёнка насчёт самого себя; 2) страх – не будет ли он отвергнут родителями, совершив плохой поступок. В подобной ситуации не надо стесняться выразить свои добрые чувства, ребёнок должен знать о них.

    Пример: Покупка игрушечной машинки. Сыну понравилась красная, а отец купил дорогую, красивую. На лице ребёнка смущение, тайком – уходя из магазина – он смотрел на ту, красную.

    Ошибка – отец забыл, кому делает удовольствие.

    Пример: Подарки от Деда Мороза. Одним – лучше, а кто плохо вёл – хуже. Но помните – Дед Мороз делает подарки не из-за положительного или отрицательного поведения, а потому что дети просто есть!

    Пример: Подмена подарком самого себя! Если вам ребёнок по телефону сказал, что «ему ничего не надо, он вас очень ждёт на свой день рождения» — то лучше приехать самим, а не прислать самый дорогой подарок.

    Поверьте! Внутренний мир ребёнка интересен и привлекателен! Он отличается от вашего, но ничуть не хуже и не скудней!

    Источник https://infourok.ru/konspekt-lekcii-dlya-roditeley-ekologiya-semi-2745118.html

    Источник https://www.psychologies.ru/standpoint/ekologiya-otnosheniy-7-pravil/

    Источник https://multiurok.ru/blog/ekologiia-semi.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *